Научная статья на тему 'От войны к коммерции и обратно'

От войны к коммерции и обратно Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панкова Людмила Владимировна, Гусарова Ольга Владимировна

В рамках ускоряющегося движения к полицентричности перед мировой космонавтикой встаёт неотложная задача: выработать на постоянной основе стратегическое видение будущего мировой космической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От войны к коммерции и обратно»

От войны к коммерции и обратно

Космическая деятельность и мировая экономика после глобализации

Людмила Панкова, Ольга Гусарова

Л.В. Панкова - доктор экономических наук, заведующая Отделом военно-экономических исследований безопасности Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

О.В. Гусарова - руководитель Центра научно-образовательных проектов ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

001: 10.31278/1810-6439-2024-22-6-190-206

В текущем десятилетии мировая космическая деятельность (КД), несомненно, перейдёт на новый уровень развития. Можно сказать и жёстче: произойдёт слом предыдущей парадигмы в этой сфере. Изменения имеют много аспектов и происходят практически одномоментно по всем направлениям: экономическому, технологическому, военно-стратегическому (оборона и безопасность) и на сегодня - экологическому. Многие вопросы и проблемы развития КД, вызванные новыми, прежде всего, научно-технологическими возможностями, беспрецедентны.

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По данным 2022-2023 гг., уже 90 стран являются участниками КД (во второй половине 2000-х их было около 50). Из них 16 стран обладают возможностью независимого доступа в космос; 23 страны осуществляют национальные проекты реализации

запусков в космос; 11 стран разрабатывают космопорты1, общее число которых с 1957 г. по 2023 г. достигло 282. Создано почти 70 космических агентств3 (причём примерно половина из них за последние двадцать лет); увеличивается число коммерческих космических компаний. Растут не только возможности средств и систем космического базирования (ССКБ), но и востребованность использования космического пространства со стороны мирового сообщества, причём как военными, так и гражданскими (включая коммерческий) секторами экономики. Важнейшим драйвером этого процесса стало снижение стоимости доставки грузов на орбиту, чему в США, например, в немалой степени способствовали частные космические компании и расширение процесса коммерциализации.

По данным на июнь 2024 г., на орбиту выведены 10019 спутников, две трети из которых принадлежат спутниковым созвездиям БраевХ4. Общемировая структура распределения спутников по орбитам следующая: 90 процентов - на низких земных орбитах, 7,8 процентов - на геостационарной орбите Земли, остальные на средних и эллиптических5. Чётко просматривается развитие мультиорбитальных услуг, обеспечивающих совместимость соответствующих терминалов со спутниками на разных орбитах.

1 The Space Economy in Figures: Responding to Global Challenges // OECD. 15.12.2023. URL: https://www.oecd.org/en/publications/the-space-economy-in-figures_fa5494aa-en.html (дата обращения: 01.10.2024).

2 Речь только о наземных космопортах (космодромах), что составляет 99 процентов всех запусков. См.: Roberts Th.G. Spaceports of the World // Aerospace Security. 31.01.2023. URL: https://aerospace.csis.org/data/spaceports-of-the-world/ (дата обращения: 01.10.2024).

3 См.: Steer C. Why Outer Space Matters for National and International Security // CERL, University of Pennsylvania. 08.01.2020. URL: https://law.upenn.edu/live/files/10053-why-outer-space-matters-for-national-and-internional-security (дата обращения: 01.10.2024); Countries with Space Programs 2024 // World Population Review. 2024. URL: https://worldpopulationreview. com/country-rankings/countries-with-space-programs (дата обращения: 01.10.2024).

4 По данным Look Up Space, на орбите находится 10 000 активных спутников // Агентство гражданской авиации при Правительстве Республики Таджикистан. 22.06.2024. URL: https://www.airnav.tj/ru/presscenter/int_news/1590-po-dannym-look-up-space-na-orbite-nahoditsya-10-000-aktivnyh-sputnikov.html (дата обращения: 01.10.2024).

5 Согласно расчётам авторов, см.: UCS Satellite Database // Union of Concerned Scientists. 01.05.2023. URL: https://www.ucsusa.org/resources/satellite-database#.W7WcwpMza9Y (дата обращения: 01.10.2024).

Что важно в развитии КД с позиции безопасности? Это, прежде всего, независимый доступ в космос, а это требует не только средств доставки, но и соответствующей инфраструктуры космо-портов (космодромов). Необходим независимый доступ к данным космических систем связи, коммуникаций, разведки, наблюдения и рекогносцировки, то есть так называемым системам С4ISR6 и PNT7. Желательно, по мнению многих экспертов, независимое владение соответствующими прикладными спутниковыми платформами (сегодня, например, функционируют американская спутниковая система навигации GPS, российская система ГЛОНАСС, китайская BeiDou и европейская Galileo).

Созависимость военных и гражданских систем неуклонно нарастает (особенно за счёт взаимосвязи с растущим коммерческим сектором)8. На мировом уровне это ведёт к трансформации по всем составляющим конкуренции - в политической, экономической, военной и технологической областях КД, активно переходящей на стратегический уровень9.

