Научная статья на тему 'От пера к компьютеру'

От пера к компьютеру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКТУРА / КОРРЕКТОР / ВЕРСТКА / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / CORRECTION / CORRECTOR / PUBLISHING / THE SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголина Татьяна Владимировна

Статья акцентирует внимание читателей на проблеме снижения общей речевой культуры, вызванной «всеобщей компьютеризацией». Выход из сложившейся ситуации автор видит в обучении школьников и студентов-филологов основам компьютерного редактирования. В связи с этим автор рецензирует учебно-методическое пособие Т. А. Гридиной и Р. Ю. Шебалова «Корректура и компьютерная верстка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From feather to computer

The article accentuates readers' attention on the problem of the reduction of the speech culture that had appeared because of «global computerizing». The author sees the solution of the problem of the given situation in teaching pupils and student-philologists the basic foundation of the computer editing. In this connection the author reviews the textbook «Correction and Desktop publishing» by T.A.Gridina, R.U.Shebalov.

Текст научной работы на тему «От пера к компьютеру»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

ОТ ПЕРА К КОМПЬЮТЕРУ

т.л. Гридина, Р.Ю. Шебалов. Корректура и компь Екатеринбург, 2006.

В современных условиях коммуникации и «всеобщей компьютеризации» особую значимость приобретает подготовка специалистов, способный к оптимальному использованию традиционнык и новык методов обработки текста. Книги, написанные «не пером», а набранные на компьютере, с применением «скоростнык» технологий, нередко содержат большое количество ошибок и далеки от оформительского совершенства. Дефицит качества издательской продукции, заполонившей читательский рышок, приводит к резкому снижению общей речевой культуры. Выгход из этой парадоксальной ситуации один - усвоение учащимися, студентами-филологами и другими заинтересованными людьми основ компьютерного редактирования в свете повышения требовательности к уровню не только содержания, но элементарной грамотности того, что мы читаем с целью получения информации.

Учебно-методическое пособие Т.А. Гридиной и Р.Ю. Шебалова «Корректура и компьютерная верстка» предназначено для начального этапа освоения издательского процесса. Данныш вид работы можно успешно применять в практике не только вузовского, но и школьного преподавания русского языка с целью повышения общей речевой культуры учащихся, их орфографической и пунктуационной грамотности, и формирования у них практических навыжов редактирования текста. Кафедра общего языкознания и русского языжа УрГПУ имеет удачный опыт сотрудничества с различными школами Екатеринбурга в проведении занятий по курсу «Редактирование и компьютерная верстка текста» как для учителей, так и для учеников.

Пособие состоит из теоретической и практической частей. В первой части «Корректура текста» рассматривается понятие корректуры, объясняется специфика работы корректора, техника корректорского чтения, приводится типология опечаток, «популярных» в сегодняшней книжной и газетно-журнальной продукции. Важное место в данной части занимает перечень корректурных знаков, используемых в повседневной деятельности специалистов по издательскому делу. Завершает первую часть практикум по отработке корректорского чтения текста, в котором предлагаются различные типы заданий: правка «дефектного» текста, определения типов ошибок, составление библиографии и др. Все упражнения являются собственно авторскими разработками, результатом длительного опыта преподавания в средних общеобразовательных школах Екатеринбурга, УрГПУ и других вузах города.

Вторая часть пособия «Компьютерная верстка текста» содержит краткое описание основных особенностей современных настольно-издательских систем, а также приемы подготовки электронных макетов изданий средствами текстового процессора «Microsoft

>ная верстка: Учебно-методическое пособие. -

Word». В пособии даны достаточно подробные практические рекомендации по верстке двух- и многоколоночного текста и верстке многостраничного документа с использованием средств автоматизированного форматирования. Кроме того, пособие содержит ряд приложений, в которых приведены образцы библиографического описания документов, тесты для проверки уровня орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, краткий словарь издательских терминов и список «горячих» клавиш «Microsoft Word».

Данное пособие имеет практическую направленность: в нем содержатся образцы современного оформления библиографического списка, тестовые задания для определения уровня и тренинга орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, основные рекомендации по составлению макета, приемы ускорения компьютерной верстки и другие сведения, необходимые при написании учащимися научно-исследовательских проектов, при издании школьных газет и журналов, в процессе создания различных текстов на уроках русского языка или на факультативных занятиях. Учителю нужно использовать интерес современного школьника к новым компьютерным технологиями: основные приемы редактирования и макетирования текста на компьютере, представленные в пособии, помогут учителю в этой работе.

Учебно-методическое пособие Т.А. Гридиной и Р.Ю. Шебалова может быть использовано при разработке факультативов по издательскому делу в средней школе, в том числе и в профильных классах гуманитарной направленности, на занятиях по информатике при изучении особенностей текстовых редакторов, в самостоятельной работе по корректуре, редактированию и макетированию текстов различных типов.

Формирование корректорских навыков можно и нужно начинать в школьном возрасте, прививая учащимся и развивая эстетический вкус и интерес к работе с текстом. Необходимость подготовки данного пособия обусловлена стремлением дать достаточно простое и вместе с тем подробное описание алгоритмов действий по подготовке макета издания и его первичной редакторской правке, которое может пригодиться учителю.

Данное пособие имеет целью ознакомить школьников и студентов гуманитарного профиля, учителей русского языка и литературы с основными навыками корректорской работы и компьютерной верстки. По нашему мнению, предложенные теоретические сведения и практические навыки, отработка которых предполагается при помощи специально разработанных упражнений, окажется полезной не только будущим специалистам в области издательского дела, но и всем тем, кто заинтересован в повышении качества потребляемой издательской продукции и собственной речевой культуры.

Т.В. Гоголина,

кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.