Научная статья на тему 'ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА'

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА»

V

От главного редактора

Дорогие коллеги, наши авторы и читатели!

Для этого номера журнала мы выбрали классическую тему русской филологии -художественный текст, ограничив наш интерес произведениями прозаическими. Статьи, составивший этот номер, представляют проблематику в разных аспектах.

Ключевые понятия анализа

художественного текста - автор, адресат, персонаж, другие тексты. При этом трудно говорить об одном, абстрагируясь от других: так, проявления автора практически всегда сориентировано на адресата, продиктовано желанием произвести на него то или иное впечатление. Другие тексты находим в рассматриваемом, и это голоса других авторов или персонажей. Учитывая трудность «разделения неразделяемого», статьи объединили в рубрики, имея в виду центральность тех или иных понятий для конкретного опыта анализа.

Так, главными оказываются автор и адресат в статьях Виктории Генриховны Дидковской, которая анализирует современный женский детектив, и Натальи Викторовны и Анны Максимовых, ведущих речь о классических произведениях и их перекличках с современными. Персонажи оказываются в центре внимания Ирины Венадьевны Башковой, что дало основания поместить ее в рубрику «Персонажная сфера», надо сказать, что персонажи рассматриваются только в одном аспекте -речевого поведения, что вносит важный мотив в лексику произведений.

Особую рубрику - «Качества прозаического текста» - составляет статья Светланы Александровны Соловьевой, которая совсем недавно - в сентябре этого года -защитила докторскую диссертацию о синтаксисе художественной прозы Б. Пастернака. Монтажность - одно из качеств изученной ею прозы, и оно показано в статье этого номера на примере одного из произведений поэта. Думаю, это впечатляющий анализ, тонкий и глубокий, демонстрирующий, как принципы построения художественной прозы корреспондируют с принципами иных искусств.

В нашей традиционной рубрике «Молодые голоса» публикует статью аспирантка Ольга Наволоцкая, она представляет наблюдения над одним стилистическим приемом прозы современного британского писателя, характеризующим его поэтику. Стоит напомнить, что второй молодой голос звучит в статье о проницаемости прозы для чужих голосов, это студентка Анна Максимова.

Если говорить об авторах этого номера, то стоит сказать, что это доктора и кандидаты филологических наук, аспирантка и студентка, представляющие Череповецкий университет, Новосибирские театральный институт и педагогический

университет, Сибирский федеральный университет и, конечно, Новгородский университет имени Ярослава Мудрого.

Круг изучаемых ими художественных текстов оказался не узок: в него вошли женские детективы Т. Устиновой и Е. Михалковой; классические произведения М. Булгакова, Л. Петрушевской, Е. Водолазкина и Гоголя, который перекликается с «литературными потомками»; рассказы В.М. Шукшина; проза Б. Л. Пастернака. Кроме того, в сфере внимания исследователей художественной прозы оказались романы британских писателей - Джоан Харрис и Ника Хорнби. Можно сказать, наверное, что в сложную картину исследований художественного теста наш журнальный номер вносит свои скромные штрихи.

Благодарю сердечно всех, кто откликнулся на приглашение и написал статью для этого номера журнала. Особая благодарность нашим рецензентам - Борису Юстиновичу Норману из Минска и Владимиру Ивановичу Заике из Великого Новгорода.

До новых встреч на электронных страницах нашего журнала!

Т. В. Шмелева

Letter from the Editor-in-Chief

Dear colleagues, our authors and readers!

For this issue of the journal, we have chosen a classical theme of Russian philology: the literary text, limiting our interest to works of prose. The articles in this issue present the problems in different aspects.

The key concepts of literary text analysis are "author", "addressee", "character", "other texts". At the same time, it is difficult to talk about one thing, abstracting from others: for example, the author's manifestations are almost always oriented towards the addressee, dictated by the desire to impress them in one way or another. Other texts are found in the one under consideration, and these are the voices of other authors or characters. Given the difficulty of "separating the inseparable", the articles were grouped into rubrics, bearing in mind the centrality of certain concepts for a particular experience of analysis.

Thus, the author and addressee are the main ones in the articles by Viktoria Didkovskaya, who analyzes the modern woman's detective story, and by Natalia Maksimova and Anna Maksimova, who are discussing classical works and their parallels with modern ones. The characters are in the center of attention of Irina Bashkova, which gave us a reason to place her article under the "Character Sphere" heading; it must be said that the characters are considered only in one aspect - speech behavior, which introduces an important motive into the vocabulary of the works.

A special section, "Qualities of the Prose Text", is comprised of an article by Svetlana Solovyova, who recently - in September of this year - defended her doctoral dissertation on the syntax of Pasternak's prose. Montage is one of the qualities of the prose she studied, and it is shown in the article included in this issue on the example of one of the poet's works.

I consider this analysis impressive, subtle and deep, demonstrating how the principles of the construction of fictional prose correspond with the principles of other arts.

In our regular column "Young Voices" an article by a post-graduate student Olga Navolotskaya is published; it presents observations on the stylistic device of the prose of a modern British writer, which characterizes his poetics. It is worth recalling that the second young voice sounds in an article about the permeability of prose for other people's voices, this is an article by student Anna Maksimova.

Speaking about other authors of this issue, it is worth mentioning that they are doctors and candidates of philological sciences, a graduate student and a student representing Cherepovets State University, Novosibirsk State Theater Institute and Novosibirsk State Pedagogical University, Siberian Federal University and, of course, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

The range of literary texts they studied was not narrow: it included female detectives T. Ustinova and E. Mikhalkova; classical works by M. Bulgakov, L. Petrushevskaya, E. Vodolazkin and N. Gogol, which echoes the "literary descendants"; stories by V. Shukshin; prose by B. Pasternak. In addition, the novels by British writers Joan Harris and Nick Hornby turned out to be in the sphere of attention of researchers of fiction. One can probably say that this issue of our journal brings its own modest touches into the complex picture of research on the literary text.

I sincerely thank everyone who responded to the invitation and wrote an article for this issue of the journal. Special thanks to our reviewers - Boris Norman from Minsk and Vladimir Zaika from Veliky Novgorod.

Until we meet again on the electronic pages of our journal!

T. V. Shmeleva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.