DOI 10.22394/1726-1139-2022-5-8-9
§ Реформы в России: £ от Петра Великого до наших дней
о
о Reforms in Russia: from Peter the Great to Present Day
В. А. Шамахов
Советник ректора РАНХиГС, научный руководитель
Северо-Западного института управления РАНХиГС главный редактор, доктор экономических наук
Сегодня на разных уровнях ведется дискуссия относительно решений, принятых российским государством в начале XVIII века по интеграции России в европейский политикум, модернизации промышленности, реформированию системы государственного управления и целого ряда общественных, экономических и правовых институтов, которые предвосхитили преобразование централизованного Московского государства в Российскую империю.
Хорошо известно, что основоположником вышеуказанных преобразований выступил царь Петр Великий, 350-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Но в меньшей степени известны предпосылки, которые сподвигли царя-реформатора предпринять вполне радикальные преобразования российского государства и общества.
Отметим, что сегодня мы бы назвали реформы Петра инновационными, стратегическими, направленными не только на модернизацию экономики, но и на формирование образа будущего России как великой державы, с эффективной системой управления, современными армией и флотом, развитыми гражданскими институтами.
Тем важнее дать научную оценку как ходу проведения реформ, так и их долгосрочным результатам с учетом геополитических и экономических вызовов, которые сегодня требуют ответа со стороны уже Российской Федерации.
Именно такая задача стоит перед научным и профессиональным сообществом при организации VI научного-практического международного Невского Форума в июне 2022 года.
Ключевая тема Форума — это консенсус в обществе при проведении геостратегических реформ, инициированных Россией в вопросах международной стабильности и безопасности, промышленного импортозамещения и технологической самодостаточности, повышения качества жизни населения.
Реализация подобных реформ, равно как и оценка их эффективности, возможны только при условии общественного согласия, при котором власть, бизнес и общество смогут существенно изменить сложившийся в начале 90-х «общественный договор».
Новый «общественный договор» — это договор не о приоритете частного над < общим, а о гармонизации интересов частных и публичных. °
В рамках такого договора общественные отношения во всем их многообразии < не только будут способствовать ответам на запросы российского общества на 3 справедливость и законность, но и обусловят другое (не новое, а другое) качество ^ взаимоотношений власти и общества. ^
В начале XVIII века Россия уже проходила своеобразный «Рубикон», затронувший о все сферы жизнедеятельности общества, современный этап российской истории о вновь ставит нас перед стратегическим выбором. Это не выбор между Востоком и Западом. Это выбор между прошлым и будущим.
Вопрос — что должно измениться в нашем настоящем, чтобы через 300 лет потомки, исследуя Россию XXI века, вновь могли уверенно заявить, что наша страна на фоне экономической блокады, военно-технического противостояния с «коллективным Западом», оголтелой дезинформационной кампании против России не только справилась с гибридной агрессией недружественных стран, но и, проведя реформы по модернизации общества, предопределила новый образ российского государства?
Каким же будет этот образ — предстоит обсудить на Невском форуме, а также на страницах научного журнала СЗИУ РАНХиГС «Управленческое консультирование». До встречи, дорогие коллеги!