Научная статья на тему 'От эскиза к картине: тема Великой Отечественной войны в творчестве Г. Ф. Борунова'

От эскиза к картине: тема Великой Отечественной войны в творчестве Г. Ф. Борунова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Г.Ф. БОРУНОВ / АЛТАЙ / ЖИВОПИСЬ / РИСУНОК / ЭСКИЗ / ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ПОРТРЕТ / ВЕТЕРАНЫ / GENNADY BORUNOV / ALTAI / PAINTING / PICTURE / SKETCH / THE THEME OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / PORTRAIT / VETERANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мушникова Е. А.

В статье рассматривается раскрытие темы Великой Отечественной войны в произведениях алтайского художника Геннадия Федоровича Борунова. Отмечается, что эта тема являлась значимой в творчестве художника и опосредованно проходит через многие картины живописца: пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна. В научный оборот впервые вводится и анализируется ряд набросков и портретов с изображением ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, ветеранов села Павловска - родины художника. Автор статьи реконструирует творческий метод и многолетнюю эволюцию замысла Геннадия Борунова, воплотившегося, наконец, в картине «9 Мая. Рядовые Победы» в 2000 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SKETCH TO PAINTING: THE THEME OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE WORKS OF GENNADY BORUNOV

The article examines the development of the theme of the Great Patriotic War in the works of the Altai artist Gennady Borunov. It is noted that this theme was significant in the artist's work and indirectly passes through many of his paintings: landscapes, portraits, plot-thematic pictures. For the first time, a number of sketches and portraits depicting veterans of the 315th Rifle, Melitopol, Order of the Red Banner Division, veterans of the village of Pavlovsk, the artist's birthplace, are introduced into scientific circulation and analyzed. The author of the article reconstructs the creative method and the long-term evolution of Gennady Borunov's idea, which was finally embodied in the painting “May 9. Soldiers of Victory” in 2000.

Текст научной работы на тему «От эскиза к картине: тема Великой Отечественной войны в творчестве Г. Ф. Борунова»



■ • »

ьХГ/

Мушникова Елена Анатольевна

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Российская Федерация

FROM SKETCH TO PAINTING: THE THEME OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE WORKS OF GENNADY BORUNOV

ОТ ЭСКИЗОВ К КАРТИНЕ: ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Ф. БОРУНОВА

со о

о сч о сч

со <

ОС

э ш

I-

ос <

00

£ О

О LO

^ гО $

Q * 187

№3 (18) 2020 elSSN 2518-7767

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Алтайского края в рамках научного проекта 19 - 412 - 220003 р_а «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах».

Acknowledgement: The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Government of the Altai Territory according to the scientific project 19-412-220003 r_a "Explication of the artistic cultural potential of the Altai Territory and determination of the mechanisms of its use in regional and international tourist projects".

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается раскрытие темы Великой Отечественной войны в произведениях алтайского художника Геннадия Федоровича Бо-рунова. Отмечается, что эта тема являлась значимой в творчестве художника и опосредованно проходит через многие картины живописца: пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна. В научный оборот впервые вводится и анализируется ряд набросков и портретов с изображением ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, ветеранов села Павловска - родины художника. Автор статьи реконструирует творческий метод и многолетнюю эволюцию замысла Геннадия Борунова, воплотившегося, наконец, в картине «9 Мая. Рядовые Победы» в 2000 году.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ГФ. Борунов; Алтай; живопись; рисунок; эскиз; тема Великой Отечественной войны; портрет; ветераны.

ABSTRACT

The article examines the development of the theme of the Great Patriotic War in the works of the Altai artist Gennady Borunov. It is noted that this theme was significant in the artist's work and indirectly passes through many of his paintings: landscapes, portraits, plot-thematic pictures. For the first time, a number of sketches and portraits depicting veterans of the 315th Rifle, Melitopol, Order of the Red Banner Division, veterans of the village of Pavlovsk, the artist's birthplace, are introduced into scientific circulation and analyzed. The author of the article reconstructs the creative method and the long-term evolution of Gennady Borunov's idea, which was finally embodied in the painting "May 9. Soldiers of Victory" in 2000.

KEYWORDS:

Gennady Borunov; Altai; painting; picture; sketch; the theme of the Great Patriotic War; portrait; veterans.

Введение

Тема Великой Отечественной войны, а также ветеранов войны, является значимой в творчестве Г Ф. Борунова, и изучение ее раскрытия актуально в контексте современных исследований искусства об этом важнейшем событии в мировой и отечественной истории XX века, процессов исторической и художественной преемственности. Новизна настоящей работы состоит в том, что введен в научный оборот и исследован ряд набросков и портретов, помогающих реконструировать творческий процесс, замысел Геннадия Борунова, динамику воплощения образа войны и отношения к ней. Произведений, прямо изображающих военные действия, у живописца немного, но косвенно эту тему можно проследить во многих его работах. Цель данной статьи — показать творческий метод Г Ф. Борунова при создании многофигурных жанровых композиций на примере картины «Ветераны» и эскизов к ней в контексте произведений художника на тему Великой Отечественной войны. Объектом исследования стали произведения художника, посвященные теме Великой Отечественной войны. Важно отметить, что материал исследования включает ранее не изученные наброски и портреты с изображением ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, ветеранов села Павловска.

Результаты

ГФ. Борунов родился в 1928 году, во время войны был еще ребенком, но в его сердце и памяти навсегда оставили горький след тяжелые годы в тылу, судьба отца-фронтовика. В своих воспоминаниях художник пишет: «День 22 июня изменил судьбу нашего Отечества, каждой семьи, каждого человека. И каждый встретил это по-своему. Для меня те последние предвоенные дни были наполнены обычными мальчишескими заботами — шла сдача экзаменов за шестой класс...» [1, с. 142]. Случайно на остановке автобуса Борунов услышал, как военный рассказывал о том, что Германия объявила войну, люди были в смятении, некоторые не верили, но уже через два дня у военкомата в селе Павловск стояла толпа народа, провожали призывников. «А потом мобилизованные уходили пешком по пыльной песчаной дороге. Неровные колонны медленно двигались через бор, по барнаульскому тракту, а сзади, поднимая колесами тучи пыли, полз обоз. Немногим из уходящих суждено было пройти эту дорогу обратно — в 1945 г. Так начиналась война, таким запомнился мне, деревенскому пацану, тот черный июнь» [1, с. 143].

Впервые к теме войны художник обращается в конце 1960-х годов. Художник пишет портреты прошедших войну людей, выстоявших вопреки всем тяготам, не сломленных ни духовно, ни физически.

Это такие произведения, как «Портрет сибирского богатыря Нестора Козина» (1969) — генерала, Героя Советского Союза; «Ветеран. Портрет отца» (1969) — портрет отца художника, участника Сталинградской битвы, прошедшего войну; «Отец. Портрет Забожанского» (1959-1969) — портрет бывшего фронтовика, прошедшего плен, концлагерь, побег и снова концлагерь, невероятно сильного, могучего человека. Последняя картина стала символом выставки художника, состоявшейся в Москве в 1987 году.

Уже известные искусствоведам произведения «Элеватор на Оби. Хлеб — фронту» (1970), «Элеватор на Оби. Год 1942. Хлеб—фронту» (1985), «Сибирь. Хлеб войны» (2005) художник посвящает труду на земле как залогу победы над врагом в Великой Отечественной войне. Г Ф. Борунов вспоминает, как он, тогда еще школьник, работал на колхозных полях—собирал колоски хлеба, оставшиеся после комбайна, работал на току — лопатил и грузил зерно на обозы, которые отправлялись на элеватор в Шелаболиху. Вспоминает художник, как поразили его тогда эта громада элеватора «чудной архитектуры», притягивавшая к себе взор, подводы с зерном возле нее, мощные голоса пароходов и буксиров, стоявших на реке рядом. «Все это,— пишет художник,— производило неотразимое впечатление, будоражило воображение, а тут еще лозунг над воротами: "Хлеб—фронту". Сколько мы их видали потом, этих лозунгов и призывов, сколько видим сейчас — прочтешь, бывало, и идешь мимо, а порой и улыбнешься про себя. А тот "Хлеб—фронту" был сутью нашей жизни. Ведь у каждого из нас кто-то воевал, каждый слышал о блокадном Ленинграде, да и в Москве и в Барнауле хлеб был на вес золота. Вот и я, признаться, подумал тогда—а может, и отсюда хоть одно зернышко попадет моему отцу» [1, с. 146-147].

Произведения, посвященные ветеранам села Павловск—родины художника, ветеранам-сибирякам, были написаны позже: «9 Мая. Рядовые Победы» (2000); «От советского информбюро» (1990, 2005).

К последней работе Г Ф. Борунов создает целую галерею портретов ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, которая формировалась с 1 марта по 1 июня 1942 года в г. Барнауле и в которую был распределен его отец Ф. Г Борунов. Художник писал о том времени по воспоминаниям отца: «... 2 июня 1924 года дивизия была направлена на фронт. Сначала составы двигались по направлению к Ленинграду, а затем, уже за Волгой, повернули на юг. Некоторое время стояли в Камышине, а в середине августа был дан приказ пешим строем двигаться на Сталинград. Шли по ночам, так как противник постоянно бомбил, и в колоннах

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

1 з

2 4

1. Борунов Г.Ф. Ветераны с нашей улицы.

1969.

Архив семьи Г.Ф. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

2. Борунов Г.Ф. Соседи ветераны из Павловска.

1960. Бумага, карандаш. 32 х 42.

Архив семьи Г.Ф. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

3. Борунов Г.Ф. Трубчанинов Иван Федорович. Город Рубцовск. 1972. Бумага, шариковая ручка. 18 х 12.

Архив семьи Г.Ф. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

4. Борунов Г.Ф. Лихачев Иван Ильич.

Село Краснощеково.

1972.

Бумага, шариковая ручка. 18 х 12.

Архив семьи Г.Ф. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

были большие потери. А под утро 28 августа гитлеровцы прорвали нашу оборону, и в образовавшуюся брешь хлынули механизированные армады врага. Остатки 315-й были разрезаны на две части. Противник вышел к Волге. 724-й полк, в котором был отец, успел пробиться к городу, а спустя несколько дней, во время очередной контратаки под Сталинградом, недалеко от Городища, отец был ранен. Разбило ему локоть, в щепки разнесло

приклад винтовки, но одну из своих "лимонок" рядовой Федор Борунов все же сумел швырнуть во вражеский окоп...» [1, с. 142-144].

В архиве художника сохранилось огромное количество материала для воплощения картины о ветеранах Великой Отечественной войны — мы можем проследить, как менялся замысел художника, как по-разному строилась композиция. На протяжении всей его творческой жизни Г Ф. Борунова

не покидала мечта создать картину о фронтовиках с. Павловска, и первая задумка картины, ее композиция сложилась еще в 1960-е годы. Планировалось изобразить четырех ветеранов с. Павловска — Михаила Трущелева, Александра Алешкевича, Михаила Кольцова и Федора Борунова. На берегу Оби ветераны празднуют Победу, высоко поднимают свои чарки с возгласом «За Победу!». Композиция сложилась сразу, но осуществить художнику ее не удалось, все время заняла работа над полотном «Мои земляки» (1964).

Просматривая альбом художника, мы видим, что идея картины его не отпускает, и эскизы, датированные 1960 и 1969 годами, представляют уже другую композицию — пять портретов ветеранов на фоне с. Павловска (рис. 1; 2).

В 1972 и 1982 гг. совет ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии организовал встречу ветеранов, на которой художнику удалось побывать и сделать большое количество набросков фронтовиков с указанием адреса для того, чтобы можно было в дальнейшем продолжить работу над эскизами (рис. 3; 4).

Изучая эскизы и наброски к картине, мы видим, что после встречи с ветеранами в 1972 году композиция картины складывается как более масштабное, грандиозное произведение, в котором художник стремится максимально запечатлеть лица людей, что вершили Победу (рис. 5; 6). По высказыванию самого художника, в решении этой темы было много общего с произведением Рембрандта «Ночной дозор». Г Ф. Борунов писал: «У меня, увидевшего однополчан отца на этой встрече, созрела композиция картины. Вечер. У входа в гостиницу "Алтай" большая группа ветеранов. Несколько источников света освещают людей. Все это—на фоне фасада гостиницы. А он, надо сказать, архитектурно интересен. Мечты мои о картине крепли. Определилась группировки людей на эскизах, освещение. Решение окончательно сложилось—сделать холст, если не на всю стену, то не меньше, чем 4 на 4,5 метра!» [2, с. 83].

К сожалению, грандиозному замыслу художника не удалось осуществиться, так как на его реализацию требовались немалые расходы, а министерство культуры денег не выделило.

