Научная статья на тему 'От редакии'

От редакии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От редакии»

Гражданская война в Непале дошла до тех мест, где родился Будда. Солдаты патрулируют Лумбини, а древнее царство принца Гаутамы превратилось в арену боевых действий. Его мудрые слова о страдании, насилии и их преодолении, сказанные 2 600 лет назад, не потеряли значения и сегодня, только Непал их не слышит. В других священных местах мира, например, в Иерусалиме, даже сами символы веры порождают насилие.

Религия - важный, но не единственный, и даже не самый существенный, фактор возникновения конфликтов. В конечном счете, основной причиной войны становится не недовольство, а жажда наживы. Поэтому к вооруженному конфликту ведет скорее соединение экономических интересов и политического безрассудства, нежели обиды, связанные с религиозной принадлежностью. Однако последние играют важную, а зачастую очень важную, роль на всех этапах развития конфликта. Религия используется для того, чтобы придать конфликту законность и привлечь сторонников, а также для призыва к сдержанности на его завершающей стадии или в процессе примирения сторон. Таким образом, роль религии неоднозначна. Она может быть конструктивной (преодоление враждебности) и деструктивной (разжигание насилия). Она и объединяет народы, и разводит их по разные стороны. Ее требования являются абсолютными, безоговорочными и зачастую авторитарными. Для священных войн характерна позорная, но праведная жестокость. В частности, последнее время монотеистические религии обвиняются в том, что они потенциально подогревают искушение прибегнуть к насилию. Фундаменталистские течения претендуют на единственно верную, абсолютную интерпретацию религии, увязывая свое толкование с достижением политических целей. Религиозные различия могут быть легко использованы в целях достижения господства.

Подобно немецкому социологу Максу Веберу, сорок лет назад многие люди полагали, что религия и современность несовместимы и взаимно исключают друг друга. Считалось, что процесс секуляризации и отчуждения религиозных институтов набирает скорость и в конечном

5

От редакции

итоге приведет к исчезновению религии. Даже в древней Индии взаимоотношения между государствами уже основывались на принципах секуляризма и не зависели от религиозной, расовой или этнической принадлежности. Вопрос секуляризации не стоял и перед Китаем, где даосизм и конфуцианство представляли собой скорее образ жизни и совокупность философских учений о человеке, его системе ценностей и общественных институтах, нежели религию. В других странах мира также не существует местной религии.

Четкое разграничение между институтами политической и религиозной власти возникло в результате веками не угасавшего конфликта между римским папой и императорами и характерно для истории Западной Европы и Северной Америки. В монотеистических религиях, таких как иудаизм, христианство и ислам, взаимоотношение между религией и политикой всегда было достаточно сложным. Различие между универсальными, имеющими непреходящую ценность аспектами религии и их сиюминутным, конкретным выражением в повседневной жизни человека не ново. Внутреннее противоречие между абсолютной верой в божественное и исторической природой человеческой жизни естественно, хотя очевидно, что оно обостряется прежде всего тогда, когда у религиозных организаций возникают политические амбиции.

Светское государство не предполагает атеистического общества. Даже в светском обществе религия все-таки является основным источником наиболее приемлемых и во многом простых ответов на сложные проблемы сегодняшнего дня. Для исламских сообществ особенно типично обращение к религии для получения ответов на злободневные вопросы современной жизни. На религии, которая играет важную роль, основано и осознание общности мусульман. В сохранении религиозного наследия и религиозных ценностей многие мусульмане видят отличительную черту современного ислама. Такая точка зрения, в основном, воспринимается как реакция на процесс секуляризации и возникновения атеистических государств, где, как они считают, царят варварство, невежество и безбожие. Отказ от нерелигиозного видения мира сказывается как на отношении к международному праву, включая гуманитарное право, так и к гуманитарной деятельности.

В одноименном шедевре Гете на вопрос вопросов, верит ли он в Бога, Фауст отвечает загадкой: «Об этом целый свет твердит, Любое сердце, кто как может, Как на душу Господь положит, Так что же мне бояться слов?»

Все попытки дать всех устраивающее определение понятию «религия» в международном праве провалились, несмотря на то, что оно упоми-

6

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

нается в ряде международно-признанных договоров. Всеобъемлющее определение этого понятия могло бы положить начало системе взглядов, неприемлемой для сторонников свободы вероисповедания и способной привести к росту нетерпимости, потому что для одних оно было бы слишком узким, а для других - слишком широким. Разнообразие религиозных убеждений и сопутствующие им разногласия еще более осложняют поиск универсального определения этого понятия.

Международное право создается всеобщими усилиями и предназначено для регулирования взаимоотношений между разными народами, у которых разная религия, своя история, культура, свои законы и язык. Привлекая внимание к церковному праву, мы рискуем снизить значение универсальности и светского характера международного права. Многие юристы-международники, осознавая, что западные ценности не всегда разделяются представителями иных культур, не проявляют особого желания обсуждать проблему религии из опасения, что тем самым они выведут за скобки тех, чьи верования отличаются от их собственных. Им кажется, что научный подход к праву означает невозможность рассмотрения вопросов, связанных с религией, и что право может считаться действительно «современным» и «рациональным» лишь тогда, когда оно не имеет никакого отношения к религии.

