Научная статья на тему 'От идеального города к идеальной образовательной модели'

От идеального города к идеальной образовательной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / УТОПИЯ / «ГОРОД СОЛНЦА» – МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИСА / «ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД» / НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / «НАША НОВАЯ ШКОЛА» / «SUN CITY» THE MODEL OF AN IDEAL POLIS / «THE IDEAL CITY» / "OUR NEW SCHOOL" / MUNICIPAL BUILDINGS / HIGH SCHOOLS / UTOPIA / NEW EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макогон Л. Н.

Поднята проблема несоответствия современного среднего образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни Правительством РФ, что вызвало необходимость новых подходов к проектированию и разработке новой образовательной модели школы будущего. На основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства новых школ и новых образовательных программ автором предлагается образовательная модель школы, названная «идеальным городом детей». «Идеальный город детей» как воплощение мечты «о возрождении общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм, и осмысленного пространства». Идеальная образовательная модель – это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Храм Согласия» и, конечно, «Храм Науки», что, по мнению автора, должно стать одним из главных критериев формирования архитектуры новых детских образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE IDEAL CITY TO THE IDEAL EDUCATIONAL MODEL

The article touches upon the problem of modern high education discrepancy to the nowadays requirements and tasks of the education reforms presented by the Government of the Russian Federation. This problem makes necessity of new approaches to projecting and elaboration of a new educational model of the future. Studying and summarizing national and foreign experience of projecting and creating new schools and educational programs the author suggests the educational model of a school titled «an ideal child city». «An ideal child city» as a realization of a dream about «a society renewal by means of moral and «talking» architecture, exciting and educative with the help of images perception, forms designing and space interpretation». The ideal educational model represents «House of brotherhood», «House of virtue», «House of education», «Temple of harmony» and of course «Temple of Science». The author states that such a model should become one of the principal criteria of architectural formation of new child educational institution.

Текст научной работы на тему «От идеального города к идеальной образовательной модели»

8. Используются все возможности для хорошей солнечной освещенности пространства (рис. 12).

Таким образом, структура, образ города, энергетика города Андорра-ла-Велья интересный и яркий пример влияния градоформирующих факторов, достойный исследования, и, возможно, применимый в похожих условиях горных областей нашего региона.

Хочется закончить цитатой из книги Л.И. Соколова: «Центр города - функции, структура, образ»: «Градостроительное проектирование имеет дело как с относительно простыми, так и со сложными объектами. Нужен междисциплинарный подход, участие многих специалистов, экспертные оценки. Все это позволит придать проекту характер целевой программы, которую город может воспринять и реализовать согласно своим ресурсным возможностям» [7].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Обзорно-географический атлас мира Под редакцией А.Б. Кезлинга. / М. : 2007.

178 с.

2. http: // andorra.grandtour. ru/andorra68_5_3_53_168_1465. html

3. http://mobiltur.org/index.php?option=com_content&view=article&id=94&Itemid=8

4. www.andorra.ad/en-US/About_Andorra/Pages/Histor.aspx

5. http://1001tours.com/excurs/46/2307_1. shtml

6. Пере Жоан Томас Согеро. Легенды родины имераторов // Международная жизнь. 2007. № 6.

7. Соколов Л.И. Центр города - функции, структура, образ. / М., 1992. 352 с. ил.

Информация об авторе

Иванова Кристина Геннадьевна, аспирант кафедры «Архитектура и градостроительство», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89149425883, email: kristi-iv@mail.ru

Information about the author

Ivanova K.G., post-graduate, Architecture and Urban Development Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89149425883, e-mail: kristi-iv@mail.ru

УДК 72. ББК 85.118

ОТ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА К ИДЕАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Л.Н. Макогон

Поднята проблема несоответствия современного среднего образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни Правительством РФ, что вызвало необходимость новых подходов к проектированию и разработке новой образовательной модели школы будущего. На основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства новых школ и новых образовательных программ автором предлагается образовательная модель школы, названная «идеальным городом детей». «Идеальный город детей» как воплощение мечты «о возрождении общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм, и осмысленного пространства». Идеальная образовательная модель - это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом

воспитания», «Храм Согласия» и, конечно, «Храм Науки», что, по мнению автора, должно стать одним из главных критериев формирования архитектуры новых детских образовательных учреждений.

