Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 210-214.
УДК 930.1
ББК 63.1
В. В. Сашанов
ОТ ГРУППЫ К СЕКТОРУ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОГО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЯ (к публикации писем Е. А. Косминского З. В. Удальцовой)
Публикуемые письма и вводная статья к ним являются исследованием малоизученного на настоящий момент процесса институализации советского византиноведения - создания при Академии наук сектора по истории Византии. Ключевым вопросом реорганизации выступает проблема руководства, которая рассматривается на основе переписки Евгения Алексеевича Косминского, в которой он отказывается, а затем соглашается возглавить сектор. Мотивация решений изучается сквозь призму его подорванного здоровья в результате антикосмополитических кампаний конца 1940-х гг. Идеологические кампании предстают как важнейший катализатор ухудшения общего физического и психологического состояния отдельных ученых, что влияло на принятие ими важнейших решений даже спустя многие годы.
Ключевые слова: история исторической науки; советское византиноведение; идеологические кампании в СССР; Е. А. Косминский; З. В. Удальцова.
Середина 1950-х гг. характеризуется завершением процесса институционального оформления советского византиноведения - входившая в состав Сектора истории средних веков группа по истории Византии 13 декабря 1955 г. реорганизована в самостоятельный сектор в рамках Института истории АН СССР, во главе с академиком Евгением Алексеевичем Косминским1.
Первые попытки придания группе по истории Византии нового статуса относятся к 1952 г., когда директор Института истории академик Б. Д. Греков2 ходатайствовал в Президиум Академии наук о создании сектора византиноведения3. На следующий год с аналогичным предложением выступил М. В. Левченко4, однако руководство АН, признавая в целом целесообразность создания сектора, ходатайство отклонило, мотивировав необходимостью «усилить, в первую очередь [подчеркнуто в документе. - В. С.], такие актуальные и запущенные в И-те истории сектора, как советский и и-т новейшей истории»5. Лишь в 1955 г., после очередного ходатайства руководи-
1 Научный архив Института российской истории РАН (Далее НА ИРИ РАН). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1050. Л. 22-23.
2 Борис Дмитриевич Греков (1882-1953) - советский историк, академик АН СССР (1935). Директор Института истории АН с 1937 г.
3 Архив РАН (далее АРАН). Ф. 457. Оп. 1 (1945-1956). Д. 217. Л. 4-5.
4 Митрофан Васильевич Левченко (1890-1955) - советский историк-византинист, профессор (1938), доктор исторических наук (1941).
5 АРАН. Ф. 457. Оп. 1 (1953). Д. 274. Л. 19.
теля группы Е. А. Косминского, сектор по истории Византии был создан. Важнейшим фактором в принятии решения о реорганизации выступил проходивший в том же году X международный конгресс византинистов в Стамбуле, на котором впервые приняли участие советские историки.
Процесс создания сектора, ставшим, по сути, организующим центром всего советского византиноведения, характеризуется трудностями научного сообщества византинистов не только во взаимоотношениях с руководством Академии наук, долгое время отказывавшей группе в реорганизации, но и, как свидетельствуют публикуемые письма руководителя группы Е. А. Косминского Зинаиде Владимировне Удальцовой6, своей ученице и фактическому заместителю, в 1955 г. проблема возникла в самом коллективе - ослабленное здоровье руководителя группы могло вновь оттянуть принятие решения об организации сектора на неопределенный срок.
Проблема здоровья Е. А. Косминского, выступающая на первый план в переписке с З. В. Удальцовой, представляет собою интересную исследовательскую задачу, изучение которой в контексте развернувшейся кампании против «низкопоклонства перед Западом» и борьбы с «безродными космополитами» во второй половине 1940-х гг., позволяет понять мотивацию
6 Зинаида Владимировна Удальцова (1918-1987) - советский историк-византинист, доктор исторических наук (1961), профессор (1968), член-корреспондент АН СССР (1976). После смерти Е. А. Косминского сменила его на должности заведующего сектором Истории Византии.
