ОТ МАГИСТРА ДО «ПОСТДОКА»: К ВОПРОСУ О ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ ЗА РУБЕЖОМ
Г.А. Краснова1, С.В. Парфенова2
1 Центр экономики непрерывного образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571 2 Институт международных программ Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена послевузовской подготовке в магистратуре и докторантуре в ведущих странах мира. Описываются условия приема студентов на эти программы, особенности учебного процесса и подготовки диссертаций, трудоустройство и карьерные перспективы выпускников, а также миграционная политика в отношении иностранных выпускников магистратуры и докторантуры, направленная на их дальнейшее проживание и работу в стране после завершения обучения. Старение населения Европы и будущий дефицит специалистов на рынке труда заставляют правительства европейских стран ослаблять миграционные правила для этой категории иностранных граждан. Эти меры должны усилить привлекательность ведущих стран мира для обучения иностранных студентов, прежде всего из стран, не входящих в Европейский союз.
Ключевые слова: магистратура, докторантура, послевузовское образование, миграционная политика, иностранные студенты, экспорт образования
В большинстве ведущих университетов мира соотношение между количеством обучающихся в бакалавриате и на послевузовских программах всегда в пользу последних. К примеру, в Гарвардском университете 68% студентов обучается в магистратуре и аспирантуре, в Оксфордском университете — 46% студентов. В целом ряде европейских стран эта тенденция так же четко прослеживается. Так, в Германии обучающиеся на послевузовских формах обучения составляют 61,3% от общего числа студентов очной формы; во Франции — 56,8. При этом нужно принять во внимание тот факт, что обучение в этих странах для иностранцев бесплатное.
Магистратура и докторантура в Европе относится к послевузовскому образованию. Подготовка магистров в европейских университетах ведется по двум основным направлениям: 1) обучение по определенным учебным курсам (Postgraduate taught), со строгой привязкой к профессиональной деятельности, с полной (Full Time) или частичной временной загрузкой (Part Time); 2) обучение по магистерским программам, тесно связанным с научно-исследовательской работой, являющейся частью преддокторской подготовки (Masters degrees by research или Postgraduate research).
Отбор кандидатов в магистратуру осуществляется университетами напрямую. Типовой пакет документов для поступления в магистратуру практически одинаков в зарубежных вузах: документ о предыдущем образовании; рекомендательные
письма; заявление (мотивационное письмо) кандидата; подтверждение о знании языка для иностранных граждан (1).
В зависимости от рейтинга университета растут или падают требования к уровню знаний по предыдущему диплому претендента и знанию иностранного языка. Все ведущие университеты требуют максимальный уровень знаний по международной шкале тестирования.
Сроки подачи документов в магистратуру в вузах заметно отличаются, некоторые университеты ведут набор в магистратуру два раза в год. В большинстве зарубежных университетов прием документов завершается в марте. Как правило, самые «топовые» университеты начинают и заканчивают набор раньше, чтобы отобрать самых лучших претендентов. Подача документов в большинстве университетов платная. Кроме онлайн-регистрации в установленные сроки, оригиналы документов (заверенные копии) должны быть направлены в международные офисы университетов. Решение о приеме на обучение университеты объявляют, как правило, не позже мая. Рекомендательные письма в комплекте документов — обязательная позиция для кандидатов в магистратуру. Письмо должно быть от специалиста в конкретной области знаний, чаще всего преподавателя.
В целом, стоимость обучения в магистратуре в зарубежных университетах выше, чем в бакалавриате. С помощью финансовой политики европейские страны регулируют состав своих потребителей. Ярким примером такой политики является Великобритания, где стоимость обучения для иностранных студентов из стран ЕС и других стран, не входящих в ЕС, существенно отличается. Поступление в докторантуру сложнее, но и кандидатов, соответствующих требованиям, значительно меньше. Надо отметить, что 90% докторантов учатся на стипендии и гранты. Безусловно, это элита и отношение к ней соответствующее. По мнению экспертов, учеба и работа за рубежом сегодня рассматриваются как важный компонент интеллектуального и профессионального развития в научной работе. Ежегодно все большее количество молодых исследователей предпочитают получать докторскую степень за рубежом.
