ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭЗОТЕРИЗМА И МИСТИЦИЗМА ПРИ РХГА
«Центр по изучению эзотеризма и мистицизма» (ЦИЭМ) (далее — Центр) при Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) является научно-исследовательской структурой. Одной из форм функционирования Центра является проведение семинаров, круглых столов и дискуссионных форумов. Деятельность Центра осуществляется силами его сотрудников, а также приглашенных специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. После докладов происходит обсуждение затронутых вопросов и проблем, в дискуссии принимают участия не только специалисты в данной области. Мероприятия Центра являются открытыми для всех интересующихся научно-исследовательской проблематикой мистицизма и эзотеризма.
За полтора года работы Центром было проведено пятнадцать семинаров различной тематики при участии как российских, так и зарубежных представителей гуманитарных наук. Ниже представлен краткий обзор семинаров.
Первый семинар
2 декабря 2008 г. открыл работу Центра доклад д. ф. н. Ирины Геннадиевны Ми-кайловой «Методология осмысления мистического и его роли в художественной культуре».
Первая часть доклада была посвящена методологическому аспекту понятия мистического в связи с понятием «священное». Доклад был основан на концепции, изложенной в работе «Священное» Рудольфа Отто. Вторая часть доклада повествовала о роли мистического в художественной культуре на примере ряда литературных и художественных произведений.
Второй семинар
16 декабря 2008 г. Прозвучал доклад Семиры (Щепановской Елены Михайловны) «Философские основания астрологии».
Выступление было основано на концепции К. Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного применительно к астрологической системе зодиакального круга.
270
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 2
В первой части рассматривалась система Зодиака. Вторая часть доклада повествовала об использовании астрологических архетипов в гуманитарном познании и как метода рассмотрения философских понятий и идей. Третья часть доклада была посвящена возможности использовать астрологию для исследования мыслительного и художественного творчества.
Третий семинар
27 февраля 2009 г. С докладом выступил к. ф. н. Алексея Викторовича Гайдукова «Эзотерические элементы в новом язычестве».
Раскрыв историю возникновения неоязычества в России, исследователь выделяет четыре направления: политические (национально-патриотические), экологические группы, объединения реконструкторов-ролевиков, а также синкретическое направление. Именно последнее из перечисленных позиционирует себя как эзотерическое. Анализируя аспекты этого напрвления, докладчик указывает на условность эзотерических элементов в неоязычестве.
Четвертый семинар
12 марта 2009 г. На семинаре выступил аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Кондратьев Андрей Викторович с докладом «Мандейское христианство».
Материалы доклада были основаны на исследованиях, посвященных этой тематике, докладчик ссылается на работы, выполненные леди Дровер (Lady Ethel Stefana Drower) и Марком Лидзбарским, а также рассматривает две священные книги ман-деев — «Гинза» и «Иоанова книга».
Пятый семинар
13 марта 2009 г. На семинаре выступил аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Кондратьев Андрей Викторович с докладом «Иранский шиизм Анри Корбена».
Доклад посвящен той ветви «восточной теософии», которая четко ассоциируется с Ираном и представляет собой ответвление гностического ислама, сочетающего в себе влияния митраизма, неоплатонизма и учения Зороастра. Этот особый гностический синтез, существующий в мире иранского шиизма, вошел в историю благодаря научной работе французского религиоведа-традиционалиста Анри Корбена.
Шестой семинар
23 апреля 2009 г. Состоялся круглый стол «Определение мистицизма (Сознание. Событие. Смысл)» На семинаре выступили к.ф.н. Сергей Владимирович Пахомов, д. с. н. Михаил Юрьевич Смирнов, к. ф. н. Лада Витальевна Цыпина.
В своем выступлении Сергей Владимирович охарактеризовал мистическое состояние сознания, а также отметил важную роль переживания человеком мистического события. Второй доклад был представлен Михаилом Юрьевичем, который рассматривает феномен мистицизма в ключе социологии религии. Исследователь описал
различные сферы, к которым можно отнести понятие мистического. Также докладчик кратко указал на структуру совершения мистического акта. В конце выступления исследователь привел данные социологического исследования, касающиеся наличия рынка оккультных услуг в России.
Третий доклад, прочитанный Ладой Витальевной, был посвящен рассмотрению термина «мистика» и особенностям трактатов написанных средневиковыми христианскими мистиками. В ходе доклада были приведены ряд классических определений мистики.
Седьмой семинар
16 июня 2009 г. На семинаре выступил к. и. н. Владимир Романович Арсеньев с докладом «Ньяма: несколько суждений о силах, энергиях и эзотеризме народа бамбара (Мали)».
Как «полевик» и «кабинетный ученый» докладчик представил широкую теоретическую и практическую картину изучения феномена «ньяма». В теоретическом аспекте он охарактеризовал подход Ю.-Т. Сиссе — ученого школы М. Мосса. В практической же стороне исследователь руководствовался собственными этнографическими полевыми исследованиями охотников бамбара.
