Научная статья на тему 'Отдалённые острова Японии: возможности, проблемы, пути решения'

Отдалённые острова Японии: возможности, проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
977
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ОСТРОВА / ISLANDS / ОКРАИНЫ / МОРСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ОБЛАДАНИЕ / POSSESSION / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / РЕСУРСЫ / RESOURCES / OUTSKIRTS / MARINE SPACES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курмазов Александр Анатольевич

Япония, состоящая из пяти крупных и десятков тысяч мелких островов, вынуждена осуществлять специфическую островную политику. В данной статье показаны роль мелких островов, проблемы их сохранения и защиты. Даже мелкие острова важны для определения границ территориального моря и ИЭЗ (исключительная экономическая зона). Поскольку морские пространства вокруг островов богаты ресурсами, это усиливает их важность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote islands of Japan: potential, problems, solutions

Japan consists of five large islands and dozens of thousands of small islands, so it needs to conduct the specific island policy. The importance of small islands for Japan is shown, as well as problems of its preservation and defense. Even very small islands are important for definition of territorial waters and EEZ bordures. The marine spaces around the islands are very reach of many kinds of resources and it increases its valuables.

Текст научной работы на тему «Отдалённые острова Японии: возможности, проблемы, пути решения»

отдалённые острова Японии: возможности, проблемы, пути решения

Александр Анатольевич курмазов,

кандидат экономических наук, первый секретарь посольства рФ в японии, токио. E-mail: kurmazov55@mail.ru

Япония, состоящая из пяти крупных и десятков тысяч мелких островов, вынуждена осуществлять специфическую островную политику. В данной статье показаны роль мелких островов, проблемы их сохранения и защиты . Даже мелкие острова важны для определения границ территориального моря и ИЭЗ (исключительная экономическая зона) . Поскольку морские пространства вокруг островов богаты ресурсами, это усиливает их важность . Ключевые слова: Япония, острова, окраины, морские пространства, обладание, население, ресурсы

Remote islands of Japan: potential, problems, solutions. Alexander Kurmazov, cand. sc. (Economics).

Japan consists of five large islands and dozens of thousands of small islands, so it needs to conduct the specific island policy The importance of small islands for Japan is shown, as well as problems of its preservation and defense . Even very small islands are important for definition of territorial waters and EEZ bordures . The marine spaces around the islands are very reach of many kinds of resources and it increases its valuables

Key words: Japan, islands, outskirts, marine spaces, possession, population, resources

Тема морских островов, островных споров и территориальных притязаний стран Восточной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии всегда привлекала внимание политиков и учёных . Накоплено изрядное количество исследований данной проблемы в разных изданиях, в т. ч . на страницах журнала «Россия и АТР» [1]. Основными в этих работах являются описание и анализ претензий, разбор доказательной исторической базы; показывается геополитическое значение тех или иных островов для претендующих на них государств и регионов в целом .

Помимо спорных островов, ситуация вокруг которых является дестабилизирующим фактором международной обстановки [4], есть ещё огромное множество обитаемых и необитаемых островов со своей особенной «окраинной» жизнью и специфическими функциями .

Что такое окраины для такого островного государства, как Япония? Разумеется, японские окраины — это мелкие острова по внешнему пери-

метру главных — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и Окинава . Их роль велика и многогранна . Ценность отдалённых и даже очень мелких островов высока для любого государства с морскими границами, а для такого, как Япония, в особенности .

Законодательно к отдалённым островам Японии отнесены те, время в пути до которых авиатранспортом составляет более 30 мин . [15]. Некоторые, даже находясь вблизи основных территорий, испытывают социально-экономические, транспортные и прочие проблемы, характерные для окраин . Статус таких островов чаще определяется законодательством местных органов власти, как правило — назначениями губернаторов префектур [14] .

