ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 3
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА
В.И. Добреньков, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ОТ КРИЗИСА ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА К МИРОВОМУ СОЦИАЛИЗМУ
В статье идет речь о кризисе современного глобального капитализма. Причину кризиса автор статьи видит в существовании в свою очередь трех кризисов капиталистического общества: циклического кризиса перепроизводства, кризиса капитализма как социальной системы и кризиса гегемонии США.
Ключевые слова: глобальный капитализм, мировой социализм, кризис капитализма, кризис перепроизводства, кризис капиталистической системы, кризис гегемонии США.
The article deals with the crisis of the modern global capitalism. The cause of the crisis author sees in existence, in turn, the three crises of capitalist society: a cyclical crisis of overproduction, crisis of capitalism as a social system and the crisis of U.S. hegemony.
Key words: global capitalism, world socialism, crisis of the capitalism, crisis of overproduction, crisis of capitalism as a system, crisis of U.S. hegemony.
Сегодня, в начале второго десятилетия XXI в., специфика переживаемого человечеством драматического момента заключается в беспримерном по своей глубине и масштабности мировом кризисе глобального капитализма. Причина столь глубокого кризиса, на наш взгляд, заключается в одновременном существовании трех кризисов современного мирового капиталистического общества. Это 1) начавшийся в конце 2008 г. очередной циклический кризис перепроизводства, 2) кризис капитализма как социальной системы и 3) кризис гегемонии США как ведущей капиталистической державы. Эти кризисы переплетены друг с другом, порождают и усиливают друг друга. Именно данная троякая природа современного кризиса мирового капитализма делает его исключительным. Рассмотрим три кризиса и их причины.
Циклический кризис перепроизводства. Механизм циклических кризисов перепроизводства исчерпывающе исследовал К. Маркс в "Капитале". Он показал то, как капиталистическая экономика,
* Добреньков Владимир Иванович, e-mail: [email protected], [email protected]
нацеленная на производство ради прибыли, производство ради производства, потребление ради потребления, а значит, на бесконечное стимулирование потребления, постоянно подрывает основы своего существования и закономерно приходит к регулярным кризисам перепроизводства. Люди не в состоянии потребить то множество товаров, которое при капитализме производится с целью получения прибыли. Теория прибавочной стоимости Маркса показывает, что, пока существует капитализм, примерно раз в десять лет такие кризисы будут происходить. Прогноз Маркса подтвердился, его политэкономия продолжает оставаться лучшим объяснением капиталистической экономики и ее развития. Недаром после 2008 г. в книжных магазинах всего мира резко вырос спрос на "Капитал" Маркса.
Кризис капитализма как социальной системы. В этом случае речь идет о кризисе капиталистического общества в целом, включая демографические, экологические, социальные, культурные, духовно-нравственные и иные аспекты этого кризиса. Рассмотрение кризиса капитализма как социальной системы Маркс только наметил, тем более что целостный кризис капитализма вполне оформился только в XX в. и продолжает развиваться сейчас.
Большой вклад в исследование кризиса капитализма как социальной системы внесли многие ученые — и марксисты и немарксисты. В частности, выдающийся русский социолог П.А. Сорокин еще в середине XX в. в своем главном труде "Социальная и культурная динамика" предрекал конец чувственной (сенситивной) суперсистемы, имея в виду западное общество потребления. Он полагал, что исчерпавшая себя чувственная культура должна смениться идеациональной. Сорокин писал: "Весь наш общественный, культурный и личный образ жизни находится в состоянии трагического и эпохального перехода от умирающей чувственной культуры величественного вчера к наступающей новой культуре творческого завтра. Мы живем, думаем и действуем в сгущающихся сумерках ночи переходного периода с ее кошмарами, гигантскими разрушениями и душераздирающими ужасами. Если человечество сумеет избежать непоправимой катастрофы еще более великих мировых войн, то грядущим поколениям людей предстоит встречать зарю нового величественного сознания"1.
Детальный анализ возникновения, развития и упадка капитализма как социальной системы содержится в трудах известного американского социолога И. Валлерстайна, прежде всего в его главном произведении "Современная мир-система". Он доказы-
1 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 11.
