Научная статья на тему 'ОТ НАРРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ К НАРРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЧТО ЧЕЛОВЕК РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ В БЛОГАХ'

ОТ НАРРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ К НАРРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЧТО ЧЕЛОВЕК РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ В БЛОГАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТОЛОГИЯ / НАРРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАРРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ / ПОВЕСТВОВАНИЕ / БЛОГОСФЕРА / АВТОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается понятие «нарративность», исследование которого носит междисциплинарный характер. Изучается специфика процесса коммуникации частного человека с социальным миром. Нарративная идентичность исследуется на примере личных постов блогеров, нацеленных на придания публичности фрагментам автобиографии людей в целях репрезентации ими своей социальной позиции. На основе теоретических подходов в статье поясняются особенности перехода нарративности идентичной к нарративности социальной в условиях массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ НАРРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ К НАРРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЧТО ЧЕЛОВЕК РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ В БЛОГАХ»

УДК 070 Б01 10.24411/1999-5407-2020-10207

ОТ НАРРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ К НАРРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЧТО ЧЕЛОВЕК РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ В БЛОГАХ

С. С. Распопова

Московский политехнический университет, Москва

В статье рассматривается понятие «нарративность», исследование которого носит междисциплинарный характер. Изучается специфика процесса коммуникации частного человека с социальным миром. Нарративная идентичность исследуется на примере личных постов блогеров, нацеленных на придания публичности фрагментам автобиографии людей в целях репрезентации ими своей социальной позиции. На основе теоретических подходов в статье поясняются особенности перехода нарративности идентичной к нарративности социальной в условиях массовой коммуникации.

Ключевые слова: нарратология, нарративная идентичность, нарративная социальность, повествование, блогосфера, автор.

Нарратология как повествование или рассказ привлекает сегодня большое внимание исследователей разных областей знания. О. Людвиг, П. Лаббок, Н. Фридман обосновали основные принципы существования нарратива в аспекте коммуникативных стратегий словесного творчества [3. С. 69].

В нарративе акцент делается не на конкретное событие рассказывания, а на само рассказывание этого события, которое облачено в некую «историю». В последнее время нарративность стали рассматривать за пределами художественной литературы. Роман Барт первым отметил, что нарратив присутствует на во всех сферах культуры: «...повествует миф, легенда, басня, сказка, новелла, эпопея, история, трагедия, драма, комедия, пантомима, живописное полотно, витраж, кинематограф, комикс, газетная хроника, бытовой разговор» [4. С. 387].

Во второй половине XX в. нарратив стал предметом исследования психологов и философов. В научный оборот речи вошло понятие «нарративная идентичность», которая была охарактеризована П. Рикёром и А. Макинтайром как личная идентичность, которая вырабатывается человеком в свете ее репрезентации в культурной среде [5. С. 120-313 ].

Альфред Шюц писал о важной составляющей нарратологии - повествовании человека о самом себе. «Основной значащий контекст любого восприятия. связывает его с прошлыми восприятиями и предвосхищает будущие. Этот контекст, конечно же, основан на биографической ситуации воспринимающего» [8. С. 387]. Человек, повествуя о ситуациях из собственной жизни, получает возможность выйти за пределы своего «я», что сближает его с автором художественного произведения. По мнению психолога Г. Уилера: «Мы рождены, чтобы делиться своими настоящими историями, историями своего опыта» [6. С. 98]. Однако биография писателя не представлена в повествовании, подлинность художественного произведения не в прямых отсылках к жизненным событиям, участником или свидетелем которых стал автор, а в «правде жизни»: может произойти такое в действительности или же нет». Л. Н. Толстой писал: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется» [9. С. 231-232].

Из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что биография для автора художественного текста превращается в конструкцию событий, которые могут не совпадать во времени и в пространстве.