Ключевые слова: общественные здания, общеобразовательные школы, утопия, «Город Солнца» - модель идеального полиса, «Идеальный город», новая образовательная модель, «Наша новая школа».

FROM THE IDEAL CITY TO THE IDEAL EDUCATIONAL MODEL

L.N. Makogon

The article touches upon the problem of modern high education discrepancy to the nowadays requirements and tasks of the education reforms presented by the Government of the Russian Federation. This problem makes necessity of new approaches to projecting and elaboration of a new educational model of the future. Studying and summarizing national and foreign experience of projecting and creating new schools and educational programs the author suggests the educational model of a school titled «an ideal child city». «An ideal child city» as a realization of a dream about «a society renewal by means of moral and «talking» architecture, exciting and educative with the help of images perception, forms designing and space interpretation». The ideal educational model represents «House of brotherhood», «House of virtue», «House of education», «Temple of harmony» and of course «Temple of Science». The author states that such a model should become one of the principal criteria of architectural formation of new child educational institution.

Key words: municipal buildings, high schools, utopia, «Sun City» - the model of an ideal polis, «the Ideal city», new educational model, «Our new school».

В статье поднимается проблема несоответствия современного образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни Правительством РФ, модернизации российского образования, общие принципы которой раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года. Это вызвало необходимость новых подходов к проектированию и разработке новой образовательной модели школы».

Такая модель школы предлагается автором и названа «идеальным городом детей». «Идеальный город детей», как воплощение мечты архитектора К.-Н. Леду «о возрождении общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм и осмысленного пространства», в котором дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, где будет увлекательно и интересно учиться, который станет центром не только обязательного образования, но и занятий творчеством и спортом, где главное - это внимание к каждой человеческой личности.

Почему идеальный город? «Идеальный город» приводится в данном случае, как конкретный, наиболее яркий пример совершенной архитектуры. И рассматривается он, прежде всего, с точки зрения геометрического построения целостного архитектурного пространства, взаимодействия и взаимосвязей его функциональных частей между собой. Особенности и закономерности геометрической структуры и архитектурно-пространственного функционирования «идеальных городов» выявляются с целью использования принципов их архитектурного формообразования в проектировании конкретного объекта, а именно: Новой школы. «Идеальный город» еще и потому, что это некая система гармоничного сочетания искусственно созданных сооружений и существующего природного окружения. Идеальный город - это не просто место обитания, - это мечта о совершенном мире, совершенном месте, о совершенном мироустройстве; взаимоотношениях, построенных на принципах справедливости, гармонии и любви ко всему сущему, что

как нельзя лучше подходит к идее формирования образовательной среды новой школы и концепции идеальной образовательной модели. Принципы идеального города, как учение о красоте и гармонии, воплощённое в систему образования XXI века.

В разное время архитекторы свои идеальные города называли по-разному: Город-Солнца; Новая Гармония; Город-Сад. «Признаки «Города-сада» можно увидеть в ландшафтной архитектуре различных образовательных и религиозных центров. Например, в университетских комплексах различных стран мира. «Сад» проникая внутрь, становится «зимним садом», «оранжереей» или «дендрарием». Лекционная аудитория, наоборот, -это «открытый амфитеатр», «терренкур», «экотропа». «Идеальный город» здесь - это «комплекс взаимопроникающих пространств, наполненных образами». В таких пространствах, создается ощущение присутствия, когда пространство как бы «говорит с тобой», где само пространство является образовательной средой, обучающей социальным навыкам коммуникации. Там учатся не предметам, а навыкам, и в тоже время уважению и трепетному отношению к природному окружению, пониманию того, что человек сам часть природы. И в данном контексте можно перефразировать С. Хромова [1]: «Новая школа -это компактный и самодостаточный, устойчиво развивающийся социально-пространственный комплекс, стремящийся к идеалу, где большая часть людей занимается благородными занятиями. И в то же время - сад, потому что вся жизнь детей, населяющих этот «город», протекает в культивированном природном ландшафте». Это и «Дом» и «Храм науки» и «Город детей» одновременно.

