Научная статья на тему 'Отчет Ф. С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей за 1791 год'

Отчет Ф. С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей за 1791 год Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ШВЕЙЦАРИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛАГАРП / АЛЕКСАНДР I / ЕКАТЕРИНА II / RUSSIA / SWITZERLAND / ENLIGHTENMENT / TEACHING / EDUCATION / LA HARPE / ALEXANDER I / CATHERINE II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Андрей Юрьевич

Данная публикация вводит в научный оборот неизвестный ранее отчет Фредерика-Сезара Лагарпа, швейцарского воспитателя при дворе Екатерины II, который подробно раскрывает содержание обучения великих князей Александра и Константина Павловичей в 1791 г. Подлинник отчета, направленный «главному воспитателю» внуков Екатерины II, графу Николаю Ивановичу Салтыкову, был написан на французском языке и публикуется здесь в переводе на русский язык, снабженный комментарием, который раскрывает содержание исторических имен, встречающихся в тексте. Этот отчет примыкает к серии уже известных ранее историкам документов, которые посвящены образованию старших внуков Екатерины II; его публикация восполняет существующий пробел среди опубликованных источников по данной проблеме. Текст отчета позволяет проследить характерные стороны воспитательного процесса, который шел под руководством Лагарпа. В нем отражены основы педагогической системы Лагарпа, принципы его преподавания, а также наблюдения за чертами характера великих князей, их способностями и знаниями. Он показывает ту центральную роль, которую Лагарп играл во всем образовании великих князей Александра и Константина; кроме того, значение именно данного отчета за 1791 г. состоит в том, что это был последний год, когда Лагарп имел возможность вести преподавание в соответствии с собственным планом и еще не встретил тех препятствий, которые возникли, начиная с 1792 г., в связи с подготовкой женитьбы великого князя Александра Павловича и началом реализации замысла Екатерины II о его грядущем объявлении наследником российского престола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frederic-Cesar Laharpe's report on upbringing the Grand Dukes Alexander Pavlovich and Konstantin Pavlovich (1791)

This publication puts into the scientific use an unknown previously report of Frederic-Cesar La Harpe, a Swiss mentor at the court of Catherine II, who described in detail an educational content relative to the grand dukes Alexander and Konstantin in the year 1791. The original of this report, addressed to the “gouverneur-en-chef” of the Catherine's grandchildren, count Nicolas Saltykov, was written in French and is published here translated into Russian with some commentaries to the historical names in this text. This report has a direct link to the series of the similar documents, which were already known by historians and dedicated to the education of the elder grandsons of Catherine II; thus this publication fills a lacuna in the existing row of revealed sources on this problem. The text of the report can make us follow the characteristic features of the education process held under the La Harpe's guidance. It draws attention the main pedagogical system of La Harpe, his principles of teaching, as well as his observations on the characters of the grand dukes, their abilities and competencies. It shows the central role played by La Harpe in the whole education of the grand dukes Alexander and Constantin, besides that, the significance of this even report for 1791 lies in the fact, that it was the last year when La Harpe had a possibility to teach according to his own plan and yet not prevented by the disadvantages, appearing from 1792, which arose due to the preparation to the marriage of the grand duke Alexander and the beginning of realization of Catherine's idea to proclaim Alexander as a future successor of the Russian throne.

Текст научной работы на тему «Отчет Ф. С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей за 1791 год»

Андреев Андрей Юрьевич, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой церковной истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свт. равноапостольных Кирилла и Мефодия, проф. кафедры истории России исторического факультета ПСТГУ, проф. кафедры истории России XIX века — нач. XX века исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 21, корп. 4.

