Научная статья на тему 'От единой профессиограммы специалиста к индивидуальной образовательной траектории (коротко об истории и современной постановке вопроса)'

От единой профессиограммы специалиста к индивидуальной образовательной траектории (коротко об истории и современной постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От единой профессиограммы специалиста к индивидуальной образовательной траектории (коротко об истории и современной постановке вопроса)»

ОТ ЕДИНОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ: КОРОТКО ОБ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ

ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

Е.В. Олесеюк

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Министерство общего и профессионального образования РФ Измайловское шосссе, 4, 105318 Москва, Россия

Современный этап интеграции мировых образовательных сетей сопровождается взаимным обогащением практики высшей школы за счет заимствования лучшего зарубежного опыта. Однако далеко не все полезное и ценное в опыте западных университетов привлекло внимание отечественных историков и педагогов. Так, укрылся от исследователей, в частности, опыт академической мобильности, появившийся в университетской практике ещё в XIX в., который получил широкое распространение во всем образованном мире, но, увы, доныне недоступен нашей высшей школе. Ответ на вопрос о причинах такой устойчивости и консерватизма следует искать в истории отечественног о образования.

Действующий ныне в отечественной высшей школе тип учебного процесса сложился в годы сталинских пятилеток, и он отвечал задачам, стоявшим перед страной и высшей школой. Развернувшаяся модернизация народного хозяйства и обусловленный ею гигантский спрос на квалифицированных специалистов потребовала целой культурной революции для массовой их подготовки. Хлынувший в вузы поток молодежи от сохи, верстака и станка вызвал к жизни соответствующие формы организации их учебы. Так появились известный «бригадный метод», а затем и действующий доныне учебный процесс, и был выработан метод подготовки специалистов "под задачу", принятую в качестве типовой. Дело поставили «на поток», что уже само по себе было новым словом в вузовской практике тех лет, отличавшейся жестко и раз навсегда заданной педагогической траекторией или единой профессиограммой специалиста.

Общий для всех темп учебного процесса в высшей школе служил формой подтягивания отстающих к уровню передовиков. Такая организация высшей школы, объективно обусловленная и необходимая, была единственным ответом на жесткие вызовы времени, не оставлявшего выбора, своего рода проявлением защитного инстинкта и в этом смысле подобием первой сигнальной системы высшей школы страны, оказавшейся в положении осажденной крепости. Она сыграла свою роль и обеспечила исключительно высокие темпы расширенного воспроизводства кадров специалистов, без которых Россия не смогла бы ни создать развитую материально-техническую базу и культуру, ни выиграть Великую Отечественную войну.

Но пришла новая эпоха, и прежняя упрощенная линейная схема повернулась обратной стороной, стала тормозом, убивающим личную мотивацию учебы. Как это часто бывает, достоинства, если на них чрезмерно настаивают, превращаются в собственную противоположность. И организация, некогда служившая делу подтягивания отсталых к уровню передовых, стала формой сдерживания и выравнивания лучших по отстающим. Жизнь с необходимостью требует более совершенной организации учебного процесса, выработки, так сказать, второй сигнальной системы, которая выведет нас на индивидуальные образовательные траектории и даст искомую академическую мобильность, известную всему университетскому миру.

Дело облегчается тем, что в России имеется собственный опыт такого рода, и уже по университетскому уставу 1884 г. студенту предоставлялось на свободный выбор несколько учебных планов и, в зависимости от выбора, по окончании предоставлялся диплом первой или второй степени, что давало право на получении соответственно XII или XIV класса по существовавшей табели о рангах. К сожалению, этот опыт мало изучен и практически неизвестен. Более того, оставлен наукой втуне весьма интересный опыт, известный под названием предметного метода, который внедрялся, вместо традиционного курсового, в начале XX в..На новый метод организации ученого процесса тогда перешли многие вузы страны, и особенно интересный опыт накоплен в МВТУ, в Петербургском, Казанском и других университетах. Широко задуманная и развернутая реформа, увы, не получила завершения в связи с наступившими катаклизмами всемирного масштаба, но её направленность на усвоение лучшего мирового опыта очевидна.

Русские умели учиться и достойно возвращать долги за полученные уроки. Теперь она находит продолжение и развитие в ряде мест и заслуживает самого серьезного внимания и обобщения.

В этом плане интересный эксперимент ведется ряд лет в Саратовском техническом университете, где ввели на старших курсах новый порядок чтения коротких учебных предметов -по 36 часов в неделю на каждый. Речь идет о последовательном прохождении учебных дисциплин и внедрении гибкой и эффективной системы контроля качества знаний в ходе занятий, не доводя дело до экзаменационной сессии. Эффект превзошел все ожидания и, прежде всего, сказался в практическом исчезновении двоек и «вымывании» троек! Такого же рода эксперимент ведется в Саратовской Академии права и ряде вузов Москвы и Ростова.

