Научная статья на тему 'От гражданской войны к политической стабилизации: американское участие во внутриполитических процессах в Греции в 1949-1952 гг'

От гражданской войны к политической стабилизации: американское участие во внутриполитических процессах в Греции в 1949-1952 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / U.S. FOREIGN POLICY / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ГРЕЦИИ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ПРАВИТЕЛЬСТВО ГРЕЦИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / А. ПАПАГОС / A. PAPAGOS / GREEK CIVIL WAR / COLD WAR / GOVERNMENT OF GREECE / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Александр Александрович

В статье рассматривается американское вмешательство во внутриполитическую борьбу в Греции в 1949-1952 гг. Усилия американских дипломатов привели к формированию в 1952 г. правоцентристского правительства во главе с маршалом А. Папагосом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Civil War to the political stabilization: American participation in the domestic political processes in Greece in 1949-1952

The article deals with American intervention in the internal political struggle in Greece in 1949-1952. U.S. di plomatic efforts led to the formation of the center-right government at the head of Marshal A. Papagos in 1952.

Текст научной работы на тему «От гражданской войны к политической стабилизации: американское участие во внутриполитических процессах в Греции в 1949-1952 гг»

политическую цель — консолидацию внешнеполитического консенсуса Америки в эпоху создания нового международного порядка.

Примечания

1. Urban G. A Long Conversation with Dr. Zbigniew Brzezinski 'The Perils of Foreign Policy' // Encounter. 1981. V. LVI. № 5. P. 15.

2. Brzezinski Z. The Soviet Union : World Power of a New Type. Address presented at the International Institute of Strategic Studies, Silver Jubilee Annual Conference, Ottawa, Canada, 8-11 September 1983 // Proceedings of the Academy of Political Science. 1984. Vol. 35. № 3.

3. Op. cit. C. 154.

4. Op. cit.

5. Op. cit. C. 158.

6. Brzezinski Z. From Loss of Nerve to Loss of Control. Keynote address at the twenty-fifth anniversary conference of the Center for International Affairs at Harvard University on June 9, 1983 // Brzezinski Z. In Quest of National Security. Boulder and L., 1988. P. 14.

7. Там же.

8. Там же. C. 19.

9. Brzezinski Z. Game Plan. A Geostrategic Framework for the Conduct of the U. S. Soviet Contest. N. Y., 1986. C. 8, 30.

10. Interview #2 given by Dr. Z. Brzezinski to T. Hryshchenko. Audiotaped July 7, 1998, CSIS, Washington D. C.

11. Brzezinski Z. Game Plan. P. 3.

12. Op. cit. P. 3-4.

13. Op. cit. P. 7-8.

14. Op. cit. P. 12-15.

15. Op. cit. P. 25.

16. Op. cit. P. 29.

17. Op. cit. P. 41-49.

18. National Security Adviser Brzezinski Interviewed on "Issues and Answers" // Department of State Bulletin. 1980. V. 80, № 2039. P. 49.

19. Brzezinski Z. Game Plan. P. 55.

20. Op. cit. P. 65.

21. Op. cit. P. 196.

22. Op. cit. P. 244.

23. Op. cit. P. 249-250.

24. Lubowski A. Zbig. Cziowiek, ktyry podminowai Kreml. W., 2011. P. 222.

25. Pipes R. Making Moves on the Geopolitical Chessboard // The Wall Street Journal. 1986. July 15.

26. Сабов А. Топор под компас // Литературная газета. 1986. 5 ноября.

27. Brzezinski Z. Ending the Cold War // The Washington Quarterly. 1989. Vol. 12, № 4. P. 33.

28. Бжезинский 3. Окончилась ли «холодная война»? // Международная жизнь. 1989. № 10.

29. Юнгблюд В. Т. Внешнеполитическая мысль США 1939-1945 годов. Киров, 1998. P. 140-141.

УДК 94

А. А. Калинин

ОТ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ: АМЕРИКАНСКОЕ УЧАСТИЕ ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ГРЕЦИИ В 1949-1952 гг.

В статье рассматривается американское вмешательство во внутриполитическую борьбу в Греции в 1949-1952 гг. Усилия американских дипломатов привели к формированию в 1952 г. правоцентристского правительства во главе с маршалом А. Папагосом.

The article deals with American intervention in the internal political struggle in Greece in 1949-1952. U. S. di plomatic efforts led to the formation of the center-right government at the head of Marshal A. Papagos in 1952.

Ключевые слова: внешняя политика США, гражданская война в Греции, холодная война, правительство Греции, избирательная система, А. Папа-гос.

Keywords: U. S. foreign policy, Greek Civil War, Cold War, Government of Greece, electoral system, A. Papagos.

Реализация доктрины сдерживания коммунизма в Греции потребовала масштабной финансовой помощи со стороны Соединенных Штатов. Наращивая помощь этой стране, Вашингтон столкнулся с проблемой неэффективности греческих властей, что заставило американцев пойти на серьезное вмешательство в греческие внутренние дела и способствовать изменению политической системы страны. Американское вмешательство в греческую внутреннюю политику оказало серьезное влияние на развитие страны в 1950-1970-е гг.

Оценка американского участия во внутренних делах Греции в конце 1940-х - начале 1950-х гг. стала дискуссионным вопросом в историографии. Греческая политика США в американской историографии была подвергнута критике представителями радикально-критической школы. Вашингтон был обвинен в потворстве консервативным силам, способствовавшим установлению в Греции правоконсервативного режима [1]. Весьма

* Статья подготовлена в рамках выполнения программы «Государственные задания высшим учебным заведениям на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов в части проведения научно-исследовательских работ» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», рук. В. Т. Юнгблюд

© Калинин А. А., 2013

своеобразным сочинением является работа выдающего политика, премьер-министра Греции (в 1981-1989 и 1993-1996 гг.) А. Папандреу «Демократия под дулом пистолета: греческий фронт ». Он подверг политику Вашингтона резкой критике, обвинив американцев в последовательной поддержке правых сил. В результате прихода к власти при активном американском содействии А. Папагоса Греция превратилась в колонию США. Папандреу считал, что Соединенные Штаты принесли в жертву греческую демократию ради превращения этой балканской страны в своего военно-политического союзника [2]. Другая группа греческих и американских исследователей оправдывает политику США, связывая ее с американскими интересами национальной безопасности. Для того чтобы не допустить установления в Греции коммунистического режима, американцы вынуждены были пойти на некоторое ущемление суверенитета этой страны и оказывать влияние на ее внутреннюю политику [3].

