Научная статья на тему 'От организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример от организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример'

От организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример от организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Функе Хайо, Ренсманн Ларс

Перевод: С.В.Погорельская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример от организованного к правому экстремизму нового типа: немецкий пример»

Х. Функе, Л. Ренсманн

От организованного к правому экстремизму нового типа: Немецкий пример

From organized extremism to right extremism of a new type: The German model

Funke H., Rensmann L. Vom organisierten zum Rechtsextremismus neuen Typs - der deutsche Fall. - 29 S. -In recto.

I Введение

' ■ В объединившейся Германии в основе различных форм проявления правого экстремизма - политических партий и иных движений - лежит целый ряд специфических предпосылок. В результате объединения (1990) произошло столкновение двух политико-культурных традиций: западной, демократической послевоенной культуры с ее стабилизировавшейся за 50 лет институционной структурой и восточногерманской политической культуры «трансформирующегося общества», которая определяется всеобъемлющим, отчасти инициированным Западом, политическим и социальным переломом в сочетании с унаследованным от ГДР политическим авторитаризмом. Эти трансформационные процессы играют, наряду с существующими политико-культурными традициями, значительную роль в эволюции правых движений и организаций и их меняющихся политических структур. С одной стороны, любая попытка мобилизовать правоэк-стремистские силы неизбежно сталкивается с проблемой национал-социализма и его наследием. Правым экстремистам придется

реабилитировать или по крайней мере представить в более безобидном виде дискредитированный как на национальном, так и на международном уровне национал-социализм, что в общем внутриполитическом контексте изначально обречено на провал. С другой стороны, в общественно-политических дискуссиях после объединения правый экстремизм с его неонационалистическими и исторически-ревизионистскими идеологема-ми извлекает выгоду из тех, до сих пор доминантных как на Востоке, так, отчасти, и на Западе, политико-культурных сегментов, которые определяются этноцентристским пониманием государственного гражданства и ксенофобией.

В подобных условиях развивается, прежде всего на Востоке Германии, неформальный правый экстремизм, на локальном, а иной раз и на региональном уровне, существенно определяющий как молодежную культуру, так и в целом повседневную жизнь. Эта неформальная, определяемая «расистским кодом» и соответствующей символикой субкультура создает фундамент для возникновения правого экстремизма нового типа, который невозможно исследовать путем обычного анализа партий и организаций. Политически этот экстремизм стимулируется на сегодняшний день так называемыми «свободными товариществами», правоэкстремистской музыкальной и культурной средой и неонацистскими партиями-движениями типа Национал-демократической партии Германии (НДПГ) и ее молодежной организации Молодые национал-демократы (МНД). Эта партия, с одной стороны, является связующим звеном между существующим правым экстремизмом и его новыми потенциальными сторонниками и, с другой стороны, сама выражает происходящий в правом экстремизме поворот. В то время, как традиционные правоэкстремистские партии и организации -Немецкий народный союз (ННС) или же Республиканцы (РЕСП) - постепенно теряют свое политическое влияние и своих избирателей, переходящих, как правило, к традиционным политическим партиям, все сильнее радикализирующаяся НДПГ приобретает сторонников «с улицы», поддерживая молодежную правую субкультуру - правый экстремизм нового типа, располагающий значительным потенциалом и вполне способный в долгосрочном контексте превратиться в существенную угрозу демократической культуре ФРГ

В предлагаемой статье исследуется изменение природы правого экстремизма в Германии - его переход от организованных форм к экстремизму нового типа.

2. Организованный правый экстремизм

Правоэкстремистские партии не являются уже на сегодняшний день центральным фактором правого экстремизма в федеральном масштабе. Однако начиная с 1989 г. они добились политических успехов на локальном уровне. Особо интересна действенность демагогической агитации этих партий. В начале 90-х годов на политической «правой сцене» доминируют Республиканцы. За ними следует ННС, в распоряжении которого находится целый печатный концерн, к которому принадлежит, в частности, влиятельное правоэкстремистское издание «Deutsche Nationalzeitung». Еще более радикальна НДПГ, которой на политическом уровне далеко до успеха двух вышеназванных партий: она стала сборным пунктом для молодых правоэкстремистов, неонацистов и скинхедов - благодаря своей молодежной организации МНД.

2.1. Республиканцы

Праворадикальные Республиканцы вышли из Христианского социального союза (ХСС) и приобрели значительный базис в Южной Германии, в первую очередь в Баден-Вюртемберге и в Баварии. Впрочем, им приходилось заседать и в берлинском ландтаге. Немалых успехов добились они и на выборах в Европейский парламент 1989 г., а также на последующих выборах на земельном и коммунальном уровне. В Баден-Вюртемберге Республиканцы - вплоть до земельных выборов 2001 г. - были третьей по силе партией. Около десяти лет они обладали там стабильным электоратом (на выборах 1992 г. - 10,9%, на выборах 1996 - 9,1%) и лишь на выборах 2001 г., получив 4,4% голосов, не смогли пройти в ландтаг.

На сегодняшний день партия насчитывает около 14 тыс. членов и ежемесячно издает журнал «Новый республиканец» (тираж 20 тыс.). К партии принадлежат многочисленные первичные организации, такие, как «Респуб-

ликанский союз слуг общества», «Республиканская молодежь» или же «Республиканский союз высшей школы».

В 80-е годы центральным пунктом пропагандистских кампаний правого экстремизма в пользу нового «народного» национализма была агитация против «иностранцев»1. Формулировки были более сдержанны, нежели у ННС и НДПГ, содержание то же - расизм и «народный» национализм под видом «этноплюрализма», агитация за Германию в границах 1937 г., требования «освобождения» от «власяницы кающегося».

Внутренние разногласия привели к тому, что в 1994 г. многолетнего председателя партии Франца Шёнхубера сменил на этом посту Рольф Шлирер, который попытался изменить имидж Республиканцев и представить их в виде правоконсервативной партии. Однако именно правоэкст-ремистское содержание объединяет до сих пор партию и ее избирателей. Голословного признания демократического конституционного государства недостаточно, чтобы превратить правоэкстремистскую партию в демократическую (иного мнения придерживается только национал-консервативный политолог Йессе, 25).

