мир художественной культуры
УДК 008 ББК 71.4
Г.Д. Эабродина, Н.В. Сазина
ОТ СИМВОЛА - К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ: СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
С точки зрения структурно-семиотического подхода рассмотрена проектно-эстети-ческая проблематика предметно-пространственной среды, где в качестве решения проектных задач предлагается модель «глоссария» первотектонов. Это позволяет создать метод эстетического проектирования с широкой концептуальной базой, включающей эстетику восприятия и семантику визуальных знаков архетипического уровня. С помощью «глоссария», созданного на основе разработанной авторами матрицы первотектонов, формируется информационная база для программы художественного проектирования, обеспечивающая оптимальные условия синергии «смысла» и «формы». Представленный таким образом «глоссарий» предназначен для моделирования общей художественно-эстетической концепции создаваемого смыслового конструкта на предпроектном этапе. В целом, модель «глоссария» и предложенная прагматика её использования формируют пер-вотектональный язык коммуникации. По мнению авторов, при создании программного обеспечения модели «глоссария» предлагаемая методика художественно-эстетического проектирования позволит не только оптимизировать процесс проектирования, но и существенно расширить возможности в области гармонизации системы «человек-среда».
Ключевые слова:
символы культуры, визуализация, смысловые конструкты, первотектоны, глоссарий, эстетическая концепция, язык коммуникации.
Забродина Г.Д., Сазина И.В. От символа - к художественному образу: структурно-семиотический подход к проектно-эстетиче-ской проблематике // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 1. - С. 51-59.
© Забродина Галина Дмитриевна - кандидат культурологии, доцент, Саратовский государственный технический университет
имени Ю.А. Гагарина, г. Энгельс; e-mail: [email protected] © Сазина Ирина Владимировна - кандидат философских наук, доцент, г. Энгельс; e-mail: [email protected]
В условиях глобализации современного мира общая тенденция теоретического знания и его прикладных аспектов такова, что обращение к междисциплинарным исследованиям становится необходимой практикой. К формированию семиотических текстов предметно-пространственной среды это имеет самое непосредственное отношение, так как их сложение происходит под влиянием комплекса самых разнообразных факторов. Среди них существенное значение имеют процессы трансляции архетипичес-ких смыслов в визуально воспринимаемых формах культурного ландшафта. В этом контексте основные положения семиотики являются тем ключом к пониманию морфологии коммуникативного языка предметно-пространственной среды, который позволит выявить определённые закономерности
в формировании смыслообразующего основания художественно-образных структур её объектов и применить полученные результаты в проектно-эстетической практике.
Это направление научного поиска никогда не теряло своей актуальности, но в условиях современности приобретает особую значимость. Мозаичное пространство культуры постмодерна существенно осложняет процесс «считывания» человеком семиотических текстов, что вносит ощутимый дискомфорт в систему «человек-среда». Решение проблемы смысловой эклектики на поверхностном уровне «игры» внешними стилевыми атрибутами, не даёт и не может дать желаемых результатов. Примеров тому о множество в современных городах, культур- ¡5 ный ландшафт которых порой представля- Ц ет хаотичную «свалку» идей и стилей. о
о
В связи с этим, с нашей точки зрения, необходимо обращение к глубинному архе-типическому уровню смыслообразования как к объекту исследования, и к семиотике как к междисциплинарному подходу в обнаружении вектора сложения системы «символ - художественный образ». Целью обозначенного аспекта проектно-эстетической проблематики является создание модели «языка-метидатора», способной аккумулировать смысловой потенциал архетипических символов и, в соответствии с функциональным назначением языковой коммуникации, служить синергетическим началом для семиотических текстов предметно-пространственной среды различного «формата».
