В. В. Чеботарев, преподаватель,
кафедра государственно-правовых дисциплин,
Сибирский государственный университет
путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия,
ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА
Автор рассматривается отчуждение как одну из причин современного терроризма и отмечает, что зависимость, существующую между отчуждением и терроризмом, одним из первых отметил отечественный философ В.В. Витюк в восьмидесятых годах прошлого столетия. Устойчивая связь между современным терроризмом и процессами отчуждения прослеживается автором статьи на основе содержания методик, используемых террористами в ходе подготовки будущих смертников в рамках так называемого суицидального терроризма. Подчеркивается, что основные мотивы формирования у человека внутренней готовности к совершению акта самопожертвования в террористических целях полностью вписываются в рамки социального, межличностного и внутриличностного отчуждений. Показано, что в процессе подготовки будущие «живые бомбы» изолируются от общества и подвергаются интенсивной идеологической обработке. В результате подобного рода подготовки человек превращается в террориста-смертника и беспрекословно идет на выполнение намеченной его наставниками террористической акции, не задумываясь о ее последствиях.
Автор приходит к выводу, что именно процессы отчуждения толкают личность на путь террора, порождая при этом новую форму отчуждения, которую автор называет «добровольное суицидальное отчуждение».
Ключевые слова: отчуждение, социальное отчуждение, самоотчуждение, современный терроризм, «левый» терроризм, терроризм смертников, суицидальный терроризм.
Проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают историю человечества. Она особенно актуальна в тот период, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия.
Сегодня «отчуждение — философская категория, а также понятие, которое широко используется и в социологии, психологии, праве. В социальной философии и в социологии отчуждение — это общественное отношение, социокультурная связь между субъектами, которая вышла из-под их контроля и стала самостоятельной, господствующей над ними силой. Человек стремится
преодолеть существующие формы своего отчуждения и достичь более высокого уровня свободы. При этом он нередко порождает новые формы отчуждения и попадает под их влияние»1.
В течение своей жизни человек неизбежно сталкивается с проявлениями отчуждения. Н. С. Корнющенко-Ермолаева выделяет следующие формы отчуждения: социальное, культурное, коммуникативное, моральное и самоотчуждение2. Указанные формы отчуждения могут рассматриваться следующим образом:
— социальное отчуждение — ситуация, при которой «созданные самим человеком политические, экономические, юридические и общественные институты, которые составляют основу социальных отношений
и призваны поддерживать порядок, превратились в безликую и безымянную силу, которая управляет человеком и над которой он потерял власть»3, т.е. в данном случае человек лишается привыч- -ных для него социальных связей, отчуждается от окружающего общества;
— коммуникативное отчуждение — ситуация, при которой про- = исходит кризис значимых социальных отношений (коммуникаций) или отчуждение человека от другого человека;
— культурное отчуждение — ситуация, когда человек отторгается от норм и ценностей культуры (как вообще доминирующей в обществе, так и родной для человека);
— моральное отчуждение — кризис идентичности; нравственные ценности, известные человеку с детства, обесцениваются на фоне окружающих его зла, насилия, эгоизма и т. п.;
— самоотчуждение — критическое отношение человека к самому себе в повседневной социальной реальности. Это приводит к низкой самооценке, одиночеству, и, как следствие, он ищет возможности к самореализации любым, пусть даже противоправным путем.
Современный человек повсюду постоянно сталкивается с различными противоречиями, которые существуют в мире между официально пропагандируемыми целями (как правило, содержащимися в конституциях государств и различных законах) и отсутствием законных средств и реальных возможностей для их достижения. Нарастающий разрыв между существующими желаниями и реальными результатами усилий людей способствует расширению антисоциального поведения. К числу негативных последствий отчуждения следует отнести психические травмы, самоизоляцию и связанные с этим страдания людей, множественные межличностные и социальные конфликты. В свою
Нарастающий разрыв между существующими желаниями и реальными результатами усилий людей способствует расширению антисоциального поведения.
Сегодня терроризм выступает как своеобразный результат тех социальных явлений, которые возникают в процессе отчуждения, происходящем между христианским и исламским миром
между традиционным и информационным обществами, между обществом и человеком.
