Научная статья на тему 'ОТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫМИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ БОЕВЫХ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И СРЕДСТВ ВЗРЫВАНИЯ'

ОТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫМИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ БОЕВЫХ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И СРЕДСТВ ВЗРЫВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ ТРУБКА / ДЕТОНИРУЮЩИЙ ШНУР / ЭЛЕКТРОВЗРЫВНАЯ СЕТЬ / ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ В ГРУНТАХ / PRACTICAL TRAINING / EXPLOSIVES / MEANS BLASTINGS / EDUCATIONAL ACTIVITY / MEASURES SECURITIES / INCENDIARY TUBE / DETONATING CORD / ELECTROEXPLOSIVE CHAIN / IMPLODING WORKS IN THE GROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых Игорь Александрович, Саркисян Георгий Тевосович, Макаров Александр Владимирович

В статье раскрываются способы достижения обучаемыми военно-профессиональной компетентности на практических занятиях с применением боевых взрывчатых веществ и средств взрывания. Рассматриваются способы подрывания зарядов в талых, мерзлых и скальных грунтах. Предложена информационная блочно-структурная схема (ИБСС) для расчета массы зарядов ВВ. Сделаны выводы и даны рекомендации по результатам взрывных работ на реке Бурея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малых Игорь Александрович, Саркисян Георгий Тевосович, Макаров Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE KNOWLEDGE AND SKILLS FOR PROFESSIONAL WORK WAYS OF REACHING STUDENTS AND MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE IN PRACTICAL CLASSES WITH THE USE OF MILITARY EXPLOSIVES AND BLASTING AGENTS

Article disclose ways progress students of military-professional competence on practical classes with the use of military explosives and explosives. Methods of detonation of charges in thawed, frozen and rock are considered information block-structural schemes (IBSS) are offered in soils to calculate the mass of charges. The conclusions and recommendations on the results of blasting on the Bureya river.

Текст научной работы на тему «ОТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫМИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ БОЕВЫХ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И СРЕДСТВ ВЗРЫВАНИЯ»

И.А. МАЛЫХ, Г.Т. САРКИСЯН, A.B. МАКАРОВ

I.A. AAALYKH, G.T. SARKISIAN, A.V. MAKAROV

ОТ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FROM THE KNOWLEDGE AND SKILLS FOR PROFESSIONAL WORK

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫМИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ БОЕВЫХ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И СРЕДСТВ ВЗРЫВАНИЯ

WAYS OF REACHING STUDENTS AND MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE IN PRACTICAL CLASSES WITH THE USE OF MILITARY EXPLOSIVES

AND BLASTING AGENTS

Сведения об авторах: Малых Игорь Александрович - начальник кафедры военно-специальных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И. Про-шлякова, полковник, доцент (г. Тюмень);

Саркисян Георгий Тевосович - профессор кафедры военно-специальных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, полковник в отставке, кандидат технических наук (г. Тюмень);

Макаров Александр Владимирович - профессор кафедры военно-специальных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, полковник в отставке, кандидат военных наук (г. Тюмень).

Аннотация. В статье раскрываются способы достижения обучаемыми военно-профессиональной компетентности на практических занятиях с применением боевых взрывчатых веществ и средств взрывания. Рассматриваются способы подрывания зарядов в талых, мерзлых и скальных грунтах. Предложена информационная блочно-структурная схема (ИБСС) для расчета массы зарядов ВВ. Сделаны выводы и даны рекомендации по результатам взрывных работ на реке Бурея.

Ключевые слова: практические занятия, взрывчатые вещества, средства взрывания, образовательная деятельность, меры безопасности, зажигательная трубка, детонирующий шнур, электровзрывная сеть, взрывные работы в грунтах.

Information about the authors: Igor Malykh - Head of the Department military special disciplines of the Tyemen Higher Military Engineering Command School named after Marshal of engineer troops AI. Proshlyakov, Colonel, Associate Professor (Tyemen);

George Sarkisian - Professor of military special disciplines of the Tyemen Higher Military Engineering Command School, retired Colonel, Cand. Sc. (Tech.) (Tyemen);

Alexander Makarov - Professor of military special disciplines of the Tyemen Higher Military Engineering Command School named after Marshal of engineer troops AI. Proshlyakov, retired Colonel, Cand. Sc. (Mill.) (Tyemen).

