SUMMARY
The article describes the stages in the development of vocational guidance and its main trends and prospects of development at the present stage. The main trend of Concept support professional self-determination of students in terms of continuity of education.
Key words: vocational guidance, professional self-determination of students, continuing education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гашимова С. С. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение» [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.sociosphera.com/publication/conference/ 2014/233/suwnost_i_soderzhanie_ponyatiya_pro fessionalnoe_samoopredelenie/.
2. Дьякова М. А. Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи в условиях трансформации современного общества: ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. - Хабаровск, 2002.
3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -М., 2005.
4. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. - 2006. - № 6. - С. 224-230.
5. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. - Челябинск, 2004. - 85 с.
6. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
7. Кутугина В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1. - С. 51-53.
8. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2015/08/Pril_7.pdf.
9. Резапкина Г. В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской на-
учно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Отв. редактор Л. Е. Курнешова. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 44-49.
10. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Психологическая наука и образование psyedu. ги. - 2014. -С. 255-263.
11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
Н. В. Горбунова
УДК 37.048.4:331.4
ОТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ И УСПЕХУ В ЖИЗНИ
начительную часть времени в современном быстро изменяющемся мире человек проводит на рабочем месте. Проблема выбора профессии одинаково важна и для тех, кто только задумывается об этом выборе, и для тех, кто решил изменить свой образ жизни, сменив профессию, в стремлении добиться успеха. Правильный выбор профессии влияет на различные сферы жизни человека, придает уверенность, обеспечивает комфорт и благополучие, определяет весь дальнейший путь человека, является залогом успеха, способствует построению собственной профессиональной карьеры. В настоящее время в России су-
20/6/2
ществует около шести тысяч профессий, поэтому выпускнику, стоящему перед выбором, отдать предпочтение той или иной профессии достаточно сложно.
Интерес ученых к проблеме профессионального выбора не случаен. В выборе будущей профессии выпускника школы принимает участие множество людей: сам учащийся, его родители, учителя, руководители образовательных организаций, психологи, преподаватели образовательных организаций высшего образования, преподаватели подготовительных курсов, репетиторы.
Педагогами и психологами подготовлено множество книг и пособий, посвященных данной проблематике, названия которых вызывают живой интерес и говорят сами за себя: «От выбора профессии к успеху в жизни», «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» (Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич); «Психология и выбор профессии: программа пред-профильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося», «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов», «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов», «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» (Г. В. Резапкина), «профориентации-онный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под редакцией Н. В. Афанасьевой, тренинг «Профориентация для старшеклассников» (М. Ф. Шевченко), «Ступени карьеры: азбука профориентации» (М. А. Бендюков, И. Л. Соломин). Представленные пособия знакомят будущих абитуриентов с возможными ошибками при выборе профессии, психологические практикумы выступают ориентирами в процессе профессионального самоопределения.
При проведении опроса на тему «Почему Вы выбрали именно эту профессию?» среди первокурсников Гуманитарно-педагогической академии в г. Ялте (направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Дошкольное образование», «Начальное образование»), нас пора-
довал тот факт, что большинство обучающихся оказались неслучайными людьми в педагогической профессии.
Одни с детства мечтали стать учителями начальных классов или воспитателями; выбор других был обусловлен любовью к детям; на выбор третьих существенное влияние оказал любимый первый учитель; четвертые решили продолжить педагогическую династию своей семьи. Некоторые обучающиеся стояли перед выбором: отдать предпочтение педагогической деятельности или юридическо-правовой, но все-таки выбор был сделан в пользу сферы образования. И только 5 % обучающихся оказались в будущей педагогической профессии случайно, их выбор был связан с пожеланиями родителей или сделан с помощью друзей.
Какие же факторы влияют на выбор будущей профессии?
Специалисты в области психологии труда (Е. А. Климов) [2] выделяют 8 факторов, влияющих на выбор будущей профессии: позиция старших членов семьи; позиция товарищей, подруг; позиция учителей; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонности.
Несколько иначе подходят к выделению данной классификации специалисты в сфере экономики и менеджмента.
К факторам выбора профессии они относят наличие опыта работы, внешнюю привлекательность, связи, высокую оплату труда, СМИ, решение личных проблем, личностные качества.
Существует классификация, по которой факторы выбора профессии подразделяют на две взаимосвязанные группы: личностные, которые включают индивидуальные свойства (физические возможности, здоровье, задатки), свойства личности и черты характера, свойства личности как субъекта деятельности, индивидуальные особенности) и биографические (семейные факторы, событийные факторы, факторы престижа, ближайшее окружение, экономические и политические факторы) [5; 6].
На основе анализа психолого-педагогических исследований выделили следующие факторы, влияющие на выбор профессии.
В первую очередь, будущая профессия должна быть интересна. Необходимо выбирать тот род деятельности, который действительно по душе.
Немаловажным фактором, существенно влияющим на выбор профессии, является материальная составляющая, поскольку каждый человек желает получать за свой труд достойную зарплату и найти высокооплачиваемую работу.