Гражданская война в Греции завершилась в конце августа 1949 г. разгромом коммунистического повстанческого движения. Однако внутриполитическая нестабильность в стране сохранялась. После смерти в июне 1949 г. престарелого премьер-министра Греции, лидера Либеральной партии Ф. Софулиса не без участия Вашингтона и Лондона пост главы греческого правительства занял нейтральный А. Диомидис.

В связи с перманентной политической нестабильностью все большей популярностью в греческой элите пользовалась идея выхода на политическую арену авторитетного военного, который мог бы сплотить политиков правого спектра. Наиболее очевидной кандидатурой на эту роль был Александрос Папагос — герой войны с Италией 1940—1941 гг. и победитель партизан в 1949 г., обладавший неоспоримыми лидерскими качествами. Политическим советником Папаго-са был С. Маркезинис — лидер Новой партии, имевший также тесные связи с королевским двором. Кандидатура Папагоса на пост премьер-министра рассматривалась Двором еще в 1948 г. В следующем году он был назначен главнокомандующим вооруженными силами Греции, а после разгрома партизан ему было присвоено высшее воинское звание — стратарх, соответствующее фельдмаршалу.

Осенью 1949 г. в греческих политических кругах широко обсуждалась возможность создания до выборов временного правительства во главе с А. Папагосом, которое должно было провести ряд неотложных реформ. Эта идея, публично озвученная в серии статей Маркезинисом, получила поддержку влиятельных политических и экономических кругов. В то же время лидеры либералов и популистов опасались, что успех

Папагоса подорвет их позиции на политической арене. Премьер Диомидис обратился по этому вопросу в американское посольство. Во время беседы с поверенным в делах США в Греции Г. Минором он отметил, что ставка на Папагоса вовлечет в политику армию и королевский двор в ущерб долгосрочной стабильности греческого политического режима. Против идеи назначения Папагоса выступили как американское, так и британское посольства. В итоге Двор принял решение пока держать Папагоса во главе армии, но вне политики. Король Павлос I заверил американцев, что «на сей раз» Папагос не будет участвовать в выборах [4].

Центральное разведывательное управление в феврале 1950 г. не исключало установления в Греции авторитарного режима Папагоса [5]. Соединенные Штаты первоначально относились к Папагосу осторожно, так как он считался сторонником правых сил [6]. «Решение Папагоса» наряду с плюсами таило в себе и опасности. Американский посол в Греции Г. Грейди, который придерживался либеральных взглядов, последовательно выступал против такого варианта, который не способствовал бы утверждению демократической политической системы [7].

Окончание гражданской войны позволило американцам в большей степени сконцентрироваться на проблемах экономического и политического развития Греции. В меморандуме заместителя госсекретаря Дж. Вебба от 6 марта 1950 г. с удовлетворением было констатировано, что с американской помощью проведены некоторые реформы в сфере государственной службы и финансов, однако греческий правительственный аппарат по-прежнему не соответствовал западным стандартам. США, отмечал Вебб, последовательно пытались подталкивать греков к созданию устойчивого, демократического и эффективного правительства [8].

Американцы решительно высказались в пользу проведения новых выборов в греческий парламент, надеясь, что по их итогам будет сформировано сильное и эффективное правительство, которое сможет приступить к реформированию страны. Выборы были также призваны продемонстрировать американскому и мировому общественному мнению, что после разгрома партизан Греция уверенно встала на путь демократического развития.

Сохранить правительство Диомидиса не удалось. Уже в декабре 1949 г. кабинет потряс ряд финансовых скандалов, а 5 января 1950 г. правительство пало в результате отказа лидера Либеральной партии С. Венизелоса его поддерживать. Уже на следующий день Павлос I без консультации с греческими политиками и американцами назначил премьер-министром И. Феотокиса, пра-

вительство которого проработало до мартовских выборов. В планы короля входило и введение мажоритарной избирательной системы, явно призванной способствовать созданию сильного, устойчивого и надежного правительства во главе с А. Папагосом, однако по этому вопросу он столкнулся с противодействием всех политических партий и вынужден был отказаться от этой затеи. Американский и британский послы также не поддержали инициативы короля, но сочли прямое вмешательство несвоевременным. Правительство Феотокиса было встречено резко негативно как греческой прессой, так и ведущими политиками. Лидер Народной партии К. Цалда-рис даже заявил об угрозе установления военной диктатуры [9].

Перед выборами американцы и англичане потребовали отменить наиболее одиозные антидемократические законы периода гражданской войны. Правительство Феотокиса вынуждено было пойти на уступки, и в феврале военное положение в Греции было отменено, как и запрет любой политической деятельности, «подвергающей опасности безопасность государства», также были сняты большинство ограничений на свободу передвижений [10].

5 марта 1950 г. в Греции состоялись парламентские выборы, проходившие по запутанной пропорциональной системе и изменившие политический расклад. По их итогам крайне правая Народная партия К. Цалдариса получила заметно меньше мест, чем на выборах 1946 г., — 62 (18,8% голосов избирателей). Либеральная партия во главе с С. Венизелосом завоевала 56 мест (17,2% голосов), другая центристская партия — Национальный прогрессивный союз центра (ЭПЭК) Н. Пластираса и Э. Цудероса — получила 45 мест (16,4%), Демократическая социалистическая партия Г. Папандреу обеспечила себе 35 мест (10,7%). Демократический блок (А. Сво-лос, И. Софианопулос, Н. Грегориадис), в работе которого принимала участие официально запрещенная Коммунистическая партия Греции (КПГ), получил 9,6% голосов избирателей и 18 мест в парламенте. Всего из 250 мест в парламенте центристские и левоцентристские партии завоевали 157, что было их очевидным успехом. Впервые с 1933 г. правые лишились преобладания в парламенте. Грейди отметил, что выборы прошли в условиях порядка, свободы слова и передвижений [11]. Таким образом, новым трендом греческой политической жизни было некоторое уменьшение поляризации политического спектра и усиление влияния центристских и левоцентристских партий.

