THE STATE SUPPORT OF THE EFFECTIVE UTILIZATION OF AGRARIAN RESOURCES (ON THE EXAMPLE THE NIZHNIY NOVGOROD AREA)
S.J.Petrova, the post-graduate student, the teacher of the chair «Informational systems and technologies» NGIEI
Annotation. In article problems of an effective utilization of agrarian resources in our country are considered, the situation in the Nizhniy Novgorod area in greater detail is analyzed. Possible ways of the decision of existing problems are offered.
Keywords. Agrarian resources, agriculture, a food situation, mineral fertilizers, the state support.
ОТ ПБУ К МСФО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА
Е. Н. Петрухина, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» НГИЭИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные перспективы и выделены основные трудности, связанные с дальнейшим переходом российского бухгалтерского учета от национальных стандартов к общепринятым во всем мире Международным стандартам учета и финансовой отчетности.
Ключевые слова. Бухгалтерский учет, финансовая отчетности, Концепция, пользователи финансовой отчетности, бизнес, инвесторы.
Внедрение Международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСФО) в нашей стране на протяжении длительного периода идет с большими затруднениями. Это и неудивительно, ведь у нас исторически сложились собственные нормы и правила построения и ведения учета. А ломать старое, как известно, всегда непросто.
В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В последнее время широкое развитие получил рынок аудиторских услуг. В профессиональном сообществе накоплены
определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. А самое главное - это то, что в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО при составлении и предоставлении финансовой отчетности.
Представители крупного российского бизнеса уже достаточно давно оценили пользу от применения международных стандартов -именно поэтому мы являемся свидетелями их широкого внедрения этой категорией участников рынка.
Уже не для кого не секрет, что крупнейшие хозяйствующие субъекты Российской Федерации (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) делают консолидированную финансовую отчетность, в соответствии с МСФО или иным международно признаваемым стандартом. В настоящее время на МСФО уже перешли: «Газпром», РАО ЕЭС России, «Норникель», «АвтоВАЗ», «Альфа-Банк», «Банк «Санкт-Петербург» и множество других «общественно значимых» и просто крупных российских предприятий.
Переход российских компаний на МСФО неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами в области бухгалтерского учета и финансов. Одни считают, что данный шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом не нужный никому шаг, который принесёт лишь дополнительные материальные затраты и увеличение объема работы.
Основная цель применения МСФО - получение максимально достоверной информации о финансовом положении компании, которая необходима существующим и предполагаемым инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов.
Роль инициатора в процессе перехода системы российского учета на МСФО должно взять на себя именно государство. Для привлечения инвестиций в российскую экономику нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные для восприятия финансовой информации западным инвесторам.
Если же со стороны государства не будет осуществляться контроль за процессом перехода на международные стандарты, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости, что, в свою очередь, будет существенно тормозить привлечение дополнительного капитала в российскую экономику.
Основные выгоды от использования МСФО заключаются в первую очередь, конечно же, в возможности привлечения заемного или собственного капитала для компаний от широкого круга инвесторов. С точки зрения вкладчиков - это более высокая прозрачность финансовой отчетности компаний, а, следовательно, и более эффективная защита прав потенциальных и существующих инвесторов (в том числе прав акционеров).
Международные стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО) представляют собой совокупность общепринятых правил квалификации, признания, а также оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей, используемых для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.
МСФО - это система документов, определяющих принципы составления и представления финансовой отчетности, а не порядок ведения учета, т.е. международные стандарты не содержат привычного для российских финансовых работников типовых бухгалтерских проводок, плана счетов, форм первичных документов и учетных регистров.
Основная задача, которая возложена на список МСФО, -унификация порядка оценки активов и обязательств компании, а также надлежащее раскрытие соответствующей информации в финансовой отчетности.
При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат лишь общие принципы и требования, предоставляя составителю финансовой отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.
Перед каждым государством остается право самостоятельно решать, следует ли заменять национальные стандарты учета на его территории Международными стандартами учета и финансовой отчетности, а если следует, то какую стратегию перехода следует избрать.
Теоретически возможны два основных направления внедрения международных стандартов финансовой отчетности:
1. «Метод шоковой терапии», заключающийся в том, что международным стандартам придается статус силы актов национального законодательства. Данным способом воспользовались некоторые развивающиеся страны.
2. «Метод планомерного продвижения», когда национальные стандарты разрабатываются путем базирования на МСФО
с заимствова- нием значительной части принципов и (или) с переносом большинства принципов международных стандартов в стандарты национальные. По данному пути пошло большинство развитых стран.
Практика применения МСФО показала, что при использовании Международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСФО) обеспечивается максимальная полезность финансовой отчетности для широкого круга внутренних и внешних пользователей финансовой информации.
Переход на применение международных стандартов наиболее актуален для крупных компаний (некоторые из которых уже составляют отчетность, основанную на международных стандартах), а также для предприятий среднего бизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источников финансирования.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности повлечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия для компаний страны. Среди положительных аспектов выделяю - повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа и прогнозирования их деятельности и облегчение доступа к международным рынкам капитала.