К окраинам можно отнести и крайние северные города Хоккайдо, такие как Вакканаи или Нэмуро . Их оторванность от метрополии примерно такая же, как и многих других мелких островов С отдалёнными островами эти города объединяет сходство проблем, с которыми им приходится сталкиваться

Территории Японии состоят из 6852 островов с площадью территориального моря и исключительной экономической зоны (ИЭЗ) 4,47 млн кв . км, что в 12 раз превышает площадь наземных территорий страны (380 000 кв . км) . На 422 островах население есть, 6425 — необитаемы [11] . Около 50 являются исходными для проведения базисных линий при установлении территориального моря и ИЭЗ .

Островных государств и архипелагов на земном шаре немало . Это и Малайзия, и Филиппины, и архипелаги центральной части Тихого океана и др . У каждого из таких государств есть свои особенности в осуществлении политики в отношении островных окраин . Часто такая политика направлена на решение территориальных споров со странами-соседями И это понятно, т к острова выполняют многочисленные функции, весьма ценные для государств — обладателей данных территорий . Попробуем разобраться с особенностями японской островной политики

ФУНКЦИИ ОТДАЛЁННЫХ ОСТРОВОВ

В последнее время в Японии широко пропагандируется идея: «Япония — богатая ресурсами страна, поскольку она богата ресурсами моря» [7; 10]. Очевидно, что на этом фоне всё большее внимание уделяется не только освоению морских ресурсов, в т. ч . и нетрадиционных для Японии (метангидрат, редкоземельные элементы и т. п . ), но и защите пространств, в которых эти ресурсы разрабатываются .

Важная роль в решении проблем ресурсного обеспечения за счёт морских резервов принадлежит, в частности, малым окраинным островам даже необитаемые острова, если принимать во внимание прилегающие к ним морские воды, дают возможность вести рыбный промысел и извлекать другие преимущества владения окружающими водными

пространствами . Поэтому защищать и сохранять необходимо не только сами ресурсы, но и права обладания средой их обитания или нахождения .

Какие функции возлагают на отдалённые острова обладающие ими государства? Какие функции на них лежат по природе и по определению?

На наш взгляд, самая важная роль отдалённых окраинных островов состоит в том, что их границами определяются внешние пределы островного государства. В первую очередь это рубежи . В отличие от материковых стран отдалённые острова позволяют определить не только пределы суши, территории государства, но и границы территориальных и прилегающих вод, а также 200-мильной ИЭЗ со всеми ресурсами таких вод и зон — транспортными, рыболовными, рекреационными и многими другими

эффективное обладание такими островами — это и гарантия территориальной целостности государства, оттенки которой имеют совсем иную гамму, чем у стран материковых, сухопутных . «Твердь земная», если вы находитесь на острове, заканчивается далеко от государственной границы, совпадающей с внешней границей территориального моря . Поэтому не только по ощущениям морские рубежи совсем не похожи на рубежи земные . Они требуют совершенно иных технических и даже мировоззренческих (включая воспитание населения в духе маринизма) мер защиты неизмеримо велика роль отдалённых островов для государств, таких как Япония, с точки зрения получения прав на эксплуатацию морских живых ресурсов В частности, это доступ к белковому сырью морского происхождения, спрос на которое растёт в мире не по дням, а по часам [2]. Каждый, даже самый малый, остров позволяет отсчитывать от его базовой линии границы территориального моря, прилегающей зоны, ИЭЗ со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями в отношении использования находящихся в пределах таких акваторий биологических ресурсов

Важны морские окраины и для обеспечения безопасности мореплавания, когда они при соответствующем оборудовании природных гаваней становятся надёжными укрытиями в штормовую погоду В Японии порты на отдалённых островах отнесены к специальной (4-й) категории — «порты-убежища и базы для разработки рыбопромысловых акваторий» . В настоящее время такого рода портов в стране насчитывается 99 [17]. Но их число постоянно увеличивается, несмотря на необходимость вкладывать огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы сейчас, чтобы получить отдачу в труднообозримом будущем . Однако такое будущее иногда наступает неожиданно быстро

Путеводные маяки, расположенные на отдалённых островах вблизи оживлённых морских путей, также неотъемлемая часть обеспечения безопасности судоходства в таких районах. Общее число маяков в Японии — 3229, в т. ч . 969 (30%) построено на отдалённых островах [14].

