Научная статья на тему 'Отдельные аспекты оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы'

Отдельные аспекты оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1615
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ ОБППГ / ХИЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СФЕРА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / RAIL / OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT / PROMPT SERVICE / OPERATIVES OBPPG / THEFT OF GOODS / THEFT OF GOODS IN RAILWAY TRANSPORT / SPHERE OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерошенков Н.В.

Статья раскрывает актуальные вопросы деятельности оперативных сотрудников подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ) по организации оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта для борьбы с преступлениями в сфере грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ерошенков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the urgent issues of the operational staff units to combat infringements crimes loads (modular gas treatment stations) on the organization of the operational services of railway transport objects in the task of combating crimes in the sphere of freight traffic.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНЫМИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА ГРУЗЫ

SOME ASPECTS OF OPERATIONAL SERVICE FACILITIES RAILWAY UNITS FOR COMBATING CRIMINAL ATTACKS ON

CARGO

УДК 377

Н.В. ЕРОШЕНКОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) nic_bui@mail.ru

N.V. EROSHENKOV,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: статья раскрывает актуальные вопросы деятельности оперативных сотрудников подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ) по организации оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта для борьбы с преступлениями в сфере грузовых перевозок.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; объекты железнодорожного транспорта; оперативное обслуживание; оперативные сотрудники ОБППГ; хищения грузов на объектах железнодорожного транспорта, сфера грузоперевозок.

Abstract: the article reveals the urgent issues of the operational staff units to combat infringements crimes loads (modular gas treatment stations) on the organization of the operational services of railway transport objects in the task of combating crimes in the sphere of freight traffic.

Keywords: rail; objects of railway transport, prompt service; operatives OBPPG, theft of goods, theft of goods in railway transport, sphere of transportation.

Как известно, железнодорожный транспорт Российской Федерации является составной частью транспортной системы государства и играет важную роль в обеспечении сообщений между различными регионами страны. Границы железнодорожных магистралей не всегда совпадают с административно-территориальными границами федеральных округов и территорий субъектов РФ, что значительно затрудняет оперативное обслуживание объектов железнодорожного транспорта подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Несмотря на определенные трудности, каждая железная дорога в России находится в оперативном обслуживании одного УМВД России на транспорте, а подчиненные управлению подразделения транспортной полиции дислоцируются по линии вдоль всего железнодорожного пути, зачастую в нескольких федеральных округах. При этом хотелось бы отметить, что режим работы транспортной полиции прямо зависит от особенностей функционирования транспортного комплекса, которому свойственны значительная концентрация людей на относительно небольших по размеру объектах, их постоянная и ин-

тенсивная миграция, круглосуточный технологический процесс перевозки пассажиров и грузов [2, с. 6]. Все это обусловливает определенную специфику и сложность организации работы ОВД на железнодорожном транспорте.

Одним из приоритетных направлений деятельности ОВД на железнодорожном транспорте является обеспечение безопасности и сохранности перевозимых на объектах железнодорожного транспорта грузов.

Совершаемые хищения грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, причиняют не только существенный материальный ущерб железной дороге, которая несет имущественную ответственность за сохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, но и нарушают условия договора между организациями, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, влечет сбои в их нормальном функционировании.

Следует отметить, что в целях борьбы с хищениями грузов на железнодорожном транспорте уже 26 марта 1980 года в структуре ОВД на транспорте были созданы подразделения по борьбе с преступными посягательствами на

грузы (далее - БППГ), а приказом МВД России от 19 июня 2012 года № 608 [1] указанные подразделения были внесены в список оперативных подразделений МВД России с правом осуществления ОРД в полном объеме.

В рамках профессиональной деятельности оперативные подразделения БППГ осуществляют оперативное обслуживание объектов железнодорожного транспорта, противодействуя преступным посягательствам, связанным с хищениями грузов. Причем оперативное обслуживание объектов железнодорожного транспорта подразделениями ОБППГ представляет собой комплекс систематически проводимых оперативно-разыскных мероприятий на закрепленных за ними объектах и по линиям работы в целях получения и реализации информации о лицах, фактах, местах и предметах, представляющих оперативный интерес.

В рамках описываемой деятельности и с целью решения задач оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта сотрудниками ОБППГ систематически:

- создаются и укрепляются оперативные позиции и на их основе организационно-тактические условия, позволяющие планировать и осуществлять оперативно-разыскные мероприятия на обслуживаемой территории и объектах железнодорожного транспорта;

- осуществляется оперативный поиск на обслуживаемой территории, объектах железнодорожного транспорта, среди категорий лиц, представляющих оперативный интерес, а также изучается и анализируется оперативная обстановка по линии работы;

- выявляются и проверяются ранее неизвестные лица, факты и события, места и предметы, представляющие оперативный интерес;

- обеспечивается оперативное наблюдение за обслуживаемой территорией, объектами железнодорожного транспорта и лицами, представляющими оперативный интерес, и др.

Но, к сожалению, есть примеры, позволяющие констатировать, что современное состояние деятельности сотрудников ОБППГ по оперативному обслуживанию объектов железнодорожного транспорта не в полной мере обеспечивает решение тех задач и требований, которые предъявляются на современном этапе к обеспечению сохранности и безопасности перевозимых на железнодорожном транспорте грузов.

В первую очередь, на наш взгляд, это обусловлено стереотипным и формальным подходом к обслуживанию объектов железнодорожного транспорта подразделениями ОБППГ, осуществляемому без учета вида и количества совершаемых преступлений в сфере грузоперевозок.