С другой стороны, переход на МСФО потребует от компании дополнительных трудовых и финансовых затрат, а оценить положительные экономические последствия от применения стандартов на первоначальном этапе будет довольно трудно [1].
Принятая в 2004 году Концепция развития учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу, предполагала двухэтапный переход российских компаний на МСФО:
- в период до 2007 г. на МСФО должны были перевестись «общественно значимые организации»;
- в период 2008 - 2010 гг. - на международные стандарты переводятся «прочие организации».
Однако сейчас уже начался 2012 год, а массового перехода на международные стандарты не заметно. Остановимся теперь на менее глобальных, но не менее важных проблемах перехода российского учета на международные стандарты [2].
Неполнота учета отраслевой специфики. Международные стандарты создавались как система общих правил и требований, не учитывающих отраслевые особенности, с которыми неизбежно сталкиваются все компании, осуществляющие деятельность в той или иной сфере бизнеса.
Специализированные стандарты начали разрабатываться лишь во второй половине 90-х годов прошлого века, и до настоящего времени их существует немного, в связи с чем компании, осуществляющие деятельность в «специфичных» сферах бизнеса (например, в области высоких технологий, IT-технологий) при формировании отдельных отчетных показателей продолжают обращаться к национальным стандартам либо к другим признаваемым в большинстве стран стандартам (например, к US GAAP).
1. Менталитет. Основными отличиями МСФО от российской национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности (РСПБУ) являются, во-первых, отсутствие у международных стандартов четких правил отражения конкретных хозяйственных операций, в то время как в сложившейся российской практике предусмотрено жесткое регулирование всего учетного процесса -начиная от форм первичных учетных документов и типовых бухгалтерских проводок до форм отчетности.
Резкий переход на МСФО требует кардинального перелома сложившегося среди большинства бухгалтеров «мироощущения». Кроме того, если опираться на международные стандарты, то при решении значительной части вопросов, возникающих в процессе подготовки отчетности, следует ориентироваться на профессиональное суждение, что возлагает существенную ответственность на специалиста, который занимается подготовкой отчетности, и требует от него значительно большего профессионализма, чем в ситуациях, когда необходимо применить четко регламентированную норму.
2. Необходимость несения дополнительных финансовых затрат.
Переход к составлению отчетности, основываясь на международные принципы, является весьма дорогостоящим процессом не только для отдельных предприятий (расходы на оплату услуг сторонних консультантов, на переобучение персонала, на приобретение и отладку соответствующего программного обеспечения, перестройку систем внутреннего документооборота и контроля, на обязательный аудит МСФО-отчетности и т.п.), но и для государственных органов, выполняющих надзорные функции. Однако влияние указанного отрицательного фактора определенным образом нивелируется ожидаемыми экономическими выгодами от введения МСФО.
3. Сфера применения. МСФО в первую очередь ориентированы на коммерческие организации, целью создания и функционирования которых является получение прибыли.
Таким образом, из поля регулирования МСФО выпадает деятельность государственных (бюджетных), некоммерческих, общественных, благотворительных организаций и фондов. Кроме того, практика применения МСФО сложилась таким образом, что их действие распространяется на крупные предприятия, деятельность которых признана общественно значимой и (или) которые размещают свои ценные бумаги на финансовом рынке. В этой связи расходы средних и небольших по масштабам деятельности организаций на составление отчетности в полном соответствии с принципами МСФО будут несопоставимо высоки относительно масштабов их деятельности. Однако в настоящее время Советом по МСФО проводится работа по адаптации отдельных стандартов к особенностям функционирования среднего и малого бизнеса [3].
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Литература
1. Гетьман, В. Г. Международные стандарты финансовой отчетности: - М.: Финансы и статистика, 2009. - 656 с.
2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180).
3. Таймазов, В. МСФО в России: трудности перехода, «Расчет» № 2/2009.
FROM PROVI SION OF ACCOUNTING TO IFRS: PERSPECTIVES OF TRANSITION
E. N. Petruhina, the teacher of the chair «Accounting and audit»
NGIEI
Annotated.In article the basic prospects are considered and the basic difficulties connected with the further transition of the Russian accounting from national standards to the International standards standard all over the world of the account and the financial reporting are allocated.
Keywords. Accounting, financial the reporting, the Concept, users of the financial reporting, business, investors.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Н. В. Проваленова, к.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент» НГИЭИ
Аннотация. В статье рассматривается отечественный опыт развития рынка жилищно-коммунальных услуг, при этом акцент сделан на положительных тенденциях его развития. Проблемы жилищнокоммунального хозяйства затрагивают в той или иной мере практически все население РФ и порой кажутся извечными и неразрешимыми, поэтому необходимо рассмотреть положительный опыт решения существующих проблем и сделать соответствующие выводы.
Ключевые слова. Жилищно-коммунальные услуги, рынок, отечественный опыт, реформирование.
Изменение экономических и социальных условий в стране потребовало проведения преобразований в жилищно-коммунальной сфере. В настоящее время реформирование и модернизация жилищнокоммунального комплекса осуществляется в РФ в соответствии с федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы». Программа направлена на достижение надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры при обеспечении собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене.