Научная статья на тему 'Отчуждение учебного труда студента - актуальная проблема высшего образования'

Отчуждение учебного труда студента - актуальная проблема высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ТРУД / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ALIENATION / EDUCATIONAL WORK / PSYCHOLOGICAL MECHANISM / PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косырев Вячеслав Николаевич

В статье с учетом опыта мыслителей прошлого намечен новый подход к изучению отчуждения в сфере учебного труда студента. Вводится понятие «отчуждение учебного труда», рассмотрены его критерии и психологические механизмы, проанализированы последствия и факторы отчуждения, предложены пути педагогического управления этим явлением. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alienation of students educational work as a topical problem of higher education

. In the paper a new approach to studying alienation in the sphere of student's educational work is planned taking into account experience of thinkers of the past. The concept alienation of educational work is introduced, its criteria and psychological mechanisms are considered, consequences and factors of alienation are analyzed, and ways of pedagogical management of this phenomenon are offered.

Текст научной работы на тему «Отчуждение учебного труда студента - актуальная проблема высшего образования»

ОТЧУЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТА - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

В.Н. Косырев

В статье с учетом опыта мыслителей прошлого намечен новый подход к изучению отчуждения в сфере учебного труда студента. Вводится понятие «отчуждение учебного труда», рассмотрены его критерии и психологические механизмы, проанализированы последствия и факторы отчуждения, предложены пути педагогического управления этим явлением.

Ключевые слова: отчуждение, учебный труд, психологический механизм, педагогическое управление.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы при помощи обращения к наследию философов, социологов, культурологов, психологов и других мыслителей, исследовавших феномен отчуждения на протяжении двух последних столетий, наметить новые подходы к изучению проблемы отчуждения в сфере учебного труда студентов, известного такими своими негативными проявлениями, как снижение учебной мотивации, недовольство собой, утрата чувства субъектности, обеднение межличностных отношений и т. д.

Особого внимания в этой связи заслуживает, на наш взгляд, поиск ответов на следующие вопросы:

1) в чем сущность отчуждения в сфере учебного труда;

2) есть ли у отчуждения положительные стороны;

3) если отчуждение представляет собой психологическую конверсиву, то что является его противоположностью;

4) от кого или от чего отчуждается студент;

5) если отчуждение означает утрату продукта, процесса или отношений учебной деятельности, то что занимает их место;

6) каковы критерии и психологические механизмы отчуждения;

7) каковы факторы (агенты) отчуждения в учебной деятельности и в чем должно состоять педагогическое управление ими.

Коротко ответим на эти вопросы.

1. Впервые понятие отчуждения встречается у Платона и определяется им как умале-

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

ние, искажение, обеднение первоначальной сущности вещи [1]. В последующих философских работах (Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) отчуждение характеризуется в терминах: отдаление, отрыв, отклонение, отрицание, отвержение, неприятие, разобщение, обособление, отстранение, противопоставление, равнодушие, извращение и т. д. С тех пор мало что изменилось. В современном философском словаре отчуждение определяется как понятие, характеризующее: во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений [2]. В психологических словарях определение отчуждения отсутствует. Однако если задаться целью восполнить этот пробел, то отчуждение, на наш взгляд, лучше всего определить через категорию отношения, выделив в его структуре когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Тогда предмету нашего рассмотрения можно дать следующее определение.

Отчуждение учебного труда - это такое отношение студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности представлены в его сознании различной степенью противоположности ему самому (от несходства до враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чув-

стве обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т. д.

Итак, отчуждение, в чем бы оно ни проявлялось, явление, безусловно, негативное. Но есть и другие точки зрения.

2. Философы утверждают, что феномен отчуждения амбивалентен. Отчуждение одновременно и способ человеческого бытия, источник и средство прогресса, рефлексивная данность сознания, способ познания, инструмент образования и развития, сущностное одиночество (т. е. позитив), это глубокая экзистенциальная проблема (т. е. негатив) [3].

Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые психологи. Так, В.В. Абраменкова считает, что отчуждение необходимо человеку, когда нужно увидеть что-то другими глазами, посмотреть на ситуацию (например, конфликта) как бы сверху, от-страненно. Автор полагает, что возникновение в онтогенетическом развитии ребенка отчуждения (обособления, отстранения, противопоставления) обусловлено развитием у него начальных форм самосознания, потребностью утверждать и завоевывать свою самостоятельность, критически относиться к требованиям взрослых [4].

