«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КАРДИОЛОГИИ»
XI НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Кардиопротекторный эффект адаптации к гипоксии и его механизмы: экспериментальные и клинические исследования
Манухина Е.Б.1,2, Белкина Л.М.1, Лямина Н.П.3, Буданова О.П.1, Смирин Б.В.1, Мэллет Р.Т.2, Дауни Г.Ф.2
'ФГБНУ «НИИ общей патологии и патофизиологии», Москва;
2Центр медицинских наук Университета Северного Техаса, Форт-Уэрт, США;
3НИИ кардиологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет
им. В.И.Разумовского» Минздрава России, Саратов
Адаптация к факторам среды, таким как холод, физические нагрузки, гипоксия в горах, высокие температуры, дозированный стресс и т.д., эмпирически использовалась для повышения резистентности организма к повреждающим факторам задолго до начала систематических исследований ее защитных эффектов и механизмов. После открытия Ф.З.Меерсоном перекрестных защитных эффектов адаптации особое внимание привлекла адаптация к периодической гипоксии (АПГ), обладавшая наибольшим количеством таких эффектов. Адаптация к гипо- и нормобарической гипоксии в настоящее время особенно успешно применяется в клинике для профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний и модификации факторов риска. В частности, АПГ устойчиво уменьшает ишемические и неишемические аритмии, улучшает липидный профиль у пациентов с гиперхолестеринемией и повышает толерантность к физическим нагрузкам. У пациентов улучшается субъективное самочувствие и уменьшается количество и продолжительность эпизодов депрессии сегмента ST. В ряде клинических исследований было показано, что АПГ способствует потере массы тела у пациентов с ожирением. Важным терапевтическим эффектом АПГ является ее антигипертензивный эффект, который вначале казался неожиданным в свете хорошо известных данных о том, что периодическая гипоксия, сопровождающая апноэ во сне, напротив, способствует повышению артериального давления. Однако к настоящему времени уже убедительно доказано, что главными детерминантами направленности эффекта периодической гипоксии являются ее интенсивность и продолжительность, и поэтому в зависимости от режима периодической гипоксии ее эффекты могут быть прямо противоположными. Недавние исследования показали, что не только АПГ, но и адаптация к ишемии миокарда обладает выраженным кардиопротекторным эффектом и способствует повышению толерантности к физическим нагрузкам у кардиологических пациентов. Экспериментальные исследования на животных позволили выявить основные механизмы кардиопро-текторных эффектов АПГ, среди которых ключевыми являются активация антиоксидантной защиты за счет периодической умеренной активации свободнорадикальных процессов, повышение эффективности энергопродукции в клетках, ограничение Са-перегрузки, предупреждение дисфункции эндотелия коронарных и некоронарных сосудов за счет активации синтеза и депонирования оксида азота, усиление экспрессии белков теплового шока и увеличение плотности микрососудистой сети в скелетных мышцах, головном мозге и миокарде. Таким образом, АПГ является перспективным нефармакологическим средством, которое может использоваться у кардиологических пациентов в качестве дополнения к лекарственной терапии, а в некоторых случаях, возможно, и самостоятельно.
Отдаленные результаты влияния разных программ реабилитации на физическую работоспособность и развитие сердечно-сосудистых осложнений у больных, перенесших эндоваскулярное вмешательство на коронарных артериях
Матвеева И.Ф., Бубнова М.Г., Аронов Д.М., Красницкий В.Б., Новикова Н.К.
ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины»
Минздрава России, Москва
Цель. Изучить влияние разных программ медицинской реабилитации на показатели физической работоспособности, ежедневной физической активности и развитие сердечно-сосудистых осложнений (ССО) у пациентов, подвергнутых эндоваскулярным вмешательствам (ЭВВ) на коронарных артериях (КА), через 8-10 лет наблюдения.
Материалы и методы. В исследование включены больные (п=64), перенесшие ЭВВ на КА за период 2004-2005 гг. и проходившие обследование в консультативно-диагностической поликлинике ГБУЗ г. Москвы «Научно-практический центр интервенционной кардиоангиологии». Исходно пациенты были рандомизированы на основную - ОГ (п=34) и контрольную группы - КГ (п=30). Пациенты ОГ прошли курс обучения в образовательной Школе для больных, перенесших ЭВВ на КА, и физических тренировок в течение 1,5 мес по методике, разработанной Д.М.Ароновым и соавт.; пациенты КГ участвовали только в Школе
«REHABILITATION AND SECONDARY PREVENTION IN CARDIOLOGY»
XI RUSSIAN CONFERENCE
для больных, перенесших ЭВВ на КА. Через 8-10 лет пациентам проводилось повторное обследование: телефонный опрос по специально разработанной анкете; велоэргометрическая проба, оценка двигательной активности (ДА) по опроснику ОДА23+. В работе сравнивались показатели через 1 год после ЭВВ (исходно) с показателями через 8-10 лет.