очередь, не разрешенные вовремя конфликты зачастую переходят в плоскость экстремизма и далее — его крайней формы — терроризма. Связь, существующую между отчуждением и терроризмом, отмечают в своих работах В. В. Витюк, В. В. Дроздов, В. Д. За-зулинский, Я. И. Кузь-минов, А. В. Никитин, Р. Рубинштейн, В. Г. Фе-= дотова и другие.
В. В. Витюк первым из отечественных исследователей показал вышеобозначенную связь. Рассматривая в 1980-х годах природу и истоки возникновения «левого» терроризма в странах Западной Европы, он писал, что сложившаяся в капиталистическом мире система истеблишмента, зарегулиро-ванность всех областей общественной жизни, рост бездуховности и распространение чисто потребительских ценностей нанесли решающий удар по традиционным представлениям о свободе личности в условиях капиталистической демократии. Реакцией на это со стороны западной молодежи явилась враждебность к современной цивилизации и культуре. «Протест против обесценивания человеческой жизни, „отчуждения" личности и тенденции к превращению ее в „одномерного человека" выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех институтов, норм и ценностей современного общества»4. Именно это отрицание, по мнению исследователя, приводило часть радикально настроенного студенчества в ряды экстремистов и «левых» = террористов.
Сегодня терроризм выступает как своеобразный результат тех социальных явлений, которые возникают в процессе отчуждения, происходящем между христианским и исламским миром, между традиционным и информационным обществами, между обществом и человеком, и т. п.
В. Г. Федотова выделяет отчуждение в числе причин, побудивших, по ее мнению, арабских террористов-смертников
совершить самоубийственную атаку на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года: «Атакующие Америку ненавидели ее за триумфализм, за навязываемое статус-кво, за непонимание того, что они — другие, за отчуждение»5.
Причинно-следственная связь между современным терроризмом и процессами отчуждения, по нашему мнению, наиболее отчетливо видна при рассмотрении методик, используемых террористами для подготовки будущих смертни- : ков, в рамках так называемого «суицидального терроризма». В поисках своих новых потенциальных жертв — будущих «живых бомб», террористы обращают свое внимание в первую очередь на тех, кто находится в состоянии конфронтации с окружающим их обществом, в так называемом пограничном психическом состоянии и постоянно вынашивает мысли о смерти. К ним относятся родственники уничтоженных федеральными силами боевиков (для осуществления ими актов возмездия в рамках традиционной для некоторых народов кровной мести), а также лица, страдающие неизлечимыми формами тяжелых заболеваний, и инвалиды, имеющие серьезные физические недостатки.
Среди основных мотивов формирования у человека внутренней готовности к совершению акта самопожертвования с террористической целью российские и зарубежные эксперты чаще всего называют:
— религиозный или имеющий иную идеологическую окраску фанатизм, крайнюю нетерпимость к другим теолого-идео-логическим взглядам и воззрениям, определяемым как не соответствующие этическим и морально-нравственным нормам;
— обостренную потребность в собственной социальной реабилитации перед единомышленниками, реабилитацию опозоренного кровнородственного канала в глазах соплеменников;
— требующее выхода очень сильное чувство мести, возникшее вследствие утраты близких людей, погибших от рук пред-
В поисках своих новых потенциальных жертв - будущих «живых
бомб», террористы обращают свое внимание в первую очередь на тех, кто находится в состоянии
конфронтации с окружающим их обществом, в так называемом пограничном психическом состоянии и постоянно вынашивает мысли о смерти.
ставителей органов власти или другой этнической группы, воспринимаемых враждебно;
— деформацию сознания, ожесточен-
= но-пессимистиче-ское мировосприятие, безысходность, озлобленность, сформировавшиеся в результате длительного воздействия тяжелых социальных условий жизни;
— отчаяние, возникающее под влиянием остро переживаемых неудач в личной жизни = (невозможность законного брака для девушек-мусульманок, утрата семьи для разведенных и вдов, неразделенная любовь и пр.);
— доведение человека до готовности к самоубийству в результате изощренного физического и психического насилия, а также с помощью психотропных средств, парализующих волю и подавляющих инстинкт самосохранения;
— хронические психические расстройства, тяжелые переживания по поводу обнаруженного неизлечимого заболевания, например СПИД;
— сформированный на уровне подсознания методом «жесткого зомбирования» комплекс безоговорочного и бездумного подчинения приказам главаря экстремистской организации (духовного наставника)6.
