ОТДЕЛ ПРОМЫСЛОВОЙ ГЕОФИЗИКИ
В.Н. Семёнов
Отдел промысловой геофизики в числе ключевых научных подразделений НВНИИГ функционировал с момента организации института, т. е. с 1 января 1961 г. Бессменным руководителем его (как и основателем) на протяжении первых 18 лет был выдающийся советский геофизик Илья Ефимович Эйдман.
Он родился 27 февраля 1908 г. в г. Бельске бывшей Гродненской губернии. Окончив рабфак в Москве, он поступил в 1930 году на геофизическое отделение Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе, которое окончил в 1935-м. Работать начал еще студентом - в 1930 г - в полевых партиях на должности коллектора. После получения диплома он сразу стал заведующим лабораторией Всесоюзной конторы геофизических разведок. До 1943 г. трудился в г. Красно-камске Пермской области, затем в Башкирии, затем в г.Краснодаре. В 1946 г. переехал в Саратов, где стал начальником отдела промысловой геофизики Саратовского отделения ГСГТ. В этой организации,
Эйдман Илья Ефимович
позже называемой Нижневолжским разведочным геофизическим трестом, он с 1951 по 1957 гг. занимал должность начальника тематической партии. Далее перешел на работу в лабораторию Саратовского отделения ВНИИГеофизика, а с организацией НВНИИГ Г стал заведующим отделом промысловой геофизики. В 1957 г. он защитил кандидатскую диссертацию, в 1961-м получил ученое звание старшего научного сотрудника. В должности заведующего отделом НВНИИГГ он работал с 1961 по 1978 гг.
И.Е. Эйдман является крупным ученым и одним из основателей промыслово-геофизической службы СССР. Им разработаны научные основы метода естественных потенциалов, ряд лабораторных методов измерения физических параметров горных пород на керне, а также многие приемы и методы интерпретации промыслово-геофизических данных. Эти методы широко использовались при составлении проектов разработки нефтегазовых месторождений и при подсчете запасов нефтяных и газовых залежей в разных регионах страны. Илья Ефимович - автор 42 научных трудов и 7 авторских свидетельств. В разное время его работа отмечалась знаками отличия, медалями, орденом "Знак Почета" и бронзовой медалью ВДНХ.
В 1978 г. он вышел на пенсию. Умер И.Е. Эйдман в 1986 г.
Следующим заведующим отделом ГИС стал Александр Григорьевич Мало-феев.
Он родился в селе Базарный Карабу-лак Саратовской области в 1929 г. Окончил Саратовский госуниверситет в 1953-м, получив специальность промыслового геофизика. До 1959 г. работал в Дагестане,
после чего перевелся в Саратов, в лабораторию ядерной геофизики, которой руководил тогда В.П. Иванкин. В 1961-м лаборатория вошла в состав отдела промысловой геофизики НВНИИГГ. В этом подразделении он трудился сначала в должности старшего научного сотрудника, а далее -заведующего лабораторией ядерной геофизики, заведующего лабораторией электрических методов исследования скважин, и наконец заведующего отделом.
Он участвовал в разработке принципиальной схемы и конструкции натурных моделей пластов для ядерно-геофизических исследований и руководил монтажными работами. Им было получено авторское свидетельство на изобретение по методике модельных исследований.
Под руководством Александра Григорьевича проводились, кроме того, исследования в области электрических методов ГИС - в частности, индукционного метода. Малофеевым была разработана принципиально новая электрическая схема к стандартному индукционному зонду, что повысило точность и стабильность работы прибора в целом. На разработку также получено авторское свидетельство.
В план работы лаборатории ядерной геофизики была включена и утверждена
Малофеев Александр Григорьевич
тематика скважинного сверлящего керно-отборника на кабеле, разработанного на основе предложенной Малофеевым оригинальной кинематической схемы, резко повышающей глубину работы прибора в скважине. Впервые в мировой практике с его помощью были отобраны пробы пробуренных пород с глубины 3200 метров на Ро-венской площади. Естественно, и этот прибор был отмечен авторским свидетельством.
Работал А.Г. Малофеев в качестве заведующего отделом до 1981 г., а затем пришлось уступить эту должность В.П. Иванкину, вернувшемуся в отдел ГИС после директорства. Александр Григорьевич стал старшим научным сотрудником лаборатории ядерной геофизики, в которой занимался ремонтом и наладкой геофизической аппаратуры.
