Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
правовое государство / либерализм / социальная политика / социальное государство. / Rule of law / liberalism / social policy / social state.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вестов Фёдор Александрович, Фаст Ольга Фёдоровна

статье рассматриваются отдельные аспекты правового государства в процессе их реализации в социальной политике по формированию социального государства в России. Учитывается опыт и значимость международного опыта в разработке институтов социальной политики либерально – демократического правового государства, прежде всего стран Западной Европы. Сделана попытка определить значимость отдельных институтов правового государства в поступательном развитии направлений социальной политики России. Определено отмечается, что правовое государство осуществляет своё воздействие на социальную политику в интересах человека, что и соответствует признакам социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF THE RULE OF LAW, IMPLEMENTED IN THE SOCIAL STATE

The article deals with certain aspects of the rule of law in the process of their implementation in social policy for the formation of a social state in Russia. It takes into account the experience and significance of international experience in the development of social policy institutions of a liberal – democratic state governed by the rule of law, primarily in Western Europe. An attempt is made to determine the significance of individual institutions of the rule of law in the progressive development of the directions of social policy in Russia. It is also noted that the rule of law state exerts its influence on social policy in the interests of the individual, which corresponds to the characteristics of the social state.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ»



УДК 34

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

THE MAIN ASPECTS OF THE RULE OF LAW, IMPLEMENTED IN THE SOCIAL STATE

© Вестов Фёдор Александрович

Fedor A. Vestov

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

PhD (Legal), Associate Professor, Professor of the Department of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И vestovfa@mail.ru

© Фаст Ольга Фёдоровна

Olga F. Fast

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций» (г. Москва).

PhD (Law), Associate Professor of the Department of Civil Law, Disciplines, Institute of world civilizations (Moscow).

И fastolga@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты правового государства в процессе их реализации в социальной политике по формированию социального государства в России. Учитывается опыт и значимость международного опыта в разработке институтов социальной политики либерально — демократического правового государства, прежде всего стран Западной Европы. Сделана попытка определить значимость отдельных институтов правового государства в поступательном развитии направлений социальной политики России. Определено отмечается, что правовое государство осуществляет своё воздействие на социальную политику в интересах человека, что и соответствует признакам социального государства.

Ключевые слова: правовое государство, либерализм, социальная политика, социальное государство.

Abstract. The article deals with certain aspects of the rule oflaw in the process of their implementation in social policy for the formation of a social state in Russia. It takes into account the experience and significance of international experience in the development of social policy institutions of a liberal - democratic state governed by the rule oflaw, primarily in Western Europe. An attempt is made to determine the significance of individual institutions of the rule of la w in the progressive development of the directions of social policy in Russia. It is also noted that the rule oflaw state exerts its influence on social policy in the interests of the individual, which corresponds to the characteristics of the social state.

Key words: Rule oflaw, liberalism, social policy, social state.

П

равовое государство в современ-. ных условиях развития государственности, является своеобразной точкой отсчёта для разнообразных нормотворче-ских и правоприменительных практик. Оно

задаёт им определённые смысловые и функциональные рамки. Когда российский законодатель на федеральном и местном уровнях власти формулирует свою позицию по какому-либо конкретному правовому вопросу, то он сооб-

%

SIS4Ü'

разует свои формулировки и своё понимание их смысла с тем, что решением этого вопроса будет управлять именно правовое государство. А также с тем, что решение вопроса не должно навредить вере граждан в свои возможности и дальше сотрудничать с государственными институтами на почве права и своих политических представлений о нём [1].

У разных групп граждан в современной России существуют разные, в зависимости от их политических и правовых интересов и возможностей, отношения к конституционному и текущему законодательству Российской Федерации. После общенародного принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, продолжаются периодические высказывания и соображения в пользу необходимости дальнейшего внесения изменений в Конституцию РФ и критика уже внесённых. Это свидетельствует о том, что граждане России могут свободно высказывать своё отношение к существующим, на их взгляд, проблемам и за это их никто не преследует, если они действуют в рамках правового поля.