Нетрудно заметить, что большинство из перечисленных мотивов вполне вписываются в рамки некоторых упомянутых ранее форм отчуждения (социальное, межличностное, внутриличностное). К этому стоит добавить, что в течение всего процесса «обучения» потенциальная «живая бомба» изолируется своими «учителями» от окружающего мира и общества. Тем самым наставники стремятся избежать влияния на личность будущего смертника со стороны последних. Полностью исключаются какие-либо контакты даже с самыми близкими родственниками. Человек как бы помещается в своеобразный «кокон», из которого он должен будет выйти террористом-смертником. Теперь хорошо известно, что так называемые базы по подготовке смертников
часто располагаются в обычных жилых домах (квартирах). На такой базе, как правило, одновременно может находиться около восьми человек. Организаторы стремятся подбирать их вместе с учетом одинакового состава (возраста, происхождения, образования, социального статуса и даже вкусовых предпочтений). Это однородное окружение призвано полностью заменить будущим смертникам их утраченные семьи, друзей и окончательно разрушить привычный порядок вещей, все устоявшиеся принципы гуманизма и основы светского воспитания. Будущие террористы-смертники, как правило, никогда (до выполнения своей миссии) не выходят из помещения (квартиры, дома) и не общаются с посторонними. Они стараются быть незаметными даже для соседей, соблюдая в своих помещениях полную тишину. Наставники стараются направлять обучение и идеологическую обработку будущих террористов-смертников на их полное отстранение от каких-либо повседневных дел бытового характера, любых источников информации, социальных отношений. Можно сказать, что подобное воздействие приводит к тому, что человек теряет сначала связь с жизнью, а затем и всякий интерес к самой жизни. В результате для него «создается безвыходная ситуация, финал которой только один — смерть»7.
Когда подготовленного таким образом смертника выводят на совершение террористического акта, он находится в состоянии, которое отвергает малейшую надежду остаться в живых после выполнения намеченной миссии. Б. Ганор объясняет это психологическое состояние через образ «туннельного зрения». Террорист -как бы входит в туннель, и если он настроен решительно пройти свой путь до конца, то его смерть становится неотвратимой. У него нет другого выбора: либо он нажимает кнопку и убивает себя и других, либо воздерживается и тогда проваливает миссию, поскольку ее невозможно выполнить частично8.
Таким образом, связь, существующую между современным терроризмом и отчуж-
дением, можно представить в виде следующей условной схемы. Индивид под воздействием множества обстоятельств, в первую очередь, в результате процессов отчуждения, находится в пограничном состоянии, балансируя на границе между жизнью и смертью. При этом он принимает добровольно-принудительное решение об уходе из жизни. Некими чуждыми силами он изымается из привычного для него окружения и помещается в изолированное от внешнего мира место. Ему создаются такие условия («ввод в туннель»), при которых уход из жизни становится практически неизбежным. И далее, совершая террористический акт, он уходит из жизни. В данном случае мы сталкиваемся со своеобразной формой добровольно-насильственного отчуждения личности, причем отчуждения как от окружающего ее мира, так и от самой жизни. Здесь смешиваются социальное отчуждение и самоотчуждение, в результате чего мы имеем новый вид отчуждения, неизбежно приводящий индивида к трагическому финалу — «добровольному суицидальному отчуждению».
М.М. Решетников, С.А. Кокорин и Ю.Ф. Болдырев в результате изучения психологических портретов ряда террористов выделили в их биографиях некоторые закономерности. В частности, по мнению исследователей, в индивидуальной истории террористов, как правило, присутствует раннее лишение родительской заботы и внимания, а также травматогенная юность, проведенная в лишениях и сопровождавшаяся многочисленными унижениями и утратами (личного имущества, дома, близких, социального и материального статуса и т. п.). Отсутствие эмоциональных связей в детстве в последую -щем обычно компенсируется в их идеологическом или религиозном варианте, в частности в фанатичной преданности тем или иным лидерам или идеям, вплоть до идей богоизбранности и религиозно-утопических мечтаний о совершенном мире (с весьма упрощенными представлениями о нем)9.
