Научная статья на тему 'Отдельные аспекты этической философии г. Лейбница'

Отдельные аспекты этической философии г. Лейбница Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
375
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / СОСТРАДАНИЕ / ЭТИКА / СТРАДАНИЕ / НЕ-СТРАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Логунова Елена Германовна

В статье анализируются идеи философа Г. Лейбница, который ставил знак равенства между категориями милосердия и справедливости. По мнению философа, страдания имеют значительные моральные и когнитивные преимущества. Г. Лейбниц считает, что страдание является необходимым условием для божественного знания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты этической философии г. Лейбница»

Даная ситуация говорит о том, что, основные попытки государства приблизить показатель эффективности промышленного производства к среднему уровню стран Евросоюза, на современном этапе развития не находят своего эффективного решения.

Данный анализ является достаточно системным (охватывает в совокупности различные экономические составляющие эффективности хозяйственной деятельности) и позволяет делать различные экономические выводы, а также принимать обоснованные управленческие решения.

Список литературы

1. Лепешев, Д. И. Повышение эффективности усвоения статистических методов / Д. И. Лепешев // Вестк ГрГУ. - 2014. - № 3 (182). - С. 23 - 30.

2. Пастухова, К. С. Повышение эффективности промышленного производства концепции устойчивого развития Республики Беларусь / К. С. Пастухова // Экономика и управление XXI века: сб. науч. ст. -Гродно: ГрГУ, 2015. - С. 61-65.

3. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2015: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2015. - 524 с.

Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, (e-mail: lepeshev@bk.ru), +37533-394-77-02(MTC) Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus Pastukhova Kseniya Sergeevna, student Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus

STATISTICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY FUNCTIONING OF INDUSTRY THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. In this paper, a comprehensive analysis of the system performance. For example, the data of the Republic of Belarus the industry in recent years investigated the dynamics of change of these indicators and given the quality of their interpretation. Keywords: efficiency, system performance, oplatoemkost, material consumption, amortizatsioemkost, labor input, resources, costs.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Г. ЛЕЙБНИЦА Логунова Елена Германовна, к.филос.н., доцент e-mail: gerrusskih@gmail.com Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, г.Ижевск, Россия

В статье анализируются идеи философа Г. Лейбница, который ставил знак равенства между категориями милосердия и справедливости. По мнению философа, страдания имеют значительные моральные и когнитивные преимущества. Г. Лейбниц считает, что страдание является необходимым условием для божественного знания человека.

Ключевые слова: милосердие, сострадание, этика, страдание, нестрадание.

По мнению Г. Лейбница, милосердие - это не просто доброта, а чувствительность к беде и горю другого [1, с. 216]. Г. Лейбниц как рационалист

верил, что, во-первых, мир прекрасно проявляет рациональность и благость Бога, во-вторых, человеческий разум сам способен постичь фундаментальные истины о Боге и мире. Г. Лейбниц считал, что знакомство с христианской доктриной не должно останавливаться на познании таинств, таких как соборование и евхаристия. Божественным знанием является человеческое познание некоторого аспекта, имущества или атрибута Бога. Мыслитель предположил, что это и есть наиболее значительное божественное знание. Философ предполагает, что человеческий интеллект способен иметь такие знания за пределами какого-либо религиозного контекста. Учитывая рационализм Г. Лейбница, становится понятно, что страдание вписывается в эту эпистемологическую систему.

Г. Лейбниц ставит знак равенства между двумя категориями: справедливость и милосердие. Более того, философ связывает категорию милосердия с другими философскими принципами по следующей схеме: справедливость - мудрость - милосердие - благость - любовь. Одно качество вытекает из другого. Так, справедливый человек и есть милосердный, но не наоборот, поскольку милосердный человек может быть несправедливым, если он все не обдумал [1, с. 335 - 336]. Следует особо отметить, что милосердие - это не просто сострадание чужой беде, а умение бескорыстно радоваться чужому счастью, т.е. Г. Лейбниц связывал милосердие с эмпати-ей.

Г. Лейбниц верил в совершенного благостного Бога, который создает и поддерживает мир через эманации. В «Рассуждениях о метафизике» он объяснял: «Это очевидно, что созданные творения зависят от Бога, который сохраняет, производя своего рода эманации, подобно тому, как мы производим наши мысли».

Каждое творение эманаций Бога выражает и отражает самого Бога. Г. Лейбниц одобрял как универсальное сочувствие и повышенное взаимодействие между своими существами. Но он идет дальше, утверждая, что только взаимодействие между существами является одним из важнейших частей гармонии. Для Г. Лейбница, отдельным элементам мира - «монадам» не присуще взаимодействовать. В «Рассуждениях о метафизике» он объясняет, что в строгой метафизической истине нет внешней причины, воздействующей на нас, кроме одного Бога. Поэтому только он способен к нам незамедлительно обращаться в силу нашей зависимости от него. Из этого следует, что не существует никакого другого внешнего объекта, который затрагивает нашу душу и сразу возбуждает наше восприятие. Таким образом, у нас есть идеи, которые находятся в нашей душе в силу постоянного действия Бога на нас, то есть, потому что каждое действие имеет причину, и, таким образом суть нашей души - это изображение божественной сущности, а также воли, мыслей и идей, входящих в него. Бог является нашим непосредственным внешним объектом от которого мы все зависим. Каждая индивидуальная душа обладает божественными атрибутами, которые выражают сущность Бога и несут определенное отношение друг к другу. Г.