Договоренность между главой Республиканцев Шлирером и председателем ННС Фреем в 1998 г., имевшая своей целью избежать ненужную конкуренцию перед выборами, подтверждает, что Республиканцы отмежевываются от иных правоэкстремистских группировок не из идеологических, а из тактических соображений.

Идеологическое ядро партии, считающей себя «демократически легитимированными правыми», однозначно: это - расизм, антисемитизм, релятивирование национал-социализма и антидемократические представления об общественном устройстве. В особенности сильна нетерпимость к иммигрантам, «потихоньку занимающим страну» (Шлирер). Республиканцы требуют возмещения ущерба, понесённого немцами во Второй мировой войне. Германию «насилуют признаниями чудовищных преступлений», Берлин не должен быть «столицей покаяний». «республиканская молодежь» требует от партии «стать острием копья нацио-

' Под «иностранцами» в обыденном языке понимаются, как правило, иммигранты из бедных стран. - Прим. перевод.

нального движения». Как и в НДПГ, молодежная организация Республиканцев значительно радикальнее собственной партии. Внутри самой партии также существует радикальная оппозиция, группирующаяся вокруг ее бывшего генерального секретаря и депутата Европейского парламента Харальда Нойбауэра, соиздателя правоэкстремистского журнала «Нация и Европа».

2.2. Немецкий народный союз

Немецкий народный союз представляет собой более радикальный вариант партийного правого экстремизма. Он был основан в 1971 г. как прибежище для разочарованных сторонников НДПГ, а партией стал лишь в 1987 г. Несмотря на свою радикальность, ему удалось добиться значительных успехов в 90-е годы. Несмотря на то, что партия во многом определяется личностью ее председателя Герхарда Фрея, неверно полагать, что речь идет о «партии одного вождя», не имеющей социальной опоры и поддержки в регионах. Например, на выборах в ландтаг земли Саксония-Анхальт, на которых эта партия получила 12,9%, за нее голосовали преимущественно молодые люди до 30 лет. И 45% этих молодых людей полагали, что ННС предлагает наилучший вариант политики по отношению к иностранцам. ННС стилизует себя под «партию протеста», призывая голосовать за нее и против «политических бонз», продавших Германию иностранцам, однако ее электорат - это не случайные «избиратели протеста», а люди, разделяющие правоэкстремистские взгляды.

К началу 2000 г. партия насчитывала 17-18 тыс. членов и была представлена в ландтагах (кроме земли Саксония-Анхальт еще и в Бранденбур-ге) и коммунах (например, в некоторых коммунах земли Северный Рейн-Вестфалия, в Тюрингии и Бремерхафене), однако ее «политическая родина» - Бавария. В Пассау, на ее ежегодные митинги в построенном при Гитлере «Зале Нибелунгов» собирается до 3 тыс. человек. Печатным органом ее является («National Zeitung / Deutsche Wochenzeitung») с тиражом 48 тыс. экземляров. Несмотря на открыто правоэкстремистский характер, партия отвергает союз с НДПГ С Республиканцами, напротив, поддерживаются разнообразные контакты.

Идеология и программные установки ННС во многих аспектах балансируют на границе законности. ННС «признает» демократическое конституционное государство, однако ведет пропаганду против «преступных иностранцев», «злоупотреблений правом на политическое убежище», перенаселения Германии иными, чуждыми немецкой культуре, народами (пример газетного заголовка: «Балканские цыгане: сотни тысяч прибывают в Германию!»).

Особенностью агитации ННС является агрессивный антисемитизм в сочетании с частичным отрицанием Холокоста (отрицаются отдельные факты, тем самым снижается уровень трагедии), равно как и вины Германии в развязывании Второй мировой войны. Гитлеровская Германия изображается жертвой «англо-американских поджигателей войны», требования вознаграждения жертвам Третьего рейха признаются несостоятельными.

2.3 Национал-демократическая партия Германии

Основанная в 1964 г. и пережившая много успехов и поражений Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) на сегодняшний день является самой радикальной правоэкстремистской партией. В настоящее время она насчитывает около 6 тыс. членов и располагает молодежной организацией МНД и Национал-демократическим союзом высшей школы. Печатный орган «Deutsche Stimme" выходит тиражом 10 тыс. экземляров.

НДПГ открыто требует создания «народного государства», «нового порядка» для «народа»2. «Национальный социализм» представляет собой «высшую форму народного сообщества». Таким образом, эта партия открыто стоит на позициях национал-социализма и «национально-революционной» традиции. Этот «народный идеализм и социализм» направляется против «либерализма» и «марксизма», а в особенности против иммигрантов, евреев и «мультинационального капитала». Ориентация на особо популярные именно в Восточной Германии «социальные проблемы»

2 Следует упомянуть, что понятие «народ» (Volk) в нынешней ФРГ в силу негативных исторических ассоциаций в официальной политической лексике практически не используется; вместо него употребляется понятие «население» (Bevölkerung). - Прим. ред.

(молодые правые экстремисты посещают, например, дома для престарелых или предлагают семьям с большим количеством детей свою «организационную» помощь) сочетается с позитивными оценками национал-социализма, ставшего жертвой «интернационалистского» заговора (36).

НДПГ тесно связана с неонацистскими группами, в том числе со скинхедами. Она ищет как «власти над улицей», так и представительства в парламентах и является организатором многочисленных демонстраций по всей ФРГ - в стране с так называемыми «свободными товариществами» вплоть до правотеррористских групп типа ныне запрещенных «Скинхедов саксонской Швейцарии». Молодежная организация МНД разработала «концепцию» так называемых «национально-освобожденных зон», пространств, «очищенных» от иностранцев, на которых правые экстремисты планируют неофициальный захват власти. Насилие против иммигрантов представляется как «нормальная реакция народа».