history@doctorantura.ru

Отчет Ф.-С. Лагарпа

О ВОСПИТАНИИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ АЛЕКСАНДРА

и Константина Павловичей за 1791 год*

Данная публикация вводит в научный оборот неизвестный ранее отчет Фредерика-Сезара Лагарпа, швейцарского воспитателя при дворе Екатерины II, который подробно раскрывает содержание обучения великих князей Александра и Константина Павловичей в 1791 г. Подлинник отчета, направленный «главному воспитателю» внуков Екатерины II, графу Николаю Ивановичу Салтыкову, был написан на французском языке и публикуется здесь в переводе на русский язык, снабженный комментарием, который раскрывает содержание исторических имен, встречающихся в тексте. Этот отчет примыкает к серии уже известных ранее историкам документов, которые посвящены образованию старших внуков Екатерины II; его публикация восполняет существующий пробел среди опубликованных источников по данной проблеме. Текст отчета позволяет проследить характерные стороны воспитательного процесса, который шел под руководством Лагарпа. В нем отражены основы педагогической системы Лагарпа, принципы его преподавания, а также наблюдения за чертами характера великих князей, их способностями и знаниями. Он показывает ту центральную роль, которую Лагарп играл во всем образовании великих князей Александра и Константина; кроме того, значение именно данного отчета за 1791 г. состоит в том, что это был последний год, когда Лагарп имел возможность вести преподавание в соответствии с собственным планом и еще не встретил тех препятствий, которые возникли, начиная с 1792 г., в связи с подготовкой женитьбы великого князя Александра Павловича и началом реализации замысла Екатерины II о его грядущем объявлении наследником российского престола.

Швейцарец Фредерик-Сезар Лагарп с 1783 по 1795 г. служил при российском дворе, являясь учителем великих князей Александра и Константина Павловичей. По мнению многих историков, именно Лагарп внес значительный вклад не только в обучение, но и в формирование личностей старших внуков Екатерины II. Интерес к педагогической деятельности швейцарца возник в историогра-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-21-

41001.

фии давно, но и сейчас его активно демонстрируют современные отечественные и зарубежные историки, подвергая анализу составленные Лагарпом и хранящиеся ныне в архивах России и Швейцарии документы, в которых раскрываются подробности воспитательного процесса1.

Данная публикация имеет целью впервые ввести в научный оборот один из ежегодных отчетов Ф.-С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина, который был составлен им в конце 1791 г. и адресован «главному воспитателю» (£оиуегпеиг-еп-сИеО внуков Екатерины II Николаю Ивановичу Салтыкову с тем расчетом, что с этим текстом могла бы ознакомиться сама императрица. Это был последний отчет из серии ему подобных, в которых швейцарский педагог формулировал основные результаты обучения внуков Екатерины за истекший год и намечал, в каком направлении оно будет продолжаться в следующем году.

В личном письме к Н. И. Салтыкову от 2 декабря 1794 г., где швейцарец подводил итоги своей деятельности при дворе перед обсуждением условий своей отставки, он особенно выделял такие детальные отчеты в качестве доказательства особой роли, которую он играл в воспитании великих князей. Лагарп заявлял здесь: «Обязанности мои при Их Императорских Высочествах никогда не сводились к тем, какие исполняют обыкновенно частные учителя. Напротив, не подлежит сомнению, что служил я их наставником, ибо один, без чьей-либо помощи, исполнял все, что сия должность предполагает, <...> а когда бы еще потребовалось доказательств, напомнил бы я о великом множестве меморий и отчетов, по различным случаям представленных, особливо же о мемориях от 10 июня и от конца 1784 г., от 20 сентября 1786 г., от 31 марта и 17 сентября 1789 г., о большой мемории от конца декабря 1790 г. и от 22 декабря 1791 г.; все до единой содержат общие планы, какие право имел представлять лишь один наставник Их Императорских Высочеств»2. Все перечисленные Лагарпом документы сохранились (причем не в оригиналах, но благодаря тому, что швейцарец оставил себе их копии). Несколько позже, в октябре 1795 г., уже из Швейцарии Лагарп выслал

1 СухомлиновМ. И. Фридрих-Цезарь Лагарп, воспитатель императора Александра I. СПб., 1871; Рыженков М. Р. Ф.-С. Лагарп — воспитатель будущего российского императора Александра I: по документам РГАДА // Вестник архивиста. 2009. № 4. С. 172-184; Rey M.-P. De Rolle à Saint-Pétersbourg, l'itinéraire d'un homme d'influence, F.-C. de La Harpe, précepteur et confident du tsar Alexandre 1er // Frédéric-César de La Harpe. 1754-1838 (sous la dir. d'Olivier Meuwly). Lausanne, 2011. P. 36-47; Rey M.-P. La Harpe éducateur du futur Alexandre 1er // Le Précepteur francophone en Europe, XVII-XIXe siècles (sous la dir. de V. Rjéoutski et A. Tchoudinov). Paris, 2013. C. 259-272 ; Андреев А. Ю. Воспитание великих князей Александра и Константина Павловичей глазами Ф.-С. Лагарпа // Филаретовский альманах. Вып. 9. М., 2013. С. 90-122; Андреев А. Ю. «Записки» Ф.-С. Лагарпа как источник по истории России конца XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). C. 7-22; Rjéoutski V., Vochtchinskaïa N. La Harpe éducateur des princes // Quant le français gouvernait la Russie. L'éducation de la noblesse russe. 1750-1880 (sous la dir. de V. Rjéoutski). P., 2016. P. 201-219. Общий обзор, посвященный службе Ф.-С. Лагарпа при екатерининском дворе, а также связанных с этим исторических источников, хранящихся в фондах РГАДА, ГАРФ и архивных собраниях Лозанны, см. в изд.: Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 1: 1782-1802. М., 2014.

