Научная статья на тему 'От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь'

От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
578
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»

Информация Союза педиатров России

А.А. Модестов

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь

Контактная информация:

Модестов Арсений Арсеньевич, доктор медицинских наук, профессор, директор Центра обучения Научного центра здоровья детей РАМН, заведующий лабораторией медико-социальных проблем охраны здоровья детей, Заслуженный врач РФ Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-15-71 Статья поступила 18.09.2007 г., принята к печати 16.11.2007 г.

Медицину относят к одной из самых консервативных областей науки и практики. Это не совсем так. Консервативным является трепетное отношение к больному, которое веками накапливалось нашими учителями и передалось нам годами обучения и профессионального становления. С другой стороны, медицина активно воспринимает достижения фармакологии, пересадку органов и тканей, генную инженерию, информационные компьютерные технологии, нанатехнологии и многое другое. Поток знаний настолько велик, что врач, повышая свою квалификацию только 1 раз в 5 лет, рискует остаться на обочине современных знаний и технологических возможностей. Особое место в ряду специалистов здравоохранения занимают педиатры. Ведь они работают не только с ребенком, но и с его семьей. Зачастую приходится решать вопросы как клинического, так и организационного, психологического, правового характера. Молодое поколение родителей все чаще пользуется услугами Интернет и порой задает умудренным клиническим опытом врачам такие вопросы, на которые сразу трудно ответить. Поэтому система последипломного образования должна быть непрерывной, отвечать вызову времени и стать востребованной врачебным сообществом.

Центр обучения в Научном центре здоровья детей РАМН был организован в 1999 г. С первых шагов своей деятельности Центр ориентирован на продвижение образовательных и информационных программ совместно с Союзом педиатров России, которым руководит выдающийся ученый и организатор здравоохранения академик РАМН Александр Александрович Баранов.

Это сотрудничество позволило привлечь высококвалифицированные научнопедагогические силы, которые разработали собственную стройную систему дополнительного образования педиатров. Инициатором организации одного из первых циклов «Современная теория и практика иммунопрофилактики» стал Заслуженный деятель науки РФ профессор Владимир Кириллович Тато-ченко. Слушателей циклов восхищает разнообразие его интересов, масштаб и глубина знаний, энтузиазм и преданность любимому делу. Совместно с Заслуженным деятелем науки РФ профессором Сергеем Владимировичем Рачинским В.К. Таточенко разработан следующий цикл — «Болезни легких у детей». Его тематика посвящена различным вопросам диагностики, клиники, лечения острых и хронических бронхолегочных заболеваний. Этот цикл до настоящего времени является высоковостребованным среди педиатров России. Профессор Василий Иванович Сербин создал цикл «Детская кардиология», посвященный изучению кардиомиопатий, аритмий, хронической сердечной недостаточности, разработке рациональных подходов к лечению этих патологий. В педагогическую деятельность безвременно ушедший из жизни профессор

В.И. Сербин вкладывал свой талант и душевные силы. В настоящее время цикл возглавляет его ученица доктор медицинских наук Елена Николаевна Басаргина.

Успешно функционирует цикл «Аллергические болезни у детей», который возглавляет член-корреспондент РАМН, профессор И.И. Балаболкин. Основной

82

A.A. Modestov

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

From education for life to education through life

тематикой цикла является освящение особенностей формирования аллергических патологий у детей и разработка новых методов диагностики, лечения и профилактики аллергических болезней.

Цикл «Современные проблемы неонатологии» создан Заслуженным деятелем науки РФ, профессором Галиной Викторовной Яцык. Тематика цикла посвящена инфекционно-воспалительным заболеваниям новорожденных, выхаживанию и реабилитации недоношенных и новорожденных детей. Лекции профессора Г.В. Яцык пользуются большой популярностью среди неонатологов, особенно в оптимальном сочетании с клиническими обходами и разборами больных.

В настоящее время Центр предлагает более 30 учебных программ повышения квалификации длительностью от 14 до 500 часов. Отличием программ дополнительного профессионального образования в НЦЗД РАМН является оптимальное сочетание в учебном процессе лекций и практических занятий.