Выпускников докторантуры, счастливых обладателей зарубежного PHD за рубежом называются «международными "постдоками"». Именно они, по мнению экспертов, стоят на передних рубежах науки, делают открытия и пишут статьи, увеличивая публикационную активность вуза в целом.
Ослабление миграционных законодательств, касающихся прежде всего постдокторантов, можно наблюдать практически во всех ведущих странах мирах за счет принятия стратегии миграции квалифицированных специалистов. В целом ряде таких европейских стран, как Австрия, Финляндия, Франция, Венгрия, Германия, Великобритания (для студентов из стран ЕС), Ирландия, Голландия, а также Мальта, Норвегия, Швейцария для студентов, получающих послевузовское образование, реализовывается «стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников», направленная на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой
продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Яркий пример миграционное законодательство Германии [6], в рамках которого иностранным выпускникам немецких вузов после успешного окончания обучения разрешается продлить разрешение на пребывание в стране для поисков квалифицированной работы в соответствии с поправками к закону об иммиграции 2011 г. с 12 месяцев до 18 месяцев. В этот период времени иностранные выпускники могут работать без ограничений. Заявка на продление вида на жительства после завершения обучения в высшем учебном заведении должна быть подана незамедлительно после завершения обучения. Это продление вида на жительство в Германии является поощрительной мерой для иностранных студентов по поиску работы по специальности, полученной в немецком высшем учебном заведении. Прямой переход от статуса студента к статусу квалифицированного иностранного специалиста также возможен, если на момент окончания учебного заведения выпускник уже имеет трудовой договор. Но могут быть исключения, к примеру, если у иностранного выпускника имеются личные причины. Если иностранный выпускник покинул Германию по истечении определенного законом времени, то он еще только раз может обратиться за разрешением вида на жительство с целью поиска работы, даже находясь за пределами Германии [2].
Особые правила установлены для докторантов: при приеме их на полную ставку научного сотрудника в период обучения в докторантуре иностранный гражданин может иметь видеть на жительство, и как обучающийся и как работающий в соответствии с его решением. Срок вида на жительства определяется продолжительностью его программы обучения. Если докторант работает на полставки научного сотрудника, то вид на жительство является предметом переговоров. Если докторант участвует в исследовательском проекте, то по его завершении он не имеет права на получение вида на жительство с целью поиска работы в соответствии с законом о пребывании.
В соответствии с законом о проживании категория «высококвалифицированный», в частности, включает ученых с особыми экспертными знаниями, преподавателей и научных сотрудников. Эти лица получают вид на жительство даже без разрешения Федерального агентства занятости. Предполагается, что этой категории лиц не требуется государственная помощь и они могут самостоятельно трудоустроиться и интегрироваться.
Иностранные граждане, имеющие Голубую карту ЕС (англ. — EU Blue Card) в соответствии с законом о проживании, завершившие обучение за рубежом или имеющие сопоставимый профессиональный опыт, имеющие трудовой договор с годовым окладом не менее 44 800 евро в год, в первую очередь могут получить вид на жительство на четыре года. Порог заработной платы ниже по специальностям, в которых нехватка квалифицированных работников ощущается особенно остро, в том числе инженеров, математиков, врачей и ИТ-специалистов [7].
В 2011 году 4 тыс. иностранных выпускников получили вид на жительство в целях трудоустройства и примерно 3500 иностранных граждан получили вид на жительство для поиска работы после завершения обучения. 2 тысячи иностранных выпускников получили вид на жительство после найма на работу. Предпо-
лагается, что изменения законодательства, касающиеся трудоустройства иностранных граждан после окончания обучения немецких высших учебных заведений, дадут положительные результаты и будут созданы более привлекательные возможности иммиграции для высококвалифицированных лиц из числа иностранных выпускников.