США. Среди гражданских проектов особое место занимает разработка проекта «Артемида» (Artemis) для исследования Луны на основе многостороннего сотрудничества при главенствующей роли американцев. НАСА к 2030 г. планирует отправить на Луну ядерный реактор10, предполагается, что это позволит использовать

6 C4ISR (command, control, communication, computers, intelligence, surveillance and reconnaissance) - информационно-коммуникационные системы командования, контроля, связи, компьютеризации, разведки наблюдения и рекогносцировки.

7 PNT (positioning, navigation, timing) - системы, предназначенные для обеспечения возможностей позиционирования, навигации и синхронизации.

8 Важнейшее значение имеет здесь опубликованная США Стратегия космической коммерческой интеграции военного ведомства США в апреле этого года.

9 «Стратегическую конкуренцию отличает то, что она является активной программой действий, подкреплённой значительными ресурсами и нацеленной на существенные изменения сложившегося баланса в свою пользу. Стратегическая конкуренция революционна. Она протекает быстро, в короткий промежуток времени, сильно угрожает интересам оппонентов. Естественная конкуренция, наоборот, эволюционна. Она реактивна, оппортунистична и протекает медленно». См.: Сушенцов А.А. О природе стратегической конкуренции России и США // МДК «Валдай». 06.08.2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-prirode-strategicheskoy-konkurentsii-rossii-i-ssha/?ysclid=lzlftiylxeh349549324 (дата обращения: 01.10.2024).

10 Tonkin S. NASA Wants to Put a Nuclear Reactor on the Moon by 2030: US Space Agency Shortlists Three Design Concepts That Could Turn Earth's Satellite into an Orbiting Power Station // Mail Online. 24.06.2022. URL: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-10949091/ NASA-wants-nuclear-reactor-moon--203.html (дата обращения: 01.10.2024).

Луну в качестве орбитальной энергетической станции. Активно развивается проект космоплана X-37B.

Китай. Среди важнейших уже реализованных проектов стоит отметить следующие: посадка космического аппарата и лунохода на обратную сторону Луны (2019 г.); создание пилотируемой многомодульной орбитальной станции «Тяньгун»; выход на орбиту первого квантового спутника. Растут пусковые возможности Китая: с 19 пусков с помощью ракет «Чанчжэн» в 2015 г. до 55 пусков, включая старты коммерческих ракет, в 2021 г.11; разрабатываются космопланы; изучается создание солнечных энергетических установок и тестирование передачи энергии с различных орбит в рамках базирующейся в космосе солнечной космической станции12: на низкой орбите - к 2028 г., на геостационарной (GEO) - в 2030 году.

Россия. К 2033 г. планируется создание российской орбитальной станции. Повысилось внимание к развитию перспективных многоспутниковых систем (например, таких как «Скиф» из 12 космических аппаратов и «Марафон IoT» из 264 космических аппаратов)13. Ведётся разработка новых группировок дистанционного зондирования Земли на базе малых космических аппаратов14, продвигаются работы по созданию российских многоразовых ракет-носителей, разрабатывается ядерный межорбитальный буксир «Зевс», планируется реализация лунной программы. В сотрудничестве в том числе с Китаем Россия будет участвовать в создании международной лунной исследовательской станции (International Lunar Research Station - ILRS), активное строительство которой за-

11 Jones A. China Looks to Launch Liquid Propellant Rockets from the Seas // Space News. 30.06.2022. URL: https://spacenews.com/china-looks-to-launch-liquid-propellant-rockets-from-the-seas/ (дата обращения: 01.10.2024).

12 Jones A. China Aims for Space-Based Solar Power Test in LEO in 2028, GEO in 2030 // Space News. 08.06.2022. URL: https://spacenews.com/china-aims-for-space-based-solar-power-test-in-leo-in-2028-geo-in-2030/ (дата обращения: 01.10.2024).

13 См.: Роскосмос: Марафон Спутниковая система // TAdviser. URL: http://www.tadviser. ru/index.php/продукт:Роскосмос:_Марафон_Спутниковая_система (дата обращения: 01.10.2024); Гендиректор ИСС Решетнева: мы разрабатываем пять спутниковых группировок для «Сферы» // ТАСС. 11.11.2022. URL: https://tass.ru/interviews/16292261 (дата обращения: 01.10.2024).

14 Юрий Борисов: Россия обладает всеми мощностями для серийного изготовления спутников // Aviation Explorer. 17.11.2022. URL: https://www.aex.ru/fdocs/2/2022/11/17/3318 9/?ysclid=lzsbj4nvhg818854276 (дата обращения: 01.10.2024).

планировано на 2026-2035 годы. На Южный полюс Луны запущен космический аппарат «Луна-25». Начата разработка ядерной энергоустановки для российско-китайского проекта лунной станции. Доставить и установить её на поверхности Луны предполагается в 2033-2035 годах15.