Научные школы НЦЗД РАМН имеют определяющее значение в системе подготовки специалистов здравоохранения. Их уникальный исследовательский опыт направлен на передачу самых современных знаний и технологий российским врачам. Образовательный процесс в Центре обучения строится с позиций доказательной медицины. Доказательная медицина — это не новая наука, а скорее новый подход, направление или технология сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Необходимость в доказательной медицине возникла, прежде всего, в связи с увеличением объема научной информации, в частности, в области клинической фармакологии. Применение в клинической практике лекарственных средств с доказанной эффективностью является залогом качества лечения детского населения страны. Обучение проводится на базе клиник и лабораторий, научные сотрудники которых занимают видное место в российской и мировой педиатрии, являются членами международных научных обществ. Благодаря введению заочного блока обучения сокращается продолжительность очного обучения.

География регионов, присылающих курсантов и их число постоянно растут. Это практически все областные и республиканские центры России, а также страны СНГ. Разнообразен профессиональный уровень курсантов — от участковых (педиатров и терапевтов) и школьных врачей до районных и областных специалистов (педиатров, пульмонологов, иммунологов и т.п.), доцентов медицинских вузов страны. Всего за годы работы Центра различными формами обучения было охвачено более 7 тыс. человек.

Перечень предлагаемых Центром образовательных программ не только ежегодно расширяется, но и носит адресный характер. Это обеспечивается величиной групп курсантов и их практическими интересами. В этой связи хотелось бы обратить внимание преподавательского состава медицинских училищ и колледжей, которые порой испытывает определенные трудности в повышении квалификации по клиническим дисциплинам, на то, что клиническая база НЦЗД РАМН и профессорско-преподавательский состав представляют собой идеальное сочетание клинического опыта и педагогического мастерства!

Кроме востребованных и методически отработанных циклов по педиатрии, неонатологии, аллергологии и другим дисциплинам, учеными НЦЗД РАМН подготовлено несколько новых образовательных программ, которые мы предлагаем в 2008 г. в виде циклов тематического усо-

вершенствования (ТУ) (72 часа) — заочно-очная форма обучения.

1. Социальная педиатрия и организация здравоохранения (для главных врачей, их заместителей и зав. отделениями).

2. Качество жизни детского населения (для врачей-педи-атров различного профиля).

3. Состояние здоровья и совершенствование медицинской помощи детям в условиях первичного звена здравоохранения (для участковых врачей-педиатров).

4. Мастер-класс по детской хирургии. В качестве преподавателей выступят ведущие специалисты Европы и России (18-24 февраля 2008 г.).

Модератор цикла ТУ «Социальная педиатрия» — заведующий отделом социальной педиатрии НЦЗД РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор Валерий Юрьевич Альбицкий. Педиатрам страны ученый хорошо известен своими работами, а его ученики, среди которых 17 докторов и более 40 кандидатов наук, развивают достижения отечественной научной школы социальной педиатрии. В программу ТУ включены лекции и практические занятия по проблемам заболеваемости, инвалидности и смертности детского населения и их предотвратимо-сти, репродуктивного здоровья, социального сиротства, менеджмента и маркетинга.

Модератор цикла ТУ «Качество жизни детского населения» — молодой перспективный ученый, к.м.н., зав. лабораторией медицинского обеспечения и качества жизни детского населения НЦЗД РАМН Ирина Валерьевна Винярская. Критерий качества жизни — высокоинформативный инструмент, который существенно дополняет программу обследования, лечения и реабилитации ребенка. В некоторых случаях он является даже конечным критерием эффективности медицинских вмешательств. В экономически развитых странах качество жизни входит в стандарты обследования и лечения детей. В России это направление делает первые шаги.

Модератор цикла ТУ «Состояние здоровья и совершенствование медицинской помощи детям в условиях первичного звена здравоохранения» — заместитель директора НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, руководитель научно-организационного отдела НЦЗД РАМН, д.м.н. Александр Геннадьевич Ильин хорошо известен в России как организатор здравоохранения. В качестве преподавателей примут участие и ведущие специалисты Минздравсоцразвития.