Существуют и контакты с так называемыми «национал-большевистскими» течениями - ностальгирующими по временам ГДР националистами. Бывший леворадикальный деятель Хорст Малер занимает ныне ведущий пост в НДПГ

В ходе дискуссий об инициированном Федеральным правительством запрете НДПГ в самой партии наблюдается расхождение между различными тенденциями. В то время, как руководство НДПГ (председатель которой Удо Фойгт является автором «интеграционной концепции», предполагающей легализацию партии в рамках существующей системы), реагирует более умеренно, призывая правительство бороться с их партией не запретами, а аргументами, ее неонацистское крыло и многие «свободные товарищества» в открытую говорят о крахе «легалистской» концепции Фойгта и призывают к наступательной и активной борьбе.

2.4. Прочие неонацистские организации и «товарищества»

В ФРГ существует большое количество неонацистских групп и организаций, например, «Hamburger Б^гт»(«Гамбургский штурм») или «Combat 18» («Комбат 18») (18. - A.H. - Адольф Гитлер), более или менее организованные «ячейки» «свободных товариществ» или же национал-большеви-

стский «Kampfbund Deutscher Sozialisten» («Боевой союз немецких социалистов»).

Объединяет разрозненные неонацистские группы «свободных националистов» интернет-страница «Nationaler Widerstand» («Национальное сопротивление») - продолжение запрещенных в 1995 г. «Nationalen Liste» («Национальных списков»). Особое место занимает «Hilfsorganization für nationale politische Gefangene und ihre Angehorige е. V» (HNG) - «Организация помощи национальным политическим заключенным и членам их семей», которая, кроме помощи арестованным насильникам и уголовникам, служит своего рода сетью связи для разрозненных правых экстремистов. Праворадикальные силы встречается на концертах правых рок-групп типа «Landser» («Ландзер») или «Stahlgewitter» («Штальгевиттер»), поддерживаются контакты с организациями, принадлежащими к международному движению скинхедов, типа запрещенной «Blood and Honor» или же воинствующих «Hammerskins». Большую роль в организационной связи правоэкстремистских групп друг с другом играют такие организации, как НСДАП/АО или же международные движения типа «White Power».

Не следует упускать из виду и новые организаторские усилия и успехи традиционных реваншистских организаций типа «Verein für das Deutschtum im Ausland» («Союз немцев за рубежом»)3 или же так называемых «национально - консервативных» праворадикальных студенческих объединений, имевших место в 90-е годы.

3. Правый экстремизм на переломе

Политические успехи партийно-политически организованного правого экстремизма начинаются со второй половины 80-х годов. Наряду с партией Республиканцев широкий резонанс получили новые организации, типа созданной республиканцами и позже обособившейся от них «Junge Freiheit» («Молодая свобода»). Распространение получило понятие «Новые правые», предполагавшее соединение правой идеологии с демократией (как группа вокруг Райнера Цительманна в издательстве Ullstein). И, наконец,

3 Имеется в виду: «Verein für das Deutschtum im Ausland». - Прим. ред.

выделился воинствующий авангард неонацизма нового поколения, старавшийся привлечь к себе внимание громкими общественными акциями.

В ГДР в последние годы ее существования правый экстремизм был достаточно широко распространен в молодежной среде. Существовали пра-воэкстремистские группы, такие, как «Ziklon B» («Циклон Б») или «Bewegung 30. Januar» («Движение 30 января»), совершались нападения на панков и на представителей церковной оппозиции властям. Уже к 1988 г. в каждом областном центре ГДР имелись неонацистские ячейки числом от 15 до 50 человек, влияние которых среди молодежи возрастало по мере падения авторитета правящей системы.

Однако лишь с объединением Германии создались предпосылки для возникновения правого экстремизма нового типа. Не традиционные, организованные правоэкстремистские партии, как бы ни была важна их агитация, пользовались особым успехом в бывшей ГДР, а те бескомпромиссные праворадикальные неонацисты типа Михаэля Кюхна и Кристиана Ворха (см. 46), которые до 1989 г. не играли значительной роли в политике, но после объединения Германии, мобилизовав свои контакты с неонацистами бывшей ГДР, смогли создать целый ряд неонацистских формаций, таких, как «Немецкая альтернатива», «Национальное наступление» и полулегальная «крыша» «Новый фронт. Сообщество по интересам».

Новые объединения смогли опереться на законсервированные в восточногерманском обществе традиции ксенофобского авторитаризма. В ГДР не было возможностей для преодоления нацистского прошлого на индивидуальном уровне, так что соответствующая идеология и самоидентификация с национал-социалистическими традициями - несмотря на запреты, выжила в «общественных нишах» - в частной жизни, в семьях.

Свой вклад привнесла и дискриминация властями иностранных рабочих, трудившихся в ГДР по договорам - вьетнамцев и мозамбикцев.

Социально-экономические потрясения начала 90-х годов соединились с политическими и институционными разочарованиями, связанными в восприятии многих граждан бывшей ГДР с объединением Германии.

Традиционные правые силы смогли после 1990 г. стабилизировать свое положение - прежде всего благодаря дебатам об иммиграционной политике - и повысить свое влияние в молодежной среде. На Западе страны

«правая» культура также приобретала все большую популярность, что представляло радикальный разрыв с молодежной оппозиционной культурой предшествующих десятилетий.

Статистическим свидетельством нового «неформального» экстремизма являются более 100 тыс. уголовных дел и более 100 жертв правоэкстре-мистских нападений - волна насилия, которая смогла подняться лишь потому, что правый экстремизм имел опору на местах. Преобладающее количество актов насилия было совершено лицами, не организованными в политические группы или партии.

4. Неформальный правый экстремизм и правый

экстремизм нового типа

С организационной точки зрения правый экстремизм демонстрирует поразительную гибкость. На сегодняшний день уже не партии являются его главными носителями - на локальных уровнях существует правая молодежная культура - правый экстремизм нового типа, принимающий характер «народного движения». Этот правый экстремизм - величайший за всю историю существования ФРГ вызов существующей политической системе.