Планируется и развитие космопланов, важнейшей задачей которых, согласно официальным заявлениям, будет доставка грузов на новую орбитальную российскую станцию. Принято решение о создании спутниковой группировки на сверхнизкой орбите: около 200 км16, этот орбитальный диапазон ещё не освоен (ниша не занята). Это стало возможным благодаря созданию в российской частной компании «Экипо» первого в мире двигателя для спутников, работающего без топлива, а в качестве горючего используются остатки атмосферы на орбите17.

Для сохранения важных позиций Европы в глобальной космической навигации, в рамках программы «Будущее навигации» (FutureNav) Европейское космическое агентство (ЕКА) разрабатывает два проекта (Genesis и LEO-PNT), призванных повысить устойчивость и точность навигации, в том числе при использовании спутников на низких околоземных орбитах18.

Нельзя не отметить успехи Японии и её агентства аэрокосмических исследований (JAXA - Japan Aerospace Exploration Agency).

15 Россия начала разработку ядерной энергоустановки для лунной станции // РИА Новости. 08.05.2024. URL: https://ria.ru/20240508/ustanovka-1944583171. html?ysclid=lzgwz2p9lp889942394 (дата обращения: 01.10.2024).

16 В РФ могут создать низкоорбитальную группировку до 200 км // Вестник ГЛОНАСС.

28.08.2023. URL: http://vestnik-glonass.ru/news/vo_vlasti/v-rf-mogut-sozdat-nizkoorbitalnuyu-gruppirovku-do-200-km/ (дата обращения: 01.10.2024).

17 В созданном ионном двигателе ионная ловушка открытого типа обеспечивает его работу за счёт использования остатков атмосферы в низком космосе. По словам руководителя проекта В. Темкина, «она создаёт электромагнитное поле, которое обеспечивает зажигание плазмы, в которой ионизируются атмосферные газы, получающиеся при этом ионы могут быть эффективно захвачены электромагнитным полем». Проведённые эксперименты показали устойчивость горения плазмы и в условиях глубокого вакуума. См.: Коленцова О. Атмосферный слой: российские спутники смогут летать без топлива // Известия. 11.08.2022. URL: https://iz.ru/1374786/olga-kolentcova/atmosfernyi-svoi-rossiiskie-sputniki-smogut-letat-bez-topliva (дата обращения: 01.10.2024).

18 Parsonson A. ESA Awards €233M for Three Navigation Satellites // European Spaceflight.

20.03.2024. URL: https://europeanspaceflight.com/esa-awards-e233m-for-three-navigation-satellites/ (дата обращения: 01.10.2024).

Активно развивается КД Индии, включая её лунную составляющую: 22 августа 2023 г. в районе Южного полюса Луны осуществлена посадка индийского КА (миссия «Чандраян-3»)19. Объявлено о планах строительства к 2035 г. индийской орбитальной станции, а на 2040 г. назначен полёт индийского космонавта на Луну. Индия имеет независимые пусковые установки, космодром, спутники и давно существующее космическое агентство - Индийскую организацию космических исследований (Indian Space Research Organization - ISRO).

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ

Во-первых, резко возросли масштабы КД. В результате снижения стоимости вывода полезных нагрузок на околоземные орбиты (примерно в 20 раз при доставке грузов на околоземные орбиты и в четыре раза при реализации пилотируемых полётов)20 и расширения круга решаемых задач, возросло число стран, обладающих возможностью независимого доступа в космос (сегодня их уже около 1321), что способствовало росту числа стран, вовлечённых в КД (1970 г. - 10 стран; 2008 г. - 50 стран22; и около 90 стран на сегодняшний день).

Во-вторых, продолжается динамичное расширение использования прикладных космических систем, таких как средства связи, навигации, контроля и управления, дистанционного зондирования Земли и других услуг (не говоря уже об интернете) в интересах как гражданских (включая коммерческие), так и военных пользователей.

В-третьих, частные компании активно участвуют в освоении космического пространства, что наиболее масштабно проявляется в США. Прежде всего, это уже упоминавшаяся SpaceX, а также ком-

19 Jones A. India Targets a Surge in Civil and Commercial Launches // Space News. 16.02.2024. URL: https://spacenews.com/india-targets-a-surge-in-civil-and-commercial-launches/ (дата обращения: 01.10.2024).

20 Панкова Л.В., Гусарова О.В. Космическое измерение инновационно-технологического прорыва // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. No. 11. С. 65.

21 Steer C. Why Outer Space Matters for National and International Security // CERL, University of Pennsylvania. 08.01.2020. URL: https://law.upenn.edu/live/files/10053-why-outer-space-matters-for-national-and-internional-security (дата обращения: 01.10.2024).

22 The Space Economy in Figures: How Space Contributes to the Global Economy. Paris: OECD Publishing, 2019. 200 p.

пании Blue Origin, Virgin Galactic, Rocket Lab., Astra Space, Astrobotic Technology и др. Коммерциализация КД развивается с огромной скоростью, содействуя переходу от преимущественно государственных миссий «к самоподдерживающей системе»23.

В-четвёртых, растёт эффективность, масштабируемость спутникового производства, приобретающего характер серийного. Космические аппараты становятся цифровым, модульным и массовым продуктом, дешевле в производстве, быстрее в изготовлении, легче в настройке после выхода на орбиту. Спутниковые сети «более эффективны, гибки, быстро реагируют».

В-пятых, доля космонавтики в мировой экономике возрастает, составив, по данным 2021 г., около 0,5 процента мирового ВВП24. Темпы роста экономики космоса превышают темпы роста мирового ВВП.

В-шестых, усиливается внимание к милитаризации космического пространства (использование средств и систем космического базирования для обеспечения действий вооружённых сил), вплоть до его «вепонизации» (то есть рассмотрение возможности вывода оружия в космос), что, прежде всего, относится к США и странам НАТО. Все крупные космические державы испытали противоспутниковое оружие, ведутся исследования вокруг оружия направленной энергии, микроволнового оружия, изучается действие электромагнитных импульсов, разрабатываются средства радиоэлектронного противодействия. Кроме того, совершенствуются системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

В-седьмых, просматривается активный процесс создания космических и военно-космических союзов, особенно Соединёнными Штатами, которые стараются сотрудничать как можно с большим количеством стран. Кооперация же с ближайшими партнёрами, например, в рамках разведывательного альянса «Пять глаз»25, куда

23 Komerath N., Nair-Reichert U. Economic Interaction Modeling for a Space Economy // American Institute of Aeronautics and Astronautics. September 2008. URL: https://www. researchgate.net/publication/266882246_Economic_Interaction_Modeling_for_a_Space_ Economy (дата обращения: 01.10.2024).

24 Согласно расчётам автора по данным российских и зарубежных источников, в том числе см.: Vizo // Пульс Т-Банка. URL: https:/www.tinkoff.ru/invest/social/profile/ Vizo/1699637-5d58-4f33-921a-fc3b216896f5/ (дата обращения: 01.10.2024).

25 Five Eyes Intelligence Alliance.

входят также Австралия, Канада, Новая Зеландия и Великобритания, постоянно расширяется. Примером служат Меморандумы о взаимопонимании по расширению космического сотрудничества, подписанные в апреле 2022 г. с Великобританией26 и в марте 2023 г. с Канадой27.

И, наконец, в-восьмых, снижение стоимости доставки полезной нагрузки в космос привело к разработке крупномасштабных проектов, прежде всего, это относится к лунным проектам, а также орбитальным и лунным станциям.

В целом отмеченные выше тренды - важнейшие показатели и необходимые исходные данные для долгосрочного планирования и прогнозирования КД. Сегодня космическая деятельность не только растёт и расширяется, но и находится в состоянии глубоких трансформационных процессов при заметном укреплении взаимосвязи вопросов экономики и проблем безопасности.

ЭКОНОМИКА КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объём экономики космоса в нынешнем столетии неуклонно возрастает. Основными драйверами является разработка правительственных космических программ, увеличение числа коммерческих участников в цепочках создания стоимости, устойчивый тренд к цифровизации и в целом качественный рост самих средств и систем космического базирования28.

Количественно оценить экономику космоса непросто. Основную сложность представляет оценка «эффекта второго порядка», к примеру, в области интернет-услуг29. Зачастую добавленная стоимость возникает в смежных отраслях, которые не охватываются

26 Erwin S. US-UK Special Relationship Deepens in Space // Spacenews. 18.07.2022. URL: https://spacenews.com/us-uk-special-relationship-deepens-in-space/ (дата обращения: 01.10.2024).

27 Beyond Borders: The Legal Framework Governing US-Canada Space Cooperation // New Space Economy. 25.03.2024. URL: https://newspaceeconomy.ca/2024/03/25/beyond-borders-the-legal-framework-governing-us-canada-space-cooperation/ (дата обращения: 01.10.2024).

28 The Space Economy in Figures: How Space Contributes to the Global Economy. Op. cit.

29 Space Economy Initiative. 2020 Outcome Report // UNOOSA. January 2021. URL: https:// www.unoosa.org/documents/pdf/Space%20Economy/Space_Economy_Initiative_2020_ Outcome_Report_Jan_2021.pdf (дата обращения: 01.10.2024).

космической деятельностью30. В целом сегодня ещё не до конца проработан общий подход к экономическому анализу космического сектора. Поэтому экономические замеры в сфере КД различных организаций и консультационных центров зачастую различаются. На 2023 г. оценка экономики космоса колеблется от 570 млрд долларов (по данным Space Foundation, USA)31 до 630 млрд долларов (по данным McKinsey)32. Что касается перспектив развития, то если в 2020 г. объём мировой экономики космоса прогнозировался в 600 млрд долларов к 2030 г. (Morgan Stanley)33, то к 2035 г. прогнозируется рост экономики космоса до 1,8 трлн долларов34. На 2040 г. прогнозные оценки мировой экономики космоса выглядят так: до 2,7 трлн долларов (Bank of America) и 3 трлн долларов (Goldman Sachs). Кроме того, в КД наблюдаются и значительные колебания прогнозных данных совокупного среднегодового темпа роста (CAGR - Compound Annual Growth Rate) за 2016-2040 гг.: от 4,3 процента (UBS) до 6 процентов (министерство торговли США -U.S. Chamber of Commerce), 9 процентов (Bank of America) и 9,5 процента (Goldman Sachs). За 2022-2026 гг. совокупный среднегодовой темп роста оценивается в 6,48 процента35.