Тем не менее, большинство участников правовой жизни в нашей стране на сегодняшний день объединяет вера в то, что, какую бы демократию мы сегодня и завтра в России не строили, в любом случае первым шагом в этом направлении должно быть создание и упрочение правовой государственности. Одновременно общую веру в правильности этого первого шага подрывать нельзя в решении и малых и больших правовых вопросов [2].

Ещё одно измерение правового государства - фактически институциональное. В большей или меньшей мере, но в большинстве стран современного мира это измерение не вполне совпадает с нормативно-идеологическим его восприятием. Где-то здание правовой государственности выстроено последовательно, устойчиво, в максимальном соответствии с теми принципами и нормами государственного строительства, которые прописаны в конституциях. Где-то, как в современной России, институты правового государства существуют, как в конституционном правовом поле, так и вне него. Такое отклонение реального процесса государственного строительства от конституционной нормы, само по себе, не делает современное Российское демократическое государство ни лучше, ни хуже, других государств современного мира.

В первую очередь, в плане его способности реагировать на внутренние и внешние угрозы, а также с точки зрения потенциала развития и способности решать масштабные социально-экономические задачи, как внутри страны, так и со своими соседями [3]. У Российского государства, в силу естественных условий его развития на рубеже минувшего и нынешнего веков, сложился свой специфический институциональный дизайн [4, 5]. Этот дизайн, может быть, не всегда, в целом и в деталях, соответствует тому нормативному образцу российской

правовой государственности, которую рисует Конституция РФ. Это обуславливает в соответствии с нею и внутренней свободой граждан, правосознание отдельных людей и социальных групп в российском обществе. Этот дизайн, тем не менее, достаточно устойчив. Это позволяет говорить о том, что правовое государство, в своём институциональном измерении, в России сегодня является реальностью.

Самостоятельность и значимость другого, функционального измерения, в котором существует правовое государство, сегодня особенно заметны в тех странах, которые переходят от одного политического и правового уклада жизни к другому. Это относится и к современной России. В условиях нынешней глобализации это, чаще всего, переход к институтам и нормам либеральной демократии в её современном европейско-североамериканском исполнении. Для такого перехода очень важен конечный положительный результат. По этой причине общества и элиты, занимающиеся строительством правовой государственности, изначально сообразуют свои действия с этим ожидаемым результатом. Под него они подстраивают многие нормативные и институциональные параметры этой государственности.

В частности, например, целенаправленно усиливают влияние силовых структур в системе правовой государственности, гражданского общества [6]. Но, на первое место по значимости обычно выходят требования к функциональности государственных институтов и правовых норм. Функциональность является во многих случаях ключевым маркером для наделения действующего государства статусом правового государства. Если институты государства и правовые нормы позволяют решать проблемы управления общественной жизнью и защиты от внешних и внутренних угроз, то правовым статусом, как в случае с Российской Федерацией, с полным основанием может обладать государство, в чём-то не соответствующее «мировым стандартам».

С другой стороны, в истории последних десятилетий немало примеров того, как стремление элит привести институты государства и правовые нормы в максимальное соответствие «мировым стандартам» в ущерб их реальной функциональности, имело следствием потерю государством своего правового статуса в глазах части своих активных граждан. Институционально и нормативно оформленное по всем «стандартам», но не функциональное правовое государство в ряде случаев становилось объектом претензий граждан и элит. Они требуют, чтобы в государстве были не только хорошие законы, но чтобы и само государство бы эти законы использовало в дальнейшем лучше, чем в настоящий момент. А заканчиваются сегодня часто такие претензии к функциональности правового государства «цветной революцией». И в уже функционирующем правовом государстве начинаются

конституционные реформы, вносятся радикальные изменения в текущее гражданское и уголовное законодательство, а иногда дело доходит и до прямого вне-правового насилия.

«Цветные революции» (если принимать во внимание не только их технологические аспекты, но также и их идеологические мотивации в гражданском сознании) в минувшие два десятилетия нового века стали популярным инструментом борьбы обществ и элит за усиление не правовыми методами правовых начал в действующих правовых государствах [7].