Сама по себе идея создания языка-медиатора, где каждый из символов сопровождается словесным описанием-трактовкой, достаточно известна. Так, о «практическом применении зрительно-графического способа выражения понятий» на основе строго научного метода, то есть, о создании словаря «первосимволов», говорил П. Флоренский [11, с. 569]. Современные исследователи А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко, указывая на ключевые элементы такого языка, называют их первотектонами: «...Векторные интенции, эти направленности, наделяющие смыслом всякую внешнюю данность и оформляющие её семиотический эквивалент в дуализо-ванном ментальном и культурном пространстве, мы и называем первотектонами» [8, с. 83]. Эти и другие исследования в области пространственной символики и закономерностей формирования семиотических текстов [1; 2; 6; 7; 10; 12] послужили для нас импульсом в изучении базовых архетипов культуры с точки зрения их структурообразующей роли в формировании смысловых конструктов в границах оппозиции «вербальное-визуальное» [4]. Анализ структуры и семантики архетипических визуальных конструктов - первотектонов.- позволил нам систематизировать их в виде базового форморяда «первотектональных символов» [9], где последовательность расположения построена на структурной организации простейших геометрических фигур, закономерностях преобразования формы и семантике визуальных символов. В структурно-семиотическом аспекте данный форморяд представляет собой основу синтактики «перво-тектонального языка коммуникации», где формообразующие элементы простейших геометрических фигур являются «знаками», а форма первотектонов, организуемая этими элементами, - «высказываниями». Таким образом, опираясь на основные положения семиотики и пространственной символики,
нами разработана «матрица первотектонов» [3], которая визуализирует в своей структуре как взаимосвязь между основными символами, так и характер трансмутации формы первотектонов в зависимости от изменения структурного построения их внутреннего пространства (рис. 1).
На основе матрицы нами разработана модель «глоссария» первотектонов, отражающая специфику ассоциативных образов, возникающих при восприятии визуальных форм - их перцептивного, эмоционального, символического значения и архетипического основания (рис. 2).
Структура глоссария построена на семиотических закономерностях организации языковой коммуникации, где: а) определены языковые «высказывания» (базовые первотектоны), представленные основными базовыми архетипическими символами - круг, треугольник, квадрат, их промежуточными и производными формами; б) систематизированы базовые ряды «высказываний» (первотектонов) в соответствии с закономерностями построения их пространственной и семантической структур в пространстве и на плоскости; в) выявлены знаки, слагающие языковые «высказывания» (структурообразующие элементы первотектонов); г) на основе структурообразующих элементов первотектонов разработана матрица («алфавит») и система взаимосвязи между элементами матрицы; д) на основе матрицы первотектонов разработана модель глоссария - синтактика первотектонального языка коммуникации, где единство содержательного основания и плана выражения строится на разработанной нами системе пространственных критерий оценки семантики первотектонов.
Глоссарий первотектонов имеет 7-уров-невую структуру, где три первых уровня представляют собой «план выражения», четыре последующих - «план содержания». План выражения является основой системы и включает: матрицу первотектонов (первый информационный слой); геометрические признаки структурного построения первотектонов (второй информационный слой); пространственные признаки структуры (третий информационный слой). Каждый из последующих уровней плана содержания имеет основной слой семантической информации и соответствующие ему слои пространственных характеристик и семантических шкал. Таким образом, 7 уровней глоссария содержат 17 слоёв информации, где каждому иконическому знаку матрицы первотектонов (первый слой визуальной информации) соответствуют характеристики,
имеющие в «плане выражения» признаки геометрической и пространственной структуры, а в «плане содержания» - признаки визуально-перцептивного, образно-эмоционального восприятия, символического значения и архетипического основания пространственности. Единство признаков основано на системе критериев - 10 характеристиках в границах пространственных оппозиций «внешнее-внутреннее», «центр-периферия» и «вертикаль-горизонталь». Семантические шкалы, соответствующие каждому из уровней, служат для оценки исходного материала с целью его «адаптации» к структуре глоссария.
Таким образом, система глоссария представляет собой обширную базу сведений о различных семантических аспектах перво-тектонов, где общее количество значений предлагаемой информационной модели составляет свыще 70 000 элементов. На данном этапе исследований нами определены семантические признаки основных элементов матрицы первотектонов и продолжается формирование всей информационной базы. Завершение этой работы позволит создать программное обеспечение глоссария и применить на практике все потенциальные возможности методики художественно-эстетического проектирования. Возможности информационной модели заключены в самой структуре глоссария, которая представляет собой систему взаимосвязи плана выражения и плана содержания элементов матрицы в визуальной и вербальной форме, что уже позволят решать одношаговую задачу - определять эквиваленты искомой формы в границах оппозиции «вербальное-визуальное», архетипиче-ское основание, а также соответствующие образные характеристики на различных уровнях восприятия: перцептивном, эмоционально-образном, символическом.
План содержания представляет собой ментальную форму смысловых конструктов, формируемых на различных уровнях восприятия человеком, что позволяет решать значительно более сложную задачу - кодировать/декодировать абстрактные вербальные конструкты и ментальные образы. Универсальность предлагаемой модели глоссария заключается в степени обобщения и характере систематизации семантической информации об архетипических символах, что позволяет использовать его для комплексного анализа/проектирования эстетической концепции пространства культуры, в целом, и любых объектов предметно-пространственной среды, начиная от культурологического портрета города, средовых
пространств и заканчивая дизайном одежды и объектами предметного дизайна.
Так, в области архитектурно-дизайнерского проектирования возможны различные аспекты применения «глоссария» (рис. 3).
Вариант 1. Определение архетипиче-ского основания и вербальных характеристик визуальной формы на различных уровнях восприятия в случае, когда анализируемая форма совпадает с каким-либо элементом матрицы.
Данный вариант представляет собой од-ношаговую оценку какого-либо визуального элемента (линии, фигуры, формы, силуэта) с целью определения всех соответствующих этому элементу характеристик, начиная от перцептивного, эмоционального восприятия, символического значения и заканчивая его архетипическим основанием.
Вариант 2. Определение архетипиче-ского основания и вербальных характеристик визуальной формы на различных уровнях восприятия в случае, когда исходная анализируемая форма не совпадает с каким-либо элементом матрицы.
В данном случае определение искомых характеристик осуществляется на уровне геометрической структуры (слой 2), или на уровне пространственной структуры (слой 3) в зависимости от характера построения и степени сложности анализируемой формы. Каждому из этих уровней соответствует семантическая шкала, по которой возможно оценить структурное построение исходной фигуры и определить соответствующие значения во всех остальных информационных уровнях (слоях).
Вариант 3. Определение архетипиче-ского основания, визуального эквивалента и характеристик различного уровня восприятия вербальных смысловых конструктов.
Определение характеристик вербальных конструктов в виде выявления их визуальных эквивалентов и характеристик восприятия требует предварительной подготовки исходного материала в виде оценки его по шкалам корреляции. Исходным материалом в данном варианте может быть как описание «параметров» какой-либо образной структуры, творческого источника так и требования к назначению проектируемого объекта (половозрастные признаки, тип и вид изделий, ансамбля, коллекций в одежде; назначение и тип архитектурных объектов, средовых пространств и т.д.). Это означает, что глоссарий позволяет оценивать самые различные по характеру смысловые конструкты и выявлять их ассоциативный образ. В данном случае результатом
Общество. Среда. Развитие № 1 '2016
сл
Расширите самиотической информации до усложнения формы
Ба'-Ювый форморяд
Сжатие еемнотнческой информации
вращение вокруг оси вращение вокруг и центра центра
вращение вокруг оси
и пространстве
на плоскости
упрощение формы до выявления структурообразующих элементов
О
о
(о
ш
о
ш
о
г
о
о
§1ё
о
Рис. 4. Алгоритм разработки эстетической концепции пространства культуры.
оценки являются не только вербальные характеристики оцениваемых конструктов, но и условный визуальный образ, характеризующий концептуальное построение проектируемого смыслового конструкта.
Для получения результатов в анализе/ проектировании эстетической концепции пространства культуры необходимо осуществление алгоритма в несколько этапов решения поставленной задачи (рис. 4).
Этот процесс состоит из 6 этапов, где первые два представляют собой предварительный этап анализа аксиосферы пространства культуры и выявление базовых образов «аксиологического модуля», разработанного нами в [5]. В этом случае базовые образы ак-сиосферы выступают в качестве исходной информации для анализа и синтезирования полученных результатов в эстетической концепции пространства культуры. Так, подготовленная соответствующим образом исходная информация о базовых образах аксиосферы (шаг 1 и 2) оценивается по семантическим шкалам (шаг 3), после чего по выявленным элементам определяются пространственные признаки и соответствующие им характеристики основных информационных слоёв (шаг 4). Это позволяет определить архетипическое основание и визуальные признаки структурного построения оцениваемых смысловых конструктов (шаг 5). На заключительном этапе (шаг 6) осуществляется синтез полученных результатов, который представляет собой концептуальную эстетическую систему. Учитывая, что концепция - это система способов понимания и трактовки явления, объекта или процесса, система достижения цели, в аспекте данных исследований «эстетическая концепция» - система вербальных символов, маркирующих «границы» эстетического идеала, в рамках которого должны удерживаться проектируемые образы; система визуальных символов, служащих вектором в выборе средств художественной выразительности. Таким образом, на этапе формирования эстетической концепции пространства культуры или какого-либо средового «сценария», артефакта, создаётся концептуальное «прочтение» проектируемого или оцениваемого образа.
Полученные результаты во всех рассмотренных вариантах представляют собой набор вербальных и визуальных символов, служащих комплексом средств художественной выразительности, использование которых проектировщиком зависит от более конкретных задач и возможностей. Конечной целью создания «глоссария» является разработка принципа проектирования эстетической концепции, обозначающей об-
щее векторное направление формирования образа, в рамках которого осуществляется образно-пластическая проработка художественной формы. В целом в основу разработанной системы взаимосвязи знаковых элементов положен принцип переноса свойств идеальных объектов на моделируемые в реальности объекты и процессы. В наиболее общем смысле его можно сформулировать как принцип визуализации символов культуры при помощи «первотектонального языка коммуникации». Идеальными объектами в данном контексте являются символы со всеми соответствующими им характеристиками, а моделируемыми «ситуациями» -проектируемые образы, формы, «сценарии».
Таким образом, предлагаемая модель глоссария (синтактика) в комплексе с рассмотренными и возможными вариантами проектирования (прагматика), составляет «первотектональный язык коммуникации» - систему знаковых высказываний, основанную на архетипических смыслах и содержащую в своей основе методологический аппарат моделирования смыслов в границах оппозиции «вербальное-визуальное». В данном контексте «глоссарий» выступает как семиотическая реальность и многофункциональный способ художественного проектирования, служащий «мостом» между ментальным «планом содержания» и визуальным «планом выражения» и позволяющий воплощать самые широкие спектры смыслов в особой художественной форме.
В общем смысле предлагаемый метод конкретизирует разработку эстетической концепции с помощью «первотектональ-ного языка» коммуникации. На основе анализа исходных условий и синтеза полученных с помощью «глоссария» результатов, этот язык несёт в себе немало возможностей в синергии как отдельных артефактов пространства культуры между собой, так и культурного ландшафта в целом. В общей методологической структуре проектирования это, прежде всего, пред-проектный этап, благодаря которому проектировщик получает исходные данные для художественного моделирования образа будущего объекта или пространства, получая возможность учитывать культурный контекст, обеспечивая гармонизацию с ним на архетипическом уровне.
Создание программного обеспечения предлагаемой модели «глоссария» перво-тектонов позволит оптимизировать процесс проектирования и осуществить возможность постоянного обновления системы новыми сведениями и дополнения новыми возможностями.
Смысл применения «глоссария» как элемента профессиональной (и образовательной) технологии в том, что в нём собрана и систематизирована информация о базовых архетипических формах смыслообразова-ния в границах оппозиции «вербальное-визуальное». Такая база знаний представляет интерес не только как оптимизация процесса эстетического проектирования, но и как методическая модель в процессе обучения культурологов и будущих специалистов в области архитектурно-дизайнерского проектирования. С помощью модели «глоссария», где визуализирована семантическая связь между планом выражения и планом содержания появляется возможность демонстрации студентам этой взаимосвязи в динамике, в зависимости от целей и задач, от исходных условий оцениваемого или проектируемого объекта. Результат исследований с использованием модели «глоссария» был продемонстрирован во время защиты дипломных работ студентов специальности «Конструирование швейных изделий» в Энгельсском технологическом институте Саратовского государственного технического университета в 2006-2009 гг., где разработаны: матрица формирования типов художественно-образных структур костюма на основе комбинаторики стабильных и мобильных элементов формы; методика визуализации творческого источника в границах оппозиции «визуальное - вербальное»; выявление
Список литературы:
смыслообразующего основания художественного образа костюма на основе анализа ценностной системы пространства культуры и пр. В Строительно-архитектурно-дорожном институте СГТУ студенты специальности «Дизайн архитектурной среды» в 2014 г., в дипломных исследованиях по разработке аксиологического подхода к архитектурно-дизайнерскому проектированию использовали модель глоссария в моделировании эстетической концепции культурного ландшафта г. Саратова [5].
Предлагаемый метод работы с «глоссарием» позволяет студентам приобрести навыки «перевода» исходной задачи в границах оппозиции «вербальное-визуальное» и воплощения выявленной эстетической концепции в материальную форму проектируемого объекта.
В более широком культурологическом смысле с применением «глоссария» в про-ектно-эстетической практике находят свои решения проблемы увязки смысловых доминант культуры и эстетически осмысливаемой формы - через представления об архетипическом основании символов, в их художественно-образном строе. Сказанное позволяет рассматривать предлагаемый метод не только как элемент научной базы, формирующий методику анализа и формирования семиотических текстов, но и как инструмент развития и обучения будущих специалистов в области проектирования предметно-пространственной среды.
[1] Барабанов А. Человек п архитектура: Семантика отношений. - Интернет-ресурс. Режпм доступа: http://www.gnozis.info/?q=node/3748 (22.12.2015)
[2] Волошпнов А.В. О союзе эстетпкп п математики в псторпп культуры // Обсерватория культуры. -2006, M 6. - С. 100-109.
[3] Волошпнов А.В., Забродпна Г.Д., Кулпченко Т.В., Черемпсова Е.В. Mетодологическая модель анализа культурологического портрета города // Вопросы культурологии. - 2015, M 12. - С. 8-16.
[4] Забродпна Г.Д. Визуализация символов культуры в системе «человек-среда»// Исторические, философские, политические п юрпдпческпе наукп, культурология п искусствоведение. Вопросы теорпп п практики. M 9, часть 1. - Тамбов: Грамота, 2013.- С. 50-53.
[5] Забродпна Г.Д., Черемпсова Е.В., Сухорукова Т.А. «Аксиологический модуль» в пространстве культуры: проектно-эстетическая проблематика // Научное обозрение. M 8 - M.: Наука образования, 2015. - С. 413-419.
[6] Козлова Т.В., Ильичёва Е.В. Стпль в костюме XX века / Уч. пос. для ВУЗов. - M.: MГТУ пм. А.Н. Косыгина, 2003. - 160 с.
[7] Leibniz G.W. Dissertatio de arte combinatoria, 1666, Sдmtliche Schriften und Briefe.AVI 1.-Berlin: Akademie Verlag, 1923. - p. 163.
[8] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - M.: Языки рус. культуры, 1998. - 371 с.
[9] Пономарёва Г.П., Забродпна Г.Д. Построение геометрического форморяда для создания спмволпкп художественного образа // Вестнпк Саратовского государственного технического университета. -2006, M 4 (17), вып.2. - С.82-86.
[10] Филатова Н.А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века / Дпсс. ... канд. техн. наук. - M., 2003. - 302 с.
[11] Флоренский П. Сочинения. В 4 т. Т.2 / Сост. п общ. ред. пгумена Андронпка (А.С.Трубачева), П.В.Флоренского, M.С.Трyбачева. - M.: MbiQ^, 1996. - 877 с.
[12] Чертов Л. Знаковая призма. Статьи по общей п пространственной семиотике». - Интернет-ресурс. Режпм доступа: https://books.google.ru/books/reader?id=vLaUCgAAQBAJ&num=9&hl=ru&printsec=fr ontcover&output=reader&pg=GBS.PT72/ (20.12.2015)