2Андреев, Тозато-Риго. Указ. соч. С. 272.

копии всей этой серии отчетов через графа П. А. Зубова лично в руки Екатерине II, справедливо полагая, что тем самым окажет благоприятное воздействие на волновавший его тогда вопрос о капитализации одной из двух получаемых им пенсий3.

Весьма значимые для понимания педагогики Лагарпа, а также наиболее подробные из источников о воспитании старших внуков Екатерины II, эти отчеты еще в позапрошлом веке привлекли внимание публикаторов. Если первую пространную записку Лагарпа от 10 июня 1784 г., где содержался общий план всего образовательного процесса, в 1871 г. опубликовал на французском языке без перевода М. И. Сухомлинов в качестве приложения к биографии Лагарпа, то отчеты от 20 сентября 1786 г., 31 марта и 17 сентября 1789 г. и 28 декабря 1790 г. были опубликованы в журнале «Русская старина» за 1870 г.4, где были приведены как их оригинальный французский текст, так и перевод на русский язык.

Таким образом, настоящая публикация восполняет пробел, связанный с тем, что последняя из ряда ежегодных «меморий» Лагарпа о воспитании великих князей до сих пор оставалась неопубликованной. Стоит добавить, что, помимо этих больших ежегодных отчетов, сохранились фрагментарно (в копиях и лишь нескольких оригиналах) еще и краткие отчеты за 1786—1790 гг. и 1793 г., которые охватывали периоды от недели до месяца и регулярно представлялись Лагарпом Салтыкову, осуществлявшему текущий контроль за обучением. Значительный материал, связанный с воспитанием великих князей, находится и в личной переписке Лагарпа с Салтыковым в 1785—1794 гг., содержание которой также дошло до нас благодаря оставленным Лагарпом копиям писем5.

В конце 1791 г., когда был написан публикуемый ниже отчет, великому князю Александру Павловичу исполнилось 14 лет, великому князю Константину Павловичу шел 13-й год. Под руководством Лагарпа они обучались уже семь лет, причем если первыми предметами, которые преподавал им швейцарец, были французский язык, литература и математика (арифметика и геометрия), то постепенно к ним добавились всеобщая география и история (их изучение Лагарп первоначально вел не в хронологическом порядке, а по регионам, начиная с сопредельных с Российской империей), затем статистика (т. е. изучение государственного хозяйства различных стран) и, наконец, философия, после чего Лагарп планировал перейти к началам юриспруденции, а философский курс после логики и метафизики увенчать изучением естественного права — ключевой науки в мировоззрении эпохи Просвещения. Многочисленные разработки Лагарпа к преподаванию последних из названных курсов сохранились среди его личных бумаг.

Тем не менее воплотить это в жизнь не удалось, поскольку уже в конце 1792 г. начались приготовления к женитьбе великого князя Александра (на том, чтобы она побыстрее состоялась, настаивала Екатерина II, желая ускорить свой замы-

3Андреев, Тозато-Риго. Указ. соч. С. 297.

4 Русская старина. 1870. Т.1. С. 35-40, 103-118, 407-412; Т.2. С. 256-266.

5 Часть этой переписки опубликована в переводе на русский язык в названном выше издании «Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп». В настоящее время все вышеназванные исторические источники подготавливаются А. Ю. Андреевым и Д. Тозато-Риго к публикации на языке оригинала в составе монографии, посвященной педагогической деятельности Лагарпа.

