INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
© N.Asqarova1H_
1Toshkent tibbiyot akademiyasi, Toshkent, O'zbekiston
Annotatsiya
KIRISH: maqolada ota-onalarning psixopatik xususiyatlarining bolalar ruhiy holatiga ta'siri tahlil qilinadi.
MAQSAD: ushbu tadqiqotning maqsadi - ota-onalarning psixopatik xususiyatlari (emotsional beqarorlik, impulsivlik, empatiya etishmasligi kabi) bolalar ruhiy holatiga qanday ta'sir qilishini o'rganish va ota-onalarning ruhiy xususiyatlarining bolalarning emotsional va ijtimoiy rivojlanishiga bo'lgan salbiy ta'sirini baholashdir.
MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda ota-onalarning psixopatik xususiyatlarini baholash uchun psixologik testlar va diagnostik vositalar qo'llanildi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar shuni ko'rsatdiki, psixopatik xususiyatlarga ega ota-onalar bolalarda ruhiy noqulaylik, emotsional beqarorlik, o'ziga past baho va ishonchsizlik kabi holatlarning paydo bo'lishiga sabab bo'lishi mumkin.
XULOSA: tadqiqot natijalari ota-onalarning psixopatik xususiyatlari bolalar ruhiy holatiga salbiy ta'sir ko'rsatishini tasdiqlaydi.
Kalit so'zlar: psixopatik xususiyatlar, ota-ona ta'siri, bolalar ruhiy holati, emotsional beqarorlik, empatiya etishmasligi, ruhiy rivojlanish, xavfsizlik hissi.
ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ПСИХОПАТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ_
© Н.Аскарова1И
1 Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Узбекистан_
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: в статье анализируется влияние психопатических черт родителей на психическое состояние детей.
ЦЕЛЬ: цель данного исследования — изучить, как психопатические черты родителей (такие как эмоциональная нестабильность, импульсивность, отсутствие эмпатии) влияют на психическое состояние детей и оценить негативное
Iqtibos uchun: Asqarova N. Ota-onalarning psixopatik xususiyatlarining bolalar ruhiy holatiga ta'sirini o'rganish // Inter education & global study. 2024. №8(1). B.450-459.
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
воздействие психических особенностей родителей на эмоциональное и социальное развитие детей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании использовались психологические тесты и диагностические инструменты для оценки психопатических черт родителей.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показали, что родители с психопатическими чертами могут способствовать возникновению у детей психического дискомфорта, эмоциональной нестабильности, низкой самооценки и неуверенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: результаты исследования подтверждают, что психопатические черты родителей оказывают негативное влияние на психическое состояние детей.
Ключевые слова: психопатические черты, влияние родителей, психическое состояние детей, эмоциональная нестабильность, отсутствие эмпатии, психическое развитие, чувство безопасности.
STUDY OF THE INFLUENCE OF PARENTS' PSYCHOPATHIC TRAITS ON MENTAL DISORDERS IN CHILDREN_
© Nargiza Asqarova1®
1 Tashkent Medical Academy, Tashkent, Uzbekistan_
INTRODUCTION: the article analyzes the impact of parents' psychopathic traits on children's mental well-being.
AIM: the aim of this study is to examine how parents' psychopathic traits (such as emotional instability, impulsivity, and lack of empathy) affect children's mental well-being and to assess the negative impact of parental psychological traits on children's emotional and social development.
MATERIALS AND METHODS: the study utilized psychological tests and diagnostic tools to assess parents' psychopathic traits.
DISCUSSION AND RESULTS: the results indicated that parents with psychopathic traits may contribute to the emergence of psychological discomfort, emotional instability, low self-esteem, and insecurity in children.
CONCLUSION: the study results confirm that parents' psychopathic traits have a negative impact on children's mental well-being.
Keywords: psychopathic traits, parental influence, children's mental well-being, emotional instability, lack of empathy, psychological development, sense of security.
