Научная статья на тему 'От Униполярной Диалектики – к Биполярной Синлектике; и их Триадологическое применение в Науке (первая часть)'

От Униполярной Диалектики – к Биполярной Синлектике; и их Триадологическое применение в Науке (первая часть) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самовозрастание сложности в процессах естественной организации / Униполярная Диалектика / Биполярная Синлектика / Триадологическая Биокосмология. / Self-Enhancing Complexity in the processes of Natural Organisation / Unipolar Dialectics / Bipolar Synlectics / Triadological Biocosmology.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константин Станиславович Хруцкий

Данная работа нацелена, и в этом отношении продолжает предваряющие наработки и усилия – на цели развития Аристотелевского Органицистского всеохватывающего (космологического) учения. В целом, первоочередной для нас стоит задача добиться возвращения в современную научную жизнь Аристотелевской ОрганонКосмологии : как в статусе её автономного целостного всеобъемлющего (Органицистского) учения, взятого в целом (следовательно, начиная с его присущих космологических оснований); так и на условиях возвращения истинного (оригинального Органицистского) значения всем основным понятийно-концептуальным элементам стройного учения Стагирита, в отношении ко всему корпусу произведенных им научных трудов. В завершение Первой части автор выдвигает, как насущный и животрепещущий – вопрос научного разрешения естественнонаучного феномена Само-восходящей сложности в организации природного (физического, каждого его субъекта жизни) мира, включая его антропологическeую и социокультурную сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Константин Станиславович Хруцкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Unipolar Dialectics – to Bipolar Synlectics; and their Triadological usage in Science (part 1)

This work is aimed at, and in this vein, it continues the pre-event developments and efforts – the aims of evolving the Aristotelian Organicist all-encompassing doctrine. In general, the first priority is to achieve the returning of Aristotelian OrganonCosmology to the contemporary scientific life : both in its status as an autonomic coherent comprehensive (Organicist) doctrine taken as a whole (hence, starting with its essential (Bio)cosmological foundations); as on returning the true (original Organicist) meaning to all the main conceptual and semantic elements of the Stagirite’s teaching; and that covers the entire corpus of scientific works produced by him. At the end of the First part, the author puts forward, as an urgent and burning issue : the scholarly resolution of the natural scientific phenomenon of Self-Enhancing Complexity in the processes of Natural Organisation of the physical (Cosmist) world (its every subject of life), including its anthropological and sociocultural spheres.

Текст научной работы на тему «От Униполярной Диалектики – к Биполярной Синлектике; и их Триадологическое применение в Науке (первая часть)»

От Униполярной Диалектики - к Биполярной Синлектике; и их Триадологическое применение в Науке (первая часть)

Константин С. ХРУЦКИЙ1

From Unipolar Dialectics - to Bipolar Synlectics; and their Triadological usage in Science (part 1)

Konstantin S. KHROUTSKI

РЕЗЮМЕ. Данная работа нацелена, и в этом отношении продолжает предваряющие наработки и усилия - на цели развития Аристотелевского Органицистского всеохватывающего (космологического) учения. В целом, первоочередной для нас стоит задача добиться возвращения в современную научную жизнь Аристотелевской ОрганонКосмологии : как в статусе её автономного целостного всеобъемлющего (Органицистского) учения, взятого в целом (следовательно, начиная с его присущих космологических оснований); так и на условиях возвращения истинного (оригинального Органицистского) значения всем основным понятийно-концептуальным элементам стройного учения Стагирита, в отношении ко всему корпусу произведенных им научных трудов.

В завершение Первой части автор выдвигает, как насущный и животрепещущий - вопрос научного разрешения естественнонаучного феномена Само-восходящей сложности в организации природного (физического, каждого его субъекта жизни) мира, включая его антропологическую и социокультурную сферы.

Ключевые слова: Самовозрастание сложности в процессах естественной организации, Униполярная Диалектика, Биполярная Синлектика, Триадологическая Биокосмология.

ABSTRACT. This work is aimed at, and in this vein, it continues the pre-event developments and efforts - the aims of evolving the Aristotelian Organicist all-encompassing doctrine. In general, the first priority is to achieve the returning of Aristotelian OrganonCosmology to the contemporary scientific life : both in its status as an autonomic coherent comprehensive (Organicist) doctrine taken as a whole (hence, starting with its essential (Bio)cosmological foundations); as on returning the true (original Organicist) meaning to all the main conceptual and semantic elements of the Stagirite's teaching; and that covers the entire corpus of scientific works produced by him. At the end of the First part, the author puts forward, as an urgent and burning issue : the scholarly resolution of the natural scientific phenomenon of Self-Enhancing Complexity in the processes of

1 Новгородский государственный университет, им. Ярослава Мудрого; г. Великий Новгород.

Natural Organisation of the physical (Cosmist) world (its every subject of life), including its anthropological and sociocultural spheres.

Keywords: Self-Enhancing Complexity in the processes of Natural Organisation, Unipolar Dialectics, Bipolar Synlectics, Triadological Biocosmology.

Contents

Introduction

1. Academia.edu - new opportunities for scientific cooperation

2. Plato and Aristotle : the founders of two equally essential (but polar, opposite to each other)

conceptual pathways of comprehensive (cosmological) universal humankind thought

3. The Law of Self-Enhancing Complexity in the processes of Natural Organisation of the physical

(Cosmist) world - Raising an Issue Conclusion

Содержание

Введение

1. Academia.edu - новые возможности к научному сотрудничеству

2. Платон и Аристотель : создатели двух равно необходимых (но полюсных,

противоположных друг другу) концептуальных направлений всеобъемлющей (космологической) универсальной мысли человечества

3. Закон Самовозрастания Сложности в процессах естественной организации природного

(физического, Космистского) мира - Постановка вопроса Заключение

Введение

Современный мир вступил в фазу преобразований - для преодоления текущего глобального кризиса (включающего сферы; социокультурные, в первую очередь) эволюционных (мировой жизни) процессов. Во всех случаях, в мировой истории : подобные процессы (глобального свойства, охватывающие все сферы эволюционного процесса жизни на Земле) преодолевались за счет последовательного (как в отношении к эволюции человечества на планете Земля, так и в Космическом масштабе) Самовосхождения земного Эволюционного Процесса (ЭвоПроцесса, как в целостном выражении; так и применительно к онтогенезу каждого,

участвующему в эволюционном движении субъекту жизни) - Самовосхождения эволюционных процессов на последовательно высшие уровни (стратумы, сферы -социокультурные, в конечном итоге) в сложности своей жизненной организации.

