Научная статья на тему 'От правового к нормативному регулированию международных коммерческих договоров'

От правового к нормативному регулированию международных коммерческих договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ДОГОВОР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL COMMERCIAL CONTRACT / LEGAL REGULATION / NON-STATE REGULATION / NORMATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стригунова Дина Павловна

Целью настоящей статьи является рассмотрение понятия «правовое регулирование» применительно к международным коммерческим договорам и обоснование тенденции, проявляющейся в усилении роли их негосударственного регулирования, следствием которой является переход от собственно правового к нормативному регулированию международных коммерческих договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From legal to normative regulation of international commercial contracts

The purpose of the article is to examine the concept of “legal regulation” in relation to international commercial contracts and study the trends manifested in the strengthening of the role of non-state regulation, the consequence of which is the transition from a strictly legal normative regulation of international commercial contracts.

Текст научной работы на тему «От правового к нормативному регулированию международных коммерческих договоров»

УДК 341.9 ББК 67.412.2

ОТ ПРАВОВОГО К НОРМАТИВНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ

ДИНА ПАВЛОВНА СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и трудового права Государственного университета управления г. Москва Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

E-mail: dina_str@list.ru; dina.str@hotmail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение понятия «правовое регулирование» применительно к международным коммерческим договорам и обоснование тенденции, проявляющейся в усилении роли их негосударственного регулирования, следствием которой является переход от собственно правового к нормативному регулированию международных коммерческих договоров.

Ключевые слова: международный коммерческий договор, правовое регулирование, негосударственное регулирование, нормативное регулирование.

Annotation. The purpose of the article is to examine the concept of "legal regulation" in relation to international commercial contracts and study the trends manifested in the strengthening of the role of non-state regulation, the consequence of which is the transition from a strictly legal normative regulation of international commercial contracts.

Keywords: international commercial contract, legal regulation, non-state regulation, normative regulation.

Исследование проблем правового регулирования международных коммерческих договоров ставит вопрос о понятии «правовое регулирование» применительно к ним и определении роли указанной правовой категории на современном этапе развития права.

В отечественной литературе содержатся близкие, хотя и не всегда идентичные определения правового регулирования. В общебытовом смысле «регулировать» означает упорядочивать, направлять развитие, движение чего-либо с целью привести в порядок, в систему, ввести в определенные рамки путем воздействия на предмет (явление)1.

Фундаментальные исследования понятия «правовое регулирование» в отечественной правовой науке были проведены в советский период2. Некоторые советские ученые при этом считали, что правовое регулирование — это юридическое воздействие государства на общественные отношения, тем самым подчеркивая роль государства в данном процессе3. Другие полагали, что под правовым регулированием следует понимать воздействие именно права на общественные отношения4. В современной теории российского права понимание правового регулирования как юридического воздействия на общественные отношения или их упорядочении сохраняется5.

Представляется, что определение понятия «пра-

вовое регулирование» не в последнюю очередь зависит от определения понятия право, с помощью которого такое регулирование осуществляется. Как известно, право выступает регулятором общественных отношений6. Между тем еще в 1797 году И. Кантом была высказана мысль о том, что общее понятие права — тайна для любого правоведа7.

Изучение учеными категории «право» продолжается на протяжении нескольких веков, однако научные правовые теории вкладывают в содержание данной категории различный смысл. Так, если нормативная и позитивистская теории права традиционно исходят из того, что право представляет собой государственную волю общества, состоящую из системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм8, то естественно-правовая и историческая теории исходят из понимания права, как имеющего происхождение из народного духа либо как общеобязательных нормах, не говоря об обязательном участии государства в создании таких норм9. Еще дальше продвинулись социологические теории права, в рамках которых обосновывается системный подход к праву, где «активным субъектом нормотворчества становится международное бизнес-сообщество, и прежде всего его наиболее деятельная, высокопрофессиональная часть: эксперты, предста-

вители бизнес-элиты, арбитры, члены торгово-промышленных палат, профессиональных объединений и сообществ, ученые»10. Таким образом, современные правовые теории в понимании «права» уже не ограничиваются нормативными предписаниями, исходящими сугубо от государств.

Поступательное расширение понимания «право» просматривается в нормативных актах, регулирующих международные коммерческие договоры. Речь идет о возможности признавать в качестве применимого права не только национальное право какого-либо государства, но и средства негосударственного регулирования, так называемые источники «lex mercatoria». Подобное понимание «право» просматривалось уже в ст. 10 Межамериканской конвенции о праве, применимом к международным контрактам, 1994г., согласно которой «руководства, обычаи и принципы международного коммерческого права, а также общепринятые торговые обыкновения и практика также применимые для обеспечения в конкретном случае правосудия и справедливости»11. По мнению А.Б. Покровской, это предписывает органу, компетентному рассматривать спор, принимать во внимание признаваемые международными организациями общие принципы международного коммерческого права12. В комментарии к ст. 1-302 ЕТК США указано, что стороны могут договориться о том, что их договор будет регулироваться не положениями ЕТК, а признанным сводом норм или принципов, применимым к коммерческим операциям, в частности Принципами УНИДРУА13.

Еще более ярко указанная тенденция в признании «lex mercatoria» в качестве применимого права и, следовательно, расширение понимания самой категории права с позиции МЧП, наблюдается в настоящее время в Регламенте «Рим I». В п.13 Преамбулы Регламента «Рим I», заменяющим Римскую конвенцию 1980г., сказано, что Регламент не запрещает сторонам включать посредством отсылки в свой договор негосударственное право (non-State body of law) или международное соглашение14.

Из расширительного понимания права исходят Гаагские принципы по выбору права в международных коммерческих договорах 2015г. В соответствии со ст. 3 «Нормы права» (Rules of Law) указанного документа право, выбранное сторонами, может быть нормами права, которые в целом признаются на международном, наднациональном или региональном уровнях, как нейтральные и сбалансированные своды правил за исключением случаев, когда закон суда предусматривает иное15. Таким образом, указанные «нормы права» могут представлять собой нормы сводов негосударственного регулирования, за исключением установленных законом случаев.

Из расширительного понимания термина «право» уже длительное время исходят международные коммерческие арбитражи, которые применяют нормы права, которые сочтут применимыми, включая средства негосударственного регулирования (Принципы УНИДРУА16, Принципы ЕДП17 и т.д.). Как уже отмечалось ранее, подобный подход подкрепляется тем, что Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже обязывает арбитраж применять

не нормы права какого-либо государства, а «нормы права» (ст. 28.1). Как сказано в Пояснительной записке Секретариата ЮНСИТРАЛ к Типовому закону о международном торговом арбитраже, использование в Законе термина «нормы права» означает допустимость согласования сторонами и обязанность арбитров применять не только нормы права определенного государства, но и нормативные положения, которые не имеют своего происхождения в конкретных национальных правовых системах18. На сегодняшний день данное положение Типового закона содержится в законодательстве более 50 государств, включая РФ19.

Считая право одним из атрибутов государства и в этом смысле разделяя нормативную теорию в понимании права20, полагаем, что оно выступает регулятором общественных отношений и представляет собой совокупность норм права, закрепленных в формальных источниках права, а также принципов права, т.е. основных начал правового регулирования, в общем виде представляющих собой средства правового регулирования, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Следовательно, в формально-юридическом смысле правовое регулирование следует определять как правовое воздействие на общественные отношения с помощью указанных правовых средств. Поскольку подобное воздействие осуществляется в рамках того или иного государства или группы государств, по сути оно представляет собой государственное юридическое воздействие.

Правовое регулирование как одна из форм воздействия права на общественные отношения характеризуется определенными особенностями, в свое время выделенными С.С. Алексеевым21. Следуя его позиции, применительно к проблематике настоящего исследования полагаем, что правовое регулирование международных коммерческих договоров характеризуется следующими чертами: 1) осуществляется с помощью норм и принципов права, применяемых в том или ином государстве; 2) опирается на возможность использования принудительной силы государства; 3) связано с действием определенного механизма, представляющего собой совокупность юридических средств, воздействующих на международные коммерческие договоры и включающих нормы и принципы применимого права.

Обладая приведенными особенностями, правовое регулирование международных коммерческих договоров отличается от их негосударственного регулирования, которое широко применяется в данной сфере, и которое: 1) осуществляется при помощи норм, исходящих не от государства или группы государств, а закрепленных в источниках «lex mercatoria»; 2) характеризуется отсутствием возможности использования принудительной силы государства, обязательность использования сторонами международного коммерческого договора подобных норм закреплена в самом договоре; 3) юридический механизм применения таких норм, как правило, закреплен в самих нормах и в ряде случаев может носить субсидиарный по отношению к государственному регулированию характер.

Таким образом, основные различия государственного и негосударственного регулирования заключаются в: 1) субъекте нормотворчества; 2) возмож-

ности использования принудительного применения; 3) юридическом механизме применения их норм. Однако каждая из этих форм имеет целью упорядочение общественных отношений с помощью своих средств: государственных и негосударственных. При этом в силу действия свободы усмотрения в частноправовых отношениях возможность применения таких негосударственных средств не только не должна отрицаться, но и должна всячески поощряться, если такие средства предлагают соответствующую альтернативу государственному юридическому воздействию.

