УЧЕНЫЙ
отдел кадров Интервью заместителя председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ Аллы Грязновой
письма читателей
актуальная тема Как превратить накопления в инвестиции?
мировая экономика Возможности резкого улучшения инвестиционного климата в России
мировая экономика Транснациональные компании — локомотивы экономического роста
ВЛАДИМИР ХАХАНОВ
28
31
32 42
46
О кадрах высшей квалификации
Алла ГРЯЗНОВА,
заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, заслуженный деятель науки РФ
21 февраля 2012 года вступило в силу Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Что нового вносит документ в работу диссертационных советов, чем обусловлены изменения?На вопросы отвечает заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, заслуженный деятель науки РФ Алла Грязнова.
— Алла Георгиевна, за последние годы произошли существенные изменения в работе Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Чем они обусловлены и в чем суть этих изменений?
— Глубокие качественные изменения мирового масштаба (глобализация, переход к новому технологическому укладу, превращение науки в непосредственную производительную силу) и национального характера (переход на рыночную систему хозяйствования, взятый курс на модернизацию экономики России и ее устойчивое социально-экономическое развитие) заставили по-новому смотреть на подготовку и аттестацию кадров высшей квалификации.
Важнейшим звеном является аттестация научных и научно-педагогических кадров. За последние годы комиссией проведена значительная работа: утверждена новая номенклатура научных специальностей (422) и разработаны паспорта на каждую из них. Существенное внимание уделено главному звену аттестации — диссертационным со-
ветам, их качественному составу и квалифицированной оценке диссертационных исследований. Проанализировав работу 4,5 тыс. диссертационных советов, были отменены «разовые» и «резервные» советы, переутверждены «базовые» советы (2998), причем повышен их качественный состав — приоритет отдан докторским, а удельный вес кандидатских советов снизился с 32% (в 2004 году) до 2% (в 2010 году). При наличии замечаний введена процедура приостановления деятельности советов, сформировано 45 экспертных советов, в состав которых вошли 1474 академика и члена-корреспондента РАН, крупных российских ученых.
В целях обеспечения публичной ответственности диссертантов введена обязательная публикация результатов научных исследований в ведущих научных журналах, размещение на сайтах ВАК и организаций полных текстов авторефератов. Открыты реестры научных руководителей, оппонентов и ведущих организаций. В экспериментальном режиме введена система «Антиплагиат».
Проведен анализ имеющейся законодательной, нормативно-правовой базы и разработаны предложения по ее совершенствованию. Существенные изменения в системе аттестации научных кадров и предложения по правовым вопросам нашли отражение в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». В новой редакции этого закона впервые четко сформулированы цель, структура и функции ВАК. Таким образом, в настоящее время созданы условия для обеспечения новых, институциональных преобразований в системе аттестации. В этой связи ВАК разработал Концепцию модернизации системы аттестации кадров на 2011-2020 годы и поэтапную ее реализацию.
— В чем суть концепции?
— Концепция была широко обсуждена в научных и образовательных организациях, в Комиссии по науке и инновациям Общественной палаты РФ, средствах массовой информации. Ее главная содержательная особенность состоит в обеспечении значительного повышения качества научных исследований:
• ориентация их на фундаментальные и актуальные прикладные исследования, реально способствующие модернизации и инновационному развитию России;
• превращение диссертационных советов в главное звено аттестации соискателей кандидатских и докторских диссертаций с полной персональной ответственностью за качество оценки научного вклада (включая качество работы научных руководителей, научную обоснованность отзывов ведущих организаций и оппонентов);
28
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012
\ ученый совет \
Именно в диссертационном совете есть возможность лично видеть диссертанта, задавать ему вопросы, оценивать квалификационный уровень выполненной работы.
• развитие общественно-государственного характера системы аттестации;
• изменение системы организационно-технического обеспечения и функциональных обязанностей вАК, на которую возлагается ответственность за формирование высококвалифицированного состава диссертационных советов, контроль над эффективностью их работы, выборочная проверка выполненных научных исследований.