Для цитирования: Н.Аскарова. Изучения влияние психопатических качеств родителей на психические расстройства у детей // Inter education & global study. 2024. №8(1). С. 450-459.
Annotation
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
For citation: Nargiza Asqarova. (2024) Study of the influence of parents' psychopathic traits on mental disorders in children, Inter education & global study, (8(1)), pp. 450-459. (In Russian).
Психопатию с психоаналитической и нейробиологической точек зрения, а также попытаться как бы соединить «психологию» психопатов с их «физиологией». Психопатию понимают по-разному. В отечественной психиатрии под психопатии ранее понималось то, что сегодня в медицинской модели называется «расстройство личности». То есть «Клиника психопатий» Ганнушкина описывает ранние концепции того, что сегодня называется расстройством личности. Вообще сам конструкт «расстройство личности» имеет массу недостатков с терапевтической точки зрения. Дело в том, что люди с расстройством личности могут реально хорошо существовать в определенной среде, в то время как люди без личностного расстройства могут крайне плохо реагировать на внезапные изменения во внешней среде.
В психоаналитической парадигме присутствует спектр функционирования -от низшего к высшему: психотический, пограничный и невротический. Эмпирически психопаты довольно плотно загружают психотический и пограничный уровни, хотя существует большой вопрос: может ли психопат быть на невротическом уровне? Это вопрос условных категорий. В некотором смысле, можно говорить, что высоко функциональные психопаты, достигающие высот в бизнесе, экономике и политике, могут характеризоваться как невротические психопаты. Здесь же надо говорить о психопатии в узком смысле слова, то есть как о структуре личности, характере, психотипе, если угодно, не касаясь уровня функционирования.
Анализ литературы.
«Психопатия - это расстройство развития, характеризующееся эмоциональным дефицитом и повышенным риском антисоциального поведения». Психопатию в некотором смысле принято относить к антисоциальному (DSM-5) или диссоциальному (МКБ-10) расстройству личности (и я согласен с теми авторами, которые данный подход оценивают как сильно ограниченный). Вот критерии диссоциального расстройства личности в МКБ-10. Личностное расстройство, обычно обращающее на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами, характеризующееся следующим:
а) бессердечное равнодушие к чувствам других;
б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
в) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
г) крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом».
Помимо довольно абстрактных формулировок типа «бессердечное равнодушие» или «неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении», данные критерии очень размыты не формируют более-менее полноценной картины. Здесь антисоциальная динамика характеризуется преимущественно социальными последствиями поведения. Иными словами, если вы договорились, что женщин бить нельзя, то нарушение этой социальной нормы дает крен в сторону антисоциального поведения. То есть измени законы и общепризнанные нормы для конкретного общества, и человек уже не является антисоциальным. Характерно, что антисоциальным может быть человек, не имеющий в своей основе антисоциальных влечений, а человек антисоциальный в основе своей может до поры до времени вести весьма социальный образ жизни.
Мак-Вильямс описывает психодинамическую модель психопатической личности. В ядре психопатической личности лежит весьма сильная тяга к всемогуществу, доминированию, превосходству. Иными словами, психопат жаждет абсолютной власти. Власть невозможна без объекта подчинения. Психопатия не тождественна антисоциальному расстройству личности или расстройству поведения. При нейробиологическом исследовании люди с клинической психопатией показывают общую динамику на уровне функциональных систем мозга. А вот люди, которым поставили диагноз антисоциальное/диссоциальное расстройство личности, часто показывают совершенно разную картину. С нашей точки зрения, психопатия - это более широкое понятие, которое потенциально включает в себя антисоциальное расстройство личности, на что указывает и Р. Блэр, когда утверждает, что психопатия входит в риск антисоциального поведения, но не обязательно к нему ведет. Мы бы сказали, что антисоциальное расстройство личности отражает характеристики низкофункциональных психопатов, которые вот вообще никак не могут играть по установленным социумом правилам. Нередко такие же люди имеют проблемы и в рамках «уголовной среды»: если он яростно отрицает «правила» на гражданке, там он также будет склонен отрицать «понятия общака».