Все это требует сегодня новой архитектуры, современной с точки зрения применения новейших материалов и технологий, позволяющих осуществить сегодня любую утопию [2], но основанной на тысячелетней истории архитектуры, на принципах красоты и гармонии «идеальной архитектуры природы».

Идеальный город как природная пространственная структура

А. Палладио в своем трактате еще в XVI веке написал: «Город - не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом - некий малый город, где Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому» [3].

«Человеческая» архитектура осуществляется по тем же пространственным законам, что и многие природные явления... Это подтверждает идею существования некой универсальной пространственной геометрии, которой подчиняются многие происходящие в природе явления. При этом они связаны исключительно со структурой. Центричные структуры - круги на воде, годовые кольца дерева, планетарные системы, спирали галактик и радиальные структуры городов. Линейные структуры - русла реки с притоками, в морозном узоре, в переплетениях ветвей растений, капиллярных системах, разломах земной коры, в архитектурных объектах (жилище, дворцы, храмы, лабиринты). Очаговые (дискретные) структуры мы наблюдаем в организации островов, строении лишайников, звездном небе, пене, клеточном строении живой ткани, кристаллических образованиях, в системах расселения людей» [4].

Чтобы хотя бы как-то приблизиться к творениям природы, создать нечто столь же совершенное и в то же время утилитарное, удобное и безопасное для жизни человека, архитекторы испокон веков пытались решить задачу по нахождению идеальной планировочной структуры.

Все утопические идеальные города, отличаются причудливой красотой своих планов, они похожи на цветы и снежинки, то есть созданы «по образу и подобию» природы.

Идеальный «город Солнца» Томмазо Кампанелла. 1602 г.

Город Морелли, основанный на Китай. Храм молитвы на Годовую

принципах «Кодекса природы» 1755 г.

жатву. 1420 г.

Город Платона. IV век до н. э.

Вилла Вилла Адриана в Тиволи Круглое строение на Агоре в Сиде «Морской театр». Турция

Храм Василия Блаженного в Город Роберта Оуэна на 2-2,5 тыс. Город Анришман. Построен для Москве (Покрова на рву) XVI век жителей 1841 г. гугенотов в XVII веке

Нёф-Бризах, Эльзас, Франция, Джордже Вазари. План идеального Храм Боробудур, о. Ява,

1698 г., арх. С. Вобан города. 1598 г. Индонезия, около 800 г. до н. э.

Идеальный город Т. Мора Амауротум 1512 г.

Храм Ананды в Пагане, Бирма, Баган (Мьянма)

Круглый город Икария- Э. Кабе

«Они напоминают также графическую поэзию или графические музыкальные партитуры, и там, и здесь фигуры, лабиринты, звезды. Только вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома». Проекты городов и зданий идеальных пропорций в виде цветов, кристаллов, снежинок и звезд, как попытка выразить в архитектуре ту самую музыку высших сфер, которую могут услышать только гении от рода человеческого - архитекторы и музыканты... Музыка, застывшая в камне...

Большинство идеальных городов в плане имеют центрическую радиально-лучевую планировку. Сопоставления различных геометрических структур показывают, что радиально-гексагональные структуры, преобладающие в планировке идеальных городов, наиболее оптимальны, по критерию компактности и минимизации длины периметров (путей, дорог, коммуникаций), но в них при этом получается максимальная относительная площадь ячеек... И, следовательно, такие структуры не только компактны, но и экономичны, особенно в условиях достаточно сурового климата России.

Похожее решение уже было предложено архитектором Антонио Филарете в XV веке, при определении конфигурации идеального города Сфорцинды» [5]. Пространственная архитектурная система состоит из множества составных частей-ячеек, связанных между собой, относительно самодостаточная и самостоятельная по функции, в свою очередь, сама является частью окружающей ее природной среды. Структурные закономерности природной среды использовались человеком для своей деятельности еще в глубокой древности и применяются до сих пор во множестве архитектурных объектов.

