Научная статья на тему 'От «принимающей стороны» к стране культурных инноваций'

От «принимающей стороны» к стране культурных инноваций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Корея / Япония / Китай / субкультуры / аниме / дорамы / Халлю / «корейская волна» / массовая культура / Korea / Japan / China / subcultures / anime / dramas / Hallyu / «Korean wave» / mass culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воробьева Е.С.

Актуальность темы исследования обусловлена становления культурного феномена – Халлю или «корейской волны». Многие исследователи считают, что «корейская волна» взросла из тех ценностей, которые прививались в Южной Корее культурными кодами Японии, Китая и США. Каким же образом Корее удалось не только сохранить в условиях глобализации самобытность своей культуры, но и сделать ее мегапопулярной на просторах Китая, Японии и затем всего мирового пространства? Как долго длилось зарождение современной креативной корейской культуры? Какую роль сыграли в становлении Халлю сериалы дорамы? Необходимо так представить прототип, чтобы зрители узнали и поверили. В статье даются ответы на эти вопросы о причинах распространения этого культурного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the «host» to the country of cultural innovation

The relevance of the topic of research is due to the formation of a cultural phenomenon Hallyu or the «Korean wave». Many researchers believe that the “Korean wave” is an adult of those values that were instilled in South Korea by the cultural codes of Japan, China and the United States. How did Korea manage not only to preserve the identity of its culture in the context of globalization, but also to make it mega-popular in the vastness of China, Japan and then the entire world space? How long did the birth of modern creative Korean culture last? What role did the drama series play in Hallyu’s formation? It is necessary to present a prototype in such a way that the audience knows and believes. The article answers these questions about the reasons for the spread of this cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «От «принимающей стороны» к стране культурных инноваций»

Воробьева Е.С.

Кандидат культурологии, доцент Департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет».

От «принимающей стороны» - к стране культурных инноваций*

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена становления культурного феномена - Халлю или «корейской волны».

Многие исследователи считают, что «корейская волна» взросла из тех ценностей, которые прививались в Южной Корее культурными кодами Японии, Китая и США. Каким же образом Корее удалось не только сохранить в условиях глобализации самобытность своей культуры, но и сделать ее мегапопулярной на просторах Китая, Японии и затем всего мирового пространства? Как долго длилось зарождение современной креативной корейской культуры? Какую роль сыграли в становлении Халлю сериалы дорамы?

Необходимо так представить прототип, чтобы зрители узнали и поверили. В статье даются ответы на эти вопросы о причинах распространения этого культурного явления.

Ключевые слова: Корея, Япония, Китай, субкультуры, аниме, дорамы, Халлю, «корейская волна», массовая культура.

Vorobieva E.S.

PhD in Cultural Studies. Docent at the Department of Art and Design School of arts and humanities, Federal state Autonomos educational institution of higher education «Far Eastern Federal University».

From the «host» to the country of cultural innovation

Abstract. The relevance of the topic of research is due to the formation of a cultural phenomenon - Hallyu or the «Korean wave».

Many researchers believe that the "Korean wave" is an adult of those values that were instilled in South Korea by the cultural codes of Japan, China and the United States. How did Korea manage not only to preserve the identity of its culture in the context of globalization, but also to make it mega-popular in the vastness of China, Japan and then the entire world space? How long did the birth of modern creative Korean culture last? What role did the drama series play in Hallyu's formation?

It is necessary to present a prototype in such a way that the audience knows and believes. The article answers these questions about the reasons for the spread of this cultural phenomenon.

Key words: Korea, Japan, China, subcultures, anime, dramas, Hallyu, «Korean wave», mass culture.

* © Воробьева E.C., 2022.

От «принимающей стороны» - к стране культурных инноваций

В настоящее время в мировой культуре можно наблюдать появление нового культурного слоя, Халлю, или «корейская волна», который становится все насыщенней.

Его отличия обусловлены тем, что вписываются в наш глобальный мир с одной стороны и сохраняют уникальную самобытность народа с другой. Республика Корея, в различные периоды своего исторического пути находилась под культурным влиянием иных государств: Китая, Японии, США. Долгие годы Южная Корея выступала в качестве «принимающей стороны» культурных инноваций. Так из Японии в Корею пришло аниме (японская мультипликация), сразу став популярным в силу общности культурных основ.

Но, уже в течение как минимум четверти века эта страна является мощным генератором креативных изменений в реализациях своей культурной политики, а также одним из крупнейших «производителей» культурного «контента» как в Азии, так и в мире.

сейчас индустрия Кореи включает в себя не только музыку, и кино, но и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека. Корея перестала занимать место наблюдателя, «корейская волна» (Халлю) занимает почетное место с приходом нового тысячелетия.

О становление глобального культурного феномена «корейской волны» писали Арвидссон А. [1; 248], Ким У. Дж. [6; 251-275], Ким С. Ян. [7], Парк У. С. [8; 83-107], Хан Чж. Х. [2; 227] и друтие.

Почему же эти инновационные изменения в корейской культуре не случились раньше?

Долгое время культура Кореи испытывала сильное влияние своих соседей по региону - Китая и Японии.

Возникновение массовой культу-

ры в Корее следует отнести ко времени японского протектората в ХХ. Это выражается в появлении в государстве газет, радиовещания. Здесь начинает набирать обороты киноиндустрия. Говоря о массовой культуре, мы употребляем понятия, которые раскрывают в себе новые формы существования культурных конфигураций.

Для Кореи по-настоящему революционными стали восьмидесятые годы прошлого века, когда после появления цветного телевидения возникли технические уловки по привлечению внимания массового зрителя - сериалы.