Модератор мастер-класса по детской хирургии — заведующий хирургическим отделением НЦЗД РАМН, Заслуженный изобретатель РФ, д.м.н., профессор Игорь Витальевич Киргизов, автор более 20 патентов на изобретения в области детской хирургии. Под его руководством и непосредственном участии выполняются уникальные реконструктивные оперативные вмешательства, а в работу отделения постоянно внедряются новые высокие технологии. Центр обучения НЦЗД РАМН в настоящее время активно работает над организацией заочной части циклов обучения в дистанционном режиме, что будет способствовать большей доступности последипломного образования для врачей и сестринского персонала России и зарубежья. Подробнее о циклах обучения на первую половину 2008 г. можно узнать на сайте http://www.edumed.nm.ru.

Телефоны для связи:

тел./факс: 8 (499) 967-14-07 (Шмакова Светлана Германовна),

тел. 8 (499) 134-13-53 (Гайкалов Борис Константинович), факс. 8 (499) 134-04-88, е-mail pediatr@dialup.ptt. ги.

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2007/ ТОМ 4/ № 6

Информация для авторов журнала «Педиатрическая фармакология»

Правила оформления публикаций

Представленные в работе данные должны быть оригинальными. Не допускается направление в редакцию работ, которые дублируются в других изданиях или посланы для публикации в другие редакции. Редакция не несет ответственность за достоверность собственных клинических исследований авторов статей.

Все присланные работы подвергаются научному рецензированию. Редакция оставляет за собой право сокращения публикуемых материалов и адаптации их к рубрикам журнала. Статьи, не оформленные в соответствии с данными правилами, к рассмотрению не принимаются и авторам не возвращаются.

В редакцию направляются 2 экземпляра рукописи, которые сопровождаются направительным письмом учреждения, заверенным ответственным лицом, на имя главного редактора журнала. К рукописи прилагается электронный носитель (дискета или CD), содержание которого должно быть идентичным принтерной распечатке. По согласованию с редакцией допускается направление всех материалов по электронной почте.

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СТАТЕЙ НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

1. Текст печатается в текстовом редакторе Word шрифтом Times, кеглем 12, через 1,5 интервала на листе А4. Поля: верхнее и нижнее — 2,5 см, левое — 3,5 см, правое — 1,5 см. Запрещается использование автоматических переносов. Внизу справа ставится нумерация страниц.

2. В текст статьи не включаются иллюстрации (таблицы и рисунки) или кадровые рамки для указания места их размещения в тексте.

3. Титульная страница: название статьи (не допускается употребление сокращений, а также торговых названий препаратов, продуктов питания и биодобавок); инициалы и фамилия(и) автора(ов); полное официальное название учреждений, на базе которых выполнено исследование, город и страна (если учреждение находится за пределами РФ); принадлежность каждого автора к соответствующему учреждению указывается цифрами, надстрочным индексом в порядке упоминания; аннотация статьи (не более 150 слов) имеет следующую структуру: краткое вступление, отражающее актуальность проблемы, материалы и методы исследования, результаты исследования и выводы; перечень ключевых слов статьи; данные «Для корреспонденции» одного из авторов статьи (фамилия, имя и отчество, занимаемая должность, ученая степень, ученое звание, а также рабочий адрес с почтовым индексом, номерами контактных телефонов, факса, e-mail). Статью обязательно подписывают все авторы.

4. Объем статей: не более 15 страниц — для оригинальной, 20 — для лекции или обзора литературы, 7 — для описания клинического наблюдения. Оригинальная статья должна иметь следующие разделы: введение, пациенты (материалы) и методы, результаты исследования и их обсуждение, выводы (заключение). При описании клинического наблюдения приводятся результаты только тех исследований, которые имеют дифференциально-диагностическую и диагностическую ценность для описываемого случая.

5. Все цифровые данные должны иметь соответствующие единицы измерения в системе СИ, для лабораторных показателей в скобках указываются нормативные значения. Употребление в статье необщепринятых сокращений не допускается. Малоупотребительные и узкоспециальные термины должны быть расшифрованы. Сокращение слов и названий (не более 3), кроме общепринятых сокращений мер, физических и математических величин и терминов, допускается только с первоначальным указанием полного названия и написания соответствующей аббревиатуры сразу за ним в круглых скобках. В публикации следует пользоваться современной русскоязычной научной терминологией и не употреблять «кальки» терминов, транскрибированные с иностранных слов. В математических формулах должны быть четко размечены все элементы: латинские буквы синим, греческие красным, индексы надстрочные и подстрочные, прописные (М) и строчные (м) буквы, сходные по написанию цифры и буквы (О буква и 0 цифра).

