Обмен опытом
3 =
ОБМЕН ОПЫТОМ
ОТЧЕТ О СЕМИНАРЕ
Создание и организация работы электроизмерительной лаборатории. Договорные отношения с энергоснабжающей организацией. Оптимизация платежей за потребленные энергоресурсы. Коммерческий и технический учет электроэнергии. АСКУЭ. Измерительные средства
В.С. Иващенко,
преподаватель Московского института энергобезопасности и энергосбережения
К.М. Юров,
преподаватель Московского института энергобезопасности и энергосбережения
В рамках прошедших семинаров были заслушаны доклады ведущих экспертов: В.М. Аванесова (МИЭЭ), А.А. Артемова (Ростехнадзор г. Москвы), Н.А. Ведешенкова (МЭИ), П.А. Жихарева (РЭК г. Москвы), В.С. Иващенко (МИЭЭ), Т.И. Лебедевой (РЭК г. Москвы), Д.С. Подольского (МЭИ), П.И. Пру-дыус (МИЭЭ), В.Е. Райнина (МЭИ), Ю.Ф. Тихоненко (МИЭЭ), К.М. Юрова (МИЭЭ), Г.Н. Яковлева (ГлНМЦ "Симметрия").
В 2006 году вступила в действие статья федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", касающаяся запрета совмещения видов деятельности по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. Федеральный закон № 54 позволяет исключить из числа компаний, подпадающих под закон о запрете совмещения видов деятельности, крупные промышленные предприятия, имеющие в собственности объекты электроэнергетики, используемые в основном для обслуживания собственных нужд.
Изменения коснулись правил функционирования рынков электроэнергии. Так на оптовом рынке 100% регулируемого сектора было преобразовано в систему регулируемых договоров, в которых администратор торговой системы выступает в качестве контролера исполнения сторонами своих обязательств по договору. В секторе свободной торговли будут
заключаться двусторонние договора со свободным выбором партнеров, цен и объемов поставки субъектами рынка - "рынок на сутки вперед". На секторе "балансирующего рынка" были также ликвидированы тарифы и установлена свободная конкуренция. Это соответствует программе последовательной либерализации рынка, продекларированной главой РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайсом.
Изменения коснулись и правил торговли мощностью. Новые правила устанавливают для нее систему оплаты, не связанную напрямую с объемами потребления электроэнергии. Эта реформа проведена для повышения системной надежности на фоне возрастающего спроса на электроэнергию.
На розничном рынке была реализована связь с ценами на электроэнергию оптового рынка. При необходимости закупки энергосбытовой организацией дополнительных объемов электроэнергии на оптовом рынке цены на эти объемы не регулируются и могут быть установлены свободно. Это приведет к снижению ее стоимости для розничных потребителей.
Гарантирующие поставщики своим присутствием на розничном рынке в переходный период должны исключить ситуацию, при которой потребители останутся без действующих договоров на поставку электроэнергии в нужном объеме. Цена на электроэнергию у гарантирующего поставщика будет напрямую зависеть от соответствия планового и
машииииий
-О-
4 Энергобезопасность в документах и фактах
фактического объемов потребления электроэнергии. В случае превышения фактического объема над плановым гарантирующий поставщик будет вынужден закупать дополнительные объемы на "балансирующем рынке" по более дорогой цене, что напрямую отразится на цене для конечного потребителя.
Участники семинара не обошли и наиболее болезненный вопрос в Москве - плата за технологическое присоединение к электросети. Тарифы, утвержденные в Московском регионе, делают размер такой платы соизмеримым с установкой собственных генерирующих мощностей. Процент удовлетворенных заявок на присоединение потребителей постоянно снижается и в 2007 году, по прогнозам, будет около 10%, а в 2004 году он еще составлял 32%. Такой дефицит мощностей обусловлен как техническими проблемами, так и проблемами управления отрасли. Существующие сети уже практически исчерпали свой ресурс и не позволяют увеличивать передаваемые объемы мощностей. Средств, поступающих в сетевые компании от деятельности по передаче электроэнергии, существенно не хватает, а тариф на присоединение не включает инвестиционную составляющую и, следовательно, не предусматривает развитие существующих сетей. Региональная энергетическая комиссия г. Москвы ведет работу по улучшению условий, на которых будут заключаться договора на подключение потребителей в 2007 году. Имеющиеся предложения Федеральной антимонопольной службы по включению инвестиционной составляющей в тариф в настоящее время также рассматриваются Правительством Москвы.