Защитную для метрополии и неприятную для себя функцию морские окраины выполняют как приёмщики морского мусора, заносимого на бе-

рега с возрастающей интенсивностью океаническими течениями Очистка побережий мелких островов и прибрежных вод, которые часто имеют высокую ценность для рыболовства, — обременительная и неизбежная задача для японского правительства и местных властей . На отдалённых островах Окинавы (там, где ведётся учёт и утилизация дрейфующего мусора) в год на одного жителя приходится от 129 до 360 кг мусора [12] .

Необитаемые острова в ряде случаев становятся естественными заповедниками для редких и исчезающих видов живой природы — растений, морских птиц и др . Каким, например, стал для альбатросов архипелаг Огасавара, труднодосягаемый для человека в силу оторванности от Хонсю на юг до 1000 и более километров [15]. Сохранение биоразнообразия — это уже не национальная проблема, а глобальная

Ценность отдалённых островов для государства, владеющего ими, с другой стороны, сопоставима и с бременем расходов на поддержание их в необходимом состоянии . Если это обитаемые острова, то надо создавать такие условия, чтобы население, по крайней мере, не уменьшалось и было способно вести хозяйственную деятельность, которая, как правило, связана с морем В этом случае будут обеспечены использование морских живых ресурсов в окружающих акваториях, а также наблюдение за ними данная проблема не менее остра, чем, например, обеспечение защиты и обороны подобных островов от потенциального вторжения

ПРОБЛЕМЫ ОТДАЛЁННЫХ ОСТРОВОВ

Самая острая проблема отдалённых островов и городов — неуклонное уменьшение населения . Так, с 1955 по 2005 г. численность населения островов снизилась в два раза — с 1,25 млн до 0,68 млн чел . [11]. Отток молодёжи с малых островов так же болезненно ощущается, как и рост мировых цен на топливо, которое здесь и без того на 2—3 иены за литр дороже, чем на центральных островах . Подобные трудности особенно остро чувствуют жители мелких островов вокруг Хоккайдо, например, о-ва Ягиси-ри округа Румои на северо-западном направлении от побережья большого острова [19]. Среднегодовые температуры здесь намного ниже, чем на Окинаве или на островах Гото в западной части Японского моря . Соответственно выше расход топлива на все хозяйственные нужды

Путь спасения жизненной активности острова Ягисири на данном этапе власти Хоккайдо усматривают, в первую очередь, в развитии туризма, используя в качестве «приманки» для туристов из других районов Японии особенности местной природы, уникальные виды сельскохозяйственной продукции, неповторимость горячих источников и прочие ухищрения туристической индустрии [22]

Обитаемые и необитаемые мелкие острова требуют особого подхода В соответствии с японским законом «О помощи развитию отдалённых

островов» в число объектов повышенного внимания включён 261 мелкий остров . Административно они относятся к 25 префектурам . Среди обитаемых мелких островов Японии (за исключением Окинавы) примерно на 47 (20% от общей численности) население не превышает 100 чел . Основная часть этих жителей — люди преклонного возраста

По результатам исследований, проведённых специалистами Министерства государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, в недалёком будущем такие острова могут полностью обезлюдеть . На май 2012 г. на восьми островах с населением менее 100 чел . 90% составили люди старше 65 лет [20].

Серьёзной проблемой является отсутствие на 87% обследованных отдалённых территорий защитных сооружений, таких, например, как укрепления склонов для предотвращения оползней при сильных дождях и т. п . Указанное министерство, ответственное за эти вопросы, рассматривает меры помощи островитянам, включая активизацию жизни на островах и обеспечение безопасности на случай стихийных бедствий .

