Научная статья на тему 'Отдельные аспекты формирования и использования учета разыскиваемых лиц'

Отдельные аспекты формирования и использования учета разыскиваемых лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / РОЗЫСК ЛИЦ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТА / СВЕДЕНИЯ О РОЗЫСКЕ ЛИЦ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РОЗЫСК / БАЗЫ ДАННЫХ / THE CENTRALIZED ACCOUNT / INFORMATION SYSTEMS / SEARCH OF PERSONS / ORDER OF FORMATION OF THE ACCOUNT / DATA ON SEARCH OF PERSONS / FEDERAL SEARCH / DATABASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилина Н.И.

В статье анализируется существующий порядок формирования учета, а также приводятся отдельные способы получения и использования информации о разыскиваемых лицах. Автор делает вывод о целесообразности разработки новых подходов, в первую очередь организационного плана, к порядку формирования учета лиц, объявленных в розыск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate aspects of formation and use of the accounting of the searched persons

Methods of obtaining and using information about wanted persons, as well as the existing procedure for the formation accounting wanted persons are analyzed in the article. The author proposes to develop some new approaches to the organization of the wanted list.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты формирования и использования учета разыскиваемых лиц»

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Н. И. ДАНИЛИНА,

слушатель* 2 курса 2 факультета заочной формы обучения (Академия управления МВД России)

N. I. DANILINA,

listener* 2 courses 2 faculties tuition by correspondence (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.985

Отдельные аспекты формирования и использования учета разыскиваемых лиц

Separate aspects of formation and use of the accounting of the searched persons

В статье анализируется существующий порядок формирования учета, а также приводятся отдельные способы получения и использования информации о разыскиваемых лицах. Автор делает вывод о целесообразности разработки новых подходов, в первую очередь организационного плана, к порядку формирования учета лиц, объявленных в розыск.

Централизованный учет, информационные системы, розыск лиц, порядок формирования учета, сведения о розыске лиц, федеральный розыск, базы данных.

Methods of obtaining and using information about wanted persons, as well as the existing procedure for the formation accounting wanted persons are analyzed in the article. The author proposes to develop some new approaches to the organization of the wanted list.

The centralized account, information systems, search of persons, order of formation of the account, data on search of persons, federal search, databases.

Вопросы розыска лиц и его информационного обеспечения продолжают оставаться одними из наиболее актуальных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Это подтверждается и тем, что законодательством Российской Федерации «розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоня-

Ранее - заместитель начальника Центра криминальной информации ФКУ «ГИАЦ МВД России».

Earlier - the deputy chief of the Center of criminal information of FKU "GIATC Ministry of Internal Affairs of Russia".

ющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести» определен в качестве одной из обязанностей полиции [1].

При этом, помимо обязанности осуществлять розыск, полиция также наделена правом объявлять розыск и принимать меры к розыску лиц.

Неотъемлемой составляющей разыскной работы является ее информационное обеспечение. Полнота, качество, достоверность и актуальность информации является обязательным условием организации эффективных разыскных и следственных мероприятий, а также принятия соответствующих управленческих решений.

С целью информационного обеспечения разыскной работы в ФКУ «ГИАЦ МВД России» (далее — ГИАЦ МВД России) и информационных центрах МВД, ГУ(У) МВД России

45

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

s н и о X

л

<

ы н

R

:'5

0

1

<

ы н S

I

<

а

X О О

са <

а

С

<

S н

iC <

а С

к S а

О ы н

46

по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам, Забайкальского и Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте (далее — региональные ИЦ или информационные центры) формируются и ведутся информационные массивы оперативно-справочной, криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах. В их число входят учеты, в рамках которых накапливаются сведения непосредственно о лицах, объявленных в розыск.

В настоящее время мероприятия по розыску большинства категорий лиц осуществляются первоначально на местном и лишь затем на федеральном уровне.

Следует отметить, что при осуществлении местного розыска информация о разыскиваемых лицах помещается в банки данных информационного центра только того региона, на территории которого заведено разыскное дело, и на федеральный уровень не передается.

Таким образом, мероприятия по розыску фактически проводятся только на территории одного субъекта Российской Федерации, а органы внутренних дел иных регионов не располагают сведениями о необходимости проведения разыскных мероприятий в отношении конкретного лица и его последующего задержания.