В рамках семинаров был представлен обзор мирового опыта в области энергосбережения на примере Дании, Франции, Германии, приведены основные факторы и конкретные примеры, позитивно влияющие на развитие энергосбережения за рубежом. Для обозначения проблем внедрения энергосберегающих технологий в Московском регионе были рассмотрены:
- общие сведения о потреблении топливно-энергетических ресурсов в России, сравнение удельных показателей энергопотребления с показателями зарубежных стран, обоснование необходимости развития процесса энергосбережения в нашей стране;
- обзор законодательной и нормативной базы федерального значения (Федеральный закон "Об энергосбережении" 28-ФЗ, Постановление Правительства РФ №588 от июля 1998 г., ГОСТы, СНиПы и т.п.);
- общие сведения о потреблении топливно-энергетических ресурсов в Москве. Пути выхода из предкризисного состояния в области энергетики. Роль энергосбережения в этом процессе. Оценка потенциала энергосбережения в Москве;
- обзор законодательной и нормативной базы в Москве. Закон "Об энергосбережении в городе
Москве". Городская программа энергосбережения на 2004-2008 гг. и на перспективу до 2010 года.
Основной задачей испытаний является необходимость подтверждения факта того, что рассматриваемая электроустановка является безопасной для ее эксплуатации, в том числе и неквалифицированным персоналом. Учитывая тот факт, что большинство электроустановок, расположенных на территории Москвы, предназначены для снабжения электроэнергией бытовых и аналогичных потребителей, эти испытания часто проходят в рамках сертификации электроустановок потребителей жилых и общественных зданий. Программа и объем испытаний устанавливаются экспертом органа по сертификации, но при этом их объем не должен быть меньше объема установленных главой 1.8 ПУЭ.
Программа включает в себя следующие основные виды испытаний:
- внешний осмотр электроустановки;
- замеры показателей по петле "фаза-ноль";
- проверка целостности защитного проводника;
- наличие металлосвязи между заземленными элементами электроустановки;
- замеры сопротивления току растекания заземляющего устройства;
- проверка срабатывания токовых расцепителей автоматических выключателей для защиты от сверхтока;
- проверка срабатывания УЗО;
- контроль изоляции проводов, электрических машин и аппаратов;
- качество крепления розеток и крюков для подвеса светильников;
- проверка работы аппаратуры АВР;
- проверка приборов учета электроэнергии (счетчиков и трансформаторов тока).
Дополнительные испытания могут проводиться по требованию эксперта органа по сертификации. Результаты испытаний оформляются в виде протоколов, которые подшиваются в итоговый отчет, и вместе с пояснительной запиской и прочей сопроводительной документацией подаются для рассмотрения в орган по сертификации. Именно на основании протокола испытаний органом по сертификации принимается решение о выдаче сертификата на электроустановку потребителя.
Как правило, основные недостатки, связанные с проектированием или монтажом электроустановки, определяются на этапе внешнего осмотра. Недостатки, связанные с ненадлежащим функционированием аппаратуры, определяются в ходе проведения непосредственных испытаний по программе сертификации.
Подводя итоги семинара, хочется отметить, что повышенный интерес слушателей вызван, в первую очередь, коренными изменениями в законодательной базе в области технической политики государства, условий торговли электроэнергией и тарифообразования. Все участники отметили высокий уровень организации и открытость докладчиков к диалогу и помощи в решении конкретных задач.
ваидииииаИ