сел об объявлении Александра наследником престола), что негативно сказалось на учебном процессе. Поэтому отчет за 1791 г. замечателен еще и в том смысле, что является последним документом, отражающим образовательный процесс, задуманный Лагарпом, до того момента, как внешние обстоятельства всерьез воспрепятствовали реализации всей полноты его педагогических замыслов. Наиболее показателен последний раздел отчета — из него видно, как швейцарец желал на «истинной философии» основать все здание познаний, которыми должен обладать будущий российский император (соответственно, неудачу, а точнее незавершенность этого процесса Лагарп впоследствии прекрасно осознавал и пытался ее восполнить, направляя Александру Павловичу списки книг для чтения, а также в своих письмах постоянно делясь размышлениями на философские и историко-политические темы).

Также обращает на себя внимание, что в конце отчета Лагарп приводит несколько практических рекомендаций и рассуждений, относящихся к личностям воспитанников, — в данном отчете преимущественно о великом князе Константине, горячий и беспорядочный характер которого проявился уже с раннего детства, так что с его проявлениями Лагарпу приходилось постоянно бороться (чем, как ни странно, он впоследствии снискал самую теплую привязанность со стороны Константина Павловича). Эти рассуждения также являлись типичными для ежегодных отчетов Лагарпа, поскольку свои первые наблюдения относительно характеров и становления личности внуков Екатерины он начал сообщать еще с 1786 г., подмечая не только за Константином, но и за Александром многие негативные черты, такие как лень, упрямство, нежелание делать над собой усилия, «актерская» привычка нравиться всем и стремление постоянно получать похвалу и проч. Несмотря на несомненные старания Лагарпа по преодолению отрицательных черт характера своих воспитанников, приходится признать, что многие из них так и остались с ними на протяжении всей жизни.

Публикуемый отчет сохранился в двух копиях: одна находится в ГАРФ (Ф. 728. Оп. 1. № 290. Л. 140—144) и принадлежит к числу тех документов, которые Лагарп отправил Екатерине II в 1795 г. через Зубова, а вторая сохранилась в основном собрании бумаг Лагарпа в Кантональной и университетской библиотеке г. Лозанны (BCU Lausanne, Fonds La Harpe, H42.3). Различия между ними незначительны и специально не обозначены, однако вторая копия, находившаяся в личном архиве Лагарпа, содержит ряд его примечаний, сделанных спустя несколько лет. Поэтому преимущество было отдано именно лозаннской копии отчета, французский текст которой и положен в основу представленного ниже перевода.

Вступительная статья и комментарии А. Ю. Андреева, перевод с французского языка В. А. Мильчиной

Лагарп — графу Н.И. Салтыкову, 22 декабря 1791 г. Мемория. Копия рапорта, поданного 22 декабря 1791 года г[рафу] С[алтыкову]

Их Императорские Высочества великие князья занимались с нижеподписавшимся следующими предметами:

Изучение языка французского

Чтение. Их Высочества читали отрывки разных сочинений, как в стихах, так и в прозе, ради совершенствования произношения и вкуса. Старший читает очень внятно, произносит хорошо и бойко, когда не торопится, младший же запинается более, нежели в его летах пристало. Тем не менее первостепенно важно было бы побороть то отвращение, какое он к чтению испытывает.

Орфография. Часто писали Их Высочества под диктовку либо списывали из книг, дабы исправить орфографию свою, которая покамест весьма несовершенна. От Его Высочества великого князя Александра требовать можно, чтобы делал он ошибок очень мало или вовсе не делал; но от брата его требовать того же невозможно. Надежное средство число ошибок уменьшить в том заключается, чтобы страницы с ошибками писавшим возвращать, дабы сами они их исправили.

Грамматика. Читана была с Их Высочествами грамматика Кондильяка6 с пояснениями и комментариями там, где была в том нужда. Поскольку полезно мнения разных грамматистов узнать, нынче занимаемся мы изложением принципов, какие Кур де Жебелен7 в своей Всеобщей грамматике развил.

Его Императорское Высочество великий князь Александр прочел особливо два первых тома «Принципов литературы» Баттё8, а когда закончим мы занятия грамматикой, приступит он к чтению двух превосходных трактатов Кондильяка, посвященных искусству письма и чтения. Его Императорское Высочество великий князь Константин не так далеко продвинулся, с ним сии разнообразные материи повторно изучать придется, а потому, когда брат его приступил к предметам, его разумению недоступным, предложены были ему другие занятия.

Сочинение. Предложено было Их Высочествам и в особенности старшему сделать экстракты из некоторых трудов исторических либо перевести оттуда отрывки; однако подлинную пользу принесут подобные упражнения, лишь если станут Их Высочества их выполнять чаще.