решений ученого, в том числе и скрытую. Колебания Е. А. Косминского, его нежелание работать в создаваемом секторе, несомненно, имеют более глубокие причины, выходящие за рамки слабого здоровья историка.
Публикуемые письма содержат в себе обсуждение будущего руководства Е. А. Косминского в организуемом секторе. Евгений Алексеевич, ввиду ухудшающегося самочувствия, сначала отказывается работать в секторе, затем, уступив уговорам членов группы, дает согласие на руководство. Письма сохранились в личном фонде З. В. Удальцовой и являются единственными, посвященными данному вопросу. В личном фонде академика Е. А. Косминского писем от Удальцо-вой по аналогичной тематике на данный момент не обнаружено, поэтому сейчас трудно установить, какие именно аргументы были предложены Удальцовой своему учителю.
Дата первого письма не установлена, второе датировано мартом 1955 г. Мартом 1955 г. датируется и докладная записка академика Е. А. Кос-минского в Отделение Исторических наук АН СССР с просьбой об организации сектора по истории Византии1. Из сохранившихся документов можно сделать вывод, что члены группы, зная общее состояние здоровья Косминского, понимали, что при создании сектора могут возникнуть проблема руководства, поэтому важно было сначала заручиться его согласием, и только после официально инициировать ходатайство в АН. Говоря об официальном ходатайстве, важно отметить, что среди адресатов Косминского в первом письме - А. Л. Сидоров, директор Института истории, и А. В. Топчиев, главный ученый секретарь Президиума АН, что указывает на то, что вопрос о создании сектора был уже поднят и обсуждался на разных уровнях руководства АН, но, по всей видимости, в неофициальном порядке.
Вопрос кандидатуры на руководство новым сектором являлся, по сути, ключевым в процессе возможной реорганизации, именно поэтому сотрудники группы настойчиво уговаривают Кос-минского занять этот пост. Фигура Е. А. Космин-ского в данном вопросе - не только дань заслугам как организатору возрождения отечественного византиноведения и непререкаемому авторитету, но и соответствие его статуса ряду формальных
1 НА ИРИ РАН. Ф.1. Оп. 1. Д. 1050. Л. 11-12. К данному документу необходимо сделать пояснение. Ходатайство Е. А. Косминского озаглавлено «Докладная записка академика Е.А. Косминского об организации при Институте истории АН СССР группы [выделено мною. - В. С.] по истории Византии». Слово «группа» явная опечатка, т. к. группа по истории Византии уже существовала с 1943 г.
требований к должности заведующего сектором. В первую очередь Евгений Алексеевич имел требуемую степень доктора исторических наук. И хотя в 1955 г. Косминский был не единственным историком в степени доктора, докторами наук были такие известные византинисты, как М. В. Левченко, Е. Э. Липшиц, Н. В. Пигулевская, М. Я. Сюзюмов, однако все вышеперечисленные историки имели мало шансов возглавить сектор -заведующий академическим центром, безусловно, должен был быть москвичом, в то время как первые три византиниста являлись ленинградцами, а М. Я. Сюзюмов работал в Свердловске. Московские же византинисты, сотрудники группы Б. Т. Горянов, З. В. Удальцова, А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин имели на тот момент только степень кандидата исторических наук. Исходя из сложившейся ситуации, только Е. А. Косминский по факту мог возглавить организуемый сектор. На это же указывает и В. М. Алпатов2, в статье о своей матери З. В. Удальцовой, говоря о том, что Евгений Алексеевич «согласился считаться заведующим новым сектором, который иначе бы не
утвердили, поскольку он целиком состоял из мо" 3
лодежи, еще не имевших докторских степеней»3.