Нарративная идентичность - это выстраивание человеком своего собственного «я». По мнению Е. С. Маслова, жизнь для человека, её проживающего, - это не просто совокупность событий, но совокупность чего-то в различной степени приятного и неприятного. «Факторы, больше всего влияющие на ценимое или ненавидимое индивидом, на наиболее значимое для него, он и положит в основу своего жизненного нарратива». Исследователь полагает, что индивид не является пассивным наблюдателем своей жизни, поэтому его внимание обращено прежде всего на его собственные действия, посредством которых он рассчитывает достичь своих целей [1. С. 66-75].

Жизненный нарратив сегодня максимально реализуется в блогосфере. В текстах автор блога проявляет себя как конкретный человек с реальной биографией. Причем, автор как реальный человек и образ автора в блоге почти сливаются. Основу поста составляют конкретные ситуации из жизни человека, показанные через интригу, благодаря которой жизненная история преобразуется в нарратив. Читатель вслед за рассказчиком получает возможность «двигаться вперед через случайности и перипетии, подчиняясь ожиданию, которое исполняется в завершении» [5. С. 120-313]. Посты в блогах представляют собой рассказы людей о себе и о переживаемых ими событиях. «Рассказчик создает (или соучаствует в этом) форму, посредством которой распознает в своей жизни то, что без этой формы бы не увидел» [7. С. 3-33]. Но говорить о полной тожественности человека, выступающего в роли рассказчика, и образа автора, который создается в нарративном дискурсе поста, нельзя. Так как повествование происходит в условиях коммуникации, в которой участвует всегда несколько лиц: «Я» и «Другой». Как известно, посты в блоге не являются личными дневниками человека, хотя по форме их напоминают. Посты ориентированы на аудиторию, которая во многом определяет и стиль высказывания блогера. Поэтому повествование в блогосфере строится с прибавлением обращений и различных риторических фигур. В качестве примера приведем фрагмент из поста Максима Шевченко, который был опубликован на «Эхо Москвы».

«Друзья, завтра я должен выйти из больницы. Огромное спасибо врачам, медсестрам-медбратьям и санитаркам, нянечкам сначала 79-й (в которую меня отвезла скорая), а потом 83-й больницы, куда меня перевезли через пару дней. Они спасли мне жизнь» (https://echo.msk.ru/blog/shevchenkomax/2626454-echo/).

Автор поста, рассказывая личную историю своей госпитализации, не только включает аудиторию в событие, участником которых он стал, он выражает отношение к тому, что с ним произошло. Нарративная идентичность в посте, который носит автобиографический характер, передается через конкретные обстоятельства времени и места: «завтра я должен выйти из больницы, но еще две недели буду дома на карантине». Автор через отбор деталей определяет смысловую линию, которая позволяет читателю судить о значимости этой истории для человека. Интонация благодарности, с которой начинается текст по степени движения к финалу, резко меняется на обличительную интонацию. И вот интрига: спасают люди, врачи и медсестры, а губят производители тестов, которые оказываются настоящими мошенниками.

Обратимся еще раз к тексту Максима Шевченко: «Тесты - полная ерунда, и не просто ерунда - мошенничество. Ни один из моих тестов (пять!) не показал COVID19! И я знаю ещё с десяток таких же случаев — люди при смерти, а тесты отрицательные».

Повествование становится нарративом тогда, когда выходит за рамки внутреннего монолога автора, преобразуясь в коммуникацию, личностное взаимодействие его с читателями по важному для обоих вопросу. По мнению Е.Ю. Рождественской, «наш рассказанный опыт больше не наша частная конструкция» [2. С. 5-25].

Основу нарратива составляют воспоминания, которые воскресают в памяти человека ситуативно. Они могут возникнуть как на основе памяти знания, так и эпизодической памяти. «Эпизодическая память удерживает контекстуально (через время и место)

связанные биографические эпизоды, которые позволяют путешествовать во времени, ее природа часто аффективна» [10. С. 30-50]. По Э. Тульвингу, если эпизодическая память всегда основывается на активном вспоминании себя и собственно является индивидуально автобиографической, память знания соотносится с «чистым» знанием об информации.