6 Аббат Этьенн Бонно де Кондильяк (Etienne Bonnot de Condillac, 1714—1780) — французский философ, педагог, воспитатель Фердинанда, герцога Пармского, внука Людовика XV, материалы по обучению которого были затем изданы им в 16 томах.

7 Антуан Кур де Жебелен (Antoine Court de Gébelin, 1719/1725-1784) — французский писатель, ученый-эрудит, автор энциклопедического произведения «Первобытный мир в сравнении с миром современным» (в 9 т., 1772-1783), различные части которого содержали сведения по языкознанию, истории, религиоведению и др.

8 Аббат Шарль Баттё (Charles Batteux, 1713-1780) — французский писатель, преимущественно известный трудами по философии искусства и эстетике. В особенности широкое распространение во второй половине XVIII — начале XIX в. получил его «Курс изящной словесности или принципы литературы» (1747-1750).

Поскольку Его Императорское Высочество великий князь Александр способен дать точный отчет в том, что прочел или выучил, нельзя ли так сделать, чтобы поступило ему от Ее Императорского Величества приказание сообщать ей письменный отчет о различных предметах? Вначале надобно будет его направлять, а после предоставить ему на собственные силы опираться9. Таким образом, научится он работать самостоятельно, собственные способности пускать в ход, схватывать постоянно истинное состояние вещей и отвечать на различные вопросы по порядку и четко.

География

С помощью карт обозрели мы вновь различные государства европейские, равно как и заведения, основанные иными из них в других частях света. Если время останется, предложены будут Их Императорским Высочествам для чтения путевые записки совсем недавние, которые содержат поучительные материи самого разного рода, интереснейшие же из них суть те, что сделаны недавно английскими мореплавателями на западных берегах Северной Америки, как то Нутка-Зунд10.

Не забыты были и сведения статистические. Когда случай представлялся, все было сделано для того, чтобы дать Их Высочествам почувствовать, сколь важно об сих материях приобресть понятия справедливые и как возможно сего достичь с помощью фактов и принципов. Большую пользу принесли статистические таблицы, дополненные теми сведениями, какие в лучших газетах печатаются.

Пользовались мы также Тоце11, немецким сочинением весьма знаменитым, касающимся Торговли в главных государствах европейских, многочисленными фактами и мемориями, почерпнутыми из листков публичных, торговых газет и прочих сочинений периодических, но ничего безусловно на веру не принимали.

Совсем недавно со старшим из Их Высочеств продолжили мы чтение труда Смита12 о Причинах богатства наций, которое прежде прервали, а также с Его Высочеством обсуждали особливо предметы статистические.

Различные препятствия помешали возвратиться к изучению сферы, но вскоре намерены мы этим заняться, и, возможно, окончится сие более успешно, ибо теперь прошли мы уже геометрию твердых тел. История

9 Не смог я сего добиться, несмотря на все мои настояния. — Позднейшее примечание Ла-гарпа.

10 Нутка-Зунд — пролив (морской фьорд) в западной части острова Ванкувер, наиболее удобная гавань на всем тихоокеанском побережье Канады. Борьба за него между Великобританией и Испанией переросла в Нуткинский кризис (1789—1790), чреватый большой войной, но нашедший затем дипломатическое разрешение.

11Эобальд Тоце (Eobald Toze, 1715—1789) — немецкий историк и статистик, профессор университета в г. Бютцов, известный своим курсом «Введение во всеобщее и в особенности европейское государствоведение» (1779-1785).

12 Адам Смит (Adam Smith, 1723-1790) — шотландский ученый-экономист, один из основоположников политической экономии и экономической теории.

В соответствии с планом, обозначенным в предшествующем рапорте, продолжили мы чтение Гиббона13 вплоть до царствования Ираклия14, и с сожалением принуждены были его оставить вплоть до того времени, когда получим оного полное издание, однако старший из Их Высочеств мог по крайней мере прочесть по-английски несколько отрывков, касающихся Магомета, крестовых походов и переворота, совершенного в Риме в 14 веке Риенцо15, который ненадолго республику восстановил. Кроме того, были продиктованы Их Императорским Высочествам отдельные заметки касательно «Истории Объединенных провинций», истории Германии, Англии и Франции, а также сменявших одна другую династий азиатских. Наконец, в настоящее время готовится для Их Высочеств записка о переворотах, сотрясавших Азию от установления магометанства до воцарения турок в Европе, — переворотах, о которых надобно составить представление справедливое, как для того, чтобы не затрудниться при упоминаниях их в трудах по всеобщей истории, так и потому, что нынче не подобает персоне государственной оставаться в неведении насчет судьбы народов, проживающих вне Европы.