В индивидуальной истории террористов, как правило, присутствует
раннее лишение родительской заботы и внимания, а также трав-матогенная юность, проведенная в лишениях и сопровождавшаяся многочисленными унижениями и утратами.
Весьма показателен для целей нашего исследования пример Александра Тихомирова (более известного в рядах боевиков Северного Кавказа как шейх Саид Бурятский), ликвидированного в марте 2010 года в ходе проведения контртеррористической операции в Ингушетии. Феномен этого идеолога северокавказских боевиков состоит в том, что он, не принадлежа по крови к кавказским или арабским народам, смог стать едва ли не главным идеологом террористического подполья и пользовался огромным уважением среди бандитов. Это тем более удивительно, что Александр Тихомиров родился и вырос в столице Бурятии — Улан-Удэ, большинство жителей которого узнают о событиях, происходящих на Северном Кавказе и в Москве, только из выпусков теленовостей. Оба эти региона называются в Бурятии одним словом — Россия10. Известно, что он — сын русской матери и отца-бурята, родился вне брака. Мать всячески пыталась устроить свою личную жизнь и еще дважды затем выходила замуж. По этой причине Александр свои детские годы провел у бабушки. В школе учился посредственно, склонностью к получению знаний не отличался. По складу характера был меланхоликом, близких друзей и просто хороших приятелей не имел. После окончания девяти классов средней школы нигде не учился и не работал. Именно в это время под влиянием очередного отчима, ингуша по национальности (по другим данным — чеченца), Тихомиров увлекся религией, принял ислам и, собственно, встал на тот путь, который и привел его к гибели. Из приведенных биографических данных нетрудно понять, что Александр с детства ощущал себя никому не нужным человеком, своего рода изгоем. По-видимому, сначала в исламе, а затем и в террористической деятельности он хотел получить то, чего не имел в обыденной жизни, и при этом сполна реализовать себя как личность.
Приведенный в качестве примера феномен «Тихомирова-Бурятского» наглядно показывает, как процессы социального отчуждения приводят к десоциализации
Неокрепшая детская натура -
это своего рода tabula rasa (чистая доска), на которую без особого труда можно нанести что угодно: либо ценности творчества и гуманизма, либо идеи бесчеловечности, насилия и террора.
подрастающего поколения. В результате ребенок, лишенный родительской любви и заботы, под влиянием ряда правовых, социокультурных, экономических и иных факторов оказывается вынужденным подвергнуть изначально заложенные в нем ценностные ориентации, нормы поведения неким трансформациям. Десоциализация ребенка, в свою очередь, ведет к его декуль-турации, когда по мере отхода индивида от социума, ослабляются либо полностью теряются его связи с родной культурой. Как известно, неокрепшая детская натура — это своего рода tabula rasa (чистая доска), на которую без особого труда можно нанести что угодно: либо ценности творчества и гуманизма, либо идеи бесчеловечности, насилия и террора. В результате может вырасти либо новый Пушкин, Менделеев, Циолковский, либо перед миром предстанет новый кровожадный террорист Басаев.
Рассматривая детскую безнадзорность как феномен социального отчуждения, Е.А. Крутько и Т.А. Рубанцова приходят к выводу, что «асоциализированный ребенок — основа будущей асоциальной личности, культурного маргинала. В этом заключается несомненная опасность отчуждения человека от ценностей и норм культуры и социума на ранних этапах социализации индивида»11. К этому мы добавили бы, что результаты подобного отчуждения приводят определенную часть молодых людей в криминал, в ряды экстремистов и террористов.
