Научная статья на тему 'От космодрома до черного моря'

От космодрома до черного моря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фокеева Людмила, Глазунова Наталья

Приветствие с космодрома Байконур, участие в параде в день Военно-морского флота в Севастополе на флагманском крейсере «Москва». Активные связи с общественностью давняя и важнейшая традиция Арзамасского приборостроительного завода. Подробно о знаковых встречах второй половины лета рассказывает пресс-служба завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От космодрома до черного моря»

от космодрома до черного моря

приветствие с космодрома Байконур, участие в параде в день военно-морского флота в севастополе на флагманском крейсере «москва». активные связи с общественностью - давняя и важнейшая традиция арзамаского приборостроительного завода. подробно о знаковых встречах второй половины лета рассказывает пресс-служба завода.

Текст: Людмила Фокеева, Наталья Глазунова

Фото Александра Барыкина

Байконур, гагарин, апз

Музей истории Арзамасского приборостроительного завода посетил лауреат Государственной премии, кандидат технических наук, инженер-испытатель, руководитель космодрома Байконур (с 1983 по 1984 год) генерал-майор Владимир Булулуков. Владимир Алексеевич мечтал стать летчиком-испытателем с юных лет. И его мечта сбылась. Служба в Вооруженных силах страны, затем учеба в Армавирском военном авиационном училище. Окончив высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС в Грозном, он продолжил службу летчиком-инструктором в Чернигове. По окончании Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского в 1960 году был направлен на особый объект — космодром Байконур.

— Как раз тогда готовился старт Юрия Гагарина,— вспоминает Владимир Булулуков. — Я сразу влился в работу. Так на Байконуре и прослужил четверть века. Начинал со старшего

В музее истории АПЗ В. Булулуков оставил запись в книге почетных гостей, поблагодарив приборостроителей за их труд:

«В своей жизни я имел непосредственную связь со сложнейшей техникой, которая выпускается на вашем предприятии. При ее эксплуатации мне, как инженеру-испытателю космодрома Байконур, становилось ясно, какой замечательный коллектив вкладывает свои прекрасные души в производство этих изделий. Я смело беру право от всего личного состава космодрома совершить нижайший поклон вам и объявить сердечную благодарность с пожеланиями доброго здоровья.

Лауреат Государственной премии, к. т. н., инженер-испытатель генерал-майор Владимир Булулуков».

инженера-испытателя. Кроме этого, занимался и боевыми ракетными комплексами. Конечно, было трудно, но интересно. После Байконура я продолжил службу в должности заместителя начальника Военно-космической академии А. Ф. Можайского. С самого начала трудового пути вся моя жизнь была связана с техникой, космосом, полетами и испытаниями. Рад, что у меня так сложилась судьба, ведь я не изменил своей мечте.

С Гагариным Владимир Алексеевич был знаком лично. Знал и многих других известных космонавтов того времени.

— С нашим первым космонавтом я был хорошо знаком, — рассказывает Владимир Алексеевич. — Он был абсолютно открытым человеком. Звездная болезнь — это совсем не про него. Впоследствии он тоже хотел работать с космосом.

Владимир Булулуков в настоящее время живет в Северной столице — Санкт-Петербурге. Приезжает в Арзамас для встречи с родственниками жены (она родом из этих мест). Недавно в руки генерал-майора попала наша газета с публикацией о последней разработке приборостроителей — беспилотном летательном аппарате «Грач». Будучи человеком военным, связанным с воздушно-космической сферой, он решил непременно посетить музей АПЗ.

Для гостя была проведена обширная экскурсия. Он с большим интересом осмотрел экспозицию,

рассказывающую о жизни первого генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Павла Ивановича Пландина. Особенно заинтересовал Владимира Алексеевича зал с продукцией, связанной с военно-промышленным комплексом. Кстати, здесь он увидел несколько хорошо знакомых ему приборов.

— Я и ранее знал, что на АПЗ выпускают продукцию спецназначения, поэтому побывать здесь мне очень интересно, — делится Владимир Булулуков.