Идеальный город - это Дом, Храм и Город одновременно, и если рассматривать его как: «целостное и одновременно фрагментированное архитектурное пространство, как графически изображенную идею, как поиск оптимальных планов зданий, садов и

парков. Изучить при этом: вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции... Где планировке свойственны рационализм и геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями, и где главное - это внимание к каждой человеческой личности, то есть человек (в данном случае ребенок-ученик), стоящий в центре, в основе всех этих построений»;

А также взять от Витрувия: «разумной планировки, соблюдения равномерности ритма и строя, симметрии и соразмерности, соответствия формы назначению и распределению ресурсов».

Все эти принципы можно прямо в неизменном виде применить к проектированию конкретного объекта, а именно: к новой образовательной модели школы, добавив к ним учение о гармонии и о «золотом сечении» древних греков. Учение о гармонии, как системе знаний о гармонических свойствах окружающего мира, воплощённое в систему образования, может иметь благотворное влияние на интеллектуальное сознание людей. «Речь идет о возрождении идеологии гармонии Древней Греции и эпохи Ренессанса, которая имела огромное влияние на культурное развитие человечества на протяжении нескольких исторических эпох. Главный путь возрождения идеологии гармонии в сознание людей сегодня должен пролегать через систему образования. Это прорастание «снизу», прямо со школьной скамьи философии гармонии и красоты, вернет человечество к своим истокам, к гармоничному сосуществованию с природой, что является важным принципом экологического [6], эстетического и этического (нравственного) образования детей. Человек - часть природы, ее творение, и поступать согласно принципам Гармонии Природы, согласно единым космическим законам - единственно правильный путь, ведущий наш мир к процветанию. Гармония, естественность, оптимальная геометрия, целесообразность и практическое удобство для человека - главное, на что должен ориентироваться архитектор вообще и в особенности при проектировании детских образовательных учреждений.

«Красота - для счастливого поколения, несчастное же нужно попытаться растрогать возвышенным» (Шиллер - Зюверпу).

Круг и квадрат - в поисках идеальной планировки

Архитекторы древности очень часто использовали в построениях планов различных сооружений формы круга и квадрата, считали их идеальными, особенно круг. «Круг и квадрат - вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений... Все в природе есть круг. Архитектор должен знать о значениях геометрических фигур, сложившихся за века. «Форма куба - это символ незыблемости. Три колонны олицетворяют понятия: сила, мудрость, красота, четвертая колонна символизирует Совершенство и должна располагаться в одном из углов прямоугольника -продолженного квадрата. Сила понимается как прочность сооружения, мудрость определяет пользу для его обитателей, а красота радует глаз и успокаивает сердце. Все вместе составляет Совершенство (К.-Н. Леду)».

«В Природе все есть круг, природа измеряет, сравнивает все «круговыми движениями» (методом наложения), а строит формы пространственных объектов прямыми линиями. Бытие мира - это процесс единства и взаимодействия противоположностей в круговых (циклических) движениях, и развитие мира идет по спирали. Философская суть геометрии идеального города Платона в «круговом движении».

Если считать форму плана здания в виде круга и квадрата оптимальной и проанализировать по параметрам освещенности, удобства внутреннего функционирования, эффективности, экономичности, компактности и устойчивости, то увидим, явные преимущества:

Круглый план позволяет эффективнее «поймать солнце», что немаловажно при проектировании школ, и если при круглой форме здания полностью охватываются секторы: восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад и даже северо-запад и северо-восток, частично инсолируются, то при квадратной форме здания практически не используются

секторы: юго-восток и юго-запад (при ориентации юг - слева, север - справа в рассматриваемых примерах).

Минимизируются, становятся более короткими, а значит, и более удобными связи между различными функциональными зонами.

Компактный план и трансформируемые пространства, более эффективное использование всей площади здания, вследствие меньшего периметра наружных стен.

Уменьшение эксплуатационных расходов на отопление, энергозатраты и т. п., меньше теплопотери.

Экономичность строительства, уменьшение расходов на несущие конструкции, на сейсмоустойчивость.

Устойчивая конструкция.

Круг, квадрат, овал, равносторонний треугольник - правильные фигуры, они совершенны сами по себе и всегда использовались для описания совершенной геометрии природы, они символичны и всегда ассоциировались с идеальным, именно поэтому большинство идеальных городов - это круги, овалы, звезды.