На федеральный уровень информация поступает тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута.

Под федеральным розыском понимается комплекс мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором задействованы учеты информационных центров всех регионов.

Таким образом, объявление лица в федеральный розыск приводит к постановке соответствующей информации на централизованные учеты ГИАЦ МВД России и последующему предоставлению уполномоченным сотрудникам органов внутренних дел на территории всей страны.

Формирование учета разыскиваемых лиц, объявленных в федеральный розыск, осуществляется на основании соответствующих постановлений, которые выносятся должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и направляются в региональные ИЦ. Сведения о розыске вводятся в базу данных информационных центров, а затем в электронном виде по каналам связи передаются в ГИАЦ МВД России для автоматического пополнения федеральной базы данных в режиме реального времени.

Используемая в данное время технология формирования централизованных учетов позволяет одновременно с текстовой составляющей направлять графическую информацию. При формировании учета лиц, объявленных

в федеральный розыск, в обязательном порядке осуществляется направление электронного образа постановления, являющегося основанием постановки сведений в базу данных.

Указанный способ позволил отказаться от использования бумажной технологии и привел к значительному сокращению сроков постановки на федеральный учет сведений об объявлении (прекращении) розыска лиц.

Например, в 2013 г. из 14 тысяч постановлений об объявлении федерального розыска лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, свыше 13 тысяч постановлений было поставлено в базу данных федерального уровня в срок менее 5 суток с даты заведения разыскного дела. В 2014 г. доля сведений, поставленных на федеральный учет в течение указанного периода времени, продолжает возрастать.

Кроме того, как уже упоминалось, в федеральном информационном массиве, помимо текстовых сведений о розыске, осуществляется накопление и фотоизображений (графическое изображение) разыскиваемых лиц, которое крайне востребовано подразделениями уголовного розыска.

В настоящий момент в базе данных ГИАЦ МВД России находятся сведения в отношении более чем 205 тыс. лиц, находящихся в розыске (общий объем указанного информационного массива с учетом архивной информации составляет более 1,7 млн объектов учета), а также более 109,5 тысяч фотоизображений [2].

Актуализированные сведения о лицах, объявленных в федеральный розыск, вместе с их фотоизображениями ежедневно в электронном виде по каналам связи направляются во все региональные ИЦ. Таким образом, информация о федеральном розыске в одинаковом объеме имеется как в ГИАЦ МВД России, так и во всех информационных центрах подразделений органов внутренних дел регионального уровня, УТ МВД России по федеральным округам, Забайкальского и Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте. Данная схема взаимодействия была принята с целью обеспечения разыскной информацией максимального количества сотрудников органов внутренних дел.

Необходимо подчеркнуть, что информация о розыске лица должна быть актуальной. Иначе в случае несвоевременной постановки сведений на учет преступник фактически не будет разыскиваться: информация о его розыске не будет доведена до подразделений органов внутренних дел на территории всей страны. Кроме того, необходимо учесть, что несвоевременное исключение сведений о розыске может привести к необоснованному задержанию граждан и, как следствие, нарушению их законных прав и интересов.

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Совершенствование технологии формирования учета, а также иные меры, направленные на повышение качества, полноты и своевременности поступления информации, привели к определенным положительным результатам. Так, количество нарушений сроков объявления в федеральный розыск лиц, разыскиваемых по обвинению в совершении преступлений, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилось в 4,3 раза, пропавших без вести — в 3 раза; количество лиц, объявленных в розыск за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в срок более 5 дней с момента заведения розыскного дела — в 1,8 раза.

Однако само по себе накопление сведений о разыскиваемых лицах не является самоцелью. Основное назначение информационных систем — это предоставление имеющихся сведений уполномоченным должностным лицам с целью организации и осуществления эффективных разыскных мероприятий.

Использование информационных систем позволяет сотрудникам полиции, не являющимся сотрудниками оперативно-разыскных подразделений, при выполнении своих повседневных функций выявлять разыскиваемых лиц. Например, при проверке документов граждан в ходе несения службы по охране общественного порядка, при пресечении нарушений правил дорожного движения и т. п. возможна проверка по базе данных на предмет нахождения лица в розыске. Таким образом, с помощью информационных систем реализуется так называемый «пассивный» розыск.

