ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
ОТ ПЕРА К КОМПЬЮТЕРУ
т.л. Гридина, Р.Ю. Шебалов. Корректура и компь Екатеринбург, 2006.
В современных условиях коммуникации и «всеобщей компьютеризации» особую значимость приобретает подготовка специалистов, способный к оптимальному использованию традиционнык и новык методов обработки текста. Книги, написанные «не пером», а набранные на компьютере, с применением «скоростнык» технологий, нередко содержат большое количество ошибок и далеки от оформительского совершенства. Дефицит качества издательской продукции, заполонившей читательский рышок, приводит к резкому снижению общей речевой культуры. Выгход из этой парадоксальной ситуации один - усвоение учащимися, студентами-филологами и другими заинтересованными людьми основ компьютерного редактирования в свете повышения требовательности к уровню не только содержания, но элементарной грамотности того, что мы читаем с целью получения информации.
Учебно-методическое пособие Т.А. Гридиной и Р.Ю. Шебалова «Корректура и компьютерная верстка» предназначено для начального этапа освоения издательского процесса. Данныш вид работы можно успешно применять в практике не только вузовского, но и школьного преподавания русского языка с целью повышения общей речевой культуры учащихся, их орфографической и пунктуационной грамотности, и формирования у них практических навыжов редактирования текста. Кафедра общего языкознания и русского языжа УрГПУ имеет удачный опыт сотрудничества с различными школами Екатеринбурга в проведении занятий по курсу «Редактирование и компьютерная верстка текста» как для учителей, так и для учеников.
Пособие состоит из теоретической и практической частей. В первой части «Корректура текста» рассматривается понятие корректуры, объясняется специфика работы корректора, техника корректорского чтения, приводится типология опечаток, «популярных» в сегодняшней книжной и газетно-журнальной продукции. Важное место в данной части занимает перечень корректурных знаков, используемых в повседневной деятельности специалистов по издательскому делу. Завершает первую часть практикум по отработке корректорского чтения текста, в котором предлагаются различные типы заданий: правка «дефектного» текста, определения типов ошибок, составление библиографии и др. Все упражнения являются собственно авторскими разработками, результатом длительного опыта преподавания в средних общеобразовательных школах Екатеринбурга, УрГПУ и других вузах города.
Вторая часть пособия «Компьютерная верстка текста» содержит краткое описание основных особенностей современных настольно-издательских систем, а также приемы подготовки электронных макетов изданий средствами текстового процессора «Microsoft
>ная верстка: Учебно-методическое пособие. -
Word». В пособии даны достаточно подробные практические рекомендации по верстке двух- и многоколоночного текста и верстке многостраничного документа с использованием средств автоматизированного форматирования. Кроме того, пособие содержит ряд приложений, в которых приведены образцы библиографического описания документов, тесты для проверки уровня орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, краткий словарь издательских терминов и список «горячих» клавиш «Microsoft Word».
Данное пособие имеет практическую направленность: в нем содержатся образцы современного оформления библиографического списка, тестовые задания для определения уровня и тренинга орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, основные рекомендации по составлению макета, приемы ускорения компьютерной верстки и другие сведения, необходимые при написании учащимися научно-исследовательских проектов, при издании школьных газет и журналов, в процессе создания различных текстов на уроках русского языка или на факультативных занятиях. Учителю нужно использовать интерес современного школьника к новым компьютерным технологиями: основные приемы редактирования и макетирования текста на компьютере, представленные в пособии, помогут учителю в этой работе.
Учебно-методическое пособие Т.А. Гридиной и Р.Ю. Шебалова может быть использовано при разработке факультативов по издательскому делу в средней школе, в том числе и в профильных классах гуманитарной направленности, на занятиях по информатике при изучении особенностей текстовых редакторов, в самостоятельной работе по корректуре, редактированию и макетированию текстов различных типов.
Формирование корректорских навыков можно и нужно начинать в школьном возрасте, прививая учащимся и развивая эстетический вкус и интерес к работе с текстом. Необходимость подготовки данного пособия обусловлена стремлением дать достаточно простое и вместе с тем подробное описание алгоритмов действий по подготовке макета издания и его первичной редакторской правке, которое может пригодиться учителю.
Данное пособие имеет целью ознакомить школьников и студентов гуманитарного профиля, учителей русского языка и литературы с основными навыками корректорской работы и компьютерной верстки. По нашему мнению, предложенные теоретические сведения и практические навыки, отработка которых предполагается при помощи специально разработанных упражнений, окажется полезной не только будущим специалистам в области издательского дела, но и всем тем, кто заинтересован в повышении качества потребляемой издательской продукции и собственной речевой культуры.
Т.В. Гоголина,
кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