Волна насилия против иностранцев начала 90-х годов способствовала организационной стабилизации правых сил и распространению правых образцов в повседневной культуре - «Свободные товарищества» с их неформальными связями с НДПГ заняли место запрещенных организаций. С 1993 по 1996 г. осуществляется дальнейшая консолидация правого экстремизма, укрепляется его «культурная» опора - музыка, символы, одежда создают «народный» стиль жизни, популярный ныне у поколения 14 -18-летних. «Растет число скинхедов, не достигших еще 16 лет, в том числе 13-14 летних, так называемых бэби-скиннов» (45, 73).

Таким образом, правый экстремизм нового типа опирается на следующие, взаимосвязанные и взаимно усиливающие друг друга элементы:

1. Культ насилия, присущий «новой молодежной культуре» (молодежные клубы, правый рок, правая литература, Интернет).

2. Неформальные, свободные организационные формы (Lifestyle).

3. Четко организованные группы и кадры легальных и полулегальных групп, партий и «свободных товариществ».

Молодежный правый экстремизм представляет собой, таким образом, элемент молодежного движения и культа насилия, питающийся как присущими молодежи стремлениями к изменениям, к протесту, так и широко распространенной враждой к иммигрантам. Для этой части молодежи правый экстремизм - это широко распространенный стиль жизни, возможность «интересного времяпровождения» (29, 185), тем более, что в ряде регионов правые экстремисты располагают спортивными секциями, объединениями, организуют гражданские инициативы. Опорой правоэкстре-мистского молодежного движения является развившаяся в 90-е годы инфраструктура и «культурная индустрия» (продажа литературы, одежды, записей правых рок-групп). В настоящее время наблюдается процесс постепенного взаимопроникновения организованных структур и неформальных союзов и «сцен».

4.1. Повседневный экстремизм и «зоны страха»

Понятие «зоны страха» использовал председатель Бундестага Вольфганг Тирзе для обозначения таких местностей, где иммигранты или же нежеланные (не подходящие) немцы не могут быть уверены в своей безопасности. В этих зонах правоэкстремистские установки периодически могут приобретать такую значимость, что они, а не закон, определяют там ход повседневной жизни.

В ряде регионов Восточной Германии правый экстремизм постепенно перерастает в «доминантную культуру» (37, 80). Быть гордым своей национальной принадлежностью, выражать недовольство иммигрантами и «чужаками» и вытеснять их из своей социальной среды - всё это кажется обычным, повседневным. Практическая реализация подобных установок путем насилия считается доказательством силы и мужества в «борьбе за Германию». По своей распространенности среди аполитичной молодежи подобный экстремизм нередко опаснее, нежели правый экстремизм, объединенный в партии и хорошо организованный. У части молодежи правоориентированная повседневная культура превращается в среду политичес-

кой социализации, правоэкстремистские ориентации становятся «нормальностью» (49, 158), что ведет к опасности возникновения своего рода «па-ралелльного» общества. Исследования показывают, что более 28% бран-денбургских подростков мужского пола от 12 до 14 лет считают, что «иностранцев нужно вышибать вон» (44). Хотя число действительно совершающей уголовные преступления правоэкстремистской молодежи сравнительно невелико, более 20% симпатизируют насилию против иностранцев, а две трети считают, что иностранцев в Германии развелось слишком много (44). Среди взрослого населения земли Бранденбург более 20% разделяют взгляды правых экстремистов, около 40% враждебны иностранцам. Только 25% подростков мужского пола могут представить себе дружбу с ровесником-евреем (44).

Признаками зон, в которых доминирует правоэкстремистская повседневная культура, являются следующие.

1. Ярко выраженные правоэкстремистские настроения.

2. Активные правоэкстремистские «товарищества» или ячейки НДПГ

3. Правоэкстремистские выступления, акты насилия.

4. Наличие правоэкстремистской инфраструктуры (пресса, молодежные центры и тд.).

5. Правоэкстремистская культура, в том числе магазины с интересующими правых радикалов товарами.

В особенности усиливаются процессы консолидации молодежи на почве правого экстремизма, когда социальная фрустрация соединяется с повседневным насилием в школе и семье, а общепринятое (в данных социальных кругах) недовольство иммигрантами способствует «разрядке» накопившегося агрессивного потенциала на путях насилия в отношении «чужаков» и иностранцев.

4.2. Свободные товарищества и новые движения НДПГ/

МНД

Идеологическая концепция «национально-освобожденных зон» возникла в начале 90-х годов в контексте первых в объединенной Германии актов насилия против иностранцев и претендентов на политическое убежи-

ще и была сформулирована национал-демократами: национально-освобожденные зоны выступали как зоны альтернативной власти, в которой доминирующие «национальные силы» создавали чистое от иностранцев «народное сообщество».

В программных воззваниях Молодых национал-демократов «Создавайте национально-освобожденные зоны!» (1991) речь шла об «альтернативной власти», о «зонах», где «мы наказываем врагов и предателей и поддерживаем товарищей». Со ссылками на историю фашизма Молодые национал-демократы называли подобные зоны «областями, откуда националисты Германии начинают наступление и куда они могут отступать». Очевидно, что в данной концепции речь идет не столько о создании территориально четко очерченных зон, в которых «национальные революционеры» осуществляют фактическую власть, сколько о расистской атаке на либеральное правовое государство, важнейшей задачей которого является гарантия безопасности для всех находящихся на его территории людей. В стратегическом плане эта концепция служит обеспечению локальной культурной гегемонии и политической власти правоэкстремистских организаций.

Усиление правоэкстремистских сил в некоторых частях Германии является результатом политических и социальных процессов последних десяти лет и связанного с ними развития «повседневного правого экстремизма» среди молодых людей. Процессы эти неоднозначны и нередко оспариваются как локальными политиками, так и общественностью, однако существование и развитие их доказано целым рядом эмпирических исследований. «Целлюлярная структура» является «организующей и связующей силой рассеянного правого экстремизма» (47, 55). В то же время, по мере запретов неонацистских организаций в 1 992-1995 гг. все большую значимость приобретает НДПГ со своей молодежной организацией, предлагающая себя в качестве «сборного пункта» правых экстремистов. При всех внутренних конфликтах в НДПГ и МНД, а также соперничестве разрозненных групп, взаимодействие их играет решающую организационно-идеологическую роль: различные «сцены», партии, союзы, базы данных, издательства, автономные организации, образовательные центры, биржи труда, организации помощи и «свои» адвокаты, местные инициативы, рок-

группы, молодежные центры дополняют друг друга, что ведет к расширению и укреплению всего движения.