Завершая вопрос о руководстве создаваемого сектора, необходимо коснуться фигуры адресата писем Е. А. Косминского - З. В. Удальцовой. С конца 1940-х гг., когда Косминский в силу ухудшающегося здоровья постепенно отходит от текущих дел, на первые роли в группе выходит Зинаида Владимировна. Являясь ученицей Евгения Алексеевича и находясь с ним в доверительных отношениях, З. В. Удальцова сосредоточивает в своих руках фактическое руководство группой и в рассматриваемый период занимается организационной работой по преобразовании группы в сектор. В контексте фактического положения З. В. Удальцовой можно предположить, что именно ее Е. А. Косминский видел своим преемником на посту руководителя сообщества советских византинистов. В силу вышеуказанных причин в 1955 г. З. В. Удальцова встать во главе сектора еще не могла4, и, на наш взгляд, в этом кроется одна из причин, почему Косминский согласился возглавить сектор - вероятно, планировалось быть заведующим только до тех пор, когда Зина-
2 Владимир Михайлович Алпатов (род. 1945) - член-корреспондент РАН, доктор филологических наук.
3 Алпатов В. М. Член-корреспондент АН СССР...
4 Подтверждением этому служит тот факт, что даже после смерти в 1959 г. Е. А. Косминского во главе сектора З. В. Удальцова смогла стать только в 1961 г., когда была утверждена ее докторская диссертация, являясь до этого момента исполняющим обязанности.
ида Владимировна защитит докторскую диссертацию и окончательно сможет сосредоточить в своих руках руководство сектором.
Как уже отмечалось ранее, публикуемые письма дают исследователю не только набор фактов, позволяющих открыть неизвестные страницы советской византинистики, но и позволяют, исследуя жалобы историка на ослабленное здоровье в контексте разворачивавшихся в конце 1940-х гг. идеологических кампаний, увидеть скрытые мотивы принимаемых им решений. В первую очередь это решение отказаться от работы в секторе, т. е. в коллективе, который им был основан еще в 1943 г., и в котором проработал 12 лет.
В первом письме Косминский отказывается «от работы в организуемом секторе»1. Сейчас трудно сказать, что конкретно имел в виду Е. А. Косминский - отказывался ли только от руководства или хотел полностью завершить работу в коллективе. Учитывая слабое состояние здоровья историка, чем он и аргументирует принятое решение, мы все-таки предположим, что речь шла о полном прекращении работы в секторе.
Изучая биографию Е. А Косминского, можно прийти к выводу, что здоровье ученого никогда не отличалось крепостью. Жалобы на постоянные болезни можно встретить в его переписке с В. Н. Бенешевичем2 в 1930-е гг., в воспоминаниях
0 1940-х гг. его ученика А. П. Каждана3. Однако наиболее сильным ударом по здоровью Космин-ского явились антикосмполитические кампании конца 1940-х гг. По воспоминаниям учеников Евгений Алексеевич крайне тяжело перенес развернувшиеся в стране идеологические чистки, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую деятельность.
Заведуя в конце 1940-х гг. двумя основными центрами советской медиевистики и византини-стики - сектором истории средних веков Института истории АН СССР и кафедрой истории средних веков МГУ, Е. А. Косминский подвергался критике не только как представитель старой школы, являясь учеником Д. М. Петрушевского, но и как руководитель, отвечая, таким образом, за всех своих сотрудников.
Одним из наиболее тяжелых моментов антикосмополитической кампании явилось печально известное объединенное заседание сектора истории Средних веков Института истории АН СССР и кафедры истории Средних веков МГУ
1 АРАН. Ф. 1913. Оп. 1. Д. 101. Л. 6.
2 Владимир Николаевич Бенешевич (1874-1938) - историк, византинист, член-корреспондент АН (1924), репрессирован.
3 Каждан Александр Петрович (1922-1997) - историк-византинист, доктор исторических наук (1961).
23 марта 1949 г., заседание, названное позднее А. Я. Гуревичем4 как «Грехопадение московских медиевистов»5. Е. В. Гутнова, присутствовавшая на заседании, позже вспоминала, что «для кафедры космополитная кампания оказалась переломной. Е. А. Косминский, мучительно перенесший то страшное собрание, где он присутствовал и пытался безуспешно защитить своих сотрудников, отказался от заведования кафедрой. После травли 1946 и 1947 годов он пережил тяжелый инфаркт. <...> Он часто стал часто болеть и в силу своей мнительности, а также усилиями оберегавшей его покой жены как-то замкнулся в себе»6.