Переговоры лидеров центристских партий после выборов завершились принятием решения о формировании коалиционного правительства

во главе с Н. Пластирасом. США поддержали достигнутую договоренность, так как считали, что она будет способствовать достижению большей политической стабильности и позволит сосредоточиться на решении насущных экономических проблем. Американцы фактически сделали ставку на формирование широкого центристского блока, призванного привнести стабильность в греческую политику. 15 марта во время беседы с королем Греции Павлосом I посол США Г. Грей-ди высказался в поддержку кандидатуры Н. П-ластираса на пост премьер-министра Греции и против нового лидера либералов С. Венизелоса [12]. В Вашингтоне считали, что выборы показали колебание общественных настроений в Греции в пользу умеренных политических сил левого фланга и необходимы «новые лица» в греческом правительстве [13]. Однако Павлос, который не любил республиканца Пластираса, участвовавшего в перевороте против его отца короля Константиноса I, сначала попытался предложить пост премьер-министра К. Цалдарису, но затем вынужден был отказаться от этой затеи. Королевский двор безуспешно пытался убедить американцев отказаться от идеи сделать Плас-тираса премьер-министром. Тогда, игнорируя позицию американских дипломатов, король назначил премьер-министром С. Венизелоса и настоял на аннулировании достигнутого соглашения о формировании коалиционного правительства. Теперь новый кабинет, сформированный 23 марта Либеральной партией, стал правительством меньшинства, но был поддержан в парламенте правыми партиями. Такое развитие событий вызвало недовольство в американском посольстве, так как сохраняло внутриполитическую нестабильность. Грэйди в своих мемуарах не скрывает негативного отношения к лидеру либералов, отметив, что «группа под руководством Венизелоса была озабочена исключительно своей политической судьбой» и ее мало интересовала греческая экономика [14]. Поверенный в делах Соединенных Штатов в Греции Г. Минор в телеграмме госсекретарю Д. Ачесону писал, что неожиданное решение Павлоса, который проигнорировал позицию США, вызвало шок в американском посольстве. Дипломат отмечал, что новое правительство будет представлять лишь 20% электората и поддерживаться правыми партиями, пока те считают это целесообразным [15]. Афины обращались через собственное посольство напрямую в госдепартамент в надежде, что в Вашингтоне не в полной мере разделяют позицию американского посольства. Однако там им четко дали понять, что позиция Грейди является и позицией официального Вашингтона [16].

31 марта американский посол послал письмо новому премьер-министру Венизелосу, которое

также было передано для публикации в прессу. Деятельность греческого правительства в экономической сфере в письме была оценена как неудовлетворительная. Грэйди выступил за создание «стабильного и эффективного правительства, поддерживаемого народом и парламентом», способного проводить долгосрочный курс и эффективно использовать американскую помощь. Дипломат осудил «безответственные разговоры о приостановлении работы парламента или новых выборах», что может «только создать атмосферу политической и экономической неопределенности». Грэйди потребовал резкого сокращения правительственных расходов, в том числе на вооруженные силы, установления потолка государственного долга, упрощения и рационализации налоговой системы и поддержки частных инвестиций. В документе давалось понять, что в противном случае американская помощь Греции может быть прекращена [17]. В телеграмме госсекретарю Грэйди писал, что своим письмом он пытается побудить «слабое и безответственное» греческое правительство к действию. Он отмечал, что «мягкое убеждение» не всегда оказывается эффективным при работе «с безответственными политическими деятелями и упрямыми монархами» [18]. Венизелос после появления письма попытался сохранить свое правительство, однако давление Вашингтона с каждым днем усиливалось. В американской прессе стали появляться сообщения, что игнорирование греческими политиками позиции США может иметь негативные последствия для американо-греческих отношений. Надежды Венизелоса, что американцы не прибегнут на этот раз к угрозе прекратить помощь, также не оправдались. Госдепартамент поручил Грейди дать понять Венизелосу, что американская помощь может быть приостановлена. Англичане поддержали позицию американцев. Венизелос оказался в тупике, и его правительство 14 апреля подало в отставку [19]. Правда, Грейди отрицал, что он и глава Администрации экономического сотрудничества П. Портер использовали методы экономического шантажа, чтобы добиться отставки Венизелоса [20].

Греческая пресса и сам король расценили письмо Грэйди как вмешательство США во внутренние дела Греции. Действия Грейди вызвали резкое недовольство Двора, особенно супруги короля Фредерики, вероятно, по настоянию которой Павлос дал интервью, в котором открыто осудил вмешательство американского посла во внутриполитические дела Греции [21]. 14 марта по инициативе короля Павлоса I состоялась беседа его адъютанта и политического советника А. Метаксаса с офицером Центрального разведывательного управления в Афинах, которая продолжалась в течение 5 часов. Метаксас ска-

зал, что король очень встревожен политической ситуацией в Греции и не доверяет Пластирасу. Он также возложил на американское посольство ответственность за обострение политической обстановки и попросил предоставить Павлосу возможность переговорить с президентом Г. Трумэном с целью разрешения кризиса. ЦРУ сообщило о содержании разговора только в Белый дом и госсекретарю Д. Ачесону [22]. Реакция президента на просьбу греческого короля неизвестна, однако 18 марта помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока, Южной Азии и Африки Дж. Макги подготовил меморандум с выводом, что в период политического кризиса в Греции посол Грейди действовал в рамках инструкций. В госдепартаменте поддерживали курс Грейди и решили игнорировать обращения греческого короля и правых политиков [23]. В Вашингтоне считали, что теперь главная опасность для Греции исходит не извне, а изнутри. Так, распад центристской коалиции, по мнению госдепартамента США, мог привести к политическому хаосу и негативно сказаться на реализации программы реконструкции Греции [24].

После отставки Венизелоса греческому королю не оставалось ничего другого, как предложить пост премьер-министра Н. Пластирасу, который сформировал правительство 15 апреля. Г. Папан-дреу стал его заместителем. Однако левоцентристское правительство Пластираса также оказалось неустойчивым, подвергаясь постоянным нападкам со стороны королевского двора.

Среди американцев также не было единства в поддержке правительства Пластираса: его деятельность одобряли американские дипломаты [25], однако глава американской Объединенной группы военных советников генерал Дж. Ван Флит считал это правительство «опасным». Политика Пластираса, особенно амнистирование политических заключенных, по его мнению, способствовала восстановлению влияния прокоммунистических элементов [26]. К августу 1950 г. и госдепартамент разочаровался в правительстве Пласти-раса. Начало Корейской войны привело к изменению американского восприятия ситуации в мире, в том числе и на Балканском полуострове. Главным источником опасности для Греции американцы теперь считали не столько внутреннюю ситуацию, сколько угрозу со стороны Советского Союза и его сателлитов. Соответственно, США сконцентрировались на борьбе с коммунистической угрозой, в том числе внутри Греции. В связи с этим курс Пластираса на умиротворение, попытки проведения амнистии политических заключенных воспринимались все более настороженно [27].