— Какие шаги вы предложили в области институциональных преобразований?
— Прежде всего — ликвидировать необоснованный разрыв между подготовкой и аттестацией кадров. в минобрнау-ки необходимо иметь отдельный департамент научных и научно-педагогических кадров, в котором будут сосредоточены все вопросы по открытию аспирантур и подготовке научных и научно-педагогических кадров вместо рособразования, как это было раньше), по организационно-техническому обеспечению аттестации кадров (вместо рособрнадзора).
в настоящее время такой департамент создан (его возглавила Е.К. нечаева), из рособрнадзора в него переведены сотрудники, обеспечивавшие ранее организационно-техническое и юридическое обслуживание вАК. За короткий отрезок времени департамент провел большую работу, и о первых итогах было подробно доложено на коллегии минобрнауки 6 декабря 2011 года. Председатель вАК академик м.П. Кирпичников осветил на коллегии наиболее существенные изменения в работе вАК и показал этапы преобразований. Е.К. нечаева на основе новейших технологий выстроила четкую систему взаимодействия отдельных звеньев системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, соотношения их прав, обязанностей, ответственности и отчетности.
— А в чем состоят главные изменения, о которых говорил академик Кирпичников?
— в том, что главным звеном аттестации в полной мере становится диссертационный совет — как по кандидатским, так и по докторским диссертациям. именно в диссовете есть возможность лично видеть диссертанта, задать ему любое количество вопросов, оценить квалификационный уровень выполненной работы, принять участие в дискуссии и, наконец, путем тайного голосования выразить свое профессиональное мнение. но это потребует от минобрнауки и вАК значительно повысить уровень требований к членам диссоветов, их персональной ответственности за квалификационный уровень аттестации.
второе изменение касается непосредственно аттестационной комиссии, функции которой меняются. во-первых, усиливается стратегическая государственная составляющая: вАКу предписано представлять в минобрнауки предложения по формированию перспективной тематики диссертационных исследований, структуре и объему подготовки научных кадров за счет средств госбюджета; гармонизации российской и иностранной систем аттестации специалистов высшей квалификации. во-вторых, предусмотрены: уход от элементов формализма при проверке 30 тыс. диссертаций за год, переход к реальному действенному контролю над работой 3 тыс. диссоветов, изучение и обобщение опыта их работы. в-третьих, вАК должен формировать программы кандидатских экзаменов, готовить для минобрнауки заключения на создание диссертационных советов, устанавление их полномочий, а также приостанавление, возобновление, прекращение деятельности советов и т.д.
\ ученый совет \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012
29
— в феврале вступило в силу «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». чем оно отличается от ранее действующего Положения?
— Это очередной шаг в системе совершенствования аттестации кадров высшей квалификации. отличий от предыдущего документа довольно много. все они направлены на повышение квалификационного уровня диссертационных советов, усиление общественной составляющей в общественно-государственной системе аттестации,
— да, изменения существенные. Каждый член диссовета должен иметь не менее трех публикаций в рецензируемых научных журналах, изданиях за последние три года либо являться ученым, обогатившим науку трудами первостепенного научного значения; он может представлять только одну специальность научных работников по одной отрасли науки и не может входить в состав более четырех диссертационных советов.
— А будут ли функционировать объединенные диссертационные советы?
— объединенные диссоветы могут быть созданы на базе известных своими
Стимулировать прорывные фундаментальные научные изыскания, прикладные инновационные разработки — на это направлено новое «Положение о совете по защите диссертаций...».
а в конечном счете должно привести к повышению актуальности и качества диссертационных исследований, к стимулированию прорывных фундаментальных научных изысканий, прикладных инновационных разработок и дать существенное увеличение вклада науки в перспективное устойчивое развитие страны.
— Как изменились количественные и качественные показатели состава диссертационных советов?