Нередко можно встретить мнение, что психопатия характеризуется повышенной агрессивностью. В тех же критериях МКБ-10 есть пункт: «крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие». Психопаты могут быть крайне холодными, а могут быть чудовищно аффективными, гневными, яростными, но также могут быть ловкими манипуляторами, мошенниками, использующими других или подминающими других под себя. Серийные убийцы, к примеру, нередко показывают внутреннюю динамику
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 8(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
людей параноидных, одержимых, нередко «скрывающих». При этом важно отметить, что низкая терпимость к фрустрации и мгновенная вспышка ярости от этого характерна довольно многим формам личностных расстройств: нарциссическому, пограничному, гистрионическому, а также при гипоманиакальных состояниях, когда «нам море по колено».
Психопатия основывается на эмоциональном факторе и его дисрегуляции. Исполнительные функции и ментализация при психопатии, как правило, не нарушены. Ментализация - это способность представлять себе эмоциональные состояния других людей и связанные с ними мотивы. У детей ментализация плохо развита: ребенок плохо понимает, что уставший родитель, только что пришедший домой с работы, уставший и не может играться сию минуту. Ментализация не связана с эмпатией: если ментализация - это представление и прогнозирование эмоций и состояний других (и себя, кстати, тоже), то эмпатия - это способность эмоционально «заражаться» эмоциями другого человека, испытывать то, что испытывает он: если ему грустно - мы чувствуем грусть, если ему тревожно -тревогу. Психопаты способны довольно хорошо «читать» других людей, но при этом не испытывают эмоциональный отклик на эти состояния. То есть он хорошо «понимает», что вам грустно, но не чувствует то же самое.
Психологически для психопатии характерно:
• мижение вегетативных реакций на боль и страдания других. Это значит, что вегетативная нервная система у психопата при виде страданий другого человека никак не активируется или активируется крайне слабо. То есть если вы, например, видите сжавшегося от холода ребеночка, который тихонько плачет, потому что потерял маму, у вас, скорее всего, что-то да ёкнет. У психопата - нет.
• мижение распознавания эмоций. Тут дело обстоит крайне избирательно. Поскольку ментализация у психопатов не нарушена, они могут довольно хорошо считывать большинство эмоций. Однако на многие из них не возникает комплиментарной реакции типа сопереживания (эмпатия).
• мижение аверсивного обуславливания и низкий вегетативный отклик на шок. Проще говоря, если психопат причинил вам боль, и вы при этом реально страдаете, то это ничему его не научит. А вот одним из системообразующих факторов, определяющих психопатию, является патологическое отсутствие страха, печали и радости. То есть психопат вас не боится. Даже если у вас есть «ствол» и вы направили этот «ствол» ему в лицо. Если ему при этом удастся вас обезвредить, то чувство всепоглощающего, фонтанирующего триумфа и щенячьей радости не будет. Не способен. Стимулы, которые мы получаем от вознаграждения, психопатами плохо обрабатываются. Именно поэтому психопата крайне сложно «научить» получать удовольствие от помощи другому или заботы о близком человеке. И так, к основным признакам психопатических расстройств относятся:
- жестокость, физическая и психологическая агрессивность;
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
- склонность к насилию;
- безрассудность и безответственность;
- равнодушие;
- отсутствие контроля над своими эмоциями;
- повышенная импульсивность;
- эгоистичность, нарциссизм;
- лицемерие, лживость;
- нарушение законов и прав других людей;
- жестокое обращение с животными;
- патологическая ложь для своей выгоды;
- рискованность в поступках и действиях;
- бессердечность, безэмоциональность;
- конфликтность;
- беспорядочные половые связи;
- склонность к манипулированию;
- отсутствие совести и раскаяния за совершенные поступки;
- трудности в выстраивании социальных отношений.