В то же время, вопросы научного понимания причин и механизмов происходящего в природе (естественно - естественнонаучно) - постоянного и универсального Самовозрастания сложности в мировой (и каждого субъекта) организации : эти вопросы (в современной научной среде) не то, что заторможены и отстают (от актуальной повестки дня), но они даже (до сих пор) и не вынесены на эту 'повестку дня'. Таким образом, мир (peace) столкнулся на сегодня с жесткой 'научной недостаточностью', в первую очередь - 'космологической недостаточностью' : как неспособностью ученых правильно определяться со своей позицией (в первую очередь мироотношением, следовательно - миропониманием; в условиях текущего тяжелого глобального кризиса) - на последовавшие неотложные вызовы (к научному сообществу) по немедленному исправлению тяжелого положения дел.

В первую очередь, как представляется : благополучное преодоление назревающих глобальных угроз (благополучному будущему человечества) - заключается, прежде всего, в обнаружении существенных космологических (естественнонаучных) оснований, а также необходимых понятийно-концептуальных средств (в чем, существенное подспорье окажет референциальное соотнесение с ОрганонКосмологией Аристотеля)2; с последующей всемерной актуализацией возможностей научного (Органицистского) постижения вопросов осуществления естественного Самовосхождения (мира в целом, и всех задействованных субъектов) на новый высший (в сложности) стратум-сферу мировой организации; что и позволит как благополучно разрешить все противоречия, так и открыть блестящие перспективы в будущее развитие.

1. Academia.edu - новые возможности к научному сотрудничеству

Если таковой (востребованной концептуальной матрицей) является ОрганонКосмология Аристотеля (как в этом убеждены в БКА) : то, соответственно, как тогда подойти к разрешению важной, но сложной задачи объединения разобщенных (на сегодня) многих

2 Термины «органический» (у Аристотеля) и «Органицистский» (в Биокосмологическом подходе) происходят от значения древнегреческого слова Юpyavov («Органон» - О^апоп); и которое в оригинальном (первоначальном) значении указывает на 'инструмент' ('орудие' и 'средство' для достижения цели); т.е., что в конечном итоге является функцией физического предмета (природной вещи, органа, субъекта).

трудов Стагирита (и представляемых в виде независимых частей) - в единое (концептуально-понятийное целостное) Органицистское учение? В этом вопросе обращает на себя внимание полезная деятельность социальной сетиAcademia.edu3, созданной для сотрудничества ученых, и активно участвующей в движениях «открытая наука» и «открытый доступ»; и что противостоит современным тенденциям, направленным как на ограничение свободного оборота научных статей, так и в целом на ограничение доступа знаний в широкие массы людей. В свете проводимого исследования, например (наAcademia.edu) : мы встречаем ссылки на фундаментальное высказывание Джона Бернета (классициста - специалиста в греческой философии) - «Факт состоит в том, что нам следует обратиться к " Физике"4 - для понимания этики Аристотеля» [Burnet, 1900, p. 69]5; и что полностью совпадает с основным мнением в БКА - главная возможность к пониманию основных понятий и базовых концепций Аристотеля (проникающих и организующих все его труды, значит - в целом его всеохватывающее космологическое знание) лежит через внимательное изучение его Физики.

Не менее яркими доказательствами служат и другие находки ученых, которые являются свободно доступными к изучению и обсуждению на страницах Academia.edu. Здесь исследователь выводит, что «понятие мезотес - это нить Ариадны, которая проходит через всю систему нравственной (этики)6 и естественной философии (физики, естествознания) Аристотеля» [Wang, 2022, p. 2].7 Последнее являет собой прямое указание на триадологичность Аристотелевского знания : универсального существования в природе (реальном мире) одновременно двух полюсов (следовательно, Биполярности); и объединяющего (полюса) промежуточного срединного (mesotes) основания-оси ('оси', поскольку главным атрибутом природы является движение всех действительных субъектов (вещей), и где первичным (в движении) является круговоротное движение.

3 См. сайт организации: https://www.academia.edu/

4 Ссылаясь на оригинальный текст: "the fact is that we must go to the Physics for Aristotle's moral

philosophy" [Burnet, 1900, p. 69].

5 См.: Burnet, John (1900). The Ethics of Aristotle. London: Methuen.

6 В оригинальном высказывании: "the concept of mesotes is an Ariadne's thread that runs through the

whole system of Aristotle's moral and natural philosophy." [Wang, 2022, p. 2]

7 См.: Wang, Huaiyu (2022). "Reexamine Aristotle's Doctrine of the Mean - Mesotes, Energeia, Aletheia:

Discovering an Ariadne's Thread through Aristotle's Natural and Moral Philosophy," Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/ (retrieved - April 11, 2022)