Международное право прежних времен не принимается во внимание, поскольку считается, что оно носило религиозный характер. Религия действительно играла определяющую роль в международных отношениях. В античные времена из всех способов принуждения наиболее действенным являлась клятва, подразумевавшая вмешательство божественного поручителя (поручителей) для наказания отступника. Божественного наказания боялись. Тем не менее, нормы поведения государств никогда не диктовались исключительно религиозными соображениями. Они были обусловлены соображениями выгоды и удобства. Общественное наказание осуществлялось с использованием специальных церемоний и учреждений, и существовало наказание, обосновывавшееся юридическими аргументами и риторикой. Религия, обычай и правовая аргументация - все это в разные периоды истории права обладало большим или меньшим весом.

Важность религиозного права и даже его приоритет над международным правом особенно подчеркивается в традиции ислама и в этой связи заслуживает особого внимания. Исламское право является одной из крупнейших правовых систем в мире. Оно всегда было и остается одним из столпов мусульманской цивилизации. Трудов по исламскому праву множество. Вопрос о статусе исламского религиозного права (шариат) и мусульманской юриспруденции (фикх) находится в центре споров, которые ведутся между идеологами ислама и их противниками. Поскольку это пра-

7

От редакции

во регламентирует абсолютно все аспекты жизни каждого мусульманина, где бы он ни находился, персональная подсудность важнее территориальной, как на территории исламского государства, так и за ее пределами. На основании стихов Корана и соответствующих хадисов (почитаемые обычаи и изречения пророка Мухаммеда) нормы, регламентировавшие ведение военных действий во время расширения империи ислама, были сформулированы юристами-богословами еще в то время, когда Пророк оставил Мекку. В сборниках трудов представителей различных религиозно-правовых школ ислама эти нормы можно найти в разделах «Джихад» и «Сийар». Последний регулирует взаимоотношения между исламскими и прочими государствами, особенно во время войны, даже во время вооруженных конфликтов, происходящих в исламском мире. Эти нормы - составная часть внутреннего права и являются обязательными для мусульманских государств.

Из почти пятидесяти государств мира, где мусульмане составляют большинство населения, пятнадцать провозгласили ислам государственной религией, а пять называют себя исламскими республиками. Исламская культура и цивилизация выходят за пределы географических границ и образуют мощную общую традицию, которую разделяют все мусульманские страны. При этом объединяющим моментом для них является шариат. Сегодня государства исламского мира являются участниками современных документов международного гуманитарного права, и принцип pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) прочно закреплен в исламском праве. Все мусульманские государства подчеркивают свою приверженность исламскому праву и часто ссылаются на принципы и ценности ислама, чтобы обратить внимание на его близость с международным гуманитарным правом. Для исламистских движений, как умеренного, так и радикального толка, шариат представляет собой неделимый свод связанных между собой правил. Никакое иностранное влияние не должно оказывать воздействие на священный характер исламского права. Даже представители умеренных исламистских движений соглашаются принимать во внимание другие правовые системы лишь при условии сохранения в неизменном виде исламского права и юриспруденции. В этом номере Журнала мы печатаем статью, представляющее авторитетное мнение о взаимоотношении ислама и международного права с точки зрения фикха, или исламской юриспруденции. По утверждению исламского исследователя, можно считать, что международное гуманитарное право возникло 1 400 лет назад. В статье говорится о значительном вкладе исламского права в современное международное гуманитарное право и предлагается «дорожная карта» для начала диалога между представителями разных цивилизаций.

8

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Нормы, регулирующие межгосударственные отношения в области дипломатии, мира и войны, можно найти в любых текстах, принадлежащих различным религиям и культурам. Публикуемые в этом номере Журнала избранные статьи на тему взаимоотношений между исламом, иудаизмом и индуизмом, с одной стороны, и международным правом или правом войны, с другой, свидетельствуют о том, что ценности, утверждаемые современным международным гуманитарным правом, разделяются всеми этими религиями. Например, по Конфуцию, достижение минимального общественного порядка зависит от большого количества «предпочтений», которые делает человек, или иначе - ценностных ориентиров и правил, которые сегодня можно было бы охарактеризовать как нормы гуманитарного права. В христианстве очень похожие указания содержатся в Нагорной проповеди. Как религия, так и международное гуманитарное право, пусть разными словами и имея в виду разные образы действий, говорят о том, что необходимо проводить различие между комбатантами и гражданским населением, придерживаться принципа соразмерности и следовать обязательству оказывать помощь жертвам.

