ББК 85.11
С.А. Прохоров, А.В. Шадурин
От наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника в дисциплине «Рисунок»
S.A. Prokhorov, A.V. Shadurin
From the Sketch to Computer Technologies. Computer Technology in the Discipline «Drawing»
Описаны современные аспекты инновационной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Рисунок» в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития. Предложены изменения в организации и системе преподавания в плане увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, с активным внедрением компьютерной техники и с опорой на имеющийся опыт.
Ключевые слова: рисунок и архитектурная графика, инновационная деятельность, новые образовательные программы, самостоятельная работа студентов.
This article describes modern aspects of innovation in teaching discipline «Drawing» at the higher architectural and design school, tasks and ways for its further development. It proposes changes in organization and system of development in terms of increasing proportion of independent work of students in the teaching process with the active introduction of computer technology and basing on existing experience.
Key word: drawing and architectural graphics, innovative activity, new educational programs, independent work of students.
В настоящее время, в момент модернизации высшего профессионального образования, разработки и утверждения ФГОС ВПО третьего поколения, в высшей архитектурной школе особо актуален вопрос внедрения компьютерных технологий, графических преобразований академического и архитектурного рисунков.
Сохранятся ли в классическом виде традиционные предметы: начертательная геометрия, черчение, перспектива, или они должны претерпеть изменения в русле парадигмы всеобщей модернизации образования в России?
Есть необходимость рассмотреть предмет «Рисунок» в единой концепции образования, изучения его преподавания как дисциплины в контексте развития от классической стадии до сегодняшнего дня, а также найти необходимый уровень, востребованный современностью.
Составляющая рисунка в архитектурно-дизайнерском образовании - один из элементов профессиональной культуры. Переход к «технологическому» обществу все больше и больше повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом тенденции развития общества, что способствует формированию целостной личности -человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурно-дизайнерским образо-
ванием в свете проблем XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости совершенствования образовательного процесса в профильной подготовке специалиста. Реальное решение этой задачи заключается в осмыслении накопленного творческого опыта и в достижении такого уровня профессионального архитектурно-дизайнерского сознания, которое гарантирует преемственность в условиях активного внедрения новых технологий в науке и технике, включает в себя представление о непрерывности культурно-исторического процесса и дает профессионалу видение себя в этом процессе.
Уплотнение времени, огромный поток информации, вхождение в единое информационное образовательное пространство, выбор широкого спектра технических возможностей, усложнение социальной и функциональной действительности - характерные объективные черты современного объективного мира. Архитектурно-художественное образование в силу специфики, необходимого консерватизма не может подвергаться частым и кардинальным изменениям, которые влекут за собой, как правило, утрату приобретенных веками традиций, особенностей, культуры. С другой стороны, наступившая эпоха динамичного внедрения новых достижений в науке и технике во все сферы жизни человека должна определять требования к художественному образованию (квалификационные требования к специалисту) и совершенствованию архитектурно-художественной практики.
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует необходимость создания условий для подготовки поколения творческой, интеллектуально мыслящей личности, современных тенденций архитектурно-художественного творчества, активного внедрения инновационных технологий, отражающихся на процессе профессионального образования, их непрерывного изучения с художественной и методической точек зрения.
Проблема развития художественного творчества в архитектурно-дизайнерской подготовке, на наш взгляд, является важным звеном в сфере профессионального образования. В современных условиях в качестве источника творчества все чаще выступают знания, инновации в науке, технике и способы их практического применения. Владение культурным мировым и отечественным наследием, умение творчески сочетать его с современными архитектурнохудожественными направлениями и решать сложные пространственные задачи нашего времени являются актуальными требованиями к профессионалу.
Нам представляется особо важным в процессе модернизации обучения рисунку и его декоративному преобразованию применение современных компьютерных технологий. Использование компьютерных программ позволит усилить логику и методы обучения приемам рисунка и значимость его составляющей в процессе обучения архитектурному проектированию.
Важными показателями развития пространственного и графического мышления выступают широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность [1, с. 106].
Задания по рисунку с первого года обучения для специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» выполняются в различных графических материалах и техниках. На старших курсах в изучении графических декоративных интерпретаций нами активно ставятся задачи, в решении которых должны применяться компьютерные технологии: графические пакеты Corel Draw, Photoshop и другие, что дает больший простор для творческой фантазии, оперативное применение самых различных графических фильтров, текстур, обогащение пространственной составляющей графической интерпретации натурных объектов [2, с. 125]. Обучение студентов новым навыкам активного использования компьютера как современного инструмента для решения графических и композиционных задач декоративных преобразований в рисунке позволяет расширить рамки индивидуального проектного языка, а также раскрыть роль развития графического и пространственного мышления в процессе обучения рисунку в высшей школе архитектуры и дизайна.
Комплексной итоговой задачей курса «Рисунок» является формирование художественной культуры и пространственно-композиционного мышления студентов, наработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике. Практической задачей подготовки студентов-архитекторов и дизайнеров является обучение профессиональным навыкам работы графическими средствами и материалами, используемыми в проектной деятельности, с применением на старших курсах современных компьютерных графических программ как инструмента современного архитектора и дизайнера, что позволяет приблизить дисциплину «Рисунок» к практической проектной деятельности в части визуализации. В связи с этим кафедра изобразительного искусства Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова предлагает модернизацию курса рисунка и архитектурной графики с внедрением новых компьютерных технологий и выходом их на архитектурно-дизайнерское проектирование.
Внедрение и применение компьютерных технологий в процессе обучения академическому и архитектурному рисункам и декоративным преобразованиям будет способствовать подготовке дизайнеров и архитекторов, хорошо знающих закономерности формирования графического изображения и пространственного облика архитектуры [3, с. 107]. Введение в программу по рисунку для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды компьютерных техник - графических пакетов, фильтров и редакторов - обусловлено как инновационными процессами высшего образования, направленными на подготовку специалистов, владеющих современными технологиями, так и в силу специфики архитектурного и дизайнерского проектирования, в котором компьютер используется как неотъемлемый инструмент. Таким образом, выполнение графических и композиционных задач в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок» с помощью и посредством компьютерной техники является определенным последовательным этапом для применения полученных навыков в проектной деятельности. Свободное владение приемами изобразительной грамоты с применением новейших технических достижений в сфере компьютерных графических программ обогащает, расширяет и углубляет творческий потенциал при выполнении заданий любого вида, жанра, направления.
Изучение теории и практики рисунка в сочетании с освоением новых компьютерных технологий создаст прочный фундамент для дальнейшего творческого роста в выполнении практических заданий не только в рамках дисциплины «Рисунок», но и в области композиции, архитектурно-дизайнерского проектирования.
Мы считаем, что предложенный нами подход к методике преподавания предмета «Рисунок» для архитектурных и дизайнерских школ как конечный результат цепочки «от реалистического рисунка на
выход художественного образа декоративного преобразования и далее, через современные компьютерные технологии - в архитектурный и дизайн-проект» соответствует современным требованиям образования.
Библиографический список
1. Поморов С.Б., Прохоров С.А., Шадурин А.В. Деко- 2. Петров М.Н. Photoshop CS2 для профессионалов. -
ративная живопись и цветографические интерпретации СПб., 2006.
в проектной культуре. - Барнаул, 2010. 3. Прохоров С.А., Шадурин А.В. Живопись для архи-
текторов и дизайнеров. - Барнаул, 2010.