Научная статья на тему 'От теории к практике и обратно'

От теории к практике и обратно Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинова Нина Николаевна, Сираждинов Рифат Жамалетдинович

Развитие образовательной системы Российской Федерации сопровождается изменениями федеральных государственных образовательных стандартов. При этом подходы изменяются от предметных к компетентностным. Изменения содержания стандартов приводят к изменению состава учебных дисциплин и компетенций, формируемых в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусинова Нина Николаевна, Сираждинов Рифат Жамалетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE THEORY TO PRACTICE AND BACK

Development of educational system of the Russian Federation is followed by changes of federal state educational standards. Thus approaches change from subject to the competence-based. Changes of the contents of standards lead to change of structure of the subject matters and competences formed in the course of training.

Текст научной работы на тему «От теории к практике и обратно»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ И ОБРАТНО

Аннотация. Развитие образовательной системы Российской Федерации сопровождается изменениями федеральных государственных образовательных стандартов. При этом подходы изменяются от предметных к компетентностным. Изменения содержания стандартов приводят к изменению состава учебных дисциплин и компетенций, формируемых в процессе обучения.

Ключевые слова: компетенции, образовательные стандарты, учебная дисциплина, государственное и муниципальное управление.

FROM THE THEORY TO PRACTICE AND BACK

Annotation. Development of educational system of the Russian Federation is followed by changes of federal state educational standards. Thus approaches change from subject to the competence-based. Changes of the contents of standards lead to change of structure of the subject matters and competences formed in the course of training.

Keywords: competences, educational standards, subject matter, public and municipal administration.

В последние десять лет произошли значительные изменения в системе подготовки трудовых ресурсов высшей квалификации. Вызвано это был целым рядом причин и факторов. Первым и основным обычно называют переход России к двухступенчатой системе профессионального образования высшей квалификации. Другим, не менее существенным фактором явилось расширение самостоятельности регионов и высших учебных заведений в реализации вариативности образования. Результатом этих изменений явилось значительные изменения содержательной части федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО).

Проведем небольшой экскурс в содержательную часть федеральных образовательных стандартов ВПО. При этом уделим основное внимание наиболее близкой нам специальности - «государственное и муниципальное управление» (далее - ГМУ).

ФГОС ВПО первого поколения были утверждены в 1995 г. Для стандарта первого поколения характерны подходы, сохранившиеся с советских времен. В этот период специальность «ГМУ» фактически выделилась в самостоятельную отрасль управления, что и определило особенности требований к набору сведений (знаний), необходимых для реализации функций ГМУ, а также набор компетенций, закрепленных в стандарте.

Место специальности было определено в стандарте, как «область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития» [1].

В качестве объекта профессиональной деятельности для специалистов, получивших соответствующую квалификацию, была определена деятельность специалиста в системе органов представительной, исполнительной, судебной властей, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством РФ о государственной службе. Как следует из анализа предметной области специальности можно сделать выводы об отсутствии четкого выделения объекта управления, т.е. ГМУ рассматривается как один из элементов экономической системы, поэтому предполагается, что его функция рациональное управление экономическими процессами и организация систем управления. Стандарты первого поколения имели наиболее жесткую структуру учебных дисциплин для изучения в рамках специальности.

ФГОС содержал перечень учебных дисциплин, для которых были установлены компетенции, т.е. области знаний и предметная область. При этом перечень дисциплин и компетенций был достаточно жестко зафиксирован.

УДК 378.147.88

Н.Н. Мусинова Р.Ж. Сираждинов

Nina Musinova Rifat Sirazhdinov

© Мусинова Н.Н., Сираждинов Р.Ж., 2015

Видимо, с учетом требований практики и развития знаний об особенностях ГМУ были разработаны ФГОС ВПО второго поколения.

В стандартах второго поколения решили использовать другие подходы к подготовке специалистов высшей квалификации по специальности «ГМУ», с точки зрения того времени учитывающие требования практических работников - государственных и муниципальных служащих и анализ мировой практики подготовки чиновников и служащих.

Правда в мировой практике, как правило, отсутствует типовая система подготовки государственных и муниципальных служащих, которую можно было использовать в Российской практике.

Стандарты второго поколения были утверждены в 2000 г. [2] В них были уточнены область и объекты профессиональной деятельности менеджера по специальности ГМУ.

Теперь уже в качестве области профессиональной деятельности специалиста (менеджера) высшей квалификации были определены: обеспечение эффективного управления организацией; участие в организации и функционировании систем ГМУ; совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. В качестве объектов профессиональной деятельности специалистов были определены различные организации и подразделения в системе ГМУ, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

В ФГОС первого поколения основным элементом образовательной программы были компетенции, которые должны быть развиты в процессе подготовки специалиста, в рамках учебных дисциплин.

Основным элементом ФГОС второго поколения в каждой учебной дисциплине стали дидактические единицы. Кроме того, в стандартах второго поколения образовательным учреждениям была предоставлена большая самостоятельность в виде изучения дополнительных учебных дисциплин, помимо централизованно определенных в стандарте. То есть все учебные дисциплины были распределены по трем уровням: федеральный, региональный и вузовский.

То есть сравнение основных различий между подходами в стандартах первого и второго поколения позволяет сделать выводы о том, что основной целью в первом случае является приобретение компетенций в рамках учебных дисциплин, то во втором - исследование отдельно взятых объектов - дидактических единиц и их место в системе знаний менеджера по ГМУ. Таким образом, если подытожить выше изложенное, то можно заключить, что стандарты первого поколения использовали компетентностный подход, а стандарты второго поколения - объектный.

Введение двухуровневой модели в подготовке специалистов высшей квалификации потребовало введения новых образовательных стандартов. Стандарты третьего поколения были утверждены в 2010 г. При этом были выделены ФГОС ВПО для уровней подготовки бакалавр и магистр. Стандарты третьего поколения определяют в качестве областей профессиональной деятельности:

- государственное управление и муниципальное управление;

- управление в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях;

- управление в социальной сфере;

- управление в некоммерческих организациях;

- управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

Кроме того в них были выделены объекты профессиональной деятельности в числе которых определены: органы государственные власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; государственные и муниципальные предприятия и учреждения; институты гражданского общества; общественные организации; некоммерческие и коммерческие организации; международные организации и международные органы управления.

В стандарте второго поколения были выделены следующие виды профессиональной деятельности: планирование индивидуальной и совместной деятельности; организация работы по целям, ресурсам и результату; рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом; ру-

ководство коллективом и координация деятельности во внешней среде; мотивация сотрудников; представительство организации и ее внешних интересов; исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками; инновационная деятельность в области управления.

В стандарте третьего поколения виды деятельности распределены по следующим группам: организационно-управленческая; административно-технологическая; консультационная и информационно-аналитическая; проектная; научно-исследовательская и педагогическая.

В рамках приведенных групп видов деятельности расшифровываются сами виды деятельности. В качестве основного элемента образовательных стандартов третьего поколения были определены компетенции, распределенные на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции, в свою очередь, подразделяются на: организационно-управленческая деятельность; административно-технологическая деятельность; консультационная и информационно-аналитическая деятельность; проектная деятельность; научно-исследовательская и педагогическая деятельность. Но при этом компетенции не привязаны к отдельно взятым учебным дисциплинам. Образовательным учреждениям в стандарте была предоставлена возможность самим определять набор компетенций, сформированных в процессе изучения учебной дисциплины. При этом в стандарте сами учебные дисциплины разделены на базовые и вариативные. Базовые дисциплины являются обязательными для всех образовательных учреждений, в свою очередь, набор вариативных может быть свободным [3].

Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, являются обязательными для освоения обучающимися независимо от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы, образовательное учреждение определяет самостоятельно из примерного перечня в объеме, установленном ФГОС, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы, определяют направленность (профиль) программы и должны составлять не менее 30 процентов от общего объема зачетных единиц. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы образовательное учреждение определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС.

Таким образом, стандарты третьего поколения предоставляют значительную свободу образовательным учреждениям в выборе учебных дисциплин, включаемых в процесс формирования компетенций.

Однако в 2014 г. стандарты третьего поколения были переработаны [4], в результате чего самостоятельность образовательных учреждений была значительно повышена до абсурдного, на наш взгляд, уровня. В рамках этого стандарта образовательные учреждения самостоятельно определяют весь перечень учебных дисциплин и наполняют их формируемыми компетенциями.

При этом даже количество компетенций значительно сократилось. Например, по специальности 38.04.04 ГМУ (уровень магистратуры) в стандарте третьего поколения было 38 компетенций, а в стандарте поколения три плюс стало лишь 26 компетенций. Сопоставим перечень компетенций в сфере организационно-управленческой деятельности.

Стандарт 2010 г. устанавливал следующие компетенции:

- обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-1);

- владеть технологиями управления персоналом и кадрового аудита (ПК-2);

- обладать организационными способностями. Уметь находить и принимать организационные управленческие решения (ПК-3);

- обладать способностью управлять в кризисных ситуациях (ПК-4);

- обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-5);

- уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона (ПК-6);

- разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-7).

Стандарт 2014 года включает следующие компетенции:

- владение технологиями управления персоналом, обладание умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-1);

- владение организационными способностями, умение находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2);

- способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-3);

- владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4).

Как следует из приведенного перечня, в стандарте 2014 года значительно сократилось количество компетенций. И такое сокращение произошло по всем группам компетенций, что лишь подтверждает наше мнение об упрощении подходов в подготовке специалистов высшей квалификации по ГМУ.

Как показывает анализ, в настоящее время образовательные учреждения далеко не всегда обеспечивают необходимый уровень подготовки специалистов из-за отсутствия необходимой учебно-методической базы для образовательной деятельности. Это заставляет их разрабатывать самостоятельно образовательные программы без необходимой оценки ее качества.

Подходы, представленные в ФГОС ВПО поколения «три плюс», исповедуют чистый компе-тентностный подход, не привязанный ни к дисциплинам, ни к практической деятельности.

Сопоставление компетенций, формируемых в процессе подготовки магистров по специальности «ГМУ», зафиксированных в ФГОС и стандартов государственной службы не всегда позволяют выполнять функции и обязанности государственного или муниципального служащего. Сопоставление перечня компетенций, представленных в «Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы» (утв. Минтрудом России) [5] и анализируемого стандарта позволяет сделать выводы об отсутствии идентичности.

Так для работы специалистов главной и ведущей группы должностей государственной гражданской службы для обеспечения (сопровождения) парламентской деятельности в аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации необходимы знания об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области образования, обороны и безопасности, культуры, науки, информационных технологий; международного военно-политического сотрудничества, использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в миротворческих операциях, межпарламентских отношений в области обороны и безопасности, в сфере формирования и исполнения федерального бюджета в части разделов «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, формирования и исполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, мобилизационных нужд Российской Федерации и неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оценки эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств, направляемых на обеспечение обороны и безопасности государства и т.д. Однако в анализируемом стандарте приведенные компетенции отсутствуют. А для представленных компетенций достаточно сложно понять место их приложения в практической деятельности.

Подведя некоторые итоги развития системы ФГОС можно сделать выводы о достаточно большом размахе колебаний конечных требований к подготовке специалистов в ГМУ от чисто теоретических воззрений до практических. К аналогичным выводам пришли не только мы, но и другие авторы [6].

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление» (третий уровень высшего профессионального образования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901759573 (дата обращения : 10.03.2015).

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 061000 - «Государственное и муниципальное управление» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sseu.ru/uchebnaya-deyatelnost^uchebno-metodicheskaya-rabota/gosudarst:vennyie-obrazovatelnyie-standartyi-vyisshego-pшfessюnalшgo-obrazovamya/ (дата обращения : 02.02.2015).

3. Приказ Министерства образования и науки от 15.02.2010 № 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. - Режмим доступа : Система «Гарант».

4. Приказ Министерства образования и науки от 26.11.2014 № 1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. - Режмим доступа : Система «Гарант».

5. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы (утв. Минтрудом России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 02.02.2015).

6. Семкина, О. С. Реализация компетентностных методов в подготовке государственных и муниципальных служащих / О. С. Семкина, Р. Ж. Сираждинов // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 7. - С. 232-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.