Значимость экономической составляющей мировой КД растёт, и тренд заключается в превышении темпов роста глобаль-

30 Фролов И.Э. Развитие мировых высокотехнологичных производств и космические рынки: сможет ли космонавтика стать новым глобальным нововведением? // ЭНСР. 2017. No. 4. С. 43-57.

31 Space Foundation Announces $570B Space Economy in 2023, Driven by Steady Private and Public Sector Growth // Space Foundation. 18.07.2024. URL: https://www.spacefoundation. org/2024/07/18/the-space-report-2024-q2/ (дата обращения: 01.10.2024).

32 Acket-Goemaere A., Brukardt R., Klempner J. et al. Space: The $1.8 Trillion Opportunity for Global Economic Growth // McKinsey & Company. 08.04.2024. URL: https://www.mckinsey.com/ industries/aerospace-and-defense/our-insights/space-the-1-point-8-trillion-dollar-opportunity-for-global-economic-growth (дата обращения: 01.10.2024).

33 Space: Investing in the Final Frontier // Morgan Stanley. 2020. URL: https://www. morganstanley.com/ideas/investing-in-space (дата обращения: 01.10.2024).

34 Acket-Goemaere A., Brukardt R., Klempner J. et al. Space: The $1.8 Trillion Opportunity for Global Economic Growth // McKinsey & Company. 08.04.2024. URL: https://www.mckinsey.com/ industries/aerospace-and-defense/our-insights/space-the-1-point-8-trillion-dollar-opportunity-for-global-economic-growth (дата обращения: 01.10.2024).

35 Global $540+ Billion Space Economy Markets to 2026 // PR Newswire. 20.04.2022. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/global-540-billion-space-economy-markets-to2026-301529397.html (дата обращения: 01.10.2024).

ного ВВП и активизации коммерческой деятельности в космосе. Это обеспечивает, по сути, парадигмальный сдвиг - от преимущественно государственных программных миссий к смешанной государственно-коммерческой модели развития и далее к «самоподдерживающей системе»36, опирающейся на собственный потенциал. Всё более важное значение приобретают передача технологий и опыта, формирование стартапов, развитие активного взаимодействия между бизнес-сообществом, государством и академической наукой37. В ближайшие десятилетия роль государства в развитии КД останется высокой, прежде всего как предсказуемого и надёжного заказчика, потребителя или регулятора. Как утверждают эксперты, инновации частного сектора станут первичными источниками конкурентных преимуществ в КД38. Но при амбициозном и динамичном тренде на коммерциализацию космоса, именно организационно-финансовая и законодательная поддержка со стороны государства содействует расширению возможностей и космических услуг гражданского назначения39.

Государственное финансирование космических программ (Блок 1) увеличивается: 2008 г. - 52 млрд долларов, 2017 г. - 75 млрд долларов40, 2020 г. - 92 млрд долларов (на тот момент рекордная величина, несмотря на ковидные ограничения), 2022

36 Komerath N., Nair-Reichert U. Economic Interaction Modeling for a Space Economy // American Institute of Aeronautics and Astronautics. September 2008. URL: https://www. researchgate.net/publication/266882246_Economic_Interaction_Modeling_for_a_Space_ Economy (дата обращения: 01.10.2024).

37 An International Comparison of Approaches to Space Cluster Development // Red Kite Management Consulting. 18.05.2021. URL: https://d11avd6t8zdcx0.cloudfront.net/ uploads/2021/05/International-Comparison-of-Approaches-to-Space-Cluster-Development-Full-Report-Mar-21.pdf (дата обращения: 01.10.2024).

38 Cahan B., Sadat M.H. U.S. Space Policies for the New Space Age: Competing on the Final Economic Frontier // New Space Nexus. 06.01.2021. URL: https://www. newspacenexus.org/wp-content/uploads/2022/09/US-Space-Policies-for-the-New-Space-Age-Competing-on-the-Final-Economic-Frontier-010621-final.pdf (дата обращения: 01.10.2024).

39 Space Militarization Market // Markets and Markets. June 2023. URL: https://www. marketsandmarkets.com/Market-Reports/space-militarization-market-145370586.html (дата обращения: 01.10.2024).

40 The Space Economy in Figures: How Space Contributes to the Global Economy. Op. cit.

и 2023 гг. - дальнейший рост, соответственно, 10341 и 117 млрд долларов (15 процентов роста в 2023 г. относительно 2022 г.).

Блок 1

Космические бюджеты на 2023 г. (в млрд долл.) и их доля (%) в глобальном космическом бюджете (117 млрд долл.) составили:

США Китай Япония Франция Россия Индия ЕКА

73,2 14,15 4,65 3,47 3,408 1,690 8,5

62,0% 12,0% 4,0% 2,8% 2,9% 1,4% 7,3%

Но если в 2000 г. доля правительственных ассигнований США на космос составляла 75 процентов мировых, то в 2023 г. - уже 62 процента. Хотя в этот же период доля стран Азии в мировой КД практически удвоилась. Космический бюджет России составляет лишь 4,7 процента космического бюджета США и 24 процента космического бюджета Китая. В 20242026 гг. на программу «Космическая деятельность в России» выделено более 800 млрд рублей (в 2024 г. - 285,95 млрд руб.; в 2025 г. - 272,91 млрд руб.; в 2026 г. - 258,1 млрд руб.). В сравнении с американским космическим бюджетом доля ЕКА - 11,6 процента, Китая -около 20 процентов; Японии - 6,5 процента; Индии - 2,3 процента (по данным 2023 года)42.

Приведённые выше данные свидетельствуют о доминировании США практически по всем показателям КД: 62 процента глобального космического бюджета (Блок 1), более 68 процентов общего числа спутников, из которых более 91 процент коммерческих43. Кроме того, Соединённые Штаты лидируют по планам освоения Луны и пространства между Землёй и Луной, хотя и активность Китая достаточно велика. Доля американцев составляет 63 процента от общего количества занятых в КД в США, России, ЕКА и Японии. Для сохранения доминирования Вашингтон попытается приложить все усилия, включая, по всей видимости, и санкции.

В конце прошлого столетия необходимыми условиями освоения космоса были объёмы финансирования, наличие инфраструктуры и в целом национальной инновационной системы. Однако

41 Global Governments' Space Budget Reaches $103bn in 2022: Euroconsult // Broadcast Pro.

15.12.2022. URL: https://www.broadcastprome.com/news/satellite/global-governmentsa%C2%92-space-budget-reaches-103bn-in-2022-euroconsult/ (дата обращения: 01.10.2024).

42 New Historic High for Government Space Spending Mostly Driven by Defense Expenditures // Euroconsult. 19.12.2023. URL: https://www.euroconsult-ec.com/press-release/new-historic-high-for-government-space-spending-mostly-driven-by-defense-expenditures/ (дата обращения: 01.10.2024).

43 Рассчитано по данным: UCS Satellite Database // Union of Concerned Scientists.

01.05.2023. URL: https://www.ucsusa.org/resources/satellite-database#.W7WcwpMza9Y (дата обращения: 01.10.2024).

в третьем десятилетии XXI века инновационно-цифровая оснащённость необходимое, но не достаточное условие. Высокие темпы развития требуют создания союзов производителей и пользователей космической техники, наращивания сотрудничества, например, в форме международных альянсов. Китай уже имеет больше сотни кооперативных соглашений в сфере КД более чем с тремя дюжинами стран и четырьмя международными организациями44. Соединённые Штаты значительно активизировали поиск партнёрских взаимодействий в космосе. И это не только международный проект Артемида (Artemis), но и военно-космические союзы45.

Важность международной кооперации и сотрудничества повышается, так как открывается окно новых возможностей в космосе. Это, прежде всего, выход на траектории между Луной и Землей46 (cislunar space или xGEO), возможности для которого закладываются уже сегодня. США формируют сетецентричную систему взаимодействия в космосе, что полностью соответствует их ориентации на поддержание долгосрочного технологического лидерства и военно-технического превосходства. Это создаёт неравновесную ситуацию47 по всем направлениям конкуренции.

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ

Само по себе использование космоса в военных целях не ново, но усугубление этого процесса, по мнению многих, становится про-блемой48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Challenges to Security in Space // Defense Intelligence Agency. January 2019. URL: https:// aerospace.csis.org/wp-content/uploads/2019/03/20190101_ChallengestoSecurityinSpace_DIA. pdf (дата обращения: 01.10.2024).

45 Moltz J. The Changing Dynamics of Twenty-First Century Space Power // Journal of Strategic Security. 2019. Vol. 12. No. 1. P. 15-43.

46 Освоение пространства между Землей и Луной можно считать вторым этапом освоения космоса. Первый этап - освоение низких околоземных орбит (что, по мнению американских экспертов, может быть отдано коммерческому сектору). Третий этап - это освоение Луны и Марса.

47 Панкова Л.В., Гусарова О.В. Научно-технологическая проекция космической деятельности. В кн.: А.Г. Арбатов (Ред.), Контроль над вооружениями в новых военно-политических и технологических условиях. М.: ИМЭМО РАН, 2020. С. 88.

48 Wehtje B. Increased Militarisation of Space - a New Realm of Security // Behorizon. 06.08.2023. URL: https://behirizon.org/increased-militarisation-of-space-a-new-realm-of-security/ (дата обращения: 01.10.2024).

Что указывает на рост милитаризации космоса и повышение значимости ССКБ в системе обеспечения безопасности?

Во-первых, формирование во всех ведущих космических державах космических сил/войск, что свидетельствует о перспективе превращения космического пространства в боевое. Космические силы становятся одной из важнейших составляющих критической инфраструктуры обеспечения национальной безопасности, что, по мнению некоторых американских экспертов, уже произошло в США49.