В частности, со старшим из Их Высочеств прочтена была немалая часть сочинения Монтескье16 о Причинах величия и падения римлян, несколько глав из Истории немцев, сочинения Шмидта17, из коего пришлось экстракты составить, и три первых тома Замечаний Мабли18 на Историю Франции — труда, содержащего суждения столь же справедливые, сколь и глубокие об истории Средних веков. Наконец, дабы доставить Его Высочеству чтение равно поучительное и занимательное в часы досуга, предложили ему Картину современной истории шевалье де Меэгана19, которая, сколько судить можно, у него интерес вызвала.

13 Эдуард Гиббон (Edward Gibbon, 1737—1794) — английский историк, автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (в 6 т., 1776—1788), охватывающей почти полторы тысячи лет (до падения «нового Рима», Константинополя, в 1453 г.), которая замечательна своим литературным стилем, а также стремлением автора к рациональному объяснению исторических событий.

14 Ираклий (575—641) — с 610 г. византийский император, основатель династии.

15 Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo, 1313—1354) — итальянский политический деятель, выходец из низших слоев римского населения, который в 1347 г. возглавил восстание «попо-ланов», захватившее Капитолий и объявившее Рим республикой, в результате чего Римский папа был лишен светской власти. После подавления восстания в конце того же года Риенцо в 1354 г. предпринял повторную попытку захватить власть в Риме, но вскоре был убит.

16 Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье (Charles Louis de Seconda, baron de Montesquieu, 1689-1755) — французский правовед и философ-просветитель, историк; автор историко-философского трактата «Размышления о причинах величия римлян и их упадка» (1734), который вдохновил последующие труды Э. Гиббона, а также получившего всемирную известность сочинения «О духе законов» (1748).

17 Михаэль Игнац Шмидт (Michael Ignaz Schmidt, 1736-1794) — немецкий историк, составил монументальную «Историю немцев» (выходила с 1778 г., не закончена), которая стала одним из ярких памятников католического Просвещения в Германии.

18 Аббат Габриэль Бонно де Мабли (Gabriel Bonnot de Mably, 1709-1785) — французский просветитель и социальный философ.

19 Гийом-Александр де Меэган (Guillaume-Alexandre de Méhégan, 1711-1766) — французский литератор, автор сочинений по новой истории и истории религий.

Продолжать будем чтение Кондильяка вплоть до нынешних времен, прибегая к историческим трудам более подробным всякий раз, когда потребуют того обстоятельства и если время останется. Поскольку невозможно в самые мелкие подробности входить, придется ограничиться исчислением событий, имевших последствия долгосрочные, составить короткие заметки, в которых описать их должным образом, дабы мог Его Высочество без труда их отличать, и указать на источники, с тем чтобы после далее двинуться.

Обратившись к истории начиная с 17 века, первостепенно важно тщательно изучить Историю публичного права в Европе, сочинение Мабли, которое содержит перечисление, историю и развитие основных трактатов, заключенных вплоть до 1763 года.

Сие исполнить можно с Его Высочеством великим князем Александром в течение 1792 года, и лишь когда приобретет он достаточные сведения о фактах, попытаемся взяться за чтение Духа законов.

Забыл я сказать, что глава из сочинения Гиббона, в которой толкует он о принципах римской юриспруденции и о компиляции, осуществленной в царствование Юстиниана20, дала случай познакомить Его Высочество с подробным оглавлением превосходного сочинения Дом&21 о законах гражданских, — в ожидании той поры, когда возможно будет его и с самим этим сочинением познакомить.

Наконец, надобно будет с младшим из великих князей все то повторить, что он забыл, и упущенные предметы изучить в соответствии с планом, начертанным в предыдущем рапорте, и с тем, что только что было сказано.

Математика

Арифметика. Предложено было Их Высочествам исполнять арифметические операции самые сложные, такие, как извлечения всех возможных корней квадратных и кубических, и нет такой арифметической формулы, какая бы их в тупик поставила. Особливое внимание на то было обращено, чтобы могли великие князья все самые сложные подсчеты совершать без боязни; а чтобы не было им нужды зады повторять, не слишком далеко мы в алгебре продвинулись, к которой лишь недавно приступили.