Вместе с тем, следуя современным научным теориям в понимании права, а также международным нормативным актам, использующим расширительное понимание категории «права», прежде всего применительно к международным коммерческим договорам, представляется что совокупность средств негосударственного регулирования можно обозначить в качестве «нового права». С этой позиции, в самом широком смысле правовое регулирование международных коммерческих договоров будет охватывать не только собственно государственное, но и негосударственное регулирование международных коммерческих договоров.

Вместе с тем в формально-юридическом смысле государственное и негосударственное регулирование выступают двумя формами скорее нормативного регулирования международных коммерческих договоров, объединяя в себе собственно правовое (государственное) и иное нормативное (негосударственное) регулирование. В этой связи просматриваемая в нормативных и правовых актах и доктрине тенденция к расширению понятия «право» в формально-юридическом смысле представляет собой ни что иное как усиление роли негосударственного регулирования международных коммерческих договоров, т.е. переход от собственно государственно-правового к более широкому нормативному материальному регулированию, в котором наряду с формальными источниками права сосуществуют и даже превалируют средства негосударственного регулирования.

1 См. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. Т. 4. - М., 1994. С. 89; Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. С. 662.

2 Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Л., 1959. С. 6-7; Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права// Советское государство и право. 1963. № 6. С. 26.

3 Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. - Л., 1961. С. 26; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юридическая литература, 1972. С. 19-20.

4 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1966. С. 5; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973. С. 10; Теория государства и права: учебник/ Под ред. К.А. Мокичева. - М., 1965. С. 439.

5 Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - М., 2009. С. 211; Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система: понятие, структура, функции. Дисс. к.ю.н. - М., 2008.

С. 8; Теория государства и права: учебное пособие. Изд. 4-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2015. С. 154.

6 Об этом: Явич Л.С. Советское право - регулятор общественных отношений в СССР (Основные вопросы общей теории правового регулирования). Автореф. д.ю.н. - Ленинград, 1960. С. 8; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (серия «Классика российской цивилистики»). - М.: Статут, 2013. С. 42; Канашевский В.А. Нормы международного права и гражданское законодательство России. - М., 2004. С. 13; Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М., 1999. С. 6.

7 Кант И. Метафизика нравов/ Немецкая классическая философия. Т. 1. - М., 2000. С. 37.

8 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. С. 63; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 60-61.

9 Концепция частного и публичного права России. Азбука частного права: монография/ под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 18; Жеребцова Е.Е. Основные концептуальные положения естественно-правовой теории государства и права// Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. 2008. № 1.С. 50-57.

10 Мажорина М.В. Применимое право в международных коммерческих контрактах: современное толкование и прогнозируемая практика международных коммерческих арбитражей и национальных судов// Законодательство. 2015. № 6. С. 84.

11 Конвенция о праве, применимом к международным контрактам (Мехико, 1994г.)// Текст Конвенции в кн.: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. - М.: «Статут», 2002. С. 467-474.

12 Покровская А.Б. Соглашение о праве, применимом к гражданско-правовым сделкам, осложненным иностранным элементом// В кн. Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей. Вып. 5./ Под ред. В.В. Витрянского. - М.: Статут, 2002. С. 366.

13 Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА/ Вступ. Ст. А.С. Комарова. - М., 2004. С. Х.

14 Регламент (ЕС) № 593/2008 Европейского Парламента и Совета «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам» («Рим I») (Страсбург, 2008)// СПС «Консультант Плюс».

15 The Hague Principles on Choice of Law in International Commercial Contracts (Approved 19.03.2015)// Режим доступа: URL:https://www.hcch.net/en/instruments/conventions/fun-text/?cid=135#text (дата обращения: 13.02.2017г.).

16 Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010/ Пер. с англ. А.С. Комарова. - М.: Статут, 2013// СПС «Консультант Плюс».

17 The Principles оf European Contract Law 2002 (Parts I, II and III)// Режим доступа: URL: www.lexmercatoria.org (дата обращения: 13.02.17г.).

18 Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Типовому закону о международном торговом арбитраже. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985г. с изменениями 2006г. Издание ООН. - Вена, 2008. С. 34.

19 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части третьей (постатейный). - 4-е изд., испр. и доп.// Отв. ред. Н.И. Марышева и К.Б. Ярошенко. - М., 2014. С. 534.

20 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. С. 63.

21 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.