Наиболее распространенными и скрытыми признаками психопатов являются:
- харизматичность, умение произвести хорошее первое впечатление;
- внешняя привлекательность;
- умение поддержать любую беседу и найти собеседника;
- повышенная энергичность, стремление к постоянному движению и ярким впечатлениям;
- нетерпимость к рутине, склонность к смене действий и обстановки;
- завышенная самооценка, грандиозное чувство собственного достоинства (склонны жить по своим собственным правилам и считать, что законы не имеют к ним никакого отношения);
- желание разбогатеть или прославиться, не прилагая усилий;
- частная смена партнеров или несколько браков.
Следует отметить, что психопатические расстройства имеет половые различия. Психопатические расстройства у мужчин чаще всего проявляются в виде асоциального поведения, агрессивности, склонности к насилию, манипулятивных действий, нарушения законов, криминальной деятельности.
Психопатические расстройства у женщин встречаются несколько реже. Как правило, они проявляются в виде неустойчивого эмоционального фона, резких смен настроения, импульсивных поступков, злоупотребления алкогольными напитками и психоактивными веществами.
Обследования психопатов на МРТ и МРТ показывают, что у людей данной категории присутствует снижение объема миндалины и орбитофронтальной коры, а также крючкообразного пучка (соединяет миндалину с ОФК). В моральных
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
суждениях и оценках у психопатов происходит активация в миндалине, а вот в орбитофронтальной коре отклик либо вообще отсутствует, либо крайне слабый. Суть в том, что моральные суждения у не-психопатов (или условно здоровых людей) обрабатываются в ОФК уже затем поступают в миндалину.
О чём это говорит с психодинамической точки зрения? А это говорит о том, что психоаналитики назвали как «дефицитарное Супер-эго». Иными словами, психопат действует преимущественно на уровне стремлений Ид, а стремления «Супер-эго» в этом процессе практически не принимают участия. Эго как посреднику и регулятору попросту не на что опереться в регуляции поведения и взаимодействия с другими. А что такое «Супер-эго»? А это, говоря языком теории объектных отношений, - инкорпорация родительских объектов. Ребенок, взаимодействуя с мамой и папой, вбирает в себя их систему ценностей, их мораль и правила, которые ограничивают его импульсивное поведение и приводят к социально приемлемому. «Супер-эго» - это родительские «нельзя» и «должен».
По данным нейробиологов, несмотря на уменьшение серого вещества в некоторых областях мозга психопатов, их функциональный аспект не утрачивается. Да, есть дефицит мозгового вещества, но при этом не происходит «выпадение» функций мозга, как это происходит, например, при инсульте или аутизме. Вообще крайне соблазнительной кажется попытка объяснить психопатию врожденными, генетическими и нейропатологическими факторами. Функциональное значение миндалины в поведении млекопитающих (в том числе и человека) - очень широкое и не поддается «локализаторству». Исключение мотивационной составляющей приводит к непонятно каким результатам. Ведь действительно велик соблазн объяснить психопатию дисфункцией миндалины. Но возникает вопрос: человек психопат потому, что нарушена работа миндалины, или работа миндалины нарушена потому, что человек психопат? Еще П.В. Симонов в 1987 году отмечал: «...разрушение миндалины усиливает то поведение, которое связано с доминирующей потребностью».