Следующий яркий момент, из общения с научными публикациями на Academia.edu - это публикация аргентинского ученого Рикардо Ф. Креспо, озаглавленная «Aristotle's Teachings for Contemporary Economics», где автор подчеркивает следующее: «Способность (dynamis), иметь силу («источник движения или изменения»: Метафизика V, 12, 1019a 15)» - это качество. Способности, по Аристотелю, являются естественными (physikes) (Категории VIII 9a 14ff)». [Crespo, 2022, p. 5]8. В другой статье, подготовленной D.J. Depew, "Consequence Etiology and Biological Teleology in Aristotle and Darwin" : здесь выявляется существенный момент, в соотнесении с работой Аристотеля «О порождении животных» (De Generatione Animalium), что в теории Аристотеля «надлежащим конечным благом каждого живого вида является развитие и осуществление его наивысших психологических способностей, с вытекающим отсюда следствием, что просто жизнь (курсив мой. - К.Х.) является порождением (c постоянным существованием), а не конечном исходом (телосом)9, актуализации психического склада определенного организма» [Depew, 2022, p. 389]. Последнее вполне соотносится с (выше отмеченным) выводом H.Wang - о значении mesotes-основания как путеводной нити (Ariadne's thread); и что соответствует просто жизни (как несущему основанию) - для всего онтогенеза субъекта жизни.

Наконец, примером прекрасных возможностей для осуществления плодотворного концептуального общения и взаимопонимания между учеными (и, как раз затрагивающем проблематику диалектического развития) является впечатляющий научный труд «На пути к единому космосу»10. Здесь автор сравнивает две (мирового значения) системы рационального знания (Платона и Аристотеля); в своем анализе он выявляет их принципиальные (метафизические) различия - и что «система, которую Аристотель разрабатывал в течение 20 лет, под обучением Платона - в некоторых важнейших аспектах оказалась прямой противоположностью системе, разработанной его учителем» [ Lobotka, 2022]; и что подобное может рассматриваться как " важнейший противостоящий (антитезиса) элемент для постоянно

8 Crespo, Ricardo F. (2022). "Aristotle's Teachings for Contemporary Economics," Academia.edu. URL:

https://www.academia.edu/ ; citation taken from this paper: "Capacity (dynamis), to have power («a source of movement or change»: Metaphysics V, 12, 1019a 15) is a quality. Capacities, for Aristotle, are natural (physikes) (Categories VIII 9a 14ff.)" [Crespo, 2022, p. 5].

9 В авторском оригинальном высказывании: «the proper final good of each living kind is the development

and exercise of its highest psycho-logical capacities, with its corollary that mere life is a result, not the telos, of the actualization of a kind's psychic profile.» [Depew, 2022, p.389]

10 Lobotka, Vladimir (2022). "Towards a Unified Cosmos," Academia.edu. URL:

https://www.academia.edu/16243590/Towards a Unified Cosmos (retrieved - April 11, 2022).

разворачивающейся диалектики (курсив мой. - К.Х..)". Следовательно, по мысли автора : впереди следует искать (рассчитывать на) слияние-объединение тезиса (Платон) и антитезиса (Аристотель), и конверсию «антитезиса Аристотеля» в некий новый нео-Платонистский Синтезис.

2. Платон и Аристотель : создатели двух равно необходимых (но полюсных, противоположных друг другу) концептуальных направлений всеобъемлющей (космологической) универсальной человеческой мысли

Прежде всего, однако, ученым мужам требуется разобраться (начиная с космологических оснований) - с учением Аристотеля, взятым как целое. Мы (в Биокосмологической ассоциации - БКА) твердо убеждены, что, на этом пути - начинать следует с Аристотелевской Физики, как краеугольного произведения Стагирита; а уже после этого входить в понимание всех вопросов, подвергнутых изучению великим мастером в своей всеохватывающей (как мы её именуем в БКА) ОрганонКосмологии11. Существенно, что в своем трактате Физика : здесь мировой гений прежде всего выдвигает и обосновывает фундаментальное положение, что именно природа производит (родит - brings into being) все существующие субстанции-субъекты действительного мира, включая человека, общество и человечество - высшие производные (результат) и сущности реального мирового (космического) развития (evolvement). Таким образом, у Аристотеля человек (human subject) являет собой как высший уровень естественного развития; так и универсальное (для всего природного-космического мира и каждого его субъекта) выражение присущего (специфического для индивида) Органона ("Opyavov - "Organon") - заложенных и развитых способностей субъекта к определенной функциональной (производительной) деятельности; и что, по сути (во вселенском масштабе) - осуществляет движущие (эволюционные) силы мирового природного (Космического) процесса.

Во второй книге своей Физики Аристотель противопоставляет природный мир, существующий «по природе» - ката фиагу12) - искусственному миру, существующему «не по

11 Как уже отмечено выше, термин и понятие «ОрганонКосмология» соотносит и придает учению

Аристотеля (всемирно признаваемого «отца современной науки») - значение Органицистской всеохватывающую (весь Космос) системы рационального знания; и где «Органон» - с греч. Opyavov - имеет существенное (оригинальное) значение «инструмента» и «орудия» для достижения цели, т.е. реализации присущей функции предмета (субъекта, органа).

12 Древнегреческий оригинальный термин - фиоц; Latin synonym - natura, русский термин - природа

(как раз содержащий в себе корень «род» - родить).

природе»; т.е. миру, искусственно производимому человеком (man-made). Одновременно, что является существенным - в этом месте Физики (в отличие от завершающих книг трактата) Стагирит не сочетает свои концептуальные построения и утвержденияс с критикой и опровержением теоретических положений своего учителя Платона, отстаивавшего принципиально иное, по сути противоположное - Трансценденталистское устройство действительного космического мира. Последнее, у Платона, имеет принципиально Дуалистскую сущность : здесь незыблемым и единственно реальным основанием выступает «мир идей»; тогда как чувственный физический (субъектный вещественный) мир - этот окружающий субъекта мир изначально обозначается как бесцельный хаотический безжизненный (но энергетически насыщенный) материальный мир; и где наблюдаемые вещи чувственной реальности - это всего лишь блеклые тени единственно реальных (и первоначальных) объектов: математических высших (вечных нематериальных абсолютных) Трансцендентных принципов - Форм, Эйдосов, Идей, Образцов-идеальных Парадейгм.

