Научная статья на тему 'От словаря Художники народов СССР к словарю Художники народов России'

От словаря Художники народов СССР к словарю Художники народов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биобиблиографический словарь / художники СССР / художники России / О.Э. Вольценбург / А.А. Федоров-Давыдов / Н.П. Собко / bibliographical dictionary / artists of the USSR / artists of Russia / Oskar Wolzenburg / Aleksey Fedorov-Davydov / Nikolay Sobko

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евсевьев Михаил Юрьевич, Сохор Татьяна Евгеньевна

В статье дается общий обзор истории создания биобиблиографического словаря, посвященного отечественным мастерам изобразительного искусства, и содержится рецензия на вышедшие в 2021–2022 гг. новые тома («Ф» и «Х») словаря «Художники народов России XI–XXI века». Попытка создать сводный словарь русских художников была предпринята Н.П. Собко еще в XIX в. и прервана смертью автора. В первой половине XX столетия О.Э. Вольценбург продолжил работу над словарем, выпуск которого не удалось осуществить его из-за Великой Отечественной войны. После войны четыре книги вольценбурговского словаря, изданные коллективом авторов в 1970 – начале 1980-х гг., надолго остались фрагментами задуманного проекта. Продолжение последовало на рубеже XX–XXI вв. выпуском еще двух книг и переизданием комплекта из 5 томов (6 книг). И вновь сложная геополитическая обстановка прервала продолжение издания. При этом работа над словарем художников не прекращалась и ведется в НИИ РАХ до сих пор, однако методика словарников нового поколения претерпела серьезные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Dictionary of Artists of the Peoples of the USSR to the Dictionary of Artists of the Peoples of Russia

The article gives an overview of the history of the creation of a biobibliographical dictionary dedicated to the domestic masters of arts and contains a review of new volumes (‘Ф’ and ‘Х’) of the biobibliographical dictionary ‘Artists of Peoples of Russia 11th–21st centuries’ published by the Research Institute of the Russian Academy of Arts in 2021–2022. An attempt to create a consolidated dictionary of Russian artists was made in the 19th century by Nikolay Sobko (1851–1905), but was interrupted by the death of the author. The second attempt to continue this work is associated with the name of Oskar Wolzenburg (1886–1971), who tried to create a dictionary before World War II. After the war, four books of the Wolzenburg Dictionary published in the 1970s and early 1980s remained as fragments of the project. The sequel followed at the turn of the 20th and 21st centuries. This included the release of two additional books and the reissue of a set of 5 volumes (6 books). Again, the difficult geopolitical situation interrupted the continuation of the publication. However, the work on the dictionary of artists did not stop, although the methodology of the new generation of dictionaries underwent serious changes.

Текст научной работы на тему «От словаря Художники народов СССР к словарю Художники народов России»

УДК 7:001; 727.8.02

ББК 85(г)+92(я2)

Б01 10.18688/аа2313-11-67

М. Ю. Евсевьев, Т. Е. Сохор

От словаря Художники народов СССР к словарю Художники народов России1

Тихо и незаметно в декабре 2022 г. прошёл неординарный для русского искусства юбилей, отмеченный в Библиотеке РАХ выставкой «Отделу Словаря НИИ Российской академии художеств 65 лет» [2]. Примерно в то же время вышел последний на сегодня том «Биобиблиографического словаря» [8], восьмой по счёту «переплёт», что является достаточным поводом вспомнить, как начиналась работа над ним и как рос словарь во времени.

В 1969 г. книготорговой сетью СССР была объявлена подписка на издание шеститомного словаря «Художники народов СССР», первый том которого вышел в конце 1970 г. [10]. Это было многообещающее событие для отечественных искусствоведов, музейных работников, антикваров, историков! Дорога к этому словарю была долгой и не всегда успешной.

О предвестниках нового словаря художников и причинах его издания сообщается в предисловии к первому тому: «Составление общего "Словаря русских художников с древнейших времен до наших дней" было начато Н.П. Собко» [10, т. 1, с. 5]. Издание осталось незаконченным в связи с трагической смертью автора. Парадоксально, что у огромного русского искусства не появился словарь, такой, как Шете-Бескет2, первый том которого вышел спустя 14 лет после выхода первого тома словаря Н.П. Собко3.

Продолжателем дела Николая Петровича Собко (1851-1906) стал Оскар Эдуардович Вольценбург (1886-1971), начавший с 1909 г. собирать «собственную коллекцию по вопросам библиографии, библиотечному делу и изобразительному искусству», а также «картотеку о российских художниках с XI века», что впоследствии стало главным делом его жизни [1].

Как рассказывала О. С. Острой, Вольценбург подготовил рукопись «Словаря русских художников» ещё в 1930-е гг., но она была возвращена для доработки. В годы Великой Отечественной войны рукопись затерялась.

1 Рец. на кн.: Художники народов России XI-XXI века. Биобиблиографический словарь. Том Ф (Фабер дю Фор — Фуфыгин) / НИИ РАХ. М.: Прогресс-Традиция, 2021. 1000 экз.; Художники народов России XI-XXI века. Биобиблиографический словарь. Том Х (Хабаргин — Хшановский) / РАХ. М.: Энциклопедия, 2022. 500 экз.

2 Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Herausgegeben von U. Thieme und F. Becker. Bd 1-37. Leipzig, 1907-1950.

3 Собко Н. П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконопицев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и прочих, с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). СПб., 1893-1899: Т. 1, вып. 1 (А), 1893; Т. 2, вып. 1 (И), 1895; Т. 3, вып. 1 (П), 1899.

В первое послевоенное десятилетие страна занималась восстановительными работами и было не до словаря. Однако как свидетельствуют некоторые источники, картотека художников народов СССР начала собираться в НИИ РАХ с 1948 г. [7, с. 5], вероятно, с дальнейшим прицелом для составления словаря. В 1957 г. был создан «Отдел словаря художников» в НИИ РАХ, который возглавил Алексей Александрович Федоров-Давыдов (1900-1969). В отдел пришли молодые сотрудники, выпускники вузов Москвы и ученики Федорова-Давыдова: Л. А. Беспалова, Т. Н. Горина, С. С. Ничун, Ф. Я. Сыркина, Н. В. Черкасова, Л. А. Шарафутдинова, Н. М. Воронина, В. М. Макаре-вич и В. В. Шлеев, который официально числился за другим отделом института.

Этой командой была разработана схема словарной статьи. Особо следует отметить, что традицию расположения материала внутри словарной статьи, заложенную ещё Н.П. Собко, было решено сохранить, но от иллюстраций пришлось отказаться.

Статья начиналась с фамилии, имени и отчества художника, затем были представлены биографические данные, перечислялись все значительные работы мастера. Далее была представлена литература о жизни и творчестве. Статьи располагались в алфавитном порядке, и, разумеется, были неравными по своему объёму. Некоторые не превышали нескольких строк, другие — занимали несколько страниц перечислением публикаций о мастере.

Авторство каждой отдельной статьи не указывалось, имена их составителей — сотрудников Отдела словаря — были суммарно вынесены на оборотную сторону титульного листа. Об экспертах, консультантах и рецензентах говорилось отдельно в «Предисловии» к Первому тому.

В основу Словаря легла библиографическая коллекция О.Э. Вольценбурга, которую он собирал всю жизнь, а хранилась она в специально выделенной государством для этого квартире на площади Искусств в Ленинграде.

К 1964 г. рукопись первого тома была подготовлена и сдана в издательство. Следует особо отметить, что выпуск первого тома О.Э. Вольценбург ещё успел увидеть, а вот А. А. Федоров-Давыдов его не дождался. Когда через два года вышел Второй том [10, Т. 2], в живых уже не было и Вольценбурга. Третий издали в 1976 г., Первую книгу Четвертого тома — в 1983 г. Затем в течение 12 лет не вышло ни одного тома.

В середине 1990-х гг. крупный бизнесмен и любитель художеств Юрий Александрович Быстров согласился финансировать выпуски Словаря художников. На его средства в 1995 г. печаталась Вторая книга Четвертого тома словаря [10, т. 4, кн. 2], а в 2002 г. был переиздан весь имеющийся комплект с добавлением пятого тома [9].

Переизданный комплект активизировал интерес к Словарю художников, кроме того, отвечая духу времени, в этих томах появился указатель имён художников на английском языке. Конечно, тираж издания уменьшился во много раз по сравнению с изданиями советского периода. Место издания сменилось, все четыре книги были выпущены в Санкт-Петербурге. На титулах словаря свято сохранялись имена тех, кто принимал участие в его создании, а О. Э. Вольценбург и А. А. Федоров-Давыдов возглавляли этот список. И снова наступил перерыв в издании словаря, уже на 20 лет. Связано это было с тем, что старое поколение словарников уходило, а новые сотрудники должны были вырабатывать методики соответствующие веку цифровизации.

В 2021-2022 г. вышли два новых тома словаря [7; 8], заботу о подготовке материала и изданию полностью взял на себя НИИ теории и истории изобразительных искусств

РАХ. Новые тома утверждались к печати Учёным советом НИИ и Президиумом РАХ.

Кардинальные изменения проявились уже в словаре 2021 года. Прежде всего, они заключались в том, что Отдел Словаря художников отказался от материалов коллекции О. Э. Вольценбурга. На это были серьёзные причины. В век Интернета и открывшихся во время локдауна фактически бескрайних возможностей коммуникации необходимость картотеки, созданной в XX в., отпала.

За годы, прошедшие с момента выхода первого тома в 1970 г., сменились поколения мастеров искусств, не раз обновился персональный состав Отдела словаря художника и, прежде всего, преемником СССР стала Российская Федерация (Россия). Поэтому тома 2021-2022 гг. стали именоваться по-другому: многотомное издание получило название «Художники народов России XI-XXI века», вернувшись к первоначальной идее.

Внешне композиционное оформление томов было сохранено: строгий чёрный переплёт, белый и красный шрифт названия на обложке и корешке. Однако появились очень деликатные изменения, подчёркивающие нововведения: изменён шрифт названия и убрано наименование издательства, что в современных реалиях вполне объяснимо.

За несколько десятилетий Отдел словаря художников собрал информационную базу, которая отныне стала основой выпускаемых томов. Удивительно, что это повлекло исчезновение с титулов фамилий авторов-основателей словаря — Вольценбурга и Федорова-Давыдова.

Концепцию обновленного словаря редакция изложила во вступительной статье [7, с. 5-7]. Авторы резонно сообщают о том, что отношение к библиографии в эпоху развития Интернета требует корректировки. Кроме того, возможность свободно печататься в разных странах мира не позволяет тотально учесть всю библиографию по изобразительному искусству. Представленные составителями доводы заставляют думать, что продолжение этого издания будет каждый раз серьёзно менять такую концепцию, если последующие тома будут выходить так же трудно, как и предыдущие.

Тем не менее, нынешний авторский коллектив подошел к продолжению работ по созданию словаря очень ответственно, ориентируясь на удобство пользования. Если в первых томах словарные статьи были набраны петитом, а шрифт библиографии был и того меньше, то последние тома выглядят весьма респектабельно. Хорошее качество бумаги, четкий шрифт и логичные разделители в статьях.

Нововведением следует считать указание автора каждой статьи, что опять-таки последовало в связи с появлением наукометрии, и надеемся, что это повысит ответственность авторов за представляемую информацию.

Если сравнивать схему словарной статьи в современном издании и в старых томах, то нынешние выпуски прекрасно адаптированы к современным требованиям читателей: жёсткая структура расположения составных частей статьи без вариантов и исключений.

Особо следует отметить разделы словарной статьи, появившиеся взамен «Указаний партийности». Не секрет, что участие в каких-либо активных жизненных ситуациях может не только прервать жизнь мастера, но и полностью изменить его мироощущение.

В новом издании заметно уменьшение числа персоналий художников, которое связано с распадом СССР и с особыми правовыми изменениями в бывших союзных республиках. С другой стороны в словарь были добавлены реставраторы и представители современного церковного искусства.

Минусом можно назвать декларативную причину, по которой Отдел словаря отказался от использования картотеки Вольценбурга — «Заметим, что в свою очередь картотека Вольценбурга была в значительной степени сформирована на материалах Н. П. Собко» [7, с. 7; 8, с. 5]. На сей раз заметим мы — картотека и коллекция материалов, собранных Оскаром Эдуардовичем за его жизнь, превышали по объёму материалы П. Н. Собко в несколько десятков раз. Ныне они хранятся у наследников Ю. А. Бы-строва и фактически не доступны исследователю.

Следует высказать слова благодарности сотрудникам Отдела словаря художников за то, что они активизировали проект, что продолжают выпуск новых томов. Однако словарь в обиходе давно имеет приставку «вольценбурговский», им он и останется. Вероятно, следует восстановить на титулах томов имена тех, кто стоял у истоков этого проекта.

Словарь художников — это не книга и не несколько книг, а миссия, вершина искусствознания, концентрированная память об авторах и фрагментах визуальной интерпретации мира. А национальный словарь художников — вклад (взнос) в общую память человечества. Работа безумно сложная, требующая исключительной составительской дисциплины, огромного терпения, времени, внимания и т. п.

Два тома нового издания появились через 20 лет после последнего (пятого) тома словаря «Художники народов СССР», подготовленного ещё поколением прошедшим Великую Отечественную войну и слетевшимся на призыв А.А. Федорова-Давыдова, когда учёный осознал настоятельную необходимость создания научного словаря. Быстрое издание двух томов — одного в 2021 г., другого в 2022 г. — в значительной степени, как можно думать, ускорил опыт участия Словарного отдела НИИ РАХ в создании современных европейских лексиконов — AKL (Allgemeines Künstlerlexikon) и Thieme-Becker. А дальше придётся двигаться по целине, начиная с завершения пресловутой буквы «К», которая уже представлена в двух книгах Четвертого тома.

Ответственным редактором нового издания Словаря выступает О.Р. Хромов, профессор кафедры истории и теории церковного искусства МДА РПЦ, специалист по истории искусства книги и гравюры XV-XIX вв. В его научном арсенале более 10 монографий по истории книги и истории отечественного искусствознания.

Сотрудники отдела П. Н. Исаев (отмечен как библиограф томов) и М. В. Николаева пришли в НИИ, имея серьёзный опыт составления различных словарей. П. Н. Исаев

— автор биографического словаря «Строгановка» (2004, 2007)[3], М. В. Николаева участвовала в создании «Словаря архитекторов и мастеров-строителей для Москвы XV

— середины XVIII века» (2008)[6], подготовила и издала словарь мастеров Оружейной палаты (2012)[4]. Не менее значительно творчество заведующей Отделом словаря художников А. Л. Павловой, научные интересы которой связаны с историей русской монументальной живописи. В 2022 г. была издана её монография о стенописи северо-востока Тверского края [5].

Таким образом, сегодняшние сотрудники отдела — люди креативные с большим потенциалом. Создавая словарь русских мастеров, они оказываются в состоянии работать и над собственными монографическими исследованиями.

Желаем сотрудникам удачи не только в выпуске следующих томов, но в и подготовке следующего поколения сотрудников словарного сектора, поскольку нынешним авторам-словарникам вряд ли удастся увидеть завершение Биобиблиографического словаря «Художники народов России XI-XXI века». А если удастся, то потребуется новая ра-

бота по исправлению первого словарного свода представителей русской национальной художественной школы. Время уйдет вперёд, XXI век закончится, работу нужно будет продолжать. А долги? Купюры прежних томов, в том числе отсутствие художников отечественного андеграунда второй половины XX в. восполнять придется им же. Такая вот диалектика!

Литература

1. 125-летие О. Э. Вольценбурга (1886-1971) и редкие документы из его архива. 19 марта 2011 года / Сост. М.М. Богданович. — М.: НСБ, 2011. — 32 с.

2. Выставка «Отделу Словаря НИИ Российской академии художеств 65 лет» [Электронный ресурс]. URL: https://rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=59021 (дата обращения: 10.01.2023).

3. Исаев П. Н. Строгановка. Императорское Центральное Строгановское художественно-промышленное училище. 1835-1918. Биографический словарь. — Т. 1-2. — М., 2004, 2007. — 231 + 420 с.

4. Николаева М. В. Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты. 1630-1690-е годы: дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам. — М.: Древлехранилище, 2012. — 428 с.

5. Павлова А. Л. Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX в. — М.: Курс, 2022.

— 439 с.

6. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — М.: Изд-во ЛКИ; НИИТАГ, 2008. — 772 с.

7. Художники народов России XI-XXI века. Биобиблиографический словарь. Том Ф (Фабер дю Фор - Фуфыгин) / Ред. коллегия: Ванслов В.В., Исаев П.Н., Лукьянова Л.С., Павлова А.Л., Толстая Н.В., Толстой А.В., Хромов О.Р. — М.: Прогресс-Традиция, 2021. — 296 с.

8. Художники народов России XI-XXI века. Биобиблиографический словарь. Том X (Хабаргин

— Хштановский) / Ред. коллегия: Исаев П.Н., Лукьянова Л.С., Павлова А.Л., Толстая Н.В., Хромов О.Р. — М.: Энциклопедия, 2022. — 406 с.

9. Художники народов СССР. XI-XX вв. Биобиблиографический словарь. — Т. 1-5 (в 6 кн.). — СПб.: Академический проект, 1995-2002. — 462 + 455 + 559 + 607 + 622 + 359 с.

10. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. — Т. 1-5 (в 6 кн.). — М., 1970-2002.

— 445 + 439 + 543 + 591 + 622 + 359 с.

Название статьи. От словаря Художники народов СССР к словарю Художники народов России

Сведения об авторах. Евсевьев, Михаил Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; m.evseviev@spbu.ru; SPIN-код: 1914-4031; ORCID: 0000-0001-6889-7537

Сохор, Татьяна Евгеньевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; t.sohor@spbu.ru; SPIN-код: 2175-4452; ORCID: 0000-0002-6853-6413

Аннотация. В статье дается общий обзор истории создания биобиблиографического словаря, посвященного отечественным мастерам изобразительного искусства, и содержится рецензия на вышедшие в 2021-2022 гг. новые тома («Ф» и «Х») словаря «Художники народов России XI-XXI века».

Попытка создать сводный словарь русских художников была предпринята Н.П. Соб-ко еще в XIX в. и прервана смертью автора. В первой половине XX столетия О.Э. Воль-ценбург продолжил работу над словарем, выпуск которого не удалось осуществить его из-за Великой Отечественной войны. После войны четыре книги вольценбурговского

словаря, изданные коллективом авторов в 1970 - начале 1980-х гг., надолго остались фрагментами задуманного проекта. Продолжение последовало на рубеже XX-XXI вв. выпуском еще двух книг и переизданием комплекта из 5 томов (6 книг). И вновь сложная геополитическая обстановка прервала продолжение издания. При этом работа над словарем художников не прекращалась и ведется в НИИ РАХ до сих пор, однако методика словарников нового поколения претерпела серьезные изменения.

Ключевые слова: биобиблиографический словарь, художники СССР, художники России, О.Э. Вольценбург, А.А. Федоров-Давыдов, Н.П. Собко

Title. From the Dictionary of Artists of the Peoples of the USSR to the Dictionary of Artists of the Peoples of Russia

Authors. Evsevyev, Mikail Yu. — Ph. D., associate professor. Saint-Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7/9, 199034 St. Petersburg, Russian Federation; m.evseviev@spbu. ru; SPIN-code: 1914-4031; ORCID: 0000-0001-6889-7537

Sokhor, Tatiana E. — Ph. D. student. Saint-Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7/9, 199034 St. Petersburg, Russian Federation; t.sohor@spbu.ru; SPIN-code: 2175-4452; ORCID: 0000-0002-6853-6413

Abstract. The article gives an overview of the history of the creation of a biobibliographical dictionary dedicated to the domestic masters of arts and contains a review of new volumes ('Ф' and 'Х') of the biobibliographical dictionary 'Artists of Peoples of Russia 11th-21st centuries' published by the Research Institute of the Russian Academy of Arts in 2021-2022. An attempt to create a consolidated dictionary of Russian artists was made in the 19th century by Nikolay Sobko (1851-1905), but was interrupted by the death of the author. The second attempt to continue this work is associated with the name of Oskar Wolzenburg (1886-1971), who tried to create a dictionary before World War II. After the war, four books of the Wolzenburg Dictionary published in the 1970s and early 1980s remained as fragments of the project. The sequel followed at the turn of the 20th and 21st centuries. This included the release of two additional books and the reissue of a set of 5 volumes (6 books). Again, the difficult geopolitical situation interrupted the continuation of the publication. However, the work on the dictionary of artists did not stop, although the methodology of the new generation of dictionaries underwent serious changes.

Keywords: bibliographical dictionary, artists of the USSR, artists of Russia, Oskar Wolzenburg, Aleksey Fedorov-Davydov, Nikolay Sobko

References

Bogdanovich M. M. (ed.). 125-letie O. E. Vol'tsenburga (1886-1971) i redkie dokumenty iz ego arkhiva (O. E. Wolzenburg's 125th Birthday (1886-1971) and Rare Documents from His Archive. March 19, 2011). Moscow, NSB Publ., 2011. 32 p. (in Russian).

Bondarenko I. A. (ed.). Slovar' arkhitektorov i masterov stroitel'nogo dela Moskvy XV - serediny XVIII veka (Dictionary of Architects and Masters of Construction in Moscow from the 15th to the mid-18th Centuries). Moscow, LKI; NIITAG Publ., 2008. 772 p. (in Russian).

Isaev P. N. Stroganovka. Imperatorskoe Tsentral'noe Stroganovskoe khudozhestvenno-promyshlennoe uchil-ishche. 1835-1918. Biograficheskiy slovar' (Stroganovka. Imperial Central Stroganov School of Art and Industry. 1835-1918. Biographical Dictionary), vols. 1-2. Moscow, 2004, 2007. 231; 420 p. (in Russian).

Isaev P. N. et al (ed.). Khudozhniki narodov Rossii XI-XXI vekov. Biobibliograficheskii slovar' (Artists of the Peoples of Russia 11th-21st Centuries. Bio-bibliographic Dictionary), vol. X (Khabargin — Khshtanovskii). Moscow, Entsiklopediia Publ., 2022. 408 p. (in Russian).

Khudozhniki narodov SSSR. XI-XX vv. Biobibliograficheskii slovar' (Artists of the Peoples of Russia the USSR. 11th-20th Centuries. Bio-bibliographic Dictionary), vols. 1-5. St. Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 2002. (in Russian).

Nikolaeva M. V. Slovar' ikonopistsev i zhivopistsev Oruzheynoy palaty. 1630-1690-e gody (Dictionary of Icon Painters and Painters of the Armory Chamber. 1630-1690s: Courtyards, Events of Everyday Life, Work on Private Orders). Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2012. 428 p. (in Russian).

Pavlova A. L. Tserkovnaia stenopis' severo-vostoka Tverskogo kraia v XIX v. (Church Murals of the Northeast of the Tver Region in the 19th Century). Moscow, Kurs Publ., 2022. 439 p. (in Russian).

Vanslov V V. et al (ed.). Khudozhniki narodov Rossii XI-XXI veka. Biobibliograficheskii slovar' (Artists of the Peoples of Russia 11th-21st Centuries. Bio-bibliographic Dictionary), vol. F (Faber de For — Fufygin). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2021. 296 p. (in Russian).

Wolzenburg O. (ed.). Khudozhniki narodov SSSR. Biobibliograficheskii slovar' (Artists of the Peoples of the USSR. Bio-bibliographic Dictionary), vols. 1-5. Moscow, Iskusstvo Publ., 1970-2002. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.