Summary. Article disclose ways progress students of militaryprofessional competence on practical classes with the use of military explosives and explosives.

Methods of detonation of charges in thawed, frozen and rock are considered information

i

л

* ♦ V * №

tl

block-structural schemes (IBSS) are offered in soils to calculate the mass of charges. The conclusions and recommendations on the results of blasting on the Bureya river.

Keywords: Practical training, Explosives, means blastings, educational activity, measures securities, incendiary tube, detonating cord, electroexplosive chain, imploding works in the ground.

Военный инженер - профессия,

которая требует многогранной и целенаправленной подготовки. Под профессиональной компетентностью выпускников училища мы понимаем их готовность выполнять практические задачи инженерного обеспечения боя, в том числе, с применением боевых взрывчатых веществ и средств взрывания.

В приобретении курсантами необходимых профессиональных качеств по дисциплине «Взрывное дело» важное место занимают практические занятия. Характерной особенностью этих занятий является то, что они проводятся в два этапа:

- на первом этапе- формируются первоначальные умения и навыки в производстве взрыва зарядов огневым и электрическим способами;

- на втором этапе - приобретаются навыки и умения выполнения конкретных инженерных задач. Морально-психологический аспект проведения занятий с боевыми взрывчатыми веществами и средствами взрывания рассмотрен нами ранее.

Полученные курсантами в ходе теоретической подготовки знания трансформируются в умения и навыки, которые отрабатываются и совершенствуются на практических занятиях. Теоретическая подготовка завершается обязательным изучением мер безопасности.

Структура практического занятия включает несколько элементов.

Вводная часть практического занятия традиционно включает в себя три элемента:

а) доклад руководителю занятия;

б) объявление темы и целей занятия;

в) инструктаж обучающихся по мерам безопасности.

Главная цель основной части занятия - формирование специалиста, обладающего умениями и навыками производить взрывы зарядов огневым способом.

Следует отметить, что изготовление первой зажигательной трубки осуществляется по разделениям в четыре приема под контролем руководителя занятия. Далее курсанты с изготовленными зажигательными трубками и зарядами выстраиваются на исходном рубеже и по команде руководителя выходят на огневой рубеж, где производится крепление зарядов к зажигательным трубкам и их воспламенение. Все действия курсантов выполняются только по командам и под контролем руководителя занятия:

а) изготовление зажигательных трубок;

б) построение на исходном рубеже;

в) выполнение команды «Приготовиться» на огневом рубеже;

г) выполнение команд «Огонь» и «Отходи».

Следующим этапом занятия является практическая отработка вопроса одновременного взрывания зарядов с применением детонирующего шнура (ДШ), например, в зимних условиях. Курсанты получают умения и навыки в изготовлении сетей из ДШ, а также инициировании взрыва зарядов с применением капсюльного и бескапсюльного способов взрывания.

По аналогичной методике проводится и второе практическое занятие «Электрический способ взрывания». На этом занятии

в полевых условиях отрабатываются вопросы расчета электровзрывных сетей (ЭВС), изготовления и прокладки ЭВС по трем схемам соединения электродетонаторов (ЭД). В итоге проведенного занятия курсанты приобретают умения и навыки не только в организации выполнения задач по изготовлению и прокладке ЭВС, но и в работе с подрывными машинками, проверочными и измерительными приборами, учатся находить и устранять неисправности в ЭВС.

Вышеизложенное дает нам основание считать, что курсантами получены базовые практические знания, которые являются достаточными для изучения и практической отработки учебных вопросов по теме: «Взрывные работы в грунтах», в частности, в талых, мерзлых и скальных грунтах, прочностные характеристики которых значительно отличаются от обычных грунтов, что необходимо учитывать при расчете зарядов.

Знание методики расчета зарядов, умение применять ее на практике для выполнения различных задач являются одним из этапов в профессиональном становлении курсанта. Эти знания и умения особенно необходимы при изучении способов подрывания грунтов, которые предполагают ответы на три основных вопроса:

- что подрывается (разрушается);

- где располагается заряд;

- как рассчитывается заряд.