От имени руководства предприятия гостя приветствовал заместитель главного конструктора по специальной продукции — главный конструктор производства № 1 Виктор Рогинский, который рассказал Владимиру Алексеевичу о специфике продукции и производственных мощностях.

Генерал-майор — деятельный человек. Еще три года назад он преподавал на военной кафедре Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Не так давно закончил работу над созданием ротор-но-поршневого двигателя, запатентовал изобретение, сейчас ищет возможность создать образец своей разработки. Владимир Алексеевич является председателем Совета ветеранов Северо-Западного региона страны, он частый гость во многих образовательных учреждениях Петербурга.

ШЕФСКАЯ традиция

Делегация АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина» во главе с генеральным директором Олегом Лавричевым приняла участие в праздновании Дня Военно-Морского Флота в Севастополе, который в этом году отмечался в юбилейный, 8о-й раз.

Парад кораблей, пуск ракет, военно-спортивное шоу, театрализованное представление, тематические экскурсии в музеи, выставка вооружения и техники — День ВМФ в Севастополе стал одним из значимых событий лета. В показательных выступлениях было задействовано 30 боевых кораблей, подлодок и катеров, 11 вспомогательных судов, 40 самолетов и вертолетов и 35 единиц техники армейского корпуса Черноморского флота (ЧФ).

Воздушно-космическая сфера I Aerospace Sphere Journal №3(100) 2019 1 19

— Парад произвел впечатление хорошей боеготовности Черноморского флота в составе соединения надводных кораблей различного класса, подводных лодок, военно-морской авиации, береговой артиллерии, морской пехоты, — говорит Олег Лавричев. — У нас сложилась хорошая традиция: в День ВМФ поздравлять воинские подразделения, с которыми мы сотрудничаем в формате шефства. Это 744-е подразделение связи, обеспечивающее связью весь Черноморский флот. Познакомились с новым командиром Дмитрием Липовым.

Возглавлял парадный строй кораблей флагман ЧФ гвардейский ракетный крейсер «Москва» (прежнее название «Слава»), с которым в 1980-е годы Арзамасский приборостроительный завод связывали тесные шефские связи. В этом году генеральный директор предприятия Олег Лаври-чев и командир крейсера Олег Князев подписали новый договор об установлении шефских связей.

— Нам провели интересную экскурсию по кораблю, показали музей, есть там даже свой храм. Корабль хорошо технически оснащен ракетным вооружением, средствами радиоэлектронной борьбы, артиллерийскими и пулеметными орудиями, — рассказывает Олег Лавричев. — Крейсер ведет постоянное дежурство в Черном и Средиземном морях, может выполнять задачи практически во всех районах Мирового океана. Шефская помощь будет направлена, в первую очередь, на пополнение личного состава для прохождения срочной службы на корабле ребя-

В 1980 году Арзамасский приборостроительный завод взял шефство над тогда еще строящимся крейсером «Слава» (позднее переименован в крейсер «Москва»). Приборостроители старались разнообразить жизнь подшефного судна: присылали инструменты для духового оркестра, спортинвентарь, картины для украшения кают-компании, помогали в изготовлении сувенирной продукции, сами неоднократно бывали в гостях у моряков, а также принимали их на предприятии. Шефские связи дали серьезный импульс к развитию дружеских отношений между арзамасскими приборостроителями и командным составом крейсера.

тами из Арзамаса. Нести службу на этом крейсере очень почетно. Военно-морская подготовка дает хорошие базовые навыки, воспитывает дисциплину, ответственность, что, безусловно, полезно для последующей жизни и профессиональной деятельности. Мы в этом заинтересованы. Кроме того, шефство — это всегда общение, возможность обмениваться информацией, развивать социальные контакты. На корабле регулярно бывают первые лица нашей страны и других государств. Крейсер флагманский, и во время военно-морских учений и боевых походов именно на нем находится командующий Черноморским флотом. Так может сложиться, что однажды, приехав с шефским визитом, мы встретимся на корабле с одним из первых лиц государства. Поэтому для нас это ответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.