Научная статья на тему 'От медиакультуры - к медиаменеджменту'

От медиакультуры - к медиаменеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Вышла в свет заключительная книга трилогии о развитии медиакультуры как феномена информационной эпохи и сформированной ею медиасреды, влияющей на взаимоотношения власти, общества и личности. Ее автор директор Уральского Центра медиакультуры и медиаобразования, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Н.Б.Кириллова. Первые две книги данной трилогии «Медиакультура: от модерна к постмодерну» (М.: Академический проект, 2005) и «Медиасреда российской модернизации» (М.: Академический проект, 2005) хорошо известны как исследователям в области медиаобразования и культурологии, так и широкому кругу читателей всем тем, кто интересуется проблемами медиа и медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От медиакультуры - к медиаменеджменту»

Книжная полка От медиакультуры - к медиаменеджменту

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на монографию: Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М.: Академический проект, 2008. 412 с.

Вышла в свет заключительная книга трилогии о развитии медиакультуры как феномена информационной эпохи и сформированной ею медиасреды, влияющей на взаимоотношения власти, общества и личности. Ее автор - директор Уральского Центра медиакультуры и медиаобразования, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Н.Б.Кириллова.

Первые две книги данной трилогии - «Медиакультура: от модерна к постмодерну» (М.: Академический проект, 2005) и «Медиасреда российской модернизации» (М.: Академический проект, 2005) хорошо известны как исследователям в области медиаобразования и культурологии, так и широкому кругу читателей - всем тем, кто интересуется проблемами медиа и медиакультуры.

«Медиаменеджмент» представляет собой логическое продолжение изучаемой автором широчайшей темы исследования, объектом которой в данном случае стала интегрированная система управления информационно-коммуникационной сферой, включающей медиаполитику, производство, распространение и потребление медиапродукции, электронную коммерцию, инновационные технологии и т.д.

Известно, что практически любая область деятельности современного человека так или иначе связана с медиа. Современные информационные технологии, появление все новых медиаканалов, широкие мультимедийные возможности и т.п. предъявляют к специалистам различных областей требования, касающиеся не только собственно профессиональных знаний, но и развитой медиакомпетентности. В связи с этим обращение к медиаменеджменту, определение его теоретических и практических параметров вовсе не случайно. Его всестороннее изучение как интегрирующей системы информационно-коммуникативной деятельности в единое целое обусловлено велением времени. «Медиаменеджмент способствует повышению роли медиакультуры как своеобразного посредника между властью и обществом, социумом и личностью, культурами разных стран и народов. При этом соответственно возрастает потребность в медиаобразовательном менеджменте, способствующем формированию специалиста ХХ1» [Кириллова, 2008, с.11].

В главе «Введение в медиаменеджмент» автором рассматриваются его предмет и задачи, представлен историко-теоретический дискурс

рассматриваемого феномена. Генезис медиаменеджмента последовательно прослеживается автором в тесной связи с различными видами медиа -рекламой, периодической печатью, фотографией, радио, кинематографом и т.д. Особое значение в данной главе придается изучению

медиаменеджмента как феномена управленческой культуры информационной эпохи.

Обоснование повышения роли культурного фактора в решении современных проблем управления обусловлено несколькими обстоятельствами: «во-первых, социальные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость. Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия. В-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности социального продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50 % его общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса - интеллектуального, частью которого и является управленческий ресурс» [Кириллова, 2008, с.54].

Действительно, проблема интеллектуальной культуры представляется сегодня одной из самых важных не только в управленческом аспекте, но и в культурологическом, педагогическом, экономическом и т.д. Актуальность рассмотрения интеллектуального ресурса и перспектив его развития в России очевидна, она связана с проблемой защиты интеллектуальной собственности, сохранения интеллектуальной элиты страны и развития интеллектуальной культуры подрастающего поколения.

Вторая глава книги посвящена медиаполитике и медиаменеджменту в постсоветской России. Эти понятия неотделимы от медиакультуры. Медиакультура современного общества рассматривается как полифункциональное явление, интегрирующий фактор системы медиаменеджмента, претерпевающий значительные трансформационные изменения, связанные с расширением информационного поля, переходом от авторитарной свободы СМК к их «ответственной свободе» [Кириллова, 2008, 88]. С этим связаны такие факторы как политизация СМИ, изменение и расширение форматов массмедиа, смещением акцентов в идеологическом контексте и т. д.