Правовое государство существует в своём историческом измерении, в виде аккумуляции в нормах права и управленческих функциях, на реализацию которых ориентируют свою активность действующие институты правового государства, имеющегося в обществе исторического опыта. Это опыт в строительстве самого правового государства России, и опыт тех внутренних и внешних сил, которые такому строительству прежде и сейчас стремятся помешать.

Правовое государство в этом измерении предстаёт тем историческим выбором, который был некогда сделан предшествующими поколениями [8]. Выбор этот был проверен ходом истории. А потому правовое государство, в этом измерении, предстаёт перед нами в виде «традиции государственности», приверженность которой человека или общества свидетельствует об их нормальной включённости в правовой и политический процессы.

Правовое государство существует, наконец, в психологическом своём измерении. Как ожидание более совершенных, чем ныне существующие состояния государства и общества. Как та самая «идея государства», о которой в минувшие столетия много писали правоведы и филосо-фы[9,10]. Как идея «вселенского порядка», обеспечивающего максимальный уровень защищённости и максимальные возможности развития для личности и общества, политики и экономики, культуры и права. Правовое государство в массовом гражданском сознании существует, как предчувствие тех времён, когда настолько вся общественная и государственная жизнь будет организована «по закону», что, вероятно, и само правовое государство станет другим. Оно больше будет в своей деятельности учитывать требования справедливости, общественной морали и общественных традиций.

Правовое государство существует в идеологическом измерении. Иногда оно имеет более выраженный, демонстративный характер, как в советское время.

Иногда в теории и практике государственного строительства имеют вид готовности граждан в повседневной и политической жизни следовать традиционным, либо «общечеловеческим» ценностям. Либо готовности верить в уникальность своего опыта государственного и правового развития. Это превращает наши нынешние представления о правовом государстве, а вместе с ними и современные практики функционирования правового государства, во многом, в продукт соперничества разных политических сил, стремящихся закрепить за собой право и возможности транслировать в сознание граждан «истинное», то есть, своё понимание сути и признаков «правового государства».

Не так давно в научных и политических кругах, да и в современных условиях это продолжается, активно обсуждались политические перспективы идеи «суверенной демократии» в «суверенном государстве». Это, в определённом смысле, знаковый момент, потому что это попытка создать нечто, по функциональности идентичное идеологическому измерению существования правового государства, а по смыслу альтернативное тому его классически-идеологическому измерению, в котором оно существовало в течение минувших двух столетий.

В своём идеологическом измерении правовое государство является продуктом идеологической борьбы. Пока это имеет место в государствах, обладающих свойствами правовых государств, идеологическое измерение будет оставаться значимым для понимания нами современного состояния и обозримой перспективы правового государства. Результаты, измерения, в которых в современном мире существует правовое государство, разнообразны. Это разнообразие позволяет понять причину, по которой и исторически и сегодня существуют очень разные представления о нём и о том, в частности, какова должна быть оптимальная стратегия построения правового государства.

Благодаря такому разнообразию, сегодня в России структурно целостная и содержательно непротиворечивая (идеальная) программа строительства демократического правового государства. Однако представление о путях и способах такого строительства, не складывается не только в сознании большого числа российских граждан. Такая программа не складывается сегодня и в сознании специалистов. Тех, кому по роду образования и деятельности предстоит направлять общественную активность в русло строительства правового государства в нашей стране [11].

Вместе с тем, в конституции России закреплён маркер, который, в определённой мере, принуждает объединять усилия различных общественных сил искать компромиссы в строительстве правового государства - это признание Российского государства социальным. В социальном государстве разрыв между богатыми и бедными должен быть минималь-

%

SIS4Ü'

ным, в крайнем случае, беднейшее население должно ощущать заботу правового государства, гражданского общества в обеспечении минимума нормального существования человека.

