Научная статья на тему 'От корня -Северянин'

От корня -Северянин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От корня -Северянин»

Наиболее значительным художественным полотном, украшающим наш институт, является работа «Приполярный Урал» С. А. Торлопова. Она, написанная маслом на холсте в 1986 г., стала таким же символом Института геологии, как логотип с кристаллом или кристалл-двуголовик «Витязь».

Этот великолепный осенний пейзаж автор выбрал на обложку буклета своей персональной выставки, открывшейся 19 октября в Национальной галерее Республики Коми. На открытии присутствовало немало сотрудников нашего института. Это не случайно, так как в минувшие десятилетия Станислав Анфимович не раз ездил в составе институтских геологических отрядов на Урал, Пай-Хой, Вайгач, Тиман. Судя по отзывам сотрудников, он прекрасно совмещал порученную ему работу с занятием живописью. Немало прекрасных полотен родилось у него после этих поездок. Кроме «Приполярно-

го Урала», в институте также имеются его картины «Щугор. Шор-Кырта», «Перевал через Лимбека-ю», этюд «Ветер дальних дорог». К юбилею от института Станиславу Анфимовичу была вручена почетная грамота «За выдающийся вклад в героизацию и романти-

£ \ гфм£

пульс художник должен получать от природы. И он ездит, ездит, ходит по земле. В походах и поездках проявляется непосредственность, непредвзятость и органичность его чувств и переживаний по отношению к увиденному. Жизнь и творчество у него сплавлены в вечное единое, неразрывное. Многие называют его романтиком. Но нужно отметить особую основательность, серьезность всего его творчества, его отношение к своей художественной миссии. Его романтизм имеет ярко выраженную гражданственную окрашенность.

Главной темой и главным содержанием искусства Станислава Анфимови-ча Торлопова являются его эмоциональное отношение к явлениям в жизни. Его тема — пережитое, освоенное чувством, ставшее органично своим.

Полярный Урал

Полярные маки, 1986

зацию геологического труда изобразительными средствами, за многолетнее сотрудничество с Институтом геологии, активное участие в геологических экспедициях».

Сотрудник Национальной галереи Л. И. Говорова в своем эссе к буклету выставки Торлопова писала: «Море не всегда синее, оно разное. Нужно видеть живую волну. Ее увидеть нельзя, живя в Сыктывкаре. Им-

Работы, созданные С. Торлоповым, — это истинно художественно-эстетические ценности, которые утверждали молодые художники 50-х начала 60-х годов XX столетия. Мы привыкли называть это искусство «суровым стилем», «стилем сурового реализма». Он мэтр, он из плеяды «шестидесятников».

С. Торлопов — цельная творческая личность. Впервые соприкоснувшись с искусством, он понял, что им надо заниматься серьезно и самозабвенно. С годами это чувство перешло в твердое сознание, что это и есть дело всей жизни. Его живописные работы обладают эмоциональностью, свежестью чувств, да и просто живописной кра-

Вайгачские

сотой, гармонией. Они крепко построены и сильно написаны. Его картины хочется разглядывать, слушать и даже слышать. Любитель пейзажной живописи может буквально наслаждаться его мастерскими холстами.

.. .Он и сегодня остался верен идеалам своей юности. Как отрадно видеть большого художника перед чистым холстом с кистью в руках.».

Станислав Анфимович Торлопов родился 12 октября 1936 г. в Москве. Окончил среднюю школу и изостудию при Дворце пионеров в Сыктывкаре, отделение живописи Костромского художественно-педагогического училища (1953—1958).

берега, 1973

С 1955 г. началась его выставочная деятельность. Торлопов участвовал в 150 и более всесоюзных, всероссийских, зональных, Коми республиканских и других выставках. За годы творчества состоялось 10 персональных российских выставок и 18 зарубежных (Монголия, Польша, Китай, Чехословакия, Румыния, Болгария, Вьетнам, Бельгия, Финляндия, Германия, Венгрия).

С. А. Торлопов — член Союза художников СССР, член правления Союза художников России, лауреат Государственной премии Коми АССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник Коми АССР, кавалер

ордена «Знак Почета», действительный член Петровской Академии наук и искусств.

Станислав Анфимович говорит, что хотя и родился он в Москве, но «.от корня — северянин. Севером воспитан, я не мыслю себя вне его. Он мой Наставник и Судья. И я с Его Величеством на Вы не от робости, а от Великого почтения к НЕМУ!». Именно здесь, на северной земле, он состоялся и как человек, и как профессионал: построил дом, посадил три дуба, вырастил с женой троих сыновей, балует шестерых внуков.

Мы от всей души желаем Станиславу Анфимовичу успешной реализации его многочисленных творческих замыслов, крепкого здоровья и удачи в жизни!

Не Сомкнется

твой Жизненный Круг, ЧторасцвеченКакЯркийвеер. Стаи\Втиц\улетают\ЗаЮг,

Ты Ш:еСноваёетишь\ЗаСевер...

Л. Говорова

Н.С.\Е.Шлоскова

Использованы фотоматериалы В. Петровского, А. Кунца, С. Плосковой, Я. Юдовича

Старые барки, 1987

У моря Студеного. Вайгач, 1976

-------------------------------------------- 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.