Научная статья на тему 'ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / КОЛЛЕКТИВ / ЭКОНОМИКА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гончарова Наталья Васильевна

В статье дан философский анализ процесса отчуждения с точки зрения классической философии и педагогики. Автор пытается в наиболее общих чертах рассмотреть термин «отчуждение» и перенести его на педагогическую практику в контексте изучения детского коллектива. Особое место занимает процесс отчуждения как неотъемлемой части виртуализации образовательного процесса. Формирование детского коллектива младших школьников является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие личности, а также формирование базисных качеств. Главное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Одной из главных задач школы является сформированность коллектива учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALIENATION AS A PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL CATEGORY IN THE FRAMEWORK OF THE STUDY OF THE CHILDREN'S COLLECTIVE

This article provides a philosophical analysis of the process of alienation from the point of view of classical philosophy and pedagogy. The author tries to consider the term "alienation" in the most general terms and transfer it to pedagogical practice in the context of studying the children's collective. A special place is occupied by the process of alienation as an integral part of the virtualization of the educational process. The formation of a children's collective of younger schoolchildren is one of the most important objects of research in the field of pedagogy. At primary school age, there is an active development of personality, as well as the formation of basic qualities. The main importance for the formation of the child's personality is the collective, which forms the social orientation of the student. One of the main tasks of the school is the formation of a team of students.

Текст научной работы на тему «ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

УДК 37.06

йО! 10.34823/832.2022.2.51785

Н.В. ГОНЧАРОВА социальный педагог, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин СГПИ - филиал, г. Железноводск*

Отчуждение как философская и педагогическая категория в рамках изучения детского коллектива

В статье дан философский анализ процесса отчуждения с точки зрения классической философии и педагогики. Автор пытается в наиболее общих чертах рассмотреть термин «отчуждение» и перенести его на педагогическую практику в контексте изучения детского коллектива. Особое место занимает процесс отчуждения как неотъемлемой части виртуализации образовательного процесса. Формирование детского коллектива младших школьников является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие личности, а также формирование базисных качеств. Главное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Одной из главных задач школы является сформированность коллектива учащихся.

Ключевые слова: отчуждение, философия, педагогика, коллектив, экономика, виртуализация, воспитание, образование, личность.

* Гончарова Наталья Васильевна, e-mail: Natali1977.ru@yandex.ru

N.V. GONCHAROVA Social Pedagogue, Senior Lecturer of the Department of historical and philological disciplines of the branch of the state pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Alienation as a philosophical and pedagogical category in the framework of the study of the children's collective

This article provides a philosophical analysis of the process of alienation from the point of view of classical philosophy and pedagogy. The author tries to consider the term "alienation" in the most general terms and transfer it to pedagogical practice in the context of studying the children's collective. A special place is occupied by the process of alienation as an integral part of the virtualization of the educational process. The formation of a children's collective of younger schoolchildren is one of the most important objects of research in the field of pedagogy. At primary school age, there is an active development of personality, as well as the formation of basic qualities. The main importance for the formation of the child's personality is the collective, which forms the social orientation of the student. One of the main tasks of the school is the formation of a team of students.

Keywords: alienation, philosophy, pedagogy, collective, economy, virtualization, upbringing, education, personality.

Человеку, знакомому с основными положениями академической философии, наверняка известен термин «отчуждение», который имеет достаточно длительную историю своего становления. Учитывая тот факт, что данная работа представляет научную ценность как в философии так и в педагогике, то необходимо более детально разобраться в термине «отчуждение», сначала в контексте классической философии, а затем и с точки зрения современной педагогики. Для более правильного понимания объекта изучения, необходимо для начала рассмотреть возникновение и интерпретацию данного термина с точки зрения самых крупных мыслителей, начиная с конца XVIII века. Сложность выбранной темы заключается в том, что столь обширная философская категория, которая проявляется практически во всех социальных процессах, и описана практически всеми крупными философами прошлого, не может быть в полной мере раскрыта в данной статье. Автор излагает изу-

ченную им философскую и научную литературу, и стремиться поднять интерес к данной проблеме со стороны педагогического сообщества. Конечно, учитывая тот факт, что проблема отчуждения уже достаточно давно не поднимается в общественном дискурсе, и научно-техническая революция сыграла далеко не последнюю роль, то нам необходимо еще и переосмыслить многие положения классической философии с учетом современных реалий. Наиболее разумно начинать именно с определения термина «отчуждение». Если открывать философский словарь, то в большинстве случаев определение будет звучать следующим образом: отношение между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции [7, 406]. Понятно, что под субъектом в классическом представлении общественных наук понимается активно действующий или познающий, обладающий сознанием и волей индивид или даже социальная группа, а под функцией понимается роль, которую выполняют различные структуры по поддержанию целостности и устойчивости систем, частями которых они и являются.

Если читать любую статью по данной проблематике, то в большинстве случаев сообщается, что термин «отчуждение» активно стал использоваться в концепции «общественного договора» Ж.Ж. Руссо. Ж.Ж. Руссо, а за ним и Т. Гоббс утверждали, что на каком-то этапе исторического развития человеку необходимо было передать ряд своих полномочий и прав государству, т.е. происходил процесс естественного отчуждения достаточно большого количества социальных функций [3, 87].

До Гегеля концепция отчуждения носила юридический характер. В теориях общественного договора Гоббса и Руссо термин «отчуждение» обозначает процесс обезличивания и деиндивидуализацию социальных отношений при передаче прав личности государству. Категория «отчуждение» в философии выражает такую объективность качеств, результатов деятельности и отношений человека, которые противостоят ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект его влияния.

Согласно философии И. Фихте «отчуждение - это неизбежный процесс, следуя которому «Я» только на пути отчуждения в «Не-Я» достигает своей сущности» [2, 105]. То

есть И. Фихте понимает отчуждение как в первую очередь отчуждение сознания мыслящего индивида в сторону бессознательной рефлексии, и именно через эту бессознательную рефлексию человек способен познать себя самого в полной мере. Через призму философии И. Фихте можно рассматривать проблему отчуждения в контексте педагогической и психологической практики. Но как можно видеть, Фихте пишет про отчуждение сознательного от бессознательного, в то время как наша проблема в большей степени заключается в отчуждении сознательного от сознательного (индивида от коллектива). Для полного понимания проблематики исследования нам необходимо обратить свой взор на философское учение Георга Гегеля (1770-1831 гг.). Отчуждение в философии Г. Гегеля - это центральное понятие его мировоззрения. Логика Гегеля приводит к выводу о том, что весь окружающий мир является отчужденным, так как все есть отчуждение идеи от самой себя. По Гегелю телесные физические вещи ничтожны, несмотря на то, что в их основе лежит всеобщее, мысль. Индивидуальные человеческие духи есть нечто большее, чем чисто телесные физические вещи. Они в процессе познания идеи образуют то, что Гегель называет Абсолютным духом [1, 51].

Конечно, в вопросе отчуждения индивида от коллектива концепция «абсолютного духа» кажется немного странной. Но это только на первый взгляд, так как Гегель большой упор делал именно на социальную сферу в своей философской концепции. Венгерский философ Дьёрдь Лукач (1885-1971 гг.) в своей работе «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» отмечает, что гегелевское отчуждение в своей основе имеет три ступени: отчуждение как сложное субъект-объектное отношение, связанное с любыми видами социальной и экономической деятельности людей; отчуждение как неотъемлемая часть капиталистического способа производства (уже позже К. Маркс назовёт это «товарным фетишизмом»); отчуждение как «вещность» или «предметность». Сам же Гегель писал так: «Но дух становится предметом, ибо он и есть это движение, состоящее в том, что он становится для себя чем-то иным, т. е. предметом своей самости, и что он снимает это инобытие» [10].

Можно сказать, что отчуждение по Гегелю - это бегство от реального мира. В «Феноменологии духа», в главе «Отчужденный от себя дух; Образованность», описывая

«мир отчужденного от себя духа» Гегель констатирует: «Мир этого духа распадается на два мира; первый есть мир действительности или мир самого отчуждения духа, а второй мир есть мир, который дух, поднимаясь над первым, сооружает себе в эфире чистого сознания. Этот второй мир, противоположный указанному отчуждению, именно поэтому от него не свободен, а скорее есть только другая форма отчуждения, которое в том и состоит, что обладает сознанием вдвоякого рода мирах, и которое объемлет оба». То есть логика заключается в том, что гегелевское понимание отчуждения человека выходит на совершенно новый уровень в рамках европейской философии, отчуждение отражается уже в объективных социальных и экономических процессах [11].

Конечно, огромный вклад в теорию отчуждения внес немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883 гг.), который вывел данную философскую категорию на новый уровень. В своих ранних работах К. Маркс рассматривает процесс отчуждения как экономическое явление, которое заключается в том, что в процессе товарного производства происходит «выключение рабочего из действительности» по причине того, что ему не принадлежат результаты его собственного труда. Подобный вид отчуждения заложен в самом базисе капиталистического способа производства, и распространяется не только на экономическую сферу. Необходимо понимать, что если Маркс выводит свою концепцию отчуждения из экономического базиса, то это не означает, что отчуждение человека заканчивается вместе с рабочим днем. Человек есть существо родовое (общественное), т.е. такое, которое только в окружении других людей способен ощущать себя универсальным и потому свободным. Трудовая, производительная деятельность выступает лишь средством для удовлетворении потребности в физическом существовании. Т.е. происходит процесс отчуждения от рода, так как сама жизнь становиться исключительно средством к жизни. Сам Маркс пишет: «Отчужденный труд переворачивает это отношение таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность, свою сущность только лишь в средство для поддержания своего существования» [5, 94].

Современная система образования все больше и больше нацеливает ребенка на то, что в будущем он станет товаром. Товаром в том смысле, что на каком-то этапе

своей жизни ему нужно будет суметь реализовать и инвестировать себя как человеческий капитал. У человека формируется представление о себе как о вещи, которую нужно суметь правильно продать в сложившихся реалиях. Однако, чтобы добиться успеха на рынке труда, ребенок должен усвоить, что ему нужно быть конкурентоспособным, в этом и будет выражаться «успех». В данном случае можно наблюдать сильное противоречие в современном воспитательном процессе, которое выражается в том, что школы по инерции воспитывает в детях коллективизм, но в рамках существующих общественных отношениях этого сделать невозможно, т.к. общество в XXI в. все больше и больше склоняется к индивидуализму. Отчуждение в данном случае носит долгосрочный характер, которые могут проявляться уже у детей [6, 86].

Если поставить термин «отчуждение» на позиции современной педагогики, то можно сказать, что педагогическое отчуждение - это нарушение отношений между субъектами образовательного процесса и функциями образовательной деятельности. Сейчас можно наблюдать картину, когда школа превращается в банальный ретранслятор готовых знаний, которые нужно усвоить с целью успешной реализации себя в будущем. При этом коллективизм и развитие личности в коллективе становится побочной функцией усвоения готовых знаний. Большое внимание следует уделить виртуализации образовательного пространства. Виртуализация современного социума - сам по себе процесс не плохой и не хороший, зависит все от того, для каких целей используется виртуализация. Когда многие социологи и социальные психологи говорят, что из-за стремительного развития информационных технологий личность утратила свою индивидуальность, они должны винить не сам научно-технический прогресс, а именно экономическую основу того общества, в котором этот прогресс происходит. Виртуализация социума - это социальный и культурный процесс, от которого никуда нельзя деться, это один из этапов социальной эволюции [4, 107].