В этих целях в государственной политике современной России особое внимание уделяется экономической и социальной политике. Эта самостоятельная область, в которой началось государственное вмешательство в общественные процессы страны. Она стала формироваться несколько столетий назад в Германии исходя из теории необходимости обеспечения всеобщего благополучия [12]. В настоящее время социальная политика также является важнейшей областью деятельности институтов гражданского общества в правовом государстве. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, представляет собой направление реализации социальных проблем населения, при его всё большего обнищания в результате обесценивания труда.

Как отмечает Балюшина Ю. В. - социальную политику можно рассматривать как проведение конкретных видов деятельности связанных с обеспечением минимального уровня социальных благ наиболее уязвимым слоям населения страны [13, с. 57]. Это соответствует основному положению правового государства, вся деятельность которого должна быть направлена на наиболее полное удовлетворение минимальных потребностей гражданина своей страны и создания условий для наиболее полного обеспечения своих потребностей своими собственными усилиями самих граждан.

От имени государства в реализации данной задачи занимаются все уровни власти, а так же органы местного самоуправления, составляющих на данном этапе развития России единую систему публичной власти. Перед ними стоит задача согласования усилий по стабилизации отношений в обществе посредством согласования интересов различных слоёв населения. Это станет возможным при осознании в обществе, что имеющиеся проблемы решаются на основе основного принципа современного правового государства - реализации требований социальной справедливости.

При характеристике структуры социальной политики выделяют следующие уровни: государственная политика, деятельность негосударственных образований, социальных групп, а так же отдельных личностей, имеющие своей направленностью самовоспроизводство и развитие[13, с. 57] в обществе. Одновременно выделяют подуровни государственной и негосударственной социальной политики. Прежде всего, под этим понимается «политика органов государственной власти региона в пределах его территориальных и социально экономических границ и органов местного самоуправления, муниципальных организаций» [13, с. 57], общественных формирований, граждан по обеспечению важнейших социальных потребно-

стей для плодотворного развития личности. Иными словами, данный вид управленческой деятельности реализует интересы государства с учётом специфики субъектов федерации.

Местное самоуправление выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявления его социальной активности, способности участвовать в управлении общественными делами и быть за них ответственными. При этом оно интегрировано в общую систему управления делами общества. Следовательно, политика органов местного самоуправления является самостоятельным решением населения возникающих вопросов местного уровня. Таким образом, она направлена на развитие основных отраслей муниципального образования по обеспечению поступательного развития социальной сферы в целях обеспечения целостности местного сообщества и разрешения в нём возникающих социальных проблем на своём уровне по удовлетворению потребностей населения [13, с. 58]. Особое значение для органов местного самоуправления имеет организация досуга населения в свободное от работы время [14, с. 218-219]. Рассмотренный выше подход характеризует структуру социальной политики, но не раскрывает её содержания.

Содержанием социальной политики, по мнению Э. Г. Зайнышева, является два компонента: научно-познавательный, представляющий собой результат осмысления предыдущей направленности социальной политики, выражающийся в формулировании концептуальных направлений политики, и практически-организационный, который выражается в осуществлении, реализации выбранных на всех уровнях и подуровнях концепций [15].

Таким образом, социальная политика, являясь часть внутренней политики государства, призвана регулировать отношения между государственными институтами, социальными группами и индивидами , для достижения поставленных в обществе целей. Реализуется социальная политика соответствующими институтами государства и гражданского общества на уровне федеральных учреждений, субъекта федерации и местного органа самоуправления.

Вместе с тем, взаимосвязь социальной политики и духовной сферы общества [15] проявляется и в идеологическом аспекте, который, в определённой мере, заложен в обновлённой Конституции России, и определяет цели и общую направленность социальной деятельности граждан по сохранению и изменению сформировавшихся в обществе общественных отношений.