Третьим, важным, фактором при выборе будущей профессии является ее востребованность на современном рынке труда и возможность дальнейшего трудоустройства.
Четвертый фактор - соответствие возможностям и способностям будущего абитуриента (умственным, физическим и др.).
Пятый, немаловажный для молодых людей, фактор - популярность будущей профессии.
Шестой фактор - влияние на выбор профессии мнения родителей, друзей, педагогов.
Желая помочь ребенку в профессиональном самоопределении, многие школы проводят распределение по классам с углубленным изучением тех или иных предметов, организуя профильные классы (гуманитарные, физико-математические, химико-биологические, художественно-эстетические, социально-экономические, информационно-технологические). Несомненно, проблема выбора профессии особенно заботит родителей. При этом задача родителей - предоставить ребенку как можно больше возможностей и дать ему жить своей жизнью и своими интересами.
Большую профориентационную работу с потенциальными абитуриентами проводят сегодня и образовательные организации высшего образования. Это и ежемесячные «Дни открытых дверей», выступление студенческих агитбригад в общеобразовательных школах, проведение различных конкурсов и олимпиад для выпускников школ на базе образовательных организаций высшего образования, форумы молодых исследователей, науч-
но-практические конференции, проводимые для учащихся школ и обучающихся образовательных организаций высшего образования. Особой популярностью пользуется реализуемый в Гуманитарно-педагогической академии проект «Студент на один день», позволяющий увидеть образовательный процесс своими глазами, окунуться в студенческую жизнь с помощью гида-студента.
Одним из важных проблемных вопросов в профессиональном самоопределении является такой: «Что надо учитывать при выборе профессии?»
Помогая выпускнику в выборе будущей профессии, необходимо, прежде всего, учитывать склонности и таланты ребенка. Как утверждают психологи, гуманитарием можно считать ребенка, который рано начал говорить и читать, его речь - образная, эмоционально окрашенная, богатая метафорами; при этом он с трудом решает головоломки, ему не даются игры в лото и шашки. О техническом складе ума ребенка свидетельствует его постоянный интерес к технике, ее устройству, конструкторам, точность во всем, хорошо развитое пространственное и временное мышление. О творческом мышлении ребенка свидетельствует стремление выразить свои чувства в рисунке, умение разбираться в цветах и оттенках, стремление придумать что-то свое, предложить оригинальный вариант решения. При этом творческий ребенок не любит схем и правил. О научном мышлении ребенка свидетельствует то, что он задает большое количество вопросов, активно изучает окружающий мир, любит экспериментировать.
После выявления склонностей и талантов ребенка ему необходимо предоставить как можно больше информации о разных профессиях; провести экскурсию непосредственно на рабочее место родителей, показав, как работают люди разных специальностей на одном предприятии или в одной организации. Помогая ребенку в выборе профессии, необходимо отдавать предпочтение его выбору.
Традиционно схема описания профессий включает четыре аспекта: социально-эконо-
20/6/2
мический (история профессии, ее место в системе экономики, подготовка кадров, перспективы, зарплата); производственно-технический (технологический процесс, орудия, предмет труда, рабочее место, форма организации труда); санитарно-гигиенический (микроклиматические условия, характер освещения, санитарные факторы, режим труда, медицинские противопоказания); психофизиологический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).
Существенное значение при выборе будущей профессии играет профессионализация личности, которая приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Именно эти особые черты облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Личностно-профес-сиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях. Профессиональное становление закономерно сопровождается личностно-про-фессиональным развитием специалиста, являясь одновременно его результатом.
От выбора профессии в значительной степени зависит профессиональная карьера, которая предполагает активное достижение успехов в профессиональной деятельности, является осознанной позицией и поведением, сложным социально-экономическим процессом непрерывного возобновления количественных и качественных характеристик компетенции специалиста.
Личностно-профессиональное развитие трактуется как профессиогенез (В. А. Бодров, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников) [1; 2; 3; 4]. Данная дефиниция свидетельствует не только о личном развитии и становлении, но и носит общественный характер. Профессиоге-нез характеризуется совершенствованием качества профессионального труда, обществен-
ным признанием статуса профессионала, утверждением профессии как социального института, в рамках которого происходит систематизация практического опыта, распространение профессиональных приемов и инновационных технологий, накопление и передача следующим поколениям знаний, сохранение морально-нравственных ценностей труда. Теория профессиогенеза описывает характер, особенности и психологическое содержание процессов взаимодействия человека, общества и государства в профессиональном труде. В профессиональной ситуации данный вид взаимодействия строится на паритетных началах.
Выделим этапы профессионально-личностного становления. Первый этап приходится на дошкольное детство. Именно в этом возрасте ребенок в сюжетно-ролевой игре отдает предпочтение будущей профессии, делая свой первый выбор. Из множества возможных игр в разные профессии он отдает предпочтение одной игре, которая становится наиболее значимой и привлекательной для дошкольника и замещает недоступную для ребенка желанную деятельность.