Восьмой семинар
29 сентября 2009 г. Выступил д. ф. н., проф. Роман Викторович Светлов с докладом «Языческая святость и античная теургия».
Доклад основан на материалах по античной теургии, в частности, относящихся к неоплатонизму; в трудах Прокла, Ямвлиха и Порфирия было представлено развитие этих взглядов на теургию в этическом представлении. Также докладчик рассмотрел ряд феноменов связанных с вопросом о теургии: статус Сократа как медиума, описание мистических биографий философов и влияние произведения «Халдейский оракул».
Девятый семинар
1Л октября 2009 г. Доклад «Парацельсианский переворот: две стороны алхимической революции Теофраста фон Гогенхайма» прочитал аспирант кафедры философской антропологии философского факультета СПбГУ Виталий Николаевич Морозов.
Тема доклада посвящена деятельности великого медика и алхимика, основателя ятрохимии Парацельса. Первая часть выступления касалась жизненного пути и творчества Парацельса (1493-1541). Во второй части докладчиком была описана суть алхимического учения Парацельса и выделено три основных структурных момента «парацельсианского переворота».
Десятый семинар
24 ноября 2009 г. Состоялось выступление к. ф. н. Алексея Петровича Чернеевского по теме «Теософская традиция (от Блаватской к Рерихам) в российском и мировом культурном пространстве» при участии заведующей научно-методическим отделом Санкт-Петербургского музея Рерихов Юлии Юрьевны Будниковой.
В первой части доклада исследователь, охарактеризовав теософскую традицию, раскрыл отношение между теософским обществом и рерихианством, а также представил краткий обзор текстов этих традиций и раскрыл взгляды на статус этих текстов внутри обеих традиций. Во второй части доклада прозвучала характеристика основного произведения рерихианской традиции — Агни Йоги (Живая Этика).
Одиннадцатый семинар
22 декабря 2009 г. С докладом «Магия и раннее христианство» выступил к. ист. н. Андрей Валентинович Петров.
Докладчик коротко рассмотрел методику изучения магии как культурного феномена, подвергнув критике феноменологический структурно-функциональный подход в изучении магии. В ходе доклада была представлена многосложная картина иудео-греческо-христианского мира, где магия рассматривалась как форма девиантного поведения и в этом была сопоставима со статусом раннего христианства.
Двенадцатый семинар
26 января 2010 г. состоялся доклад д. ф. н. Владимира Владимировича Емельянова на тему «“Небеса посылают нам знаки”: основные этапы развития месопотамской астрологии».
Докладчик раскрыл многоаспектность представлений об астрологии на территории Месопотамии. Основа для возникновения астрологии выделяется в формировании астрологии на базе астролатрии. Докладчик указал на то, что именно в Вавилоне были заложены основы всей европейской астрологии. Исследователь придерживается разделения (классификации Ван дер Вардена) на три этапа развития астрологии данного периода.
Тринадцатый семинар
26 февраля 2010 г. На семинаре выступил к. ф. н. Сергей Владимирович Пахомов с докладом «Эзотерика, мистика, парапсихология: точки пересечения».
В первой части доклада была рассмотрена парапсихология и этапы ее развития. Вторая часть доклада была посвящена пересечениям между семантическими полями эзотерики и парапсихологии. Третья часть — пересечениям между сферами мистики и парапсихологии. В итоге исследователь заключает, что данные точки пересечения указывают на зоны практики и переживания, и делает выводы о их значении для мистики и эзотерики.
Четырнадцатый семинар
19 марта 2010 г. Прозвучало выступление к.ф.н. Алексея Юрьевича Рахманина на тему «Обыденное/неповседневное: магия и религия в русском народном сознании (по материалам Русского Севера)».
На ряде примеров докладчик охарактеризовал религиозно-магические представления жителей территории Архангельской и Вологодской областях (Русский Север). Главным образом был рассмотрен феномен «Обетного Креста». Был поднят также вопрос о работе исследователя с информантом. Докладчик коснулся общего соотношения понимания религиозного и магического.
Пятнадцатый семинар
6 апреля 2010 г. прозвучал доклад доктора философии, профессора славистики Университета им. И. Гутенберга (Майнц, Германия) Биргит Менцель «Основные направления исследований эзотеризма на Западе».
Докладчиком был представлен краткий обзор истории исследования эзотеризма на Западе, в частности, новые течения, публикации в области западных исследований эзотеризма. Исследовательница отметила перспективы, задачи будущих исследований эзотеризма. Доклад и дискуссия стали одними из немногих на сегодняшний день феноменов общения между исследователями эзотеризма и мистицизма из России и Европы.
С материалами заседаний можно ознакомиться на сайте РХГА (www.rhga.ru) в разделе «Центр по изучению эзотеризма и мистицизма». Объявления о проведении семинаров и других мероприятий Центра регулярно публикуется на сайте РХГА и рассылаются участникам по электронной почте.
Б. К. Двинянинов