— общее число членов диссоветов должно быть теперь не менее 19 человек (ранее — 17). Причем в составе совета должно быть не менее семи докторов наук по каждой отрасли каждой специальности (ранее — пяти). Если же совет может принимать к защите только кандидатские диссертации, то не менее пяти докторов наук (ранее — трех).
Если в диссовет поступает работа, выполненная на стыке специальностей, то формируется совет для проведения «разовой защиты». для этого в действующий совет на одно заседание вводятся пять докторов наук при защите докторской или три — при защите кандидатской диссертации (ранее было три и два). Причем вводимые на одно заседание в состав диссовета доктора наук должны быть членами диссоветов по соответствующей специальности научных работников.
Есть ограничения по количеству специальностей — не более трех, по которым диссовет может принимать для рассмотрения работы на соискание ученых степеней.
— Изменились ли требования к самим членам диссоветов?
достижениями в соответствующей области знаний вузов или научных организаций. однако участником соглашения о создании объединенного диссовета не может теперь являться организация, на базе которой уже создан диссовет по одной из заявленных для объединенного диссовета специальности. Причем в состав этого совета могут входить только специалисты, имеющие основным местом работы организацию, являющуюся участником данного соглашения.
— Есть ли изменения в организации работы диссовета?
— да, имеются. Чтобы обеспечить постоянное присутствие всех членов диссовета на заседании, вводится «технический перерыв», который объявляется председательствующим по решению диссовета после выступления соискателя, изложившего основные положения своей работы и ответившего на заданные вопросы. Кроме того, существенные изменения претерпела работа счетной комиссии. Члены счетной комиссии теперь вскрывают урну для тайного голосования в присутствии членов диссовета, подсчитывают бюллетени и составляют по итогам голосования протокол счетной комиссии. После оформления протокола счетная комиссия запечатывает все бюллетени в конверт и передает их ученому секретарю диссовета.
Новым является также введение аудио-видеозаписи всего заседания диссертационного совета.
— сохраняется ли право за соискателем снять диссертацию с рассмотре-
ния? И может ли он повторно защищать работу, по которой диссовет вынес отрицательное решение?
— Соискатель вправе снять диссертацию с рассмотрения в диссовете по письменному заявлению до принятия решения совета.
диссертация, по результатам защиты которой диссовет вынес отрицательное решение, может быть представлена к повторной защите только в переработанном виде и не ранее чем через год после вынесения такого решения. При этом официальные оппоненты и ведущая организация обязательно должны быть заменены.
— Коснулись ли изменения документов, предоставляемых диссоветом
в Минобрнауки?
— в министерство следует представлять помимо «привычных» документов (заключение диссовета, автореферат диссертации, стенограмма заседания и т.д.) также отзыв научного
руководителя или научного консультанта, другие отзывы, поступившие на автореферат и диссертацию, протокол счетной комиссии, аудиовидеозапись заседания диссовета, электронный носитель, на котором размещается полный блок документов, электронный полнотекстовый вариант диссертации.
— согласно приказу Минобрнауки, действующие диссоветы должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 31 мая 2012 года. не вызовет ли это коллапс, массовое закрытие диссоветов?
— модернизация системы аттестации кадров идет постепенно, пошагово, со значительным временным лагом, поэтому не вижу оснований для беспокойства. Тем коллегам, которые будут представлять материалы в минобрнауки по созданию новых диссертационных советов, необходимо обратить внимание на четкое обоснование целесообразности функционирования диссовета, гарантии обеспечения условий для его работы, включая выделение необходимых для этого средств; необходимо приводить сведения о действующих в организации аспирантуре и докторантуре по заявленным специальностям, о технической возможности осуществления аудиовидео-записи заседания совета, а также о возможности прямой трансляции заседания диссертационного совета и о наличии в организации системы проверки использования заимствованных материалов («Антиплагиат»).
искренне желаю всем коллегам успехов и удачи в осуществлении важной и ответственной работы по подготовке и аттестации кадров высшей квалификации.
30
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012
\ ученый совет \