Отсюда мы должны сделать вывод, что в последующих исследованиях отчуждения надо исходить из биполярной модели этого явления. А для этого надо определиться с вопросом, что является противоположностью отчуждению?

3. Есть разные ответы на этот вопрос. В качестве парной «отчуждению» Н.Д. Абсава предлагает рассматривать категорию «эмансипации», которая, по ее мнению, «адекватно отражает процесс возврата отчужденного человека к своей родовой сущности» [5]. Иную точку зрения высказывает В.В. Абраменкова: «Целостный анализ понятия отчуждения приводит нас к необходимости вычленения противоположного элемента... это -идентификация» [4].

Мы не касаемся здесь вопроса о том, чья точка зрения является более правильной. Для нас важно другое: «отчуждение представляет собой психологическую конверсиву, т. е. понятие, несущее в себе свою противоположность и при определенных условиях оборачивающееся обратной своей стороной» [4].

К сожалению, в современном мире баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения. В немалой степени этому способствует рынок, который, по образному выражению оппонентов этого человеческого изобретения, удовлетворяет потребности тела, но требует взамен душу. Этим и объясняется тот факт, что внимание ученых направленно преимущественно на негативные стороны отчуждения.

4. От кого и от чего отчуждается студент? Данное нами определение отчуждения в сфере учебного труда уже содержит ответ на этот вопрос: он отчуждается от процесса и продуктов его деятельности, от себя самого, от преподавателей, администрации, других студентов и социальных групп, от норм, установок и ценностей учебной деятельности. Основанием для выделения именно этих объектов отчуждения нам послужили работы К. Маркса, Э. Фромма и др. Согласно

Э. Фромму, например, отчуждение выступает в пяти ипостасях: 1) отчуждение от ближнего; 2) отчуждение от работы, дела; 3) отчуждение от потребности трудиться - мотивационное отчуждение; 4) отчуждение от государства; 5) отчуждение от себя [6].

5. Если отчуждение означает утрату продукта, процесса или отношений к учебной деятельности, то что занимает их место? Увидеть ответы на этот вопрос помогают работы авторов, изучающих проявления отчуждения в культуре в целом. Вот только две ссылки. А.Б. Мурашов считает отчуждение неотъемлемой и ведущей характеристикой современного мира. К его проявлениям в культурных феноменах автор относит: «индивидуализм и разобщенность западных обществ, чувство абсолютного и тотального одиночества, фальшивость повседневных человеческих отношений, безответственность сетевого общения Интернета, враждебная человеку техника, репрессивная ханжеская мораль, лживая и лицемерная пресса, лишенное конструктивного смысла и возводящее деконструкцию и даже деструкцию в культ постмодернистское искусство» [3]. К этому он добавляет и более масштабные процессы: отчуждение от природы и экологические проблемы, увеличение разрыва между странами «развитыми» и «развивающимися», субкультурами маргинально «продвинутыми» и консервативными. По мнению

другого автора, такие культурные феномены, как взяточничество и проституция, - тоже лики отчуждения [5].

Указанные цивилизационные процессы находят свое отражение и в учебной деятельности. «У отчужденного студента, - по наблюдению психолога, - переживания другого не вызывают отклика (чужое как чуждое) или вызывают противоположную гуманистической активность: например, злорадство при неудаче другого, действие по усугублению его неблагополучия, зависть в ответ на его учебные успехи, «одергивание» слишком успешного (чужое как враждебное)» [4]. Из наших собственных наблюдений. В учебной деятельности все чаще стали проявляться делячество и узкий практицизм. На психологическом факультете, например, они заявляют о себе в виде ориентации студентов на практические методы воздействия на человека и в пренебрежении к теории. Это явные признаки «отчуждения от себя»: студент относится к себе не как к личности, а как к товару, который надо будет выгодно продать на рынке. Позже такие выпускники берутся за любые формы «помощи» населению - главное получить оплату, а не принести пользу. В их саморекламе мы часто читаем: «Опытный психоаналитик окажет любые виды помощи...». Портрет отчужденного студента следует дополнить и такими упоминавшимися в начале статьи характеристиками, как снижение учебной мотивации, недовольство собой, потеря чувства субъектно-сти и др. Таков далеко не полный перечень ликов отчуждения в сфере учебного труда.