5. Детерминанты, факторы и причины современного правого экстремизма

5.1. Критика повседневного истолкования правого экстремизма

Повседневные интерпретации правого экстремизма могут привести к контрпродуктивным политическим мероприятиям и инициативам или же к политической недооценке этой проблемы. Так, например, Экхард Йессе ошибочно предполагает, что речь идет о безопасных для демократического конституционного государства «мало сообщающихся субкультурах» с «диффузными идеологическими элементами», бесперспективными «партиями протеста», далекими от правоэкстремистских установок, «раздраженной молодёжью» с «неясными мотивами» на грани «неполитического насилия» (26).

Политические успехи правоэкстремистских партий недооценивались исследователями, рассматривались лишь как результат «выборов протеста» - причем вопрос о том, против чего собственно «протестуют» избиратели правоэкстремистских партий, как правило, не ставится. Кроме того, это понятие предполагает преходящий характер политических успехов правоэкстремистских сил. Подобная точка зрения на сегодняшний день не подкрепляется эмпирическими результатами и поэтому в политических науках встречается все реже. Правоэкстремистские партии Республиканцы и НДПГ превратились в так называемые «партии определенных социальных сред»: они объединяют правоэкстремистски ориентированные слои общества и в силу этого - по крайней мере в ряде регионов и федеральных земель - обладают устойчивым электоратом.

Однако традиционный подход, объясняющий рост правого экстремизма высокой безработицей, ошибочен и утратил на сегодняшний день силу в общественных дискуссиях. Социальные проблемы могут быть одним из факторов, способствующих правоэкстремистским тенденциям, однако они

не могут быть единственной причиной для объяснения правоэкстремистс-ких реакций.

Следствием подобных интерпретаций являлась ошибочная политика федерального правительства по отношению к молодым правым экстремистам начала 90-х годов. Создание - по их требованиям - молодежных центров, модели «приобщающей социальной работы» привели в числе прочего к тому, что в качестве воспитателей и социальных работников в эти программы зачислялись взрослые правые экстремисты, а сами молодежные центры служили сборным пунктом всех правых сил - вплоть до семинаров и неонацистских концертов. Поскольку в подобных социальных программах полностью отсутствовала критическая, антирасистская воспитательная работа, нацеленная на демонтаж правоэкстремистских связей и структур, они нередко вели к обратному эффекту - к стабилизации правоэкстремистских установок. Соответственно контрпродуктивными показали себя и так называемые «Круглые столы против насилия», на которые приглашались правоэкстремистские и неонацистские кадры. Они, разумеется, расценивали подобные приглашения как подтверждение своей политической значимости и использовали эти и иные нацеленные на «интеграцию» мероприятия для пропаганды своих взглядов.

И наконец, правый экстремизм отнюдь не является чисто «молодежной проблемой», как бы ни был он распространен в повседневной культуре молодых людей, и уж совсем ни под каким видом не может быть сведен к борьбе враждующих молодежных группировок, как это нередко встречается в сообщениях полиции (критика см.: 49, 161).

Причины правого экстремизма значительно глубже. Их следует искать в динамизирующихся авторитарных структурах, для борьбы с которыми требуется всеобъемлющая концепция, включающая в себя как политические, так и педагогические и социальные элементы.

5.2. Новые правые и новый национализм

Господствующий политический климат - вот тот фактор, который способствует усилению правого экстремизма. Не «табуизация» враждебных человеческому достоинству взглядов, а терпимость к ним, более того - их

распространение, служит усилению правоавторитарных тенденций. В той мере, в которой правоавторитарные, националистические и ксенофобские точки зрения принимаются на уровне общественных дискуссий и представляются «нормальными» в повседневном общении, правые экстремисты чувствуют себя вправе представлять «народную волю» и - в отличие от «традиционных элит», предлагать свои, радикальные решения проблем.

Особенностью политической культуры 90-х годов были так называемые дебаты о «новых правых», в которых приняли участие публицисты, выступающие с позиций исторического ревизионизма. Помимо их центрального форума - газеты «Junge Freiheit» («Молодая свобода») и отчасти издательства Ullstein, им удалось приобрести влияние в демократических СМИ и в университетах. Речь шла о «нации с достоинством и самосознанием» и о прекращении «мазохистского преодоления прошлого».

«Junge Freiheit» играет особую роль: здесь печатаются как правоконсер-вативные, так и правоэкстремистские авторы. Антисемитские тирады, ре-лятивирование национал-социалистического прошлого сочетаются здесь с рассуждениями о «консервативной революции», новой национальной гордости и предупреждениями о грядущем «смешении рас» по причине усиления процессов миграции. С начала 2000 г. редакция предпринимает усилия, направленные но то, чтобы представить себя в качестве правого «центра». Когда же Почтовый банк аннулировал счет этой газеты, ее апелляцию протеста (за «свободу прессы») подписали не только правые интеллектуалы, но, например, и бывший генеральный прокурор Александр фон Шталь (СвДП), политик Петер Гаувайлер (ХСС), депутат бундестага Мартин Хоманн (ХДС) и издатель журнала «Foкus» Хельмут Маркворт - и счет был восстановлен. Между тем, в качестве политического сигнала правому экстремизму систематические ликвидации банковских счетов соответствующих организаций были бы более чем желательны, тем более, если инициатива исходит от самих банков.