Считаем, что качественному

изучению способов подрывания грунтов способствует принцип наглядности, когда значительная часть информации передается методом визуализации излагаемого учебного материала.

Опыт проведенного нами педагогического эксперимента показал, что переход от текстового изложения учебного вопроса к графическому его изображению свидетельствует об относительно высокой эффективности при подготовке курсантов к практическим занятиям в классе и особенно в полевых условиях. Матрицей метода визуализации излагаемого материала является информационная блочно-структурная схема (ИБСС), где наиболее главные положения способов подрывания объединяются структурно в блоки, а функциональные связи между ними зависят от их содержания.

На кафедре военно-специальных дисциплин ТВВИКУ для каждого типа грунтов разработаны «ИБСС», прошедшие апробацию на практических занятиях с применением боевых ВВ и СВ при рыхлении мерзлых и скальных грунтов, при устройстве отдельных и групп воронок, различных видов выемок и противотанковых рвов. Мы предлагаем вариант информационной блочно-структурной схемы (см. схему), в блоках которой представлена информация применительно к сосредоточенным и удлиненным зарядам выброса, даны расчетные схемы и методика определения потребного количества ВВ при подрывании скальных грунтов.

Опытно-экспериментальная работа выявила значительные изменения, произошедшие в развитии профессионально-важных качеств курсантов, а также в совершенствовании их логико-понятийного и творческо-продуктивного мышления. Наблюдается также тенденция интеллектуально-логического и интеллектуально-эвристического вектора развития познавательного творчества курсантов в ходе обучения с применением ИБСС.

Вполне очевидно, что информация, предлагаемая нами в «ИБСС», способствует оперативному и правильному принятию решения на выполнение задач подрывания

СПОСОБЫ ПОДРЫВАНИЯ СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ

ЗАРЯДЫ ВЫ ВРОС А

СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ(Са) УДЛИНЕННЫЕ (УЗ)1

О

о

Расчетная схема

I

—о-

сГ

-о—

~~Г

о-

О

1

4 С,

1 ■

| стадия-^ Взрыв КЗ, образование зарядного устройства (ЗУ|) |] стадия-^ Закладка СЗ) в ЗУ^ Взрыв ]11 стадия-^ Закладка С3> в ЗУ^ Взрыв

Расчетная схема

г-1

Г ЁЭ

уз*

|стадия-> Взрыв УЗ] на поверхности

грунта, образован не ЗУ 1

|| етадия-> Закладка УЗг в ЗУ]-> Взрыв

О

О

Решение

[ стадия С^КМ^Л при || стадия С^КМд1тЛпри л £ 3

К - [тзбл.23] М , М* - [табл. 24] Количество з-арддоа & ряду

| стадия Лг = —, где [| стадия - —, где

<'п| ' "У

Ом = 0.7Лц/»1г + 1 (1мг = 0.7Л2^№ + 1

( стадия Л^ = ; Вг

Количество рядов

= || стадия

ап1

_»Я * ".-М__

Общий расход ВВ || стадия Сабщ1=Сг^гНр| 1|[ стадия Общий расход 8В

Сен&Щ =Соба [I

Решение

| стадия

Су! = 7Кгх2,

Г}- задаваемая величина К - [тэбл,231

|| стадия

Су2 = К при пу = 2- 3

Му- [табл.24] Общий расход ВВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суъ&цгСуг+Суг^

Схема. Вариант информационной блочно-структурной схемы способов подрывания скальных грунтов

различных видов грунта. Примером тому служит факт успешного выполнения задачи по ликвидации проблемной ситуации на реке Бурея.

Динамика и уровень профессионального становления курсантов в рамках дисциплины «Взрывное дело» определяется, прежде всего, качеством приобретаемых умений и навыков, поэтому методика проведения этих занятий должна исходить из оптимальных организационных и технических мероприятий, которые включали бы учебные вопросы различные по назначению, сложности и опасности.

Рекомендуемый способ реализации «ИБСС» позволяет на практике трансформировать и систематизировать излагаемый учебный материал в визуальную форму. Современные возможности ТСО могут значительно повысить эффективность восприятия, понимания и усвоения учебного материала в виде информационных блочно-струк-турных схем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по подрывным работам. - М.: Воениздат,

1969. 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.