6. Взяв за основу приведенный выше перечень проявлений отчуждения, мы выделили критерии (когнитивные конструкты) для диагностики присвоения или отчуждения учебной деятельности. Они таковы:

1) удовлетворенность - неудовлетворенность профессиональным выбором;

2) общее положительное или негативное отношение к учебному труду;

3) ощущение безопасности или угрозы для личности отношений учебной деятельности;

4) возможность - невозможность сохранить свою самобытность, неповторимость, индивидуальность;

5) ощущение успеха - неуспеха в овладении профессией;

6) степень ценности или бесполезности приобретаемых знаний;

7) интернальная - экстернальная атрибуция ответственности за результаты учебного труда;

8) направленность рефлексивного процесса на мотивационно-смысловые или операционально-технические компоненты учебной деятельности;

9) преобладающее положительное или отрицательное функциональное состояние (САН) во время занятий;

10) наличие - отсутствие сверхнормативной учебной активности.

Далее, опираясь на эти критерии, мы разработали анкету для определения степени отчужденности студентов от учебного труда. Обработка ответов позволила представить в общих чертах психологические механизмы, лежащие в основе отчуждения. Приводим их со ссылками на авторов, у которых в том или ином контексте встречаются описания данных механизмов.

Несовпадение смыслов и значений в сознании субъекта (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев) - учебная деятельность сознается студентом как занятие полезное (значение), но тягостное (смысл). Д. А. Леонтьев данный механизм описывает как отсутствие смысловой связи между мотивом и потребностью [7].

Отчуждение учебных целей в ситуации целевого конфликта [4]. Это ситуация буриданова осла, типичная для студента, которому, как известно, много чего хочется. К. Левин этот тип мотивационного конфликта называл «стремление - стремление».

Рассогласование мотива и действия -внутреннего побуждения и внешнего выражения [8]. У отчужденного студента проявляется в виде демонстрации заинтересованного отношения к учению при внутреннем его неприятии. В социальной психологии тот же механизм описан как имитация выполнения социальных норм, демонстрируемых в поведении «на публику» [9].

Несовпадение мотива и цели деятельности [10]. Это происходит, когда цели учебной деятельности задаются извне. В таком случае учение побуждается стремлением избежать наказания.

Функциональный конфликт мотива деятельности и «смысловой диспозиции лично-

сти» [7]. Это происходит у тех студентов, которые приходят в вуз со стойкими профессиональными ожиданиями (установками), не совпадающими с системой действительных ценностей и актуальной смысловой регуляцией учебной деятельности.

7. Нам остается ответить на последний вопрос, каковы факторы (агенты) отчуждения в учебной деятельности и в чем должно состоять педагогическое управление ими.

Сразу же заметим, что многие факторы отчуждения лежат за пределами учебной деятельности и не могут быть устранены какой бы то ни было ее реорганизацией. Культурологи отмечают, что отчуждение заложено в самой сути современной культуры. Все известные нам культуры были построены на одном неизменном принципе - стремлении к унификации и единообразию, а потому они всегда оказывались враждебно настроенными по отношению друг к другу. Эта всеобщая нетерпимость к иному как результат стремления к унификации и есть главная причина отчуждения. Выход отсюда может быть только один - культура должна стать Сообществом равных Сообществ. Надо всячески культивировать терпимость и толерантность к иному, другому как равному и разумному. Недопустимо доминирование любой, пусть даже очень «продвинутой» идеологии. Крамольной должна считаться сама мысль о монопольном обладании истиной - истин много.

Последнее, что очень полезно знать вузу. Сейчас достаточно остро дискутируется вопрос о том, какая модель образования лучше. Только психологических моделей образования насчитывается более десяти: базовое психологическое образование, профессиональное психологическое образование, непрерывное психологическое образование, прерывающееся психологическое образование, специализированное психологическое образование, академически (научно) ориентированное психологическое образование и т. д. И что лучше? С точки зрения изложенного выше все эти модели имеют право на существование, а вот госстандарты в их классическом варианте, - скорее всего, нет. Оптимальной, судя по всему, будет гибкая стандартизация в виде сочетания обязательных, специальных (по профессиональным

интересам) и продвинутых интегративных курсов.