В 2014 году правительство Дании приступило к реализации проекта «Дания — привлекательное место для обучения» (англ. Denmark — an attractive study destination) [8]. Цели проекта: привлечение наиболее способных иностранных студентов на обучение в датские образовательные учреждения; предоставление работы иностранным выпускникам датских университетов.
Анализ трудоустройства иностранных выпускников после завершения образования в Дании показал, что почти половина иностранных выпускников остается в Дании, в то время как в Дании не хватает высококвалифицированных специалистов и собственно датских выпускников недостаточно.
При осуществлении миграционной политики, принимая во внимание то, что условия для членов семей иностранных выпускников являются неудовлетворительными, в связи чем высококвалифицированные иностранные специалисты покидают Данию, правительство особое внимание уделяет созданию условий для супругов/партнеров иностранных специалистов и профессорско-преподавательского состава в датских учебных заведениях. Иностранные докторанты из неевропейских стран в настоящее время имеют разные условия получения вида на жительство в зависимости от того, работают они в частном или государственном секторе. Правительство гарантирует, что всем докторам PHD будет предоставлен вид на жительство на шесть месяцев в период поиска работы, а правила получения вида на жительство будут упрощены. В настоящее время иностранные выпускники магистратуры датских образовательных учреждений из неевропейских стран должны подавать заявки на получение вида на жительство, как и остальные иностранные граждане. Для сохранения иностранных выпускников магистратуры из числа наиболее успешных и имеющих высокие академические результаты правительство планирует ввести для этой категории иностранных граждан и иностранных выпускников докторантуры новые правила по получению ими вида на жительство и трудоустройству в Дании, а именно вид на жительство на два года будет выдаваться без каких-либо ограничений и требований, в том числе к доходам. Кроме того, им будет предоставлена возможность начать свой собственный бизнес в Дании [4].
С другой стороны, развивающиеся страны принимают соответствующие программы, направленные на возвращение постдоков на родину. По мнению Филипа Г. Альтбах, американский эксперт в области международного образования, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, «даже в глобализованном мире привлечение лучших ученых на родину является нелегкой задачей и большинство предпринятых программ потерпели неудачу. Правда заключается в том, что пока условия научной работы значительно варьируются из страны в страну — примером служит заработная плата, условия научной
работы, академическая культура и академическая свобода, — "самые лучшие и умные" вряд ли вернутся на родину. Возвращение именно необходимых ученых, находящихся в расцвете своей карьеры в лучших университетах и являющиеся высокопроизводительными в своей работе — маловероятно. Оптимальное, что может быть сделано — и что является хорошей альтернативой, — наладить связь с этими академическими "звездами" и создать связи, которые приведут к практическим результатам, которые не будут вредить местной академической культуре или запрашивать непрактичных результатов» [6].
По мнению Филиппа Альтбаха, «представляется возможным приблизительно определить образовательные вклады различных, в основном развивающихся, стран, чьи молодые люди учатся за границей, в экономику принимающих стран. Хотя не все из этих студентов останутся там после окончания учебы, суммы все равно являются значительными.
В дополнение к прямой стоимости принимающие страны получают выгоду в виде огромного количества интеллектуального капитала — самых способных молодых людей из развивающихся стран. В то же время потери для развивающихся стран огромны — для академической сферы, в частности: талантливые научные работники и преподаватели, инновационные идеи, которые могли возникнуть из зарубежного опыта, практика университетского менеджмента и многое другое» [5].
К сожалению, не существует глобальных данных по трудовой мобильности специалистов, получивших послевузовское образование; известно только, что трансграничная мобильность постдокторантов очень высока. «Профессора и ведущие исследователи, — по мнению американского исследователя высшего образования Брендана Кантуэлла, — также стремятся к конкуренции на международном уровне. Привлечение «самых лучших и умных» постдоков к участию в исследовательском проекте сегодня подразумевает отбор с глобального рынка труда. Профессора в странах ОЭСР регулярно нанимают постдоков по всему миру. Некоторые начинающие ученые из этих стран работают в качестве постдоков в развивающихся странах» [1].
