Научная статья на тему 'От философии смысла к философии культуры'

От философии смысла к философии культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СМЫСЛ И КУЛЬТУРА / PHILOSOPHY / MEANING AND CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлова Валентина Дмитриевна, Чупахин Николай Петрович

Применяя алгоритм смыслообразования в области знания, находим четыре базисных уровня культуры социальная, духовная, материальная и понятийная. Они объединяются смыслом взаимно однозначного соответствия потребностей и возможностей. С этой точки зрения, смысл философии культуры на схеме смыслообразования культур определяется пятым уровнем соответствия безграничных потребностей и возможностей. Он называется Vista перспектива, открыт В. Д. Павловой. Это понятие культуры является вершиной пирамиды культурного мира человечества, а исходящее из точки Vista ребра пирамиды определяют изменения направления времени внутреннего (логического) и внешнего (прошлого, настоящего и будущего), а грани пирамиды и плоскости основания пирамиды представляют информационные поля возможностей для объяснения и удовлетворения заданных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF MEANING TO PHILOSOPHY OF CULTURE

Applying the algorithm of meaning in the knowledge there are four basic levels of culture social, spiritual, material and conceptual. They unite meaning one correspondence needs and opportunities. From this perspective, the meaning of the philosophy of culture in the scheme of meaning defined cultures fifth level of compliance unlimited needs and opportunities, called Vista, open V. D. Pavlova. This concept of culture is the pinnacle of the pyramid of the cultural world of mankind, and emanating from the edges of the pyramid point Vista detect changes time direction internal (logical) and external (past, present and future), and the faces of the pyramid and the plane of the base of the pyramid represent the information field of possibilities to explain and to meet specified needs.

Текст научной работы на тему «От философии смысла к философии культуры»

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© В. Д. Павлова, Н. П. Чупахин DOI: 10.15293/2226-3365.1405

УДК 141.1

ОТ ФИЛОСОФИИ СМЫСЛА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

В. Д. Павлова, Н. П. Чупахин (Томск, Россия)

Применяя алгоритм смыслообразования в области знания, находим четыре базисных уровня культуры - социальная, духовная, материальная и понятийная. Они объединяются смыслом взаимно однозначного соответствия потребностей и возможностей. С этой точки зрения, смысл философии культуры на схеме смыслообразования культур определяется пятым уровнем соответствия безграничных потребностей и возможностей. Он называется Vista -перспектива, открыт В. Д. Павловой. Это понятие культуры является вершиной пирамиды культурного мира человечества, а исходящее из точки Vista ребра пирамиды определяют изменения направления времени внутреннего (логического) и внешнего (прошлого, настоящего и будущего), а грани пирамиды и плоскости основания пирамиды представляют информационные поля возможностей для объяснения и удовлетворения заданных потребностей.

Ключевые слова: философия, смысл и культура.

Философский дискурс смысла в конце II тысячелетия новой эры начался с великих открытий, сделанных в XIX и XX столетиях Г. Фреге, Р. Бартом, Л. Витгенштейном, Э. Гуссерлем, К. Юнгом, М. Хайдеггером, Г. Гадамером, Ж.-П. Сартром, Ж. Деррида, Ж. Делезом, Г. Шпетом, М. Бахтиным, А. Лосевым и другими философами. Они заложили основы и открыли такие разделы философии, как аналитическая философия, феноменология, герменевтика, экзистенциализм, постмодернизм. В каждом из разделов предметом изучения стал смысл.

Смысл как соответствие

Современное определение понятия смысла базируется на потребностях и возможностях самого объекта осмысления, а, именно: смысл - это взаимно однозначное соответствие между множествами потребностей и удовлетворяющих их возможностей [1, с. 63].

Процесс обретения смысла представляет собой актуализацию потенциальных возможностей потребностей, с помощью взаимно однозначно соответствующих им актуальных возможностей. Сущность смысла - в актуализации потенциала, т. е. в обретении новых актуальных возможностей.

Павлова Валентина Дмитриевна - соискатель, Томский государственный педагогический

университет.

E-mail: chnp45@mail.ru

Чупахин Николай Петрович - доктор философских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет. E-mail: chnp45@mail.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Образование смысла - четырехступенчатый процесс. Множество смыслов зависит от четырех параметров:

Первый параметр A (от англ. after -после) - послеопределенность явления, феномена, имеющего потенциальные возможности удовлетворять потребности. Овладение потенциалом этого феномена становится целью-потребностью. С философской точки зрения послеопределенность характеризуется как мироосвоение.

Второй параметр N (от англ. nothing -ничто) - неопределенность - это универ-

сальное множество всех возможностей мира. N характеризуется как мировосприятие.

Третий параметр В (от англ. before - до)

- предопределённость - множество гипотез абстрактного представления о явлении А, характеризуется как миропонимание.

Четвертый G (от англ. general - общий)

- всеопределенность - это бытие известных феноменов, с которыми сравнивается А, характеризуется как мировоззрение.

Описание и характеристика шагов алгоритма смыслообразования описана в других работах авторов [1-4] (рис. 1).

Рисунок 1.

Интерпретация алгоритма смыслообразования

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Верхняя часть области определения смысла соответствует внешнему миру по отношению к человеку, а нижняя - его внутреннему миру.

Первый шаг алгоритма

смыслообразования (I) - в левой половине верхней части схемы, посвящен возникновению перед человеком явления послеопределенности А и изучается в феноменологическом разделе философии как проблема социальной культуры.

Социальная культура определяется с помощью функционального разделения общества по общественной значимости людей, материальной принадлежности и духовного осознания жизненной стратегии разума, веры, права и справедливости, искусства, эстетического чувств и этических норм.

Второй шаг алгоритма (II) в левой нижней части схемы - это понятийная культура, которая определяется логикой исследования явления А.

Понятийная культура включает в себя дискурсивную логику структуры мышления человека для удовлетворения абстрактного и конкретного обозначения понятий, т. е. названий любого явления или предмета, выделяя его из общего ряда определений, в каждой из культурных областей человеческого мира.

Обе части левой половины схемы характеризуют понятие потребности, как потенциала явления А. В правой части (III-TV) отображены возможности, актуализирующие потенциал тех же потребностей.

С философской точки зрения, понятие духовной культуры обосновано в гносеологии (III) (см. в нижней правой части рис. 1).

Духовная культура — это отображение внутреннего мира человека посредством

материальных предметов и социальных явлений, включая религиозные верования; для удовлетворения его чувственных и психических потребностей и их воплощения через идейные и реальные возможности.

Материальная культура в ее онтологической интерпретации занимает верхнюю правую часть схемы смыслообразования (IV).

Материальная культура - воплощение в предметной сфере бытия идейного смысла сознания для удовлетворения духовных и социальных потребностей при помощи реальных возможностей.

Заметим, что верхняя половина области - социальная и материальная культура -относится к множеству конкретного в материи. Нижняя половина - понятийная и духовная культура - является абстракцией сознания.

Смысл философии культуры

Исторически наибольшие изменения испытывает идеологическая составляющая культурных течений. Легче и проще всего изменить идею или мысль, если таковая возникает, т. к. она не требует материальных средств и временных затрат. Вместе с тем, именно материальная культура, существуя продолжительное время во внешнем мире, для изменения требует больших средств и времени, и поэтому изменяется не так быстро в сравнении с другими культурными течениями. Но, заметим, что для трансформации элементов и социальной, и материальной, и духовной культуры необходимо возникновение новых понятий или изменение определений и смысла уже используемых понятий во всех этих культурах [5-9].

Таким образом, смеем утверждать, что понятийная культура является

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

52

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

неотъемлемой и вместе с тем необходимой и значимой частью всех названных культур данной схемы смыслообразования.

«Культурфилософия», как назвали её в самом начале образования понятия культуры, возникла вместе с определением понятия человека как биологического вида, наделенного сознанием и абстрактным мышлением. К этому моменту многообразие явлений - интегрированная культурная система (собрание или комплекс языков, наук, религий, искусства, этики и права) существовал в виде носителей смысла в период двадцати тысячелетий, претерпевая различные мировоззренческие подходы, соответствующие периодам создания культуры современным рефлексивным человеком на Западе, Востоке, Индии и Китае. Философские воззрения легли в основу культурного мира, созданного универсальным рациональным мышлением. Впервые перед человеком открылась проблема ответствен-ности за своё существование в глобальном пространстве его разума.

Если мы вернемся к схеме смыслообразования, то увидим, что на первом шаге основным параметром смысла в культуре является неопределенность (N) (рис. 1). В такой неопределенности человек обращается к мировоззрению, доступному тезаурусу своих знаний на уровне мистикототемического менталитета вместо естественных причин наследственных связей, приспосабливая душевный опыт веры к объяснению всех явлений. Система мифов мистическим мышлением компенсировала недостаток представлений в силу отсутствия логики. Позднее эмпирический опыт способствовал возникновению понятий и логических операций, позволяющих отрицать мифические представления. Так, на втором

этапе алгоритма смыслообразования мы видим, что предопределенность (B) миропонимания, наращивание понятийных, не мифологических элементов, ведет к появлению логики. Всеопределенность (G), рассматриваемая как теоретические размышления на третьем шаге схемы смысло-образования, в эмпирическом

миропонимании находит ментальное основание для духовной культуры в виде культурного мира личности.

И, наконец, культурные формы совместной деятельности людей, направленные на жизнеобеспечение, обогащенные идеями логики и теоретического исследования рождают хозяйственно-экономическую, политическую, социальную и правовую культуру. Они стали основными в современной цивилизации информационными носителями смысла, такими, как СМИ, литература, сетевая культура, компьютерная графика, гипер-тексты, сеть Интернет и т. д. Четвертый этап - послеопределенность (A) мироосвоения - это носители информации о смысле, созданные посредством доступных современных достижений техники - а именно, всеобщей коммуникации и компьютеризации всех социальных слоев населения в цивилизованном мире.

Такова, в общих чертах, картина смыслообразования в культуре с точки зрения философии смысла знания.

Вершиной схемы смыслообразования философии культуры следует назвать новый, открытый В. Д. Павловой, пятый уровень -культуру потребностей и возможностей. Культура потребностей и возможностей определяется для всего существующего как объективно реального, так и субъективно-личностного мира людей, животных и самой природы. Одним из феноменологических примеров субъектов понятийной культуры в

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

53

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

современном мире являются люди, условно называемые - индиго, иные, экстрасенсы и т.п.

Только на основании исторического развития социального, духовного,

материального и понятийного аспектов культурного мира человечества возник новый параметр смыслового соответствия безграничных потребностей и возможностей (V - от англ. vista - перспектива), как интегрированный переход от общего к частному. Эта культура как обобщенный образ культурного мира существовала на протяжении всех исторических этапов цивилизации, но именно в XXI в. она проявила себя как реально существующая данность для отображения и использования безграничных потребностей и возможностей. Осознание и желание личности использовать эти невероятные возможности для осуществления насущных потребностей развивают способности человеческого разума определять смысл существования

цивилизации в целом. Таким образом, вершиной пирамиды культурного мира человечества (V), определяющей в схеме смыслообразования перспективу Vista, мы назовем новую культуру потребностей и возможностей.

Схематическое расположение Vista относительно других культур можно рассмотреть на рис. 2. Точка Vista на схеме может перемещаться в любую точку пространства и при этом не изменяет своих функций относительно других культур. Значок О обозначает на схеме эффект перемещения, наложения и проникновения культур во время их пространственного, а также временного вращения в их развитии.

При взаимодействии культур друг с другом, изменения в одной из них влекут за собой изменения в другой. Плоскости, ограничивающие грани пирамиды смысла

© 2011-2014 Вестник НГПУ

философии культуры, являются носителями информационных полей таких возможностей, которые уже могут не только назвать, но и объяснить и удовлетворить заданные потребности.

В схематическом изображении культурных плоскостей на рисунке можно проследить соотношения и зависимости в их взаимодействии, если последовательно или в любом порядке условно накладывать одну плоскость культуры на другую или исключать из рассмотрения одну из культур. Интересно проследить развитие этих отношений или их невозможность существования друг без друга.

Следует понимать, что точек Vista существует бесконечное множество (на схеме изображена только одна точка V для простоты чтения). Ребра перспективы Vista, являясь направлениями времени, обозначают: VA -внешнее прошлое; VB -внутреннее (логическое) время; VG -(реальное) настоящее и VN - (возможное) будущее. Они пересекаются с основанием и определяют информационные поля граней развития и изменения как выше указанных, так и других культур, обозначаемых через V с индексом.

Социальная культура определяет личностные отношения. Понятийная культура призвана определить виртуальное существование явлений феномена. Духовная культура -это знания, доказанные опытом или принятые на веру. Материальная культура является реальным воплощением (носителем) духовных ценностей. А именно, культура потребностей и возможностей есть основа существования всех названных культур, которую можно определить, назвать, логически объяснить и изменить при их взаимодействии друг с другом [10-12]. Каждая из этих культур (социальная, понятийная, духовная, мате-

Все права защищены

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

риальная), может функционально существо- присутствия культуры потребностей и вать только, если выполняется факт возможностей.

Рисунок 2.