Пока же японское общество не вполне осознаёт значимость окраинных и весьма отдалённых от основных мест проживания территорий . Правительство Японии старается восполнить этот пробел . В течение 2013 г. проходила подготовка к проведению круизных морских рейсов к крайнему восточному острову Минами-Торисима и к крайнему южному острову Окинотори-сима . Этот вопрос постоянно входит в повестку дня правительственного Совета интеллектуалов Одна из задач данного Совета — выработка политики сохранения и управления островами, расположенными на отдалённой периферии государственной границы [9]

РЫБОЛОВСТВО ОТДАЛЁННЫХ ОСТРОВОВ

рыболовство в большинстве случаев — основной вид хозяйственной деятельности отдалённых островов Благоприятные условия для его развития создают омывающие берега апвеллинги — вертикальные морские течения, являющиеся основой высокой биопродуктивности прилежащих акваторий, — а также сохранившие естественный облик морские побережья и их растительность

Но есть и уязвимые точки — расстояния . Отдалённость островов от центров экономической жизни не способствует развитию рыбопромышленной инфраструктуры Проблемы, связанные с доставкой материалов и оборудования для развития рыболовства и обработки уловов, становятся препятствием на пути активизации хозяйственной жизни Транспортировка продукции в основные районы потребления страны осложняется временем и расстояниями . Такая продукция уже не может конкурировать по свежести (а значит и безопасности) с товарами, доставленными из более близких районов, и по стоимости, в которую включаются расходы на транспортировку

Отдалённые околоостровные акватории страдают от иностранного браконьерства; беспокойство японских властей вызывают частые заходы неидентифицируемых судов (скорее всего, с провокационными целями) . На рыбаков отдалённых островных территорий ложатся дополнительные задачи по патрулированию морской границы, спасению терпящих бедствие на море и другие не связанные с рыболовством функции

Рыбаки отдалённых островов часто становятся свидетелями и информаторами в случаях браконьерского промысла в прибрежных районах, незаконного проникновения на территорию Японии иностранных лиц и т. д . Рыбаки фактически несут часть бремени по охране территорий и обеспечению некоторых оборонительных функций Комплексный НИИ Мицубиси подсчитал, сколько ежегодных расходов несут рыбаки, помогая Управлению безопасности на море (УБМ) патрулировать прибрежные территории Получилась очень внушительная сумма — 201,7 млрд иен (около 2 млрд долл . США) [18].

В связи с этим рыбацкие хозяйства 800 островов будут получать государственные дотации . Для этих целей предусмотрена статья бюджета общим объёмом 2,1 млрд иен, или около 2 млн долл . США. Каждое рыбацкое хозяйство может рассчитывать на ежегодные денежные средства в размере 100 тыс . иен (около 1000 долл . США) . Для осуществления поставленных задач создаётся система оповещения УБМ и других органов, вменяется в обязанность вести регистрацию наблюдений и патрулирование побережья

Департамент рыболовства Японии объявил о необходимости учреждения с 2005 г специального фонда оказания помощи рыбакам отдалённых островных поселений — «Фонд оказания официального содействия деятельности по поддержанию рыбаками порядка в отдалённых населённых островных пунктах» Правительство ежегодно утверждает специальную статью бюджета на эти цели в размере свыше 1,2 млрд иен (около 12 млн долл . США) [13].

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНЕГО ВТОРЖЕНИЯ

Официальный Токио всегда помнит об отдалённых от метрополии населённых островах с точки зрения обеспечения безопасности и неприкосновенности . Их территориальная принадлежность в настоящее время не оспаривается Но они весьма уязвимы в своей оторванности от центра, поскольку испытывают возрастающее давление внешнего несанкционированного вмешательства Наибольшей опасности подвергаются острова, находящиеся в частном владении, и поэтому проводится их постепенное огосударствление, несмотря на обострение конфликтов с соседними странами

Приобретение в государственную собственность островов Сэнкаку вызвало бурю антияпонских настроений в Китае Однако Япония стала отрицать наличие территориальных споров между двумя странами и даже отвергла предложение КНР «отложить на время островную проблему» . В ответ на это китайские государственные суда постоянными вторжениями в воды у спорного архипелага поддерживают напряжённую обстановку в районе, пытаясь таким образом заставить признать территориальную проблему и сесть за стол переговоров [21].