Поскольку в настоящее время одной из глобальных проблем является возрастающее противоречие между богатством и бедностью, то и социальная политика приобретает глобальный характер, и она направлена на улучшение положения бедных, повышения их уровня жизни, как через реализацию национальных программ, так и создания условий для успешной саморе-

■^mi

SISK^ '

ализации личности в различных сферах деятельности. В преодолении имеющихся противоречий между богатыми и бедными, положительную роль могло бы сыграть взаимодействие, сотрудничество, добросовестная конкуренция, позволяющие поступательно преодолевать указанную проблему совместными усилиями. Однако, к сожалению, практическая деятельность в этой сфере, многими государствами направлена на разъединение этих усилий.

Россия неоднократно призывала мировое сообщество к объединению усилий в решении имеющихся в мире проблем. Но понимания и поддержки у стран Запада не нашла. В связи с этим, необходимо искать резервы внутри страны. Практика показывает, что это возможно. Например, в борьбе с пандемией. Все уровни власти и управления принимали и принимают самое активное участие в разрешении этой проблемы и надо отметить, что это позволило в России успешно повысить количество прививаемых граждан, от инфекции. Совместные усилия различных структур на федеральном и региональном уровнях позволили уменьшить количество заболевающих, как в Москве, так и в регионах.

Разрешение большинства социальных проблем обеспечивается не только материальной поддержкой, заложенной в бюджете, но и осуществление иных действий (волонтёры, наставничество, общественные тренеры и тому подобное), которые в согласовании и объединению с государством и гражданским обществом, помогают гражданам преодолеть возникающие социальные проблемы. Особенно это обусловлено тем, что в век цифровых технологий они используются разными социальными группами, как в интересах общества, граждан для качественного, справедливого их решения в рамках законодательства [16], так и вопреки этим интересам (например, преступный мир) [17].

Одновременно, важнейшее значение для поступательной реализации социальной политики в обществе имеет объединение усилий, как между имеющимися религиозными организациями в России на высшем федеральном уровне по участию в решении социальных проблем, так и между ними и институтами гражданского общества, занимающихся этими проблемами на уровне субъекта федерации, так и местных органов самоуправления. Это может стать хорошей основой по нравственно - религиозному воспитанию по месту нахождения культовых учреждений. Вовлечение в процесс разрешения социальных проблем: прихожан, молодёжь, подростков, по формированию не только постулатов религии, той или иной религиозной общины, но и организации с их помощью, через верующих, имеющих авторитет в той или иной сфере (спортсмены, артисты, художники, блогеры и тому подобное), позволит осуществить положительное воздействие на граждан. В конечном счёте, это позволит изменить взгляды отдельных членов общества по положительному восприятию окружающего мира. Координатором усилий религиозных организаций и общественных формирований (партий, союзов, несистемной оппозиции и других формирований, а также активных атеистов) по улучшению социального положения граждан, возможно через формирование из их представителей координационного совета на уровне муниципалитета. Он должен заниматься не политическими вопросами, как в целом сформированные общественные палаты на региональном уровне, а социальными проблемами жителей данного региона.

Рассмотренные нами отдельные аспекты воздействия формирующегося правового государства России на социальную политику, позволит реализовывать основные институты социального государства в интересах человека, с одной стороны, а с другой, позволит формировать у населения позитивное восприятие институтов правового государства.

Материалы поступили в редакцию 29.12.2021 г.

Библиографический список (References)

1. Пушкарёва, Г. В. Доверие в публичном пространстве государственного управления / Г. В. Пушкарёва. - Текст : электронный // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 76. - С. 151-175. - eISSN 2070-1381.

2. Вестов, Ф. А. Восприятие правового государства с позиций элиты и граждан России (отдельные аспекты) / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффектив-

1. Pushkarjova, G. V. (2019). Doverie vpublichnom prostranstve gosudarstvennogo upravlenija [Trust in the public space of public administration]. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. No. 76. P. 151-175. eISSN 2070-1381.

2. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2020). Vosprijatie pravovogo gosudarstva s pozicijjelity i grazhdan Rossii (otdel'nye aspekty) [Perception of the rule of law from the positions of the elite and citizens of Russia (separate aspects)]. Transformacija prava i pravoohranitel'noj dejatel'nosti v uslovijah razvitija cifrovyh tehnologij v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: problemy zakonodatel'stva i sociaVnoj jeffektivnosti : mater.