Интересными идеями из практики Физтеха поделился на страницах журнала «Высшее образование сегодня» (2001. №2) С. П. Капица. Главное преимущество Физтеха - фундаментальное общенаучное образование. В его основе лежит курс физики объемом 1340 часов. Значительное место в курсе занимают занятия в лаборатории, и за б семестров студент должен выполнить 45 работ. Всего в практикуме, который непрерывно обновляется, более 120 разных работ при их общем числе около 470. И курс продолжается без перерыва все шесть семестров, завершаясь заключительным экзаменом. К проведению экзамена привлекаются не только преподаватели кафедры, но и ученые, приглашенные со всех основных кафедр базовых институтов. Таким образом, экзаменуются не только студенты, но и сама кафедра выносит результаты своей работы на суд коллег, что приносит обоюдную пользу, обогащая и тех, и других.

Как видим, одним из условий успеха является основательный курс физики, преподаваемый ежедневно, с интенсивностью не менее 12 часов в неделю. А многочисленные лабораторные и курсовые работы поддерживают постоянно высокое академическое напряжение в учебном процессе. К сказанному можно добавить, что ещё до Физтеха, в самый разгар войны, осенью 1942 г. был создан Московский Механический институт боеприпасов, который позже превратился в не менее знаменитый МИФИ. У истоков вуза стояли выдающиеся государственные и научные деятели JI.Б.Ванников и И.В.Курчатов. Новый институт был в полном смысле слова первопроходцем в создании высокой образовательной технологии, которая позже трансформировалась в «культуру Физтеха», о чем с присущим мастерством пишет С.П.Капица, а до него - с неменьшим блеском академик О.М.Белоцерковский, многолетний ректор Физтеха.

В те же «роковые-сороковые» был создан ещё один институт нового поколения - МГИМО, сначала (1943г.), как факультет международных отношений МГУ, а через год, как самостоятельный институт в системе Министерства Иностранных Дел. Для вуза разрабатывались специальные учебные планы и программы, и одной из важных особенностей их явилось преподавание иностранных языков в течение всех десяти семестров интенсивностью по 18 часов в неделю! В итоге, как свидетельствуют архивы, некоторые выпускники вместо обязательных двух -трех за время обучения осваивали по 6 - 8 языков! И важно подчеркнуть, что это - не языковый вуз, и знания языков давались сверх основной фундаментальной общегуманитарной и профессиональной подготовки. Из общего объема учебной нагрузки в 6.980 академических часов 2.600 отводилось на изучение иностранных языков.

Обращает на себя внимание специально выделенный в учебном плане вуза раздел "Б" с указанием так называемых Альтернативных курсов (обязательных - один на семестр по выбору студента) в течение УП1 - X семестров. Всего таковых было 15. Кроме обязательных курсов, начиная с первого курса, предлагались факультативные (по выбору) курсы, всего их было 26! Важная особенность этого плана состояла и в обилии разного рода спецкурсов на старших курсах (VII - X семестры), по два на каждый семестр, один из них - по страноведению (по группам стран), второй - по выбору студента. На выходе студента ждали государственные экзамены с защитой дипломной работы. Как видим, и здесь налицо выраженные начала академической мобильности.

Таков опыт отечественных вузов третьего поколения, и он весьма поучителен. Не секрет, что в недрах высшей школы таятся огромные резервы, связанные с колоссальным перерасходом образовательной энергии. Формально старт и финиш учебного процесса у нас - едины для всех студентов. Но заделы, с которыми они приходят в вуз, как и способности, трудолюбие, личные устремления каждого - весьма различны, а зачастую просто несопоставимы. В таких условиях общий для всех темп учебного процесса, рассчитанный на слабого середняка, становится тормозом, убивающим мотивацию напряженной учебы, порождает вредную психологию отложенного спроса и другие нездоровые явления, которые слишком хорошо всем знакомы.

Опыт и здравый смысл подсказывают, что если мы хотим воспитать активную творческую

личность, достойного гражданина и высококлассного специалиста, то не можем ограничиться раз навсегда данной профессиограммой, и должны предложить целый спектр индивидуальных образовательных траекторий, ограниченный кругом учебных услуг, которые могут быть обеспечены наличным составом профессоров, а он достаточно широк. Существующие же доныне учебные планы не способствуют развитию творчества в этом направлении. Академическая мобильность, известная всему миру, стучится в окна и двери наших вузов, взывает о востребовании.