Хотя младший из великих князей не всегда может в точности все проделываемые операции объяснить, однако ж исполняет он их с удивительной быстротой, и смею заверить Ваше Сиятельство, что, если добиться от него большей внимательности (на что он и по летам, и по способностям вполне способен), возможно будет его отучить от привычки думать, говорить и действовать скачками, — привычки, которая всегда ему вредить будет.

20 Юстиниан Великий (483—565) — с 527 г. византийский император, стремившийся к полной реставрации Римской империи и, в частности, осуществивший переработку римского права в новый свод законов — Кодекс Юстиниана.

21 Жан Дома (Jean Domat, 1625-1696) — французский юрист, автор труда «Гражданские законы в их естественном порядке» (в 5 т., 1689-1695), где разработал детальную классификацию французского гражданского права, использовавшуюся затем в начале XIX в. при создании Гражданского кодекса.

Геометрия. Повторили мы весь курс, который через два-три урока закончим, а затем возьмемся за тригонометрию плоскую и сферическую. Тем временем Их Высочества справились с некоторыми из тех смешанных задач, для решения которых знать необходимо уравнения первой степени.

Лишь в самое недавнее время взялись мы с Его Императорским Высочеством великим князем Александром за конические секции, и если не встретятся новые препятствия, как, например, недостаток времени, общий курс возможно будет закончить в течение лета 1792 года22.

Именно в это время надобно будет пригласить инженера, который бы преподал Их Императорским Высочествам искусство земляных работ и принципы фортификации. Его Высочество великий князь Александр иметь будет в сих двух областях все элементарные познания необходимые, младшего же великого князя, хотя познания его в геометрии и страдают неполнотой, можно будет тем не менее допустить к операциям в области геометрии практической; однако для того, чтобы пробудить в нем дух соревновательный, полезно будет, пожалуй, отложить для него уроки фортификации еще на один год.

Философия

В науке философической до сего дня ограничивались мы отдельными размышлениями и отступлениями, какие рождались по ходу чтения различных сочинений, необходимыми толкованиями, спором с суждениями чересчур поспешными и нуждающимися в уточнениях, и проч. По правде говоря, истинная философия именно в том и заключается, но небесполезно притом обратиться и к принципам, лежащим в основе этих размышлений, дать философии определение и сделать ее главным предметом занятий. Для Его Императорского Высочества великого князя Александра сия пора уже пришла. Лишь только покончим мы с последним курсом всеобщей грамматики, перейдем с ним к логике и метафизике, которые сводятся к небольшому числу принципов несомнительных и полезных истин, после чего займемся изложением принципов естественного права в соответствии с кратким изложением, которое по сему случаю изготовляется. Если времени достанет, последует затем краткий курс права, а завершится все это чтением хорошей истории философии и обзором наиболее известных кодексов законов, как это было описано более подробно в предыдущем рапорте23.

Сомнительно, чтобы Его Высочество великий князь Константин смог во всем за братом последовать, но если придется ему учиться одному, приисканы ему будут занятия полезные.

Не посвящаем мы здесь отдельную статью собственно литературе, ибо только когда приобретут великие князья предварительные познания уже перечисленные, можно ей будет посвятить курс поистине полезный. Чтение первых томов «Принципов» Баттё, «Искусства письма» Кондильяка и различных отрывков из

22 Ничто из этого исполнено не было ни этим летом, ни зимой 1792-1793 годов из-за приготовлений к свадьбе. — Позднейшее примечание Лагарпа.

23 Не было это исполнено, потому что мне на то времени не дали. — Позднейшее примечание Лагарпа.

Цицерона и Квинтилиана24, послужило началом; знакомство с большим числом отрывков из наилучших поэтов, ораторов, историков и моралистов доставило предметы для оценки и сравнения.

Изучение шедевров литературных в самых разных родах больше знаний приносит тем, у кого есть сердце и душа, нежели все лекции по изящной словесности, что, впрочем, не отменяет необходимости отыскивать принципы, на коих основываются правила хорошего вкуса.

Закончу я этот рапорт указанием на то, что необходимо нужно Его Императорскому Высочеству великому князю Константину в последующие годы ббльшие сделать успехи, нежели прежде. С превосходным сердцем соединяет он таланты и прозорливость, однако ж пока еще не считает себя обязанным их в ход пускать. Поскольку он сам себя причисляет к тем детям, которым еще в игрушки играть позволительно, то он и от других ждет того же; посему зачастую, возвратившись в свои покои, забывает окончить уроки недоделанные и вместо того за игрушки берется.

