Научная статья на тему 'Отчет о проведении семинара-совещания главных редакторов и редакторов педагогических и академических журналов «Научно-методическое и информационное обеспечение развития педагогического образования»'

Отчет о проведении семинара-совещания главных редакторов и редакторов педагогических и академических журналов «Научно-методическое и информационное обеспечение развития педагогического образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о проведении семинара-совещания главных редакторов и редакторов педагогических и академических журналов «Научно-методическое и информационное обеспечение развития педагогического образования»»

научнаяi

жизнь|

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ И РЕДАКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

REPORT ON HOLDING A SEMINAR-MEETING OF EDITORS-IN-CHIEF AND EDITORS OF PEDAGOGICAL AND ACADEMIC JOURNALS „SCIENTIFIC-METHODICAL AND INFORMATION SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION"

апреля 2017 г. по инициативе Московского педагогического государственного университета на базе его Главного корпуса был проведен семинар-совещание главных редакторов и редакторов педагогических и академических журналов «Научно-методическое и информационное обеспечение развития педагогического образования».

В числе организаторов семинара-совещания также выступили Ассоциация научных периодических изданий России и Евразийская ассоциация педагогических университетов.

В семинаре-совещании, проводимом под председательством первого проректора МПГУ, доктора географических наук, профессора, академика РАО В. П. Дронова, приняло участие 63 человека, в том числе представители 15 региональных журналов.

Перед участниками с докладами и сообщениями, раскрывающими содержание семинара-совещания, выступили:

• Александр Иванович Донцов, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки России, доктор психологических наук, профессор, академик РАО;

• Виктор Павлович Дронов, председатель оргкомитета семинара-совещания, первый

проректор МПГУ, доктор географических наук, профессор, академик РАО;

• Александр Николаевич Веракса, доктор психологических наук, профессор МГУ, член-корреспондент РАО;

• Руслан Сахитович Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Педагогика», председатель Ассоциации научных периодических изданий России.

С приветственным словом к собравшимся обратился Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), доктор наук, почетный профессор МПГУ.

В развернувшейся дискуссии приняли участие:

• С. В. Иванова, главный редактор академического журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и АПН Казахстана;

• Е. В. Воевода, заместитель главного редактора журнала «Вестник МГИМО-универси-тета», доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии;

• А. А. Вербицкий, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО;

• К. М. Ушаков, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Директор школы»;

• Э. М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов;

• Т. А. Ромм, доктор педагогических наук, доцент Новосибирского педагогического университета;

• Н. К. Сергеев, ректор Волгоградского социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета»;

• С. Н. Мироненко, заведующий кафедрой профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета.

По результатам обсуждения была принята резолюция семинара-совещания. В ее постановляющей части зафиксированы следующие позиции:

«Участники семинара-совещания признают необходимыми следующие шаги по развитию собственной и ассоциированной деятельности:

1. Направленность усилий редакционных советов и редакций педагогических журналов на обеспечение сетевого взаимодействия авторов, их взаимных и совместных публикаций результатов проводимых исследований, на расширение географии публикуемых авторов, на повышение качества и научной значимости принимаемых к печати материалов.

2. Приведение публикаций на страницах педагогических журналов в соответствие с установками РАО, ВАК, РИНЦ, с форматами Scopus и Web of Science в интересах повышения цитируемости отечественных авторов и их партнеров из стран СНГ.

3. Рассмотрение вопросов о возможности регулярного повышения квалификации сотрудников редакционных советов и редакций педагогических журналов с привлечением соответствующих специалистов и с оформлением сертификатов.

4. Подготовка предложений в Минобрнауки России по созданию информационного портала коллективного пользования на русском и английском языках под эгидой Ассоциации научных периодических изданий России для размещения результатов наиболее значимых исследований в области развития педагогического образования.

5. Создание рабочей группы в рамках Ассоциации научных периодических изданий России для разработки принципов сетевого взаимодействия вошедших в нее журналов и рабочих материалов по направлениям деятельности.

6. Подготовка предложений по разработке глобального рейтинга журналов по направлению "Образование", учитывающего данные всех ресурсов, ранжирующих издания. Такой глобальный рейтинг мог бы играть роль пособия, фиксирующего динамику развития каждого журнала. Его разработчиком и составителем могла бы выступить Российская академия образования в содружестве с педагогическими университетами и профессиональными ассоциациями.

7. Дальнейшее расширение сотрудничества в медиасфере с коллегами из стран СНГ и других зарубежных стран. Оно может выражаться в обоюдных и совместных публикациях, в проведении двусторонних и многосторонних исследований под эгидой национальных академий образования, при содействии других государственных и коммерческих структур, общественных организаций. Необходимо развивать систему рабочих творческих контактов между редакционными советами и редакциями журналов в рамках Ассоциации научных периодических изданий России, Евразийской ассоциации педагогических университетов, Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Ассоциации специалистов медиаобразования.

Участники семинара-совещания благодарят его организаторов: РАО, ВАК, РИНЦ, МПГУ, Ассоциацию научных периодических изданий России и Евразийскую ассоциацию педагогических университетов за оказанную консультативно-методическую помощь».