Говоря об отчуждении как об одной из причин возникновения современного терроризма, мы полагаем, что меры, направленные на преодоление отчуждения, неизбежно будут приводить к уменьшению числа лиц, рекрутируемых из молодежной среды для пополнения рядов различных террористических организаций и в конечном счете к снижению уровня террористической опасности в том или ином ре-= гионе, в стране в целом. В связи с этим мы полагаем, что рассматривать меры по снятию отчуждения следует как многоуровневую систему, включающую семью, общество и государство и направ-
ленную в том числе на противодействие проявлениям современного терроризма.
При рассмотрении отчуждения, происходящего в процессе неполноценного семейного воспитания, следует исходить из того, что каждая семья является исходной элементарной системой, ячейкой любого общества. Из поколения в поколение она передает на генетическом и бытовом уровне весь накопленный потенциал общечеловеческих знаний и ценностей — как позитивных, так и негативных. Именно поэтому главная задача состоит как раз в том, чтобы, во-первых, каждая семья была способна воспитывать полноценное подрастающее поколение, и, во-вторых, чтобы родители сами были подготовлены к воспитанию своих детей в соответствии с общечеловеческими нормами. С позиций правительства это означает прежде всего коренное изменение социальной политики государства по отношению к вопросам формирования и поддержания здоровой во всех отношениях российской семьи.
Государство, зародившееся когда-то в результате отчуждения человеком своих прав и свобод, должно добровольно вернуть часть из них обратно владельцу. Необходимо снять ограничения на свободу человека, устранить преграды на пути реализации его личных интересов и желаний. Становление институтов гражданского общества является одним из шагов на данном пути. Необходимо обеспечивать баланс социальной жизни и тем самым устранять предпосылки для возникновения современного терроризма.
Терроризм сегодня в его широком понимании — это не просто результат столкновений, происходящих между религиями, нациями, цивилизациями. Терроризм является неким проявлением противоречий между богатством одних и бедностью других. Но и в данном случае движущей силой предстает не столько сама бедность, сколько ощущение ее индивидами как величайшей социальной несправедливости. При возникновении этого ощущения закономерным образом порождаются и обусловленные им деструктивные социально-психологические феномены, такие как разочарование в общечеловеческих
Отчуждение буквально пронизывает все стороны жизни современного социума.
ценностях, всеобщая агрессия и враждебность, отчуждение. При углублении социального неравенства эти явления могут достигать значительной интенсивности, эмоциональной насыщенности и остроты, что неизбежно ведет к возникновению социальных конфликтов, в том числе и к «конфликтам малой интенсивности» — терроризму. Следовательно, мы имеем все основания рассматривать современный терроризм как результат отчуждения, возникающий в трудной жизненной ситуации, представляющей собой когнитивный конструкт. Это отчуждение формируется в процессе нарушения взаимодействия и возникновения на этой основе социального конфликта личности с окружающим социумом.
Таким образом, отчуждение буквально пронизывает все стороны жизни современного социума. При этом его негативные последствия — психические травмы, самоизоляция и связанные с этим страдания людей, множественные межличностные и социальные конфликты — все это создает реальные предпосылки для возникновения экстремизма и терроризма. Современный терроризм, возникая в том числе в результате процессов социального отчуждения, в свою очередь, сам порождает отчуждение человека от самой жизни — своего рода «суицидное» отчуждение. Снимая отчуждение в обществе, мы тем самым устраняем одну из предпосылок к возникновению современного терроризма. ^
Литература
1. Лапин Н. И. Отчуждение / Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т III. С. 181.
2. Корнющенко-Ермолаева Н. С. Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире // Вестник ТГУ. Философия, социология, политология, 2010. № 332. С. 42-43.
3. Там же. С. 42.
4. Витюк В. В. Под чужими знаменами. Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 1985. С. 51.
5. Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 286.
6. Григоров Ю. М. Террористы-смертники в арсенале средств современного терроризма // Обозреватель-ОЪвегуег. 2010. № 9. С. 108-109.
7. Журавель В. П. Террористы-смертники: проблемы противодействия // Право и безопасность. 2010. № 3. С. 79.
8. Ganor B. The Rationality of the Islamic Radical Suicide attack phenomenon // Countering Suicide Terrorism. Herzliya, 2001. P. 7.
