А. П. Чуринова
ОТ КНЯЖЕСТВА К ИМПЕРИИ: РИМСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть...
Филофей
«Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубин его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры. История Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей»1. Такими словами Ф. М. Лурье начинает свою вступительную статью к сокращенному варианту грандиозного труда Т. Моммзена по истории Рима. Действительно, на территории Великой Римской империи появилось и развилось не одно государство, и все они ощутили на себе влияние отжившей цивилизации. Исследователь Н. В. Шелгунов пишет: «Европу сформировали варвары, давно, под влиянием Рима, воспитавшиеся в римском праве, в римском обычае, в римских нравах, на римских учреждениях, на римском искусстве. Европейские государства являются прямым, непосредственным продолжением римского государства, потерявшего свой центр тяжести и распавшегося на отдельные государства, из которых каждое обзавелось затем своею собственною центральною властью. Европа поэтому является прямо в готовом виде, как организованная часть распавшегося целого, со всеми началами готовой гражданственности и выработанного юридического права»2. Цивилизации, так же как империи, никогда не исчезают бесследно для последующих поколений, и Римская империя продолжает существовать даже после завершения ее реальной политической истории3, не переставая поражать размерами завоеванных территорий, масштабностью достижений, смелостью идей и зрелостью поступков. Погасшая звезда подтверждает свое величие, позволяя нам любоваться свечением и после ее исчезновения в космическом пространстве; величие и значимость Греко-Римской цивилизации, и в частности самого Рима, подтверждаются неугасающим интересом к ее истории, которая служит источником вдохновения и основой развития многих государственных формаций. Не избежало римского воздействия и русское государство; однако оно не было столь явным, как в Европе, и проявлялось постепенно.
«Когда Европа сформировалась в государства, на обширных болотистых и лесных пространствах будущей России жили отдельно разбросанные славянские племена в форме первоначального родового быта, не имея никакого понятия ни о гражданственности, ни о государственных формах жизни. Карл Великий уже создает свою мировую монархию... когда новгородские славяне еще и не думают приглашать князей...»4 Образование государства происходит в IX в. с приходом к власти княжеского рода Рюриковичей. К этому времени от Великой Римской империи осталась лишь ее восточная часть — Византийская православная империя. Языческую Русь с ней связывали торговые отношения, завоевательные походы, мирные соглашения, военные союзы и письменность. «Византия пыталась строить такие же отношения со славянами, как Римская империя с германскими племенами,
© А. П. Чуринова, 2008
целью которых было сделать из славян хороших соседей и часть своей империи»5. Для достижения этих целей зачастую применялись не военные походы, а другие не менее эффективные способы, одним из которых было установление христианства на Руси.
Крещение Руси, по мнению многочисленных исследователей, имело огромное значение для развития нашего государства, повышения его значения на международной арене: князь Владимир, прозванный Крестителем, решил перенять религию Византии, за что не раз удостаивался сравнения с римским императором Константином, считавшимся первым и великим христианином. Так, в «Слове о законе и благодати» Иллариона о читаем о князе Владимире: «Ты, уподобившийся великому Константину по уму и хри-столюбию...»6, а в «Повести временных лет» Нестора говорится: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же... Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее»7. Владимир женился на дочери византийского императора, начал строительство церквей в государстве, при нем начали переводить священные писания — все это способствовало укреплению связей и развитию торговых отношений Руси со Вторым Римом и позволило ей приобщиться к культуре европейских государств.
После падения Византии в 1453 г. и освобождения Московской Руси от 240-летнего ордынского ига в 1480 г. Русь смогла претендовать на роль наследницы Византийской империи, а через нее — Великого Рима. Подверглась переосмыслению роль Русского государства на международной арене, теперь оно выполняло функции посредника между Азией и Европой вместо Византии и Золотой Орды; и приняло на себя обязанности первой по сохранению чистоты православной веры и заботы об укреплении православного царства на земле.
Помимо религиозной миссии, Русь с Византией связала и женитьба Ивана III в 1472 г. на Софие Палеолог, дочери последнего императора Второго Рима, благодаря которой московский князь оказался наследником императоров. Стали появляться произведения, доказывающие давность связей русских князей с римскими и византийскими императорами, римским и византийским наследием. Монах Макарий во времена князя Василия III начал составлять и исправлять хроники для создания Лицевого свода, в котором проводилась мысль о связи Московской Руси через Киевскую Русь с Римской Империй и древними евреями. Москва становилась и Третьим Римом и Вторым Иерусалимом, наследницей и Римской империи и христианской церкви. Верующие ежедневно слышали, что русские князья — потомки великого римского императора Августа, давно воспетого им самим в «Деяниях Божественного Августа» и в произведениях восхищенных поэтов, историков и философов. Показательны строки из работы Данте Алигьери: «...когда мир был бы повсюду совершенно спокойным, кроме как при божественном монархе Августе... И что тогда человеческий род был счастлив, вкушая спокойствие всеобщего мира, об этом свидетельствуют все историки, знаменитые поэты, и о том же благоволил свидетельствовать летописец жизни Христовой, и наконец, Павел назвал это блаженнейшее состояние „полнотою времен“»8. В «Сказании о князьях Владимирских» приводится рассказ о том, как «некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: „О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя“. Они пошли... и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. <...>А четвертое колено от великого князя Рюрика — великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением...»9. В этом же сказании говорилось и о передаче царских регалий от византийского царя русскому: «...в Царьграде
благочестивый царь Константин Мономах... принял мудрое царское решение... С шеи снял он животворящий крест... С головы же своей снял он венец царский... Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских» и передал он их посланникам для великого князя Владимира Всеволодовича с мольбой, чтобы тот принял дары, «которые с самого начала его рода и предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол его свободного и самодержавного царства... И с тех пор Великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси»10. Все это имело огромное значение, т. к. «в средние века государство на международной арене персонифицировалось его правителем, а регалии власти и способ их получения свидетельствовали о прерогативах власти этого государя и его ранге... <... > И, наконец, разработка ритуала возведения на престол, который просуществовал с конца XV до конца XVII века, также важна, поскольку стабильность ритуала возведения на престол символизировала стабильность государственной власти»11.
В это же время «в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире и что русский народ — единственный носитель православной веры»12. Создавалась концепция «Москва — Третий Рим», с помощью которой инок Филофей пытался защитить землевладение и прерогативы церкви, выразить моральный и религиозный смысл построения православного царства: «Третьего нового Рима — державного твоего царствования — святая соборная апостольская церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое царство: один ты во всей поднебесной христианский царь. Блюди же, внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство уже иным не достанется»13. Царство собиралось и оформлялось под знаменем мессианской идеи. Однако позже данной концепции стали приписывать политическое значение, ее использовали как доказательство легитимности имперских устремлений к территориальному расширению. «Религиозная идея царства вылилась в форму образования могущественного государства, в котором церковь стала играть служебную роль. Московское православное царство было тоталитарным государством»14.
Принятие православной веры и объединение земель русских княжеств вокруг Москвы определили отношения между церковью и светской властью: в 1393 г. Киприан указывал князю Василию I на то, «что для христиан невозможно иметь церковь и не иметь императора», и убеждал в том, что «империя и церковь имеют великое единство и сходство, и невозможно их разъединить»15. Таким образом, сформировалось представление о союзе Русской Православной Церкви и государства, что соответствовало идеалам Второго Рима.
Религиозным обоснованием византийской государственности служила политическая теория, созданная в IV в. одним из сподвижников Константина Великого Евсевием Кесарийским. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Однако при Иване Грозном наблюдался отход от Византийских традиций: он венчался на царство, но не желал иметь соправителя в лице духовного лидера. «Правление Ивана IV представляло собой разделение между Третьим Римом, степным хаканатом и вдохновлением Европейской властью; между богобоязненным византийским правителем, рожденным кочевником воеводой и рациональным принцем ренессанса. Следовательно все политические и религиозные традиции Евразии, кажется, совмещались и конфликтовали в личности Ивана IV»16.
Если в древности Русь была азиатской страной и перенимала социально-политические институты азиатских государств, то начиная с XVI в. она ориентируется на Европу. Ярким подтверждением тому был Петр I.
Петр, взойдя на престол, приступил к преобразованиям в стране. Как «чистый классик, теоретически проникнутый идеей государства, в его суровом римском вели-чии»17, идеалами которого выступают благо и сила государства, он видел необходимость выработки прочных форм государственности и социальной жизни, пытался приблизиться к Европейским стандартам функционирования государства как часового механизма. Петр проводил реформы практически во всех сферах: экономике, социальной политике, административном управлении, колониальных вопросах, внешней политике, культуре и просвещении, — стремился создать упорядоченную административную систему, сильную армию для защиты и расширения территории. Все это должно было привести к повышению значения русского государства в мире: «Классицизм римского государства, опираясь на право, может существовать только силой. Военное могущество есть его неизбежный атрибут, основной нерв его существования. России, вводимой в Европу, нельзя было встать на иную точку, ибо вся Европа признавала только военно-римский классицизм. Вводит его к себе и Россия и только благодаря ему становится могучей извне и приобретает первый голос в европейской политике»18.
В реформах и новшествах, введенных при Петре Великом, исследователи обнаруживают все больше сходств с Римом Первым, светским. Сама коронация Петра проходила в соответствии с нормами Римского государства — в мае 1682 г. была совершена коронация двоих правителей Ивана и Петра. При этом указывалось на то, что в Древнем Риме два императора правили одновременно. С прекращением рода Рюриковичей, генетически и сакрально связанных со Вторым Римом, Петр I, не имея такого наследия, стремился завоевать уважение и признание если не происхождением, то поступками, приравнивавшими его по значимости и величию к Божественному Августу, а русское государство к Первому Риму, светскому, дохристианскому, с культом императора. Такое сходство Петр стремился поддерживать и внешне: после побед в сражениях он входил в столицу по римским традициям через триумфальные арки; он принял латинский титул Императора Руси, в то время как эпитеты, ассоциировавшиеся с царем, не использовались; после окончательной победы над шведами сенат наградил его дополнительными регалиями и титулом Отца Отечества, Императора Великого, равного титулу “Pater Patria, Imperator Maximus”, которым римский сенат семнадцать веков ранее наградил императора Августа. Учреждение сената в 1711 г. также приравнивало Государство Российское к Римской империи. Происходили изменения в военной и дипломатической, а затем в институциональной, социальной и в культурной сферах. «Основная разница между пониманием государственной власти в Риме и Византии уловлена была в самом существе дела. Вместо византийского строя церковной империи устанавливался строй римской светской империи»19 — не царства и не православного.
России в процессе исторического развития предстояло пройти несколько стадий и пережить значительные трансформации. На каждом новом этапе истории происходило осмысление наследия и значения Римской и Византийской империй для России.
Благодаря своеобразию культурного сознания, для которого характерны не только самобытность, но и открытость, способность усваивать и перерабатывать ценности, воспринятые у других народов, еще в эпоху господства языческого мировоззрения происходил сложный процесс синтеза мифологических систем (славянской, тюркской, иранской, угро-финской, Балтийской, скандинавской). Благодаря православию с его
общечеловеческими духовными ценностями, на основе которых формировался уникальный человеческий потенциал, и духовной миссии хранителей и распространителей истинных христианских ценностей; благодаря природному богатству и щедрости земли, позволивших концентрировать усилия на достижении духовного совершенства; благодаря наследию Западного Первого Рима и Восточного Второго, особенности географического расположения между Востоком и Западом Россия воплощает в себе черты и той и другой культуры и выполняет роль соединяющего моста, тем самым поддерживая гармоничное состояние равновесия сил в мире.
1 Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993. С. 5.
2 Антология политической мысли. М., 1997. Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX-XX в. С. 110.
3 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 487.
4 Антология политической мысли. Т. 4. С. 110.
5 Hosting G. Russia and the Russians. Harvard, P. 37.
6 Антология политической мысли. М., 1997. Т. 3. Политическая мысль в России, IX-XVIII в. С. 27.
7 Там же. С. 34.
8 Данте Алигьери. Монархия. М., 1999. С. 53.
9 Антология политической мысли. Т. 3. С. 146.
10 Там же. С. 147-148.
11 Бычкова М. Е. Роль Православной Церкви в формировании идеи государственной власти России (к. XV-XVII вв.) // http://www.nasledie.ru/pravosl/22_5/article.php?art=3.
12 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма // Он же. Соч. М., 1994. С. 248.
13 Там же. С. 248-249.
14 Там же. С. 249.
15 Hosting G. Op. cit. P. 74-75.
16 Ibid. P. 125-126.
17 Антология политической мысли. Т. 4. С. 112.
18 Там же.
19 Вернадский Г. В. Начертания русской истории. М., 2004. С. 247-248.