вает, что XXI в. будет веком конца капиталистической мир-системы, которая существует уже с XVI в. Мы должны отметить, что капитализм как социальная система, капиталистическая цивилизация, цивилизация, основанная на господстве частной собственности, уже исчерпала созидательный, конструктивный потенциал развития и стала превращаться в угрозу основам человеческого существования. В результате развития капитализма человечество оказалось в тупике. Капитализм полностью исчерпал себя как цивилизация. Капиталистическое общество — гниющее общество, которое порождает многообразные социальные язвы — преступность, наркоманию, алкоголизм, психические болезни, моральную деградацию. Современное капиталистическое общество, в первую очередь западное, порождает все новые и новые формы социального варварства и одичания людей на фоне бесспорных технологических достижений. Социальная действительность современного западного капиталистического общества все более напоминает Римскую империю времен ее краха: деградация во всех сферах общественной жизни, разложение, гниение, хаос.
Кризис гегемонии США. Важнейшей чертой нашего времени стал крах однополярного мира, в котором США были единственной сверхдержавой. Однополярный мировой порядок возник в 1991 г., когда прекратил свое существование СССР, являвшийся противовесом США. С 1991 г. примерно до конца первого десятилетия XXI в. продолжалось бесспорное господство США и их союзников в мире. Однако оно оказалось недолгим. США и их союзники подорвали свою мощь, стремясь господствовать над всем миром. Укрепление экономического и военно-политического потенциала Китая, России, Индии, Бразилии и ряда других стран, резкое неприятие многими народами мира американской политики агрессивного глобального либерализма положили конец однополярному миру, в котором доминировали США и их союзники. Лагерь проамериканских сил редеет, и прежние союзники отказываются от тесного сотрудничества с США. Сегодня мы находимся на пути от однополярного к многополярному миру. Вместе с тем американский империализм, как показывают все недавние события, в частности в Северной Африке и на Ближнем Востоке, отчаянно пытается остановить ход истории и укрепить свою пошатнувшуюся гегемонию.
Противоречия современного мирового капитализма. Итак, своеобразие современной ситуации в мире составляет переплетение этих трех кризисов современного глобального капитализма. В чем причина этих трех кризисов? Тройной кризис мирового капитализма является следствием обострения всех противоречий мирового капиталистического общества. К таковым относятся противоречия:
1) между производительными силами и производственными отношениями, обобществленным характером производства и частной собственностью;
2) между трудом и капиталом;
3) между различными группами транснациональной монополистической буржуазии;
4) между капиталистическими и социалистическими странами;
5) между ведущими капиталистическими державами, с одной стороны, и народами Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и Африки — с другой;
6) внутри группы ведущих капиталистических держав, и в первую очередь противоречия между тремя империалистическими центрами (США — Западная Европа, США — Япония, Западная Европа — Япония).
Указанные противоречия обусловлены господством глобального транснационального капитала, связанного в первую очередь с корпорациями США, Западной Европы и Японии. Этот капитал воплощен в глобальном транснациональном капиталистическом классе, состоящем в основном из американских, западноевропейских и японских миллиардеров и мультимиллионеров. В этот класс входит и буржуазия стран Азии, Восточной Европы, включая Россию, Латинской Америки и Африки, но все же решающую роль играют именно американский, западноевропейский и японский компоненты этого класса. В связи с этим все противоречия современного мирового капитализма сводятся к противоречию между интересами глобального транснационального капитала, глобального транснационального капиталистического класса, которые в первую очередь связаны с США, Западной Европой и Японией, с одной стороны, и интересами подавляющего большинства человечества, с другой стороны. Это и есть основное противоречие современной эпохи. Ныне оно является острым и напряженным, как никогда.
Два способа борьбы глобального капитализма со своими кризисами и противоречиями. У капитализма со времен Маркса есть только два средства преодоления своих кризисов и частичного снятия остроты своих противоречий. Это, во-первых, наступление на интересы трудящихся, увеличение степени их эксплуатации и, во-вторых, активизация внешней экспансии глобального капитализма, войны, которые позволяют вовлекать в орбиту капиталистической эксплуатации все новые и новые страны и народы. У современного глобального капитализма также есть только эти два средства. Капиталистический Запад и глобальный транснациональный капиталистический класс, как следует из всех последних событий, лихорадочно обращаются к этим средствам. Западный транснацио-
нальный капитал с их помощью всеми силами отчаянно стремится преодолеть названные противоречия и кризисы.