Пытаясь сохранить остатки последних сил, не желая больше участвовать в разнузданных собраниях развернувшейся кампании, в 1949 г. Кос-минский покидает пост заведующего кафедрой МГУ, а в 1952 оставляет и пост заведующего сектором Института истории, сохраняя за собою лишь пост руководителя группы по истории Византии.
Но уже через три года, когда встает вопрос о руководстве новым сектором, Е. А. Косминский старается оставить и этот пост. Публикуемые письма являются дополнительным подтверждением этого намерения. Изучая второе письмо, в котором, уступив просьбам коллег, Косминский все же дает согласие на руководство будущим сектором, можно прийти к выводу, что он поступает так лишь из понимания того, что только его фигура позволит коллективу, который он основал и много лет руководил, вступить на новую ступень развития. Сам же Косминский, физически и психологически уставший от кампаний, интриг, руководящей деятельности хочет посвятить имеющееся время научным исследованиям.
Идеологические кампании стали серьезным психологическим испытанием для представителей старшего поколения советских историков. Воспитанные еще дореволюционной профессурой, в условиях складывания новой советской науки, им было тяжело противостоять новому, марксистскому, поколению историков. Представители старого поколения не находили в себе ни сил, ни желания бороться за свои должности, предпочитая сосредоточить свои усилия на науке, стараясь передать руководство научными коллективами следующему поколению.
4 Гуревич Арон Яковлевич (1924-2006) - историк-медиевист, доктор исторических наук (1962).
5 Гуревич А.Я. Грехопадение московских медиевистов.
6 Гутнова Е. В. Пережитое. С. 263.
***
Письма хранятся в Архиве Российской академии наук, в фонде З. В. Удальцовой. Стиль и орфография автора сохранены, сокращенные слова восстановлены в квадратных скобках.
Письма Е. А. Косминского З. В. Удальцовой.
1.
Без даты
Дорогая Зинаида Владимировна,
я подписал письмо Топчиеву1,один экземпляр отправляю ему, другой возвращаю Вам - на всякий случай. Одновременно пишу письмо том же А. Л. Сидорову2.
К своему сожалению я принужден3 отказаться от работы в организуемом секторе. Сил у меня остается мало и их еле хватает на текущую работу. Дело возрождения византиноведения сделано не моими руками, а общими усилиями и я содействовал ему сколько мог - и пока мог4. Я очень благодарен товарищам за их доброе отношение и прошу передать от меня привет.
Ваш Е. Косминский.
Приписка
У Ев[гения]. Ал[ексеевича] что-то с сердцем.
1 Топчиев Александр Васильевич (1907-1962) - ученый-химик, академик АН СССР (1949). В 1955 г. - главный ученый секретарь Президиума АН СССР.
2 Сидоров Аркадий Лаврович (1900-1966) - историк, доктор исторических наук (1943), специалист по социально-экономической истории России нач. XX в. В 1955 г. -директор Института истории АН СССР.
3 Слово написано неразборчиво.
4 Е.А. Косминский сыграл ключевую роль в возрождении отечественного византиноведения - в 1943 г. в Институте истории АН СССР под его руководством была создана
группа по истории Византии.
Завтра в сопровождении врача едем в Москву. Очень меня все тревожит. Привет всем Н.Н5.
АРАН. Ф. 1913. Оп. 1. Д. 101. Л. 6.
2.
19.III.55.
Дорогая Зинаида Владимировна,
обдумав сложившееся положение, я решил согласиться на Ваше предложение, если группа не видит иного выхода. Но я прошу Вас иметь ввиду, что силы мои на исходе, и что группа не должна от меня требовать много, и в частности публичных выступлений. Также не могу я заниматься разрешением всякого рода личных обид и претензий.