Противодействие китайской морской активности вблизи южной части архипелага Рюкю стало остро обсуждаемой темой японских СМИ в последние два года Но эта активность началась не сегодня, а около 20 лет назад Вполне очевидно, что Китай ведёт океанологические исследования в проливах южной части Окинавы для обеспечения путей для подводных лодок. Чтобы препятствовать этому, сил УБМ недостаточно . Поэтому происходит усиление мер противодействия потенциальному подводному вторжению за счёт как размещения военных служб слежения на самих островах (таких, как Ёнагуни), так и разработки методов авианаблюдения — патрулирование с использованием специально оснащённых самолётов-разведчиков Р3С и Р1 [16].

Морские пограничники Японии (УБМ) в 2014 г. увеличили свой численный состав на 320 чел ., поскольку на это рассчитан бюджет данного ведомства, уже одобренный правительством . После 1948 г., когда была учреждена эта структура, численность служащих УБМ впервые за свою историю составит 13 208 чел

В настоящее время в рамках УБМ создаются «отдельные подразделения специального назначения», рассчитанные на меры быстрого реагирования . Новые службы будут нести охрану отдалённых островов . В частности, в районе островов Сэнкаку, где в последние годы (особенно после огосударствления этого архипелага Японией) сильно активизировалось морское патрулирование китайских государственных судов

Из 10 новых патрульных судов (1000 т водоизмещением), строительство которых ведётся специально для УБМ, 4 судна будут введены в строй в этом году. Они также будут обслуживать потребности подразделений быстрого реагирования [6] .

МЕРЫ СОХРАНЕНИЯ ОТДАЛЁННЫХ ОСТРОВОВ И РАСШИРЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Правительство Японии поставило задачу начать процесс сохранения отдалённых территорий — около 400 отдалённых островов, береговые линии которых потенциально могут являться базовыми линиями для отсчёта территориального моря

Межведомственный совет, в который входят имеющие отношение к вопросу министерства и ведомства — Министерство финансов, Министерство юстиции и УБМ — должен организовать исследования отдалённых островов, включая сбор данных о владельцах островов, их национальной принадлежности, названиях

Цель исследований — усиление контроля над морскими ресурсами и обеспечение безопасности с морских направлений . Завершение исследований планируется в конце следующего года, после чего будут приняты незамедлительные меры, включая национализацию островов, которые не имеют владельцев

часть предварительной работы по 99 отдалённым островам в плане их сохранения была проведена в 2009 г., что позволило увеличить исходные линии для определения внешней границы ИЭЗ . Теперь предстоит обследовать остальные 400 островов, которые станут базой для отсчёта территориального моря

В настоящее время крайне мало информации о том, как осуществляется владение многими отдалёнными островами и как они управляются Около 200 островов не имеют названий и не внесены в географические и навигационные карты Японии . Некоторые включены в навигационные карты, но не занесены в карты НИИ географии государственных земель . Межведомственный совет должен уладить все эти нестыковки, а также присвоить имена безымянным островам

В последнее время чрезвычайно повысилась морская активность Китая вблизи японских берегов, включая вторжения подводных лодок и других военно-морских судов . Поэтому планируемые исследования отдалённых островов должны также определить, какие из них будут пригодны для устройства сети слежения за морской активностью КНР

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. территориальное море отмеряется на ширину 12 морских миль от береговой черты (около 22 км) во время максимально отлива что касается островов, то для установления территориального моря необходимо соблюдение ряда условий — остров должен быть естественно сформированной сушей, выступающей над уровнем моря во время максимального прилива, и др