Раздробление учебных курсов на исчезающе малые частицы до двух и даже одного часа в неделю, что при неделимости академической пары означает встречу профессора с аудиторией раз в две недели, приводит к бесплодному распылению педагогических усилий. И вместе с тем, нарушает закон прочности знаний К.Д.Ушинского, который учил не браться за десяток наук одновременно и переходить к последующим лишь по окончании предыдущей. А заодно порождает отмеченную ещё Д. И. Писаревым «войну на уничтожение» между преподаваемыми одновременно науками, происходящую в голове учащегося и приводящую к самым негативным последствиям.

Немало непроизводительной растраты учебного времени связано с организацией экзаменов. Несложный расчет показывает, что за счет отказа от громоздких и дорогих экзаменационных сессий, давно утративших роль действенного контроля качества образования, который бы стимулировал напряженную и продуктивную самостоятельную работу, освобождается масса учебного времени, эквивалентная учебному году, с учетом пятилетнего срока учебы. Но ещё больший резерв образовательной энергии высвобождается вследствие отказа от административной роли академической группы и от курсовой принадлежности студента в продвижении по ступеням учебы, выпускающего на свободу могучую силу - личную мотивацию учения.

За счет освободившегося времени и с учетом уже данной на основе действующих учебных планов общенаучной и гуманитарной подготовки, можно обеспечить приобретение второй и даже третьей специальности с выдачей соответствующего сертификата. Это может быть - основательная подготовка по иностранным языкам на уровне синхронного перевода, как поступают, например, в Томском политехническом, предоставляя студентам знания иностранного языка на уровне синхронного перевода. Или, скажем, - специальность программиста, крайне важная для любого выпускника. Или какая-то, подчеркнем, профессиональная подготовка в области литературы, музыки или другого вида искусства, или спорта по выбору студента и т. д. и т. п.

О важности такой организации учебного процесса, равномерно нагружающей оба полушария головного мозга, убедительно сказал С.П.Капица. Левое полушарие человеческого мозга в значительной степени ориентировано на анализ, на линейное, логическое мышление и язык. И недаром, подчеркнул автор, в Физтехе хорошо учат языкам. В математике это отвечает алгебре и анализу, в то время, как геометрия и топология, несомненно, связаны с правополушарными функциями мозга, с преобладанием синтеза и восприятием свойств объекта в целом. Итак, данная пара действует по принципу: формальная логика с ее линейными связями, с одной стороны, диалектическая же, как говорили недавно, а теперь скажем, нелинейная логика, - с другой.

Иными словами, левое полушарий оперирует понятиями, а правое мыслит образами. Следовательно, целостный междисциплинарный охват проблемы должен быть опосредован полноценным участием правополушарного мышления, ответственного, в частности, и за музыкальные способности. Поэтому, подчеркивает С.Капица, четверть студентов Физтеха училась в музыкальных школах. Именно так соседствуют и взаимодействуют интуитивный подход экспериментатора и математизированное мышление теоретика. Система Физтеха, основанная на гармоническом развитии этих двух начал в сознании человека, от которых зависит полнота его творческих возможностей, подобно протуберанцу, устремлена в завтрашний день отечественной высшей школы.

Мы же добавим, что, как утверждают специалисты, гармоничное сочетание вышеупомянутых двух начал вообще свойственно отечественной высшей школе, учебные планы которой основательно нагружены «длинными курсами», в отличие от западной, отличающейся преобладанием «коротких курсов», вооружающих студента практическими знаниями. Дело в том, что выпускники российской высшей школы всегда отличались широтой профессиональных познаний в сочетании с прочностью фундаментальной подготовки. Поэтому они, по свидетельству ректора МГТУ И. Б.Федорова, выигрывают за счет энциклопедической общенаучной подготовки по сравнению с узким прагматизмом и ремесленничеством западной высшей школы.

Здесь, очевидно, уместно будет высказать предположение о том, что типичное для русской

высшей школы активное вовлечение в учебный процесс правополушарного мышления, наверное, возникло не случайно, и отражает особенности русского характера. Тысячелетие православия на Руси не прошло даром, и русские с присущей им соборностью и веротерпимостью, размахом и душевной щедростью создали невиданную многонациональную и многоконфессиональную державу, которая и после развала СССР занимает 13 часовых поясов! В этом уникальном явлении всемирной истории нашли выражение характерные свойства русской ментальности, православной этики, основанные на неискоренимом духе коллективизма, духовного борения, идее коллективного спасения. Все это не вписывается в традиционную линейную схему, но может быть и, без сомнений, будет, описано средствами и языком синергетики.

