Научная статья на тему 'От кометы Чурюмова - Герасименко к сущности Тунгусского феномена'

От кометы Чурюмова - Герасименко к сущности Тунгусского феномена Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ЗВЁЗДНЫЙ СИНТЕЗ / ВТОРИЧНЫЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА / ПРОДУКТЫ СИНТЕЗИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЛНЦА / ВЕРХНИЕ ОБОЛОЧКИ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Виноградова М.Г.

Комета Чурюмова-Герасименко 2014 года помогла раскрыть особенности Тунгусской катастрофы 1908 года, вызванной, как оказалось, атомным взрывом смеси изотопов водорода водородной «бомбы» в кометном теле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От кометы Чурюмова - Герасименко к сущности Тунгусского феномена»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Виноградова Мария Григорьевна

Кандидат технических наук, Доктор науки и техники и Академик МАИСУ.

Санкт-Петербург, РФ, aosputnick@gmail.com, qefox@pochta.ru

ОТ КОМЕТЫ ЧУРЮМОВА - ГЕРАСИМЕНКО К СУЩНОСТИ ТУНГУССКОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация

Комета Чурюмова-Герасименко 2014 года помогла раскрыть особенности Тунгусской катастрофы 1908 года, вызванной, как оказалось, атомным взрывом смеси изотопов водорода - водородной «бомбы» в кометном теле.

Ключевые слова

звёздный синтез, вторичные небесные тела, продукты синтезирующей деятельности Солнца, верхние

оболочки

Возвращаясь к небесным новостям ноября 2014 года, понимаем, что всеобщее внимание землян к комете Чурюмова-Герасименко не было случайным. Во-первых, на комету впервые удалось посадить исследовательский научный модуль Philae космического зонда "Розетта", посланного Европейским космическим агентством для исследования небесного тела. При этом сенсационным событием был результат 10-летней "охоты" за кометой земного исследовательского аппарата - сама точная посадка на поверхность 3-х километрового ядра кометы. Помимо анализа газовой фазы, истекающей из ядра кометы, модуль выполнил бурение поверхностного слоя ядра, покрытого 20-сантиметровой ледяной коркой. Плотность вещества ядра была определена по соотношению массы и объёма кометы как 0,4 г/см3 и оказалась несколько меньше плотности ядра кометы Галлея 0,6 г/см3. Такая низкая плотность и низкая температура ядра кометы (минус 153 градуса С) предположительно указывают на присутствие твёрдых газогидратов, плотность которых уменьшается с повышением содержания газовой фазы. При приближении к Солнцу температура ядра повышается, газогидраты разрушаются и газы истекают из ядра в виде газовых струй, что и наблюдалось на некоторых снимках кометы Чурюмова-Герасименко. При этом пары изгонялись изо льда, минуя жидкую фазу.

Анализ газовой фазы, проведённый научным модулем на комете, показал наличие в её газах атомов углерода и дейтерия - тяжёлого водорода 12Н.

Обратимся к статье [2] и к брошюре [3], где приведены известные данные о том, что ядра комет состоят из замёрзших газов: CN, C2 , C3 , CH, NH, NH2 , OH, устойчиво показывающих наличие в них элементов 2-го периода. Это вещество эруптивных выбросов звезды из её приповерхностных слоёв, где идёт синтез 1-го и 2-го периодов элементов, наряду с более заглублённым синтезом передового, ведущего периода [6].

Так что в роде бы никакой сенсации не произошло в смысле ожидаемого состава кометного вещества. Ожидание любых других сенсаций связано с незнанием того факта, что возраст комет, особенно короткопериодических, несоизмерим с возрастом планеты Земля, имеющей возраст 4,7 миллиардов лет, помимо длительности формирования из сброшенной оболочки в планету. Новая космогония показывает, что состав периодических комет отражает процессы синтеза элементов, происходящие в сравнительно недавнем прошлом в верхних оболочках Солнца [2, 3]. Да, именно Солнца! В настоящий момент наша дневная звезда - единственная действующая звезда в системе. Являясь побочным продуктом синтезирующей деятельности звезды, кометы являются по длительности существования сиюминутными небесными телами с точки зрения космогонических процессов. Достаточно очевидно, что к глобальной проблеме эстафеты происхождения жизни кометы не имеют никакого отношения ещё и потому, что Солнце синтезирует углерод абиогенный, не имеющий сродства к жизненным процессам [4].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

И всё-таки разговор о комете Чурюмова-Герасименко по существу её свойств проливает свет, как ни удивительно, на загадки знаменитого Тунгусского феномена, потревожившего в 1908 году покой Тунгусской тайги.

Известный популяризатор астрономии О.Н. Коротцев в своей книге [8, с.274] замечает, что " знаменитый Тунгусский метеорит оказался вовсе не метеоритом, а ядром небольшой кометы. Но как с позиции "кометчиков" объяснить причину взрыва ледяного кометного ядра? Действительно, почему она взорвалась, да ещё с силой, эквивалентной энергии взрыва примерно 10 - 20 мегатонных атомных бомб? Ведь энергия этого взрыва в 500-1000 раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной в 1945 г. на Хиросиму".

Эти поразительные утверждения связаны с тем вопросом, который всегда стоит перед "кометчиками": откуда взялась энергия движения кометы и её внутренние энергетические ресурсы? Оказалось, что такое считающееся загадочным природное явление, как комета, нельзя рассматривать в отрыве от генетического единства физических процессов Космоса и общей закономерности развития вещества нашей звёздно-планетной системы. В статье [2] рассмотрены важнейшие моменты происхождения кометных тел с точки зрения положений Новой космогонической концепции. Оказывается, что природа этих небесных тел напрямую связана со вспышечной активностью Солнца. Пролить свет на их природу и помогает анализ известных данных о вспышечной активности Солнца, составе кометного вещества и кинематике движения периодических комет, который существенно дополнен результатами последних исследований кометы Галлея 1986 года и наблюдений 2007 года Крымской астрофизической обсерватории о глубине источника энергии, разогревающего солнечную корону. Выбросы солнечного вещества происходят вблизи хромосферной вспышки: на краю солнечного диска становятся видимыми поднимающиеся протуберанцы либо петлеобразные и фонтанообразные, либо типа корональной конденсации. За время пребывания в «эруптивной» стадии протуберанец часто совершает крупномасштабные движения и может вылететь в пространство [1]. В работах [2, 3] удалось показать, что комета есть оторвавшийся от поверхности солнечной хромосферы протуберанец, возникший при спорадическом неглубоком выбросе солнечной плазмы с теми атомами синтезированного вещества, которые оказались в ней в этот момент. Причём движение кометы обеспечивается энергией хромосферной вспышки - результатом протекания ядерных реакций под поверхностным слоем звезды.

Этот источник её движения обусловливает соответствующую скорость и колоссальную кинетическую энергию движения в поле притяжения Солнца, позволяющую облететь Солнце и не упасть на него. В свете этого условия гипотетическое облако ледяных глыб Оорта на периферии Солнечной системы, удалённостью 50 000-150 000 астрономических единиц (рассматриваемое Коротцевым в [8]), не обладает источником энергии, обеспечивающим движение кометных тел к Солнцу. Утверждение об облаке Оорта как поставщике наблюдаемых комет остаётся по существу на уровне естественно научных знаний ХУП и ХУШ веков, когда не было известно о ядерном синтезе. Для приобретения кинетической энергии движения сгустку вещества нужна энергия взрывных процессов термоядерного синтеза звёздных недр, а не холодные просторы межзвёздного пространства с температурой, близкой к абсолютному нулю.

Как и было показано в Новой космогонической концепции [2-7], всё, что плавает вокруг звёзд - это выброшенное из звезды вещество, получившее энергию движения за счёт энергии ядерного синтеза. Это взрывные процессы разной мощности. Среди них:

1- Самые мощные - закономерные вспышки звезды и выбросы всей её наружной оболочки по завершению периода или ряда таблицы элементов Менделеева как окончанию очередной стадии синтеза со сменой режима атомообразования.

2 - Менее мощные - это энергетические всплески по окончанию синтеза определённого элемента.

3 - Наименее мощные энергетические всплески связаны с присоединением к формирующемуся атому следующего диполя (нуклона) и не знаменуют собой формирования окончательной законченной структуры. Эти наименее мощные и наименее закономерные звёздные всплески могут иметь не последнюю роль в ходе процессов синтеза и давать местные случайные и не совсем случайные спорадические выбросы плазмы эруптивного характера. В сообщении о протуберанце на звезде Бетельгейзе журнала «Земля и Вселенная»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

№ 3 за 1991 год отмечается, что у многих звёзд, включая Солнце, конвективные потоки выносят энергию вверх. У Солнца подобные конвективные ячейки невелики, но возможно достаточны для выплеска плазмы наружу и отрыва протуберанцев.

Что известно о вспышечной активности Солнца? Обратимся к монографии [1], в которой проведён анализ вспышечной активности Солнца, как следствия турбулентного движения, связанного с ядерной энергией, генерируемой в недрах Солнца. В 2007 году наблюдения Крымской астрофизической обсерватории показали, что источник энергии, разогревающий солнечную корону, находится на глубине 16 000 км от поверхности Солнца. Как и предполагалось в [1], в случае, если ядерные реакции протекают под поверхностным слоем звезды, то хромосферные вспышки на Солнце именно ими и обусловлены. Действующая активная звезда претерпевает вспышки, а в окружающем её пространстве циркулируют вторичные небесные тела из вещества, первично принадлежащего звёздному синтезу - иначе ему неоткуда взяться. Однако 16 000 км -это намного меньше 1/10 радиуса Солнца, то есть 70 000 км, а значит область спорадического выброса плазмы находится выше зоны Звёздной трансформации Солнца, где идёт ведущая передовая линия основного синтеза [4, 6]. Выброс из Зоны звёздной трансформации (ЗЗТ) осуществляется только при смене режима атомообразования и является закономерным процессом, ограниченным временными рамками завершения периода или ряда элементов основной ведущей линии синтеза. Побочные реакции, идущие в остальном объёме над ЗЗТ, протекающие в области меньших давлений, вполне могут одновременно воспроизводить синтез 1-го и 2-го периодов элементов, не требующих механических и магнитных давлений основной линии синтеза. Однако, если до закономерной вспышки по окончании ряда элементов или завершению синтеза определённого элемента ещё далеко, то простое присоединение очередного диполя (нуклона) даст энергетический всплеск в момент осуществления этого промежуточного этапа звёздного синтеза. Он ознаменует собой появление продукта незавершённого синтеза, в том числе, изотопа и может оказаться в последующее мгновение выброшенным с выплеском плазмы. Среди незавершённых структур синтеза гелия 24Не могут быть изотопы и водорода и гелия: дейтерий 12 Н с массовым числом 2, тритий 13Н с массовым числом 3 и гелий 23Не с массовым числом 3. Структура трития содержит такое же количеством диполей (нуклонов), что и гелий-3. Звезда их не различает при синтезе, так как они отличаются только направлением сборки диполей к структуре дейтерия [6]. Этот аспект подтверждается известными фактами регистрации гелий-3 содержащих комплексов при распаде трития.

Но дейтерий уже обнаружен в составе ядра кометы Чурюмова-Герасименко, а гелий-3 обнаружен в составе смолы деревьев, переживших чудовищный взрыв в Подкаменной Тунгуске, как будет показано далее. Так что вероятность попадания в комету трития как незавершённого продукта синтеза первого периода элементов весьма велика. Тогда сразу находит своё объяснение колоссальная энергия Тунгусского взрыва, потрясшего тайгу в 1908 году. Не зря люди всегда интуитивно боялись комет, этих не званных космических пришельцев. Интуиция никогда не обманывает: быстрое торможение в атмосфере Земли кометного ядра привело к колоссальному выделению тепловой энергии и сильнейшему нагреву вещества кометного ядра, в котором разорвалась водородная «бомба». Произошла реакция между дейтерием и тритием как промежуточными структурами ядерного синтеза 1-го периода элементов в звезде, который и завершился в момент взрыва в атмосфере Земли:

12 Н + 13 Н = 24Не + нейтрон + 17,6 МэВ.

Не зря водородные бомбы иногда сравнивают с Солнцем. А ведь и правда, Тунгусское чудо появилось над южной частью Центральной Сибири в виде огромного огненного шара, с гулом и грохотом летящего по небу и упавшего за Ангарой.

Так что появление на ноябрьском небосводе 2014 года кометы Чурюмова - Герасименко, обнаружившей в своём составе, казалось бы, ничем не примечательный дейтерий, помогло разобраться в особенностях загадочного космического события 1908 года.

Земное вещество не идентично кометному, имеющему современное солнечное происхождение. Так, в связи с отсутствием водородных связей атомы солнечного синтеза не образуют жидкофазной воды. Поэтому эксперименты на Земле с искусственной псевдокометой из земного водного льда и углекислоты в условиях интенсивного облучения светом, похожим на солнечный, не смогли воспроизвести поведения естественных

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

кометных ядер [8, с. 247]: Увы! - на Земле выход газов из ледяного ядра, минуя жидкую фазу, не удался! А свечения и не могло получиться: земные атомы имеют более высокий потенциал ионизации, нежели атомы солнечного синтеза [2-4].

В связи с полным отсутствием следов непосредственного взаимодействия самого Тунгусского тела с поверхностью Земли [8, с.272], были предприняты попытки исследования косвенных показателей, оставшихся в окружающей таёжной местности от космического пришельца. В частности, Троицким институтом инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ) в качестве дисперсных сорбентов были исследованы капельки смолы деревьев вокруг Сусловской воронки с радиально вываленным лесом. По данным доклада в Русском географическом обществе сотрудника ТРИНИТИ Алексеева от 17.12.2009 года, соотношение лёгкого изотопа гелия-3 к гелию-4 в обычных земных породах составляет даже меньше одной миллионной доли: это 1.10 в минус 7 или 10 в минус 8 степени. В солнечном ветре на Землю этот показатель на 4 порядка выше: это 10 в минус 4 степени. А в капельках смолы деревьев ещё на 1 порядок выше: это 10 в минус 3 степени, то есть на 5 порядков выше земного показателя. Фактическое изобилие гелия-3 в Подкаменной Тунгуске явилось неопровержимым доказательством, во-первых, кометного происхождения небесного пришельца 1908 года. Во-вторых, наличие в обеих кометах продуктов незавершённого синтеза 1-го периода элементов стало иллюстрацией процессов, происходящих в верхних солнечных оболочках. Знание этих процессов даёт возможность показать сущность Тунгусского феномена как атомного взрыва при завершении реакции синтеза гелия-4, которая не успела произойти на Солнце, а завершилась по случайным обстоятельствам в атмосфере Земли.

Список использованной литературы.

1. Дж. Брандт и П. Ходж. Астрофизика Солнечной системы. М, Мир. 1967. 488 с.

2. Виноградова М.Г. Комета - как выплеск Солнечной плазмы. Актуальные проблемы современной науки. №5 (49). «Компания Спутник+», 2009. С. 166-173.

3. Виноградова М.Г. Знакомьтесь - комета. СПб, Издательство Кирьянова, 2011. 28 с.

4. Виноградова М.Г. Среди тысяч звёзд. СПб. Недра. 2009. 140 с.

5. Виноградова М.Г. Комета Чурюмова-Герасименко помогла раскрыть тайну: полёт Тунгусского метеорита завершился атомным взрывом. Новый Петербург, № 2, 15.01. 2015.

6. Виноградов А.Н. Виноградова М.Г. Космогония для начинающих. Germany. Palmarium Academic Publishing. 2015. 84 с.

7. Виноградова М.Г., Боровков Е.И., Покровский Н.Б. Комета Чурюмова-Герасименко и "Тунгусское чудо" - что общего? Личность и культура, № 3, 2015. С. 25-29.

8. Коротцев О.Н. Астрономия для всех. СПб. Азбука-классика. 2004. 383 с.

© Виноградова М.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.