Г. Трумэн после получения известий о нападении Северной Кореи на Южную поделился со

своим помощником опасениями, что следующей целью коммунистов может стать Ближний Восток. Президент назвал Корею «Грецией Дальнего Востока» и отметил, что США должны действовать так же решительно, как в Греции три года назад, чтобы не допустить распространения коммунистической агрессии на Ближний Восток [28].

В новой ситуации Вашингтон явно готов был более лояльно отнестись к возможности назначения А. Папагоса премьер-министром. 31 июля Макги писал Пьюрифою, что политика Пласти-раса в отношении коммунистов и их попутчиков «опрометчива», и рекомендовал изучить возможность формирования более сильного правительства во главе с маршалом Папагосом [29].

28 июня 1950 г. Г. Грейди был назначен послом в Иране. Новый посол и одновременно руководитель американской миссии помощи Греции Дж. Пьюрифой, который прибыл в Афины 22 сентября, был заметно консервативнее либерала Грейди. 25 сентября состоялась встреча Пьюрифоя с греческим королем и королевой. Греческий монарх высказал желание более тесно работать с американским посольством. Пью-рифой обещал поддерживать Павлоса и Фредерику [30].

В августе в Греции разразился новый правительственный кризис. 19 августа госсекретарь Д. Ачесон сообщил посольству в Афинах, что любое правительство с Пластирасом в качестве премьера будет «нежелательно». Ачесон не исключал и возможности назначения новых выборов, но сомневался в целесообразности их проведения по пропорциональной системе, так как они вряд ли привели бы к победе какой-либо одной партии или складыванию долгосрочной коалиции, что могло бы обеспечить формирование устойчивого правительства. Что касается возможного назначения главой правительства Папаго-са, то, по мнению Ачесона, этот шаг мог быть сделан только через парламентские выборы [31]. 21 августа Венизелос вернулся на пост премьер-министра. Пьюрифой заверил его в поддержке американского посольства и обещал не действовать, подобно Грейди в марте [32].

Попытка Венизелоса, которого в этом поддержали американцы, создать центристское правительство провалилась. Вотума доверия парламента получить не удалось. В итоге 13 сентября было сформировано правоцентристское коалиционное правительство, в которое вошли представители Народной партии Цалдариса, Либеральной партии Венизелоса и Демократической социалистической партии Папандреу. При этом коалицию удалось создать только после угрозы короля передать мандат на формирование правительства Папагосу и провести новые выборы с

его участием [33]. Просуществовала эта коалиция лишь до ноября. Венизелос 3 ноября сформировал новый кабинет уже без участия представителей Народной партии.

В целом 1950 г. стал очередным разочарованием для американских дипломатов в вопросе достижения внутренней стабильности в Греции. Правительства Пластираса и Венизелоса — Па-пандреу, не располагая собственным большинством в парламенте, постоянно находились в зависимости от оппозиционных партий, которые могли вынести вотум недоверия. Ситуация с постоянной сменой правительств, далеко не все из которых смогли заручиться поддержкой парламентского большинства, не могла устраивать заокеанских дипломатов. В посольстве США все больше склонялись к мысли, что без новых выборов и устойчивого большинства в парламенте Греция не будет в состоянии эффективно использовать американскую помощь [34].

Дж. Пьюрифой все больше склонялся к поддержке Папагоса, считая, что он может привнести стабильность в греческую политику. 3 ноября 1950 г. состоялась встреча Пьюрифоя и короля Павлоса. Монарх высказал мнение, что очередное греческое правительство во главе с Вени-зелосом недолго продержится у власти и в случае его падения он намерен назначить проведение новых выборов. В качестве кандидата на пост будущего правительства Павлос рассматривал Папагоса, который должен был сформировать блок и имел шансы уверенно победить на выборах. Американский дипломат в целом поддержал планы греческого короля, назвав его решение «оптимальным для Греции», и заверил Павлоса в полной поддержке посольства [35]. Госсекретарь Д. Ачесон в ответ на запрос Пьюрифоя согласился с мыслью, что в рамках существующего парламента невозможно образование никакой долговременной коалиции, поэтому проведение в ближайшей перспективе новых выборов по мажоритарной системе было бы разумной мерой. Ачесон поддержал идею прихода к власти Папа-госа в случае его победы на выборах. Глава госдепартамента выражал озабоченность позицией королевского двора в отношении ЭПЭК и лично Н. Пластираса, подчеркнув, что Вашингтон выступает против любых решений, которые могут привести к очередному расколу греческой политической элиты. Таким образом, госсекретарь вновь подтвердил линию США на противодействие политической поляризации в стране [36]. Американское посольство отслеживало ситуацию вокруг «решения Папагоса» [37].

Очередной правительственный кризис февраля 1951 г. вновь продемонстрировал неустойчивость правительства Венизелоса — Папандреу. Его кабинету удалось заручиться вотумом доверия

во многом по причине того, что правые партии не хотели проведения новых парламентских выборов, опасаясь за их результаты. Отмечался рост популярности ЭПЭК Н. Пластираса при одновременном ослаблении позиций Народной партии. Американцы вынуждены были констатировать, что греческие центристские лидеры не в состоянии достичь жизнеспособной договоренности [38].

В марте госдепартамент поддержал выдвинутую либералами идею объединения Либеральной партии и ЭПЭК, при этом Венизелос становился председателем новой партии, а Пластирас — премьер-министром. Этот план возрождал надежды на формирование устойчивого центра, что создавало предпосылки политической стабильности в стране. Однако эта схема провалилась, как и не удалась попытка Дворца реформировать Народную партию. Позиции популистов продолжали слабеть [39].

Весной 1951 г. отношения Папагоса и короля резко ухудшились. У фельдмаршала были собственные представления о своем политическом будущем и чувство гордости, и он не собирался быть пешкой в политических играх королевского двора. Павлос и особенно его супруга королева Фредерика опасались, что Папагос затмит короля на политической арене, к тому же его влияние в армейских кругах продолжало расти при одновременном ослаблении позиций короля. Так, фельдмаршал имел тесные связи с влиятельной тайной праворадикальной офицерской организацией «Священный союз греческих офицеров» (ИДЕА). Масло в огонь подлили постоянные жалобы Папагоса королю на его ближайшего друга и советника А. Метаксаса. В феврале близкая Папагосу газета опубликовала материал, призванный скомпрометировать советника короля. После этого Павлос окончательно отказался от «решения Папагоса». Американцам он дал понять, что этот вариант им более не рассматривается [40].