Сравнительный анализ планов идеальной архитектуры и планов новых школьных зданий показывает, что планировочная структура школы очень хорошо вписывается в круг, овал и квадрат. Эти формы уже очень давно используются архитекторами при проектировани своих сооружений:

Идеальный город Тони Гарнье, Школа-гимназия в г. Одинцово Идеальный город ШО

1911 г. Арх. В.И. Степанов Клода-Николя Леду, 1773 г.

Идеальный город Витрувия I век до н. э. с названиями основных восьми ветров

Модель школы будущего Проект 1970-80-х г. Арх. В.С. Степанов

Начальная школа имени Майкла Фарадея. XXI век Арх. Уильям Олсоп

Япония. «Акваполис-75» Арх. К. Кикутаки. 1975 г.

Школа в Рахолте Арх. К. Ярмунд. Норвегия. Нач. XXI в.

Анришман Идеальный город гугенотов Построен в нач. XVII в.

План идеального здания Леонардо да Винчи. Эскиз

Школа Будущего Арх. А. Порошкин. Россия

Колледж в г. Аальборг Дания - GPP

Школа как модель маленького государства

Идеальный город «призван был воспитывать нравы и чувства, исправлять души и умы (Л.-Б.Альберти)».

В связи с этим предлагается новая образовательная модель школы, основанная на принципах красоты и гармонии «города Солнца» Томазо Кампанеллы 1602 г. [7], идеальных городов Платона, Палладио и эпохи Возрождения, К.-Н.Леду и др. Принципы, которые как нельзя лучше, по мнению автора, отвечают требованиям проектирования и внутренней организации детских образовательных учреждений.

Эта модель названа автором «Идеальным городом детей». Школа, в сущности, -это и есть модель маленького государства, где все сосуществуют в тесной взаимосвязи друг с другом, где дети проводят большую часть своего времени и являются гражданами. Какова образовательная модель этого государства? Как проводят в нем свое время его маленькие граждане? Как организовано оно?

Идеальная образовательная модель - это, прежде всего, универсальное и персонифицированное образование (согласно теории множественного интеллекта Говарда Гарднера [8], особенно на начальном этапе, чтобы выявить способности и наклонности каждого ребенка. Для гармоничного развития ребенка музыкальное и художественное образование должно стать обязательным для всех. Учёные разных стран в течение нескольких десятилетий проводили исследования и выяснили, что «чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Музыка вносит положительную расслабляющую атмосферу в классы и дает возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти у детей».

Идеальная образовательная модель - это проектные и междиспли-нарные методы обучения. Причем только реальные проекты, например, подготовка и постановка спектакля. Кто-то художник или композитор, кто-то музыкант или дизайнер одежды, кто-то режиссер или актер. И все дети занимаются с огромным

желанием и интересом и нет необходимости принуждать кого-либо к неприятной для него работе. Или, еще пример: проект по изучению свойств воды, который проводят школьники, общаясь по интернету со своими сверстниками из разных стран мира и обмениваясь результатами исследований. Они могут также проконсультироваться у специалистов и получают при этом гораздо больше знаний по предмету изучения. Работают индивидуально или в команде и под присмотром и при участии наставников-преподавателей, которые сами становятся дружественными членами команды данного проекта. Обучение становится интересным, увлекательным и творческим процессом.

Принцип функциональной организации такой модели школы вокруг «духовного центра» - центрального атриумного пространства - главной площади этого города детей. Здесь проводятся выставки творчества детей, общие собрания, награждения, просто общение друг с другом и многое другое. Вокруг этой площади-атриума, как-будто кварталы города, располагаются спортивный и театральный залы и музыкальный и художественный факультеты, а также учебные секции со своими площадями-рекреациями, на которые выходят дома-классы. Площади и перекрестки (рекреации учебных секций) устроены так, чтобы дети были под постоянным наблюдением старших.

Архитектурное пространство такой школы само должно стать говорящим, обучающим, например: «Все стены и наружные, и внутренние должны быть «расписаны превосходною живописью, где будут представлены все науки, флора и фауна Земли с краткими пояснениями, для наглядного изучения разных наук... и дети без труда и как бы играючи смогут ознакомиться со всеми науками наглядным путем» [7]. Маленькие граждане будут здесь легко и естественно ориентироваться, встречаться и собираться вместе, активно взаимодействовать друг с другом, а также иметь возможность уединиться. Это не просто школа, это культурно-образовательный центр всего прилегающего жилого района, который во внеучебное время должен стать для жителей района центром отдыха, особенно для родителей с детьми.