«Первым коммерчески успешным стал сериал MBC 1987 г. «Любовь и амбиции», который считается вехой корейского телевидения» [4; 13], набрав 78 % зрителей.

Следующее десятилетие девяностых годов для корейцев стали предзнаменованием субкультуры «корейской волны».

В данный период субкультуры в мире стали рассматриваться как «передовой край» культуры, где вырабатываются и апробируются новые идеи, ценности, стили жизни. Популярная культура (поп-культура) и молодежные субкультуры интерпретируются не как сниженный массовый вариант элитарной культуры, а как часть культуры повседневности, обладающей качеством «верховной реальности» [1; 255].

Интересно, что, взрыв популярности дорам начался как раз в Китае и Японии, откуда Корея долгое время черпала культурные стереотипы.

Корейские сериалы (дорамы) основывались на конфуцианских ценностях высокой любви прекрасных внешне со сложным внутренним миром людей. Здесь сразу возникают ассоциация с образом «любования цветущей сакурой», так любимым в Японии.

Эти идеальные образы быстро нашли признание в странах АТР и затем за его пределами.

Сердца японцев в 2003 г. откликнулись на описание любви и трагедии в сериале «Зимняя соната», Телеканал NHK вынужден был четыре раза транслировать дораму. Зрители с восторгом смотрели сериал даже на корейском языке с субтитрами на японском. «Зимнюю сонату» принято считать символом наступления «корейской волны» на Японию» [5; 26]. Актер дорамы Пэ Ён Чун стал любимцем японской аудитории. фэндом его составил несколько тысяч человек. известно, что японцы тяжело воспринимают иностранцев. Однако, после просмотра дорамы «образ врага» во взаимоотношениях между Кореей и Японией стал исчезать.

Постепенно в понятие «корейская волна» вошли не только дорамы, но и музыка, косметика, еда, электроника, образ жизни со стремлением корейцев к «идеальному» внешнему виду. Коды корейской культуры стали распространяться через эти сериалы.

Корейская культура привносит не только зрительные образы, но и музыкальные типы. Квон Боа дебютировала в 2000 г. в Японии с альбомом на японском языке Listen to My Heart. Затем выпустила 20 студийных альбомов: девять на корейском, девять на японском и один на английском, став в итоге «Королевой k-pop». «Интересно, что, дебютировав, БоА стала первым корейским поп-исполнителем, пробившимся в Японии после падения барьеров, ограничивающих экспорт и импорт развлечений между странами после Второй мировой войны, а также шесть последовательных альбомов которой занимали первое место в чартах Oricon (японская компания, предоставляющая статистику и информацию о музыке и му-

зыкальной индустрии Японии)» [9].

Распространению «корейской волны» способствовали виртуализация, цифровизация. Корейцы создают различные «кросс-платформенные» технологии, где реализуют свой культурный контент креативной корейской культуры «Халлю».

Среди причин популярности данного феномена, мы предполагаем, что корейская дорама пользуется популярностью благодаря тому, что: 1) вызывает у зрителей компенсаторный эффект; 2) просмотр дорам способен снижать уровень стресса; 3) значимость роли дорам проявляется в развитии личности, определении собственных траекторий развития, трансформации понимания смысла жизни; 4) для зрителей важны суждения разбора любовных взаимоотношений между полами; 5) для смотрящих велика важность получения новой информации; 6) зрителей испытывают привязанность к внешним данным актера или к его внутреннему миру; 7) зрители испытывают эмоциональное напряжение от просмотра, дорамы являются источниками эмоций.

Значит дорама ориентирует свои «сюжеты» на четко обозначенные потребности человека, представителя как восточной, так и западной цивилизации.

Так, после исторических перемен XX века, таких как колонизация, раздробление государства, смена правительств и «экономического чуда», начинается массовое распространение «дорам» и далее расцвет креативной корейской культуры «Халлю». Корейцам удалось не потерять свои национальные ценности, вписаться в мировой культурный мейнстрим и даже обойти своих «учителей» в культурных инновациях: Китай и Японию.

References / Список литературы

[1] Бауман З. Мыслить социологически / З. Бауман. М.: Аспект Пресс, 1996. 255 с.

Bauman Z. Think sociologically / Z. Bauman. M.: Aspect Press, 1996. 255 p.

[2] Хан Чж. Х. Региональный культурный туризм:

проблемы и перспективы развития (на примере Южной Кореи): диссертация канд. культурологии. Владивосток, 2021. 227 с. Han Zh. H. Regional cultural tourism: problems and development prospects (on the example of South Korea): dissertation of Cand. cultural studies. Vladivostok, 2021. 227 p.

[3] Arvidsson A. K-pop: popular music, cultural am-

nesia, and economic innovation in South Korea. Milan, 2015. 248 p.

[4] Chung A.Y. K-Drama: A New TV Genre with Global Appeal. Seoul, 2011. P. 13.

[5] Chua B.H. East Asian pop culture: Analysing the Korean wave / B.H. Chua, K. Iwabuchi. Hong Kong, 2008. P. 26.

[6] Kim Y.J. The strategic inquiry for globalization of

Korean culture // Comparative Korean Studies. 2009. №17. P. 251-275.

[7] Kim S.Y. Korean Wave «Hallyu» Abroad Waning

// The Korea Times. 2008. 5 may.

[8] Park Y.S. Trade in cultural goods: A case of the korean wave in Asia // Journal of East Asian Economic Integration. 2014. № 18. P. 83-107.

[9] Poole R.M. No constrictions on BoA's ambitions //

The Japan Times. 2009. 20 марта. // URL: https:// www.japantimes.co.jp/culture/2009/03/20/ music/no-constrictions-on-boas-ambitions/ (02.03.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.