Пьюрифой в марте 1951 г. отмечал, что посольство пока не видит причин поощрять «решение Папагоса», если не произойдет ухудшения международной ситуации или все иные средства создать в Греции устойчивое правительство потерпят неудачу. Американский посол отметил также охлаждение Дворца по отношению к Па-пагосу. Ачесон поддержал рекомендацию Пью-рифоя, согласно которой «решение Папагоса» следовало оставить на крайний случай [41].

Госсекретарь в телеграмме американскому посольству в Афинах от 17 мая отмечал, что проведение новых выборов имеет смысл только в том случае, если они приведут к формированию более устойчивого правительства. Госдепартамент выступал за введение мажоритарной системы или,

по крайней мере, за изменение пропорциональной системы таким образом, чтобы уменьшить фракционность греческой политической системы. В Вашингтоне считали, что слияние Либеральной партии и ЭПЭК может привнести большую стабильность в греческую политику и возможен возврат к политической системе, основанной на конкуренции либералов и популистов [42].

В начале мая Венизелос, Папандреу и Плас-тирас предложили провести новые выборы в сентябре. Американцы сосредоточились на продвижении системы большинства с целью предотвратить фрагментацию политических сил, а также пытались укрепить традиционные партии либералов и популистов.

Важным событием в политической жизни Греции стали события 30—31 мая 1951 г., когда была совершена попытка военного переворота в связи с отставкой фельдмаршала А. Папагоса. Король задумал лишить Папагоса его широких полномочий главнокомандующего военного времени. А. Метаксас, который в это время посещал США, дал понять, что скоро фельдмаршал будет лишен единоличного контроля над вооруженными силами. Эта информация быстро дошла до Папагоса, и теперь он был полон решимости уйти в отставку, если король не избавится от Метакса-са. Утром 29 мая Папагос официально подал в отставку с поста главнокомандующего греческой армией. Командование вооруженными силами Павлос возложил на себя лично. Только на следующий день американцы узнали об этом и сразу же предложили Папагосу пересмотреть решение, однако фельдмаршал был непреклонен. Наконец вечером 30 мая об отставке Папагоса объявило афинское радио. В качестве причины было названо «плохое состояние здоровья» [43].

В ответ в ночь с 30 на 31 мая члены ИДЕА предприняли попытку путча: подчиненные им войска вышли из казарм, был занят ряд объектов в Афинах. Инициатива организации путча исходила от командиров среднего звена. В этой ситуации Папагос рано утром 31 мая прибыл в Генеральный штаб и потребовал немедленно прекратить выступление, пообещав также, что против организаторов акции не будет принято никаких санкций. К полудню порядок в Афинах был восстановлен [44]. Сыграл свою роль также отказ некоторых подразделений поддержать мятежников [45].

Пьюрифой попытался убедить Папагоса вернуться на пост главнокомандующего, однако фельдмаршал сослался на позицию короля, который не пожелал искать взаимопонимания [46]. Король в свою очередь отказался уступить требованиям фельдмаршала и заявил американцам, что потерял веру в лояльность Папагоса [47]. 6 июня Пьюрифой официально заявил, что Па-

пагос не согласился отменить свое решение и «греческий народ, благодарный маршалу за услуги, оказанные им Греции, воспользуется его услугами и в будущем». Тем самым, как отмечали дипломаты советского посольства, «госдепартамент США устами своего посла благословил выступление Папагоса на политической арене и показал свое благосклонное отношение к этому варианту» [48]. Вашингтон в условиях новой политической ситуации в Греции склонялся к скорейшему проведению выборов. В госдепартаменте считали, что попытки избежать выборов через расширение правящей коалиции вряд ли что-то дадут [49]. Также важным вопросом, во многом определяющим успех американской программы помощи Греции, госсекретарь Д. Ачесон считал замену пропорциональной избирательной системы на систему большинства [50]. 24 июля было объявлено о создании партии Папагоса, которая получила название Греческий Сбор, сходное с «Объединением французского народа» генерала Шарля де Голля. Фельдмаршал попытался реорганизовать правый политический спектр и в целом добился определенных успехов. В Греческий Сбор активно вступали бывшие члены Народной партии Цалдариса. Также о своем намерении вступить в партию Папагоса сразу же сообщили правоцентристские политики С. Стефанопулос и П. Канеллопулос. Фактически же в свою политическую организацию Папагос предполагал объединить всех политиков, начиная с крайне правых до центристов. Правда, привлечь заметное количество членов Либеральной партии в Греческий Сбор Папагосу не удалось. Фельдмаршала также поддержал издатель влиятельных газет «То Вима» и «Та Неа» Д. Ламбракис [51].

После достижения согласия относительно проведения выборов политическая борьба развернулась по вопросу изменения избирательной системы. Американцы выступали за систему большинства. Принятый в июле закон установил несколько измененную пропорциональную систему, которая давала определенные преимущества крупным политическим партиям. 30 июля был распущен парламент, и на 9 сентября назначены выборы. Папагос немедленно объявил о своем решении в них участвовать. Королевский двор развернул компанию по его дискредитации. В прессе были опубликованы документы, призванные скомпрометировать фельдмаршала. Король публично заявил, что место Папагоса в армии, а не в политике. С целью уменьшить результат Греческого Сбора на выборах Дворец задумал лишить военнослужащих права голоса. Пьюри-фой немедленно довел до сведения Венизелоса и Павлоса свое резко негативное отношение к этой затее, и греческие власти от нее быстро отказались [52]. Американский посол пытался также

нормализовать отношения короля и фельдмаршала. Павлос заверил, что он готов дать Папаго-су мандат на формирование правительства в случае победы Греческого Сбора на выборах, однако не был готов изменить свое отношение к нему [53]. Маневры Дворца вызвали негативную реакцию Вашингтона. Ачесон дал указание Пьюри-фою конфиденциально переговорить с королем по этому поводу [54].