Видит Бог, не требую я от него ничего непосильного: напротив, именно потому, что знаю очень хорошо, на что он способен, смею уверить, что он свои силы в ход не пускает, отчего и выходит, что в свои двенадцать лет знает он гораздо меньше, чем мог бы благодаря тем заботам, какими он окружен25. Убежден я, впрочем, что все исправить можно, и потому беру на себя смелость сообщить Вашему Сиятельству те способы, какие считал бы нужным по сему случаю употребить.

1) Строго-настрого обязать Его Высочество содержать бумаги и книги учебные в порядке.

2) Учебную комнату раз и навсегда от любых игрушек освободить, и пригрозить отобрать навечно те, какие там все-таки окажутся.

3) Внушить Его Высочеству, что никто никогда и ни под каким предлогом его от исполнения того, что задано, не освободит, в особенности если задание это дано для исправления того, что прежде не было выучено, и до того, как будет оно выполнено, ни о каких отлагательствах и играх речи быть не может.

Если Его Высочество увидит, что наказывает сам себя, не выполняя заданий в назначенное время, возьмет за правило их выполнять. Как бы горяч он ни был, покорится закону необходимости, и если будет знать наверное, что ничто и никто его от обязанностей не освободит, мера эта, я в том Вашему Сиятельству ручаюсь, успехом увенчается; если же ее не применить, очень боюсь, что никогда не обретет Его Высочество ни внимательности, ни усидчивости, ни прочных познаний. Изложу свои резоны более подробно, если Ваше Сиятельство прикажет, ибо сей предмет живо меня волнует.

Остаюсь с почтением и проч.

22 декабря 1791 года.

24 Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.), Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96 ) — наиболее выдающиеся римские ораторы, труды которых служили образцами для изучения риторики.

25 См. письма, адресованные Его Сиятельству графу Салтыкову, от 6 мая, 30 июля и 16 сентября 1794 года. — Позднейшее примечание Лагарпа.

Ключевые слова: Россия, Швейцария, Просвещение, образование, воспитание, Ла-гарп, Александр I, Екатерина II.

Frédéric-César Laharpe's report on upbringing the Grand Dukes Alexander Pavlovich and Konstantin Pavlovich (1791)

Introductory article and commentary by A. Andreev. Translation from French by V. Mil'china

This publication puts into the scientific use an unknown previously report of Frederic-Cesar La Harpe, a Swiss mentor at the court of Catherine II, who described in detail an educational content relative to the grand dukes Alexander and Konstantin in the year 1791. The original of this report, addressed to the "gouverneur-en-chef" of the Catherine's grandchildren, count Nicolas Saltykov, was written in French and is published here translated into Russian with some commentaries to the historical names in this text. This report has a direct link to the series of the similar documents, which were already known by historians and dedicated to the education of the elder grandsons of Catherine II; thus this publication fills a lacuna in the existing row of revealed sources on this problem. The text of the report can make us follow the characteristic features of the education process held under the La Harpe's guidance. It draws attention the main pedagogical system of La Harpe, his principles of teaching, as well as his observations on the characters of the grand dukes, their abilities and competencies. It shows the central role played by La Harpe in the whole education of the grand dukes Alexander and Constantin, besides that, the significance of this even report for 1791 lies in the fact, that it was the last year when La Harpe had a possibility to teach according to his own plan and yet not prevented by the disadvantages, appearing from 1792, which arose due to the preparation to the marriage of the grand duke Alexander and the beginning of realization of Catherine's idea to proclaim Alexander as a future successor of the Russian throne.

St. Tikhon's University Review.

Series II: History. Russian Church History.

2017. Vol. 77. P. 141-152

Andreev Andrei Yurievich, Doctor of Science in History, Head of the department of the Church History of SS Cyril and Methodius Theological Institute of Post-graduate studies, Professor of the department of the Russian History of St. Tikhon's Orthodox University, Professor of the department of the Russian History in the XIX th century and the beginning of the XX th century of the Historical Faculty at Moscow State Lomonosov University. Lomonosov Avenue 21, building 4, Moscow 119192, Russian Federation.

history@doctorantura.ru

Keywords: Russia, Switzerland, Enlightenment, teaching, education, La Harpe, Alexander I, Catherine II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.