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Кандидату нужно предоставить сертификат о сдаче международного языкового тестирования: для подтверждения знания английского языка: TOEFL, Cambridge Exams, IELTS; испанского языка — DELE; французского языка — DELF; немецкого языка — DaF.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Брендан Кантуэлл. Интернационализация академического труда: размышление о постдокторантах. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/293/2501/
[2] Краснова Г.А. Новые тенденции в экспорте международного образования // Университетское управление и практика. 2015. № 2. C. 27—35.
[3] Краснова Г.А., Краснова А.А. Дания — новый игрок на мировом рынке экспорта образования // Аккредитация в образовании. 2015. № 2 (78). С. 62—63.
[4] Филип Г. Альтбах, Ванхуа Ма. Не так нелегко заставить магистрантов и докторантов вернуться домой. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/66/386/
[5] Филип Г. Альтбах. Утечка мозгов или обмен интеллектом? URL: http://ihe.nkaoko.kz/ archive/316/2613
[6] Annual Policy Report 2013. German National Contact Point for the European Migration Network (EMN). URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/networks/european_migration_ network/authorities/germany_en.htm
[7] Council Directive 2009/50/CE 25 mayo de 2009 relativa a las condiciones de entrada y residencia de nacionales de terceros países para fines de empleo altamente cualificado — espanol.
[8] Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014. URL: ufm.dk
ABOUT NEW TRENDS IN POSTGRADUATE EDUCATION
G.A. Krasnova1, S.V. Parfenova2
1 Center of economics for continuing education Russian Academy of national economy and public
services under the President of RF Prospekt Vernadskogo, 82, Moscow, Russia, 119571 2 Institute of the international programs Russian university of friendship of the people Miklukho-Maclay Str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
An article is devoted to postgraduate education in the leading countries of the world. Conditions of enrollment of students on these programs, features of educational process and preparation of theses, to employment and career prospects of graduates are described. And also migration policy concerning foreign graduates of Master's degree courses and doctoral studies directed further residence and work in the country after completion of edication. Aging of the population of Europe and future deficiency of experts in labor market force the governments to weaken migration rules for this category of foreign citizens. These measures have to increase number third-country nationals.
Key words: Master's degree courses, doctoral studies, postgraduate education, migration policy, foreign students, education export
REFERENCES
[1] Brendan Kantujell. Internacionalizacija akademicheskogo truda: razmyshlenie o postdoktorantah [Internationalization of the academic work: reflection about post-doctoral candidates]. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/293/2501/
[2] Krasnova G.A. Novye tendencii v jeksporte mezhdunarodnogo obrazovanija [New tendencies in export of the international education]. Universitetskoe upravlenie ipraktika[Universitymanagement and practice]. 2015. no 2. pp. 27—35.
[3] Krasnova G.A., Krasnova A.A. Danija — novyj igrok na mirovom rynke jeksporta obrazovanija [Denmark — the new player in the world market of export of education]. Akkreditacija v obrazovanii [Accreditation in education]. 2015. no 2 (78). pp. 62—63.
[4] Filip G. Al'tbah, Vanhua Ma. Ne tak nelegko zastavit' magistrantov i doktorantov vernut'sja domoj [It isn't so hard to force undergraduates and doctoral candidates to come back home]. URL: http:// ihe.nkaoko.kz/archive/66/386/
[5] Filip G. Al'tbah. Utechka mozgov ili obmen intellektom? [Brain drain or exchange of intelligence?] URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/316/2613
[6] Annual Policy Report 2013. German National Contact Point for the European Migration Network (EMN). URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/networks/european_migration_ network/authorities/germany_en.htm
[7] Council Directive 2009/50/CE 25 mayo de 2009 relativa a las condiciones de entrada y residencia de nacionales de terceros países para fines de empleo altamente cualificado — espanol.
[8] Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014. URL: ufm.dk