В. П. Дронов,

председатель оргкомитета семинара-совещания

Р. С. Бозиев,

председатель Ассоциации научных периодических изданий России

В. Б. Новичков,

заместитель председателя оргкомитета семинара-совещания

Научная жизнь

E. В. Воевода, зам. главного редактора журнала «Вестник МГИМО-университета»:

Мы все понимаем, что российские наука и образование не могут существовать вне мировых тенденций научного развития. Конечно, необходимо обмениваться результатами научных исследований, а это влечет за собой необходимость публикации этих результатов в международных изданиях - в первую очередь, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных SCOPUS и Web of Science. Но при этом не следует забывать, что издательская компания Elsevier, владеющая 2500 журналов, входящих в базу данных SCOPUS, - это коммерческая организация. Фактически, мировой рынок академических и научных изданий монополизирован тремя крупнейшими издательствами - Elsevier, Wiley и Springer, на долю которых приходится 42% мировых научных публикаций.

Подавляющее большинство членов редакционных советов и редколлегий ведущих международных периодических изданий представлено выходцами из англоязычных стран, которые определяют не только редакционную политику, но и научную методологию, а также формат статей. В российской научной традиции распространен формат научного эссе, в то время как скопусовский формат статьи производит впечатление плана-инструкции для аспирантов: Введение. - Материалы и методы. - Обзор литературы. - Результаты исследования. - Обсуждение и заключение. Научная рефлексия, характерная для российской научной традиции, выводится за рамки исследования. Правда, частично это можно осуществить в разделе «Обсуждение и заключение». В оригинале предлагается вариант "Discussion and Results", который переведен весьма странным образом. На самом деле, слово discussion в данном контексте означает «текст, обосновывающий важность полученных результатов». В целом можно сказать, что происходит столкновение традиций научной культуры. В этих условиях полезно было бы объединить усилия редколлегий журналов по подбору авторов статей, рецензентов и, возможно, редактированию англоязычных аннотаций.

Д. А. Потапов, зам. главного редактора журнала «Искусство и образование»):

Проведенный семинар-совещание вызвал заслуженный интерес редакторов и издателей научных периодических изданий. На нем были озвучены вопросы, актуальные для большинства издателей журналов: качество и требования к публикациям, редакционная политика, критерии оценки журналов (ВАК, РИНЦ, Scopus), финансовое положение научных периодических изданий

Положительной оценки заслуживает приглашение организаторами мероприятия к диалогу с главными редакторами представителей РАО, ВАК РФ, РИНЦ и коллег из стран СНГ. Создание Ассоциации научных периодических изданий России, на наш взгляд, позволит совместными усилиями решать возникающие вопросы, расширять сотрудничество. Хотелось бы, чтобы такие семинары стали регулярными, а среди приглашенных участников также были представители Диссернета, РГБ, РУНЕБ, КиберЛенинки.

Л. В. Шкерина, ответственный секретарь журнала «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева»:

Как ответственному секретарю журнала, включенного в Перечень ВАК, мне неоднократно приходилось слышать «упреки» от потенциальных авторов о том, что их статья, не принятая к публикации в нашем журнале, была в течение одного-двух месяцев опубликована в другом журнале из этого Перечня. Это говорит о том, что, несмотря на один статус - «ваковский журнал», требования к статьям различные. Очевидно, что публикации низкого качества не должны появляться на страницах научных журналов, которые публикуют основные результаты диссертационных исследований. Нельзя не согласиться с точкой зрения председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК, академика РАО А. И. Донцова, высказанной на семинаре-совещании редакторов педагогических журналов, что повышение качества диссертационных исследований связано с повышением качества публикаций их результатов в научных журналах. Суще-

ствует ряд и других факторов, которые позволяют констатировать проблему повышения качества публикаций в журналах из Перечня ВАК.

В этой связи представляется своевременным проведение данного семинара-совещания, на котором были рассмотрены актуальные вопросы качества периодических научных изданий, повышения их наукометрических показателей, что невозможно без активного вхождения журналов в авторитетные отечественные и международные электронные базы научных цитирований. Это непростая задача, по-видимому, для ее решения необходимо в ближайшее время реализовать комплекс мероприятий:

• создать ассоциацию периодических научных журналов педагогических вузов для интеграции и целенаправленной работы по повышению качества изданий (во главе с советом как управляющим органом);

• создать группу из числа членов ассоциации и организовать ее работу по выработке единых требований к публикациям в журналах из Перечня ВАК, соответствующих международным стандартам;

• создать и организовать работу группы по проектированию дорожной карты оптимального продвижения журнала в международные индексы научного цитирования Scopus, Web Of Science и др.;

• регулярно проводить семинары-совещания (вебинары) главных редакторов журналов по вопросам повышения качества публикаций;

• создать интернет-ресурс ассоциации периодических научных журналов педагогических вузов для оперативного взаимодействия в решении актуальных задач.

Г. В. Альперина, выпускающий редактор журнала «Наука и школа»:

Три предшествовавших года мы руководствовались указаниями Минобрнауки РФ и ВАК, регламентировавшими деятельность наших педагогических журналов. Новые указания требовали четкого следования определенным областям знания в каждом номере, расширения или изменения составов редколлегий или редакционных советов. Но эти требования никогда не обсуждались с теми, кто делает наши журналы. Если журнал существовал уже не один десяток лет, то, конечно, у него складывался определенный коллектив авторов, возникали собственные традиции, появлялась предпочтительная проблематика. Все то, что определяло «лица необщее выраженье» каждого журнала, не всегда укладывалось в рамки новых регламентов. Поэтому участие в проведенном 26 апреля 2017 г. семинара-совещания очень помогло расставить по местам то, чего ждет от педагогических журналов ВАК, на чем концентрируют свое внимание отечественные и международные рейтинги, каковы направления совершенствования нашей собственной деятельности по повышению качества публикуемых материалов и всего журнала в целом.

Очень бы хотелось, чтобы начатая полезная работа получила свое продолжение как система повышения нашей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.