9. Кокорин С. А., Болдырев Ю. Ф. Мировое сообщество и борьба с терроризмом : история и современ-
ность. Монография. Волгоград: Панорама, 2007. С. 131.
10. Дюпин С. Смерть Саида // Коммерсант-Власть. № 10. 15.03. 2010. С. 26.
11. Крутько Е. А., Рубанцова Т А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2013. С. 62.
ALIENATION AS ONE OF THE REASONS OF MODERN TERRORISM
V. V. Chebotarev, lecturer, department of state and law disciplines, Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk, Russia, [email protected]
This article considers alienation as one of the reasons of modern terrorism. It is noted that dependence between alienation and terrorism was underlined by domestic philosopher V. V. Vityuk in 80th of the last century. In the article the stable link between modern terrorism and alienation process is traced on the basis of methods' content consideration used by terrorists in the process of future suicide bombers' trainings in the frames of so-called suicide terrorism. It is marked that main motives of internal preparedness formation for suicide act in terrorists' goals fit in the borders of social, interpersonal and inside alienation. It is shown that in the training process the future «live bombs» are isolated from society and exposed to intensive ideological treatment. As a result of this training human becomes suicide terrorist and unquestioningly makes what is planned by terrorists, without thinking about consequences.
On the basis of the training methods' consideration the author comes to conclusion that especially processes of alienation incite personality on the way of terrorism creating new form of alienation which is called by the author as «voluntary suicidal alienation».
Key words: alienation, exclusion, self-alienation, modern terrorism, «left» terrorism, suicide terrorism, suicide terrorists.
References
1. Lapin N. I. Otchuzhdenie [Alienation]. Novaia filosofskaia entsiklopediia [New Encyclopedia of Philosophy] in 4 vol. Moscow, Mysl' Publ., 2010, vol. III, pp. 181-182.
2. Korniushchenko-Ermolaeva N. S. Odinochestvo i formy otchuzhdeniia cheloveka v sovremennom mire [Loneliness and forms of alienation in the modern world]. Tomsk State University Journa of Philosophy, Sociology and Political Science, 2010, no 332, pp. 42-43.
3. Korniushchenko-Ermolaeva N. S. Odinoch-estvo i formy otchuzhdeniia cheloveka v sovremen-nom mire [Loneliness and forms of alienation in the modern world]. Tomsk State University Journa of Philosophy, Sociology and Political Science, 2010, no 332, pp. 42-43.
4. Vitiuk V. V. Pod chuzhimi znamenami. Litsemerie i sa-moobman «levogo» terrorizma [Under foreign flags. The hypocrisy and deception of the «left» of terrorism]. Moscow, Mysl' Publ., 1985. 208 p.
5. Fedotova V. G. Khoroshee obshchestvo [Good society]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2005. 544 p.
6. Grigorov Iu. M. Terroristy-smertniki v arsenale sredstv sovremennogo terrorizma [Suicide bombers in the arsenal of modern terrorism] Obozrevatel'-Observer, 2010, no 9, pp. 105-113.
7. Zhuravel' V. P. Terroristy-smertniki: problemy protivo-deistviia [Suicide bombers: how to combat] Pravo i bezo-pasnost' - Law and Security, 2010, no 3, pp. 71-79.
8. Ganor B. The Rationality of the Islamic Radical Suicide attack phenomenon. Countering Suicide Terrorism. Herzliya, 2001, pp. 6-11.
9. Kokorin S. A., Boldyrev Iu. F. Mirovoe soobshchestvo i bor'ba s terrorizmom : istoriia i sovremennost'. Monografi-ia. [The world community and the fight against terrorism : history and modernity. Monograph]. Volgograd, Panorama Publ., 2007. 500 p.
10. Diupin S. Smert' Saida [Death Said]. Kommersant-Vlast' — Kommersant-Vlast, 2010, March 15, no10.
11. Krut'ko E. A., Rubantsova T. A. Detskaia beznadzor-nost' kak fenomen sotsial'nogo otchuzhdeniia [The home-lessness as a phenomenon of social exclusion]. Novosibirsk, Izd-vo SGUPS Publ., 2013. 98 p.