В итоге на выборах Греческий Сбор во главе с Папагосом не смог собрать большинства голосов, получив только 36,5% и 114 из 258 мест в парламенте. ЭПЭК Пластираса вышла на второе место с 23,5% голосов, обеспечив 74 места. Либералы Венизелоса получили только 19% голосов и 57 мест. Центристские партии вместе набрали 46%. Зарегистрированная в августе 1951 г. Единая демократическая левая партия (ЭДА) смогла получить 10 мест в парламенте. Американцы вынуждены были признать, что недооценили Пластираса. Король выступил за формирование трехсторонней коалиции Папагоса, Плас-тираса и Венизелоса, однако фельдмаршал отказался. Пластирас и Венизелос достигли соглашения о формировании коалиционного правительства. Папагос, который не считал устойчивой коалицию Пластираса и Венизелоса, отказался войти в новое правительство и потребовал проведения новых выборов на основе системы большинства. Премьер-министром стал Н. Пластирас, Венизелос — заместителем премьера. Госдепартамент высказывался в поддержку создания коалиции Венизелоса и Папагоса, которые вместе смогли бы создать устойчивое правительство [55]. Новый премьер Пластирас всячески демонстрировал лояльность США и даже говорил американскому послу, что готов свергнуть короля Пав-лоса, если того пожелает Вашингтон. Генерал также заверил Пьюрифоя, что во внешней политике будет следовать советам американцев [56].

В целом итоги выборов принесли разочарование в американское посольство. Пьюрифой считал, что коалиция ЭПЭК и либералов не будет долговременной. В то же время бескомпромиссная позиция Папагоса, который не желал участвовать ни в каких коалициях, делала вариант трехстороннего правительства нереализуемым [57]. В Вашингтоне по-прежнему изучали различные варианты коалиций, которые могли бы привести к формированию устойчивого правительства. В ноябре лучшим вариантом представлялась коалиция Греческого Сбора и Либеральной партии [58].

В конце 1951 — начале 1952 г. внутриполитическая ситуация в Греции оставалась напряженной. Усиливались разногласия между двумя политическими лагерями — правительственной коалицией и оппозиционным Греческим Сбором

Папагоса. В середине ноября резко ухудшилось состояние здоровья Н. Пластираса, что еще больше ослабило правительство ЭПЭК и либералов. В декабре возобновились переговоры между Венизелосом и лидерами Греческого Сбора, однако компромисса достичь не удалось из-за позиции Папагоса, выступавшего за проведение новых выборов [59]. Греческий Сбор избрал тактику дискредитации правительства Пла-стираса как дома, так и за границей с тем, чтобы разрушить парламентское большинство и вызвать крах правительства. Пресса, поддерживавшая Папагоса, развернула громкую антиправительственную кампанию, выдвигая обвинения в том числе и в прокоммунистических симпатиях членов кабинета [60].

Американский посол Пьюрифой многократно совещался с партийными лидерами и королем Павлосом I с целью донести позицию Вашингтона, что только политическая стабильность и национальное единство будут содействовать оказанию американской помощи [61]. Венизелос дал понять американцам, что готов к коалиции с Папагосом, однако он выступал против изменения избирательной системы. Лидер же Греческого Сбора последовательно отстаивал идею проведения выборов на основе системы большинства и соглашался сотрудничать с либералами только после назначения выборов [62].

В этой ситуации США все больше склонялись к варианту прихода к власти Папагоса с целью быстрого решения проблемы хронической политической нестабильности в Греции. В начале года в Вашингтон через дипломатические каналы и по линии ЦРУ поступили тревожные сообщения о неспособности правительства Пластираса стабилизировать политическую ситуацию, новых интригах королевского двора против Папагоса. К тому же оставляло желать лучшего состояние здоровья самого Пластираса, который страдал серьезным заболеванием сердца. Свою озабоченность ситуацией в Греции высказал в беседе с госсекретарем Д. Ачесоном президент Г. Трумэн. Ачесон сообщил президенту о намерении посольства США в Греции оказать давление на короля и греческих политиков с целью включения в правительство Папагоса, а возможно, и проведения новых выборов по мажоритарной системе [63].

Однако давление со стороны американского посольства вызывало все большее сопротивление со стороны греческого монарха и правительства. Павлос отклонил попытки американцев вмешаться в вопросы назначения командного состава греческих вооруженных сил. Король и Венизелос также выступили против идеи проведения новых выборов на основе системы большинства. Глава либералов во время своей встречи с госсекретарем Д. Ачесоном прямо обвинил американское

посольство в стремлении подорвать стабильность греческого правительства в интересах А. Папа-госа. Главе британской дипломатии А. Идену Венизелос сказал, что американцы стремятся свергнуть нынешнее греческое правительство и принудить либералов к союзу с Папагосом [64].

С целью ослабления позиций Папагоса король Павлос и С. Венизелос задумали внести изменения в избирательный закон и вернуться к простой пропорциональной системе. Закон явно был призван лишить фельдмаршала надежды получить большинство мест в парламенте. Королевский двор опасался ослабления своего политического влияния в случае доминирования в парламенте какой-либо одной партии (Папагоса или Пластираса). Посол Дж. Пьюрифой выступил последовательным сторонником мажоритарной системы, основанной на принципе большинства. В марте 1952 г. он публично заявил, что пропорциональная система выборов в стране не будет способствовать стабилизации политического положения. При этом американский представитель аргументировал свое вмешательство возможностью неэффективного использования экономической помощи США. Греческое правительство под давлением американцев вынуждено было отозвать законопроект, уже внесенный в парламент, который предусматривал восстановление простой пропорциональной избирательной системы [65]. Во время беседы с американским послом лидер либералов Венизелос вынужден был заверить, что, хотя он и принимал участие в подготовке законопроекта о пропорциональной системе, у него не было намерений внести его в парламент без предварительной консультации с Пьюрифоем. Посол писал в госдепартамент, что, по его мнению, «есть моменты, когда наше вмешательство в интересах США и американского налогоплательщика должно быть своевременным, твердым и решительным» [66]. Король Павлос впоследствии признавал, что мажоритарная система была принята по настоянию американского посла [67].

На заседании парламента 18 августа 1952 г. А. Папагос заявил, что выборы в сентябре 1951 г. были сфальсифицированы, и потребовал проведения нового голосования по мажоритарной системе. Американский посол также высказался за проведение новых выборов и объявил, что теперь главный вопрос следующий: «Кого желает видеть во главе правительства греческий народ: маршала Папагоса или генерала Пластираса?» Пьюрифой также поддержал заявление фельдмаршала о том, что «коммунисты участвуют в управлении Грецией», указывая на присутствие в парламенте депутатов от Единой демократической левой. Высказывания посла о потребности для Греции устойчивого правительства официально поддержал и госдепартамент США [68].

Заявление Пьюрифоя вызвало новую волну критики со стороны греческой прессы. Газета «Ал-лаги» отмечала, что греческие парламентские круги не скрывают своего возмущения действиями американского посла, который открыто вмешивается в дела страны, указывая не только на необходимость скорейшего проведения выборов, но и даже на то, по какой избирательной системе они должны проводиться [69]. Последнюю попытку убедить американцев не поддерживать Папагоса предприняли король Павлос и королева Фредерика, которые лично, вопреки протоколу, внезапно явились в американское посольство для беседы с Пьюрифоем. Однако повлиять на позицию американцев им не удалось [70].

В телеграмме в госдепартамент от 25 сентября Пьюрифой попытался подвести итоги американской политики в отношении Греции и наметить перспективу дальнейших действий американцев. Посол с удовлетворением констатировал, что США удалось убедить греческих политиков изменить избирательную систему и ввиду высокой неустойчивости правительства Пла-стираса он считал необходимым скорейшее проведение выборов. Пьюрифой высказался за продолжение конфиденциального и осторожного давления на короля и правительство, чтобы не допустить откладывания выборов. В то же время посол выступил за пересмотр прежней тактики американского участия в греческих внутренних делах. Отношения Греции с США должны были в перспективе выстраиваться по аналогии с взаимоотношениями Вашингтона с другими странами НАТО, они должны были становиться «братскими, а не отеческими». Прямое американское давление следовало ограничить только жизненно важными для Вашингтона вопросами и осуществлять его конфиденциально. Предпочтительными каналами американского влияния признавались многосторонние институты, например НАТО [71].

Новая избирательная система была утверждена парламентом в сентябре 1952 г. В Греции устанавливалась мажоритарная система, женщины получили право голоса. Одной из задач реформы было прекращение постоянной ротации премьер-министров. США выступили за скорейшее проведение выборов по новой системе [72]. Пьюрифой дал понять, что правительство Плас-тираса теперь неприемлемо для США [73]. 11 октября кабинет Пластираса ушел в отставку.

На выборах 16 ноября 1952 г. Папагосу, которого открыто поддерживали американцы, удалось выиграть у центристских партий. Греческий Сбор собрал больше 49% голосов и получил 247 из 300 мест в парламенте. ЭПЭК во главе с генералом Пластирасом, несмотря на то что за него проголосовали 36% избирателей, получил толь-

ко 51 место. Единая демократическая левая партия получила около 10% голосов, но из-за мажоритарной системы не смогла обеспечить ни одного места в парламенте. По итогам выборов было сформировано первое после гражданской войны однопартийное правительство. Политический расклад резко изменился. Теперь правительство, опиравшееся на парламентское большинство, обрело стабильность, Греция получила сильного премьер-министра, ослабли позиции королевского двора [74]. Таким образом, к власти в Греции пришло правоцентристское правительство во главе с фельдмаршалом Папагосом, приоритеты которого совпадали с американскими. Но подтвердились и опасения американцев, что Па-пагос будет проводить более самостоятельную внутреннюю политику, избегая советов из-за океана.

Таким образом, американцам удалось решить проблему нестабильности греческих правительств. Пропорциональная избирательная система, пестрота политического спектра приводили к чрезвычайной неустойчивости греческих правительств, что делало невозможным проведение долговременных реформ, без которых, как считали американские советники, нельзя было создать прочный экономический фундамент для поступательного развития страны. Поэтому Соединенные Штаты выступили за переход к мажоритарной избирательной системе, позволявшей создать в парламенте устойчивое большинство. Фактически принятие доктрины Трумэна де-факто означало ограничение суверенитета Греции. Американские дипломаты не останавливались и перед открытым вмешательством в греческие внутренние дела. На политику США заметное влияние оказало также начало Корейской войны. Соединенные Штаты теперь готовы были поддерживать и откровенно недемократические режимы. Приоритетом американцев стало превращение Греции в полноценного союзника для ее участия в «сдерживании коммунизма». Эта цель также была достигнута: в 1952 г. Греция стала членом Северо-Атлантического альянса. В то же время большинство «болезней» греческой политики и экономики не были изжиты. Так, греческий кли-ентелизм не был разрушен в результате американского вмешательства и сохранился вплоть до настоящего времени, явившись одной из причин современных греческих экономических проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соединенные Штаты поддержали Папагоса, а после его смерти в 1955 г. — К. Караманлиса в первую очередь в силу заинтересованности в стабилизации греческого политического режима в условиях холодной войны. Фактически маршал А. Папагос сыграл роль греческого Ш. Де Гол-ля. Правительство Папагоса — Маркезиниса смогло приступить к проведению экономических ре-

форм, сделав ставку на развитие свободной рыночной экономики, считая своим приоритетом интеграцию Греции в сообщество западных стран.

В то же время это решение американцев имело и определенные негативные последствия. Позиция США оказала влияние на последующее политическое развитие Греции. Приход к власти Папагоса законсервировал правый политический режим, усилил позиции армии и означал отказ от любых попыток поиска путей преодоления политического раскола греческой нации. Фактически ставка Вашингтона на правоцентристские силы способствовала ослаблению левого фланга греческого политического спектра и привела к блокированию возможности развития Греции по демократическому пути, а также стала одной из предпосылок установления диктатуры «черных полковников» в 1967 г. Левоцентристская альтернатива, которую олицетворяла коалиция Либеральной партии и ЭПЭК, не реализовалась. С 1952 по 1963 г. Грецией управляли только правые правительства, американцы поддерживали институт монархии как гаранта политической стабильности и лояльности страны Западу. Вплоть до 1962 г. в Греции сохраняло действие репрессивное законодательство периода гражданской войны. Лишь после свержения хунты «черных полковников» в 1974 г. Греция смогла постепенно встать на путь демократических преобразований. Левоцентристское правительство вернулось к власти в 1981 г., когда премьер-министром стал А. Папандреу.

Примечания

1. Amen M. M. American Foreign Policy in Greece 1944-1949. Economic, Military and Institutional Aspects. Frankfurt, 1978; Roubatis Y. P. Tangled Webs: The U. S. in Greece, 1947-1967. N.Y, 1987; Wittner L. S. American Intervention in Greece, 1943-1949. N. Y., 1982; Miller J. E. The United States and the Making of Modern Greece: History and Power, 1950-1974. Chapel Hill (N. C.), 2009; и др.

2. Papandreou A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. Garden City; N. Y., 1970. P. 92-93.

3. Averoff-Tossi zza E. By Fire and Axe: The Communist Party and the Civil War in Greece, 19441949. N. Y., 1978; Jones H. "A New Kind of War". America's Global Strategy and the Truman Doctrine in Greece. N. Y.; Oxford, 1989; и др.

4. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS). 1949. Vol. 6. P. 465-466; Stefanidis I. United States, Great Britain and Greece, 1949-1952: the Problem of Greek Security and Internal Stability: Thesis Submitted for the PhD Degree in International History London School of Economics and Political Science. L., 1989. P. 115-118.

5. Current situation in Greece (ORE 4-50). 2/28/1950. URL: http://www.foia.cia.gov/browse_docs.asp?doc_no=0000258841. P. 5.

6. Papandreou, A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. Garden City; N. Y., 1970. P. 82-83.

7. Miller J. E. Op. cit. P. 25-26.

8. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 344.

9. Stefanidis I. Op. cit. P. 120-122.

10. Ibid. P. 122-123.

11. Papandreou A. Op. cit. P. 83-84; FRUS. 1950. Vol. 5. P. 341; Stefanidis I. Op. cit. P. 127-128; Clogg R. Parties and Elections in Greece: The Search for Legitimacy. L., 1987. P. 24-26.

12. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 345-347; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 82.

13. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 347-348.

14. Jeffery J. S. Ambiguous Commitments and Uncertain Policies: The Truman Doctrine in Greece, 19471952. Lanham (Md.), 2000. P. 223; The Memoirs of Ambassador Henry F. Grady. From the Great War to the Cold War / ed. with an Introduction by John T. McNay. Columbia; L., 2009. P. 149-150; см. также: Papandreou A. Op. cit. P. 84; Miller J. E. Op. cit. P. 27-28.

15. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 351-352.

16. Ibid. P. 355.

17. Department of State Bulletin. Vol. 22, No. 563. April 17, 1950. P. 600-601; FRUS. 1950. Vol. 5. P. 356; DAFR. Vol. XII. Boston, 1951. P. 599-602; Архив внешней политики РФ (далее - АВП РФ). Ф. 566. Оп. 17. П. 492. Д. 179. Л. 48; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 83.

18. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 356-357, 364-365; Jeffery J. S. Op. cit. P. 224.

19. Stefanidis I. Op. cit. P. 137-138.

20. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 364-365.

21. Papandreou A. Op. cit. P. 85.

22. Roubatis Y. P. Op. cit. P. 84; Dimitrakis P. Greece and the English: British Diplomacy and the Kings of Greece. L.; N.Y., 2009. P. 70.

23. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 365-367; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 84-85.

24. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 369-371.

25. См., например: АВП РФ. Ф. 566. Оп. 17. П. 492. Д. 179. Л. 82-83, 105-106.

26. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 380; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 86-87; Wittner L. S. Op. cit. P. 288-289.

27. Stefanidis I. Op. cit. P. 150; Mihalakis E. N. The Greek Internal Conflict in the 1940's: A Dissertation Submitted in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy: Vol. II. Boston (Massachusetts), 1997. P. 353; и др.

28. Jones H. Op. cit. P. 234.

29. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 395-396; Wittner L. S. Op. cit. P. 290; Stefanidis I. Op. cit. P. 152.

30. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 416-417.

31. Ibid. P. 401-402.

32. Ibid. P. 418-422.

33. Stefanidis I. Op. cit. P. 154-157.

34. Miller J. E. Op. cit. P. 35.

35. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 432-433; Mihalakis E. N. Op. cit. P. 356; Stefanidis I. Op. cit. P. 162.

36. FRUS. 1950. Vol. 5. P. 433-435.

37. См., например: FRUS. 1951. Vol. 5. P. 445-446; и др.

38. Ibid. P. 466-469.

39. Ibid. P. 471-472; Stefanidis I. Op. cit. P. 169.

40. Stefanidis I. Op. cit. P. 174-176.

41. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 469-471; Stefanidis I. Op. cit. P. 174.

42. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 474.

43. Stefanidis I. Op. cit. P. 176-178.

44. См., например: Dimitrakis P. Op. cit. P. 71-72; Stefanidis I. Op. cit. P. 178-179.

45. Papandreou A. Op. cit. P. 87.

46. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 476-478.

47. Stefanidis I. Op. cit. P. 180-181.

48. АВП РФ. Ф. 07. On. 26a. П. 59. Д. 13. Л. 7.

49. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 480-481.

50. Ibid. P. 483-485.

51. Papandreou A. Op. cit. P. 88; см. также: Mihalakis E. N. Op. cit. P. 359; Stefanidis I. Op. cit. P. 186-189.

52. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 500-502; Stefanidis I. Op. cit. P. 190-191.

53. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 499-501.

54. Ibid. P. 502-503.

55. Ibid. P. 517-518; Stefanidis I. Op. cit. P. 194195; итоги выборов: Clogg R. Op. cit. P. 27-29.

56. Miller J. E. Op. cit. P. 26-27.

57. FRUS. 1951. Vol. 5. P. 508-509.

58. Ibid. P. 517-518.

59. Stefanidis I. Op. cit. P. 199.

60. Ibid. P. 200-201.

61. АВП РФ. Ф. 595б. On. 1. П. 133. Д. 300. Л. 134.

62. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 780-781.

63. Ibid. P. 782; см. также: Miller J. E. Op. cit. P. 37-38.

64. Stefanidis I. Op. cit. P. 203-206.

65. АВП РФ. Ф. 5956. On. 1. П. 133. Д. 300. Л. 457458, 466; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 115.

66. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 789-790; Miller J. E. Op. cit. P. 38.

67. Roubatis Y. P. Op. cit. P. 115.

68. АВП РФ. Ф. 5956. On. 1. П. 134. Д. 302. Л. 293298, 307; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 114-115.

69. АВП РФ. Ф. 5956. On. 1. П. 135. Д. 303. Л. 1.

70. Miller J. E. Op. cit. P. 39.

71. FRUS. 1952-1954. Vol. 8. P. 806-809.

72. Ibid. P. 807. Новый избирательный закон был одобрен парламентом 12 сентября 132 голосами «за» и 121 «против». При этом Пластирас и Венизелос вынуждены были потребовать от депутатов своих партий, которые выступали за пропорциональную систему, голосовать за закон в порядке партийной дисциплины (АВП РФ. Ф. 595б. Оп. 1. П. 135. Д. 303. Л. 42, 48, 58).

73. Roubatis Y. P. Op. cit. P. 116.

74. Miller J. E. Op. cit. P. 39; Roubatis Y. P. Op. cit. P. 113; итоги выборов: Clogg R. Op. cit. P. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.