Я соглашаюсь только потому, что мне дороги интересы группы, с которой меня связывают много хороших воспоминаний о совместной работе, и я очень ценю доброе ко мне отношение группы. Но я сохраняю за собой право «подать в отставку», если дело окажется мне не под силу или если окажется другой, более удовлетворительный выход. Я не капризничаю и не ломаюсь - мне действительноприходится беречь остатки своих сил. Я это очень почувствовал на последнем заседании в Уч[еном] Сов[ете]. И[нститу]та.
Крепко жму Вашу руку, вся моя надежда на Вашу дружбу и на доброе ко мне отношение членной группы, которым прошу передать мой сердечный привет и благодарность.
Искренне Ваш Е. Косминский.
АРАН. Ф. 1913. Оп. 1. Д. 101. Л. 7-7 об.
5 Надежда Николаевна Косминская, жена Е.А. Косминского.
Список литературы
1. Алпатов, В. М. Член-корреспондент АН СССР Зинаида Владимировна Удальцова (1918-1987) / В. М. Алпатов // Новая и новейшая история. - 2004. - № 6.
2. Гуревич, А. Я. Грехопадение московских медиевистов дискуссия 1949 г. и ее последствия / А. Я. Гуревич // Одиссей: Человек в истории. - М., 2007.
1. Гутнова, Е. В. Пережитое / Е. В. Гутнова. - М.: РОССПЭН, 2014. -Alpatov V. M. Chlen-korre-spondent AN SSSR ZinaidaVladimirovnaUdaltcova (1918-1987) [Corresponding member of AS of USSR Zinaida Vladimirovna Udaltcova (1918-1987)]. Novaia i noveishaia istoriia [Modern and contemporary history], 2004, no. 6. (In Russ.).
2. Gurevich A. Y. Grehopadenie moskovskikh medievistov: diskussiia 1949 g. i ee posledstviia [The Fall of Moscow medievalists. Discussion 1949 г. and its consequences]. OdisseiV Chelovekv istorii [Odysseus: Man in history]. Moscow, 2007. Pp. 341-349. (In Russ.).
3. Gutnova E. V. Perezhitoe [Experience]. Мoscow, ROSSPEN Publ., 2014. 464 p. (In Russ.).
Сведения об авторе
Сашанов Владимир Владимирович - аспирант кафедры истории России и зарубежных стран историко-филологического факультета Челябинского государственного университета. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 210-214.
FROM THE GROUP TO THE SECTOR: THE UNKNOWN PAGES
OF SOVIET BYZANTINE STUDIES (to the publication of the letters of Kosminskii E.A. to Udaltsova Z. V.)
V V Sashanov
Chelyabinsk State University. [email protected]
Published letters and introductory article serve as a study of so far poorly studied process of institutionalization of Soviet Byzantine studies - the creation of the sector of Byzantine history at Academy of Sciences. A key issue of reorganization is a problem of management, examination of which is based on correspondence of Evgeniy A. Kosminskii, in which he refuses, and later agrees to lead the sector. Motivation of his decisions is studied through the prism of his health, which had been undermined by the anti-cosmopolitan campaigns of the late 1940s. It is proposed to consider the ideological campaigns as the most important catalyst for the deterioration of the general physical and psychological state of individual scientists that influenced on the adoption of important decisions of, even after many years.
Keywords: history of historical science; the Soviet Byzantine studies; ideological campaign in the USSR; Kosminskii E. A.; Udaltsova Z. V.
References
1. Alpatov V.M. Chlen-korrespondent AN SSSR ZinaidaVladimirovnaUdaltcova (1918-1987) [Corresponding member of AS of USSR Zinaida Vladimirovna Udaltcova (1918-1987)]. Novaia i noveishaia isto-riia [Modern and contemporary history], 2004, no. 6. (In Russ.).
2. Gurevich A.Y. Grehopadenie moskovskikh medievistov: diskussiia 1949 g. i ee posledstviia [The Fall of Moscow medievalists. Discussion 1949 r. and its consequences]. Odissei V Chelovek v istorii [Odysseus: Man in history]. Moscow, 2007. Pp. 341-349. (In Russ.).
3. Gutnova E.V. Perezhitoe [Experience]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2014. 464 p. (In Russ.).