К идее о создании картины о ветеранах Г Ф. Борунов возвращается лишь в 1990-е годы, когда при просматривании своих бумаг в руки ему попадает рисунок, изображающий его отца у дома. Художник писал: «Сидит отец у дома. Склоненная, усталая фигура. На коленях — уставшие руки. Пришли воспоминания о неосуществленном. И тут возникла та искра, о которой я уже говорил раньше. Это был и упрек одновременно: вот всю жизнь прособирался, а картину о ветеранах с родной улицы так и не сделал!» [2, с. 84].

Началась работа над картиной, и, как мы можем видеть из рисунков и эскизов, в сюжетном плане живописец приходит к первоначальной задумке полотна, которая созрела у него еще в 1960-е годы (рис. 7; 8; 9; 10). По воспоминаниям Г Ф. Борунова, такая композиция картины возникла у него от замеченного им эпизода, произошедшего в День Победы в Павловске: «Вдруг и Михаил Трущелев, и Саша Алешкевич, и Михаил Кольцов, и уже немолодой отец мой поднялись и как бы наигранно, но вполне естественно, высоко подняли свои чарки — веселые и бодрые — и с возгласом:

5. Борунов Г.Ф. Эскиз к картине «Ветераны 315-й гвардейской дивизии».

1975. Бумага, шариковая ручка, карандаш. 28,5 х 20.

Архив семьи ГФ. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

6. Борунов Г.Ф. Рисунок к картине «Ветераны».

1972. Бумага, карандаш. 19 х 27.

Архив семьи Г.Ф. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

7 9

8 10

7. Борунов Г.Ф. Рисунок к картине «9 Мая. Рядовые Победы».

Год неизвестен. Бумага, карандаш. 16,5 х 10,8.

Архив семьи ГФ. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

8. Борунов Г.Ф. Рисунок к картине «9 Мая. Рядовые Победы».

Год неизвестен. Бумага, шариковая ручка. 13 х 11,2.

Архив семьи ГФ. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

9. Борунов Г.Ф. Рисунок к картине «9 Мая.

Рядовые Победы». 2003. Бумага, шариковая ручка. 12,5 х 9.

Архив семьи ГФ. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

10. Борунов Г.Ф. Рисунок к картине «9 Мая.

Рядовые Победы». 2003. Бумага, шариковая ручка. 16 х 12,7.

Архив семьи ГФ. Борунова. Фото: Е.А. Мушникова.

"За Победу!" сдвинули их. Настоящая скульптурная группа получилась. И этот миг на всех, а особенно на меня, произвел неизгладимое впечатление. Вот она — непридуманная композиция! Вот они, все свои, знакомые конкретные люди, ликующие лица, ведь они воевали ради своих родных, за свою родную улицу, за этот черемуховый сад.» [2, с. 82].

В 2000 году Г Ф. Борунов заканчивает произведение о ветеранах, которое называет «9 Мая. Рядовые Победы». На берегу Оби, возле дома, художник изображает ветеранов своего родного села Павловска, среди которых его отец Ф. Г Борунов. Перед ветеранами — самодельный столик с незатейливой провизией: пачка папирос, огурцы, бутылка водки. Ветераны празднуют День Победы (рис. 11).

Ранее в диссертационном исследовании нами был проведен анализ данного произведения Г. Ф. Борунова, приводим здесь его фрагмент (публикуется впервые): «В картине даны три плана: первый план — ветераны, второй—дом с развевающимся на ветру красным флагом и третий — уходящая за горизонт лента реки Оби.

В группе ветеранов нет движения, нет и диалога между ними, каждый задумался о своем, вспомнил годы войны, своих боевых товарищей. Ветераны даны в разнонаправленных поворотах, что не нарушает внешнюю статику, но говорит о глубоких внутренних переживаниях каждого из них. Отец художника изображен сидящим возле стола, его взгляд направлен за пределы картинной плоскости, словно туда, где был он много лет назад, под Сталинград, в боевые окопы, госпиталь. Вспоминается, сколько трагедий пришлось пережить на этих дорогах войны, но ощущение тепла дома родного никогда не покидало ветерана. Родной дом с его распахнутыми ставнями, с голубями на крыше давали силу выстоять; дом — это то, что держало их в этом мире, давало сил вернуться. Дом как символ Родины, а развевающийся над его крышей красный флаг — несомненный знак Победы.