Существенно, что Платонический человек (как высшее создание) заключает в себе (как данное ему от Демиурга-создателя) «искру знания царства эйдосов», соответственно - сознанием (т.е. приобщением, вместе со всеми сознательными субъектами, к единственно реальному и подлинному в существующем мире - абсолютным Идеям; и что, в основном, выражается математическим и механически-конструктивным образом); и что противостоит окружающему материальному (принципиально Хаотическому) косному миру. Краеугольный момент, в Платонизме : что только после вмешательства Демиурга - высшей Трансцендентной сущности (или его подобия - человека-ученого и общественного деятеля; каждого - уже в своих локальных условиях и ограниченных возможностях) - только вследствие реализации Дуалистской конструктивной созидательной деятельности (непосредственно Демиургом; или через активность его подобия - человека, т.е. микро-Демиурга) становится возможным преобразование безжизненного и опасного окружающего (физического) мира, и его превращение в цветущее и безопасное окружение для человека. Без этих (с вектором в Трансцендентализме) интеллектуальных и конструктивных усилий : чувственный материальный мир проживания человека (и его научного понимания), по Платону - этот мир всегда будет являть собой состояние бесконечного Хаоса (беспорядочного становления и самоуничтожения); т.е. неизбежно выступать в качестве изменчивого хаотического континуума (текучего и непостоянного, и подверженного гибели).

Принципиальным образом, поэтому : Земной природный мир (у Платона) - этот мир не может находиться в природе и действовать как самостоятельная и подлинная сущность, способная к самоорганизации и последовательному развитию; поскольку в космосе Платона утверждаются к настоящему существованию исключительно чистые, нематериальные, духовные, вечные и бестелесные сущности (Идеи, Формы, Образцы, Эйдосы) - только эти сущности заявляются как представляющее собой единственную и истинную реальность. В этой связи, еще князь С.Н. Трубецкой, выдающийся русский мыслитель и общественный деятель (ректор МГУ, 1905 г.) : в своем «Курсе истории древней философии» (1906-1908 гг.)13; здесь, в разделе «Критика Платона. Отношение общего к частному» - Трубецкой выявляет основной недостаток, который Аристотель утверждает в отношении к Платоновскому учению об Идеях: что «Идеи не объясняют ни бытия, ни генезиса, или происхождения вещей, идеи не обусловливают собою бытия вещей, потому что они им внутренне не присущи» [Трубецкой, 1997, с. 421]. Мыслитель объясняет позицию Аристотеля следующим образом : Идеи, как вечные и неподвижные, и находящиеся за пределами действительного мира - эти Идеи не могут стать началом движения и генезиса; но исключительно послужить причиной покоя и неподвижности. Поэтому, заключает Трубецкой - в определении позиции Аристотеля:

Без действия какой-либо живой силы (курсив мой. - К.Х.) единичные вещи, причастные идеям, не могли бы возникнуть. Платоновой философии недостает ата, об ву п ар%п тпС М-втаРо^п^ ("причины, производящей начало изменения"), между тем как задача философа именно и заключается в познании видимого мира явлений [Трубецкой, 1997, с. 421].

С позиции БКА : Трансценденталистский (Дуалистский) подход, производимый для научного поиска и научной активности, и вкупе с обладанием достаточного массива объективных данных - подобный подход предоставляет исключительную возможность для реализации математико-физикалистской (математической обработки научно-эмпирических и экспериментальных данных) научного изучения (и конструктивного преобразования) действительного мира, окружающего и составляющего человека. Нельзя не отметить, что данный (Трансценденталистский) научный метод сформировался в Западной Европе в историческую эпоху Нового времени; и что он обнаружил феноменальные возможности; так, в результате, он обогатил (и продолжает удивлять мир новыми свершениями) - этот Тип

13 Цит. по: Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАД ОС; Русский Двор, 1997. - 576 с.

научного знания невероятным образом преумножил мировую культуру потрясающими научными (технологическими) достижениями и прорывами.

В то же время, что также нельзя не признать (поскольку это физическая истина) -противоположности (полюса) всегда существуют в двуединстве : т.е., в физическом мире не может быть одного полюса, или множества полюсов; но полюсов всегда (и только) два. Таким образом, в космологическом отношении : всегда существует полюс, который нельзя не признавать - полюс Трансцендентализма (Платонизма)14, т.е. полюс Статического (создаваемого по Идеальным, вечным и неизменным Образцам-Эйдосам - «раз и навсегда») мироустройства. Принципиальным образом, здесь работает режим (микро)эволюционного прогрессистского (приближения к Идеальным математическим образцам) : т.о. монолинеарного Статического (устойчивого) развития.

В равной мере это относится и к вопросам биологической эволюции (по крайней мере, для её научного понимания; например, средствами диалектического метода) - всего, осуществляемого на единых (общих для всех, незыблемых основаниях); едином космологическом базисе, объясняющем мироустройство. Этот момент отмечает и Жорж Шапутье, в своей научной статье, что эволюция обусловлена противоречиями и их последовательным преодолением; и что "Диалектика стремится интерпретировать всю эволюцию через последовательные противоречия между двумя противоположными элементами, ведущие к их преодолению, которое представляет собой третий, троичный элемент и этап временного прогресса (курсив мой. - К.Х.) по отношению к первоначальному противоречию"15 [Chapouthier, 2022, p. 62]16. Главным образом, здесь развитие (эволюция)

14 И этот полюс действительно существует : уже только по той причине, что (как свидетельствует

история) - именно на основаниях Трансцендентализма (Платонизма) была выстроена эпоха Нового времени, с её феноменальными общественно-культурными и научными (технологическими) достижениями (и где, следуя глубокому выводу А.Н. Уайтхеда, «Вся Западная философия представляет собой серию подстрочных замечаний к Платону» (Whitehead, Process andReality [1978, p. 39])

15 Оригинальный текст: "La dialectique vise à interpréter toute évolution par des contradictions successives

entre deux éléments opposés pour aboutir à leur dépassement, qui constitue un troisième élément, ternaire, et un palier de progrès provisoire par rapport à la contradiction initiale. L'évolution serait ainsi due à des contradictions et à leurs dépassements successifs." [Chapouthier, 2022, p. 62].