Проблема территориального моря вокруг отдалённых островов неизменно находится в сфере внимания премьер-министра С . Абэ [24], который постоянно подчёркивает: «Мы должны защищать наше территориальное море любой ценой» Острова, находящиеся в частном владении, также должны быть под постоянным присмотром . Береговая черта таких островов подвержена естественной эрозии, а это означает потерю части территориального моря Базовая политика в отношении сохранения отдалённых островов уже сформирована, но предполагается, что могут потребоваться дополнительные меры после завершения планируемого обследования

Правительство Японии не зря считает острова Окиноторисима в центральной части Тихого океана крайне важными для сохранения территориальной целостности страны . ИЭЗ вокруг этих островов покрывает площадь около 400 тыс . км2 . Недра морского дна в пределах этой зоны богаты запасами кобальта, никеля и других минеральных ресурсов . Государство пошло на внушительные расходы в 75 млрд иен для укрепления мелких островов, составляющих этот архипелаг. Мелкие островки — Хигаси-Код-зима и Кита-Кодзима — были обложены бетонными укреплениями, чтобы сохранить небольшие участки суши от размывания и эрозии . Данные работы велись в течение 1987—1993 гг.

Законодательное закрепление за этими возвышениями над урезом воды статуса островов было завершено в 2010 г. И уже на следующий год стартовал проект создания на островах порта В соответствии с данным проектом (завершение планируется в 2016 г. ) с западной стороны прилегающего кораллового рифа предстоит соорудить причальную стенку, у которой смогут швартоваться транспортные суда для выгрузки строительных материалов и конструкций и оборудования для разработки морских ресурсов Также планируется постройка дороги, соединяющей причал с островом Кита-Кодзима [25].

ОТДАЛЁННЫЕ ОСТРОВА И гОРОДА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Центростремительные тенденции в распределении населения Японии по регионам и островам — явление, беспокоящее правительство страны . Так, концентрация населения в мегаполисах (Токио/Иокогама, Осака/Кобэ/Киото, Нагоя) достигает 63 млн чел ., или 49% от всего населения Японии [23]. В то же время в окраинных городах и на отдалённых островах проживает по нескольку тысяч или даже сотен человек Но именно эти отдалённые прибрежные районы, жизнь которых теснейшим образом связана с морем, вынуждены строить её, развивая контакты с прибрежным населением соседних стран, поскольку уровень экономического развития таких районов значительно ниже, чем в упомянутых территориях основной концентрации населения Об этих районах и пойдёт речь . К ним, в частности, относятся: на севере — острова у Хоккайдо, районы портов Вакканаи и Нэмуро, на юге — остров Цусима и остров Ёнагуни (самая западная оконечность архипелага Окинава) Эти территории расположены очень близко к соседним государствам (табл . 1), что определяет высокую степень зависимости от международных контактов

Решение проблем населения таких районов отражено в японском Законе об основах морской деятельности (Статья 26 «Сохранение отдалённых островов») [9] . Но проблем это не убавило . Особенно острой является

Таблица 1

Отдалённые территории Японии [3]

Название административной единицы Площадь административной единицы, км2 Население в 2013 г., чел. (убыль в % к 1985 г.) Расстояние до ближайших зарубежных территорий Основная деятельность и до-стопримеча-тельности

Город Нэмуро 513 28 533 (-29%) 3,7 км до о-ва Сигнальный Малой Курильской гряды (Россия) Рыболовство, природные заповедники

Город Вакканаи 761 37 519 (-26%) Ширина прол . Лапе-руза, разделяющего северную оконечность Хоккайдо и о-ва Сахалин, — 42 км Рыболовство, природные заповедники

Остров Цусима* 709 48 110 (-30%) До ближайшего побережья Республики Корея 50 км Рыболовство, лесное хозяйство

Остров Ёнагуни 29 1 657 (-13%) До ближайшего побережья Тайваня 110 км Животноводство, растениеводство, рыболовство

* Данные по городу Цусима

демографическая ситуация, а также проблема источников саморазвития (табл . 1), которые ограничены возможностями морских промыслов . «Бреши» в источниках хозяйственного развития приходится заполнять опять же за счёт развития контактов с населением прибрежных территорий соседних государств

Японским правительством была инициирована «первая волна интернационализации» приграничных территорий, действующая с конца 1980-х до начала 1990-х гг. В этом движении участвовали в основном прибрежные префектуры Японского моря — Ниигата, Тояма, Исикава . Ставка делалась на развитие экономических контактов с прибрежными районами российского Дальнего Востока. Однако ожидания не оправдались, и движение постепенно затихло .

новая «волна интернационализации» наблюдается в настоящее время . В ней участвуют окраинные приграничные территории (табл . 1), которые сами стали инициаторами международных обменов, поскольку речь уже идёт не об извлечении дополнительных дивидендов, а об элементарном выживании . Поскольку правительственные субсидии на развитие отдалённых островов и окраинных территорий уменьшаются, основой выживания становятся те или иные виды ресурсов (рыболовство, туризм), которыми обладают соседние прибрежные территории других стран

Окраинные районы Хоккайдо — города Нэмуро и Вакканаи — всё больше зависят от рыбы и морепродуктов, в том числе и незаконно добытых,

поставляемых российскими рыбаками Но на это обстоятельство местное население не обращает внимания Такие поставки дают работу портам, аукционам, перерабатывающим предприятиям, холодильникам, местному транспорту и т. д . Российские рыбаки совершают большое количество покупок в японских портах, как и туристы, для которых сейчас облегчён визовый режим при обмене между соседними территориями двух стран

Острова Цусима и Ёнагуни своими силами, но в большей степени за счёт иностранных инвестиций, развивают индустрию туризма . Цусима — излюбленное место отдыха туристов из ближайших районов побережья Республики Корея южнокорейские компании строят гостиницы, создают свою базу туризма . Схожая ситуация наблюдается на о-ве Ёнагуни . Здесь велик приток туристов из соседнего Тайваня Несмотря на то, что массовый наплыв иностранцев создаёт определённые проблемы (спортивное рыболовство иностранцев истощает ресурсы и загрязняет прибрежную зону и т. п . ), зависимость от привлечения зарубежных туристов настолько высока, что с возникающими сложностями местное население вынуждено мириться

Создана общественная организация — «Форум приграничных территорий», в которой участвуют представители упомянутых окраинных администраций Цели форума понятны: если правительство не принимает должных мер, нужно консолидировать усилия и опыт для проведения успешной территориальной политики в интересах поддержания хозяйственной жизни и укрепления оседлого населения

Проблема отдалённых малых островов — окраинных территорий — вообще характерна для Восточной Азии и не только для неё Схожие проблемы существуют у небольшого острова Пенгху, административной единицы Тайваня, который расположен в 50 км к западу от метрополии Основными видами хозяйственной деятельности местного 92-х тысячного населения являются рыболовство и туризм Но это не решает проблем занятости, и около 13% трудоспособного населения (порядка 13 тыс . чел . ) вынуждены искать работу на о-ве Тайвань . Ежегодно Пенгху посещают около 500 тыс . туристов, главным образом из других районов Тайваня . В планах администрации острова увеличить это число до 5 млн чел за счёт привлечения японских и южнокорейских туристов

Таким образом, государства, в составе которых есть отдалённые острова, вынуждены на фоне возрастающей активности разноплановой морской деятельности зарубежных стран принимать дорогостоящие меры по укреплению своего суверенитета в отношении отдалённых территорий и суверенных прав в водах, их окружающих . Япония в данном случае является ярким примером

Ослабление внимания к данной проблеме может обойтись ещё дороже, поскольку, как показывает практика, яблоко раздора без эффективных мер обладания появляется довольно легко

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Ву Зыонг Хуан . Аргументация Вьетнамом своих суверенных прав на Парсельские острова и острова Спратли // Россия и АТР. Владивосток, 2012 . № 2 . С. 88—102; Он же . Территориальные споры в Восточном море // Россия и АТР. Владивосток, 2012 . № 4 . С . 143—157; Котляр Н . В . , Ходова С . С . Конфликтное взаимодействие в АТР: Территориальные споры в 2010—2012 гг. // Россия и АТР. Владивосток, 2012 . № 4 . С. 158—169; Кистанов В . О . Как нам обустроить Курилы // Россия в АТР. М . , 2009. № 3 (12) . С . 78—81; и др .