Другим социальным агентом отчуждения, и мы об этом уже говорили, является рынок. Но не рынок как таковой, а неравновесный рынок. «Условий равновесного рынка всего два. Первое - это достаточное, чтобы рождать конкуренцию, количество субъектов «борьбы». Второе - отсутствие каких-либо привилегий у одной из сторон» [11]. С такой точки зрения объединение вузов в один региональный, как это сделано, например, в Ростове-на-Дону, мало способствует преодолению отчуждения, поскольку при этом нарушаются оба условия равновесного рынка.

Кроме вышеотмеченных причин, отчуждение учебного труда имеет и психологические корни. Одним из таких корней, имеющих прямое отношение к вузу, являются ошибки восприятия. В качестве примера сошлемся на известные всем случаи, когда неправильно истолкованная мысль (произведение, поделка, карикатура и т. п.) из-за «посягательства» на некую святыню становилась поводом для преследования автора, т. е. превращалась в силу отчужденную от него и противостоящую ему самому. Специалисты считают, что такого рода отчуждения можно и должно снимать психологическими методами - через диалог культур, через овладение законами психологии общения, через обретение навыков разрешения конфликтов и т. д.

Итак, приходится констатировать, что во всех секторах человеческой практики, в т. ч. и в учебном труде, отчуждение множится и нарастает. Но не все так плохо - вместе с этим вызревают и предпосылки его преодоления. Вот только один совсем свежий пример. Недавно к нам обратился редактор одного из тамбовских телеканалов с просьбой прокомментировать зародившийся сначала на Западе, а потом пришедший и к нам «Международный день объятий», дав ответы на вопросы: как относиться к этому празднику; что послужило поводом для его возникновения; приживется ли он у нас. Мы отметили, что в этом нет ничего плохого и такой праздник нам нужен. Что касается причин, то это, на наш взгляд, попытка (во многом бессознательная) противостоять отчуждению. А то, что этот праздник идет к нам с Запада - в этом тоже есть свой смысл.

1. Платон. Государство. Книга шестая // Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения. М., 1998.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1981. С. 445.

3. Мурашов А.Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре // Дефиниции культуры: сб. тр. участников Всерос. семинара молодых ученых. Томск, 2001. С. 263-267.

4. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 5-12.

5. Абсава Н.Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. ст. / под ред. Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина,

В.В. Парцвания. СПб., 2001. Вып. 1. С. 207.

6. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М., 1992. С. 13-108.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.

8. Бушин А.И. Исследование проявлений мотивационного отчуждения в учебно-профессиональной деятельности студентов-педаго-

гов // Материалы IV Национальной науч.-практ. конф. «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва 12-15 дек. 2007 г.). М., 2007.

С. 151-153.

9. Murphy Ь.В. Social behavior and personality sympathy. N. Y., 1937.

10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

11. Твердохлебов Г.А. Равновесие рынка труда. Режим доступа: http://www.ween.2t.ru/st05.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Kosyrev V.N. Alienation of student’s educational work as a topical problem of higher education. In the paper a new approach to studying alienation in the sphere of student’s educational work is planned taking into account experience of thinkers of the past. The concept “alienation of educational work” is introduced, its criteria and psychological mechanisms are considered, consequences and factors of alienation are analyzed, and ways of pedagogical management of this phenomenon are offered.

Key words: alienation, educational work, psychological mechanism, pedagogical management.

ИННОВАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА ИЗМЕРЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ1

А.А. Андреева

В статье представлена разработка диагностической методики «Стрессоустойчивость в учебной деятельности», ориентированной на измерение данного свойства у студентов вузов, ссузов, ПТУ и старшеклассников. Показана эффективность данной методики для студентов разных специальностей в рамках модульно-рейтинговой системы контроля обучения.

Ключевые слова: стрессоустойчивость в учебной деятельности, тревожность, нервно-психическое напряжение, самооценка, работоспособность, эмоциональная устойчивость.

Исследование природы стрессоустойчи-вости, механизмов ее развития и проявления, зависимости от внешних условий и влияния на процессы преодоления стресса позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и поддержания. Ведь устой-

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

чивость человека к стрессу является важным психологическим фактором обеспечения нормального функционирования организма в различных жизненных ситуациях.

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости (СУ) студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.