ности : матер. VII Междунар. научно-практ. конф. Ч. 1. ; под ред. Разгельдеева Н. Т. - Саратов : Саратовский источник, 2020. - 188 с. - С. 54-59. 3. Политическая ресурсность институтов гражданского общества как субъекта общественной дипломатии : учебное пособие / под ред. А. А. Вилкова. - Саратов : Саратовский источник, 2021. - 307с. - Текст : непосредственный.

4. Кузнецов, И. И. Институциональный дизайн российской власти: влияние внешних факторов становления формы правления / И. И. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Политическая наука. - 2016. —№ 5. - С. 227-244. - ISSN 1998-1775.

5. Лубский, А. В. Институциональная матрица естественного государства и социальный порядок в России / А. В. Лубский. - Текст : непосредственный // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. - 2016. -№ 4. - С. 114-123. - ISSN2218-5518.

6. Правкина, И. Н. Правовые стратегии в обеспечении взаимодействия гражданского общества и правоохранительной системы / И. Н. Правкина, И. В. Правкин. - Текст : непосредственный // Аграрное и земельное право.

- 2019. - № 4 (172). - С. 4-7. - ISSN 1815-1329.

7. Вестов, Ф. А. Силовые структуры в политической жизни правового государства: власть и гражданский контроль : научная монография / Ф. А. Вестов, Д. Е. Петров. - Саратов : Саратовский источник, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-91879-156-1. - Текст : непосредственный.

8. Вестов, Ф. А. Совершенствование отдельных институтов правового государства в целях экономического и социального благополучия в России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 1(26). - С. 64-68.

- ISSN 2305-8641.

9. Кистяковский, Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б. А. Кистяковский.

- М. : М. и С. Сабашниковы, 1916. - 708 с. - Текст : непосредственный.

10. Раев, М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи / М. Раев. - London : Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. - 304 с. - Текст : непосредственный.

11. Вестов, Ф. А. Правовое, социальное и полицейское государство в оценках студентов-юристов / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20. - Вып. 3. -С. 326-332 - ISSN 1994-2540.

&-

VII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Ch. 1. ; pod red. Razgel'deeva N. T. Saratov. Saratovskij istochnik. 188 p. P. 54-59.

3. (2021). Politicheskaja resursnost' institutov grazhdanskogo obshhestva kak sub#ekta obshhestvennoj diplomatii: uchebnoe posobie / pod red. A. A. Vilkova [Political resourcing of civil society institutions as a subject of public diplomacy. A textbook. Edited by A. A. Vilkov]. Saratov. Saratovskij istochnik. 307 p.

4. Kuznecov, I. I. (2016). Institucional'nyj dizajn rossijskoj vlasti: vlijanie vneshnihfaktorov stanovlenija formy pravlenija [Institutional design of Russian power: the influence of external factors in the formation of the form of government]. Politicheskaja nauka. No. 5. P. 227-244. ISSN

1998-1775.

5. Lubskij, A. V. (2016). Institucional'naja matrica estestvennogo gosudarstva i social'nyj porjadok v Rossii [The institutional matrix of the natural state and social order in Russia]. Politicheskaja konceptologija: zhurnal metadisciplinarnyh issledovanij. No. 4. P. 114-123. ISSN2218-5518.

6. Pravkina, I. N., Pravkin, I. V. (2019). Pravovye strategii v obespechenii vzaimodejstvija grazhdanskogo obshhestva i pravoohranitel'noj sistemy [Legal strategies in the provision of interaction between civil society and law enforcement systems]. Agrarnoe izemel'noepravo. No. 4 (172). P. 4-7. ISSN 1815-1329.

7. Vestov, F. A., Petrov, D. E. (2011). Silovye struktury v politicheskoj zhizni pravovogo gosudarstva: vlast' i grazhdanskij kontrol'. Nauchnaja monografija [Power structures in the political life of the rule of law: power and civil control. Scientific monograph. Saratov. 248 p. ISBN 978-5-91879-156-1.