2 . Вылекжанин А. Н . Морские природные ресурсы (Международно-правовой ре-

жим) . М . : СОПС Минэкономразвития РФ и РАН, 2001. 289 с.

3 . Дэта дэ миру кэнсэй, 2014 = Регионы в цифрах, 2014 . Токио: Изд-во Яноцунэта

Кинэнкан, 2014. 510 с. Яп . яз .

4 . Забровская Л . В . Японо-корейский пограничный спор как дестабилизирующий

фактор международной обстановки в Северо-Восточной Азии // Россия и АТР. Владивосток, 2009 С 101—111

5 . Иомиури симбун. 2013. 27 июня (веч . ) .

6 . Иомиури симбун. 2014. 24 янв .

7 . Кайё кихон кейкаку = Морской генеральный план . URL: http://www. bibliopedant .

com/Gdd0PQgRjkQlzdHew30H (дата обращения: 20 .10 . 2014) . Яп . яз .

8 . «Кампо» = Правительственный вестник . 2007. 27 апр . № 4573 . С . 4—6 . Яп . яз .

9 . Нихон кэйдзай симбун. 2013 . 15 июля . 10 Нихон кэйдзай симбун 2014 21 июля

11. Нихон-но симадзима га хатасу якувари = Роль островов для Японии . Токио: Изд-во Центра японских островов, 2010 . 11 с. Яп . яз .

12 . Окинавакэн-но рито-ниокэру гоми-но сёри тори рисайкуру кадай = Задачи ути-

лизации и переработки мусора на отдалённых островах префектуры Окинава URL:http://www dynax-eco . com/repo/report-38 . html (дата обращения: 25 . 07. 2014) .

13 . Официальный сайт Департамента рыболовства Японии . URL: http://www.jfa. maff.

go .jp/j/budget/index. html (дата обращения: 29 . 05 . 2014) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 . Рито гёгё сайсэй сиэн кофукин (Дай 2 ки) ни цуйтэ = О фонде помощи восста-

новления рыболовства отдалённых островов (Второй этап) . URL://wwwjfa . maff. go jp/j/kikaku/ritou/#1 (дата обращения: 20 .10 . 2014) . Яп . яз .

15 . Рито синкохо = Закон о помощи развитию отдалённых островов, Амами Амами-

гунто синко кайхацу токубэцу соти хо = Закон о специальных мерах по развитию и разработке архипелага. URL: http://law e-gov. go jp/htmldata/S29/S29HO189 . html (дата обращения: 26 08 2014) Яп яз

16 . Санкэй симбун . 2014 . 4 мая .

17 . Суйсаннэнкан 2013 = Ежегодник по рыболовству Японии, 2013 . Токио: Суйсан-

ся, 2013 .422 с . Яп . яз .

18 . Хоккайдо симбун . 2004. 25 авг.

19 . Хоккайдо симбун . 2008 . 4 авг.

20 . Хоккайдо симбун . 2012 . 09 мая . 21. Хоккайдо симбун . 2013 . 11 сент.

22 . Хоккайдо симбун . 2014. 30 апр . (веч . ) .

23 . Largest Cities in the World ranked by population (1 to 125) . URL: http://www. citymay-

ors. com/statistics/largest-cities-population-125 . html (дата обращения: 29 . 05 . 2014) .

24 . The Japan News. 2013 . 1 Apr.

25 . The Japan News. 2013 . 16 Jul .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.