Наступление на права трудящихся в последние годы происходит во всем мире, в том числе в США, Западной Европе и Японии. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что западные народы не являются нашим врагом или противником. Напротив, западные народы сами являются жертвой глобального капитализма, заложником глобального транснационального капиталистического класса. Наш противник не американский народ, не народы Западной Европы и не японский народ, а американский, западноевропейский, японский капитализм, глобальный транснациональный капитал в целом. Нашим противником являются западные транснациональные компании и западные политические элиты. Народные движения, подобные Occupy Wall street в США, — это свидетельство того, что внутри западных обществ вызревают мощные антикапиталистические тенденции, тенденции, направленные на преодоление капитализма. Эти движения являются предвестником будущих классовых битв в ведущих капиталистических странах. Острая классовая борьба возвращается на улицы и площади стран Запада. В будущем в развитых капиталистических странах, несомненно, возникнут боевые профсоюзы и подлинно коммунистические партии. Глобальный капитализм в скором будущем начнет рушиться изнутри в своих главных центрах (США — Западная Европа — Япония) в силу активизации классовой борьбы. Однако подчеркну, что эти тенденции в ведущих капиталистических странах еще только возникают.
Особую опасность с точки зрения выживания человечества представляет активизация внешней экспансии глобального капитализма. В XX в. это стало причиной Первой и Второй мировых войн, не говоря уже о множестве локальных войн. В войнах XX в., развязанных капитализмом, погибли десятки миллионов людей. Самым большим преступлением капиталистического Запада, глобального транснационального капитала в самом конце XX в. стало то, что они для преодоления надвигающегося на него кризиса способствовали крушению СССР. Гибель Советского Союза отсрочила тяжелейший кризис глобального капитализма, который мы наблюдаем ныне, на полтора-два десятилетия, но не отменила его. Колоссальные бедствия всех народов бывшего Советского Союза после его распада стали ценой за отсрочку очередного кризиса капитализма. Если бы СССР тогда устоял, то современный глобальный кризис мирового капитализма разразился бы еще в 1990-е гг.
Всемирная экспансия, активизация империалистической политики глобального транснационального капитала, осуществляемые с целью преодоления кризиса мирового капитализма, уже привели
к новым войнам на рубеже XX и XXI вв. Капитализм с особым ожесточением пытается разрешить свои противоречия путем подчинения себе новых стран и новых народов. Глобальный транснациональный капиталистический класс встал на путь агрессии против тех народов и стран, которые стремятся отстаивать свой суверенитет, свою экономическую, политическую и культурную самобытность. Мировой капитализм во главе с США и их союзниками вел войны против Югославии (1999), Афганистана (2001), Ирака (2003), Ливии (2011). Именно поэтому глобальный капитализм ведет сейчас войну против Сирии и планирует нападение на Иран. Целью агрессии глобального капитализма во главе с США и их союзниками после Сирии и Ирана могут стать Россия и Китай. Хочу отметить, США и их союзники ныне ведут себя столь же нагло и бесцеремонно, как и Британская империя в XIX в., в эпоху Опиумных войн против Китая.
Новейшей технологией подчинения независимых стран глобальному капитализму во главе с США стали так называемые "цветные революции", произошедшие в ряде стран Восточной Европы и Северной Африки. Глобальный капитализм сталкивает разные народы и религиозные общины друг с другом, создавая с помощью "цветных революций" ситуации контролируемого хаоса, который нужен глобальному капиталу для удержания своего господства во всем мире. Ради этого организуются грандиозные провокации, чтобы оправдать активизацию империалистической политики США и их союзников под предлогом борьбы с терроризмом и защиты демократии и прав человека на всей планете.
Всемирная экспансия глобального капитализма во главе с США в XXI в. создает угрозу не только новых войн в разных концах планеты, несущих опасность суверенитету многих народов и стран, но и ядерной войны, которая может положить конец существованию всего человечества. Ради сохранения своего господства глобальный транснациональный капитал готов поставить на карту существование всей планеты. Нет таких преступлений, которые бы не был готов совершить мировой капитализм ради увековечения своего господства над миром.