Нарративная идентичность в постах блогеров основана чаще всего на эпизодической памяти, сближая произошедшее с пережитым и с рассказанным. Так, например, Виктор Шендерович в своем посте «Это было лучшее время, чтобы приехать в Грузию и признаться в любви» вспоминает о своем давнем путешествии в Грузии, которое в условиях сегодняшней конфронтации России и Грузии представляется автору невозможным. Приведем пример из текста Виктора Шендеровича.

«Можно было, конечно, добраться до Тифлиса и самолетом - с пересадкой в Киеве или (только не смейтесь) в Стамбуле, но мы выбрали автомобильный путь: нет худа без добра - не упускать же возможности увидеть все это? « Мы - это я, моя жена и моя дочь (когда еще знакомить девушку с настоящей Грузией, как не в дни ненависти?). В общем, все замечательно совпало. Начиная с десяти часов вечера субботы, едва войдя в «Пиросмани», мы начали переходить из рук в руки, из-за стола в стол, от одной легенде к другой, в сплошной любви и благорасположении». https://echo.msk.ru/blog/ shenderovich/2450165-echo/

Детали быта, атмосферные подробности встреч с друзьями переплетаются с размышлениями автора об отношениях между Россией и Грузией. Человеческая история становится частью социального нарратива.

«Этот текст я написал в 2006 году, во время прошлого приступа высочайшей дегенеративной ненависти к свободной Грузии и прошлой отмены авиарейсов в Тбилиси. Прошло тринадцать лет».

В контексте сказанного важно отметить, нарративное повествование, в основе которого лежат эпизоды из жизни человека, способствует развитию у него саморефлексии, потому что автор, рассказывая личную историю, часто отвечает на самые важные для себя вопросы: «Кто я?» и «Зачем я?», которые оказываются не менее важными и для его читателей. В ходе рассказа происходит разделение «себя одновременно на субъекта и объекта и занятию позиции, отношения к самому себе [2. С. 5-25]. Субъектная и объектная позиции, в которых одновременно находится автор истории, позволяет ему освоить свой жизненный опыт, посмотреть на героя своего повествования не как на своего пропагандиста или антагониста, а как бы со стороны. По утверждению Ю. Хабермаса между личностной и социальной идентичности балансирует «Я-идентичность» [7. С. 3-33]. «Если личностная идентичность как вертикальное измерение обеспечивает связность истории жизни человека, то социальная идентичность по горизонтали интегрирует различные требования ролевых систем, которым подлежит человек» [2. С. 5-25].

Сказанное выше позволяет нам говорить о том, что рассказанная человеком жизненная история позволяет ему посмотреть на свой индивидуальный опыт со стороны социума как на открытый процесс, что всегда свидетельствует о высокой степени социального взросления человека. Повествование о собственной жизни в ее публичном выражении является актуальным средством осмысления человеком своего жизненного пути. Нарративная идентичность в блогосфере расширяет границы, становясь нарративностью социальной. Воспоминания о жизни выполняют функции социального признания человека.

Список литературы

1. Маслов, Е. С. Нарратив и целеполагание: соотношение структуралистского и феноменологического подходов // Учёные записки Казанского университета. Т. 157. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Кн. 1. С. 66-75.

2. Рождественская, Е. Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Социология. № 4. 2010. № 30. С. 5-25.

3. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник // Научные редакторы и составители д. ф. н. И.П.Ильин, к. ф. н. Е.А. Цурганова. М.: Интрада - ИНИОН, 1996. С. 69.

4. От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика / сост., вступ. ст. и примечания Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 387

5. Рикёр, П. Время и рассказ: в 2 т. М.; СПб.: Унив. книга, 1998. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. 313 с.

6. Уилер, Г. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма. М.: Смысл, 2011. 498 с.

7. Хабермас, Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 3. С. 3-33.

8. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.

9. Л. П. Толстой в воспоминаниях современников», В 2-х томах, т. 1. М., 1955. С. 231-232.

10. Markowitsch, H. J. Die Errinerung von Zeitzeugen aus der Sicht der Gedaechtnisforschung // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000. С. 30-50.

FROM NARRATIVE IDENTITY TO NARRATIVE SOCIALITY: WHAT A PERSON TALKS ABOUT HIMSELF ON BLOGS

S. S. Raspopova

Moscow Polytechnic University, Moscow, ccpmiass@mail.ru

The article discusses the concept of "narrative", the study of which is interdisciplinary in nature. The author relies on the works of O. Ludwig, P. Lubbock, N. Friedman, R Bard, P. Ricoeur, J. Habermas, E. Maslov and E. Rozhdestvenskaya, which substantiated the basic principles of the existence of narrative in the aspect of communicative strategies of verbal creativity. In the article, narrative is considered on the texts of bloggers, which are based on specific situations from their personal lives, shown through the intrigue, thanks to which a specific life story is transformed into a narrative.The examples show how the narrative goes beyond the framework of a person's internal monologue and is converted into communication with readers on an important issue for both the author and the audience. An analysis of the posts of bloggers Maxim Shevchenko and Viktor Shenderovich, published on the Echo of Moscow, suggests that narrative identity in the blogosphere expands its boundaries to the level of social narrative.

Key words: narratology, narrative identity, narrative sociality, narration, blogosphere, author.

References

1. Maslov, E. S. (2015) Narrativ i tselepolaganie: sootnoshenie strukturalistskogo i fenomenologicheskogo podhodov [Narrative and goal setting: correlation of structuralist and phenomenological approaches], in: UchYonyie zapiski Kazanskogo universiteta [Scientific notes of Kazan University]. Vol. 157, Series: Humanities, Prince 1, pp. 66-75. (In Russ.).

2. Rozhdestvenskaya, E. Yu. (2010) Narrativnaya identichnost v avtobiograficheskom intervyu [Narrative identity in an autobiographical interview], in: Sotsiologiya [Sociology]. No. 4, no. 30, pp. 5-25. (In Russ.).

3. Sovremennoe zarubezhnoe literaturovedenie (stranyi Zapadnoy Evropyi i SShA): kontseptsii, shkolyi, terminyi. Entsiklopedicheskiy spravochnik (1996) [Modern foreign literary criticism (countries of Western Europe and the USA): concepts, schools, terms. Encyclopedic Reference]. M., Intrada - INION, p. 69. (In Russ.).

4. Ot strukturalizma k poststrukturalizmu. Frantsuzskaya semiotika (2000) [From structuralism to poststructuralism. French semiotics]. M., Progress, p. 387. (In Russ.).

5. Ricoeur, P. (1998) Vremya i rasskaz: v 2 t. [Time and story: in 2 vols.]. M.; SPb., Univ. book, Vol. 1. Intrigue and historical story, 313 p. (In Russ.).

6. Uiler, G. (2011) Geshtaltterapiya postmoderna. Za predelami individualizma [Gestalt therapy of postmodernism. Beyond Individualism]. M., Sense, 498 p. (In Russ.).

7. Habermas, Yu. (2008) Problematika ponimaniya smyisla v sotsialnyih naukah [Problems of understanding the meaning in the social sciences], in: Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological review]. Vol. 7, no. 3, pp. 3-33. (In Russ.).

8. Schütz, A. (2004) Izbrannoe: Mir, svetyaschiysya smyislom [Favorites: A world shining with meaning]. M., ROSSPEN, 1056 p. (In Russ.).

9. L. P. Tolstoy v vospominaniyah sovremennikov (1955) [L. P. Tolstoy in the memoirs of contemporaries], In 2 volumes, vol. 1. M., pp. 231-232. (In Russ.).

10. Markowitsch, H. J. (2000) Die Errinerung von Zeitzeugen aus der Sicht der Gedaechtnisforschung [The memory of contemporary witnesses from the perspective of memory research], in: BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History) [BIOS (Journal of Biography Research and Oral History)], Issue 1/2000, pp. 30-50. (In Deutsch).

Распопова Светлана Сергеевна - доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Московский политехнический университет.

ccpmiass@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.