8. Vestov, F. A., Fast,O. F. (2021).

Sovershenstvovanie otdel'nyh institutov pravovogo gosudarstva v celjahjekonomicheskogo i social'nogo blagopoluchija v Rossii [Improving individual institutions of the rule of law for economic and social well-being in Russia]. Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava. No. 1(26). P. 64-68. ISSN 23058641.

9. Kistjakovskij, B. A. (1916). Social'nye nauki ipravo. Ocherki po metodologii social'nyh nauk i obshhej teoriiprava [Social sciences and law. Essays on the methodology of social sciences and general theory of law]. Moscow. M. i S. Sabashnikovy. 708 p.

10. Raev, M. (1990). Ponjat' dorevoljucionnuju Rossiju. Gosudarstvo i obshhestvo v Rossijskoj Imperii [Understand pre-revolutionary Russia. The State and society in the Russian Empire]. Moscow. London. Overseas Publications Interchange Ltd.

304 p.

11. Vestov, F. A., Fast,O. F. (2020). Pravovoe, social'noe i policejskoe gosudarstvo v ocenkah studentov-juristov [The legal, social and police state in the assessments of law students]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. V. 20. P. 326-332. ISSN 1994-2540.

12. Сидорина, Т. Ю. Государство всеобщего благосостояния / Т. Ю. Сидорина. - СПб. : Нестор-История, 2018 - 144 с. - ISBN 978-54469-1392-3. - Текст : непосредственный.

13. Балюшина, Ю. Л. Социальная политика: понятие и сущность / Ю. Л. Балюшина. - Текст : непосредственный // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 6. - С. 56-59. - ISSN 17287391.

14. Балюшина, Ю. Л. Досуговый потенциал малого города как фактор генезиса личности: философский аспект / Ю. Л. Балюшина. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 22. - С. 218-220.

- ISSN 1815-4964. - elSSN 2072-7623.

15. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 240 с. - ISBN 5-691-00523-5.

- Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Фаст, О. Ф. Справедливость в цифровом мире: правовой вопрос / О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффективности : матер. VII Междунар. научно-практ. конф. -Саратов, 2020. - С. 150-154.

17. Вестов, Ф. А. Уголовная политика по использованию возможностей цифровых технологий в противодействии мошенничеству / Ф. А. Вестов, Н. Р. Шамьенов. - Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2020.

- № 6 (25). - С. 53-58.

12. Sidorina, T. Ju. (2018). Gosudarstvo vseobshhego blagosostojanija [The Welfare State]. St. Petersburg. Nestor-Istorija. 144 p. ISBN 9785-4469-1392-3.

13. Baljushina, Ju. L. (2009). Social'naja politika: ponjatie i sushhnost [Social policy: concept and essence]. Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. No. 6. P. 56-59. ISSN 1728-7391.

14. Baljushina, Ju. L. (2015). Dosugovyj potential malogo goroda kak faktor genezisa lichnosti: filosofskij aspekt [Leisure potential of a small town as a factor of personality genesis: philosophical aspect]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. No. 22. P. 218-220. ISSN 1815-4964. eISSN 2072-7623.

15. (2002). Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij / pod red. I. G. Zajnysheva [Textbook for students of higher educational institutions. Edited by I. G. Zainyshev]. Moscow. VLADOS. 240 p. ISBN 5-691-00523-5.

16. Fast, O. F. (2020). Spravedlivost' v cifrovom mire: pravovoj vopros [Justice in the digital world: a legal question]. Transformacija prava i pravoohranitel'noj dejatel'nosti v uslovijah razvitija cifrovyh tehnologij v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: problemy zakonodatel'stva i social'noj jeffektivnosti: mater. VII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Saratov. P. 150-154.

17. Vestov, F. A., Sham'enov, N. R. (2020).

Ugolovnaja politika po ispol'zovaniju vozmozhnostej cifrovyh tehnologij v protivodejstvii moshennichestvu [Criminal policy on the use of digital technologies in countering fraud]. Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava. No. 6 (25). P. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.