Идеальная образовательная модель, «идеальный город детей» - это «Город Солнца» или «Город-Сад» и это, не только идеальный по геометрии план, а также модель идеального мироустройства, это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Храм Согласия» [9] и, конечно, «Храм Науки», как еще совсем недавно называли школы в СССР. Это четко спланированный единый функциональный организм, в то же время компактный, светлый, чистый, упорядоченный, привлекательный по архитектуре. Сегодня, в начале XXI века эту идею вполне можно осуществить в конкретном пространстве новой школы. Современные архитекторы призваны создать детям такие условия, в которых они будут чувствовать себя безопасно и комфортно, построить им такие школы, в которые они будут ходить с радостью и учиться с удовольствием.

Новые школы мира

На основе изучения и обобщения отечественного опыта проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий можно сделать вывод, что школа начала XXI века - это уже нечто совсем другое, нежели это было даже в конце XX века. По всему миру активно разрабатываются новые образовательные программы и проекты новых школ, строятся новые школьные здания и крупные образовательные центры, целые детские городки, во многих из них в той или иной степени реализованы принципы красоты и гармонии, и многие очень вписываются в концепцию идеальной образовательной модели как «идеального города детей».

Рис. 1. 2011 г. Австралия, г. Кливленд, конкурс на новое видение школы XXI века

Очертания бабочки с раскрытыми крыльями просматриваются в работе GPP Architects, выигравшей конкурс на проект образовательного центра при университете Северной Ютландии (Олборг, Дания). Комплекс общей площадью 35 000 м состоит из четырех корпусов, сгруппированных вокруг центрального атриума. Три крыла - учебные отделения, четвертое занимает отделение дополнительного образования.

Рис. 2. Арх. мастерская GPP Проект учебного комплекса колледжа Nordjylland, в датском городе Аальборге На первом уровне - общественное пространство, другие три уровня отданы под учебные помещения

Проект Бернарда Чуми - низкая купольная постройка из нержавеющей стали. Перекрытие идеально вписывается в окружающий холмистый ландшафт. Геометрия здания обеспечивает минимальную площадь его внешней поверхности, что снижает теплообмен с окружающей средой и энергопотребление, а полированная сталь купола отражает солнечный свет. Многофункциональное сооружение - универсальный театральный блок, конференц-залы, библиотека, учебный центр, музыкальные студии и художественные мастерские, а также рестораны, кафе и иные зоны отдыха.

В последнее время и в России проводятся различные конкурсы на проектирование «Школы Будущего», на лучшее архитектурно-планировочное решение для творческого, спортивного и интеллектуального развития детей, проектируются и строятся новые школьные здания, комплексы и научные центры. Такие как Сколково и Дальневосточный центр на о. Русский в г. Владивостоке. Русские архитекторы проектируют в странах ближнего и дальнего зарубежья в том числе и детские образовательные учреждения, которые можно отнести к разряду уникальных.

Рис. 3. Архитектурное бюро Bernard Tschumi Architects - проект здания центра искусств для частной школы-пансиона Le Rosey на берегу Женевского озера

В заключение можно выделить следующие принципы идеальной образовательной модели «Школы Будущего»:

Планировочные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Органичная связь с природным окружением.

2. Совершенная геометрическая модель построения архитектурного пространства, где «планировке свойственны рационализм и геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями». Компактность плана и короткие связи различных функциональных зон.

3. Функциональное распределение архитектурных пространств школы, дифференцированное по возрасту.

4. Гибкая планировка и трансформируемые пространства учебных помещений.

5. Организация образовательного пространства и среды обучения. Наглядная обучающая, в том числе и интерактивная архитектурная среда.

6. Сооружение, имеющее центральное ядро.

7. Использование экологических материалов для строительства и энергоэффективных технологий.

Образовательные:

1. Универсальное образование, персонифицированное обучение с учетом теории множественного интеллекта.

2. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса на всех ступенях, трансформация его из ориентированного на группу (учебный класс) в личностно ориентированный.