Во-вторых, рост внимания НАТО к космической программе. В документе «Всеобъемлющая политика НАТО в отношении космоса»50, который впервые был опубликован в 2019 г. и обновлён в мае 2024 г., космос рассматривается как пространство коллективной обороны51. НАТО «намеревается служить форумом для проведения военно-политических консультаций и обмена информацией о разработках в области сдерживания и обороны в космосе»52. Политика Соединённых Штатов и НАТО сводится к укреплению союзнических отношений в интересах США и в итоге к формированию американоцентричной системы взаимодействия на общем пространстве космической деятельности.

В-третьих, важным показателем является рост финансирования военного космоса. В 2023 г. в этой сфере произошёл заметный сдвиг: впервые в мировых правительственных ассигнованиях на КД (117 млрд долларов) оборонная часть (59 млрд долларов) превысила гражданскую53. Структурно финансирование военно-кос-

49 Cahan B., Sadat M.H. U.S. Space Policies for the New Space Age: Competing on the Final Economic Frontier // New Space Nexus. 06.01.2021. URL: https://www.newspacenexus.org/wp-content/uploads/2022/09/US-Space-Policies-for-the-New-Space-Age-Competing-on-the-Final-Economic-Frontier-010621-final.pdf (дата обращения: 01.10.2024).

50 NATO's Overarching Space Policy // NATO. 27.06.2019. URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/official_texts_190862.htm?selectedLocale=us (дата обращения: 01.10.2024).

51 НАТО опубликовала стратегию по космосу // РИА Новости. 17.01.2022. URL: https:// ria.ru/20220117/strategiya-1768231384.html (дата обращения: 01.10.2024).

52 В НАТО опубликовали стратегию по политике альянса в космосе // Парламентская газета. 17.01.2022. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-nato-opublikovali-strategiyu-po-politike-alyansa-v-kosmose.html?ysclid=lzsa9f6thj85220518 (дата обращения: 01.10.2024).

53 New Historic High for Government Space Spending Mostly Driven by Defense Expenditures // Euroconsult. 19.12.2023. URL: https://www.euroconsult-ec.com/press-release/new-historic-high-for-government-space-spending-mostly-driven-by-defense-expenditures/ (дата обращения: 01.10.2024).

мической деятельности в 2023 г. выглядит так: США - 38,9 млрд долларов, Китай - 8,8 млрд долларов, Россия - 2,6 млрд долларов, Франция - 1,3 млрд долларов, Япония, Великобритания, Евросоюз и Германия - более 500 млн долларов каждая. По данным SNS INSIDER. Market size, к 2030 г. финансирование мировой военно-космической деятельности превысит 91 млрд долларов (рис. 1).

Рис. 1.

Прогноз масштабов милитаризации глобального космоса в 2023-2030

(млрд долларов)

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Источник: SNS INSIDER. Market size CAGR 7,2 процента. URL: https://www.snsinsider.com/ reports/space-militarization-market-3633 CAGR

Примечание: CAGR (Compound annual growth rate) - совокупный среднегодовой темп роста. Выражается в процентах и показывает, на сколько процентов за год прирастает просматриваемый параметр.

На 2024 г. на программу военно-космических сил США (US Space Force) выделено 30 млрд долларов (наибольший объём за всю историю развития), что на 3,7 млрд долларов больше, чем в 2023 г. (на НИОКР и закупки почти 80 процентов военно-космического бюджета, остальные 20 процентов - для военных кадров и оперативных действий и поддержки).

Милитаризация космической деятельности определяется совокупностью причин: геополитическими факторами, вопросами национальной безопасности, технологическими достижениями

и военной модернизацией54. Использование космических систем C4ISR и PNT вооружёнными силами особенно ярко проявилось в конфликте на Украине. Инновационно-цифровые преимущества, по мнению большинства как российских, так и зарубежных экспертов, играют определяющую роль в конкуренции между ведущими космическими державами. Это распространяется на зарождающиеся цифровые технологии (искусственный интеллект, машинное обучение, квантовые технологии и др.) и новые традиционные технологии (включая и улучшенные сенсоры, средства направленной энергии, радиоэлектронное противодействие и т.д.)55.

Милитаризация космоса осложняет обеспечение устойчивости, так как, например, способствует увеличению объёма космического мусора («через тестовые испытания ракет, демонстрации антиспутникового оружия или разрушения спутников»). В этих условиях возрастает роль систем наблюдения в космосе (SSA -Space Situational Awareness), где ведущая роль принадлежит перспективным сенсорным системам, которые могут располагаться на спутниках, телескопах наземного базирования или на специальных космических платформах наблюдения.

* * *

Космическая деятельность третьего десятилетия XXI века - обширная, многофункциональная, сложная, быстро развивающаяся система с огромным комплексом нерешённых проблем. Она не только открывает возможности, но и порождает угрозы (табл. 1. 5^0Г-анализ).

Необходимо совершенствовать существующие и разрабатывать новые международно-правовые документы относительно исследования и использования космического пространства, нужно разработать меры, препятствующие выводу оружия в космос. Без решения неотложных вопросов международно-правового характера велика вероятность космического конфликта.