В современном мире получается так, что учитель пытается прививать детям те нормы морали, которые являются неактуальными точки зрения виртуализированной экономической системы. Например, один из основополагающих принципов педагогики, заложенный советским педагогом А.С. Макаренко, что развитие личности происходит

только в коллективе и через коллектив, и что привитие коллективистских отношений является первостепенной задачей школы. Учитывая тот факт, что современное общественное бытие развивается в русле рыночных преобразований, а виртуальная реальность (реклама, социальные сети, кинематограф и т. д.), являясь отражением экономического базиса, пропагандируют идеи индивидуализма и конкуренции, нельзя говорить о развитии коллективистских отношений в полном объеме.

Таким образом, являясь одной из самых «вечных» фи-лософско-педагогических проблем, феномен отчуждения в философии и педагогике никогда не теряет своей актуальности и значимости.

На наш взгляд, есть веские основания утверждать, что философско-педагогическое явление под названием отчуждение не оторвано от общественной жизни. Отчуждение является неотъемлемой чертой материальной и духовной деятельности человека. Поэтому отчуждение может быть устранено, а может, наоборот, исчезнуть само по себе только тогда, когда человек перестает созидать, думая об участии в социокультурном процессе. Несмотря на сильное противоречие в современном воспитательном процессе, которое выражается в том, что школы по инерции воспитывает в детях коллективизм, но в рамках существующих общественных отношениях этого сделать невозможно, т.к. общество в XXI в. все больше и больше склоняется к индивидуализму. В связи с этим мнение о полном искоренении отчуждения ошибочны. Можно говорить о снижении отчуждения, ослаблении, но никак не устранении негативного воздействия на общество и личность.

Список литературы

1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Изв. Урал.гос. ун-та, 2005, № 34, с. 49-55.

2. Вторушин Н.А. Категория отчуждения: гносеологический анализ // Известия Томского политехнического университета, 2008, т. 313, № 6, с. 105-108.

3. Гулевский Н.А. Отчуждение как социально-философская проблема // Философия права, 2017, № 2(81), с. 87-94

4. Ижболдин В.А. Генезис концепции информационного общества // Социология власти, 2011, № 5, с. 105-110.

5. Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В 50 томах. М., 1955, т. 42. 512 с.

6. Степанова И.Н., Калачева Е.В. Отчуждение в образовании // Вестник Курганского государственного университета, 2018, № 1(48), с. 85-87.

7. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова. 7-е издание, перераб. и доп. М.: Республика, 2001. - 719 с.

8. Шевяков Д.А. Социально-философский анализ феномена виртуализации реальности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 7(75), 2009, с. 146-150.

9. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: «Наука», 1992 [электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/gegel02/txt03.htm

10. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. [электронный ресурс]

https://www.marxists.org/russkij/lukacs/1948/young_hegel/28.htm

List of literature

1. Alexandrov A.A. The problem of man in Hegel's philosophy // Izv. Ural.State University, 2005, No. 34, p. 49-55.

2. Vtorushin N.A. Category of alienation: epistemological analysis // Izvestiya Tomsk Polytechnic University, 2008, vol. 313, No. 6, p. 105-108.

3. Gulevsky N.A. Alienation as a socio-philosophical problem // Philosophy of Law, 2017, No. 2(81), pp. 87-94.

4. Izhboldin V.A. Genesis of the concept of information society // Sociology of power, 2011, No. 5. p. 105-110.

5. Collected works of K. Marx and F. Engels in 50 volumes. M., 1955, vol. 42, 512 p.

6. Stepanova I.N., Kalacheva E.V. Alienation in education // Bulletin of Kurgan State University, 2018, № 1(48), p. 85-87.

7. Philosophical Dictionary. Edited by I.T. Frolov. 7th edition, reprint. and additional. M.: Republic, 2001. - 719 p.

8. Shevyakov D.A. Socio-philosophical analysis of the phenomenon of reality virtualization // Bulletin of the Tambov University. Series: Gum

9. Hegel G.V.F. Phenomenology of spirit. SPb.: «Nauka», 1992 [elektronnyi resurs] http://psylib.org.ua/books/gegel02/txt03.htm

10. Lukacs D. Young Hegel and the Problems of Capitalist Society. [electronic resource] https://www.marxists.org/russkij/lukacs/1948/young_hegel/28.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.