За домом мы видим синюю гладь Оби, ясное с белыми облаками небо над домом, которое сгущается в сине-серую массу на горизонте. Образуется как бы два пространства — мирное пространство дома и то неведомое, тяжелое, неопределенное, куда направлены мысли ветеранов. В этой связи вспоминается рассказ Г Ф. Борунова "Ветер. Обь" о впечатлениях детства в 1943 году, когда ему пришлось пережить ненастную ночь на берегу реки. О том, что эти впечатления остались у него на всю жизнь, и с чем они были связаны, художник писал: "У меня перед глазами, как живое, стоит все происходящее тогда. В душе остались и жуткая та ночь на берегу Оби, шум ветра и волн обских, и никуда не уходящее ощущение, что где-то там далеко идет жуткая война"» [3, с. 111].

11. Борунов Г.Ф. 9 Мая. Рядовые Победы. 2000. Холст, масло. 190 х 150. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.Г. Борунов.

Заключение

Рассматривая эскизы, наброски, рисунки и картины Г Ф. Борунова, посвященные Великой Отечественной войне, можем сделать вывод о том, что эта тема была одной из главных для творчества художника и проходила через многие его произведения: пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна. Замысел картины о ветеранах Великой Отечественной войны из села Павловска, родины художника, родился еще в начале творческого пути, а воплотился много позже — в 2000 году. Анализируя рисунки и наброски живописца, мы проследили, как сюжетно и композиционно менялся план произведения.

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Литература

1. Борунов ПФ. Время, запечатленное в красках (Автобиографические записки художника) // Алтай. 1998. № 6. С. 133-159.

2. Борунов ПФ. Земля, где я родился. Барнаул: Алтайский дом печати, 2008. 100 с.

3. Мушникова Е. А. Творческий метод живописца ПФ. Борунова: специфика и факторы становления: дис ... канд. искусствоведения. Барнаул: [Б. и.], 2013. 229 с.

4. Шишин, М.Ю. Жизнь и живопись Геннадия Борунова. Барнаул: Издательский дом «Алтапресс», 2008. 140 с.

5. Эдоков В. Краски родной земли // Алтай. 1979. № 4. С. 74-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

« 3

го

1. Borunov G.F. Vremya, zapechatlennoe v kraskah (Avtobiograficheskie zapiski hudozhnika) [Time Captured in Colors (Autobiographical Notes of the Artist)]. Altai, 1998, no. 6, pp. 133-159. (In Russian). 0 2. Borunov G.F. Zemlya, gde ya rodilsya [The land where I was born]. Barnaul, Altaiskii dom pechati Publ., 2008. 100 p. (In Russian).

g 3. Mushnikova E.A. Tvorcheskii metod zhivopistsa G.F. Borunova: spetsifika i faktory stanovleniya. Diss. kand. iskusstvovedeniya

oj [The creative method of the painter G.F. Borunov: specificity and factors of formation. Cand. Art sci. diss.]. Barnaul, S. n., 2013. 229 p.

(In Russian).

4. Shishin M.Yu. Zhizn' izhivopis' Gennadiya Borunova [Life and painting of Gennady Borunov]. Barnaul, Altapress Publishing House, 2008. 140 p. (In Russian).

5' 5. Edokov V. Kraski rodnoi zemli [Colors of the native land]. Altai, 1979, no. 4, pp. 74-76. (In Russian).

<

<D

TO ■O

с

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Мушникова Елена Анатольевна - кандидат искусствоведения, директор,

Центр языков и культур народов Большого Алтая, Алтайский государственный технический университет

■g им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: mushnikova77@mail.ru

V)

ABOUT AUTHOR: Mushnikova, Elena Anatolievna - Cand. Sc. (Art History), Director, Center for languages and cultures of the peoples of the Great Altai, Polzunov Altai state technical University, Barnaul, Russian Federation.

сч E-mail: mushnikova77@mail.ru

OD

о о

к s

X

ф

ц,

с

>

н

о о с

то н то

^ Мушникова Е.А. От эскиза к картине: тема Великой Отечественной войны в творчестве Г.Ф. Борунова // Искусство Евразии

[Электронный журнал]. 2020. № 3 (18). С. 187-194. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.017. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/57

Mushnikova E.A. From sketch to painting: the theme of the Great Patriotic War in the works of Gennady Borunov. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2020, No. 3 (18), pp. 187-194. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.017.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/57 (In Russian).

Для цитирования

For citation:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.