КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Химион Людмила Викторовна — доцент кафедры семейной медицины Национальной медицинской академии постдипломного образования им. П.Л. Шупика Министерства охраны здоровья Украины Адрес: 04112, Украина, г. Киев, ул. Дорогожицкая, д. 9 Телефон: (38 044) 483-04-35 E-mail: [email protected]
Т. Гиббс, Л.В. Химион
От учебных портфолио к планам индивидуального развития: необходимое условие для всех работников здравоохранения (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)
T. Gibbs, L.V. Khimion
From learning portfolios to personal development plans: a prerequisite for all healthcare providers (Russian version edited by Z.Z. Balkizov)
Previous articles have focused upon the need to recognize and implement modern educational theory into practice, to make learning into a continuous life-long activity and relate learning to outcome measures. For each the practitioner has to develop the appropriate tools for these concepts to be both implemented and successful. But how do practitioners appraise what they have either been involved with or map what they intend to carry out in the future, or make themselves ready for a future time when accreditation and re-accreditation are realistic outcome measures?
In this article we put forward, for discussion, the use of modified Learning Portfolios which when combined with a Personal Devel-
В предыдущих статьях шла речь о необходимости понять и применить современную образовательную теорию на практике, превратить обучение в непрерывную деятельность и связать его с оценкой результатов. Для реализации каждой из этих идей практикующий врач должен создать соответствующие им средства, которые помогут ему работать и добиться успехов. Но каким образом практикующие врачи смогут оценить, с чем им придется иметь дело, или составить план того, что они собираются сделать в будущем, или подготовиться к тому времени, когда первичная и повторная аккредитация станут средствами измерения результатов реальной работы?
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
н
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
opment Plan, act as an educationally-directed developmental tool, identifying educational and training needs as well as record individual progress and success. The article will draw a comparison between this type of portfolio and the standard curriculum vitae, whilst demonstrating the potential for a learning portfolio to be a useful adjunct to a curriculum vita.
«I always say, keep a diary and some day it'll keep you» Mae West «Every Day's a Holiday» (1937, film)
В данной статье мы предлагаем обсудить тему применения модифицированных учебных портфолио, которые, в совокупности с планом индивидуального развития, служат образовательно-направленным развивающим средством, определяя потребности в образовании и подготовке и позволяя регистрировать прогресс обучения и успехи. В статье приводятся сравнение такого вида портфолио со стандартным резюме, а также доказательство того, что учебное портфо-лио может стать полезным приложением к стандартному резюме.
«Поддерживайте дневник, и однажды он поддержит Вас» Мэй Уэст «Каждый день праздник» (фильм, 1937)
Введение
Как для студента, так и для аспиранта, учебное портфолио является коллекцией материалов, собранных вместе для определенной цели (Challis, 1999; Brigden, 1999). Объединение материалов дает практикующим врачам возможность лично определять важные действия, совершенные в прошлом и определять необходимость в будущем обучении. Это также позволяет им находить пробелы в знаниях, умениях и опыте, и помогает решить, когда и в какой области им необходимо повышать собственную квалификацию. Очевидно, что предоставление отчетности необходимо, независимо от того, применяются ли учебные портфолио на базовом этапе обучения, где они часто служат в качестве средств для оценки (Challis, 2001; Rees, Sheard, 2004), на постдипломном уровне, где они используются для профессионального развития (Melville at al., 2004), или когда обучение является частью непрерывного профессио-
нального развития (Zeiger, 2005). Также как и отчет о достижениях, портфолио может быть средством, помогающим анализировать прошлый опыт образования и управлять собственным обучением.
Отчет о профессиональном развитии часто рассматривают как важнейший компонент постдипломной медицинской подготовки во всех областях (Recommendations on General Clinical Training, 2005), и стандартным форматом для оценки и определения ценности является структурированное портфолио (The undergraduate medical curriculum. http://www. rcs.uwa.au).
Критически пересматривая, анализируя и оценивая наши процессы принятия решений и наше взаимодействие с пациентами и коллегами (поскольку мы занимаемся различными видами деятельности), можно создать прочную основу для удовлетворения всех определенных заранее учебных потребностей, а также выявления улучшений и даже достижений.
н
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
Т. Гиббс, Л.В. Химион От учебных портфолио к планам индивидуального развития: необходимое условие для всех работников здравоохранения
При применении портфолио совместно с планами индивидуального развития при их помощи можно выделить в учебной программе дополнительную активность или достижения, как в базовой, так и в постдипломной подготовке. Эти аспекты часто используются для улучшения образовательной программы.
Что входит в портфолио?
Портфолио следует считать действующим документом, который является результатом процесса осмысления деятельности.
Представленные в нем факты должны показывать:
• Положительные стороны учебной деятельности, а также то, как они помогли человеку или расширили круг его обязанностей на работе или в будущей карьере.
• Отрицательные стороны данной деятельности и способы, при помощи которых эти трудности были преодолены.
• Определение потребностей в развитии, образовательных целей (повышение и обновление знаний и умений), и конечных результатов.
• Стратегии обучения, применяемые для удовлетворения всех образовательных потребностей, вместе с соответствующим планом действий по достижению будущих целей.
• Краткое описание любых ресурсов, необходимых для последующего обучения.
Способность распознавать учебные потребности продолжает развиваться в процессе размышления над серьезными происшествиями, щекотливыми моментами, важными событиями, внешними зна-
чимыми обстоятельствами и предыдущими оценками образовательной деятельности или портфолио.
Введение этого способа обучения в преддипломную и постдипломную медицинскую подготовку позволяет получить равное соотношение между фактическим доказательством и размышлением (рис. 1).
Документ должен свидетельствовать о процессе «активного обучения», а не «пассивного» перехода по этапам системы медицинского образования; он должен быть достоверным, содержать веские аргументы и соответствовать стандартам оформления.
Личные сведения
Документы об окончании учебных заведений
Краткая информация о циклах обучения и стажировках Карьерные ожидания Законченные курсы Опыт исследовательской деятельности и дальнейшие стремления в этой области (включая исследования и другие проекты) Установленные учебные потребности
Дальнейшие цели и конечные
результаты
Публикации
Клинические разборы
— Особые случаи
— Запоминающиеся пациенты и события
Обновленное резюме с информацией до настоящего времени Прочее (другие важные сведения)
Рис. 1. Объединенное личное портфолио
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
м
#
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Создание личного портфолио
Процесс размышления
В качестве ориентиров для создания
личного портфолио могут служить следующие вопросы:
• Что показывает Ваш предыдущий опыт (наглядные факты) и как он связано с индивидуальным развитием?
• Связаны ли эти данные с Вашей работой в настоящее время и будущими результатами? (это должен быть краткий и четкий ответ)
• Проявляете ли Вы компетентность в своей сфере деятельности, и каким образом?
• Чего, по-Вашему, Вам не хватает? (определите пробелы в знаниях, а также цели)
• Ваши планы на будущее (как и когда Вы будете заполнять пробелы в знаниях)?
(г>
Планирование
Опыт
Рефлексия
Подведение итогов
Опыт: Опыт, который мы приобретаем в мероприятиях профессионального развития и/или ежедневной практики.
Рефлексия: Размышление, тщательное осмысление того, что было изучено или выполнено опытным путем.
Подведение итогов: Интерпретация событий и взаимосвязей между ними, применение концепций и внесение их в контекст.
Планирование: Прогнозирование будущих событий и управление ими.
Рис. 2. Цикл экспериментального обучения Кольба
Планирование индивидуального развития является частью процесса осмысления деятельности (рефлексии), который часто применяется в преподавательской и медицинской деятельности (Jarzab-kowski, http : //www.usyd. edu.au/su/ctl/Synergy/ Synergy4/pjarzab.htm; Mathew-Maitch at al., 2000). Рефлексия — это важнейший компонент учебного цикла, позволяющий связать новые знания с прошлым опытом, и, к тому же, внести значение полученного опыта в необходимый контекст. Это определенно очень важное для медицины понятие, имеющее особое значение в доказательной медицине. Рефлексия позволяет повысить знания, и определить те умения, которыми мы планируем овладеть, так как дает возможность интерпретировать их как обоснованные с профессиональной точки зрения. С ее помощью мы могли бы формировать и изменять приобретенные знания и свой подход к обучению с целью его улучшения.
Циклы экспериментального обучения, такие как описанный Кольбом (Kolb at al., 1984) (рис. 2), превращают личный опыт в процесс обучения, и используются, например, для составления образовательных программ по обучению на опыте. Эту модель можно взять за основу учебных порт-фолио, что позволит студентам, а также практикующим врачам управлять своими собственными учебными потребностями.
Почему именно личное портфолио, а не резюме?
Если, оценивая уровень деятельности и приобретения навыка, мы попросим человека перечислить, что он сделал в профессиональной жизни, мы не всегда получим обоснованную оценку его потребностей или
M
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
Т. Гиббс, Л.В. Химион От учебных портфолио к планам индивидуального развития: необходимое условие для всех работников здравоохранения
качества выполнения работы. Бридген и Ла-монт (Brigden, Lamont, 2003) обращают наше внимание на то, что только посредством наблюдения работы врача в условиях клиники мы можем получить действительно объективную оценку его возможностей. Однако если попросить его подумать о своем опыте и связать его с личными и организационными ожиданиями и потребностями, мы точно получим ясное представление о человеке; а тем временем он еще лучше осознает свои образовательные потребности.
Поэтому мы предполагаем использовать портфолио как приложение к нашей действующей процедуре составления профессиональной биографии, но не оставлять без внимания личную оценку человека. Такой подход поможет и оценивающему эксперту, и оцениваемому.
Студентам старших курсов и практикующим клиническим врачам полагается соблюдать и поддерживать принципы, изложенные в документе GMC «Надлежащая медицинская практика» (Good medical Practice 3rd Ed, 2001). Они считаются базой для стандартов, которым должны соответствовать квалифицированные врачи.
Другие международные профессиональные организации создали похожую документацию (Guidelines by the Medical and Dental Professional Board, 1999) , в которой учитываются следующие основные области:
• Квалифицированная клиническая помощь
• Сохранение надлежащей медицинской практики
• Обучение и подготовка
• Поддержание доверия
• Работа с коллегами
• Порядочность и честность
• Здоровье
Личные портфолио являются идеальным средством для регистрации подоб-
ных сведений, планирования будущих потребностей и проведения анализа при условии гарантии качества. Собранное вместе, в одной папке, документально подтвержденное свидетельство объема опыта, обучения, образования и подготовки, а также будущих потребностей и намерений, будет бесценным преимуществом в индивидуальном развитии. Оно станет первым шагом к соответствию требованиям на собеседованиях и аттестациях, помогая легче приспособиться и сформировать концептуальное представление в реальной жизни после обучения и практической подготовки.
«Не звезды, милый Брут, а сами мы виновны» Уильям Шекспир «Юлий Цезарь», акт 1, сцена 2, Кассий
Вопросы для размышления
• Обязанность предоставления отчетности о личной, общественной и организационной деятельности становится общепринятой практикой
• Учебные потребности определяются на основе прошлого опыта и ожидаемых результатов в будущем
• Рефлексия признана в качестве необходимого условия для предоставления отчетности
• Стандартные резюме — это двумерная модель характеристики личности: личные портфолио позволяют получить третье измерение — образовательные потребности и будущие результаты
• Личные портфолио должны стать обычным явлением для всех практикующих врачей
Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
н