Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ / ДОРОЖНО- ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лесная Екатерина Викторовна

Публикация посвящена вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы в процессе осуществления ими контроля за дорожным движением. Автор приходит к выводу о необходимости тщательного усвоения сотрудниками ДПС таких компетенций, как: знание и соблюдение нормативных документов, регламентирующих контроль за дорожным движением и правил последнего; умение верно выбирать место для осуществления контроля за дорожным движением в стационарном режиме; умение обеспечить собственную безопасность на месте ДТП; знание мер личной безопасности при проверке документов и общении с участниками дорожного движения; психологические навыки своевременного прогнозирования агрессии в свой адрес; умение юридически грамотно и тактически эффективно использовать свои полномочия по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.The publication is devoted to the issues of ensuring the personal safety of employees of the road patrol service in the process of their control over traffic. The author comes to the conclusion about the need for careful assimilation by traffic police officers of such competencies as: knowledge and compliance with regulatory documents regulating traffic control and the rules of the latter; the ability to choose the right place to monitor traffic in stationary mode; the ability to ensure their own safety at the scene of an accident; knowledge of personal security measures when checking documents and communicating with road users; psychological skills of timely forecasting aggression against oneself; the ability to legally competently and tactically effectively use their powers to use physical force, special means and firearms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лесная Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ»

УДК 343(048)

Юридические науки

Лесная Екатерина Викторовна, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский

филиал

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Аннотация: Публикация посвящена вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы в процессе осуществления ими контроля за дорожным движением. Автор приходит к выводу о необходимости тщательного усвоения сотрудниками ДПС таких компетенций, как: знание и соблюдение нормативных документов, регламентирующих контроль за дорожным движением и правил последнего; умение верно выбирать место для осуществления контроля за дорожным движением в стационарном режиме; умение обеспечить собственную безопасность на месте ДТП; знание мер личной безопасности при проверке документов и общении с участниками дорожного движения; психологические навыки своевременного прогнозирования агрессии в свой адрес; умение юридически грамотно и тактически эффективно использовать свои полномочия по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ключевые слова: контроль за дорожным движением; дорожно-патрульная служба; чрезвычайная ситуация; административные процедуры; личная безопасность; Госавтоинспекция.

Annotation: The publication is devoted to the issues of ensuring the personal safety of employees of the road patrol service in the process of their control over

traffic. The author comes to the conclusion about the need for careful assimilation by traffic police officers of such competencies as: knowledge and compliance with regulatory documents regulating traffic control and the rules of the latter; the ability to choose the right place to monitor traffic in stationary mode; the ability to ensure their own safety at the scene of an accident; knowledge of personal security measures when checking documents and communicating with road users; psychological skills of timely forecasting aggression against oneself; the ability to legally competently and tactically effectively use their powers to use physical force, special means and firearms.

Keywords: traffic control; traffic patrol service; emergency situation; administrative procedures; personal security; State traffic Inspectorate.

Деятельность сотрудников ДПС по контролю и надзору за дорожным движением регламентирована ведомственным приказом МВД России от 23.08.2017 г. № 664 и включает контроль за состоянием дорожной инфраструктуры, техническим состоянием транспорта, соблюдением правил перевозки грузов и иных правил дорожного движения его участниками. Выполнение данных функций предполагает непосредственное нахождение сотрудников ДПС на дороге.

Деятельность сотрудников ДПС ГИБДД по контролю за дорожным движением предполагает наличие множества ситуаций потенциально опасных для их жизни и здоровья.

Само по себе дорожное движение представляет динамичный процесс, подверженный постоянным изменениям. По этой причине от сотрудников ДПС требуется постоянная концентрация внимания, способности прогнозирования опасных факторов (например, внезапного изменения траектории движения транспортного средства) и принятия оперативных решений.

Кроме того, работая непосредственно с правонарушителями, а в ряде случаев, сталкиваясь с преступниками, сотрудники ДПС довольно часто становятся жертвами насилия. При этом в отдельных случаях крайне сложно

спрогнозировать опасное развитие ситуации, когда рутинное общение по поводу оформления административных материалов перерастает в нападение на сотрудника полиции.

Наконец, еще одним неблагоприятным фактором являются условия труда сотрудников ДПС, осуществляющих контроль за дорожным движением. Это и влияние погодных факторов (дождь, сильный ветер, мороз и т. п.), и высокая концентрация в воздухе выхлопных газов.