Мировой социализм как альтернатива глобальному капитализму. Противоречия и кризисы глобального капитализма неустранимы, пока существует само капиталистическое общество. Капитализм запутался в своих противоречиях, его противоречия неразрешимы в рамках власти капитала. Глобальный капитализм будет перманентно порождать кризисы все более и более глубокие и масштабные, постольку-поскольку судьбами народов мира заправляет глобальный капитализм, движущей силой которого является стремление к бесконечной наживе. Человечество будет вновь и вновь оказы-
ваться в пучине кризисов, вновь и вновь будет платить миллионами жизней и страданиями миллиардов жителей планеты, постольку-поскольку в мире господствует глобальный транснациональный капитал. Все глубже и глубже становится пропасть между интересами всего человечества и глобальным транснациональным капиталом.
Все более очевидным становится тот факт, что дальнейшее существование капитализма грозит человечеству гибелью. Перспективы преодоления угроз, порождаемых глобальным капитализмом, могут быть связаны только с принципиально иным типом общественного устройства — социализмом. Сегодня ясно, что только социализм является решением проблем, стоящих перед человечеством. Капитализм — это тупик человечества, тогда как социализм является условием выживания и дальнейшего развития человечества.
В начале XXI в. социалистический потенциал человечества связан в первую очередь с Китаем и другими социалистическими странами. Сильные социалистические тенденции существуют в ряде стран Латинской Америки и в других развивающихся странах. В связи с этим, на мой взгляд, в недалеком будущем необходимо ожидать возрождения коммунистического движения и в России и в Украине. Социалистические настроения на территории бывшего СССР и Восточной Европы не умерли. Следует ожидать и возрождения сил, выступающих за социализм и в развитых капиталистических странах.
Дальнейшее обострение противоречий мирового капитализма будет способствовать росту социалистических сил во всем мире. В среднесрочной перспективе представляется неизбежным возникновение новых социалистических стран в разных регионах мира, разрастание и усиление содружества социалистических государств. XXI в. будет проходить под знаком побед мирового социализма. Возникнут множественные национальные модели социализма. Безусловно, социализм XXI в. будет отличаться от социализма XX в.
Давно уже стала популярной мысль о неизбежности многополярного мира. На мой взгляд, необходимо уточнить: в среднесрочной перспективе речь пойдет о социалистической многополярности, о многообразии социалистических цивилизаций, основанных на национальном своеобразии народов мира. Именно социалистическая многополярность, постепенный переход к социализму всех народов мира могут обеспечить гармоничное развитие человечества. В этом и будет заключаться социалистическая глобализация. Социалистическая глобализация, глобальное содружество социалистических народов всего мира являются единственной альтернативой глобальному капитализму. Только преодоление глобального капитализма с его неразрешимыми противоречиями и перманентной кризисностью и переход к мировому социализму смогут обеспе-
чить гармоничное развитие человечества, т.е. такое развитие, при котором интересы страны, народа и отдельной личности согласованы с интересами всего человечества. Человечеству нужен не абстрактный социальный прогресс, а переход от мирового капитализма к мировому социализму.
В начале XXI в. мы переживаем, возможно, самый драматический период в истории человечества. Задачей социалистически мыслящих ученых всего мира является исследование путей и способов перехода от мирового капитализма к мировому социализму, исследование того, как возможна социалистическая глобализация, как возможен мировой социализм. Задача социальных наук в начале XXI в. — исследовать закономерности гибели капитализма и возникновения мирового социализма и, тем самым, способствовать этому процессу. Сейчас, когда господствует глобальный капитализм, это может показаться фантастикой, но мы должны ставить такие великие цели.
В заключение хочу сказать, что Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" когда-то сформулировали положение о пролетариате как могильщике буржуазии, могильщике капитализма. Это положение остается незыблемо верным, как показывает история и современность. К нему следует добавить лишь то, что если социалистические страны, социалистические силы во всем мире, передовые люди во всех странах на планете не выступят в качестве могильщика глобального капитализма, то он может выступить в роли могильщика всего человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. Проблемное поле постнеклассической методологии. М., 2011.
Маркс К Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 23—25. М., 1960—1961.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
Wallerstein I. Decline of American power: the U.S. in a chaotic world. N.Y, 2003.