16 Chapouthier, Georges (2022). "Réflexions sur la biologie postdarwinienne et l'évolution," The Revue philosophique de la France et de l'étranger 2022/1, Tome 147 | pages 61 à 73.

существенно реализуется Извне и Сверху-Вниз - на общих основаниях и (как это утверждается в исследовании Лоботки, для высших уровней) посредством единого «трансцендентного модуса вечных архетипов всех этических, интеллектуальных и эстетических качеств» ("in their transcendent mode of eternal archetypes of all ethic, noetic and aesthetical qualities" [Lobotka, 2022]).

В отличие от этого, в другом отношении (как выше отмечено); поскольку физических полюсов у субъекта (в реальном мире) всегда два, то равным образом - всегда существует и противоположный полюс мировой (Космической - космологической) организации. Этот (противоположный Платонизму) полюс является существенно Натуралистическим, Динамическим и Функционалистским (т.е. Органицистским) - непосредственного возникновения и самостоятельного развития : и присущего онтогенетического Самоизменения - Само-восхождения (в сложности организации) любого субъекта (живого Космоса); и конечного субъектного деятельного обнаружения своего места (topos; др. -греч. tôtcoç), для осуществления здесь свойственной функциональной (Органицистской, полезной -efficient wholesome) активности. Существенным образом, здесь естественные силы (потенциалы, причины) каждого действительного субъекта : соответствующим образом они определяют, действуют и Самореализуют себя Изнутри и Снизу-Вверх. Именно востребованность данного (Органицистского) полюса; и острая необходимость (ввиду состоявшейся в мировой науке «космологической недостаточности» и кризисной ситуации в мировом социокультурном развитии) : подобная обстановка в мире требует решительного и неотложного разворота мировой научной мысли (сохраняя свое Триадологическое единство и генеральный курс Интегралистского развития) - к полюсу Органицистского (Биокосмологического) знания.

Существенно, что удивительным образом (поскольку он являлся учеником Платона) : но именно Аристотель разработал принципиально отличную, по сути противоположную космологию - всеохватывающее Органицистское рациональное учение, научного и философского знания. Здесь, природа и космос (у Аристотеля) - это не окружающий и противостоящий человеку мир : но это мир (Природа, Космос), который сам производит (родит) все реальные сущности, включая и человека (общество, человечество). Таким образом, человек (и человечество), в Органицистском Космосе Аристотеля (и объясняемые его ОрганонКосмологией) : здесь человек, напротив, хотя и равно являет собой высшее

произведение (в иерархии); и кто обладает способностью к рациональной, разумной и целе-(результат)движимой деятельности; но Аристотелевский человек - это, в сущности, такой же (хотя и высший в эволюционной иерархии), но принципиально следующий тем же естественным законам (действительного мира) субъект мирового (Космического) развития.

Явным образом, по Аристотелю : но именно природный мир содержит (заключает) в себе как начала движения и покоя, так и начала материи (оригинальный термин у Аристотеля - гиле-; от др.-греч. й^п) и формы (морфе - р.орф'л). Здесь нельзя, в концептуальном плане, вновь не отметить - что оба термина («гиле» и «морфе»), на сегодня, являются крайне (до степени полного извращения оригинального значения) Платонизированными; и в результате замещенными на латинские термины «материя» и «форма». Последние же («материя» и «форма»), по сей день выступают основными и постоянно используются в текущем академическом общении : хотя и, обе пары (истинное гиле Аристотеля и современное понятие «материи»; как и оригинальный концепт морфе у Аристотеля и современное научное значение «формы») - являются принципиальным образом несовместимыми (фактически, в концептуальном значении - противоположными друг другу).

В этом свете, и в русле заявленной темы исследования : становится возможным соотнести (с Аристотелевским натуралистическим подходом) обе категории - выдвигаемой Биокосмологической биполярной Синлектики, и традиционной Униполярной Диалектики; в отношении как естественных процессов, так и методов (Органицистского) научного познания. В свою очередь, Платоническая (Трансценденталистская) космология и произведенные ею современные подходы и методы как философского (субъективно-объективного), так и научного (математико-физикалистского) способов познания : с конечным осуществлением (человеком и обществом), через опытно-конструкторскую (и эпистемологического конструктивизма) исследовательскую активность - деланием искусственных продуктов и вещей, производимых технологически. С данным (Трансценденталистским, принципиально Униполярным, по своей сути) подходом и методом: может быть проведено (как выше отмечалось) существенное метафорическое (в сфере физиологии) сравнение с любым из макро-циклов циркадианного Био-ритма (существенно Триадологического : полярных циклов Сна и Бодрствования; и постоянного Интегрального поддержания Гомеостазиса, включая фазы Перехода ко сну и Пробуждения).

Существо дела состоит в том, что в этой перспективе становится возможным снять основное противоречие, которое вытекает из важного и успешного исследования Жоржа Шапутье17, по результатам которого ученый сформулировал свою Мозаическую теорию. Это противоречие, напомним, состоит в том, что, с одной стороны : ученый успешно доказал релевантность использование униполярного (в пределах одной космологии и используемой исследовательской парадигмы) - традиционного диалектического метода исследования и познания реального мира; и что, следовательно - является эффективным приемом к разрешению научных вопросов биологического и социального развития. Однако, с другой стороны, что также вскрыло исследование Шапутье : традиционная (классическая) диалектика, как и другие методы познания - все это не позволяет (в признанных на сегодня стандартах научного исследования) познавать и объяснять естественнонаучный феномен Само-восходящей сложности в организации природного (физического) мира, включая и его социокультурную сферу.