Второй этап профессионально-личностного становления совпадает с поступлением ребенка в школу и соответствует младшему школьному возрасту. Младший школьник, продолжая играть в любимую игру, уже четко осознает, что для него в школе есть свое место и свое дело.
Третий этап приходится на подростковый возраст, для которого характерно преимущественное развитие личностной, потреб-ностно-мотивационной сферы, формирование сценария жизненного пути.
Четвертый этап - начало профессиональной активности, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональная пригодность.
Пятый этап - первые два-три года профессиональной деятельности, обеспечивающий дальнейший личностно-профессиональ-ный рост.
Шестой этап - достижение профессиональной зрелости, совершенствование знаний,
умений и навыков, необходимых для высокопрофессиональной работы.
Рассмотрим взаимосвязь этапов профессионально-личностного становления и про-фессиогенеза. Первая стадия профессиогене-за совпадает с четвертым этапом профессионально-личностного становления и соответствует возрасту 17-19 лет. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с трудовым коллективом и трудовым пространством, период адаптации в профессиональной деятельности. В процессе наблюдения за взаимоотношениями в трудовом коллективе и их оценки у будущего специалиста происходит планирование собственного поведения. Данный этап способствует формированию мотивации будущих специалистов к профессиональной деятельности. Данный этап очень важен в профессионально-личностном развитии, поскольку именно на этом этапе наблюдается отрицательное влияние на успешность адаптации к профессиональной деятельности, что выражается в неуверенности или, наоборот, в излишней самоуверенности, барьерах в общении, недостаточной помощи и поддержке со стороны руководства.
Вторая стадия профессиогенеза совпадает с пятым этапом профессионально-личностного развития. В этот период осуществляется первая оценка правильности выбора профессии, становление профессиональной культуры, развитие профессионального самосознания, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Следующая стадия профессиогенеза является переходной. Именно на этом этапе подводятся промежуточные итоги профессиональной успешности и достижений в профессиональной карьере. Неудовлетворенность в профессиональных знаниях, полное погружение в трудовую деятельность может привести к конфликту между семьей и профессией, а в дальнейшем - к смене профессии.
Заключительная стадия профессиогенеза совпадает с заключительным этапом профессионально-личностного развития. Для данного этапа важен анализ своего положения в профессии, степень удовлетворенности соб-
ственной профессиональной деятельностью, планирование дальнейшего профессионального роста и профессиональной карьеры, осознание своей личностной зрелости.
С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии профессионального самоопределения, охватывающего весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до завершения трудовой деятельности:
- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьных возраст);
- профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;
- профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
- самореализация в труде.
Таким образом, выбор профессии является сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека, требующим специальной подготовки, знаний о разных профессиях и специфике профессиональной деятельности, времени на обдумывание и принятие решения. Каждый хочет, чтобы его профессиональная деятельность совпадала с его интересами и возможностями, достойно оплачивалась, поскольку значительную часть времени человек посвящает профессиональной деятельности. Правильный выбор профессии способствует планированию успешной профессиональной карьеры, сложного социально-экономического процесса, направленного на непрерывное возобновление количественных и качественных характеристик компетенции специалиста.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыта сущность проблемы выбора будущей профессии. Охарактеризованы различные подходы к выбору факторов, влияющих на выбор профессии. Определены четыре стадии профессионального самоопределения, охватывающего весь период профессиональной деятельности человека.
Ключевые слова: выбор профессии, факторы выбора профессии, профессио-
20/6/2
нальная карьера, профессиогенез, профессионально-личностное развитие и становление.
SUMMARY
The article reveals the essence of the problem of choosing a future profession. The different approaches to the selection of the factors influencing the choice of profession characterized. Four stages of professional self-determination covering the whole period of professional activity of the person identified.
Key words: choice of profession, the profession choice factors, career development, professiogenesis, professional and personal development and formation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. - 511 с.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996. - 158 с.
4. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -М., 2001. - 480 с.
5. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.
6. Леонтьев А. Деятельность, сознание, личность / А. Леонтьев, Д. Леонтьев, Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.
Е. А. Дерябина
УДК 336.144:37.04
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
а современном этапе развития общества образование определяется характером социально-политических изменений в социальной жизни и установкой на новые приоритеты, необходимые для реформирования всего образовательного пространства. Динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к подготовке специалистов, владеющих не только профессиональными знаниями, но и прочно сформированными умениями. Только при этом условии будущий специалист позиционируется как конкурентоспособный, мобильный, способный совмещать различные трудовые функции и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.
При этом следует отметить, что государственная система профориентации, существовавшая в период СССР, разрушена, а проводимые в современных условиях мероприятия в области подготовки детей и молодежи к выбору профессии подтверждают наличие следующих системных проблем:
1. Отсутствует государственная координация профессионального самоопределения, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях формируется стихийно. В результате этого качественные профориентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большин-