Результаты. По данным телефонного опросника в ОГ получена информация о смерти 3 пациентов (8,8%), при этом у 2 пациентов смерть была связанна с ССО. В КГ умерли 7 человек (23,3%), из них у 4 пациентов смерть была обусловлена ССО. Повторные ИМ перенесли 2 пациента (5,9%) из ОГ и 1 больной (3,3%) из КГ. Повторные ЭВВ на КА и коронарное шунтирование в ОГ были выполнены у 8 пациентов (23,5%) и в КГ - у 4 пациентов (13,3%). В ОГ отмечался 1 случай транзиторной ишемической атаки (2,9%), и в КГ 1 пациент перенес острое нарушение мозгового кровообращения (3,3%). В целом в ОГ выявлялись случаи ССО, включая смерть, у 14 пациентов (41,2%) и в КГ - у 12 (43,3%). Всего на прием в ФГБУ «ГНИЦПМ» явились 40 человек - 24 из ОГ (средний возраст б2,5±6,8 года) и 16 - из КГ (средний возраст б3±7,3 года). Через 8-10 лет наблюдения время нагрузки при велоэргометрической пробе составило в ОГ 13,6±2,5 мин и в КГ - 12,3±3,4 мин, что не отличалось от исходного значения, суммарный объем работы был 58,0±19,0 и 51,8±25,4 Дж х мин (без динамики от исходного значения). В ОГ и КГ ДА исходно составила 78±13 и 84±14 баллов соответственно без динамики через 8-10 лет наблюдения (79±20 и 72±21 баллов соответственно). В настоящее время в ОГ занимаются домашними физическими тренировками 53,8% пациентов, а в КГ - 43,8%.
Заключение. В работе не отмечена отрицательная динамика по показателям физической работоспособности и ДА через 8-10 лет наблюдения у пациентов, перенесших ЭВВ на КА. В настоящее время идет набор материала, который в последующем позволит сделать окончательные выводы о долгосрочных эффектах кардиореабилитации.
Ацетиляторный полиморфизм: ассоциации с липидным профилем у мужчин с ишемической болезнью сердца и метаболическим синдромом
Матвеева С.А.
Медико-психологический центр «Семь'Я», Рязань
Цель. Изучить взаимодействия между показателями ацетиляторного статуса: степень ацетилирования в крови (СТАЦК), суммарная ацетилирующая способность организма (САЦСПО) и липидного спектра сыворотки крови: общий холестерин (ХС), триглицериды (ТГ), ХС липопротеидов низкой (ЛПНП), высокой (ЛПВП) и очень низкой плотности (ЛПОНП), коэффициент атерогенности (КА) - у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС), стабильной стенокардией напряжения (ССН) и метаболическим синдромом (МС).
Материал и методы. Обследованы 102 пациента (мужчины, средний возраст 48,9±0,6 года) с ИБС, ССН I-IV функционального класса и МС. Комплексное обследование включало сбор анамнеза, осмотр, общеклинические, биохимические анализы и инструментальные методы. Для ацетиляторного фенотипиро-вания был использован классический «полиморфный» субстрат - сульфадимезин. Проведен анализ взаимодействий каждого отдельного показателя ацетиляторного статуса: СТАЦК, САЦСПО и липидного спектра сыворотки крови - общий ХС, ТГ, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП, ХС ЛПОНП, КА, КТ.
Результаты. Проведенный многофакторный корреляционный анализ позволил установить, что у мужчин с ИБС, ССН и МС между показателями варианты, <10% перцентиля и >90% перцентиля ацетиляторного статуса (СТАЦК, САЦСПО) и значениями варианты, <10% перцентиля и >90% перцентиля липидного спектра сыворотки крови (общий ХС, ТГ, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП, ХС ЛПОНП, КА) соответственно определяется достоверная сильная положительная (прямая) корреляция. Отрицательная (реципрокная) достоверная корреляция выявлена между показателями <10 перцентиля ацетиляторного статуса (СТАЦК, САЦСПО) и >90% липидов (общий ХС, ТГ, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП, ХС ЛПОНП, КА); также между значениями >90 перцентиля аце-тиляторного статуса (СТАЦК, САЦСПО) и <10 перцентиля липидов (общий ХС, ТГ, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП, ХС ЛПОНП, КА) отмечена достоверная отрицательная зависимость.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о гетерогенности взаимодействий показателей ацетиляторного статуса и липидного спектра сыворотки крови. Параметры ацетиляторного статуса достоверно прямо (положительно) и обратно (отрицательно) коррелируют с показателями липидного метаболизма. Показано, что ацетиляторный статус суммарно отражает энергетические процессы в организме (цикл Кребса), а также свидетельствует о полиморфизме фермента NAT2, ассоциированного с генотипом гена NAT2 у пациентов с ИБС и МС. Вероятно, «медленные» аллельные варианты гена ^Т2 способствуют снижению уровня фермента ^ацетилтрансферазы, замедляя реакцию превращения ацетил-КоА в ацето-