Лейбниц утверждал, что каждое творение выражает и «имитирует» Бога, хотя каждый из них имеет свой собственный отличительный знак: каждый содержит в себе всю вселенную и все, что в ней происходило в прошлом, настоящем и будущем.

В самом деле, все созданные творения в разных выражениях той же вселенной, а именно, Бога. Но выражения различаются в совершенстве, как различные представления или чертежи же городе с разных точек зрения. В своей ранней работе «О воплощении Бога» Г. Лейбниц разрабатывал уникальные идеи. Он предлагал идею того, то Христос может быть и Богом, и человеком. Исторически Христос обладает божественной природой и сам «содержится» в любом другом. Каждое творение содержит Христа. Г. Лейбниц считал, что созданный мир состоит из бесконечного числа жизненно важных творений, чья божественность образует сложное единство. Он также настаивает на том, что каждое существо является монадой, что выражает идеальную согласованность мира. На самом деле, известное учение Г. Лейбница о гармонии этого мира являлось результатом созданных творений вместе с творческими эманациями.

Г. Лейбниц считал, что не нужно изучать христианство, чтобы получить глубокое божественное знание. Созерцать страдания и природу Христа легче, если можно узнать основные истины о Боге, но не зная ничего о христианстве. В предисловии к своей теодицеи, Г. Лейбниц говорил, что целью религии является искоренить пороки, приучить нас к благу и познакомить с милосердием.

В более поздних работах Г. Лейбница о роли христианства акцент делался на религиозно-философских взглядах Иисуса Христа. Он также настаивал на том, что, хотя христианство это лишь одна из мировых религий, это «чистейшая и просвещенная» религия, основанная на «божественном» персонаже. Таким образом, он принимал Христа в качестве божественного персонажа, но не отрицал, что другие религии обладают «божественным светом». Человеческий интеллект готов открыть «красивые представления» и «божественный свет». Каждый человек - будь то иудей, мусульманин, христианин или любой другой должен различать представления связанные с величием и благостью Бога. Экуменистическая теодицея радикальна, утверждая, что существует бесчисленное множество путей, открытых для Бога, которые дают ему возможность удовлетворить его справедливость и доброту. В конце концов, все люди способны воспринять «божественное знание».

Г. Лейбниц считал, что существуют специальные книги, позволяющие читателям познакомиться с понятиями нравственности и со-милосердия. Г. Лейбниц рассматривал также проблемы зла, которые связаны с вопросом о страданиях в мире. Сама по себе, страсть не может иметь никакого морального или когнитивного преимущества [4]. Любые преимущества, вытекающие из страсти, должны учитывать переход из состояния страдания к

другому состоянию. Такой переход может предложить три разновидности [1]:

1. Первая выгода от такого перехода заключается в удовольствии от облегчения. Г. Лейбниц утверждает, что зло часто служит, чтобы заставить нас наслаждаться хорошим положением дел; иногда способствует большему совершенству того, кто страдает. Движение от страдания к нестраданию приводит к большей притягательности нового статуса. Удовольствие и признание возрастает из-за его согласия с предыдущим состоянием.

2. Второе преимущество перехода от страдания к не-страданию происходит, когда возникает чувство «победы» над страстью. Это происходит, когда страждущий отказался подчиниться соблазну страсти. Г. Лейбниц не думает, что страдание достаточно для нравственного совершенствования, но полагает, что страдания являются необходимым и достаточным для некоторых видов нравственного совершенствования. Осознание удовольствия и личной власти происходит от победы над страстями.

3. Третье преимущество - это понимание справедливости и красоты Божьего мира. Без страданий нельзя осознать и прочувствовать радость и без перехода, не будет надлежащего осознания гармонии Божьего мира. Таким образом, страдание является необходимым условием для такого понимания. Теодицея утверждает, что все человеческие существа - вне зависимости от вероисповедания - могут найти путь к Богу. Они могут сделать так, потому что все они страдают, и поэтому все имеют возможность узнать о справедливости и гармонии Божьего мира.

По мере движения от состояния страдания к не-страданию, происходит увеличение удовольствия, уменьшаются страдания, повышается мотивация, задумывается о порядке и справедливости в целом. Такое отражение -это первый шаг к гармонии и красоте. В метафизике Г. Лейбница исследовалась роль страдания в этом мире. Г. Лейбниц часто отмечал, что человеческие страдания помогут понять божественную гармонию. Он изучал роль человеческого страдания в целом, и задавался вопросом о когнитивной и эмоциональной беде, которая исходит от сложности бытия. Г. Лейбниц противопоставил эту боль с радостью познавательного успеха. Когда такая боль сопровождается каким-то небольшим проникновением к гармонии Божьего мира, то человек становится «восхищенным» и приводит к «восхищению» Бога.