Было бы упрощением представлять себе, что в миндалине локализованы «центры социального поведение». Как мы видели на примере феномена эмоционального резонанса, миндалина связана с организацией взаимодействия, сосуществования различных мотиваций. Вот почему последствия амигдаэктомии зависят от индивидуальных особенностей данного животного: двустороннее разрушение миндалины подавляет агрессивное поведение доминирующих хомяков и подчиненное поведение у низкоранговых животных». Надо обратить внимание, что если внимательно изучить историю жизни психопатов, то в раннем детстве такие дети в семейной системе находились на низкоранговых ступенях, как описанные выше хомяки. То есть под гнетом насилия эти дети оказывались как бы забиты «под плинтус». И вот мы видим снижение объема миндалины, схожей (но не тождественной) ее разрушению (как у хомяков), что в итоге ведет к «выпадению» подчиняющегося поведения.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 8(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Р. Блэр делает интересное наблюдение. При недоступности понимания печали и грусти, психопаты воспринимают заботу как «плохое» действие, поскольку представление о заботе ассоциируется у них с дистрессом жертв этих действий. Это комплиментарно наблюдениям Мак-Вильямс о том, что история жизни и взросления психопатов часто сопряжена с наличием слабой, мазохистичной или депрессивной матерью и садистичным, жестоким, властным отцом. История жизни многих людей, который описывают как психопатичных, пропитана нестабильностью, неопределенностью, жестокостью и насилием. Вспомним, что ранее я указывал, что по данным Р. Блэра психопаты плохо реагируют на шок и наказание. Ничего удивительного в том, что ребенок, находящийся под постоянным прессингом, моральным и физическим насилием, в определенный момент попросту диссоциирует системы, отвечающие за страх и избегание опасности. Он попросту перестает их воспринимать, поскольку физически не может выйти из ситуации, не может убежать и скрыться от жестокости.
Отсюда, кстати, и данные нейробиологического исследования Р. Блэра, говорящие о том, что при инструментальном научении миндалина передает информацию в вентромедиальную префронтальную кору, принимающую участие в регуляции поведения. Однако объем белого вещества между миндалиной и упомянутой корой снижен. Можно сказать, что здесь мы имеем дело с результатами адаптации: хорошая, интенсивная, качественная связь между миндалиной и ВПК в среде тотального террора попросту не нужна и, вероятно, опасная для психической целостности. Ребенок привык с детства к суровым наказаниям.
Нельзя говорить, что психопаты вообще не формируют привязанности. Формируют. Ненависть - это тоже одна из форм привязанности. Если говорить на языке объектных отношений, то ведущей диадой у психопатов является «Всемогущий Я» и «Слабый Другой». Власть психопату нужна для того, чтобы не быть жертвой. Быть всемогущим, быть сильным, быть агрессором - значит не быть жертвой, значит не быть уничтоженным. Мак-Вильямс утверждает, что главный бессознательный страх психопата - смерть. Схожую динамику концептуализировал и Фрейд, когда говорил об идентификации с агрессором. И крайне важно, что психопаты нередко склонны к употреблению психоактивных веществ, нередко довольно тяжелых.
Исследования Панксеппа довольно четко дали понять, что стимуляция себя опиоидами/алкоголем дает тот же эффект, который ребенок получает, когда оказывается на руках у матери. То есть психопат не может устанавливать теплую, «материнскую», связь с Другим и таже не способен проявлять о другом заботу: такой модели в его психике попросту нет, она отсутствует на инструментальном уровне. Это, откровенно говоря, результат чудовищного нарушения в системе забота-паника. Ребенку очень сложно привязываться к фигуре, состоящей сплошь
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
из деструктивных, ужасающих, плохих объектов. Ему остается только интернализировать-встроить, усвоить эти объекты. Поскольку ребенок постарается удержать привязанность любой ценой, он впитает все правила и условия для сохранения связи с родителем, то есть начнется формирование «Супер-эго», внутреннего инквизитора, цензора, наблюдателя, призванного адаптировать ребенка к отношению с родителем, чтобы эти отношения были максимально хорошими.