Алгоритм взаимозависимости и взаимодействия культур (схематическое изображение образования культурных отношений)

Культура Потребностей и Возможностей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чупахин Н. П. Философские основания и математическая модель смысла знания: монография. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011. - 341 с.

2. Чупахин Н. П. Введение в философию и математику смысла. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - 172 с.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

55

5(21)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

3. Чупахин Н. П. Математика и философия смысла культурного мира. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - 156 с.

4. Чупахин Н.П. Семантический треугольник Готлоба Фреге и семантический тетраэдр в философии смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 59-67

5. Заречнева Н.Г., Чупахин Н.П. Структура теоретического знания и языковая коммуникация // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 6. - С. 32-36.

6. Лелюшкина К.С., Чупахин Н.П. Понимание субъективно личностного смысла как предпосылка обучения иноязычному общению // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - № 6. - С. 146-151.

7. Чупахин Н.П. Расслоенное пространство возможностей как модель смысловой структуры теоретического знания // Вестник Алтайской науки. - 2009. - № 4 (7) - С. 125-130.

8. Чупахин Н.П. Культура научного поиска. - М.: НИА «Наследие Отечества», 2010. - 24 с.

9. Чупахин Н.П. Потенциал и актуализация знания как основания культуры научного поиска // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4 --

10. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Информатизация как средство интеграции науки и образования // Философия образования. - 2008. - № 2. - С. 201-207.

11. Пушкарева Е. А. Знание как основа науки и образования: специфика современного состояния // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 31-35.

12. Пушкарёва Е. А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 74-78

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

с.226-228.

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1405

Pavlova Valentina Dmitrievna, Post Graduate, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation. E-mail: chnp45@mail.ru Chupahin Nikolai Petrovich, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation.

E-mail: chnp45@mail.ru

Applying the algorithm of meaning in the knowledge there are four basic levels of culture - social, spiritual, material and conceptual. They unite meaning one correspondence needs and opportunities. From this perspective, the meaning of the philosophy of culture in the scheme of meaning defined cultures fifth level of compliance unlimited needs and opportunities, called Vista, open V. D. Pavlova. This concept of culture is the pinnacle of the pyramid of the cultural world of mankind, and emanating from the edges of the pyramid point Vista detect changes time direction internal (logical) and external (past, present and future), and the faces of the pyramid and the plane of the base of the pyramid represent the information field of possibilities to explain and to meet specified needs.

Keywords

philosophy, meaning and culture

1. Chupakhin N. P. Philosophical base and mathematical model of the meaning of knowledge. Mono-

graph. Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publ., Germany, 2011. (In Russian)

2. Chupakhin N. P. Introduction to philosophy and mathematics sense. Tomsk, Tomsk State Pedagog-

ical University Publ., 2004. (In Russian)

3. Chupakhin N. P. Mathematics and philosophy of the world cultural sense. Tomsk, Tomsk State

Pedagogical University Publ., 2004. (In Russian)

4. Chukpahin N. P. Semantic triangle by Gotlob Frege and semantic tetrahedron in philosophy of

sense. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 1, pp. 59-67. (In Russian)

5. Zarechneva N.G., Chupakhin N.P. The structure of theoretical knowledge and language communi-

cation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 6, pp. 32-36. (In Russian)

6. Lelushkina K.S., Chupakhin N.P. Comprehension of "Subject-Personal" Sense as a Prerequisite for

Foreign Communication Teaching. Tomsk Polytechnic University Bulletin, 2011. no. 6, pp. 146151. (In Russian)

7. Chupakhin N.P. Foliated space of possibility as a model of meaning structure for a priori

knowledge. Bulletin of Altai scientific, 2009. no. 4, pp. 125-130. (In Russian)

8. Chupakhin N.P. Culture of scientific search. Moscow: NIA Legacy of fatherland Publ., 2010, 24 p.

(In Russian).

9. Chupakhin N. P. Potential and actualization of knowledge as basement of scientific search. Tomsk

State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 226-228. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

PHILOSOPHY OF MEANING TO PHILOSOPHY OF CULTURE

Abstract

REFERENCES

57

2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

10. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Features of modern development of a science in high school:

the theoretical-methodological analysis. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5 (9), pp. 28-36. (In Russian)

11. Pushkareva E.A. Knowledge as a basis of a science and education: specificity of a modern condi-

tion. Philosophy of education, 2007, no. 3 (20), pp. 31-35. (In Russian)

12. Pushkareva E.A. Philosophical thinking for formation of reflexivity of knowledge of educational

process. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 1, pp. 74-78. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.