Так, в зависимости от географического расположения Федерального округа, его экономико-промышленного комплекса и инфраструктуры совершаются различные виды хищения грузов, где предметами посягательства являются металлы и металлолом, топливо и горюче-смазочные материалы, водные и биологические ресурсы и т.п. При этом используются различные способы хищения (свободным доступом и путем пропила, пролома, срыва запирающих устройств, подлога учетных и сопроводительных документов, путем разъединения груза и документов).

Как показывает практика, одними из основных условий, способствующих совершению данных преступлений, являются:

- большое расстояние от отправителя до получателя и слабая защищенность от посторонних лиц перемещаемого груза;

- недостаточная охрана в местах сортировки или обработки груза, а также практически отсутствующий контроль за наличием и сохранностью перевозимых материальных ценностей.

Особо необходимо отметить случаи причастности к хищениям перевозимых грузов отдельных работников железной дороги, которые либо сами непосредственно совершают хищения либо имеют отношение к их совершению. Это, в основном, те лица, которым достоверно известно, как осуществляется охрана грузов, какими предохранительными и запорными устройствами оснащены контейнеры, вагоны и другие единицы подвижного состава, какова организация и порядок движения поездов, как функционирует сигнализация, связь и т.д.

Отдельным негативным обстоятельством является наличие сговора лиц, работающих на предприятии-отправителе и предприятии-получателе, при котором осуществляется разработка различных «преступных схем» завладения имуществом и сокрытия следов преступления.

При осуществлении оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта в сфере грузоперевозок оперативным сотрудникам ОБППГ необходимо учитывать все условия и обстоятельства, способствующие совершению хищений грузов, а также специфику функционирования железнодорожного транспорта (процесс и технологию грузоперевозок, документооборот, конструктивные особенности различных единиц подвижного состава и контингент работников железной дороги).

Знание оперативной обстановки на объектах транспортной сферы позволяет сотруднику ОБППГ получить сведения о месте, времени и способе совершения преступлений, причинах и условиях, способствующих совершению хищения грузов на транспорте, особенностях пове-

дения лиц, представляющих оперативный интерес, способах маскировки их противоправной деятельности, а также устанавливать каналы транспортировки похищенных грузов и формы легализации преступных доходов.

Изучение и анализ интегрированной информации, характеризующей внешние и внутренние факторы функционирования транспортной инфраструктуры и оперативную обстановку на железнодорожном транспорте, дают основания сотрудникам ОБППГ в определении наиболее эффективных направлений оперативного поиска. В основном, они включают в себя проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий по обнаружению и получению первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, ее проверку, документирование событий и фактов противоправной деятельности лиц по линии борьбы с преступными посягательствами на грузы и принятие решения о дальнейшем их использовании. Все эти этапы являются составной частью оперативно-разыскного процесса в сфере противодействия преступлениям, посягающим на грузы.

В целях совершенствования деятельности оперативных сотрудников ОБППГ в борьбе с преступными посягательствами на грузы на объектах железнодорожного транспорта, по нашему мнению, необходимо:

- определить перечень объектов первоочередной оперативной заинтересованности с установлением режима и границ оперативного обслуживания, а также зон ответственности;

- на объектах оперативного обслуживания осуществлять подбор и расстановку источников оперативной информации;

- обеспечивать внутреннее и внешнее информационное взаимодействие;

- вести различные накопители информации;

- пополнять и использовать информационные системы оперативно-разыскного назначения.

Обеспечение системы указанной деятельности позволит существенно повысить результа-

ты оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта, которые, главным образом, зависят от качества оперативной работы сотрудников ОБППГ и их информационных ресурсов.

Как показывает правоприменительная практика оперативных сотрудников ОБППГ, результативная поисковая деятельность обеспечивает:

- своевременное получение информации о фактах подготовки и совершении преступлений и лицах, к ним причастных, а также принятии необходимых мер по их предупреждению и раскрытию;

- мониторинг происходящих криминальных процессов на объектах транспортной сферы среди контингента лиц, представляющих оперативный интерес;

- обнаружение и изъятие похищенного имущества и ценностей, добытых преступным путем, объектов, оборот которых запрещен или ограничен;

- добывание информации, имеющей значение для решения организационно-управленческих вопросов оперативно-разыскной деятельности (анализа и оценки оперативной обстановки, планирования и прогнозирования, расстановки сил и средств и т.д.).

Таким образом, сотрудники ОБППГ при осуществлении оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта и решения задач, стоящих перед ними в борьбе с преступлениями в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, сталкиваются с большим количеством предметов и специфичных документов, регулирующих процесс перевозки грузов, являющихся источниками получения оперативно-значимой информации. При необходимости данные предметы и документы в обязательном порядке должны подлежать осмотру и приобщению к материалам предварительной проверки, а в дальнейшем - к возбужденному уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Литература

1. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». Зарегистрировано в Минюсте России 25 июля 2012 г. № 25005.

2. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте по борьбе с отдельными видами преступлений: учеб.-практич. пособие. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. 236 с.

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of June 19, 2012 № 608 «On some issues of the organization of operational and search activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia». Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 25, 2012 № 25005.

2. Activities of the operational divisions of the internal affairs bodies in transport for combating certain types of crimes: practical training. - Khabarovsk: RIO TWO MIA of Russia, 2014. 236 р.

(статья сдана в редакцию 22.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.