Негативным фактором в семейном воспитании, ведущим к невротизации личности и повышенному риску возникновения психопатии, является эмоциональное отвержение и неприятие ребенка. Проявляется оно в отсутствии материнской заботы, внимания, ласки и нежности (материнская депривация), раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми угрозами, физическим наказаниями, в критике ребенка, в сравнении его с другими детьми. Родитель может в открытой форме продемонстрировать отвержение («Я тебя больше не люблю», «Ты мне такой не нужен», «Почему у твоего друга все пятерки, а у тебя только одна? У нас в семье еще не было таких учеников»). Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителями, что он «не такой», не «тот». В качестве наказания родители могут избегать физического и эмоционального контакта с ребенком, подчеркнуто с ним не разговаривать, уходить из помещения, в котором он находится. Эмоциональное отвержение и безразличие приводят к общему нарушению психического развития ребенка, его личностной незрелости, чувству внутренней пустоты, потере чувства безопасности, ослаблению его духа. Испытывая отвержение со стороны родителей, маленький человек это глубоко переживает, испытывая ряд негативных эмоций и чувств.
В психологии бесспорным является факт о связи эмоциональной жизни и психологического развития ребенка в целом, о влиянии различных чувств на психофизиологическое состояние. Еще в начале XX многие педагоги и психологи говорили о том, что страдание, горе, подавленность, угнетенность наносят вред телесным и душевным силам ребенка. На сегодняшней день одно из причины психопатических расстройств у детей является стили воспитания родителей, особенно отношение матери. Если у родителей есть психопатические черты характера или психопатия это утяжеляет положения ребёнка в семье. Тяжелая психотравма, алкоголизм и наркомания в семье, насилие или жестокое обращение в детстве увеличивают риск развития психопатии. По сути, даже самый высокофункциональный психопат- это ребенок, прошедший через гарнило насилия и презрения. Такая среда не позволяет психическим функциям полноценно развиваться. В итоге на довольно примитивные системы наслаивается взрослый опыт. Мир психопата состоит из всего двух объектов: хороший объект (всемогущий) и плохой объект (слабый). Психопату необходимо наличие во внешней среде плохого объекта и взаимодействие с ним для поддержания в себе хорошего
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 8(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
объекта. Таким образом, последствия психопатических расстройств оказывают влияние на различные сферы жизни человека. если расстройство поведения будет выявлено у человека в раннем детстве, то своевременная психокоррекция может помочь предотвратить развитие серьезного расстройства личности в зрелом возрасте.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Аскарова, Н. А. (2024). ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ У ДЕТЕЙ. Academic research in educational sciences, (1), 208-213.
2. Аскарова, Н. А., & Рахимжонова, М. К. (2021). ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. POLISH SCIENCE JOURNAL, 53.
3. Аскарова, Н. А., & Хикматов, М. Н. (2016). ОИЛАВИЙ МУНОСАБАТЛАР УСМИРЛАРДА ХУЛК.ИЙ БУЗИЛИШЛАРНИ КЕЛТИРИБ ЧИК.АРУВЧИ ОМИЛ СИФАТИДА. In Сборники конференций НИЦ Социосфера (No. 7, pp. 57-58). Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro.
4. Мак-Вильямс Н. "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе". - М.: Независимая фирма "Класс", 2015. -592с.
5. Мак-Вильямс Н. "Формулирование психоаналитического случая". - М.: Независимая фирма "Класс", 2015. - 328с.
6. Симонов П.В. "Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии". - М.: ЛЕНАНД, 2021. - 272.
7. R. James, R. Blair. "Neurobiological basis of psychopathy" BRITI SH JOURNA L O F P SYCHIATRY BRI TI SH JOURN A L O F P SYCHI AT RY (2003).
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
и Nargiza Asqarova, PhD [Наргиза Аскарова, PhD], [Nargiza Asqarova, associate professor,PhD]; manzil: O'zbekiston, Shahar: Toshkent, O'zbekiston, Forobiy ko'chasi, 2-uy [Адрес: Узбекистан, Город: Город: Ташкент, Узбекистан ул. Фараби 2], [Address: Uzbekistan, City: Tashkent, Uzbekistan Farabi street 2];