В этой связи, в целях минимизации служебного травматизма особенно важное значение имеет знание сотрудниками ДПС и соблюдение мер личной безопасности. А перед исследователями стоит актуальная задача сбора, изучения положительного и негативного эмпирического опыта, и выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию служебной защищенности дорожных полицейских. Не случайно, различные аспекты данной проблемы становились предметом исследования ученых [1; 2; 3].

Важной составляющей безопасности является знание сотрудниками ДПС и соблюдение правил дорожного движения в процессе движения на патрульном автомобиле и передвижения по проезжей части и обочине.

Другим важным положением является правильный выбор места для несения службы на патрульном автомобиле в стационарном положении. При выборе места для контроля за дорожным движением необходимо учитывать погодные условия, особенности рельефа местности и дорожной инфраструктуры. Место должно быть выбрано так, чтобы обеспечить его видимость другими участниками дорожного движения заблаговременно. В темное время суток рекомендуется выбирать освещенное место, а на патрульном автомобиле включить проблесковые маячки. Наиболее оптимальным местом для несения службы следует признать остановочные карманы и стояночные площадки за пределами проезжей части.

Поскольку на сотрудников полиции возложена обязанность оказания первой помощи пострадавшим, сотрудникам ДПС приходится выполнять такого рода обязанности на проезжей части. Аналогичным образом,

сотрудникам приходится выходить на проезжую часть для проведения измерений при ДТП и ряде иных случаев. Также высок риск травматизма сотрудников в результате так называемых вторичных ДТП, когда водители в силу разных причин, не замечают препятствие и могут совершить наезд.

Изложенное предполагает необходимость соблюдения сотрудниками ДПС особых мер безопасности при работе на месте дорожно-транспортного происшествия. В обязательном порядке водители проезжающих транспортных средств должны быть заранее оповещены о наличии препятствия на дороге, путем выставления на проезжей части специальных знаков и патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками.

Далее следует остановиться на таком вопросе как соблюдение мер безопасности при остановке транспортного средства для проверки документов и/или оформления материалов административного правонарушения. Остановленное транспортное средство должно располагаться правее проекции патрульного автомобиля, чтобы минимизировать риск наезда проезжающего транспорта на инспектора и транспортное средство). Как уже говорилось ранее, важно обращать внимание на пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства. Поэтому сотрудник должен потребовать опустить стёкла для визуального осмотра салона автомобиля.

Обращение к водителю безопаснее осуществлять правой стороны автомобиля, это позволяет контролировать действия водителя и пассажиров, исключает возможность наезда на инспектора проезжающим мимо транспортом. Подход со стороны водителя (с левой стороны транспортного средства) следует осуществлять с соблюдением мер предосторожности, убедившись в отсутствии транспорта на полосе движения попутного направления. Если возникает необходимость выхода водителя и пассажиров из транспортного средства, необходимо незамедлительно переместиться на обочину. Передачу документов инспектору следует осуществлять таким образом, чтобы рука инспектора не находилась в салоне автомобиля, чтобы исключить возможность получения травм от действия водителя. Категорически

запрещается наклоняться внутрь через боковой оконный проём автомобиля.

Подводя итоги изложенному, следует подчеркнуть необходимость тщательного усвоения сотрудниками ДПС таких компетенций, как:

- знание и соблюдение нормативных документов, регламентирующих контроль за дорожным движением и правил последнего;

- умение верно выбирать место для осуществления контроля за дорожным движением в стационарном режиме;

- умение обеспечить собственную безопасность на месте ДТП;

- знание мер личной безопасности при проверке документов и общении с участниками дорожного движения;

- психологические навыки своевременного прогнозирования агрессии в свой адрес;

- умение юридически грамотно и тактически эффективно использовать свои полномочия по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Безусловно, перечень проблем обеспечения личной безопасности сотрудников ДПС и рекомендаций по их преодолению, приведенный в настоящей статье не является исчерпывающим и требует дополнительной проработки научным сообществом.

Библиографический список:

1. Колиснык Ю.С. Меры личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД при несении службы на дорогах общего пользования // E-Scio. 2021. № 8 (59). С. 56-63.

2. Морозов Д.В. Обучение сотрудников ДПС ГИБДД МВД России тактике личной безопасности в ситуациях профессиональной деятельности // Заметки ученого. 2021. № 13. С. 167-169.

3. Ураков Д.И., Казаченко А.А., Меркулова Ю.А. Личная безопасность сотрудников ДПС // Перспективы науки. 2021. № 4 (139). С. 106108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.