Однако различия все-таки присутствуют. В частности, в древних религиях или возникшем на их основе праве нет четкого различия между нормами, регулирующими законность или правомерность войны, и нормами, регламентирующими ведение военных действий, то есть различия между jus ad bellum и jus in bello. Тем не менее, несмотря на то, что в древней Индии религия играла центральную роль в установлении норм поведения для каждого конкретного человека, следует отметить, что применение этих норм носило универсальный характер и не зависело от религии или культуры сторон, от того, были они верующими или нет, считалась ли война справедливой или нет. Вывод относительно «справедливости» или «несправедливости» делается на основании ценностных критериев и практически не доказуем с научной точки зрения. Способность понимать важность различных религиозных учений, в том числе при принятии юридических решений, поможет международному сообществу находить баланс в сложном взаимоотношении между нетерпимостью и равнодушием.

В гуманитарной деятельности религия, как правило, является табу. В значительной степени гуманитарная деятельность состоит в межкультурном взаимодействии, где религиозная составляющая играет важную роль. В гуманитарной деятельности религия является мощным общественно-культурным фактором в плане мотивации, признания человека своим, участия и устойчивости. Идея пожертвования в благотворительных целях имеет

9

От редакции

глубокие корни во всех основных религиях, а человеколюбивые деяния являются существенной составляющей религиозной практики. Даже молодежные организации светского толка, участвующие в предоставлении гуманитарной помощи, следуют исконным ценностям, проповедуемым религией, не ощущают того, что действуют из религиозных побуждений. С самого начала предполагалось, что МККК, положивший начало светской гуманитарной деятельности в ее современном понимании, должен иметь нерелигиозный характер, однако принадлежность его основателей к протестантизму кальвинистского толка оказала на него свое влияние. Более того, одними из основных игроков на гуманитарном поле являются конфессиональные НПО, то есть официально принадлежащие к конкретной религиозной группе, и религиозные НПО, сотрудники которых менее строго следуют этическим предписаниям данной религии и ее ценностным критериям.

Международное (гуманитарное) право не настаивает на том, что гуманитарная помощь должна носить светский характер. В соответствии с решением Международного суда по делу Никарагуа, гуманитарная помощь должна лишь отвечать критериям беспристрастности и отсутствия дискриминации, для того чтобы ее нельзя было рассматривать как неправомерное вмешательство. Традиционно правила Корана, устанавливающие распределение «заката» (милостыни в пользу бедных), ограничивали его мусульманским населением, однако некоторые исламские гуманитарные организации приняли для себя более либеральное толкование, учитывающее прежде всего вышеупомянутые критерии. Наиболее важная проблема, с которой в своей деятельности сталкиваются религиозные организации, - это разногласия по поводу того, можно ли в процессе гуманитарной деятельности прямо или косвенно подталкивать людей к обращению в свою веру. В Африке, являющейся единственным континентом, где еще возможно массовое обращение населения в другую религию, многие расположенные к югу от Сахары страны становятся ареной борьбы между христианскими и мусульманскими благотворительными организациями. В зонах конфликта, таких как Афганистан и бывшая Югославия, исламские благотворительные организации борются за влияние с западными организациями, а также и друг с другом - исходя из различного толкования ислама и преследуя свои национальные интересы.

Рост и усиление роли религии в политике и наоборот - это часть того контекста, в котором действует МККК, и даже разные эмблемы Движения Красного Креста и Красного Полумесяца воспринимаются с религиозным подтекстом, особенно при проведении операций в отношении населения, относящегося к разным культурным традициям. И гуманитарным организациям, и правительственным организациям-донорам приходится

10

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

учиться, как быть со столь неоднозначным фактором как религия. Все более тесное переплетение политики, религии и благотворительной деятельности даже способствовало возникновению движений, для достижения своих целей прибегающих к насилию, а ряд гуманитарных организаций даже подозреваются в поддержке терроризма. Идея джихада используется и для действий при самообороне, и для поддержки правого дела, включая оказание гуманитарной помощи. Мусульмане уже давно подозревают западную систему оказания помощи в том, что она преследует свои цели, и в христианских организациях фундаменталистского толка действительно имеются отделы по гуманитарной деятельности.

Кодекс поведения международных неправительственных организаций запрещает связывать гуманитарную помощь с религиозным прозелитизмом. Гуманитарная помощь должна предоставляться в соответствии с потребностями отдельных лиц, семей и жителей вообще. Несмотря на то, что НПО имеют право быть приверженными той или иной религии, предоставление гуманитарной помощи никогда не должно зависеть от того, придерживаются ли той же веры получатели помощи. Обещание, предоставление и распределение помощи не должно быть связано с конкретной религиозной принадлежностью. Указанные нормы не исключают принципа культурной близости или помощи со стороны общины. Знание социально-культурных особенностей населения стало одним из ключевых требований для участия в любой гуманитарной деятельности. Однако эта деятельность нацелена на соблюдение человеческого достоинства и благополучие всех людей, что является и главной задачей всех религий. 11

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.