В книге Н.Б. Кирилловой поднимается множество актуальных проблем, связанных с медиаменеджментом: его правовые основы, перспективы формирования медиарынка, трансформация издательской деятельности, информационные агентства и сфера их влияния, инновации аудиовизуального менеджмента. В частности, автором рассматривается теоретические, методологические и структурные компоненты феномена экранной культуры на материале кинематографа, ТВ, видео, Интернет и т.д.,

и тесно связанная с ней история развития продюсерства в кино и на телевидении.

В книге представлен социологический мониторинг зрительских предпочтений, выявивший значительные расхождения в медиапредпочтениях аудитории старшей и младшей возрастной группы. На основании проведенного анализа автор констатирует: «у старших поколений более традиционные кинематографические вкусы и предпочтения, они, скорее, выберут для просмотра привычную мелодраму или добротный детектив, чем «крутую эротику» или фильм-экшн. У нового поколения зрителей, воспитанного во многом на западном кинорепертуаре «глобальной деревни», ориентации иные, чем у старшего поколения, и этого нельзя не учитывать при формировании рыночной ниши отечественного кино. Этот факт одновременно доказывает необходимость активизации медиаобразования школьников с целью повышения их эстетической культуры» [Кириллова, 2008, с.215].

Расширение информационного поля современного общества, совершенствование современных информационных технологий немыслимы сегодня без системы Интернет, которой посвящена четвертая глава книги «Медиаменеджмент». В данной главе рассмотрены функции, возможности, инструментарий, формы функционирования этой глобальной системы, ее связь с рекламой, журналистикой и т.д. Фундаментальный анализ позволил автору сделать следующий вывод: «Среди основных факторов, определяющих развитие мировой экономики, можно выделить глобализацию экономики, интеллектуализацию бизнеса и информатизацию общества. «Глобализация стала возможна вследствие развития информационных технологий... Информатизация же питается наукой и образованием, что обусловливает решающую роль и полную ответственность государства за то место, которое занимает страна в мировой технологической гонке. Вот почему в современных условиях особое значение приобретает медиаобразовательный менеджмент...» [Кириллова, 2008, 280].

Особый интерес, на наш взгляд, представляет глава, посвященная медиаобразовательному менеджменту. Рассмотрение медиаобразования как комплексного процесса, в котором участвуют несколько наук, включая педагогику, психологию, культурологию, социологию и т.д., позволило автору книги, опираясь на классификацию медиаобразовательных теорий А.В.Федорова (2001), представить теоретические концепции

медиаобразования и особенности их практической реализации в России. В частности, в книге выделены наиболее значимые достижения отечественного медиаобразования, показателями которых стала официальная регистрация новой вузовской специализации 03.13.30 «Медиаобразование» (2002) и регулярный выпуск журнала «Медиаобразование» (с 2005 года), научно-исследовательские проекты, поддержанные грантами РГНФ, Фонда Президента РФ, Министерства образования и науки РФ и др., создание медиаобразовательных интернет-сайтов и библиотек

(http://edu.of.ru/mediaeducation, http://edu.of.ru/medialibrary,

http://www.mediagram.ru и др.), эффективное сотрудничество Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России с МОО ВПП ЮНЕСКО (www.ifap.ru), с Московским бюро ЮНЕСКО, с Программой ООН «Альянс цивилизаций» и др. организациями.

Медиаобразовательный процесс в российских школах и вузах пока, к сожалению, не представляет собой устоявшуюся комплексную систему и находится в стадии становления. Такие важные проблемы, как подготовка профессиональных медиапедагогов для школ и сферы дополнительного образования, разработка интегрированных и специальных курсов для высшего профессионального и среднего образования, формирование единой информационно-образовательной среды и др. требуют своего разрешения. И здесь немаловажная роль отводится медиаменеджменту, охватывающему разные направления управленческой деятельности в области средств массовой коммуникации. В связи с этим, совершенно справедливым нам представляется вывод автора книги о том, что медиаменеджмент, как интегрирующая система, объединяет в единое целое «политику государства, рыночные механизмы и творческий потенциал конкретной личности, направленный на совершенствование деятельности в определенной медиасфере. Все это ставит новые задачи перед высшей школой по подготовке специалиста синтетического профиля, способного работать в смежных сферах деятельности в условиях ХХ! века» [Кириллова, 2008, с.359].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.