3. Выделение возрастных ступеней в процессе обучения и социализации.

4. Развивающее обучение.

5. Проектные методы обучения с применением новых информационных технологий, Интернета.

6. Интеграция школы и городского сообщества. Школа как культурно-образовательный центр прилегающего жилого района.

1 Идеальный город - «Это - «Дом», «Храм», «Город» одновременно... схемы идеальных городов Филарете, Скамоцци и других... ими описываются не готовые проекты,... а графически изображенная идея, концепция города... ведутся поиски оптимальных планов... главное, что отличает архитектуру Возрождения от других эпох, - человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений... даже архитектурные сооружения уподоблялись человеческому телу как эталону совершенных пропорций и красоты». С. Хромов.

2 Утопия (от греч. u - нет и topos - место; по другой версии, от ей - благо и topos -место, т. е. благословенное место Т. Мор (1516 г.). «Архетипом утопии стала Атлантида, описанная Платоном (427-347 г. до н. э.)... Государство будущего Платон хотел видеть религиозно-воспитательным учреждением. «Мир архитектуры: Лицо города».

3 Андреа Палладио (1508-1580) Итальянский архитектор, зодчий XVI в. «Четыре книги по архитектуре» его трактат, в нем полностью изложена великолепная система про-порционирования... и рекомендации о том, как проектируются все виды сооружений и что делает их облик гармоничным.

4 Шубенков М. В. «Структура архитектурного пространства» - примеры таких структур... У разных народов в разные исторические эпохи можно найти... сходный масштаб членения пространства зданий... можем говорить о наличии архитектурного архетипа, т. е. устойчивого во времени и целостного ... пространственного образования».

5 «Метод геометрического построения спиральных решеток» Радзюкевич А.В.

6 Термин «экология» (от греч. ойкос - дом, жилище, местопребывание) был введен в науку немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году в работе «Всеобщая морфология организмов», как учение о взаимосвязях организмов с внешней средой... природы и человечества... природных экосистем, антропосистем, техногенных систем...

7 «Город Солнца» Томазо Кампанеллы 1602 г. в форме рассказа мореплавателя, опубликован 1623, рус. пер. 1906., где огромное внимание уделяется развитию науки, как «магическому знанию», просвещению и трудовому воспитанию...».

В начале 1980-х годов Ховард Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Кадры мозга» по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логико-математическому, пространственному и органо-кинестетическиму интеллекту у нас есть еще межличностный, внутриличностный и музыкальный интеллект, недавно к ним прибавили еще один - натуралист. Ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию музыки гораздо сильнее, чем к базовым элементам речи.

9 (Д. Рабро, 2003). Идеальный промышленный «Город Шо» Клода-Никола Леду 1773 г. при соляных приисках в провинции Франш-Конте. Леду видел в архитектуре средство организации жизни общества, средство воспитания людей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. М. : Молодая гвардия, 1990. http://architecture.artyx.ru

2. РАБРО Д. Леду Клод-Николя (1736-1806). Архитектура и летопись времени, 2006. Том 2.

3. Шубенков М. В. Структура архитектурного пространства : автореф... дис. с. 9-29.

4. Радзюкевич А.В. Метод геометрического построения спиральных решеток, 2007. статья http://www. a3d.ru/architecture/ stat/5

5. . Хромов С. Мечта об идеальном городе: статья. http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2001/Mecht_o_ideal_gorode/

6. Игнатов Г. Е. «Утопии «башенного города» и «города-сада» в парадигмах постмодернистской философии»: статья. УралГАХА : Архитектон, 2004-2009 гг.

7. Сергиенко П.Я. Геометрия «золотых сечений». Гармония мер и их отношений. М., Эл № 77-6567, публ.12995, 21.02.2006-http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/010a/02320004.htm

8. Фото с интернет ресурсов http://www.archplatforma.ru/, http://kannelura.info, http://www10.aeccafe.com/blogs/arch-showcase/2011/09/15/a-new-school-vision-in-cleveland-ohio/

Информация об авторе

Макогон Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел. (3952) 4051-56, 89041325618, е-mail: L.Mak.11@rambler.ru

Information about the author

Makogon L.N., senior teacher, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-51-56, 89041325618, е-mail: L.Mak.11@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.