3. Закон Самовозрастания Сложности в процессах естественной организации природного (физического, Космистского) мира - Постановка вопроса

На самом деле, поэтому : нам требуется введение в научную жизнь нового метода познания, 'Биполярной Синлектики'18 - способного производить необходимое знание непосредственно в отношении к реальному (Триадологическому) миру, включая и реализацию познгания естественной способности ОрганонКосмологической среды (как природного мира в целом, так и каждого его субъекта; человека и общества, в первую очередь) осуществлять процессы Самовосхождения в сложности своей организации. По существу дела, метод 'Биполярной Синлектики' напрямую соотносится с Аристотелевской ОрганонКосмологией; и здесь, благодаря созданному Стагиритом концептуально-понятийный аппарату - значение и содержание выдвигаемой Биполярной Синлектики прекрасным образом проясняется.

Нельзя не отметить, что сам Аристотель не ставил перед собой подобной задачи; как и в его Физике отсутствует понятие физического закона (в современном его понимании, как Извне определяемые «устойчивые повторяющиеся объективные закономерности, существующие в

17 Шапутье, Жорж. Мозаическая теория природной Органической сложности. Научно-философский

подход // Biocosmology - neo-Aristotelism. Vol. 10, Nos. 3&4 (Summer/Autumn, 2020), сс. 329-405.

18 Здесь «син-» (в Синлектике) - это словообразовательный элемент, происходящий от греческого syn-

, и означающий «вместе с, совместно; одинаково; одновременно»; тогда как «диа-» (в Диалектике)

- происходит от греческого dia- и несет смысл «через; на протяжении».

природе») - но у Стагирита (на это место) выдвигаются понятия начал (ар%^); которые в себя включают и естественные причины (ате^). Фактически, именно Аристотель является основателем этиологии - науки, изучающей естественные причины. Например, в первой книге «Метафизики», в седьмой главе : Стагирит здесь отмечает, что многие (из его предшественников) занимались изучением причин (как начал движения); но, в конечном итоге, он приходит к выводу, что «суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил;» (988а 34)19. Также Стагирит делает важнейшее заключение (как его конкретизирует В.Ф. Асмус [1975, а 523]20), что «Целевая причина (курсив мой. - К.Х.) никем не была сформулирована надлежащим образом, хотя о ней и была речь у многих» [Метафизика, Кн. I., Гл. 7]21. Существенно, что Аристотель раскрыл (для мировой науки) значение естественных (натуралистических, Органицистских), физических причин : что Органицистские причины управляют (Изнутри и Снизу-Вверх) присущим субъекту развитием (в том числе, и в плане возрастания сложности организации), как принадлежащим естественному физическому (по происхождению, природному и Космическому) миру.

Существенно, что сам Стагирит не предоставил полной (развернутой, и в форме отдельного труда) этиологической теории, которая бы в целостной форме производила основания и концептуальные конструкции науки-этиологии22. В то же время, Физика (как и весь корпус Аристотелевских трудов) являют собой прекрасное основание (и предоставляют множество существенных закладок, готовых к их научному развитию) : как для научного обсуждения, так и для рационального понимания (и разрешения) вопросов Самовосходящей сложности в мировой организации жизненных процессов.

Одновременно, Аристотель является основателем эмпирического подхода в научном познании. В то же время, в качестве достоверных эмпирических показателей : им признавались главным образом те данные, что были получены в ходе непосредственного наблюдения за природными явлениями и процессами. Мысль об искусственном моделировании (т.е. учреждении экспериментального способа исследования природных явлений), следовательно - фактически об 'остановке' естественных процессов (и замене их на искусственные) :

19 См. :Аристотель. Физика. // Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М., Мысль, 1981. С. 59-262.

20 См.: Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф. Асмус // Аристотель. Соч. : в 4 т. / Аристотель. -

Москва, 1975. - Т. 1. - С. 5-50; 522-550.

21 См.: Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М., Мысль, 1976. С. 63-368.

22 Этиология - от греч. ата «причина» + др.-греч. Алуо^ «слово, учение».

подобный подход им даже и не допускался (как нарушающий первоначальные и первопричинные силы и свойства природных явлений).

Сегодня нам подобная позиция кажется неразумной (и даже смешной) : поскольку, как же иначе (что понятно уже и школьнику) - Как же иначе будет возможным для ученых исследовать те (скрытых от глаз и других органов чувств исследователя) страты (уровни), и их составляющее великое множество частей-элементов (например, включенных в строение любой про- или эукариотической клетки; или обуславливающих строение её генома); и что в целом составляет весь мир жизни человека? В то же время, если спокойно разобраться в этом вопросе : Органицистская (натуралистическая) позиция Аристотеля (и, в целом - потенциал его ОрганонКосмологии) - все это является равным образом существенным; и нисколько не уступающим (в значении) современному редукционистскому подходу. Последний, напротив, математико-физикалистский (в своей сущности) : современный (Западный) научный подход производится Извне и Сверху-Вниз - по отношению к миру как физикалистскому объекту, содержащему в себе неисчислимое множество составляющих его разноуровневых объектов; и которые (все; за исключением человека сознательного - как микро-Демиурга) принципиально находятся в хаотических отношениях, т.е. существенно лишены каких-либо субъектных внутренних потенциалов целедвижимости и Само-восходящего онтогенетического развития.

Более того, как это следует оценивать в настоящем (в ходе текущего глобального кризиса) : неотложное изучение вопросов естественного самодвижения субъектов мировой жизни и их способностей (человека и общества) к Самовосхождению на новые высшие (в сложности организации) уровни своего развития - подобные (научные) цели (вызовы) приобретают характер первоочередных (безотлагательного, жизненного значения). На самом деле, в результате современного торжества (или, скорее, диктата, как единственно допустимого -диктата экспериментального подхода, с последующей математической обработкой получаемых объективных данных) : в результате на сегодня, по сути, Аристотелевская Органицистская естественнонаучная этиология (как естественная наука) оказалась фактически полностью заблокированной, и не допускаемой в текущую (глобальную) научную жизнь. По большому счету, этиология на сегодня сохраняется только в медицине; но она имеет здесь в основном прикладное значение, поскольку её Органицистская (натуралистическая) фундаментальность является в значительной мере утерянной.

Следует считать, что в тяжести сложившейся ситуации (утраты этиологии как необходимого основания естественнонаучного знания) проявляет себя все тот же (установившийся) диктат (отмеченный выше) - допустимости в научную жизнь (теорию и практику) исключительно Платонистского (на Трансценденталистских космологических основаниях) подхода (Типа знания). Как неминуемое следствие, в мировой науке сложилась ситуации 'космологической недостаточности' : иначе говоря, в результате существования последней (т.е. критического принижения и недопущения Органицистского знания в современную научную сферу) - в текущих условиях объективно не могут стать предметом познания собственно субъекты эволюционного (Мозаического) Самовосхождения действительного мира (т.е. все реальные субъекты деятельности). Следовательно, по-прежнему остаются невыясненными причины (действительные начала - силы и механизмы), универсально и непосредственно осуществляющие (для каждого субъекта реального мира, как биологического, так и социокультурного) - результаты образования, на современном (очередном, естественно предуготовленном) эволюционном стратуме-сфере (уровне) - мозаических новых (в Функционалистском предназначении и сложности организации) субъектов-органов.

Далее, подобным универсальным образом : данные интегрированные (через Органический Функционалистский подбор) УКЭС-субъекты23 - далее они будут претендовать на последовательно высшее интегрирование (как деятельные субъекты) в высший стратум нового (в сложности организации) целостного существования и развития. Таким образом школьник, например, окончив среднюю школу : далее, если преодолевает отбор вступительной экзаменации - осуществляет свое мозаическое восхождение; с постоянным развитием и достижением последовательного результата превращения в нового субъекта, отобранного ЭвоПроцессом и принадлежащего высшему (более сложному) уровню целостной сферной организации реального (субъектного - у Аристотеля; объектного - у Платона) мира. В конечном итоге, предназначением каждого Органицистского субъекта является реализация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Биокосмологическое понятие : подразумевает вселенского (природного Космического) субъекта -Универсального Космического Энтелехистского Субъекта (УКЭС); последний обозначает любого свободного вещественного индивидуума (целостную, неделимую, функционально-активную, Энтелехистскую сущность): химический элемент, молекулу, клеточный органоид, орган, биологический организм, общественный организм и его главный элемент - человека разумного, и человечество в целом. Подробнее об этом, см. BCnA-публикацию, «Обсуждая гипотезу «пространственного гомеостаза» О.И. Эпштейна - О Биокосмологических параллелях и терминологических коррекциях, и общих основаниях Органицистской - ОрганонКосмологической - науки в России»; BCnA-Vol. 9, Nos. 1&2 (Winter/Spring 2019).

и осуществление своего уникального Функционалистского вклада в высшие (становления) уровени вселенского развития (ЭвоПроцесса).

Каждый новый (рожденный) мозаический орган объединяет в себе различные (разнородные; и созданные путем Юкстапозиции-сопоставления, в русле «родового» развития) элементы-органы; за счет интеграции органов (частей) в будущую (мозаическую) целостность, принципиально происходящую из элементов, образованных на нижележащих уровнях организации. До сих пор, однако, мировая наука не обращает внимание на проблему этиологической невыясненности причин (естественных сил-начал), производящих Самовозникновение субъектов (организмов, мозаических органов - органонов) нового высшего (в сложности организации) стратума-сферы. По существу, в этом и состоит основной смысл (предпринятой в БКА) Инициативы (в обращении ко всему научному сообществу): чтобы на основании Триадологического подхода, т.е. равного учета и использования всех Трех Типов рационального знания: двух полярных Типов (Органицистского и Трансценденталистского), и срединного Интегралистского Типа - выдвинуть инициативу осуществления решительного Разворота (т.е. на 180 градусов - к полюсу Органицизма) в современном мировом развитии.

Естественным образом, данный Эволюционный Разворот полагается к осуществлению строго как на основаниях Триадологического единства (Триединства всех Трех Типов научного знания); так и основаниях своей неотложной эволюционной (естественнонаучной) востребованности. В последнем отношении утверждается усугубление глобального кризиса (и что очевидным образом формирует угрозы в отношении благополучного будущего человечества и мира-peace в целом) : поэтому неотложно требуется обеспечить научное обоснование к его естественному (для мира-peace - Самовосхождения в сложности мирового Эволюционного Процесса) - естественной (естественнонаучной) реализации всеми его (ЭвоПроцесса) субъектами осознанного, нацеленного и присущего (на основании свойственных субъекту и развитых Функционалистских способностей) - целенаправленного мозаического Самовосхождения на очередную ступень (стратум-сферу) новой высшей (в сложности) организации всех субъектов и процессов мирового (peaceful) целого.

В целом, что пока сразу требуется подчеркнуть (в отношении к всеохватывающей космологической теории Аристотеля) : любое понятие Аристотеля, взятое к рассмотрению в частном плане - в этом случае становится несложным перевести любое концептуальное

понятие Стагирита в иное (чем оригинальное) значение, например, придать ему Платоническое (Трансценденталистское) измерение; а далее - придать ему новый смысл и звучание в академической среде. В аспекте данного исследования, что требуется подчеркнуть - этот подход (Платонизации науки Аристотеля), на сегодня, по сути является безальтернативным (к Аристотелю) академическим отношением.

Совершенно другое дело, для оснований и перспектив научной деятельности : если на первый план выводится, фундаментальным и незыблимым образом - истинная (натуралистическая Органицистская) концептуальная сущность ОрганонКосмологии Аристотеля; и когда учение Стагирита также изначально берется и рассматривается в его целостном значении и отношении (всегда увязываясь со всем корпусом Аристотелевского рационального знания; и, здесь прежде всего начиная с его Физики). При подобном отношении, задача изменения (извращения) оригинального смысла концептуальных понятий Аристотелевской ОрганонКосмологии становится принципиально невозможной (или крайне трудной) к осуществлению.

Заключение

Как раскрывается в работе, серьезный задел к изучению вопросов возрастающей Органической сложности был сделан ведущим ученым БКА, французским биологом Жоржем Шапутье, создателем Мозаической теории [2018]; а в 2020 г. на свет появился русскоязычный перевод его «Мозаической теории природной Органической сложности»гА. Здесь ученый отмечает важность применения диалектического подхода (и диалектической триады) - к изучению вопросов возникающей сложности в реальном мире. В то же время, как остается признанным фактом : в мировой науке, по настоящее время, остаются невыясненными основания и механизмы Самовозрастания сложности в процессах мирового развития. В этой связи, в данном исследовании, на основании Биокосмологического (Триадологического) подхода - в предлагаемой работе выдвигается понятие (и существенная характеристика) биполярной Синлектики; и проводится её различение с Монополярной, признающей существование только Одного (вида и типа) Полюса космологии и научного знания - на сегодня общепризнанной Униполярной Диалектикой. Последняя, как Тип познания, применительно к изучению процессов возникновения новой сложности (как подчеркивается в

24 См.: Шапутье, Жорж. Мозаическая теория природной Органической сложности. Научно -

философский подход // Biocosmology - neo-Aristotelism. Vol. 10, Nos. 3&4 (Summer/Autumn, 2020), сс. 329-405.

исследовании) - данный (Униполярной Диалектики) Тип объясняет (проявляет свою эффективность) только в отношении к прогрессистским (монолинейным, осуществляемым в одном порядке космологических оснований) жизненным процессам. Напротив, что выдвигается в работе : в концептуальном значении и практическом приложении биполярной Синлектики - здесь задействуются все Три Типа космологий; соответственно - Три Типа научного знания: два Полюсных; и третий (или первый, по значению) - Интегралистский (срединный, объединяющий) Тип.

Важный (даже решающий) момент исследования заключается в соотнесении предпринимаемых научных усилий (производимым концептуальным конструированием и понятийной формализацией содержания) - с обязательным референциальным сопоставлением (как с существенным концептуальным ядром-образцом) всего производимого материала - с ОрганонКосмологией Аристотеля (взятой как целое; но при первичном обращении к его Физике). Здесь прежде всего утверждается, что подобное (референциальное - к базовой и всемирно признанной концепции) обращение является фундаментально необходимым : поскольку (в отсутствие такового) становится принципиально невозможным достичь сколько-нибудь полноценного взаимопонимания (между сотрудничающими учеными); следовательно - добиться возникновения и развития Нового (раскрывающего естественнонаучные вопросы Самовосходящей сложности, в реальном мире) научного знания.

В свою очередь, отдельным вызовом (современных реалий) является задача восстановления единой (присущей оригинальной) космологической целостности и значения всего Аристотелевского (Органицистского) корпуса научных трудов - Аристотелевской ОрганонКосмологии. В настоящем (до сих пор) : данный запрос (вызов) текущего (кризисного) времени остается не удовлетворенным; и требует скорейшего приложения академических сил к разрешению этой актуальной и комплексной (как и наболевшей, и приобретающей огрожающий характер) научной проблемы.

Библиографический список

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М., Мысль, 1976. С. 63-368. Аристотель. Физика. //Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М., Мысль, 1981. С. 59-262. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф. Асмус // Аристотель. Соч. : в 4 т. / Аристотель. -Москва, 1975. - Т. 1. - С. 5-50; 522-550.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАД ОС;

Русский Двор, 1997. - 576 с. Хруцкий К.С. Обсуждая гипотезу «пространственного гомеостаза» О.И. Эпштейна - О Биокосмологических параллелях и терминологических коррекциях, и общих основаниях Органицистской - ОрганонКосмологической - науки в России // Biocosmology - neo-Aristotelism Vol. 9, Nos. 1&2 (Winter/Spring 2019), c. 21-136. DOI: 10.24411/2225-1820-2019-00002 Шапутье, Жорж. Мозаическая теория природной Органической сложности. Научно-философский подход // Biocosmology - neo-Aristotelism. Vol. 10, Nos. 3&4 (Summer/Autumn 2020), сс. 329-405. Burnet, John (1900). The Ethics of Aristotle. London: Methuen.

Chapouthier, Georges (2018). The Mosaic Theory of Natural Complexity: A scientific and

philosophical approach. New edition [online]. La Plaine-Saint-Denis: Éditions des maisons des sciences de l'homme associées, 2018. Chapouthier, Georges (2022). "Réflexions sur la biologie postdarwinienne et l'évolution," The

Revue philosophique de la France et de l'étranger 2022/1, Tome 147 | pages 61 à 73. Crespo, Ricardo F. (2022). "Aristotle's Teachings for Contemporary Economics," Academia.edu.

URL: https://www.academia.edu/ Depew, David J. "Consequence etiology and biological teleology in Aristotle and Darwin," //

Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences 39 (2008), 379-390. Lobotka, Vladimir (2022). "Towards a Unified Cosmos," Academia.edu. URL:

https://www.academia.edu/ Wang, Huaiyu (2022). "Reexamine Aristotle's Doctrine of the Mean - Mesotes, Energeia, Aletheia: Discovering an Ariadne's Thread through Aristotle's Natural and Moral Philosophy," Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/ Whitehead, Alfred N. (1978). Process and Reality. New York: Free Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.