Самостоятельная проверка сведений о нахождении лица в розыске осуществляется путем санкционированного удаленного доступа к интегрированному банку данных федерального уровня (ИБД-Ф) либо интегрированным банкам данных регионального уровня (ИБД-Р), в состав которых входит централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск.

При этом указанные банки данных также включают в себя иные централизованные ресурсы. Поскольку сведения в ИБД-Ф (ИБД-Р) интегрированы между собой, получение всей имеющейся в отношении лица информации, в том числе о его розыске, с одновременным предоставлением фотографии (при наличии в базе данных) возможно в рамках одного запроса.

В настоящее время в ИБД-Ф зарегистрировано свыше 12 тыс. пользователей, из них более 10,5 тыс. — сотрудники территориальных подразделений органов внутренних дел (в том числе свыше 1,5 тыс. сотрудников уголовного розыска). Только в 2013 г. выполнено более 8,7 млн запросов к информационным ресурсам ИБД-Ф,

на которые представлено свыше 4,5 млн рекомендаций о наличии сведений, в том числе о факте нахождения лица на разыскном учете. Сотрудниками подразделений уголовного розыска в 2013 г. выполнено свыше 320 тыс. запросов к информационным ресурсам ИБД-Ф, на которые предоставлено более 290 тыс. рекомендаций о наличии сведений. Активно внедряются в повседневную деятельность ОВД и находят все большее распространение системы мобильного доступа АПК «Барс», с помощью которых возможно обращение к ресурсам ИБД-Р с маршрутов движения сотрудников ППС и ДПС.

Также актуализированные сведения о розыске лиц ежедневно в установленном порядке направляются в ГУОБДД МВД России для внесения в федеральную информационную систему Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД) с целью последующего использования при проверке лиц сотрудниками Госавтоинспекции, а также в ГУТ МВД России для ввода в программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль».

В результате деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, направленной на установление местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, только в 2013 г. было разыскано свыше 61 тыс. лиц. При этом 34 % из всех разысканных лиц, а это свыше 20 тыс. человек, были установлены с использованием разыскных учетов. Еще 5 лет назад практически все лица были разысканы с помощью информации от лиц, осуществляющих конфиденциальное содействие ОВД (указанные данные получены в результате анализа постановлений о прекращении федерального розыска, которые заполняются сотрудниками уголовного розыска).

Вместе с тем при формировании учета разыскиваемых лиц существуют как определенные недостатки, вызванные наличием человеческого фактора, так и проблемные вопросы, связанные непосредственно с порядком формирования учета.

К примеру, хорошо развитая транспортная инфраструктура позволяет свободно передвигаться по территории всей страны, в короткие сроки перемещаться на значительные расстояния, а также выезжать за рубеж. Таким образом, преступник имеет возможность в считанные часы покинуть территорию совершения преступления. В связи с этим возникает обоснованное сомнение в целесообразности первоначального осуществления розыска исключительно на территории одного субъекта Российской Федерации. Это фактически подтверждается также и тем, что существует технологическая возможность поступления сведений о розыске лица на федеральный уровень практически сразу же после ее ввода в региональные базы данных.

47

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

s н и о X

л

<

и н

К

:'5

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

Развитие информационных технологий осуществляется очень быстрыми темпами, разрабатываются новые принципы формирования и ведения информационных систем. Принимаются нормативные правовые акты, в том числе на государственном уровне, где выдвигаются требования, касающиеся вопросов формирования и предоставления сведений о разыскиваемых лицах. Руководители разыскных подразделений органов внутренних дел отмечают возрастающую востребованность аналитических возможностей системы. Но на практике мы до сих пор встречаемся с тем, что при формировании банка данных лиц, объявленных в розыск, применя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

2. Информационные материалы ФКУ «ГИАЦ МВД России». М., 2013.

Тел.: 8 (499) 745-95-53

ются уже устаревшие принципы, не соответствующие требованиям реалий существующего дня и не позволяющие качественно осуществлять информационное обеспечение разыскной работы.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о целесообразности разработки новых подходов, причем не только технологического, но и, в первую очередь, организационного плана, к порядку формирования учета лиц, объявленных в розыск. Причем данные подходы должны учитывать реально существующие возможности для их реализации уже в ближайший период времени.

к S а

О и н

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.