Образец научного синтеза, который у русских ученых написан на роду, явил гениальный Ломоносов, Д.И.Менделеев разработал периодическую систему элементов, а В.И.Вернадский создал учение о ноосфере. Русским, которые от века - первопроходцы и собиратели народов и земель, оказалось мало земного шара, и они вышли за его пределы. А Ю.А.Гагарин, преодолев силу земного тяготения, вышел в открытое небо и первый из землян увидел нашу планету из космоса. Но до него там побывали мысленно Н.Ф.Федоров - творец философии «русского космизма», и К.Э.Циолковский, создавший теорию межпланетных путешествий и кораблей. Проникнув вглубь мироздания, русские заставили и мирный атом служить человеку, хотя и отстали на целую эпоху в бытовой электронике и технике и вообще в обустройстве обыденной жизни. Словом, русскому мышлению имманентно присущ нелинейный алгоритм, и его важно сохранить и развить в основании отечественной высшей школы.

Новое миропонимание, необходимое в современной жизни, особенно после того, как мы отказались от истмата, может возникнуть только на стыке и в результате взаимодействия естественных и социально-гуманитарных наук. Но именно узкая специализация, при которой анализ превалирует над синтезом, приводит к тому, что в последнее время делалось все меньше попыток обобщений и существенно снизился уровень междисциплинарных исследований. Поэтому нужно приветствовать появление

Следует особо подчеркнуть, что академик Д.И.Трубецков имеет и наметки создания принципиально нового учебного плана для подготовки, скажем, лингвистов и других специалистов новой формации. Имеются к тому же известные предпосылки и в Саратовских Техническом Университете и Академии права, в которых уже ряд лет ведется эксперимент по внедрению интенсивной образовательной технологии. А в Социально-экономическом Университете с нового учебного года открывается историческое отделение, на котором кафедра истории будет выпускающей. Здесь и сам Бог велел апробировать имеющиеся наработки. Это позволило бы, по сути, воспроизвести университетскую реформу, начатую сто лет назад и продолжить лучшие традиции российского вузовского строительства.

Переход на индивидуальные учебные планы и отказ от административных, тягловых, функций академической группы, от общего для всех темпа учебного процесса приведет к освобождению немереной образовательной энергии, равноценной или равновеликой расщеплению атомного ядра. По своему историческому масштабу и значению это будет третьим синтезом высшей школы. Первый состоялся, когда самобытная русская культура вошла в соединение с развитой университетской культурой Запада, и родился русский тип университета, обеспечивший ликвидацию разрыва в полтысячи дет от передовой культуры Запада и вхождение России в университетскую элиту мира. «На западный вызов Петра Россия ответила Пушкиным» (А. Герцен).

Второй - произошел после второй мировой войны, когда Россия замяла ведущие позиции в освоении космоса, и он свидетельствовал о коренном изменении соотношении сил мировом университетском сообществе. Комиссия Конгресса США, изучавшая природу космического прорыва России, шокировала общественное мнение страны заявлением: «Если мы не овладеем русским методом обучения и воспитания молодежи, нам придется овладевать русским языком». И прошедшие затем по планете, не знавшие аналогов по масштабам и глубине преобразований, реформы, когда в 5, 10, даже 20 раз возрастали инвестиции в сферу высшего образования, изменили «университетскую картину мира». Западные университеты в ходе их утрачивали традиционно присущие черты элитарности и корпоративной узости, обретали черты истинной массовости и демократии.

Отказ от излишних стеснений вернет студента в аудиторию. Не физически, а педагогически, ибо он и ныне формально присутствует там, но инертен в ожидании окончания аудиторных занятий и начала экзаменационной сессии, когда его активность резко возрастает. Но вместе с этим

происходит как бы отсечение протекавшего ранее учебного процесса, в ходе которого студента вооружали, скажем, вслед за Капицей, знаниями- умениями, а на сессии он отчитывается за знания-числа. Теперь же в дело вступает решающий фактор учения - личная мотивация. Оба контрагента учебного процесса, подобно электродам при сварке, сближаются, и возникает эффект плазменного шнура - вольтовой дуги. Без сомнения, развитие отечественной высшей школы по означенному сюжету придаст вузовскому строительству новый мощный импульс и обогатит не только отечественную, но и мировую университетскую практику богатым опытом, значение которого невозможно переоценить.

FROM UNIFORM PROFESSIONAL QUALITIES OF THE EXPERT TO AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: SHORTLY ABOUT A HISTORY AND MODERN PRODUCTION OF A QUESTION

E.V. Oleseuk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.