Неонационалистические настроения в некоторых кругах демократической общественности подхватываются правыми группами и партиями и используются ими как легитимация их антидемократической политики. Так, например, дебаты об иммиграционной политике оказывают существенное воздействие на усиление правоэкстремистских настроений. В начале 90-х

годов в ФРГ практически не существовало позитивных установок по отношению к иммигрантам. Иммиграция представлялась как тяжкий груз для немецкого налогоплательщика, как проблема, следствием которой являются криминализация немецкого общества, нарушение его культурной идентичности. Национальный популизм нашел отражение в тезисе берлинского сенатора по внутренним делам Экхарда Вертебаха (ХДС), заявившего, что лучше «воля к самоутверждению нашей нации», чем «общество иммигрантов против воли».

Самозванный «авангард» правоэкстремистских сил мнит себя защитниками народа, «истинными немцами» - и нередко находит поддержку в своем непосредственном социальном окружении.

5.3. Враждебность к «чужакам»

Правый экстремист принимает существующие предрассудки и усиливает их. Эмпирические исследования показывают, насколько сильна поддержка правого экстремизма в определенных социальных слоях. Правый экстремизм становится общественной проблемой.

Интересно, что враждебность к иностранцам особенно велика там, где их мало. Около 60% западногерманских и 71,1% восточногерманских молодых людей считают, что число иностранцев, проживающих в Германии, слишком велико, хотя на самом деле число иностранцев в новых федеральных землях составляет около 2,2%. В земле Саксония-Анхальт, в которой число иностранцев особенно мало (1,1%), на федеральных выборах 1998 г. каждый третий молодой избиратель выбрал ННС с его расистской и антисемитской пропагандой. В земле Мекленбург-Передняя Померания на последних земельных выборах 15% молодых, впервые голосовавших людей, выбрали НДПГ. 11% западногерманских молодых людей (до 29 лет) стоят на позициях правого экстремизма, на востоке же эта цифра достигает 24% .

Установки населения в целом различаются разве лишь по отношению к вопросу о границах допустимого насилия. Кроме того, существуют небольшие различия между Востоком и Западом: 68% западногерманских и 72% восточногерманских граждан заявляют, что «они могут понять людей, не-

долюбливающих иностранцев». У 36% немецких граждан констатируются сильно выраженные этнонационалистические установки (40).

Исторически сложившиеся политико-культурные особенности пяти новых федеральных земель определяют специфику восточногерманского правого экстремизма. Авторитарные структуры ГДР во многом законсервировали как формы политической социализации, так и культурную идентификацию и социальный код национал-социализма (35). К ним принадлежат, например, агрессивная убежденность в собственной невиновности, коллективный патриотизм в сочетании с мелкобуржуазной узостью, отвергающий все, что кажется «чужим». В ГДР национал-социалистическое прошлое не преодолевалось так основательно, как в ФРГ (где эти проблемы осмысливались как на общественном уровне, так и в повседневной жизни). Напротив, в ГДР доминировала антизападная агитация против «космополитизма». Социалистическая нация представлялась иной раз в виде «закрытого сообщества», к ресурсам которого «чужим» («классовым врагам» или же иностранцам) доступа быть не должно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До сих пор недостаточно исследовано, насколько авторитарный конформизм определял жизнь ГДР. Правоэкстремистские структуры могут не только рассчитывать на общественную поддержку, но во многом и определять общественную жизнь на локальном уровне. Пример - запрещенная не так давно организация «Скинхеды Саксонской Швейцарии» (располагавшая арсеналом оружия и взрывчатки), 51 член которой считались в своих коммунальных общинах «образцовыми гражданами» - от ремесленника и банковского клерка до руководящего муниципального работника - и за которыми, по утверждению бургомистра, никогда не замечалось радикальных настроений. Возможно, потому, что сам бургомистр считает основной проблемой местной политики «слишком большое число нелегальных иностранцев».

5.4. Социально-психологические и социально-

экономические аспекты

Ненависть и готовность к насилию своими истоками уходят в проблемы социальной, семейной и политической социализации молодых людей.

Принадлежность к коллективу, подчинение авторитарному порядку обещают причастность к власти, обретение смысла жизни, четкие ориентиры. «Другие» же - иммигранты, левые, евреи и т.д. - олицетворяют в себе все зло мира и изображаются в виде силы, разлагающей народ и нацию. Правому экстремизму присущ достаточно сильный конформизм -стремление к подчинению и несвободе. Преследуются те, кто не укладываются в общепринятые рамки. Авторитарная идеология и практика порождают разрушительную динамику: чем меньше подобные агрессии в состоянии долгосрочно решить проблемы, тем больше их требуется. Стремление к авторитарному порядку указывает на социально-психологические причины правого экстремизма - опыт насилия и желание насилия, ненависть к отклонениям от «нормы», пережитое на собственном опыте и перенесенное на отношения к другим, авторитарное презрение к индивидууму, отсутствие социальных связей. Эти качества легко соединяются с антидемократическими и расистскими стереотипами. В особенности часто фрустрации, связанные с нерешенными социальными проблемами, вымещаются на иммигрантах.

Экономическая дерегуляция и новые изменения на рынке труда усилили социально-экономическое давление на индивидуума. Сами по себе эти факторы не являются непосредственной причиной правого экстремизма, но могут усилить склонность к правоэкстремистским ориентирам. В пяти новых федеральных землях, где трансформационные процессы особенно масштабны, а безработица особо велика, эти социальные проблемы значительнее. Обещанные правительством Коля «цветущие ландшафты» обернулись социальными, политическими и культурными потрясениями. С 1991 по 1999 г. 69% трудящихся по найму потеряли рабочие места. С первой половины 90-х годов более 2/3 населения новых федеральных земель предпочитают дистанцироваться от политики, а немалая их часть и от политической системы в целом. Экономическим проблемам, в особенности на коммунальном уровне, и сдержанному отношению части восточногерманского населения к демократической системе с ее возможностями политического участия соответствуют в новых федеральных землях формально функционирующие, однако содержательно «пустые» демократические институты (21). В таких условиях сложно преодолеть авторитарные

и ксенофобские установки, которые в ГДР были законсервированы сильнее, нежели в ФРГ Исследования молодежного экстремизма показывают (44), какое значение чувство социального бессилия имеет для усиления ксенофобских установок.

5.5. Правый экстремизм как повседневная культура

Правый экстремизм постепенно утратил характер субкультурного явления и стал движением, определяющим повседневную жизнь. В начальной фазе политической социализации молодежи подобная ситуация может иметь фатальные следствия - ксенофобские клише присваивают уже в семье и считают чем-то нормальным; правоэкстремистски ориентированные группы выступают в виде привлекательной формы проведения свободного времени, более того, стиля жизни. Наряду с «внутренними» кругами - т.е. пра-воэкстремистскими кадрами и активистами, в распространение правоэкст-ремистского «стиля жизни» привносят свой вклад и внешние круги - в частности, правая культурная индустрия. С 1 990 г. издано 1,5 млн. компакт-дисков с записями «правого рока», не говоря уже о нелегальных записях, воспевающих национал-социализм и СС и призывающих к насилию не только против иностранцев и евреев, но и против политиков и судей: «Выстрел в затылок, выстрел в лицо - проиграл и судья, и политик» (группа «Охотники на бонз», цит. 13, 172). Только в Германии около 50 предприятий живут за счет продажи правоэкстремистской музыки. Концерты же правых групп - любимое место встречи правых экстремистов. Чтобы ослабить локальную привлекательность этого движения и его ценности, необходимы тщательно разработанные политико-социальные программы.

6. Заключение

Политическая наука, исследующая нынешние формы правого экстремизма в Германии, обязана заняться правым экстремизмом нового типа -феноменом, развившимся в неформальную молодежную и повседневную культуру. Исследований традиционного, организованного в политические партии правого экстремизма на сегодняшний день уже недостаточно. Сле-

дует обратить внимание на новые факторы и тенденции, способствовавшие образованию новых форм правого экстремизма и усилению его социокультурного значения. В этой связи особое значение приобретает исследование политической культуры, процессов политической интерактивности, разграничения демократии и правого экстремизма и политико-социальных системных преобразований, последовавших после объединения Германии.

Несмотря на предпринимаемые ныне усилия, правый экстремизм продолжает существовать в виде неформальной повседневной культуры. Запретами - например, неонацистской НПГ, воспевающей национал-социализм, отрицающей Холокост и в известной мере определяющей молодежную культуру на местах - вряд ли можно исправить ситуацию, хотя, разумеется, вопрос о запрете этой партии давно уже стоит на повестке дня.

Перевод: С.В.Погорельская

Список литературы

1. Ahlheim K., Heger B. Vorurteile und Fremdenfeindlichkeit: Handreichungen für die politische Bildung. - Schwalbach/Ts.: Wochenschau Verl.,2001.

2. Ahlheim K., Heger B. -Der unbequeme Fremde. Fremdenfeindlichkeit in Deutschland -empirische Befunde. - Schwalbach / Ts.: Wochenschau Verl., 1999.

3. Assheuer T., Sarkowicz H. Rechtsradikale in Deutschland: Die alte und die neue Rechte. -München: Verl. C.H. Beck, 1992.

4. Die Auschwitz-Leugner / Hrsg. Bailer-Galanda B., Benz W., Neugebauer W. - B., Elefanten Press, 1997.

5. Backes U. Jesse E. Politischer Extremismus in der Bundesrepublik Deutschland. - Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1996.

6. Braune Gefahr. DVU, NPD, REP -Geschichte und Zukunft / Hrsg. Mecklenburg J. -B.: Elefanten Press, 1997.

7. Butterwegge Ch. Rechtsextremismus, Rassismus und Gewalt. Erklärungsmodelle in der Diskussion. - Darmstadt: Wiss. Buchgesellschaft, 1996.

8. Butterwegge Ch., Lohmann G. Rechtsextremismus und Gewalt: Analysen und Argumente.-Opladen, Westdeutscher Verl., 2000.

9. Elsasser J. Braunbuch DVU. Eine deutsche Arbeiterpartei und ihre Freunde. Mit einem Vorwort von J. Trittin. - Hamburg: Konkret Verl., 1998.

10. Fremde, Freunde, Feindlichkeiten. Sozialpsychologische Untersuchungen / Hrsg. Frindte W. - Opladen: Westdeutscher Verl., 1999.

11. Fromm R., Kernbach B. Rechtsextremismus im Internet: Die neue Gefahr, München: Olzog Verlag, 2001.

12. Funke H. Brandstifter: Deutschland zwischen Demokratie und völkischem Nationalismus. -Gottingen: Lamuv, 1993.

X. OyHKe, U. PeHCMaHH

13. Funke H. «Jetzt sind wir dran». Nationalismus im geeinten Deutschland. -B.:Aktion Sühnezeichen Friedensdienste, 1991.

14. Funke H. «Die Republikaner». - B.: Aktion Sühnezeichen Friedensdienste, 1989.

15. Funke H.: Rechtsextremismus - Zeitgeist, Politik und Gewalt. Eine Zwischenbilanz.// Rechtsextremismus - Ideologie und Gewalt / Hrsg. Faber R. u.a. - B.: Edition Hentrich, 1995.

16. Funke H. Paranoia und Politik. Rechtsextremismus in der Berliner Republik. - B.: Verl. Hans Schiler, 2002.

17. Funke H., Rensmann L. Kinder der Einheit. Die soziale Dynamik des Rechtsextremismus // Blätter für deutsche u. intern. Politik. - Köln, 2000. - N 9. - S. 1069-1078.

18. Handbuch deutscher Rechtsextremismus / Hrsg. Mecklenburg J. - B.: Elefanten Press, 1996.

19. Heitmeyer, W. Sozialräumliche Machtgewinne des ostdeutschen Rechtsextremismus - zum Problem unzureichender politischer Gegenöffentlichkeit in Städten und Kommunen // Rechtsextremistische Jugendliche - was tun?/ Hrsg. Kalb P.u.a. - Weinheim, 1999.

20. Jaschke H.-G. 1994: Rechtsextremismus und Fremdenfeindlichkeit. Begriffe, Positionen, Praxisfelder. - Opladen: Westdeutscher Verl., 1994.

21. Jäger S. u.a. Brandsätze. - Duisburg: Duisburger Inst. für Sprach- und Sozialforschung, 1994.

22. Jesse E. Fließende Grenzen zum Rechtsextremismus ? // Rechtsextremismus. Ergebnisse und Perspektiven der Forschung / Hrsg. Falter J., Jaschke H.-G., Winkler J.R. - Opladen: Westdeutscher Verl., 1996.

23. Jesse E. Mit links gegen rechts ? // Frankfurter Allgemeine Ztg.- 26. 10. 2000. - S. 10 (zugleich: Innenausschuss des Deutschen Bundestages, 14. Wahlperiode, Ausschussdrucksache, N 299).

24. Kemper M., Klier H., Funke H. «Ich will mich nicht daran gewöhnen». Fremdenfeindlichkeit in Oranienburg. - B.,: Das Arabische Buch, 1998.

25. Kopke Ch., Rensmann L. Die Extremismis-Formel // Blätter für deutsche u. intern. Politik - Köln, 2000. - N 12. - S. 1451-1462.

26. Kraak B., Eckerle G.-A. Selbst- und Weltbilder Gewalt bejahender Jugendlicher // Politische Psychologie der Fremdenfeindlichkeit / Hrsg. Dollase R. u.a. - Weinheim; München: Juventa, 1999.

27. Minkenberg M. Die Neue Radikale Rechte im Vergleich. USA, Frankreich, Deutschland. -Opladen;Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1998.

28. Pfahl-Traughber A. 1993: Rechtsextremismus. Eine kritische Bestandsaufnahme nach der Wiedervereinigung. - Bonn: Bouvier, 1993.

29. Das Plagiat: Der völkische Nationalismus der «Jungen Freiheit» / Hrsg. Kellershohn H. - Duisburg: Duisburger Inst. für Sprach- und Sozialforschung,

1994.

30. Poutros P., G., Behrends J.C, Kuck D. Historische Ursachen der Fremdenfeindlichkeit in den neuen Bundeslandern // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2000. - N 39. - S. 15-21.

31. Rechtsextremismus in Deutschland. Voraussetzungen, Zusammenhange, Wirkungen / Hrsg. Benz W.- Frankfurt a.M.: Fischer, 1994.

32. Rechtsextremismus. Ideologie und Gewalt / Hrsg. Faber R., Schonberner G. - B.: Edition Hentrich,

1995. - (Gedenkstatte Haus der Wannseekonferenz, B.5).

33. Rechtsextremismus. Ergebnisse und Perspektiven der Forschung / Hrsg. Falter J., Jasch-ke H.-G., Winkler J.R. -1996.

34. Rechtsextremismus und Neue Rechte in Deutschland. Neuvermessung eines politischideologischen Raumes?/ Hrsg.Gessenharter W., Früchling H. - Opladen: Leske & Budrich, 1999.

35. Rechtsextremismus in der Bundesrepublik Deutschland. Eine Bilanz / Hrsg. Schubarth W., Stöss R. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2000

36. Rechtsradikale Gewalt im vereinigten Deutschland / Hrsg. Otto H. - U., Merten R. -Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1993.

37. Rensmann L. Demokratie und Judenbild: Antisemitismus in der politischen Kultur der Bundesrepublik. - Opladen: Westdeutscher Verl., 2003 (im Erscheinen).

38. Rommelspacher B. Dominanzkultur. - B.: Orlanda, 1995.

39. Schröder B. Im Griff der rechten Szene: Ostdeutsche Städte in Angst, Reinbek: Rowohlt, 1997.

40. Silbermann A., Husers F. Der «normale» Hass auf den Fremden. Eine sozialwissenschaftliche Untersuchung zu Ausmass und Hintergrunden von Fremdenfeindlichkeit in Deutschland. -München: Quintessenz , 1995.

41. Stöss R. Rechtsextremismus im vereinten Deutschland. - Bonn: Friedrich-Ebert-Stiftung, 1999.

42. Stöss R. Die extreme Rechte und ihr gesellschaftlicher Rückhalt // Gewerkschaftliche Monatsh.- Düsseldorf, 2000. - Jg.51, N 11. -S. 601-607.

43. Sturzbecher D. Jugend und Gewalt in Ostdeutschland. - Gottingen: Lamuv, 1997.

44. Sturzbecher D. Jugend in Ostdeutschland -Lebenssituation und Delinquenz. - Opladen: Leske & Budrich, 2000.

45. Verfassungsschutzbericht des Landes Bayern 2000. - München, 2000.

46. Wagner B. Handbuch Rechtsextremismus. Netzwerke, Parteien, Organisationen, Ideologiezentren, Medien. - Reinbek: Rowohlt, 1994.

47. Wagner B. Rechtsextremismus und kulturelle Subversion in den neuen Ländern - B.: Zentrum demokratische Kultur, 1998.

48. Wagner B. Rechtsextremismus und völkische Orientierung - Zur gegenwärtigen Lage in den neuen Bundeslandern // Jahrbuch fur Antisemitismusforschung 9. - Frankfurt a. M.: Campus, 2000. -S.22-34.

49. Wagner B. Rechtsextremismus und Jugend // Schubarth W., Stoss R. Rechtextremismus in der Bundesrepublik Deutschland. Eine Bilanz. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2000. -S. 1 55-166.

50. Wagner B. Zur Auseinandersetzung mit Rechtsextremismus und Rassismus in den neuen Bundesländern // Aus Politik und Zeitgeschichte. -Bonn, 2000. - N 39. - S. 30-39.

51. Welskopf, R. Freytag R., Sturzbecher D. Antisemitismus unter Jugendlichen in Ost und West // Jahrbuch für Antisemitismusforschung 9, Frankfurt a.M.: Campus, 2000. - S. 35-70.

52. Wetzels P. u.a. Gewalterfahrung, Schulschwänzen und delinquentes Verhalten Jugendlicher in Rostock - Hannover: Forschungsberichte des Kriminologischen Forschungsinstituts Niedersachse, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.