6. При описании лекарственных препаратов должны быть указаны: международное непатентованное наименование (МНН), торговое название, фирма-изготовитель и страна производства; все названия и дозировки должны быть тщательно выверены. Способ применения, дозы и формы используемых лекарственных препаратов и биодобавок должны учитывать возраст пациентов и соответствовать официальным предписаниям. Описание пострегистра-ционных клинических испытаний лекарственных препаратов, продуктов питания, биологически активных добавок и средств по

уходу за детьми должны обязательно включать информацию о регистрации и разрешении к применению указанной продукции официальными разрешительными органами (регистрационный номер, дата регистрации).

7. При упоминании использованной в ходе выполнения работы лечебно-диагностической аппаратуры необходимо в скобках указать название фирмы и страну производства аппаратуры. Описание данных, полученных при использовании оригинальной, разработанной в данном учреждении, лечебно-диагностической аппаратуры требует указания номера авторского свидетельства и лицензии на внедрение этой аппаратуры, а также разрешения на ее использование у детей.

8. При применении авторами инвазивных исследований и процедур должно быть приведено исчерпывающее обоснование их проведения. В отдельных случаях, до публикации материала, редакция оставляет за собой право потребовать у авторов предоставления разрешения этического комитета учреждения.

9. Все латинские названия пишутся курсивом. Первое упоминание микроорганизма должно включать полностью родовое и видовое названия, даже если микроорганизм широко известен. В дальнейшем пишется сокращенное родовое и полное видовое название. В таблицах — обязательно полностью. Слово «species» сокращается до «spp.».

10. Иллюстративный материал (кроме таблиц, которые размещаются срезу после текста статьи) представляется на отдельных листах и в отдельных файлах с соответствующей нумерацией и, за исключением таблиц, обозначается словом «рисунок». Таблицы строятся в редакторе Word. Графики и диаграммы — в редакторе Microsoft Graf или Statistica. Необходимо указывать цифровое значение каждого элемента диаграммы (столбик, сектор) или каждой точки графика; на осях должны быть указаны единицы измерения. Электронные версии рисунков, фотографий, рентгенограмм представляются в форматах .jpeg, .tif или .eps, имеющих разрешение не менее 300 ppi, и ширину объекта не менее 100 мм. Текст-подпись — на последней странице файла с текстом статьи после списка литературы.

• Однотипные иллюстрации должны быть одинаковыми по размеру, масштабу, характеру представления информации.

11. Список использованной в статье литературы прилагается на отдельном листе в порядке цитирования источников. Библиографические ссылки даются в квадратных скобках через запятую в строгом соответствии со списком использованной литературы. В оригинальных статьях допускается цитирование не более 25 источников, в обзорах литературы — не более 60. В списке литературы указывается:

• при цитировании книги: фамилии и инициалы авторов, полное название книги, место, издательство и год издания, количество страниц в книге или ссылка на конкретные страницы;

• при цитировании статьи в журнале: фамилии и инициалы авторов (если авторов более 4, то указывают три, добавляя «и др.» или «et al.»), полное название статьи, полное или сокращенное название журнала (сокращения должны соответствовать стилю Index Medicus или MEDLINE), год издания, том, номер, цитируемые страницы;

• В статье допускаются ссылки на авторефераты диссертационных работ, но не на сами диссертации, так как они являются рукописями.

Авторы несут полную ответственность за точность данных, приведенных в списке использованной литературы.

ОБРАЗЦЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ

1. Габуния М.С. Состояние молочных желез при применении гормональных препаратов в гинекологической практике // Российский вестник акушера-гинеколога. — 2001. — Т. 4, № 6. — С. 55-58.

2. Буланкина Е.В. Диагностика и прогноз развития висцеральных нарушений у детей с врожденной дисплазией соединительной ткани: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иваново, 2002. — 24 с.

3. Kianfar H., Kimiagar M., Ghaffarpour M. Effect of daily and intermittent iron supplementation on iron status of high school girls // Int. J. Vitam. Nutr. Res. — 2000. — V. 70, № 4. — FI 172-177.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. — 640 с.

Статьи присылать по адресу:

119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62 тел.: (499) 132-72-G4 тел./факс: (499) 132-3G-43 e-mail: pedpharm@nczd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.