В роковые 1990-е А.Г. Малофеев ушел из института по причине фактического развала отдела ГИС. Одно время он работал в саратовской геофизической экспедиции, занимался ремонтом сейсмической аппаратуры - благо был мастером на все руки.
В 1996 г. перешел на должность главного конструктора ООО "Импульс", а через несколько лет вышел на пенсию.
В 1981 г. на должность заведующего отделом промысловой геофизики был назначен Василий Петрович Иванкин, занимавший пост директора НВНИИГГ в 1974-1981 гг. Его творческая научная биография приведена в разделе "Директора НВНИИГГ". А посему мы сразу переходим к следующему завотделом промысловой геофизики. Им стал Григорий Хаи-мович Шерман, возглавлявший отдел с 1990 по 1992 гг.
Информация о его трудовой деятельности самая скудная. Всего несколько строчек (очень лаконичных) из его личного дела, а самого Григория Хаимовича, к сожалению, уже нет в живых.
Иванкин Василий Петрович
Родился Гриша Шерман 25 декабря 1933 г. в Смоленске в семье военнослужащего. Отец его попал под репрессии в 1937-м и до 1949-го пребывал в сталинских застенках. По реабилитации работал в Саратове фармацевтом.
Очевидно, с началом Великой Отечественной войны осиротевшая семья переехала в Саратов. Здесь Григорий окончил среднюю школу, а в 1951-м начал учиться на физическом факультете Саратовского госуниверситета, который окончил в 1956 г. Был направлен в город Мурманск, где работал младшим научным сотрудником Мурманского отделения НИЗМИР (аббревиатуру расшифровать не удалось, но это явно научно-исследовательское заведение). По сложившимся обстоятельствам в 1957 г. возвратился в Саратов и до 1959-го работал учителем физики в школе рабочей молодежи.
Далее в очередной графе личного дела стоит запись: 1959-1992 гг. - инженер, заведующий лабораторией, заведующий отделом промысловой геофизики НВНИИГГ. 33 года интенсивной трудовой деятельности практически не охарактеризованы никак.
Затем в 1992-1994 гг. Г.Х. Шерман работал главным геофизиком Департа-
мента промыслово-геофизических работ АО "Саратовнефтегеофизика". И наконец, последняя запись: 1994-1996 гг. - заместителем директора НВНИИГГ. Добавлено - кандидат технических наук. Дважды выезжал в служебные заграничные командировки - во Францию в 1992-м, и в США в 1993-м.
Однако коллеги Шермана и руководство института всегда отмечали высокую квалификацию Григория Хаимовича как специалиста ГИС. Все существовавшие технологии промыслово-геофизических работ, все применяемые методы он знал досконально - как в части теории, так и практики. Обладал очень острым, пытливым и критическим мышлением, имел буквально энциклопедический кругозор в своей отрасли и в смежных областях знаний, очень быстро реагировал на все технические и методические нововведения в промысловой геофизике, т. е. всегда шел в ногу со временем. Можно наверняка утверждать, что в активе Г.Х. Шермана - множество опубликованных научных и фондовых работ, масса разработок и рекомендаций. Он был специалистом не высокого, а высочайшего класса, и имел огромный авторитет среди коллег-промысловиков Поволжья и Прикаспия.
Шерман Григорий Хаимович
В середине 1990-х годов Григорий Хаимович перенес серьезное заболевание и в 1996-м вышел на пенсию. Часто пребывал вне Саратова, а в гостях у родственников - то в Подмосковье, то в Израиле. Скончался Г.Х. Шерман в августе 2003 г.
После его увольнения из института пятым и последним заведующим отделом ГИС стал Анатолий Петрович Хромов. Он родился 8 января 1949 г. в Кинешме Ивановской области. С 1953 г. семья Анатолия Петровича проживала в Саратове, где Анатолий окончил в 1966 г. среднюю школу, а в 1971-м - физический факультет Саратовского госуниверситета. Диплом Анатолий защитил по теме "Ядерная геофизика", что предопределило его дальнейшую работу в отделе промысловой геофизики НВНИИГГ. С 1971 по 1979 гг. он прошел путь от инженера до старшего научного сотрудника. В лаборатории он принимал участие в разработке и внедрении высокоэффективных методик изучения фильтрационно-емкостных свойств пластов-коллекторов на основе индикаторного родона. Эти методики успешно опробованы на крупнейших месторождениях Казахстана: Карачаганак, Жанажол, Тенгиз, а также в Оренбургской области, в Западной Сибири, в Саратовской и Волгоград-
гй
Хромов Анатолий Петрович
ской областях. Кроме того, при участии А.П. Хромова был разработан и внедрен комплекс лабораторных ядерно-физических методов анализа вещества - его естественной радиоактивности и элементного состава.
В 1979 г. Анатолий Петрович стал заведующим лабораторией ядерной геофизики. В этот период он поступил в заочную аспирантуру ВНИИ ядерной геофизики и геохимии (Москва) и по окончании ее в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1987 г. Анатолию Петровичу было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника. В его активе 5 изобретений и более 20 печатных работ. В 1992-м он был назначен заведующим отделом ГИС. Но это уже было время "разброда и шатания". Объемы бурения повсеместно снижались, финансирование практически прекратилось, сотрудники разбежались кто-куда. А.П. Хромов мужественно ждал улучшения ситуации 4 года, но так и не дождался. И принял решение уволиться из НВНИИГГ. С его уходом прекратил свое существование отдел промысловой геофизики.
А.П. Хромов в порядке перевода перешел на работу в администрацию Саратовской области, где в 1996-1998 гг. работал в Министерстве промышленности консультантом, заместителем начальника отдела, начальником отдела. В 1998 г. он прошел обучение и получил лицензию арбитражного управляющего, в качестве какового работал последующее время. Пример Хромова, к сожалению, не единичен: многие достойные люди и замечательные специалисты ушли в "никуда" из гео-
V-» II II
логоразведочной отрасли в смутные 1990-е.
Долгие годы работали в отделе ГИС грамотные и добросовестные сотрудники, их было много и всех перечислить здесь невозможно. Но упомянем все же самых достойных и преданных своему подразде-
лению, бывших заметными фигурами в саратовской промысловой геофизике. Это Ю.М. Мартынов, Ю.М. Болычевский, Т.П. Горкун, М.Ю. Востриков, Е.М. Зотова, Н.Г. Грацинский и другие.
Будем надеяться, что с улучшением экономической ситуации в нашей когда-то мощной геолого-геофизической державе промысловая геофизика обретет свои былые востребованность и величие.
ЛАБОРАТОРИЯ ГЕОХИМИИ И ГИДРОГЕОЛОГИИ
О.К. Навроцкий
Очевидно, не целесообразно с юридической точностью вспоминать хронологию деятельности подразделений института, которые назывались лабораторией поисковой геохимии, лабраторией гидрогеологии, лабораторией органического вещества пород, нефти и газа, лабораторией пластовых флюидов, региональным аналитическим центром.
Все это не столь важно, поскольку то или иное подразделение на разных этапах жизни института формировалось и существовало под влиянием целого ряда факторов объективного и субъективного характера. Главное - деятельность научно-технического персонала всех подразделений была направлена на решение таких принципиальных задач науки и практики, как разработка и внедрение в практику геологоразведочных работ геохимических и гидрохимических методов поиска нефти и газа, вопросы генезиса и миграции углеводородов, оценка ресурсов углеводородного сырья. Территория деятельности -Саратовская область и впоследствии Прикаспийский регион.
В те далекие годы (прошлое столетие или даже тысячелетие), когда институт был еще филиалом ВНИГНИ, геохимическое направление возглавлял Е.М. Геллер. Знаю о нем по рассказам старейших
"Вспомнишь и лица давно позабытые... "
сотрудников отдела Т.М. Морозовой и О.П. Вышемирской.
Лабораторией поисковой геохимии руководил Д.С. Коробов. Впервые, совместно с ВНИИЯГГ, была проведена гидрохимическая съемка в Дальнем Саратовском Заволжье. На ряде площадей были пробурены геохимические 100-метровые скважины, разрабатывались методические подходы к интерпретации углеводородных аномалий и требования к проведению газометрических работ.
А.С. Зингер - самый молодой доктор геолого-минералогических наук, возглавляя лабораторию гидрогеологии, вел исследования гидрохимического состава подземных вод, в том числе и органической составляющей. Обнаружение углеводородов в водах четвертичных отложений вызвало в то время жесточайшие споры. Их выявление на базе существующих аналитических приборов рассматривалось как проявление миграции углеводородов от залежи к дневной поверхности.
Расширение тематических работ, интересов и задач постепенно подготовили соответствующие условия, и небольшой коллектив шестидесятых годов превратился в солидное научное подразделение. К 1970 г. в нем уже числилось свыше 80-ти сотрудников различных специальностей: