Научная статья на тему 'От рыночной стихии к программному развитию региона'

От рыночной стихии к программному развитию региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин В. Н.

Рассматривается опыт программного развития экономики Челябинской области. Дается анализ итогов выполнения программы «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999-2005 годах». Обосновывается необходимость и возможность составления программ развития регионов. Рассматриваются динамика доли расходов на рабочую силу в ВРП области, проблемы реальной зарплаты и сближения минимальной зарплаты с прожиточным минимумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белкин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От рыночной стихии к программному развитию региона»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

В. Н. Белкин

ОТ РЫНОЧНОЙ СТИХИИ К ПРОГРАММНОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА

Рассматривается опыт программного развития экономики Челябинской области. Дается анализ итогов выполнения программы «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999—2005 годах». Обосновывается необходимость и возможность составления программ развития регионов. Рассматриваются динамика доли расходов на рабочую силу в ВРП области, проблемы реальной зарплаты и сближения минимальной зарплаты с прожиточным минимумом.

2005 год был для Челябинской области последним годом «семилетки». Он завершал Программу «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999—2005 гг.», которая создавалась в тяжелейший период жизни области — в конце 1998 — начале 1999 года. В этот момент экономика области достигла нижней точки своего падения: в 1998 году объемвнутреннего регионального продукта (ВРП) сократился против 1991 г. на 46%, промышленного производства — на 64%, сельского хозяйства — на 51 %. Вместе с тем экономика области располагала большими производственными, трудовыми и природными ресурсами.

В это тяжелое и смутное время губернатор области П. И. Сумин принимает ответственное решение — разработать программу развития области на 7 лет ■— до 2005 года. Такое решение вызвало критику оппозиционных губернатору сил и откровенные насмешки. Главным аргументом противников программы было известное изречение А. Смита о том, что невидимая рука рынка сама все расставит в экономике так, как надо. Они и слышать не хотели о программировании экономики даже на один год, тем более на 7 лет! Однако Законодательное собрание области поддержало губернатора и утвердило программу.

Программа разрабатывалась под научно-методическим руководством Челябинского филиала Института экономики УрО РАН. К ее разработке были привлечены органы власти и управления области и ряда городов, общественные организации, крупные промышленные предприятия и т. д. Сотни специалистов разработали программы развития металлургии и машиностроения, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства, банковской системы области и малого предпринимательства, демографической ситуации и занятости, здравоохранения и образования, социальной защиты населения, физкультуры и спора и т. д. Всего в программу вошло 57 подпрограмм* которые охватили практически все стороны жизни области.

Основная цель программы — повышение уровня жизни населения Челябинской области на основе подъема ее экономики за счет эффективного использования природного, производственного, трудового и научного потенциала, активного участия области в общероссийском и международном разделении труда.

В программе представлены два варианта развития: инерционный, который рассчитан как продолжение уже сложившихся тенденций и темпов развития экономики области в расчете на ее стихийный рост в связи с переходом от фазы кризиса к фазе оживления и подъема, и целевой, который предусматривает активную роль органов власти и управления области, городов и районов, объединений работодателей, профсоюзов и всего населения. Именно этот вариант был реализован на практике. Большая заслуга в этом губернатора области П. И. Сумина. В течение многих лет он проводит политику, направленную на объединение всех созидательных, патриотических сил области, рост экономики, стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе, в конечном счете, на повышение уровня жизни южноуральцев.

В снижении стихийности развития, в усилении регулирования рыночной экономики приняли активное участие не только органы исполнительной и законодательной власти области и муниципальных образований, но и объединения работодателей, прежде всего «Промасс», региональные банки, профсоюзные объединения, ряд политических партий и движений. Все это обеспечивало устойчивость развития экономики, предсказуемость социально-политической обстановки в области. А это, в свою очередь, снижало предпринимательские риски, улучшало инвестиционный климат в области, способствовало притоку капиталов.

В основу программы было положено 139 крупных инвестиционных проектов, представленных ведущими предприятиями и городами области. Эти проекты прошли отбор на областном уровне, а также в министерствах Правительства РФ. Общий объем финансирования проектов составил 185 млрд р. в ценах 1999 года. В том числе: бюджет области — 56,2 млрд р. (30,5 %); собственные средства предприятий — 58,9 млрд р. (31,8 %); средства населения — 1,8 млрд р. (1,0%); отечественные инвесторы — 4,6 млрд р. (2,5%); прочие внебюджетные источники — 49,6 млрд р. (26,8 %). Направления расходов: капитальные вложения — 59,0 млрд р. (31,9 %); НИОКР — 590,0 млн р. (0,3 %); прочие текущие расходы — 125, 3 млрд р. (67,8 %).

В программе дан глубокий анализ динамики развития Челябинской области в 1990-х годах по 57 основным направлениям (57 подпрограмм). На обширном статистическом материале выявлены тенденции развития экономики, экологии, социальной сферы, определены приоритеты развития, рассчитаны финансовые ресурсы, необходимые для реализации программы, предложены 94 нормативноправовых акта, создающих необходимые условия для развития области и реализации программы.

Программа стала основой долгосрочной экономической и социальной политики правительства и Законодательного собрания области. Она учитывалась при разработке ежегодных прогнозов развития области, инвестиционных региональных программ, планов законодательных работ и т. д.

Семь лет прошло. Каковы же итоги экономического развития Челябинской области? С первого года реализации программы начался рост промышленности, Она прирастала в среднем за год на 7,1 %. В результате объем промышленного производства вырос на 161,6% (табл. 1).

Таблица 1

Итоги выполнения Программы «Экономическое и социальноё развитие Челябинской области в 1999—2005 годах»

№ Показатели Рост по Фактический

п/п программе, % рост, %

1 Валовой региональный продукт 138—143 152,8

2 Промышленное производство 131—136 161,6

3 Сельскохозяйственное производство 132—140 170,3

4 Инвестиции в основной капитал 140—144 170,0

5 Производительность труда 138—141 191,5

6 Реальная зарплата 130—140 149,8

7 Реальные доходы населения 125—135 169,8

8 Уровень безработицы 8,2 5,0

Сельское хозяйство развивалось неритмично, сказалась сильная зависимость от природы. В 2000 и 2004 годах произошло значительное падение производства. Однако но итогам за 7 лет среднегодовой темп прироста составил 7,9%. Это позволило повысить объем сельхозпродукции на 170,3%. Успешное развитие экономики области во многом происходило за счет наращивания инвестиций в основной капитал. За 7 лет они выросли на 170 %. Развитие указанных и других отраслей экономики позволило существенно нарастить объем валового регионального продукта. Он прирастал в среднем на 6,25% в год. В итоге с 1999 по

2005 год объем ВРП вырос на 152,8 %.

Наряду е ростом объемных показателей производства быстро увеличивалась производительность труда. Она выросла в 1,9 раза. Такой быстрый рост произошел не только за счет роста объемов ВРП, но и в связи со значительным сокращением численности занятого в производстве населения.

Рост экономики открыл возможность существенно повысить уровень жизни населения области. Так, реальные располагаемые доходы населения выросли за 7 лет на 170%, а реальная среднемесячная зарплата — на 150%. Отставание роста зарплаты от роста доходов объясняется более резким падением зарплаты в 1999 году после дефолта. Она упала на 26,6%, а доходы — на 5,9%.

Расчет темпов роста экономики производился в конце 1998 ■— начале 1999 года, когда в обществе было сугубо пессимистическое настроение по поводу дальнейшей судьбы производства в области. Несмотря на эти настроения, в программу были заложены довольно высокие темпы роста, и они были достигнуты на практике. Так, например, рост объема валового регионального продукта прогнозировался в среднем на 140% (середина вилки 138—143 %), а фактически он составил 152,8 %. Как видим, отклонение от прогноза составило всего 9% за 7 лет. Такая высокая точность прогноза была достигнута за счет знания законов развития экономики, отслеживания состоянии мирового, российского и регионального рынков, оригинальной методики прогнозирования развития экономики и не в последнюю очередь интуиции.

Челябинская область сделала большой шаг на пути решения главной исторической задачи переходного периода. Она состоит в достижении дореформенного уровня развития экономики. Каким образом обстоят дела с достижением этого уровня?

Объем промыт ленного производства по итогам за 2005 год составил 74 % от уровня 1991 года, сельского хозяйства — 83 %, валового регионального продукта — 83%. Если экономика области будет в ближайшие годы развиваться такими же темпами, как в последние три года, то область выйдет по объему производства товаров и услуг на уровень 1991 года через 2—3 года. Сложнее задача по росту благосостояния населения области. Реальные располагаемые доходы населения прирастали в среднем за год почти на 8%. Сегодня они составляют около 60 % от уровня 1991 года. Реальная зарплата прирастала на 6 % в год. Сейчас она достигает 53 % от дореформенного уровня, хотя в 1999 году составляла всего 27%. Если сохранятся темпы роста доходов и зарплаты, достигнутые в последние три года, то на уровень 1991 года область выйдет по доходам и зарплате через 5—6 лет. Это и будет означать конец переходного периода в жизни области. Следовательно, население области потеряет в своем экономическом развитии около 20 лет. Практически жизнь целого поколения южноуральцев принесена на «алтарь шоковой реформы», проведенной под руководством «невидимой руки рынка».

Рост реальных доходов позволил существенно снизить уровень бедности в области. Так, в 1999 году 32% населения имело доход ниже прожиточного минимума. В 2005 году уровень бедности снизился до 15 %, т. е. в 2 раза. Реформа породила огромную дифференциацию доходов населения. В целом по России доходы 10% наиболее богатых граждане 15 раз больше доходов 10% наиболее бедных. В Челябинской области дифференциация доходов значительно меньше: доходы богатых и бедных соотносятся как 9 к 1. Данная дифференциация доходов в Швеции выражается пропорцией 6,2 к 1, в Германии — 6,9 к 1, в США —15 к 1.

В отношении безработицы в программе ставилась задача снизить ее с 9,9 % до 8,2%. В 2005 году она составила 5%. В соответствии со сложившейся демографической динамикой нами была рассчитана ожидаемая численность населения в 2005 году — 3 млн 640 тыс. человек. Фактически население составило 3 млн 583 тыс. человек, т, е. отклонение от расчета составило всего 2,8%. К сожалению, не полностью удалось реализовать программу по обеспечению населения жильем.

Таким образом, семилетняя программа развития области оказалась реальной и была выполнена по всем основным экономическим показателям. Нам известны федеральные и региональные программы, которые оказались нереальными. Часто программные показатели развития расходятся с фактическими в несколько раз. Во многих случаях региональные программы по сути своей сводятся к благим пожеланиям, так как в них нет главного — источников финансирования и набора инвестиционных проектов. В сущности, они являются не программами, а основными направлениями или концепциями развития регионов. Успешный опыт программного развития Челябинской области убедительно показал возможность и необходимость регулирования рыночной экономики. Но для этого

необходимы научно обоснованные-.и приемлемые для созидательных патриотических сил области цели и задачи на длительную перспективу и сплочение этих сил вокруг программных целей.

Реализация программы позволила сделать большой шаг в решении главной стратегической задачи Челябинской области — повышении реальной заработной платы и реальных доходов населения. Однако остается еще много нерешенных острых проблем. Необходимо добиваться повышения доли расходов на рабочую силу в ВРП, снижения дифференциации заработной платы по отраслям экономики и по социально-профессиональным группам внутри организаций, подъема минимальной заработной платы до прожиточного минимума, повышения мотивации труда наемных работников и т. д.

Споры по поводу доли зарплаты в ВВП России и ВРП Челябинской области не утихают уже много лет. Оценки этой доли у разных специалистов существенно различаются — от 25—30 % до 40—50 %. В'зависимости от этих оценок делаются далеко идущие выводы о цене рабочей силы, степени ее эксплуатации и т. п. Все это подается в сравнении с соответствующими показателями экономики развитых стран. При этом не учитывается, что в развитых странах определяется доля в ВВП всех расходов на рабочую силу, а не только заработной платы. Поэтому сравнения оказываются некорректными, а выводы о слишком малой доле зарплаты в ВВП России ошибочными.

В развитых странах оценивается доля расходов на рабочую силу в ВВП в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), которые предусматривают 10 статей расходов. Среди них: зарплата, страховые платежи (социальная защита), расхода на обучение, культурно-бытовое обслуживание, жиль© и т. д. Кроме того, учитывается теневая зарплата, которая колеблется от 3 до 30% декларированной зарплаты. Рассчитанная по рекомендации МОТ доля расходов на рабочую силу в ВВП разных стран представлена в табл. 2.

Таблиг{а 2

Доля расходов на рабочую силу в ВВП стран в 2000 г.1

№ , п/п Страна Доля в ВВП, % № п/п Страна Доля в ВВП, %

I Англия 53 6 Греция 39

2 ФРГ 53 7 Япония 58

3 Франция 53 8 США 62

4 Швеция 60 9 РФ 46

5 Португалия 44

Нами проведен расчет доли расходов на рабочую силу в ВРП Челябинской области. При этом были учтены фонд оплаты труда по полному кругу предприятий, страховые платежи (единый социальный налог), расходы предприятий по социальному пакету (корпоративные льготы) и на обучение персонала, теневая зарплата. В последние годы в России все большая часть зарплаты уходит

1 См.: Человек и труд. 2004. № 7. С. 28.

«в тень». Ее доля в декларированной зарплате поднялась с 25 до 32%. Результанты нашего расчета представлены в табл. 3.

Таблица 3

Динамика доли расходов на рабочую силу в ВРП Челябинской области, %

№ п/п Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. (прогноз) 2007 г. (прогноз)

; і Доля расходов на рабочую силу в ВРП 43,8 47,30 48,6 50,1

: 2 Доля фонда оплаты труда в ВРП 25,6 29,64 30,5 31,9

Как видно из таблицы, сложилась положительная динамика доли рабочей силы в ВРП области. При сокращении темпов роста реальной заработной платы, сложившихся в последние годы, Челябинская область выйдет на рубеж ведущих европейских стран в ближайшие 2—3 года. Понятно, что доля расходов на рабочую силу не может расти непрерывно. Данный процесс по своей сути есть процесс перераспределения добавленной стоимости в пользу наемного труда, что позволяет повышать реальную зарплату работников. Однако дальнейший ее рост будет происходить в основном за счет роста величины валового регионального продукта, а не за счет перераспределения доходов.

Челябинская область устойчиво развивается уже восьмой год. По итогам за

2006 год ее ВРП составло около 90% от ВРП 1991 года. Учитывая темпы роста экономики области за последние годы, можно ожидать, что через 2—3 года об-лаетыю производству ВРП выйдет на докризисный уровень. В связи е тем, что реальная зарплата и доходы населения упали в большей степени, чем объем производства, выйти по этим показателям на уровень 1991 года удастся через 4—5 лет. Таким образом, в ближайшие годы экономика области превзойдет показатели дореформенного периода. Достигается это не только за счет объективных факторов развития, но и на основе субъективных факторов, таких, как ежегодное и трехлетнее прогнозирование социально-экономического развития области, Концепция социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года, долгосрочный прогноз социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, развитие трехстороннего социального партнерства в целом в области, а также в муниципальных образованиях и т. д. От господства стихии рынка в 90-х годах прошлого века область переходит к программированию и регулированию своего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.