Философ сравнивал ум с зеркалом. Г. Лейбниц считал, что улучшение одного существа увеличивает добро в мире. В соответствии с гармонией отношений, у одного зеркало добавляет свет и понимания всех остальных. Отсюда следует, что, если у одного существа появится выгода от перехода страдания к не-страданию, так и всем остальным будет польза. Познавательная выгода от страданий, является более глубокой: движение от страдания в направлении к пониманию увеличивает шанс божественного зна-

ния и понимания в универсальной гармонии. Использование улучшения отношений является существенной поправкой.

Г. Лейбниц объяснял, что вера в Бога дает нам понимание своей бесконечной доброты и готовит нас к любви. Несмотря на жесткость и равнодушие, которые могут отталкивать нас друг от друга, являются отличной практикой для развития добродетелей христианской теологии. Поскольку Бог совершенен, справедлив и красив, то переход от страдания к нестраданию дает представление о своей природе [2, 3].

По Г. Лейбницу, Бог создал мир легким. Даже в нашей растерянности и боли, все мы созерцаем порядок вещей. В этом мы признаем наше незнание фактов, а также то, что Бог сделает все наилучшим образом, опираясь на бесконечную мудрость, которая направляет его действия. Понимание, справедливость и красота Божьего мира зависит от порядка, пропорции и гармонии, радующих нас.

Г. Лейбниц настаивает на том, что теодицея - это бесчисленное множество путей, открытых для Бога. Независимо от той или иной религии, путь доступен всем, кто может увидеть гармонию и красоту вещей. Человеческие существа, подобно Христу в том, что все они должны страдать; и их страдания, как сам Христос полагают, что это делается ради блага. Бог построил мир таким образом, что человеческие страдания имеют познавательную отдачу: движение от страдания к не-страданию помогает в признании божественного правосудия, и в приобретении божественного знания. Г. Лейбниц объяснял, что когда мы добьемся успеха в отношении его справедливости, мы также должны быть впечатлены его величием и очарованы его добротой.

Г. Лейбниц несмотря на то, что являлся рационалистом, считал, что страдания способствуют нравственному развитию и помогают в приобретении божественного знания. Страсти Христовы способны мотивировать человека на то, чтобы увидеть преимущества в страданиях. Подобно Христу, люди страдают в жизни и создают блага для других. Г. Лейбниц рассматривал страдания в рамках рационального порядка Божьего мира. Страсти являются первым шагом к важному знанию о Боге и творении. В конце концов, Г. Лейбниц предлагает нам рациональный порядок вещей, признавая страдания.

Список литературы

1. Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. 3 /Ред. и сост., авт. вступит. статей и примеч. Г. Г. Майоров и Л. Л. Субботин; перевод Я. М. Боровского и др. — М.: МЫСЛЬ, 1984. — 734 с.

2. Логунова, Е.Г. Феномен милосердия: взаимосвязь теории и практики: монография/ Е.Г. Логунова. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. - 128 с.

3. Логунова, Е.Г. Особенности милосердия в двух типах общества: традиционном и современном / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8-1 (58). - С. 117-120.

4. Логунова, О.А. Общество потребления: этапы становления и развития/ Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3-2 (41). - С. 125-127.

5. К вопросу о двух концепциях феномена милосердия/ Логунова Е.Г.// Дискуссия. 2012. № 3. С. 21-24.

6. Отражение феномена милосердия в романо-германской языковой группе/ Логунова Е.Г.// Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011.№ 10. С. 153-158.

7. Феномен милосердия (опыт социально-философского анализа)/Логунова Е.Г.// диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2012

8. Феномен милосердия/ Логунова Е.Г.// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2012

9. К вопросу о социально-экономических аспектах развития общества/Логунова О.А., Логунова Е.Г.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества, сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Юго-Западный государственный университет; председатель редколлегии Вертако-ва Ю.В.. 2014. С. 59-61.

Logunova Elena Germanovna, PhD in Philosophy, Department for Sociology, psychology and cultural studies, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Ishevsk, Russia e-mail: gerrusskih@gmail.com

CERTAIN ASPECTS OF ETHICAL PHILOSOPHY LEIBNIZ

Abstract. The article analyzes the ideas of the philosopher Leibniz, who put an equal sign between the categories of charity and justice. According to the philosopher, the sufferings have considerable moral and cognitive benefits. Leibniz believes that suffering is a necessary condition for a man of divine knowledge.

Keywords: charity, compassion, ethics, suffering, not-suffering.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ Михайлова Оксана Владимировна

к.э.н., доцент кафедры МОГУ Юго-Западный государственный университет

Рассмотрены основные вопросы организации и обеспечения функционирования государственного управления в Российской Федерации. Особое внимание уделено измерению эффективности государственного управления от общих подходов к конкретно-предметным.

Ключевые слова: Эффективность, оценка, государственное управление, подходы.

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед государственной службой новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в XX или, тем более, в XIX веке. Для того чтобы дать достой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.