54 Space Militarization Market // Markets and Markets. June 2023. URL: https://www. marketsandmarkets.com/Market-Reports/space-militarization-market-145370586.html (дата обращения: 01.10.2024).

55 Панкова Л.В., Гусарова О.В. Мировая инновационно-цифровая экспансия: особенности момента // Вестник РАН. 2022. Т. 92. No. 10. С. 971-983.

Таблица 1.

5^07-анализ мирового космического кластера третьего десятилетия XXI века

Сильные стороны (Strengths) • Уникальность и особенность геостратегического положения, включая масштабность использования. • Высокая наукоёмкость технологий двойного/тройного назначения. • Переход от реализации, как правило, государственных миссий к самоподдерживающей системе56. • Возможности расширения участия частного сектора и укрепление его взаимосвязи с правительственными организациями в целях продвижения интересов государства. • Определяющая роль в системах связи, навигации, контроля, разведки и т.д. (C4ISR и PNT). • Уникальность в исследованиях космического пространства фундаментального характера и реализация научных открытий. • Важнейшая роль в формировании кибер-пространства и обеспечении информационной безопасности. Слабые стороны (Weaknesses) • Уязвимость средств и систем космического базирования. • Недостаток свободных частот спектра электромагнитного излучения. • Отсутствие широкого международного сотрудничества в космосе. • Ориентация США на американоцентрич-ную систему международных взаимодействий в сфере КД. • Отсутствие договорно-правовой защиты от развёртывания ударных неядерных вооружений в космосе и развития противоспутниковых систем иного базирования57. • Необходимость доработки вопросов регламентации коммерческой деятельности. • Нарастающая конкуренция при росте зависимости от инновационно-цифровых прорывов и критически важных перспективных технологий. • Недостатки в подготовке нового поколения специалистов космической отрасли.

Возможности (Opportunities)53 • Уменьшение стоимости вывода полезной нагрузки на орбиту при расширении числа стран, обладающих возможностью независимого доступа в космос. • Освоение новых пространств: окололунного и между Землей и Луной: цислунно-го (cislunar). • Многоразовые носители, космопланы; межорбитальные буксиры; «думающие» спутники; системы взаимодействующих и маневрирующих спутников. Угрозы (Threats) • Возможность «вепонизации» космоса, включая создание эндоатмосферных перехватчиков. • Расширение числа стран, обладающих системами антиспутникового оружия. • Использование космопланов в военных целях. • Попытки узаконить применение силы в космосе, прежде всего, со стороны США и НАТО.

56 Komerath N., Nair-Reichert U. Economic Interaction Modeling for a Space Economy // American Institute of Aeronautics and Astronautics. September 2008. URL: https://www. researchgate.net/publication/266882246_Economic_Interaction_Modeling_for_a_Space_ Economy (дата обращения: 01.10.2024).

57 Панкова Л.В., Гусарова О.В. Космическое измерение инновационно-технологического прорыва. Указ. соч.

58 По итогам кумулятивного эффекта развития КД и результатов международного сотрудничества в космосе.

• Наращивание возможности «запусков по требованию».

• Повышение эффективности в обеспечении информационно-коммуникационной и кибернетической безопасности.

• Рост уровня автономности средств и систем космического базирования, а также наземных систем контроля, «революцио-нализация» операций на орбитах, включая системы самокоррекции, обнаружения угроз, бортовую диагностику.

• Нейрокомпьютеры смогут «широко использоваться» при «диагностировании аномальных ситуаций, анализировании внешних данных и помех», в контролировании космической робототехники59.

• Гибридные военно-коммерческие сети (информационно-коммуникационные и разведывательные) в рамках многослойной космической архитектуры.

• Возможность использования космоса «для сдерживания и обороны» (как драйвера стратегической стабильности).

• Перегруженность околоземных орбит, включая космический мусор и рост числа действующих спутников.

• Уязвимость средств и систем космического базирования (возможность кибератак на информационно-коммуникационные космические системы).

• Военно-ориентированное инспектирование спутников.

• Создание средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) космического базирования60.

• Возможность перехода конкуренции (прежде всего, стратегической) на уровень противостояния (или даже противоборства).

В рамках ускоряющегося движения к полицентричности управления мировой космонавтикой встаёт неотложная задача выработки на постоянной основе стратегического видения будущего мировой космической деятельности. Это возможно, например, в рамках Мировой космической форсайт-инициативы (МКФИ)61.

59 Еремкин А.И., Романчук В.А. Применение нейрокомпьютерных технологий в военной промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2015. No. 6. Ч. 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54110 (дата обращения: 01.10.2024).

60 Позволит «расширить понятие средств и систем РЭБ групповой защиты». См.: Щербаков В. Невидимый щит и меч авиации // Независимое военное обозрение. 2022. No. 32. С. 5.

61 Pankova L. Worldwide Space Activity: Necessity of Strategic Foresight // AIP Conference Proceedings. 2019. Vol. 2171. No. 1. P.100001-1-100001-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.